Несмотря на тот факт, что уже не одно ICO (ITO, TGE) было проведено с использованием эстонского фонда в качестве эмитента токенов, правительство Эстонии длительное время удерживалось от заявления официальной позиции по отношению к ICO и его регулирования локальным законодательством (в отличии от того же Сингапура, США, Швейцарии и пр.)

С недавнего времени появилась кое-какая ясность, и в данной статье будет прокомментирована позиция регулятора и описано какие открываются возможности для наших «крипто-предпринимателей».


Если обратиться к регулированию на уровне Европейского союза, то ICO на данный момент прямо не запрещено. Однако в конце 2017 года Европейская организации по ценным бумагам и рынкам (European Securities and Markets Authority, ESMA) выдала резюме ключевых применимых законов и директив ЕС по отношению к ICO.

ESMA предупредила о том, что изучение применимого национального законодательства, получение необходимых разрешений и выполнение применимых требований — это исключительная ответственность компании-эмитента токенов.

В своем уведомлении организация напоминает о соблюдения следующих актов:

1) Директива об управляющих альтернативными инвестиционными фондами (Alternative Investment Fund Managers Directive);
2) Четвертая Директива по борьбе с отмыванием денег (Fourth Anti-Money Laundering Directive);
3) Директива о рынках финансовых инструментов (Markets in Financial Instruments Directive);
4) Директива о проспекте, подлежащем опубликованию при публичном предложении ценных бумаг или их допуске к торгам (Prospectus Directive as regulatory regimes);
5) Директива о рынках финансовых инструментов (Markets in Financial Instruments Directive);
6) Директива о проспекте, подлежащем опубликованию при публичном предложении ценных бумаг или их допуске к торгам (Prospectus Directive as regulatory regimes);

#ICO в рамках национального законодательства Эстонии

Разъяснения финансового регулятора Эстонии (Estonian Financial Supervisory Authority, EFSA) вносят некую ясность в регулирование ICO и криптотрейдинг в целом. EFSA считает, что токены в зависимости от их структуры могут рассматриваться как ценные бумаги в соответствии с определением, изложенным в действующем Законе “О рынке ценных бумаг” (Securities Market Act), а также в Законе “Об Обязательственном праве” (Law of Obligations Act).

Также EFSA объясняет, что токены, которые дают инвесторам определенные права в компании-эмитенте или стоимость которых связана с будущей прибылью или успехом бизнеса, скорее всего, будут считаться ценными бумагами. В этом случае необходимо зарегистрировать соответствующий проспект эмиссии в EFSA. Кроме того, в некоторых случаях деятельность компаний-организаторов ICO, а также лиц, реализующих токены на вторичном рынке, может быть признана оказанием инвестиционных услуг. Осуществление такой деятельности требует наличие соответствующих лицензий и разрешений.

#Криптотрейдинг, организации криптобирж в рамках национального законодательства Эстонии

Согласно постановлению Верховного Суда Эстонии RKHKo 3-3-1-75-15 (доступно на эстонском языке), торговля криптовалютой как хозяйственная деятельность соответствует деятельности по предоставлению услуг «альтернативных платежей».
В соответствии с эстонским законодательством о противодействии отмыванию доходов полученных преступным путем и финансированию терроризма (Money Laundering and Terrorist Financing Prevention Act), для осуществление такой деятельности также требуется лицензия от EFSA.

Недавние же изменения ввели понятие «виртуальной ценности» вместо понятия «альтернативного платежного средства».

Согласно статье 3 части 9:
«виртуальная ценность» (virtuaalvaaring) — это дигитально переводимая, хранимая и торгуемая ценность, которую юридические лица принимают как платежное средство и которое не является законным платёжным средством ни одного государства.

Также предусмотрена услуга кошелька для виртуальной ценности, в котором при помощи криптографии хранится виртуальная ценность (статья 3 часть 10). Для оказания услуг с применением виртуальной ценности и услуг виртуального кошелька требуется получить соответствующую лицензию.

Условия получения лицензии в целом аналогичны тому, что было ранее, но некоторые элементы, которые должны содержаться в соответствующих инструкциях и правилах (в том числе санкционной политике) были уточнены. Компании, ранее получившие лицензию на предоставление услуг «альтернативного платежного средства», могут изменить лицензию на услуги виртуальной ценности путём подачи соответствующего ходатайства. При этом не взымается пошлина и не проверяется правильность необходимых в компании правил и инструкций, а также прочих условий получения лицензии.

Хотим также отметить, что лицензию может получить как эстонская компания, так и компания-нерезидент.

#Банк

Получив данную лицензию, можно открыть для компании счет в эстонском банке. Наша компания работает напрямую с LHV банком.

Требования банка довольно консервативны. Для открытия счета в банке компании, деятельность которой связана с криптовалютой, необходимо иметь действующую лицензию, а услуги банка по ведению счета компании составляет 2000 евро в месяц.
Сотрудничество с подобными компаниями имеет очень высокий уровень риска для банка, поэтому компании, представляющие этот сектор бизнеса, должны пройти очень тщательный процесс комплаенса.

В свою очередь банк не выставляет никаких требований к оборотам компании, которая занимается криптотрейдингом или организовывает биржу. Если биржа позволяет выводить средства в европейский банк на корпоративный счет, то банк это не ограничивает.

Регулирование рынка криптовалюты в Эстонии идет довольно быстро, нерешенных проблем много, но сам факт наличия правовой базы говорит о возможности строить бизнес легально

Резюмируя, Эстония может подойти для:

— Эмиссии токенов в рамках ICO
— Регистрации криптовалютной биржи
— Крипто-трейдинга

Подробную процедуру лицензирования опишем в следующем посте, так как займёт несколько страниц.

Комментарии (0)