В феврале в Курске открылся новый завод по выпуску датчиков и систем. Открывали помпезно: красная ленточка, первые лица, все дела… Спустя пару недель после открытия меня отправили туда по работе и я, пользуясь случаем, поснимал, что там внутри. Поделюсь впечатлениями.
Подробности ниже (много фото).

Завод находится на окраине города, представляет собой семь огромных красных ангаров, с виду даже не скажешь, что внутри производство.



Пока открыли только I очередь, поэтому работают еще не все корпуса, только 1,2, 6 и 7. Пойдем по порядку.



В первом корпусе у них «слесарка», тут работают в основном с металлом, собирают шкафы, светильники и т.д.


Фрезерный станок


Токарный станок

image

Форматно-раскроечный станок. Для тех, кто не знает: берется лист (например, ДСП) большого формата, устанавливается вертикально и нарезается на мелкие заготовки.

image

Копировально-фрезерный станок (работает по шаблону)

image

Еще какой-то фрезерный станок

image



Вот такие вещи тут собирают

image

Это сборка аппликаторов для опресовки провода


Оборудование для обработки кабеля


Автоматизированный процесс резки и зачистки


Стол для раскладки жгута. Рядом, кстати, лежат корпуса светодиодных светильников


Корпуса кассовых аппаратов


Сборка шкафов сухого хранения


Это «начинка» для шкафов, ее изготавливают здесь же, только в другом корпусе


Столовая для сотрудников


Офисные помещения

В этом корпусе больше ничего интересного не заметил, идем дальше.

Во втором корпусе собирают печатные платы.

image

На входе — пост ESD-контроля. Заходить можно только в антистатической одежде и обуви.


Линии SMT монтажа


Установщики компонентов


На третьей линии стоит всего один установщик, зато, говорят, самый быстрый.


На стене висят мониторы: можно посмотреть, сколько уже сделано плат, и сколько осталось


На входе и на выходе с линии сканируются штрих-коды плат


Нанесение паяльной пасты через трафарет


Установка компонентов


Конвекционная печь

На выходе с линии платы попадают на разгрузчик, а затем отправляются на контроль.


Функциональный контроль светодиодных линеек


Участок ручного монтажа компонентов


Компоненты хранятся в таких вот шкафах, внутри – механизм, работающий по принципу карусели

image

Чувствительные компоненты хранят отдельно — в шкафах сухого хранения


На этом участке проверяют качество пайки и смотрят на наличие дефектов


Вот так выглядит тестирование платы с помощью «летающих» пробников


Рядом стоит рентген, на котором смотрят качество паяных соединений, которые нельзя оценить снаружи (как у BGA, например)


Всё, что можно увидеть снаружи, смотрят через систему оптической инспекции

Также на заводе есть Центр технологий неразрушающего контроля. Он находится в шестом корпусе. Пройдем туда.


Эта махина — промышленный томограф Nikon XT H 320 PentaSource, он единственный в России. С его помощью можно «заглянуть» внутрь изделия, не разбирая корпуса

Кроме томографа здесь еще есть куча всяких микроскопов, но это уже не так интересно.
В последнем — 7-м корпусе — находится демозал, небольшая столовая и конференц-зал.







image





А это, собственно, и есть те самые датчики, которые здесь собираются выпускать. Но для этого надо сначала открыть 2-ю и 3-ю очередь завода. Пока можно увидеть только опытные образцы

В целом, впечатления от завода остались самые оптимистичные – производство живое, современное. Людей не так уж много, видимо, в связи с тем, что большинство процессов автоматизированы. Интересно, конечно, посмотреть, что будет в остальных корпусах. Но сначала пусть достроятся. Так что, скорее всего, продолжение следует…

Комментарии (174)


  1. Javian
    27.03.2018 12:24
    +2

    офф наверное надпись «импортозамещение» в кадр попала случайно.
    При сравнении с фото китайских заводов электроники этот объект больше подходит к категории цехов, чем заводов.


    1. adictive_max
      27.03.2018 12:50

      Смотря каких «китайских заводов». Если тех, где производят миллиард одинаковых айфонов за смену, то да, выглядят повнушительнее. Если тех, которые делают нестандартное железо под заказа партиями порядка тысяч штук, то выглядят они плюс-минус так же.


      1. george_vernin
        27.03.2018 22:54
        +1

        Вот и нужно писать — опытное производство…
        И какой микроэлектроники.


    1. andersong
      28.03.2018 11:17
      +1

      Как специалист по автоматизации, стараюсь обходить стороной всё, что связано с «импортозамещением», так как это почти всегда дорого, некачественно, ненадежно, плохо документировано и отнимает много времени. Но откатоёмко, что я лично не приемлю.


  1. SONANT
    27.03.2018 12:31
    +1

    Эммм… вот если бы там собирали оборудование которое присутстствует на всех фото, я бы сказал вау! А так, как писали выше, цех по производству тумблеров…


    1. Mike_soft
      27.03.2018 12:52
      +3

      ну, с одной стороны, надо же с чего-то начинать… Лучше, чем на некоторых китайских производствах.
      С другой стороны, «открылся завод по производству датчиков», но датчики еще не выпускает. странно как-то…
      производством микроэлектроники там и не пахнет — это производство электронных устройств. тоже неплохо, конечно. судя по тому, что производят кассы — государство без работы народ не оставит.


      1. GarryC
        27.03.2018 13:26

        Ну Маск уже раза 4 открывал мега-фабрику, и ничего пока так и не делает… так что Курск в тренде


        1. saboteur_kiev
          27.03.2018 14:27
          +5

          Гигафабрика уже выпускает больше батарей, чем любая другая фабрика в мире, при этом работает лишь 30% предполагаемых мощностей.
          Другое дело, что все производство на текущий момент используется внутри Tesla для электромобилей.
          А электромобили активно продаются, очередь предзаказов — на годы вперед. Так что все отлично делает.


          1. vvzvlad
            27.03.2018 18:43
            +1

            Ну, строго говоря, «очередь предзаказов — на годы вперед» != «активно продаются». А «активно продаются» в свою очередь, не равно «продаются в больших количествах».
            Можно пруф про «уже выпускает больше батарей, чем любая другая фабрика в мире»?


            1. saboteur_kiev
              27.03.2018 19:06
              +1

              Строго говоря, очередь предзаказов = очередь клиентов, которые покупают авто быстрее, чем их успевают производить. И это учитывая, Что с каждым годом Тесла наращивает свои мощности с каждым годом производит больше автомобилей, чем раньше. Я не знаю, как можно вывернуть логику, чтобы считать что это «плохо продается». Если же вы просто хотите докопаться до формулировки — ну ок…

              Пруфы можно найти прямо в словах Маска и вообще почитать обзоры зарубежных сайтов, например тут
              electrek.co/2017/08/08/tesla-gigafactory-battery-cell-production-elon-musk


              1. vvzvlad
                27.03.2018 19:50
                +1

                Строго говоря, очередь предзаказов = очередь клиентов, которые покупают авто быстрее, чем их успевают производить. И это учитывая, Что с каждым годом Тесла наращивает свои мощности с каждым годом производит больше автомобилей, чем раньше. Я не знаю, как можно вывернуть логику, чтобы считать что это «плохо продается».

                Я не говорил, что плохо продается. Я сказал, что очередь предзаказов(что равно «готовы купить больше, чем производят», как вы правильно сказали), вовсе не означает большое количество продаж, лишь дефицит на рынке. А чтобы что-то сказать о объёме продаж, надо иметь еще данные.
                Пруфы можно найти прямо в словах Маска и вообще почитать обзоры зарубежных сайтов, например тут

                А где там про то, сколько они сейчас производят? Только «Tesla aims to be at a production rate of 35 GWh in 2018»


                1. sith
                  27.03.2018 20:26

                  Данные:
                  Всего к настоящему моментубыло продано больше 200,000 автомобилей Tesla. Прогноз 250,000 к середине лета.

                  Данные по Model 3. Сделано больше 11,000. Сейчас производят около 1000 машин в неделю. Мой предзаказ показывает конец 2018 года.

                  Завод:


                  1. vvzvlad
                    27.03.2018 22:31

                    Я не специалист, но вот гугл говорит, что некая компания «mini», плетущаяся в конце списка продаваемых машин, за 2017(или 2016, так примерно та же цифра) год продала 360 тысяч машин. На первом месте тойота с 8 с копейками миллионами.

                    Если тесла хочет продать еще 50 тысяч к середине лета(пусть будет июль), то надо будет делать 7 тысяч в месяц. Что, в принципе, похоже на 1000/неделю(учитывая, что 1000 штук — это только model 3). Так вот, компания «mini» производит и продает, как несложно посчитать, 360/12=30 тысяч машин в месяц. Это аутсайдер — какие-нибудь Lexus, Audi, Mercedes(я специально беру верхний ценовой сегмент, чтобы лучше сравнивать с теслой) продают в гораздо больших объёмах.
                    Ну, таки да, очередь-то на годы вперед, но «активно продаются»? По сравнению с феррари — да. По сравнению с любой другой маркой — нет.

                    Можно прикинуть объем производства аккумуляторов. В модельном ряду теслы аккумуляторы на 70, 75, 85, 90 и 100 кВтч. Возьмем среднее значение — 85. По прогнозу — 7 тысяч машин в месяц. 7*85 = 600 квтч/мес или 7гвтч/г. Вот именно столько батарей в идеальном случае может использовать тесла в своих машинах. Какие такие «больше чем любая другая фабрика в мире»? Гугл подсказывает, что SDI в 2013 году производила уже 10гвтч/г, сейчас больше, наверное.


                    1. saboteur_kiev
                      27.03.2018 22:36
                      +1

                      1. А можете подсказать некую компанию, которая продает 1000 электрокаров в неделю?
                      Нужно же понимать, что электромобили — это некая ниша, которую в ближайшие лет 10 сравнивать с обычным авто еще рано?

                      2. Еще раз перечитайте комментарий Макса. Не производитель в целом, а конкретная фабрика. Кроме того, успех гигафабрики таков, что Маск грозится в ближайшие пару лет открыть еще три гигафабрики.


                      1. Cast_iron
                        28.03.2018 00:15

                        Ваш комментарий был, что уже сейчас Гигафабрика выпускает больше всех батарей, батарей для Тесла и SolarSystem — да, батарей как элементов питания — нет. И причем здесь продажи электрокаров, когда речь о другом?
                        Пусть сначала одну фабрику загрузят по полной. И уже даже поклонники Маска знают, что его заявления о сроках не стоит серьезно воспринимать.


                        1. saboteur_kiev
                          28.03.2018 01:41

                          А может почитаете оригинальный комментарий, несложно же полистать всего лишь страницу вверх. Но я приведу его:

                          Гигафабрика уже выпускает больше батарей, чем любая другая фабрика в мире


                          И да, на текущий момент практически вся продукция идет в электрокары, но возможно у меня уже устаревшая информация, так как полно интервью и твиттеров от Маска, где он ведет переговоры с поставкой батарей разным компаниям. Я не думаю, что Маск должен в деталях отчитываться сколько куда мелких партий он мог продать.
                          В розницу эти батареи вроде и не собирались пока что поступать.


                    1. sith
                      27.03.2018 23:01

                      Я тоже не специалист, но для меня даже 7,000 автомобилей ценой около $100,000 в месяц — это большой объём продаж. Это не 10, и даже не 100 а 7,000 — т.е. самое настоящее крупномасштабное производство и самые настоящие массовые продажи. Крупнейшие гиганты автоиндустрии (Mini не такая уж и маленькая компания, несмотря на название, которая к тому же принадлежит гиганту BMW) продают значительно больше, но это не делает производство Tesla малосерийным или незначительным. В Ванкувере я значительно чаще встречаю Tesla (обязательно вижу несколько машин в день) чем Mini.

                      Tesla делает аккумуляторы не только для автомобилей.


                      1. nightmare-1966
                        28.03.2018 08:35

                        Тесла для начала неплохо бы выйти хотя бы в ноль из глухого убытка. Госфмнансирование жирное пока позволяет, но оно же не резиновое!
                        Кстати, разорку батареи для их каров видел? Там внутри банально китайские 18650 элементы, сваренные в массив — вот и вся «инновация».
                        Я когда увидел в инете этот комикс фоток с разборкой — глаза на лоб полезли :-)… То-есть там не плоские литий-жезофосфидные аккумы, литий-марганец-*** — там банальные элементы для батарей ноутбуков… Слеплено из того, что подешевле.


                        1. Mike_soft
                          28.03.2018 08:47

                          1) какое «госфинансирование»?
                          2) разборку батареи теслы не видел только ленивый. но вот глаза на лоб почему-то лезут только у определенного рода людей.
                          3) как вы по виду 18650 определяете страну происхождения? И почему там должны быть какие-то «плоские» или лифепол (которые, кстати, тоже бывают в типоразмере 18650)? и почему 18650 — элементы для батарей ноутбуков (кстати, мне попадалась батарея из «плоских» элементов — но вот производителя не вспомю)?


                          1. vikarti
                            28.03.2018 13:57

                            Ну строго говоря Тесла получала целевой госкредит в рамках программы Advanced Technology Vehicles Manufacturing
                            смотрим например
                            В 2010-м, аж целых 465 миллионов, на запуск Model S на 10 лет. Отдали досрочно (им так выгоднее было — штатно пришлось бы акциями платить). Другие там и побольше получали только вот результатов особо не видно.

                            Налоговые кредиты — так они не Тесле а покупателям, причем не только Теслы а всех электрокаров (кто ж виноват что основной рынок как раз у Теслы).


                        1. sith
                          28.03.2018 09:22
                          +2

                          За «убытки» можно особо не переживать — мои деньги и деньги ещё полмиллиона покупателей Model 3 (+ S, X, грузовиков и родстера) помогут этой компании и дальше развивать производство.
                          На Tesla Model 3 элементы 2170, а не 18650.
                          Tesla не использует китайские элементы, а делает свои.
                          Завод Tesla по производству машин — один из самых современных на планете (по некоторым позициям — самый).


                        1. altone
                          28.03.2018 13:34

                          «Обнаруживается ****ый (очень хороший) эксперт буквально с первого же выступления по очень характерному признаку — претензии его многочисленны, критичны, неотразимы и столь неконкретны, что понять, в чём именно они заключаются, невозможно.

                          Например, в дискуссии об аккумуляторах автомобилей Tesla любого эксперта обычного интересуют чисто практические вопросы — как в батарее такого размера делается балансировка? С каким разбросом подбираются элементы? Есть ли автоматическое выкидывание из цепи вышедших из строя элементов или целых блоков? Интересуют они при этом довольно немногих — в первую очередь тех, кто сам работает с литиевым аккумуляторами, понимает, где именно там в них кладбище домашних животных, а ответы хочет узнать в основном для расширения собственного кругозора. Шарлатан Маск или не шарлатан, ему в общем и целом наплевать.

                          Охуенные эксперты же делятся на два подвида. Первые — это эксперты начинающие, впервые в жизни столкнувшиеся с обсуждаемой темой накануне вечером; как правило, они выбирают один из понятных им внешних признаков, столь же очевидно наличествующих у обсуждаемого предмета, сколь очевидно не влияющих на его работоспособность никаким образом, и с гневом указывают на него:

                          — Посмотрите!!! У него же в машине аккумулятор собран из 18650, как у меня фонарик!!!

                          Эксперты обычные не понимают сопутствующего этому уровня экзальтации — ну, да, 18650, фонарик, ты иди сам фонарик на 80 кВт*ч хоть на батарейках из Ашана собери, чтобы он работал, а потом поговорим, в форм-факторе ли у тебя была проблема. Эксперта *****ого (очень хорошего) эта реакция, разумеется, не останавливает — он просто считает, что окружающие не замечают вещей, очевидных любому эксперту. Такому, как он, например.» (с)


                    1. Vasilii_B2
                      28.03.2018 15:40

                      Не очень пойму вашу математику

                      По прогнозу — 7 тысяч машин в месяц. 7*85 = 600 квтч/мес или 7гвтч/г.
                      насколько я вижу посчитано 7 машин в месяц! т.е. 7 машин каждая по 85 кВтч = 595 кВтч/мес!!! поправьте меня если я не прав? По моему SDI еще работать и работать))


                      1. JINR
                        29.03.2018 01:56

                        Поправляю: 7000·85 кВт·ч/мес = 595 МВт·ч/мес = 7,14 ГВт·ч/мес.


                        1. Vasilii_B2
                          29.03.2018 14:18

                          Да не учел этот нюанс, спасибо за пояснение!
                          P.S. поправили но как-то плоховато: значение

                          7,14 ГВт·ч/мес.
                          выглядит не очень правильно в таком виде))


                          1. JINR
                            29.03.2018 21:34

                            Я, как, видимо, и автор, сообщение которого вам было не понятно, тоже фанат копипасты. 7,14 ГВт·ч/год разумеется.


              1. impetus
                27.03.2018 21:19
                +1

                Строго говоря, очередь предзаказов = очередь клиентов, которые покупают авто быстрее, чем их успевают производить
                Строго говоря это утверждение некорректно — пример — феррари, которая держит очередь искусственно, что бы сохранять ситуацию «избранности», «не всем доступного эксклюзива» и т.п.
                Вообще стратегия поведения на рынке — отдельная сложная наука, не берусь судить ни про правильность, ни про успешность — чисто отметил что там всё сложно и иногда не совсем очевидно.


  1. Dmitriy62
    27.03.2018 12:39

    Побольше бы конкурентоспособных производств электронной техники в России. Спасибо за краткий обзор. Хотелось бы поподробнее о конкурентных преимуществах, особенностях производства электронной техники в России.


    1. QwertyOFF
      27.03.2018 17:57
      +5

      К сожалению, мечта нереализуемая, так как у Китая дешевле. Понятно, что производство электроники у нас не умрет, поскольку есть госзаказ, а между выполнением госзаказов можно и светодиодными светильниками "шабашить". Сам работаю на предприятии, занимающейся электроникой по госзаказу и немного имею представление, насколько это затратное дело. Например, идешь на сайт Texas Instruments, качаешь даташит на какую-то микросхему, ну и цена там заодно написана (как правило на партии в 1000 штук). Потом снабжение закупает эту микросхему не абы где (на алиэкспрессе), а у поставщика типа ЭЛКО и цена магическим образом вырастает в полтора-два раза.


      1. apple01
        27.03.2018 19:38
        +1

        Я сам покупал на сайте Texas Instruments 25 штук, напрямую. Дешевле чем у посредников типа Digikey.


        1. dernuss
          27.03.2018 20:53

          Я тоже, 5 штук, только на таможне завернули


        1. QwertyOFF
          27.03.2018 20:58

          Если отбросить то, что нам, как оборонке нельзя напрямую закупать из-за рубежа, то даже так придется разбираться с таможней, что опять же приведет к повышению цены. Не стоит забывать, что такие проблемы возникают не только с компонентами, но и со станками, ПО, отладочными платами. Изготовление корпусов в России тоже просто сказка.


          1. Mike_soft
            28.03.2018 07:31

            так и хочется спросить — «неужели МестоПроклятое®?»
            блинн, ну ведь эти проблемы возникают не из-за гравитационных аномалий, не из-за повышенного радиационнного фона, или холодного климата — они возникают из-за действий (или бездействий) конкретных государственных органов, существующих на налоги, в т.ч. уплачиваемые вами же, и обосновывающих свое существование заботой о вас же…


            1. Norno
              28.03.2018 10:09

              В основном из-за действия, причем, как правило, в виде налогов и «налогов».


            1. semmaxim
              28.03.2018 16:10

              Ну не только. Такие проблемы ещё возникают из-за несоизмеримости объёмов производства. Китайцы давно на рынке, производят миллионами штук, оборудование и инфраструктура уже есть и работает. «Догнать» уже тяжелейшая задача. Наглядный пример — Windows Phone.


              1. progchip666
                29.03.2018 10:38

                Полностью согласен. Именно поэтому такие проекты обречены на то чтобы толкать свою продукцию ВПК да спецтехнике, которым по закону можно покупать только у них. Соответственно рынок крайне узкий. Ну а расходы — сейчас почти все расходы этим ведомств уже засекречены, так что цена значения не имеет.


                1. Mike_soft
                  29.03.2018 12:26

                  Плохо, что этим ограничиваются.
                  Хотя причина понятна — если планировать выход на большой рынок — это расходы, которые надо покрывать (а взять кредит — это все еще квест, причем не из дешевых). это непонятные перспективы («взлетит-не взлетит»). увеличение оборотов — это внимание налоргов (а оно никому пользы не приносило). И т.д.


            1. Kenuat
              29.03.2018 14:48

              как же всё черезвычайно плоско и просто и у вас, прямо как у большевиков… там тоже было достаточно взять и поделить для достижения всеобщего счастья. теперь вот на вторую итерацию идём :)


              1. Mike_soft
                29.03.2018 14:58

                к сожалению, да. приближаемся всеми силами к революционной ситуации.
                скоро нам будут объяснять, что для достижения всеобщего счастья надо всего лишь отдать два процента к НДФЛ дополнительно…


    1. hardegor
      27.03.2018 19:07
      +3

      Конкурентное преимущество одно — купить микросхемы датчиков нельзя, только в составе плат. Сами платы стоят на два порядка дороже импортных.


    1. progchip666
      29.03.2018 10:35

      Импортозамещение в сегодняшней реальности страны России — игрушка дорогая. За это придётся заплатить всем нам через грядущее повышение налогов и дальнейшее урезание расходов на социалку, здравоохранение и образование.
      А теперь вопрос по существу. Я не заметил в фоторепортаже главного элемента подобного предприятия — помещения для окрапления импортозамещающей продукции Святой Водой. Если оно в самом деле отсутствует — всё пропало. Деньги выброшены на ветер. Даже если эти датчики и будут как то работать, кто их тут покупать то будет и ради чего. Зачем брать продукт вдвое худший по параметрам за тройную цену, если в нём нет частички святости и самобытности вы можете объяснить?


  1. AlexanderS
    27.03.2018 12:48
    +1

    Вот где не был — высокотехнологические линии типа укладчиков или линий монтажа — импортное оборудование. Японских много.
    Импортозамещение на импортных станках как бы намекает) Но с другой стороны лучше так, чем вообще никак. Так глядишь и к станкам можно будет перейти, когда желание появится.


    1. Mike_soft
      27.03.2018 13:04

      Хорошо, если станки новые. а то некоторое время назад китайцы «сливали» б/у установщики…


      1. AlexanderS
        27.03.2018 13:51

        С новыми-то понятно — тебе их просто не продают. А вот устаревшие — лекго, особенно когда модернизация производства идёт. Этот рынок уже давно сложился и вообщем-то довольно жёстко удерживается подобной политикой производителей импортного оборудования. Некоторые вещи не купишь вообще ни за какие деньги, так как там уже политика начинается.


        1. nidheg666
          27.03.2018 17:40

          нет ничего плохого в использовании иностранных станков. плохо у нас в плане импортозамещения что пытаемся сразу что то сложное производить не имея базы)


          1. AlexanderS
            27.03.2018 19:25
            +2

            Да я ж не спорю. Свой первый станок можно сделать и на импортном. Главное — чёткое понимание этапов достижения цели, что подразумевает профессиональное техническое управление и не мотание каждый год туда-сюда. У китайцев вот они есть и они довольно планомерно по своей программе идут. А у нас в плане профессионального обновления управления как бы немного туговато.


            1. nidheg666
              28.03.2018 14:21

              /0 а зачем делать свой станок если ты сделаешь его заведомо и априори хуже?

              особенно остро это «зачем» стоит, если ты хочешь производить не станки, а скажем какие -либо детали. тоесть ты априори делаешь самому себе хуже.

              китайцы при всей своей планомерности отлично понимают что они могут сделать хорошо а что нет. поэтому есть вещи которые и они закупают.


              1. vbif
                28.03.2018 15:15
                -1

                А зачем вообще что-то делать, если есть кто-то, кто может сделать лучше? Ты не можешь писать код лучше, чем (подставьте имя)? Вон из профессии, не нужно даже пытаться!

                Тем же китайцам ничто не мешает производить в том числе то, что они делать хорошо пока не умеют.


                1. Mike_soft
                  28.03.2018 15:42
                  +1

                  китайцы планомерно вкладывают ресурсы в те отрасли, которые хотят не только закрыть внутренним производством, но и сделать экспортными. Это при том, что у них собственный внутренний рынок немалый…
                  имхо, в 90-х и 00-х у нас еще был шанс побороться за счет советских ресурсов (хотя бы остатков интеллектуальных, но и материальных тоже было еще достаточно. ну и стоимость трудовых ресурсов была низкой), то сейчас — китай ушел далеко вперед (и не только он). И если раньше можно было подходить с позиций «пусть похуже, но наше — научимся делать лучше», то сейчас грустно…


                  1. vbif
                    28.03.2018 16:06

                    Вопрос не в «хуже-лучше», а в том, сможем ли мы делать что-то, что будет продаваться. Начать с какого-нибудь нишевого продукта, на который есть спрос но мало предложения, а дальше пытаться расширять номенклатуру изделий. Вот только у нас обычно если и находят первое, то переход ко второму этапу даже не подразумевается.


                    1. vbifkol
                      29.03.2018 05:56

                      В действительности вообще не боги горшки обжигают. Сделать относительно современное производство ширпотреба — не такая уж дикая проблема, процентов 90 производств в мире живут на технологиях и оборудовании середины-конца 20го века, с довольно большим количеством ручного труда. Посмотрите какой-нибудь How It's Made — там треть серий повторяемо в гараже, еще треть — в одном цеху какого-нибудь распиливаемого советского завода. Да, там не будет сверхмаржи, да, там будет конкуренция, да, окупаемость будет 10+ лет, но это будет вполне так конкурентное производство мирового уровня.
                      Проблем в общем 2: плохие гарантии для бизнеса на эти самые 10 лет и связанная с этим низкая доступность инвестиций. Нахрена делать производство, инвестировать в имущество и компетенции, если все это отжимаемо, а свидетельства о собственности — непонятные бумажки?
                      А дальше — замкнутый круг: мало производств ведет к плохой инфраструктуре, плохая инфраструктура — к размыванию специализации и удорожанию производства — к снижению маржи — к снижению конкурентоспособности — к снижению привлекательности — что вкупе с недоинвестированием приводит к низкой вероятности появления новых производств.


                1. nidheg666
                  28.03.2018 17:26

                  вот тут лучше бы молчали. некоторые специфичные лазеры они у нас вполне себе закупают


                  1. vbif
                    28.03.2018 17:37

                    del


                  1. vbif
                    28.03.2018 20:22

                    Как мне кажется, главная проблема в России не в коррупции и убитой экономике, а в фатализме и выученной беспомощности. Голосовать, мол, незачем, всё равно как захотят, так посчитают, производство никакое не будет работать без жёсткого протекционизма, потому что «место проклятое».


                    1. Am0ralist
                      28.03.2018 22:01

                      Ну вот на реношки, собираемые в Москве было меньше нареканий, чем потом на автовазе… а вы не верите, что место может быть проклято!


        1. Mike_soft
          28.03.2018 07:47

          Продадут и новые. только дорого.
          собственно, китайцы переходили на новые типоразмеры smd (EIA 0402 и 0201 ), поэтому относительно старые установщики распродавали. часть у себя в китае (на полукустарные производства), а часть попала к нам.


    1. OlegMax
      27.03.2018 15:21

      Я вот пока на купленном автомобиле езжу, но, глядишь, и сам соберу, когда желание появится.


      1. AlexanderS
        27.03.2018 15:53

        Под желанием я имел ввиду политическую волю, когда будут не только слова «импортозамещение», а хорошим специалистам создадут хорошие условия в плане оборудования, организации работы и зарплаты, поставят внятную задачу перед их руководством и будут требовать с него её выполнение, а не как у нас обычно бываешь («ну не шмогла я, не шмогла»). Какие проблемы, например, сделать собственный укладчик? Куча железа, точная механика и позиционирование, электроника на ПЛИСах или процессорах. Ну и мозги нужны чтобы это всё заставить работать точно, быстро и надёжно. Согласен, что, возможно, отладка может быть больной и долгой, но ничего магически-невозможного в этой задаче, как ПЛИСовик с немалым стажем, я как-то не ощущаю.


        1. OlegMax
          27.03.2018 16:13
          +4

          Если вы рассчитываете на политическую волю, а не на экономическую целесообразность, то как-то не удивительно, что ничего не выходит.


          1. saboteur_kiev
            27.03.2018 16:19
            +2

            Проблема в том, что экономическая целесообразность в СНГ извращена, и только политическая воля может попытаться повернуть это в другую сторону.


            1. Whisky667
              27.03.2018 19:48
              +1

              «Политическая воля» выливается в лучшем случае в дикий протекционизм, в худшем — в попил бюджета причастными к принятию решений, вот в чём важная деталь.


            1. vbif
              28.03.2018 07:37

              Одной политической воли недостаточно, нужно, чтобы «наверху» были люди, знающие, как работает экономика. Ну и заодно умеющие отличать желаемое и действительное и не боящиеся критики. А «экономическая целесообразность» — штука не всегда очевидная. Примеры Трампа и Маска показывают, что найти её можно и в делах, казавшихся безнадёжными, в то время как нередко вылетают в трубу казалось бы гарантированно успешные проекты.


              1. Cast_iron
                29.03.2018 12:50

                чтобы «наверху» были люди, знающие, как работает экономика.

                Думаю, не ошибусь, что эти люди, знают как работает экономика (по крайней мере некоторые из них), и используют эти знания в личных целях.


                1. vbif
                  29.03.2018 13:58
                  +1

                  Кажется у Жванецкого было: «что ж вы всё с убытков воруете, вы б хотя бы с прибылей воровали бы». Если говорить о тех, кто должен направлять экономику страны, наверняка при правильном подходе они могли бы для личных целей иметь гораздо больше, не гробя экономику. Но то ли знаний у них на самом деле меньше, то ли цели у них какие-то странные.


                  1. Mike_soft
                    29.03.2018 14:48

                    если экономика начнет работать правильно — средства будут распределяться «по эффективности», а не «по близости к телу». а следовательно — другим получателям.


                    1. vbif
                      29.03.2018 15:22

                      То есть в странах, где экономика работает, на соответствующих местах сидят нищие голодранцы, работающие за идею?


                      1. Mike_soft
                        29.03.2018 15:27

                        Нет, там сидят совершенно обычные люди. Которые при возможности обогощаться только из-за «близости к телу» — это бы, безусловно, делали. но система не дает. там система была трансформирована (и социально, и законодательно) в такую, в которой «воруют с прибылей».


                        1. vbif
                          29.03.2018 20:16

                          А какие люди обычные? Я знаю два типа людей: те, у кого пушка и те, кто копает кто хочет себе много денег и кому нужно, чтобы их не трогали.


                          1. Mike_soft
                            30.03.2018 07:28

                            Обычные? ну, это не идеалисты (готовые рвать *опу за бесплатно(«за идею»)), и не пофигисты (которые «чтобы не трогали») — эти две группы составляют «хвосты» популяции. а остальные и есто нормальные люди, желающие что-то делать, и за это получать материальные блага. количество желаемых благ — это «амбиции». Но при этом каждый нормальный человек из принципа разумной лени хочет больше благ за меньше усилий. Социальные системы, в которых живут люди, ограничивают эту диспропорцию. но т.к. системы разные — разный критерий ограничения. (в феодальных системах — расстояние до феодала. в рыночных — экономический результат. т.к. чистых систем нет — на практике имеем некую линейную комбинацию)


            1. progchip666
              29.03.2018 10:39

              В другую — это хорошо сказано. Уж повернули так повернули!


          1. AlexanderS
            27.03.2018 19:34

            А экономически нецелесообразно будет — это надо немалую прорву денег заливать для получения коммерческого выхлопа + как-то надо въезжать на рынок этого оборудования, а там тебя никто в распростёртыми руками не ждёт, разве что только ценой демпинговать, но тут немножко не та сфера где экономят «по привычке». Ну и у нас аппарат управления в стране (вернее — конкретные люди на конкретных уровнях, но не суть) несколько специфично понимает помощь в ведении эффективной частной собственности. Помочь какой-то конторе встать на ноги и просто отпустить её на рынок плавать — для этого тоже нужна немалая стратегическая прозорливоть и политическая воля.

            Поэтому тут даже получается не просто нужно политическая воля, а вообще политическое понимание создания отечественной эффективной коммерческой частной фирмы. С которой потом тупо можно налоги брать. SpaceX же получилась. А у нас Даурию по судам таскают ((


          1. exfizik
            27.03.2018 20:43

            Если ты уже в роли догоняющего, то экономической целесообразности вообще никогда нет — «всё придумали до нас», «в Китае дешевле», «в Израиле умнее», «в США денег больше платят», «у нас коррупция» и т.д., и т.п. Да и политика неотделима от экономики.


            1. Nalivai
              27.03.2018 23:09

              Если бы все так думали, то никто бы ничего никогда не сделал. Все всегда в роли догоняющих.
              В том-же станкостроении столько незаполненных ниш — бери да делай, вместо того чтобы в импортозамещение играться.


              1. AllexIn
                28.03.2018 11:56
                +1

                Очевидно, что об этом exfizik и сказал.
                Что в роли «догоняющего» нельзя рассуждать об экономической целесобразности сиюминутной. Потому что её нет. В роли догоняющего можно работать только на перспективу.


                1. vbifkol
                  29.03.2018 06:08
                  -1

                  Представьте сейчас что Вы или я решите таки всех победить в марафоне мирового уровня. Поскольку думать о сиюминутном успехе нельзя, мы сразу купим билет и поедем на ближайшие соревнования. Что будет? Имхо, предсказуемо мы либо бросим все нахрен на третьем километре и вернемся обратно, просрав деньги на билет и на взнос, либо выйдем инвалидом с 20го километра. Примерно та же фигня будет с экономически нецелесообразным начинанием, нацеленном на перспективу.
                  Имеет смысл только та деятельность, в которой есть экономическая целесообразность. Ищем нишу, ставим реальные цели, достигаем. Если про тех же станкостроителей говорить — в Красноярске есть ребята, которые в одном из самых конкурентотяжелых сегментов (мелкие дешевые фрезеры) рвут китайцев как тузик грелку.


                  1. AllexIn
                    29.03.2018 08:55

                    Не люблю метафоры. Тем более вы выбрали неудачную. Нормально ехать на соревнования минимально подготовленным и проиграть, это позволяет увидеть свои проблемы, понять процесс, увидеть уровень противников.
                    Если же говорить без метафор — Японский автопром. Погуглите как он появился.


                    1. vbifkol
                      29.03.2018 09:17

                      Зря не любите, метафоры помогают объяснять не разбирающимся в предмете с одной стороны, и понимать лучше, когда сам не разбираешься, с другой стороны.
                      Минимально подготовленный — это уже умеющий пробегать 42 км. «Догоняющий» в нашем случае не умеет этого, нет смысла смотреть на уровень противников (и вообще воспринимать их как противников), если ты не обладаешь навыками бега вообще.
                      Если говорить про японский автопром, то что бы было с ним сейчас, если бы они вместо развития собственной ниши маленьких малолитражных дешевых автомобилей ринулись догонять Crysler или Ford с их движками за 4 литра, трехступенчатыми коробками и т.д.? Японцы до 60х, пока «догоняли» в формате вливаний и госзаказа для автопроизводителей — имели полудохлые заводики с хреновыми репликами американских авто. А в рамках «экономического чуда 60х» они изначально не ставили задачу «победить американский автопром», более того, в первую очередь господдержка выражалась в дотациях и гарантиях не собственно автопроизводителям, а производителям комплектухи. И экономическая целесообразность была сразу же в полной мере, и экспорт в действительности был практически изначально.


                      1. AllexIn
                        29.03.2018 09:21
                        +1

                        Вы в курсе, что японцы вообще закрыли рынок для иностранных авто?
                        Это вообще-то совсем не экономический рычаг. :)
                        И первые авто у них были, мягко говоря, совсем не конкурентноспособные для свободного рынка.


                        1. vbifkol
                          29.03.2018 10:04

                          Вы в курсе что к моменту закрытия рынка для иностранных авто японцы уже 20 лет «догоняли»? А в курсе что в начале 50х, экспорт японского автопрома составлял десятки процентов от производства? В курсе, что с 45го по середину 50х чуть ли не половина автопрома приходилась на ремонтные мастерские под американские автомобили?
                          Первые авто у них были действительно неконкурентоспособные — в 30е годы из-за санкций пришлось срочно делать свои копии, хуже и дороже оригиналов. Но автопром поднялся не благодаря им, а спустя 30 лет и на принципиально других условиях.


        1. Mike_soft
          28.03.2018 15:57

          а есть ли смысл браться за собственные укладчики-расстановщики? их три фирмы в мире выпускают, дефицит как-то не ощущается. Может, лучше приемнять импортные? чтоб не заказывать платы в китае, что оказывается дешевле резонита и т.п. Чтоб корпуса не везли из китая быстрее, чем наш производитель расчитает стоимость производства?


          1. AlexanderS
            28.03.2018 21:37

            С моей точки зрения в разумных пределах импортозамещение — это дело полезное, но создавать вообще полную автономку и стремиться при этом не отстать от международного технологического уровня — дело гиблое, попросту время и ресурсы на ветер. В этом плане я согласен с высказыванием выше, что эти самые укладчики могут помочь изготовить другое оборудование для автоматизации в сферах где конкуренция не такая сильная и можно довольно просто занять свою нишу. Современный мир очень тесно интегрирован, надо успевать в него встраиваться. А если не успеем запрыгнуть хотя бы даже в последний вагон технологической сингулярности, то вообще откатимся на помойку человеческой цивилизации. А чтобы успеть заскочить надо всё же что-то хорошо уметь делать, а не постоянно догонять.


  1. scifinder
    27.03.2018 12:52

    Да, амортизация-то золотая выйдет — все станки иностранные. Импортозамещение, чего уж там.


    1. asmln
      28.03.2018 08:15

      Постоянно такое читаю. Это особый вид комплексов? Импортозамещениефобия. Может быть импортозамещение — это продукция, а не станок.
      А иностранный станок в России, за которым работает гражданин России — это плохо? Может лучше вообще ничего не делать, пока из бересты не научимся исконно-русский станок собирать? Потому как вдруг в отечественный станок китайские детали попадут — опять не то будет.


      1. Javian
        28.03.2018 10:10

        Вопрос не в деталях, а умении конструировать станки. Грубо говоря либо инвестировать в свои орудия труда либо нет.


        1. Mike_soft
          28.03.2018 10:45

          Умение, может, и есть (было). а рынок упустили. сейчас применение умения будет стоить не как станок, а как маленький звездолет. и причем пока наше «умение» будет (по крайней мере) не лучше «умения» импортного.
          как «развернуть» ситуацию — я не знаю.


          1. Javian
            28.03.2018 11:57

            Отечественный рынок станки купить не может, что импортные, что отечественные. Отечественные на внешнем рынке особо не нужны — там своих полно в разных вариантах и опциях. Единственный стабильный заказчик — оборонка и может быть Иран, Северная Корея в том что им не продают.

            «Включаешь телевизор, а там стабильность, рост промышленности, сотни заводов запускают, импортозамещение, российские обитаемые корабли бороздят космические просторы. Выключаешь телевизор, выходишь на улицу, а там Кубаньжелдормаш (с)


            1. Mike_soft
              28.03.2018 12:14

              боюсь, что наши станки в нашей оборонке не особо нужны.

              За обедом зашел ставший уже обычным разговор об отставании и даже застое в других отраслях народного хозяйства. Рябиков сказал:

              — Да, идут подспудные процессы, которые наши экономисты не могут толком объяснить. У нас под количеством и темпами развития понимают одно и то же. Это было нужно. Но теперь это ошибка политическая, которую не так просто исправить. Вот вам типичный пример. Наша станкостроительная промышленность в свое время освоила неплохие универсальные станки и все время наращивала их количественный выпуск. Станкостроители вышли на высочайшие показатели по производительности труда в серийном производстве. А в целом народное хозяйство от этого проигрывает, потому что нужны новые специализированные станки гораздо более высокого качества. Станки, по количеству которых мы ставим рекорды, отстали от мирового уровня на десять лет. Вот для вас мы вынуждены в каждое постановление вписывать пункт о выделении валюты для импорта современных станков, приборов и лабораторного оборудования. То, что мы приобретаем за границей, по технической сложности, уверяю вас, проще вашей техники. Но чтобы подобное освоить в других наших отраслях, нужны серьезные экономические реформы. Пока мы не решили, что надо делать, чтобы промышленность сама была кровно заинтересована в обновлении, пусть в ущерб количеству. Вы этого добились, но какой ценой! Для вас, для атомщиков, для тех, кто обеспечит нам паритет по стратегическим вооружениям с Америкой, мы создаем необходимые условия очень дорогой ценой. Вы этого заслуживаете. Но для всех других, которые, между прочим, вас кормят, мы таких условий создать не можем.
              © Черток Б.Е.
              И ситуация с тех пор поменялась не в лучшую сторону…


  1. alakond
    27.03.2018 12:58

    Расскажите работникам слесарных станков про СИЗы. Например, про защитные очки. Например, «импортозамещенный» завод РОСОМЗ выпускает удовлетворительные модели. А то страшно за жопу инженера по ТБ и охране труда.
    1.3. Работающий на токарном станке должен быть в соответствии с нормами обеспечен следующими видами средств индивидуальной защиты: — костюм вискозно-лавсановый; — ботинки кожаные; — очки защитные светлые с плотно прилегающей оправой (маска прозрачная), — при обработке сухим способом дополнительно — респиратор; — при повышенном уровне шума — наушники (беруши).

    Подробнее на Снип1: snip1.ru/pri-rabote-na-tokarnom-stanke


    1. DSolodukhin
      27.03.2018 13:11

      Скорее всего человек у станка вообще не токарь. Это «экскурсовод», которого попросили красиво встать у станка, типа вы на нем работаете, для фотографии.


      1. Ugrum
        27.03.2018 13:16

        Скорее всего человек у станка вообще не токарь.

        Демонстратор, ака демон.


      1. alakond
        27.03.2018 13:17

        Тогда выдайте премию токарю за грязь и остатки стружки на всех станках. Именно так и надо обращаться с хорошим оборудованием.


        1. vbifkol
          28.03.2018 04:41

          Было бы хорошее — может и токаря бы поставили. А так — хоббийные китайские микростаночки.


          1. Mike_soft
            28.03.2018 07:48

            Может, для текущего ремонта и мелких (непроизводственных) работ хватит?


            1. vbifkol
              28.03.2018 11:00

              Может хватит а может и нет, смотря что подразумевается под мелким ремонтом и непроизводственными работами.


        1. vbif
          28.03.2018 07:41

          И за незакреплённое тяжёлое оборудование, которое стоит прямо на краю стола, чтобы легче было уронить.


      1. zabadal
        27.03.2018 16:34
        +4

        А представьте хирурга во время операции. Представили? Он ведь в маске, да? Если фотка из операционной, а он над раной без маски — это же дикость, правда? И не важно, что фото постановочное.

        Вот так же и здесь — не важно, токарь он, или экскурсовод. Фотографии изначально предназначались для публикации, а человек делает вид, что работает за станком, нарушая ТБ. «Да я понарошку, да меня попросили...» Ну о каком профессионализме тут может идти речь?

        Я когда-то считал, что разрушители мифов на дискавери носят очки очки для позёрства (они даже винт отверткой закручивают в очках). Но нет, они этим просто создают отпечаток в сознании людей: работаешь с чем бы то ни было — защищай глаза. Всегда.


    1. Mike_soft
      27.03.2018 13:31

      у них, судя по фотографиям, он один не только на токарном станке работает, но и на копировально-фрезерном, и еще то-ли чертит, то-ли кроит что-то…


    1. dernuss
      27.03.2018 20:58
      +1

      не хватает такой фотки

      Скрытый текст
      image


      1. Areso
        27.03.2018 21:24

        Зато сразу видно, что паяльник выключен!


      1. george_vernin
        27.03.2018 23:03

        Что вы!
        Это просто женщина робот!
        Модель Т-101


  1. Igggi
    27.03.2018 13:18
    -1

    Какое Качество?
    На двадцатой фотографии работничек в антистатических шлепанцах.
    И антистатических носках?


    1. Mike_soft
      27.03.2018 13:48
      +7

      главное, чтобы картошку на обед в конвекционной печи не пекли…


      1. dernuss
        28.03.2018 05:48

        Если в этой печи ни чего не было свинца, то можно и картошку печь.


  1. GarryC
    27.03.2018 13:29

    Кстати о станках — на фото ни фига не станки а какая то непонятная малогабаритная фигня. И не надо мне про новые технологии — размер детали определяется размером заготовки и, соответственно, размером стола. В лучшем случае это — станочки для инструменталки.


    1. termsl
      27.03.2018 13:53
      +4

      Чем только не определяется, но странно видеть настольную немецкую ЧПУ-шку Wabeco CC-F1200 hs на фанерном столе c тонкими ножками, СОЖ есть, а защиты/корыта нет, токарник тоже на таком же столе.
      Ограждения зоны нет, а если бы в ней работали — ЧПУ и токарник, даже такие маленькие способны генеририровать огромное количество стружки, которая летит во все стороны, и чистое производство быстро превращается в грязное)


      1. impetus
        27.03.2018 19:09

        т.е. не только фотки — туфта (на них изображён левый человек за имитацией работы), но и весь объект статьи — туфта — изображено то, что в реальности производить тираж не может?

        «и вот всё у них так»


        1. vbif
          27.03.2018 19:27

          Понятное дело, что станочки на верхних фото — не для серийного производства, а для ремонта и изготовления разной оснастки. Хотя обычно на экскурсиях такие цеха обычно показывают в последнюю очередь одним-двумя кадрами наряду со столовой.


          1. andersong
            28.03.2018 11:33
            +1

            Сомневаюсь, что там столовая. Столовая это целое отдельное производство со своими заморочками. Скорее комната приема пищи.


  1. oppol
    27.03.2018 14:12
    +10

    Скажите им, чтобы сделали нормальные тумбы под фрезером и токарным станком. а то сложится и ноги отдавит. А если охлаждающую жидкость включат то зальёт что там под станком стоит, циркулярка чтоли.
    Короче, хватит заниматься показухой, и спокойно себе клейте лейбочки на китайские датчики. Только тестировать их не забывайте.


  1. Cast_iron
    27.03.2018 14:16
    +2

    Установка по сборке аппликаторов работающая с помощью рожкового ключа — это прелесть!


  1. plm
    27.03.2018 14:49
    +4

    Мое впечатление: как-то все грустно и/или искусственно, для галочки. «с виду даже не скажешь, что внутри производство» — даже пространства для нормальной грузовой машины нет, никаких разгрузочных площадок не видно. На второй фотке потолок не доделан. Поищите в гугле фотки фрезерного и токарного станков — тут просто игрушки какие-то настольные вместо них. Оборудование для размотки кабеля стоит на каких-то совершенно левых хилых шкафах из ДСП. Слово «требования» после пожелания приятного аппетита — это вообще Оруэлл. Ну и так далее…
    Понятно, что еще не доделали, но 1) завод открылся и 2) нет ничего более постоянного чем временное.
    И что это за черная бульба на обрывках кабеля среди высокоточных датчиков?


  1. piligrim130
    27.03.2018 15:03
    +5

    Завод «Оптоган» на Таллинском шоссе выставили на продажу-В руководстве компании надеются, что продажа здания и участка почти вполовину снизит операционные расходы предприятия. Вырученные средства обещают направить на развитие производства.

    Главное что бы не постигла такая же судьба.


    1. safari2012
      27.03.2018 16:43

      жаль. у меня одна их LED-лампочка есть, ей уже лет 10, работает как новая. мощная на 10Вт патрон e27, с очень качественным радиатором охлаждения.


      1. progchip666
        29.03.2018 10:50
        +1

        Вас как патриота импортозамещения не смущает тот факт что первая линия по производству светодиодов была запущена этой компанией только в ноябре 2010 года? Светодиодов, не лампочек замечу.


        1. safari2012
          29.03.2018 21:05

          Я её не покупал. Мне её подарили на НГ в Роснано. Я участвовал в 2008-2009гг в проекте по оснащению их нового офиса, так вот, там сразу все освещение было от оптогана. Очевидно, что на рынок они вышли раньше, чем локализовали производство.


          1. safari2012
            29.03.2018 21:36

            лампа сделана и выглядит очень качественно, хоть и в китае
            для интереса сейчас померил это старый экземляр люксометром.
            11w оптолюкс е-27 люксометром с расстояния полметра дает 576люкс, почти свежая 1,5 летняя современная 13w икейская дает 711люкс. у икейской голый цоколь, без радиатора, греется также сильно.

            от и маэстро рекомендует, его вы тоже обвините в лишнем патриотизме? :)


  1. flx0
    27.03.2018 15:34
    +3

    Простите, не удержался

    image


    1. Bonio
      28.03.2018 10:28

      Мне от этой картинки тоже как-то грустно стало. Огромное, пустое помещение, стойка с какими-то путыми корпусами внутри и брошюры. «Импортозамещение», как оно есть, суровое и бессмысленное.


  1. SovietTwins
    27.03.2018 15:43
    +11

    Объективно можно сказать следующее:
    Станки металлообрабатывающей группы — гавно. Китайское гавно. Реально. Пришлось поработать на таких машинах.
    Раскроечная машина — говно.
    Станки для СМД — б/у. Цеха построены по американскому типу. Тепловых завес я не увидел. Не знаю насколько стабильно там держится температура. Вентиляции нормальной нет. Кондиционирования нет и в помине. Летом там чрезвычайно жарко будет.
    Аппликаторы — китайский ширпотреб. Долго не отработает. Может год…
    Людей мало потому что платят скорее всего слёзы, а не достойную зарплату. Да и кадров нет. Надо учить с нуля.
    Посмотрим что будет…
    Хоть так построили...


  1. vbif
    27.03.2018 16:05

    Снаружи ничего, а изнутри — веет какой-то временностью, в том смысле, что не похоже, чтобы когда строили, рассчитывали на то, что завод проработает больше пары лет.


    1. impetus
      27.03.2018 19:16
      +1

      снаружи тоже плохо — вот там, где «газель» стоит — фура развернуться сможет? она вообще туда доехать сможет? — по тем узким проездам (оно же пожарный проезд да?), особо если где-то по ходу тоже уже кто-то стоит… А автокран рядом стать сможет? А зимой? А куда они снег сгребать будут? Напротив каждого цеха парковка только на 5 машин и большой общей парковки нигде не наблюдается — всех остальных на автобусах возят? и т.п.


      1. Mike_soft
        28.03.2018 07:40

        а зачем туда заезжать фуре? неужели вы считаете, что объемы производства будут таковы, что потребуется доставка материалов либо вывоз продукции фурами? я не удивлюсь, если им для продукции пеших курьеров хватит… Лоточников…
        а насчет доставки сотрудников автобусами — это нормально.


        1. impetus
          28.03.2018 10:41

          на нормальном работающем производстве необходимость подъехать фуре — возникает. Чаще всего довольно неожиданно — станок новый, листы материала крупногабаритные, комплектующие «повагонно» купили, кровлю после урагана ремонтировать и т.п.

          насчет доставки сотрудников автобусами — это нормально.
          это даже здорово. Но. — Остановка где? Ткните на фотке. Разворотный круг автобуса и его стоянка-парковка где? Пешеходная дорожка от остановки до входа в цех где? Первого сбитого пешехода ждут? Я понимаю, что на старых «исторических» производствах этого часто нет — но тут-то завод новый. И сразу — косячный.


          1. Mike_soft
            28.03.2018 10:50

            у нас в прошлой конторе тоже народ возили автобусом. Прямо до проходной. Остановки не было, парковки особой тоже. И поворотного круга не было — чай не локомотив :-) — разворачивался, сдавая назад.
            Понятно, что все можно сделать лучше. Но я бы даже не обратил внимания на такие мелочи, если б на фотографиях было нормальное работающее производство, а не «демо»


            1. impetus
              28.03.2018 11:00
              +1

              На древних заводах — это просто исторически сложившиеся баги, но на новом-то?

              А ещё — как завезти длинномер в такой цех? или они заранее на 20 лет вперёд знают, что там внутри в ангарах будет, а чего там точно не будет?

              И, кстати — не знаю как в Курске зимой со снегом, но с таких крыш снег будет сползать. На вот те узкие дорожки между ангарами. Иногда в виде сосулек.
              Т.е. зимой те проезды кроме широких вдоль заборов — могут оказаться непроезжими. А вдоль широких «призаборных» (тоже зауженных снегом) — стоят машины. Вот сейчас на волне их проверят по всем противопожарным нормам — и вообще закроют «до устранения нарушений».


              1. Mike_soft
                28.03.2018 11:26

                планировать в России «заранее на 20 лет» может только либо монополист типа газпрома, либо сумасшедший.
                ценность таких ангаров и вообще такого («американского подхода») подхода — «дешево и быстро построить, быстро самортизировать, быстро и дешево снести» — как раз в том, что при изменении конъюнктуры поменять всё гораздо проще, чем в капитальных железобетонных зданиях

                а закрыть «до устранения нарушений», имхо, можно практически всё.


                1. saboteur_kiev
                  28.03.2018 13:19

                  То есть все дома, которые сейчас возводятся — через 19 лет на слом?
                  Не путайте бизнес и недвижимость — она планируется на десятки лет и при таких фундаментальных затратах как строительство завода (или хотя бы бетонной коробки под него + ограда + асфальтирование внутренней территории), продумать удобную архитектуру, остановки и перечисленные выше вещи — это просто мелочи.


                  1. Mike_soft
                    28.03.2018 13:41

                    Не, это вы не путайте :-)
                    Дома — это дома (хотя некоторые знакомцы, построившие садовые домики в 70-80х, дома/коттеджи в 90-х — очень бы непрочь их переделать с той или иной степенью радикальности, но это оказывается достаточно дорого)
                    а бизнес… всего лишь в 90-м в огромных цехах огромного радиозавода стояли автоматы, набивающие платы резисторами из лент, а дальше на достаточно длинном конвейере сидели люди, которые втыкали в плату «неленточные элементы», заканчивалось все это «волной» для пайки. сейчас всех из заменяет Юки и печка, размещенные на площади примерно в 30 раз меньше. Да, 30 лет, не 20 — но… есть здание бывшей чулочно-носочной фабрики. ее четыре этажа сейчас вмещается в половину одного — итого 8 раз. ну и т.д.
                    смысл как раз в том, чтоб не нести фундаментальные затраты, строя капитальные сооружения, которые придется взрывать как екатеринбургскую телебашню.
                    Такой подход — не является «единствено верным», но вполне имеет право на существование


                    1. max1muz
                      28.03.2018 17:10

                      Телебашню взорвали потому-что одному денежному мешку, гендиру УГМК, потребовалась площадь под застройку в самом центре города. И он провернул все это дело с помощью своего коррумпированного друга-губернатора.
                      А башня четыре года назад была выкуплена за счет областного бюджета, достроить планировали


                  1. vbif
                    28.03.2018 13:45

                    То есть все дома, которые сейчас возводятся — через 19 лет на слом?

                    А вы видели, что сейчас строят? Застройщику важно, чтобы клиент купил у них квартиру, а что будет с этим домом через 19 лет — снесут его, или сам развалится — волнует застройщика в последнюю очередь.


                1. impetus
                  28.03.2018 13:40

                  Вот именно. Поэтому грамотный чел разместил бы ангары вдоль к основному въезду, а не поперёк — именно что бы «поменять можно было всё как можно проще», и не устраивал бы лабиринтов из узких проездов.
                  А, вы про снос ангаров целиком? ок.


                  1. Mike_soft
                    28.03.2018 13:50

                    ну вроде как это же «первая очередь»? может, «импортозамещение попрет», и они пристроят второй такой же комплекс ангаров справа или слева, на достаточном расстоянии для проезда фур, проведут туда станцию метро, рядом забетонируют площадку со стилизованной буквой Икс…


          1. SOvA13
            29.03.2018 00:11

            А я вот спрошу, а пожарной машине туда подъехать если надо то как?


  1. REPISOT
    27.03.2018 16:24
    +7

    Не увидел производства «микроэлектроники». Обычный сборочный цех.

    Микроэлектроника — от слова «микро». Это структуры размера порядка микрометров.
    Транзисторы, микросхемы — это микроэлектроника.


  1. nomadmoon
    27.03.2018 16:36
    +2

    Продукцию то хоть купить можно? Ссылочка есть? Или опять «у нас есть такие приборы но мы вам их не покажем»?


    1. grigant
      28.03.2018 08:38

      Собственные изделия можно посмотреть на сайте предприятия


      1. nidheg666
        28.03.2018 11:27

        сайт не пашет. чтот я скептически отнёсся сначала к излишне негативным отзывам тут.
        но неужто всё так плохо что даже сайт уже погасили?


        1. vbif
          28.03.2018 11:48

          Ссылка неправильно вставлена.


        1. impetus
          28.03.2018 13:42

          в ссылке двоеточие кто-то съел. вот: http://sovtest-ate.com/equipment/sovtest-production/


      1. Gryphon88
        28.03.2018 14:23

        Буржуи на такую продукцию тоже цены не пишут, или тут наши решили проявить индивидуальный подход?


        1. progchip666
          29.03.2018 10:52

          Зачем цена, если её продатут только тем, «кому надо»?


  1. Rusli
    27.03.2018 17:39

    Так это SovTest? 25 лет назад в этой фирме мы купили мой первый компьютер.


  1. 32bit_me
    27.03.2018 18:29
    +5

    «завод по производству микроэлектроники» — это призводство микросхем, а не вот это импортозамещение, которое вы нам показываете.


  1. Alex_Q
    27.03.2018 20:11
    +3

    Как выпускник МИЭТа очень удивился заголовку, типа «запущена новая литографическая линия в России, а я даже не слышал».
    Автор! Пожалуйста, поправьте заголовок публикации. Очень хорошо, что запустили производство, но это не «производство микроэлектроники»


    1. progchip666
      29.03.2018 10:53

      присоединяюсь просьбе как выпускник МИЭТа


  1. alexhott
    27.03.2018 21:28

    на фото ни одного российского станка


  1. ruslna
    27.03.2018 22:53

    Установщики SMD компонентов фирмы Juki очень и очень неплохи собой, мечтаю о таком в своем опытном производстве (пока что довольствуемся Автотроником). Ну и томограф на таком производстве — вещь неоспримо полезная! Стоит, кстати, как ракета-носитель Протон, не меньше! Все остальное — унылое г-но.

    Но в целом, я рад за людей — они хотя бы пытаются наладить производство электроники, которое в нашей стране заведомо убыточное и не может конкуритьвать ни с китаем, ни с европейскими производителями (которые тоже производят в китае). Как выше уже было отменчено, вся электронная промышленность России держится исключительно на госзаказе (оборонке) и немного на светодиодных светильниках.


    1. DisM
      28.03.2018 23:34

      Никто в нашей стране не строит производство что бы выходить и конкурировать продукцией с кем то. Уверен, что контракты лет на 5 вперед уже расписаны, и будут покупать нечто произведенное за 10 стоимостей. И конечно бравировать импортозамещением.


  1. n1ger
    28.03.2018 00:18

    А в чем импортозамещение и отечественное производство, если не секрет? То что на русской земле?! Или то, что собирают не японцы, китайцы или немцы — судя по станкам?!
    Поменяйте заголовок. Пока очень уж желтушно


    1. Mn0g0kratn0Ub1ennbIyNaGT
      28.03.2018 14:28

      Доля добавленной стоимости созданной в России. НИОКР, тоговая марка, сырьё, материалы, комплектующие, работы, интеллектуальная соственность, амортизация основных средств — в сумме это даст процентов 75-90 отечественной добавленной стоимости.
      Если в отечественной ИТ компании программисты работают на импортных компьютерах — это уже не отечественный ИТ продукт?


  1. EMS
    28.03.2018 01:56
    +2

    Зачем предприятию, изготавливающему светодиодные светильники и кассовые аппараты, нужен томограф?
    Почему на томограф такой единственный в стране нашлись деньги, а фрезерные станки такие дешёвые?
    Когда и как оправдает себя покупка томографа и рентгена?
    Какое сертифицирование имеет производство?
    То, что чуствительные к влажности детали хранятся в специальных шкафах, это хорошо. А все остальное? Как себя будет чувствовать оборудование без климатизации?
    ESD только халаты и обувь? Пол, мебель, инструменты?
    Где холодильник для паяльной пасты?
    Где печка для сушки плат?


  1. EnchyW
    28.03.2018 08:40

    SovTest сам из Курска, так что не удивительно что оборудование стоит все их. Да и реклама на импортозамещении тоже их. Хотя продают в основном импорт.
    Juki который на отдельной линии стоит кстати одна из последних моделей установщика.
    Есть конечно и более производительное оборудование у других поставщиков в России, но у нас похоже принято покупать все у одного а не выбирать оборудование по характеристикам.
    В России есть заводы собирающие электронику, цеха которых выглядят в разы лучше и современнее чем эти.


  1. Mn0g0kratn0Ub1ennbIyNaGT
    28.03.2018 08:41

    Очень интересно, спасибо за репортаж. Только по советской терминологии это называлось бы «электро-механический завод», а не «производство микроэлектроники». У меня была школьная практика на таком. Очень похоже, только не было, конечно, никакой автоматизации — всё паяли вручную, пилили, резали тоже, соответственно народу много. Томографов и рентгенов, конечно, тоже не было.


  1. JohnDoeEast
    28.03.2018 08:41

    Ну что вы к произодству прицепились? Люди не умеют даже поствновку снять.

    Халаты и галоши надеты, а как с головными уборами? Пост контроля- почему у второго штаны в галоши не заправлены, а волочатся по полу?

    Ну а про защиту станков и инд. средства защиты и до меня написали.

    Вывод: обман и воровство.


  1. Shiva-TM
    28.03.2018 08:41

    Ну всё уже сказано выше. Рукалицо.


  1. Crazy_Pit
    28.03.2018 08:41

    жду когда вместо светильников или другой байды такой томограф они выпустят… ну хотя бы точную(или хотябы менее точную) копию но свою импортозамещенную.


    1. cyberly
      28.03.2018 09:38

      «Тогда и поговорим»©?


    1. Mike_soft
      28.03.2018 09:50

      Простите мне мой пессимизм, но лучше бы не надо пока томографов… пусть сначала завоюют мир хотя бы светильниками…


  1. alexoron
    28.03.2018 10:57
    +2

    Очередная туфта под лозунгом «импортозамещения» на импортном оборудовании.
    Странно нигде портретов Путина не было! Нужно написать в ФСБ и фабрику быстро прикроют.


    1. SantaCluster
      28.03.2018 12:32

      а ещё ни одной иконы. безопасность вообще на нуле :(


      1. Mike_soft
        28.03.2018 12:53

        а может, у них храм в центральном офисе… Или по договору обслуживаются, в зависимости от SLA и серьезности проблемы — или дистанционная молитва, или выезд дежурного священника с резервированым кадилом…


        1. alexoron
          28.03.2018 14:46

          «выезд дежурного священника с резервированым кадилом…» — хотите чтобы и этот завод взорвался как одна недавняя ракета, которую священник освятил перед полетом?)))


    1. Gryphon88
      28.03.2018 14:25

      под лозунгом «импортозамещения» на импортном оборудовании.

      Тут главное в чучхэ не упереться.


  1. Asatur1979
    28.03.2018 19:43

    Это недавний совтестовский, что ли?


    1. Asatur1979
      28.03.2018 19:43

      А, вижу уже по одной из фоток.


  1. maxwolf
    28.03.2018 22:26
    +1

    Жалко, что мы так и не услышали начальника транспортного цеха (даже интересно, почему kurskland не ответил ни на один комментарий...), но по мне — большая часть комментариев, увы, не по делу, хотя и спровоцирована, очевидно, невнятностью поста. Попробую поиграть в адвоката дьявола, и в нескольких предложениях пояснить, «что же хотел сказать автор» (IMHO, конечно).

    Во-первых, это просто «картинки с выставки». Автор не хвастается, не агитирует за советскую власть, не рапортует о грандиозных планах. Во-вторых, судить о необходимости, достаточности или избыточности оборудования можно, только зная сферу его потенциального применения. Сомневаюсь, что таковую можно определить по шести фоткам из поста. Ну и в-третьих, что касается импортозамещения… Соответствующая «краснотряпочная» надпись размещена не над импортными станками, а над стендом с собственной продукцией.

    То есть, у меня все претензии к автору сводятся к ненавязчивости сопроводительного текста. Если бы он, с самого начала, чуть подробнее пояснил цель написания поста, избегал фраз типа «Еще какой-то фрезерный станок», а, наоборот, написал о том, что за станок, и для чего используется, я бы вообще оценил репортаж на твёрдую четвёрку. А уж если бы углубился (без пафоса) в цели и задачи, и пути их решения…

    Я бы, например, с удовольствием почитал про перспективы, в том числе производства, mems-электроники, и у них и у нас. В своё время (когда сунулся в радиоуправляемые модельки) был сильно впечатлён тем фактом, что гироскопы и акселерометры стали умещаться буквально в капле припоя, а по точности почти догнали лазерные гироскопы первого поколения. Ну и тем, что один mems-гироскоп можно купить «за пятачёк — пучёк», другой — стоит как малолитражка, а третий вообще не продаётся ни за какие деньги…


  1. Nubus
    29.03.2018 08:17

    У меня вопрос. Вот смотрю я на эти *шкафы сухого хранения* за 180-280кило рублей и у меня один вопрос, они там осушитель что-ли продают вместе со шкафом за эти деньги? На работе стоит компрессор и осушающая установки, они ну никак в их шкафы не влезут. Обычно к таким шкафам осуществляеться подвод или сухолого воздуха или азота. ЗА что платить 280к? Подобный шкафчег зарубежом стоит до 1000 у.е.


  1. progchip666
    29.03.2018 10:09

    Как оказывается здорово в Курске в феврале! Травка зеленеет. Москва по сравнению с этим благодатным городом — The frozen throne Вот оказывается где хорошо жить в России!


  1. SGordon123
    29.03.2018 11:30

    А правда все вот эти современные фрезерные/токарные / распильные станки такие чистенькие? Мои воспоминания о совейской фабрики — из горы стружки рабочий выковыривает готовые детальки/болтики… Ну т.е. опилки, стружка, пыль = где вот это все на фотках?


    1. Mike_soft
      29.03.2018 12:32

      меня больше интересует — где готовая продукция?
      производство шкафов для собственных нужд — вижу (и есть вполне здравое желание еще и продавать эти шкафы на сторону. Это похвально, но это вообще не электроника). кассы и светодиодные фонари — вижу. а датчиков, произведенных заводом датчиков — не видно. Будет как с Микроном — «ленточку перерезали» в 2007, а продукцию увидели только в 2012?


  1. aewoo
    29.03.2018 14:52

    Очень хорошо, что в России хоть что-то начинает появляться из современных производств. Вопрос автору. Производство шкафов и печатных плат — это понятно. А компоненты чьи? станки там видно чьи…


  1. zlov
    29.03.2018 16:11

    «Компоненты хранятся в таких вот шкафах, внутри – механизм, работающий по принципу карусели»
    Наконец-то я узнал, как правильно организовать хранение деталей конструкторов Lego!


    1. Gryphon88
      29.03.2018 17:10

      Можно ленты набивать и хранить бобины. Или как в степплере.


  1. eteh
    30.03.2018 09:42

    Я в своей области использую наравне и отечественные ПЛК (нашел только одну адекватную марку) и Siemens. По отказоустойчивости и удобству почти одинаковы (Siemens удобнее настраивать под сложные решения), а вот по ценнику — Siemens часто выигрывает, но поставлять нельзя..