На фоне недавних новостей — предсказания Джека Дорси, что Биткоин лет через десять станет единственной цифровой валютой и обвала акций Facebook после нового скандала об утечке данных из соцсети — вы вполне могли пропустить объявление Google о запуске программы Shopping Actions.

Shopping Actions — это тревожный звонок для Amazon: проект дает потребителям доступ к универсальной корзине, заполнять которую можно товарами со всей сети прямо во время их поиска в Google, с удобной возможностью оформления покупки. Оплата происходит с использованием платежных данных, сохраненных в системе Google, что стало возможно благодаря апгрейду Google Pay в прошлом месяце. Покупатели смогут пользоваться в том числе и платежными данными, сохраненными на сайте мерчанта при просмотре сайта в браузере Chrome.

Универсальная корзина Google многоканальна. Потребители могут начать свой поиск на обычном компьютере, перейти на мобильное устройство, добавить в нем другие товары, а после воспользоваться для этих же целей еще и голосовым помощником Google, оформить покупку и получить доставку от мерчанта.

Программа также предоставляет участвующим в ней ритейлерам возможность закрепить свои предложения в результатах поисковой выдачи по тем или иным запросам в виде спонсируемых публикаций.

Например, во время поиска терракотовых цветочных горшков потребитель может сначала увидеть соответствующие предложения от Walmart или Target в спонсируемых ссылках. Он может выбрать понравившийся горшок, добавить его в свою корзину прямо из страницы с поисковой выдачей Google и купить ее без необходимости переходить на веб-сайт Target, Walmart (или другого ритейлера-участника программы). За доставку товара по-прежнему отвечает мерчант. В числе ранних участников программы есть такие бренды как Walmart, Target, Ulta Beauty и 1-800 Flowers.

По словам представителей Google, Shopping Actions был запущен как ответ на существенный рост количества запросов о том, где можно купить тот или иной товар. По данным поискового гиганта, за последние два года их количество выросло на 85%. В своем блог-посте, объявляющем о запуске, компания также сообщила, что 44% голосовых запросов используются потребителями для покупки товаров, приобретаемых еженедельно, таких как продукты питания и хозяйственные товары. Удобство обращения к единой корзине и покупке товаров из нее, как утверждает Google, упрощает процесс покупки и оплаты товаров.

По данным компании, опробовавшие Shopping Actions ритейлеры сообщают об увеличении количества товаров в корзине на 30%, одновременно с повышением конверсии по сравнению с использованием одних только спонсируемых объявлений.

Но для того, чтобы Shopping Actions смогла по праву завоевать титул «следующего крупного явления в мире электронной коммерции», Google необходимо будет убедить более 60% американских потребителей, начинающих поиски товаров прямо на Amazon, бросить эту привычку и начать вместо этого пользоваться своими сервисами для совершения покупок с момента поиска товаров и до завершения оформления заказа.

Достижение этой цели будет зависеть от того, насколько качественным будет сервис ритейлеров-участников программы, смогут ли они предложить более привлекательные предложения и какое количество потребителей действительно перейдет к Google.

Повсеместное присутствие


Как я уже неоднократно писала, сегодня у Amazon на рынке нет сильных альтернативных предложений.

Такая ситуация сложилась, потому что Amazon уже давно перестал быть просто онлайн-ритейлером. Сегодня это рынок с мощной программой лояльности, настолько привлекательной, что десятки миллионов людей готовы платить ежегодно за возможность получения всех ее преимуществ.

Amazon присутствует не только в сети, но и в оффлайн-рознице, и не только в бакалейном сегменте. Под именем компании открыты книжные магазины и высокотехнологичные минимаркеты. У Amazon есть также и партнерства с некоторыми оффлайн-компаниями, которых принято считать ее конкурентами. Kohl’s, например, продает некоторые брендированные товары Amazon и принимает возвраты на них.

У компании есть вездесущий голосовой помощник Alexa, изначально доступный только на брендированных устройствах Amazon, но быстро распространившийся и на множество других девайсов, в том числе автомобили, домашние приборы, и умные девайсы. Alexa также существует в виде мобильного приложения для смартфонов и носимых устройств. Она уже давно превратилась в нечто большее, чем просто ИИ-бот. Люди говорят о ней, как будто она стала членом их семьи. Не знаете, что попробовать сегодня на ужин? Спросите Alexa. Задумались над тем, какой автомобиль выбрать? Спросите Alexa. Нужны результаты спортивных матчей? Спросите Alexa. Хотите отвлечься от плохих результатов спортивных матчей? Alexa расскажет вам шутку.

Иными словами Alexa быстро становится частью повседневной жизни потребителей.

Экосистема Alexa открыта для всех желающих обучить ее новым навыкам. Эта возможность породила интерес со стороны разработчиков из самых разных отраслей и сегментов, желающий воспользоваться голосовым помощником Amazon в качестве канала для продвижения и продажи широкого набора продуктов и услуг, от товаров здравоохранения и страхования до банковских продуктов и решений для оплаты счетов и даже поставок канцелярских товаров.

Сама площадка Amazon доступна потребителям независимо от того, каким устройством или операционной системой они пользуются. Неважно и то, есть ли у ритейлера свое приложение. Amazon Places помогает ресторанам быстрого обслуживания производить доставку еды при условии, что у них имеется хотя бы свой веб-сайт. Я могу попросить Алексу помочь мне найти и купить что-нибудь из Best Buy, и благодаря партнерскому соглашению между двумя компаниями, она с радостью сделает это, без установки каких-либо дополнительных приложений.

У Amazon есть программы, помогающие мерчантам достигать успеха. Компания помогает всем желающим мерчантам организовывать доставку и предоставляет продавцам оборотный капитал для роста и развития их бизнеса.

Все эти моменты задают высокую планку для всех желающих вторгнуться на территорию Amazon. Высокая степень потребительского доверия, простота покупки в один клик, повсеместная доступность Amazon и Alexa на всех видах устройств, всех каналах и операционных системах породила «Эффект Amazon», в целом ставший кошмаром для ритейлеров-конкурентов.

Большая ставка на масштаб


Запуск Shopping Actions по сути представляет собой большую ставку Google на масштаб, которую эта компания может себе позволить.

Во-первых, расчет делается на то, что компании удастся превратить свой поисковый движок в крупнейший в мире маркетплейс.

Во-вторых, ставка делается на список ритейлеров-участников, способных разом обеспечить крупный приток покупателей. Их успех должен привлекать все новых и новых мерчантов, воодушевленных успехом крупных первопроходцев.

В-третьих, расчет делается на предоставление ритейлерам доступа к платформе голосовой коммерции с крупной и постоянно растущей базой пользователей, способной составить конкуренцию Alexa.

В-четвертых, ставка делается на миллиарды поисковых запросов, выполняемых потребителями ежедневно и способных обеспечить мерчантов новыми клиентами, взаимодействия с которыми тем удастся монетизировать.

В-пятых, расчет делается на различные приложения, подключенные к поиску, включая Maps, Waze, Gmail и другие, увеличивающие количество точек соприкосновения между мерчантами и потребителями.

Shopping Actions и реакция потребителя


Это интересная стратегия.

В 2015 году лишь 40% респондентов нашего обзора сказали, что начинают свои поиски покупок на страницах Google.

Три года спустя Google сообщает, что количество запросов вида «где я могу купить...» серьезно выросло. Это позволяет предположить, что потребители обращаются к Google за помощью в поиске конкретных типов товаров или брендов, которые, по их мнению, либо отсутствуют у Amazon вообще, либо недоступны на его площадке в нужный момент.

Теперь они могут приобрести такие товары с помощью универсальной корзины Shopping Actions или заказать их, обратившись к помощнику Google, и расплатившись с помощью брендированного способа оплаты мерчанта, связанного с его программой лояльности.

Далее заказ поступает конкретному ритейлеру и он обрабатывает его.

И именно на этом этапе начинается испытание программы Shopping Actions на прочность в реальных условиях.

Ритейл постоянно меняется. На его развитие влияет множество факторов, в том числе и изменчивые потребительские предпочтения. Потребители выбирают ритейлеров, предлагающих то, что им, потребителям, нужно. Независимо от того, какие приятные мелочи делают тот или иной магазин любимчиком покупателей, последние всегда начинают шоппинг с хорошо знакомых, удобных ритейлеров, которым доверяют.

В мире, где все покупки совершаются по первому требованию, удобство означает, что ритейлеру также необходимо уметь организовать доставку по первому требованию. Это означает, что успех в рознице в целом, и успех Shopping Actions в частности будет определен тем, насколько хорошо ритейлеры-участники программы смогут справиться с «последней милей», в том числе путем обеспечения доставки прямо в день заказа в качестве конкурентного преимущества за счет эффективного управления складами и ассортиментом.

Управление логистикой и оптимизация последней мили — та самая причина, по которой Target приобрел Shipt в декабре прошлого года и одним из первых ввел возможность онлайн-покупки с самовывозом товара в любом магазине.

По этой же причине и Walmart, чемпион в области эффективного построения системы снабжения, сосредоточил свое внимание на стратегиях, направленных на совершенствование своей системы доставки товаров. В эти усилия входит экспериментирование со множеством вещей, в том числе привлечение сотрудников и водителей Uber для доставки покупок потребителям, создание новой платформы под названием Wam! (патент описывает ее как новая платформа доставки розничных и бакалейных товаров) и вложение в развитие концепции доставки в тот же день для бакалейных и других покупок.

То есть в общем речь идет о большом количестве жизненно важных нюансов ритейла, находящихся за пределами контроля Google.

Такое положение вещей создает для Google и Shopping Actions определенные риски. Первая же несвоевременная доставка покупки, оформленной через новый сервис компании, может стать последней: недовольный потребитель уйдет к конкурентам.

Впрочем, не будем забывать, что речь идет о раннем этапе развития проекта, и компания очевидно продолжит вкладываться в видение и технологии, позволяющие ритейлерам получить альтернативу Amazon, а Google — стратегию конкурирования с самым популярным маркетплейсом в коммерческой системе из трех элементов: поиске, платежах и онлайн-рекламе.

Первым шагом Google в этом направлении стало решение улучшить и стандартизировать шопинговый слайдер-карусель вверху страницы поисковой выдачи, сделав его более удобным для потребителей, а значит и более востребованным для ритейлеров.

Вторым шагом было создание голосовой коммерческой платформы Google Assistant и последующее открытие доступа к ней для всех мерчантов, желающих воспользоваться ей в своих проектах, а также для разработчиков, желающих обучить ее новым навыкам.

Третьим шагом было объединение разрозненных платежных механизмов компании в рамках единого, упорядоченного и улучшенного бренда Google Pay.

Четвертым шагом стала стандартизация оформления заказа через поиск путем создания единой корзины с продуманным и стабильным сервисом и оплатой с помощью платежных способов Google, интегрированных с брендированными платежными способами мерчантов.

Быть может пятым шагом будет стандартизация доставки, реализованная с помощью одного из амбициозных проектов Alphabet — Project Wing?

Project Wing занимается испытанием использования дронов для доставки посылок в пригородные районы, в последнее время преимущественно в Австралии. Недавно стартап нанял одного из бывших руководителей Amazon и технического директора Staples для коммерческого запуска услуг. У Shopping Actions теперь есть партнеры-мерчанты, способные инвестировать в собственные логистические инициативы. У большинства ритейлеров таких возможностей нет. Чтобы превратить поиск в удобное для покупок занятие Google необходимо продумать не только шопинг и оплату, но также и такой важный компонент, как доставку, делающую возможным существование большинства современных мерчантов.

И тогда может быть шестым шагом будет заключение партнерских соглашений, позволяющих Google предоставлять кредитные и финансовые продукты, способствующие росту и успеху мерчантов-партнеров?

Будущее покажет, насколько верны эти догадки.

Как бы то ни было, приятно видеть появление конкуренции в сфере, которую многие уже давно уступили Amazon. Конкуренция подобна кислороду, способствующему росту, расширению и процветанию рынков. И в данном случае речь идет не о конкуренция между Google и Amazon. Это будет борьба между Amazon и всем остальным ритейлом, действующим при поддержке платформы Google.

Вполне возможно, что именно сейчас в ритейле начинается большая игра.

image

Комментарии (19)


  1. KinsleR
    23.04.2018 13:59

    а у нас гугл не работает :(


  1. T-362
    23.04.2018 15:09

    Звучит как хороший сервис. Пользоваться им, конечно, не буду. Надеюсь интеграция окажется не шибко сложнее гуглевой рекламы или статистики, а сервисом можно будет пользоваться в отрыве от гугла — как каталогом рабочих и доверенных магазинов.
    Потому-что стараниям того-же самого гугла искать что-то в поиске практически невозможно — вся выдача забита СЕОшниками, мусором, мертвыми магазинами, какой-то фигней на три товара (похожей или на развод или на чью-то дипломную работу, которую забыли стереть после сдачи), и крупными магазинами которые такие «ой, Эстония? А вы знаете, мы в африку не доставляем!» (а в одном крупном и респектабельном магазе ключей для игр Эстонии вообще не было, пришлось писать в суппорт и выбирать Латвию как ближайшего соседа по ЕС).


  1. Kanut79
    23.04.2018 15:24

    Оплата происходит с использованием платежных данных, сохраненных в системе Google, что стало возможно благодаря апгрейду Google Pay в прошлом месяце. Покупатели смогут пользоваться в том числе и платежными данными, сохраненными на сайте мерчанта при просмотре сайта в браузере Chrome.

    То есть гугл тeперь ещё и мои платёжные данные на сторонних страницах начнёт собирать? Молодцы, хорошо придумали :)


    Он может выбрать понравившийся горшок, добавить его в свою корзину прямо из страницы с поисковой выдачей Google и купить ее без необходимости переходить на веб-сайт Target, Walmart (или другого ритейлера-участника программы). За доставку товара по-прежнему отвечает мерчант.

    Тоже классно. Заплатил я гуглу, а за доставку отвечает кто-то ещё. А если вдруг что пошло не так, то кто за это отвечает и кто мне будет деньги возвращать?
    Один из огромных плюсов Амазона это как раз то, что Амазон берёт всю ответственность на себя и если какие-то проблемы, то решаю я их с Амазоном напрямую.


    1. Loki3000
      23.04.2018 15:53

      Тоже классно. Заплатил я гуглу, а за доставку отвечает кто-то ещё. А если вдруг что пошло не так, то кто за это отвечает и кто мне будет деньги возвращать?

      Ну по описанию все это очень похоже на ebay или aliexpress. Там эта схема уже давно обкатана и более-менее успешно работает. Так что, как я понимаю, гарантии будет предоставлять гугл, а сервис — продавцы.
      Взлетит или нет — большой вопрос. Мне кажется что после этих нововведений гугл еще и поиск поломает.


      1. Kanut79
        23.04.2018 16:39

        Так что, как я понимаю, гарантии будет предоставлять гугл, а сервис — продавцы.

        Так как раз таки в статье написано что за доставку отвечает продавец, а не гугл.


        1. Loki3000
          23.04.2018 16:49

          Так и на ebay и aliexpress за доставку тоже отвечает продавец. Площадка только несет гарантии перед покупателем. Если продавец что-то профакапил, то площадка возвращает свои деньги покупателю и уже сама разбирается с продавцом. Именно этим они и привлекают столько народу.


          1. Kanut79
            23.04.2018 16:54

            Тогда у нас разное понимание того, что означает "отвечает за доставку". На мой взгляд если площадка даёт покупателю гарантии, то это означает что она отвечает за доставку перед покупателем.


            1. Loki3000
              23.04.2018 17:01

              Я, честно говоря, не понял где вы увидели утверждение что площадка отвечает за доставку. И в статье и в моих комментариях написано что за доставку отвечает продавец, а площадка предоставляет финансовые гарантии покупателю.


              1. Kanut79
                23.04.2018 17:07

                Обьясните мне пожалуйста в чём по вашему для покупателя заключается разница между "отвечает за доставку" и "даёт финансовые гарантии"?


                1. Loki3000
                  23.04.2018 17:19

                  Очень просто. Вы хотите мне продать слона, а я его хочу купить. Я вас не знаю, так что денег я вам перевести не готов, вы меня тоже не знаете, так что без предоплаты отправлять слона тоже не горите желанием. И тут появляется посредник в лице вышеупомянутых площадок. Вы им говорите что я готов поставить товар в такие-то строки за такую-то сумму. Я перевожу деньги площадке и она вам дает отмашку на отгрузку. Как вы доставите слона — ни меня, ни площадку не волнует. Может вы его отправите поездом и он доедет вовремя, а может быть вы его отправите пешком и он придет с заметным опозданием и исхудавший. Это целиком ваша забота как продавца. Меня же, как покупателя, волнует получить слона вовремя и в товарном виде. Если этого не произошло, то я предъявляю претензии площадке. Они мне возвращают деньги, после чего начинают выяснять отношения с продавцом. Как они это делают — меня не касается. Может быть они задерживают платеж до факта доставки, может быть его каким-то образом отзывают, может быть присылают к вам специалистов и битами и цепями — меня, как клиента, это не касается. Более того, если площадка перевела вам деньги сразу, а вы взвалив их на спину, ускакали на моем слоне в закат, оставив всех с носом, то площадка мне их все равно вернет из собственных средств.


                  1. Kanut79
                    23.04.2018 17:23

                    Если этого не произошло, то я предъявляю претензии площадке. Они мне возвращают деньги, после чего начинают выяснять отношения с продавцом. Как они это делают — меня не касается. Более того, если площадка перевела вам деньги сразу, а вы взвалив их на спину, ускакали на моем слоне в закат, оставив всех с носом, то площадка мне их все равно вернет.

                    И это означает что как раз площадка отвечает перед покупателем за доставку товара. Потому что если доставка не произошла или товар повреждённый или ещё какой-то косяк, то разруливает его с покупателем именно площадка, а не продавец.


                    1. Loki3000
                      23.04.2018 17:32

                      Опять нет: сроки отгрузки, доставки, упаковку, перевозчика я напрямую обсуждаю с продавцом. Площадку устроит любое соглашение к которому мы с продавцом придем по этому вопросу. Так что доставка — зона ответственности продавца.

                      Например, площадку глупо спрашивать «где мой товар?», она все равно с этим вопросом переадресует к продавцу.


  1. Kanut79
    23.04.2018 17:40
    -1

    Речь идёт не о том с кем вы что-то обсуждаете. Обсуждение это не ответственность. Обсуждать сроки отгрузки, доставки, упаковку, перевозчика это не означает "отвечать за доставку". "Отвечать за доставку" это проследить за тем что товар будет доставлен и вернуть деньги / возместить ущерб если что-то пошло не так.


    1. Loki3000
      23.04.2018 17:44

      Вы уже сами себе начали противоречить — пора сворачивать беседу.
      За доставку отвечает тот, кто занимается логистикой.
      Финансовую ответственность несет тот, кто занимается финансами.


  1. Kanut79
    23.04.2018 17:53

    Где я себе противоречу?


    И да, кто-то обеспечивает логистику, кто-то рисует красивые веб-странички, кто-то проводит платежи и т.д. и т.п.
    Но большинству покупателей, как наверняка и вам тоже, на эти детали наплевать. Покупателя интересует чтобы ему доставили заказанный товар и желательно ещё чтобы в срок. И если этого не происходит, то ему интересно кто вернёт ему его деньги. Вне зависимости от того кто там "отвечал" за какую часть произошедшего. И именно это обычно подразумевается под "нести ответственность"


  1. Moog_Prodigy
    23.04.2018 18:35
    +1

    Покупай, покупай, покупай! — надписи на полу, на стенах, даже на окружающих предметах. Покупай! — проносится в мозгу, сменяясь яркой заставкой с рекламой. Хорошо, что я не сплю, иначе бы вынужденный лунатизм вкупе с химическими добавками к модной еде последнего поколения заставил бы меня это купить. Хорошо, что я не пьян — я вполне отдаю отчет в своих действиях, и действовать импульсивно — это не в моей привычке.
    Покупай! Об этом мне говорит каждое утро сосед, так как ему срочно надо продать новую линию косметики. Мне она не нужна, но моей кредиткой воспользуется жена. Пусть…
    Покупай! Плати! Дай нам свои деньги! — ежесекундно доносится из телевизора и радио, баннеры в интернете, хвалебные статьи на сайтах описывающие, как же еще проще стало купить и оплатить тот или иной хлам. Ты главное — покупай, а там дело десятое.
    Но мне пора на работу. Сажусь в машину, еду на заправку. Между прочим, на заправке никаких призывов покупать нет — видимо, это излишне. Приезжаю на работу — ух, хорошо, что проход через проходную бесплатный. Откуда это я узнал? Из яркого плаката на входе: все сотрудники, пришедшие за 30 минут до начала рабочего дня, через турникет проходят бесплатно! Честь и хвала руководству, думаю я. А кто не сходит в туалет в рабочее время, того может, ждет премия, или даже больше — повышение. Захожу в наш опенспейс, над входом транспарант, переливающийся разными цветами: работай, работай, РАБОТАЙ!
    Ну что же, логично. Сначала работай, потом покупай, жена опять же денег хочет покупать. Она нигде не работает, ее профессия — покупки. Прохожу на свое рабочее место, начальник дежурно улыбается мне, нажимает кнопку секундомера и цепляет мне на ногу мощный браслет с цепью. При любом чихе, если умной электронике покажется, что я не работаю, мне последует разряд тока — не смертельный, но настолько чувствительный, что некоторые сознание теряют. Я тоже один раз терял, но вроде никто не заметил. Над монитором стикер от начальника «работай больше! работай продуктивнее!». И я работаю.
    Вечером, почти ночью, я еду по ночному городу, и опять вижу надписи «покупай-покупай!». Единственное что я куплю — это штраф от полицейского за слишком позднюю езду. И бутылку минералки. Потому что завтра опять на работу. Для того, чтобы покупать.


  1. Fandir
    23.04.2018 23:15

    Что-то мне это напоминает… Ах да, точно, это же Яндекс.Маркет...


  1. vassabi
    24.04.2018 20:09

    что я могу сказать… пока ни у кого нет такого голосового АПИ как у амазоновской Алексы (а он там открыт, мощен и легок в запуске, я был поражен, когда увидел — как легко и просто добавить ей свой скилл) — Амазону еще долго не будет ничего грозить.


  1. PyMaTa
    25.04.2018 09:10

    Как я понял программа Shopping Actions — это «надстройка» над популярным поисковиком, а все логистика «на откуп» ритейлерам. Т.е. покупателю придется «трах… ся» с этим самым ритейлером :( Не тот цвет, не тот размер, на час позже оговоренного :(
    Amazon- это огромная логистика, квадратные километры складов, тысячи машин доставки, отлаженные каналы с проверенными поставщиками, причем все отлажено годами работы и десятками судебных исков :) + «сайт», где можно товар выбрать, посмотреть его фотоизображения, почитать отзывы. Т.е. это ТОРГОВЛЯ материальными вещами. Если убрать интернет, Amazon будет торговать по классической почте :) Правда сильно медленнее :)
    Видимо Google надоело покупать цифровые стартапы, решили заняться «реальной» торговлей :)
    IMHO не взлетит. Кесарю кесарево, слесарю — слесарево :)