Автомобили с роботизированным управлением уже давно являются желанным гостем на дорогах любой страны. Конечно, есть некоторые технические сложности в реализации такого проекта, кроме того, существуют и проблемы законодательного характера. Пока что нигде в мире робомобили не могут ездить без человека-водителя. За рулем обязательно кто-то должен находиться, чтобы в случае возникновения проблемы взять управление в свои руки.
Кое-где автомобили могут быть и без водителя, но за ними обязательно должен быть контроль со стороны удаленного оператора. Но уже с апреля эта ситуация может поменяться. Дело в том, что в Калифорнии, США, собираются разрешить перемещение по дорогам робомобилям без водителей и без участия удаленных операторов. Машины смогут быть
Если какая-то компания начнет работу в качестве оператора роботакси, то ей будет разрешено выпустить весь парк своих робомобилей (конечно, строго установленного образца — модель, набор оборудования и т.п.) на дороги городов Калифорнии. И, похоже, все это начинает изменять сферу коммерческих пассажиро- и грузоперевозок. Если системы без операторов покажут себя хорошо, то, скорее всего, компании постепенно начнут заменять машины с людьми машинами без людей. Это снимает ряд проблем, включая необходимость трудоустройства, выплаты заработной платы, социальных гарантий и т.п.
Роботизированный автомобиль сам по себе недешевое удовольствие, но по мере увеличения их количества и масштабов производства цена будет падать, следовательно, робомобили сможет приобретать гораздо более широкий круг компаний, чем сейчас. Законодательство Калифорнии предусматривает необходимость ведения мониторинга за автомобилями, но здесь уже нет указания к удаленному управлению. Операторы будут наблюдать за перемещениями машин и если что-то идет не так (аварии все же не исключены), сообщать группе быстрого реагирования.
Все это — отличная новость для компаний вроде Phantom Auto, которые планируют заменить автомобили с водителями роботизированными системами. В краткосрочной перспективе Phantom Auto планирует снизить количество аварий на дорогах. Дело в том, что число аварий с участием робомобилей крайне мало. С одной стороны, это можно объяснить тем, что и автомобилей с автономной системой управления еще пока не слишком много, но с другой — они действительно редко попадают в проблемные ситуации. А если и попадают, то по вине водителя иного транспортного средства.
В идеальном варианте служба роботакси работает в полностью автономном режиме, и лишь изредка оператор связывается с пассажирами для предоставления консультации или оказания помощи. Отслеживание параметров автомобиля и его местонахождения осуществляется при помощи системы специализированных датчиков и сенсоров, которые передают информацию в центр.
Понятно, что Phantom Auto — не единственная компания, которая планирует вывести на дороги Калифорнии роботизированные автомобили. В этом заинтересованы и другие компании, включая Google (Waymo), General Motors, Uber и другие. Стоит отметить, что Waymo запустила свои робомобили в ограниченный тестовый «забег» в ноябре 2017 года. Пока что машины компании показывают себя отлично.
В настоящее время планирует запустить собственный сервис таких машин и компания General Motors, причем это не планы в вакууме, а вполне реальный проект. Все начнется с небольшого числа машин, и если дело пойдет гладко, то в Калифорнии появится сразу несколько роботизированных такси-сервисов и сервисов грузоперевозок, где не будут работать водители-люди. У GM этой задачей занимается подразделение Cruise. Первый пилотный проект компании будет работать в Сан-Франциско (тестовые забеги уже проводились), а затем GM планирует запустить сервис и в Нью-Йорке.
По мнению многих экспертов, роботизация пассажирских и грузоперевозок поможет снизить стоимость услуг транспортных компаний, причем весьма значительно. Машины смогут колесить по дорогам круглосуточно, не зная усталости и не требуя перерывов. Кроме того, если аварий будет немного, снизится и объем операционных расходов, которые обычно идут на обслуживание поврежденных машин, пострадавших в инцидентах.
На данный момент разрешение опробовать свои робомобили на дорогах разных регионов в «полевых условиях» получили уже 50 компаний.
Комментарии (47)
VIPDC
28.02.2018 06:38Отец таксист, рассказываю ему про это (ему 60 на пенсии бомбит для души, хобби у него такое), не верит говорит фигня невозможно. Показываю виде смотрит с сомнением, но говорит что лет через 50, особенно не верит в замену дальнобойщиков.
Я думаю критическая масса изменений накоплена, и всё будет как с сотовыми телефонами, лет за 5 появится море проектов и пройдет обкатка и притирка. А потом с учётом жизненного цикла авто пойдет массовая замена всего транспорта в том числе и обще стенного автономным.
alexmeloman
28.02.2018 06:57+1дальнобойщиков надо не роботами заменять, а железнодорожным транспортом. А фуры запрещать в 90% случаев. ЖД — и экологично, и дороги не портят. А вот железнодорожный первым на роботов переводить, включая трамваи.
VIPDC
28.02.2018 07:38НА жд все это есть, и автомашинист и автодиспетчер, там есть нюансы в виде ретроградства и эксплуатации на пределе мощности всего оборудования практически без запаса прочности.
black_semargl
28.02.2018 10:21ЖД штука хорошая, но всё портят проблемы совместимости — необходимость поддерживать технические решения двухвековой давности.
Да и количество единиц транспорта подлежащих автоматизации невелико. Т.е. затраты на единицу в разы выше.RaphZak
28.02.2018 12:34Стало интересно какие решения двухвековой давности вас не устраивают в ЖД?
VIPDC
28.02.2018 12:48Повсеместное использование ручных тормозных башмаков в т.ч и на локомотиве (используются с 1859 года), автосцепка СА-3 (вроде как тоже родом из 1873 г.), тормозная система (1869 г.).
Так что всё живо работаетMasMaX
28.02.2018 13:00А какая есть альтернатива башмакам? Стояночный тормоз в локомотиве и так есть, башмак это подстраховка ведь. Тормоза ведь пневматические и в случае потери давления они блокируются жестко.
VIPDC
28.02.2018 13:21«они блокируются жестко.» только не надолго, минут 0-30 в зависимости от уклона и качества вагонов. А может электричество пропасть и воздух уйти и т.д.
MasMaX
28.02.2018 14:05Как раз наоборот. Если воздух из системы выходит — тормоза блокируются. Это принцип работы всех тормозов такого типа, в том числе и на грузовых авто. Чтобы привести поезд в движение компрессор должен накачать воздух в систему и тормоза отпускают.
VIPDC
28.02.2018 15:56Они блокируются за счёт воздуха в резервном резервуаре, это называется автотормоза непрямого действия.
Но поверьте в тормозной системе вагона такие зазоры что тормоз очень быстро отпускает.pasetchnik
28.02.2018 16:06Интересно, что помешало сделать систему как на грузовиках, где тормоза, насколько я помню, работают за счет пружины, а «растормаживаются» воздухом. (т.е. нет воздуха — с места не сдвинешь)
VIPDC
28.02.2018 16:11Тормоза на машинах сейчас вакуумные, попробуйте на незаведенной машине что то выжать. Есть ручник, да там трос и пружины, на вагоне тоже есть ручной тормоз, если его затянуть на всех 70 вагонах это замена 10 башмаков (в теории 5 осей вместо одного башмака, но практика это опровергает)
pasetchnik
28.02.2018 16:26Я говорю не про тормоза на легковушках. Там вакуумный усилитель и с заглушенным двигателем тормоз вполне успешно срабатывает, за счет тросса только требует гораздо больших усилий.
Я же говорил про основной рабочий тормоз на грузовых а/м КАМАЗ, например.
Там нет тросса — только воздух, который подается в тормозной цилиндр и «растормаживает» колодки.
Без давления же колодки зажаты и сдвинуть машину с места невозможно.
MasMaX
28.02.2018 16:44Почитайте как работает стоп-кран в поезде. Он выпускает воздух из системы.
VIPDC
28.02.2018 17:04Он спускает воздух из основных резервуаров, и вспомогательный затормаживает, но из за утечек он растормаживается.
pasetchnik НА машинах есть такие же резервуары, просто там точность лучше и качество, соответственно почти нет утечек. пассажирские вагоны в хорошем состоянии могут часами стоять, с грузовыми все не так здорово.
Поверьте мне я работал составителем и катался на вагонах, и работал на горке, где спускаешь воздух из резервного резервуара чтобы он с горки катился.
Ещё раз это и называется автотормоза непрямого действия. Т.е тормоза прижимаются не давлением воздуха в системе, а в результате его падения.
RaphZak
28.02.2018 13:01Наверное я не смог донести вопрос. Что именно не устраивает в этих решениях? Если они выполняют свою работу. То что они не автоматизированы и приходится делать вручную?
Тормозные башмаки как я помню ставятся только при длительной стоянке, как дополнительное средство безопасности, во время маневров их обычно не ставят.
Автосцепка — так она автоматическая, с минимальным использованием ручного труда.
Тормозная система как я помню пневматическая, без участия человека. Хотя при необходимости тормоза можно вручную крутить.VIPDC
28.02.2018 13:30То что они не автоматизированы и приходится делать вручную?
Нет автоматизации для данных устройств с сопоставимым с ручным уровнем надежности, и сопоставимой ценой.
Тормозные башмаки как я помню ставятся только при длительной стоянке, как дополнительное средство безопасности, во время маневров их обычно не ставят
\
Их ставят всегда и везде, до недавнего времени разрешали под пассажирские вагоны до 20 минут не ложить. А так их не просто ложат, на них ещё надо обязательно колесо накатить.
Но это пол беды, решения есть не очень надежные и очень дорогие. Проблема в поезде на перегоне, электричество пропало, воздух ушел и 6300 тонн железа покатились в направлении уклона. Погуглите «Лак Мегантик жд катострофа»
Автосцепка — так она автоматическая, с минимальным использованием ручного труда.
Она как раз полуавтоматическая. Она автоматически только сцепляется (и то не всегда), для расцепа на локомотивах ставят устройства расцепа, но тоже так себе надежность. Самая проблема на горках, даже на самых супер автоматизированных человек вилкой расцепляет вагоны.
P.S. Ручные тормоза на вагонах можно затянуть только в затороможенном воздухом состоянии, и даже при этом в реальности на грузовых вагонах они почти не держат, это больше атавизм и на самый крайний случайiproger
28.02.2018 17:47Интересно было почитать. А я знаю почему такое происходит — от любви делать линии с опасными грузами через города. А че, дешевле же, подумаешь там.
VIPDC
28.02.2018 18:08Обычно, город строят рядом с линией, особенно в Северной Америке.
Изучал этот инцидент, самое смешное что предупреждающее действие по итогам расследования была замена материала прокладок в тепловозе, что было бы у нас просто представить страшно.
Впрочем текущая ситуация и есть результат мер после таких случаев как Тальменка-Литвино, Свердловск сортировка, Поселок железнодорожников и т.д.iproger
28.02.2018 18:50Я как раз наслаждаюсь 40 поездами в неделю гружённых десятками тысяч тонн нефти с гудками в любое время дня и, особенно, ночью.
Извините, накипело.
Hardcoin
28.02.2018 12:55Да, запрещать — это круто. Половина торговли встанет, зато кто-то доволен будет — запретили.
ariklus
28.02.2018 13:05На ЖД и в авиа уже практически все неаварийные ситуации и часть аварийных могут обработаться автопилотом. Другое дело что с учетом меньшего кол-ва единиц техники и большей чем у автотранспорта ответственности водителя (людей/ценного груза на одного водителя) продолжать использовать людей как обработчиков нестандартных ситуаций в паре с автопилотом дешевле.
VIPDC
28.02.2018 13:32Согласен, это ключевое одно дело даже автобус или фура до 50 тонн с тормозным путем несколько метров, другое дело поезд 6000 тонн и тормозным путем от 400 метров.
ariklus
28.02.2018 14:13Тут дело не в тормозном пути а в цене дублирования и дополнения автопилота живым человеком. Авиа и жд компании везут много груза и имеют большие инфраструктурные расходы, так что подруливающий человек-два не является значимой статьей расходов при транспортировке. А вот у фур, маршруток и прочих такси расход на оплату труда водителя съедает львиную долю прибыли.
VIPDC
28.02.2018 16:12Затраты на машиниста это примерно 10% от тарифа, что очень много.
ariklus
28.02.2018 16:45Ого Это сколько в месяц? Я думал меньше с учетом того сколько в среднем поезде пассажиров или вагонов с всякой всячиной. А то навскидку дюже много выходит.
VIPDC
28.02.2018 17:09Лень писать было:
Условный маршрут Кузбас — Владивосток 3600 км, плата примерно 2,5 млн руб
Условный бригада час с ЕСН и прочим 2000 руб
Маршрутная скорость 400 км/сут, итого примерно 6 суток (144 часа)
144*2000=288 тыс рублей
С пассажирами вообще мрак, там и вагонов мало и проводникам ещё плати, все пассажирские жд перевозки планово убыточные.ariklus
28.02.2018 17:21Задача бригады — чисто управление поездом или еще и всяческая техподдержка?
Потому что я говорю чисто о стоимости замены чувака который «рулит» машиной. В случае самолета — это пилот (2 шт.), но не всякие бортпроводники или бортинженеры. Сколько людей занимается непосредственно управлением поездом (тем что можно аутсорсить автопилоту) — не знаю, поэтому и спрашиваю.VIPDC
28.02.2018 17:35Задача бригады кроме непосредственно вождения поезда и выполнение команд дежурных по станциям и поездных диспетчеров:
Мелкий ремонт
Осмотр состава при ЧП
Помощь пострадавшим (сбитым)
Отцепка/прицепка (автосцепка, тормозная магистраль)
Закрепление состава на перегоне при отсутствии напряжения в сети
Визуальный осмотр встречных составов
ТО-1 локомотива
В основном как уже писал ниже, слишком много форсмажёра связанного с выходом из локомотива.
Конечно, уже сейчас ездят в одно лицо, возможно в будущем будет просто сопровождающий стоящий в два раза дешевле машиниста, но пока выгоднее машинист.
tretyakovpe
28.02.2018 09:56+1В таком авто только и делать что употреблять пищу, смотреть телик, играть в игры. Но вместо крутого эргономичного столика, два жалких подстаканника и абсолютно бесполезное торпедо.
makufulai
28.02.2018 13:11И в дтп мне в лицо прилетит стол/бутылка воды/ноутбук/приставка/что я там достал, потому-что мне скучно? В автомобиле всё должно быть прибито к полу и подальше от человека.
pasetchnik
28.02.2018 15:19Кстати, тут можно придумать что-нибудь интересное в качестве компромисса.
Например монитор на расстоянии метра — на уровне лобового стекла. (подушка должна выстреливать в промежуток между монитором и лицом)
А в качестве органов управления — легкая клавиатура с тачпэдом или тот же джойпад, который улетает под ноги
И быстро подключить к этому безобразию свой ноутбук / приставку, расположеные в спец. ящике сбоку от пассажира — уже сейчас не сильно сложно.
tretyakovpe
28.02.2018 16:17Учитывая отсутствие обязательного рулевого колеса, тут можно напроектировать всё что угодно.
Это если отказаться от мысли, что в мире автоматического траффика не будет ДТП.
stardust1
28.02.2018 16:21Скорее всего в таком серийном авто весь интерьер будет из металла и всё будет прибито намертво. Как в лифтах. И камеры никого не остановят.
Карма.
Сегодня читал, что велопрокатная фирма уходит из Белгии и Франции из-за краж и вандализма. В автономных авто, думаю, это тоже будет проблема.mihmig
01.03.2018 09:03Зачем злоумышленникам авто без руля, GPS-трекингом и абсолютно неподходящими для продажи деталями?
3dtim
28.02.2018 16:53Я вижу далеко идущие планы корпораций у которых уже запущены бизнесс-процессы по замене людей роботами и в то же время как-то совсем не слышно о существовании хоть сколько нибудь вменяемых планов от политиков, а что собственно делать с миллионами новых безработных?
mihmig
01.03.2018 09:04что собственно делать с миллионами новых безработных
То же что и с возницами, кочегарами паровозов и т.п.
Waki
Круто. Первое время народ наверно будет бояться ездить на таких такси.