Мы запускаем на сайте RAA еще один сервис on-line сравнений изменения АЧХ и звукового давления в зависимости от подаваемого напряжения и импеданса источника.

О появлении сервиса


В сервисе on-line «АЧХ от взаимодействия наушников и усилителя» показывается АЧХ относительно 0 дБ в виде конечного результата подобно настройке эквалайзера.

В новом сервисе это отображается через АЧХ к абсолютному звуковому давлению в дБ SPL с учетом чувствительности наушников при подаче сигнала с известными напряжением и сопротивлением на выходе усилителя.

Такое построение показывает первопричину изменения АЧХ. Так как сервис задумывался не только познавательным, но и полезным для практического применения, то в него добавлены и дополнительные параметры.

Сейчас, в первом материале о новом сервисе будет в большей степени познавательная теоретическая часть.

Рассмотрим все по порядку.



В основных примерах будут фигурировать наушники Campfire Andromeda. Такая честь этой модели выпала за толчок к созданию этого on-line сервиса. Дело в том, что у Andromeda очень низкий и неравномерный импеданс. Эта модель, как бы ее не хвалили, очень противоречива и капризна. И именно через такой новый on-line сервис проще показать ее особенности.

Такое построение графиков в ПО Reference Audio Analyzer было заложено еще в конце 2010 года. Графики были использованы в ряде статей. Мы предполагали, постепенно, сделать доступным построение графиков в сервисе on-line сравнений. Модель Campfire Andromeda дала нам этот толчок.

Из-за чего и как меняются АЧХ у наушников при подключении к усилителю?


Зависимость уровня напряжения от сопротивлений наушников и усилителя


У усилителей на выходе есть выходное сопротивление.

Если оно близко к 0 Ом, то называется «нулевым». Особенностью таких усилителей является неизменная величина напряжения на выходе, независимо от номинала подключенной нагрузки. Т.е, если на выходе усилителя выставили 0 dBV (0 dBV — это напряжение 1 VRMS в децибелах), то при подключении наушников с сопротивлениями 16, 32, 60, 150 и 600 Ом на наушники поступит именно 0 dBV. (1 VRMS).



На графике выходного напряжения это выглядит прямой линией. По горизонтали на графике указано сопротивление наушников в Ом и дБ(Ом), а по вертикали напряжение в dBV (где за 0 дБ принято напряжение 1 VRMS). Напряжение выражается в децибелах (dBV) для простых дальнейших расчетов с чувствительностью наушников.



Если у усилителя выходное сопротивление не нулевое, то при подключении нагрузки уровень напряжения будет снижаться. Причем чем выше будет сопротивление усилителя и/или ниже сопротивление нагрузки (наушников), тем сильнее снизится уровень напряжения. В примере показан усилитель с сопротивлением 300 Ом, который, как и в прошлом примере, без нагрузки дает на выходе 0 dBV. Разница в дБ для напряжения на графике показывает, насколько снизится уровень звукового давления у наушников. При подключении нагрузки (в виде наушников) в 20 Ом мы видим на графике значение -24 dBV. Это значит, что при подключении таких наушников усилитель будет работать тише на 24 дБ! И может получится так, что низкоомные наушники с высокой чувствительностью с таким усилителем могут играть тише, чем высокоомные с низкой чувствительностью.

В сервисе on-line сравнения «мощность и чувствительность» можно поэкспериментировать, задавая разные значения «усилителя по параметрам». Примеры по ссылкам: 0 Ом, 30 Ом и 300 Ом.

В общем случае, сопротивление усилителя можно рассматривать как дополнительное последовательное сопротивление на проводе у наушников. Т.е. можно взять усилитель с нулевым сопротивлением и тонкий провод с сопротивлением в 10 Ом, а можно подключить наушники толстым кабелем с нулевым сопротивлением, но к усилителю с сопротивлением в 10 Ом и результат будет одинаковым.

Итого, если у нас у усилителя сопротивление не нулевое, то уровень напряжения (громкости) будет снижаться при подключении наушников. Если у наушников сопротивление будет постоянно во всей полосе частот, то будет просто снижение уровня сигнала, а АЧХ останется прежней. Иная ситуация будет с наушниками, у которых сопротивление разное в воспроизводимой полосе частот.

Отдельно можно посмотреть на формулы расчета.

Влияние сопротивлений усилителя и наушников на АЧХ




На графике сопротивления по горизонтали обозначены частоты от 20 до 20000 Гц, а по вертикали сопротивление, шкала логарифмическая. На графике для Campfire Andromeda видно, что в области низких частот сопротивление находится в районе 4 Ом, а в области высоких частот (7-9 кГц) доходит до 30 Ом.



На графике чувствительности показывается АЧХ наушников в виде абсолютного звукового давления, которое получится при воспроизведении синуса с усилителем с нулевым сопротивлением и уровнем напряжения VRMS.

При таком низком сопротивлении получается очень высокая чувствительность, выше 140 дБ/В SPL. Соответственно, такие наушники способны играть очень громко от тихих источников.

Так же видно, что низкие частоты у Campfire Andromeda на 9 дБ громче, чем высокие и наушники можно было бы назвать басовитыми. Но, далеко не все владельцы Campfire Andromeda согласятся с тем, что наушники действительно громкие и басовитые (и более того, еще с удовольствием упомянут, что графики «врут», а звучание совсем другое — чувствительность обычная, а баса нет). И частично они будут правы.

Перейдем в новый on-line сервис, в котором мы сможем проследить за изменением АЧХ с учетом чувствительности.

Для построения графика надо выбрать связку из модели наушников и усилителя. По умолчанию для усилителя установлены параметры в виде 0 dBV (1 VRMS) и 0 Ом. На график добавляется по одной связке за раз. Количество связок будет ограничено только длиной строки URL при формировании POST запроса.



Здесь выбрана пара из наушников Campfire Andromeda и усилителя с заданными параметрами в виде напряжения на выходе 0 dBV (1 VRMS) и выходного сопротивления 0 Ом. Т.е. это исходный общепринятый график чувствительности, как в профессиональном отчете. Так аналогичный график будет и в простом сервисе on-line сравнения АЧХ в режиме отображения чувствительности.



Добавим еще пары для Campfire Andromeda с усилителями, которые будут различаться только выходным сопротивлением.

Мы видим, что чем выше сопротивление усилителей, тем кривая АЧХ сползает вниз, самая нижняя линия получается с усилителем с 600 Ом. При этом, низкие частоты снижаются более заметно, чем высокие частоты и если с усилителем с 0 Ом наушники можно назвать басовитыми, то с усилителем с сопротивлением в 20 Ом они уже нейтральные, уровень низких частот сопоставим с уровнем высоких частот (без учета пика в районе 8 кГц). При дальнейшем увеличении сопротивления усилителя АЧХ не сильно меняется, но проседает по уровню.

Скроем большую часть графиков, оставив лишь пару АЧХ.



При подключении Campfire Andromeda к усилителям с сопротивлениями 20 и 600 Ом, АЧХ будет едва отличаться, но громкость будет отличаться на 28 дБ. При этом с другими наушниками с более высоким сопротивлением, разница между усилителями будет меньше.



Например с Sennheiser CX 5.00 с сопротивлением около 20 Ом в аналогичных условиях разница уже будет в 24 дБ.

Если совместить на одном графике Sennheiser CX 5.00 и Campfire Andromeda, добавив усилители с нулевым сопротивлением и не рассматривая вариант с 600 Ом, то получим следующую картину:



С усилителем с 0 Ом разница в громкости между Campfire Andromeda и Sennheiser CX 5.00 будет составлять 17 дБ, в то время как при подключении к усилителю с 20 Ом – от 6 дБ в низкочастотном диапазоне, до 13 дБ в высокочастотном.

Более контрастная ситуация с Sunrise Dragon Ear Tips Earbuds R130 Close (сопротивление наушников 120 Ом)



При подключении к усилителю с сопротивлением в 0 Ом, разница между Campfire Andromeda и Sunrise Dragon Ear Tips Earbuds R130 Close составляет 16 дБ. При подключении к усилителю с сопротивлением 20 Ом разница между наушниками уже всего 3 дБ. А при подключении к усилителю 600 Ом уже низкочувствительные и высокоомные Sunrise Dragon громче на 11 дБ!

Конечно, в реальности усилители с сопротивлением 600 Ом крайне редки, обычно у бестрансформаторных ламповых усилителей сопротивление варьируется от 60 до 150 Ом, а 300 Ом можно встретить у усилителей мощности для колонок с дополнительным гнездом для наушников.

Тем не менее, если отсортировать по базе измерений источники (усилители) по выходному сопротивлению, то высокое сопротивление есть у смартфона Fly FS504 Cirrus 2 и оно составляет 130 Ом.



С этим смартфоном Campfire Andromeda будет чуть громче, чем HiFiMan RE 400 и тише, чем Sunrise Dragon Ear Tips Earbuds R130 Close. И, конечно же, владелец аналогичного телефона (пусть более дорогого, но с аналогичным сопротивлением на выходе) будет утверждать, что высокая чувствительность у Campfire Andromeda – миф в воспаленном мозгу продажников-маркетологов и проплаченных авторов и блоггеров. Так как наушники ”тихие”, кто не согласен, тот наушники видел только на картинке…

Campfire Andromeda и HiFiMan HM901 Balanced Card




Возьмем альтернативный пример, близкий к реальности, а не комедийный с владельцем дорогих наушников и смартфона (к сожалению, в жизни такое не редкость). Например, с Campfire Andromeda и плеером высокого класса HiFiMan HM901 с балансной картой (усилителем). С балансной картой плеер может работать как в обычном режиме, так и в более «громком» балансном режиме.

В балансном режиме сопротивление усилителя составляет 11,3 Ом и максимальное напряжение без нагрузки 13,46 dBV. В небалансом режиме 0,3 Ом и 7,44 dBV соответственно.



Т.е. в небалансом режиме усилитель тише на 6 дБ – в два раза. Однако из-за более высокого сопротивления в балансном режиме для низкоомных наушников различие в громкости будет меньше, для 16 Ом это составит 1.5 дБ. На графике напряжений хорошо видно, как кривая для балансного режима плавно снижается в области низкоомных нагрузок.


На графике добавлена поправка в -20 дБ по уровню для режима построения «music»

На графике с Campfire Andromeda и усилителями с параметрами от HiFiMan Balanced Card мы видим, что в небалансном режиме наушники у нас играют громче в области низких частот на 6 дБ, т.е. в два раза. В области высоких частот в балансном режиме на 3 дБ громче высокие частоты.

Так ли это на самом деле? Не врут ли графики? Благодаря наличию HiFiMan HM901 с балансной картой это было легко проверить – график действительно показал то, что слышно при переключении режимов.

Это было «познавательное» применение on-line сервиса, в следующей части будут рассмотрены варианты с практическим применением.

Комментарии (28)


  1. SergeyMax
    25.04.2018 09:57
    +1

    Какой физический смысл несёт в себе усилитель с выходным сопротивлением 300 Ом? У любой копеечного чипа усилителя выходное сопротивление уверенно стремится к нулю.


    1. romanrex Автор
      25.04.2018 10:31

      Если к примеру взять наушники с близкой чувствительностью по мощности и подключить их к усилителю с нулевым сопротивлением, то они будут различаться по громкости, низкоомные будут громче, высокоомные тише

      Например — Beyerdynamic DT 770 Pro 250 Ohm, Beyerdynamic DT 770 PRO 80 Ohm и
      Beyerdynamic DT 770 Pro 32 Ohm

      reference-audio-analyzer.pro/param10.php?&m25=25&id=563&idav=0&idar=0&id1=803&idav1=0&idar1=0&id2=562&idav2=0&idar2=0

      Но, если эти наушники подключить к усилителю с сопротивлением в 150 Ом, то их громкость будет отличаться незначительно.

      reference-audio-analyzer.pro/param10.php?&m25=25&id=563&idav=0&idar=150&id1=803&idav1=0&idar1=150&id2=562&idav2=0&idar2=150

      Если учесть, что обычно низкоомные наушники более компактные и портативные, а высоокоомные более крупные и менее чувствительные по мощности, то для выравнивания громкости нужно еще более высокое сопротивление.

      У усилителей с нулевым сопротивлением есть свои проблемы — более высокое взаимное проникновение каналов, высокий фоновый шум для малого уровня громкости в современных портативных устройствах с цифровой регулировкой громкости (и общая проблема при использовании такого усилителя в смартфонах — неизбежный высокий уровень искажений с выхода ЦАП в мобильных устройствах на малой громкости. В то время как при использовании усилителя с высоким выходным сопротивлением требует другой уровень сигнала на выходе ЦАП/кодека).

      Нулевое сопротивление усилителя дает как плюсы, так и минусы. Это вопрос компромиссов и конкретной реализации в общей системе.


      1. SergeyMax
        25.04.2018 11:56

        Суть вашей статьи я понял. Я не понял, как такой усилитель должен выглядеть. Вы предлагаете последовательно с наушниками подключать резистор на 300 Ом, чтобы все уши играли одинаково тихо?

        У усилителей с нулевым сопротивлением есть свои проблемы — более высокое взаимное проникновение каналов, высокий фоновый шум для малого уровня громкости

        Поясните пожалуйста, как выходное сопротивление влияет например на фоновый шум. Или на взаимное проникновение каналов.


        1. romanrex Автор
          25.04.2018 14:05

          На примере компьютерной звуковой карты это будет выглядеть так. Предположим, что это современная звуковая, рассчитанная на подключение высокоомных наушников. У такой карты максимальным уровнем напряжения будет к примеру 7 VRMS или 17 dBV.
          Цепочка тракта получается как «ЦАП->Усилитель». Предположим, что сам усилитель никакого шума не добавляет, его соотношение сигнал/шум за 200 дБ, а сигнал/шум цепочки «ЦАП->Усилитель» напрямую зависит от ЦАП. Соответственно, если соотношение сигнал/шум у ЦАП будет 110 дБ, то и у цепочки «ЦАП->Усилитель» он будет таким же. При этом уровень полезного сигнала будет как 17 dBV, а уровень фонового шума как 17 dBV — 110 дБ = -93 dBV.

          Теперь начинаем регулировать громкость. У звуковых карт регулировка поголовно или программная или через регулятор в ЦАП (аналогично в цифре за счет ресурсов самого ЦАП, как например в Creative AE5). Если мы понизим уровень на 60 дБ для комфортного прослушивания музыки в низкоомных высокочувствительных наушниках, то получим уровень 17 dBV — 60 дБ = -43 dBV, а соотношение сигнал с выхода ЦАП упадет до 50 дБ (110 дБ -60 дБ = 50 дБ). Через напряжения полезного и фонового напряжения это -43 dBV-(-93 dBV) = 50 дБ.
          Т.е. уровень полезного сигнала мы уменьшили, а уровень фонового шума остался прежним. Это будет справедливо для усилителя с нулевым сопротивлением.

          Если мы возьмем усилитель с не нулевым сопротивлением, то при подключении низкоомных наушников у нас снизится напряжение «после» усилителя.

          При подключении нагрузки (в виде наушников) в 20 Ом мы видим на графике значение -24 dBV. Это значит, что при подключении таких наушников усилитель будет работать тише на 24 дБ!


          Т.е. при подключении наушников с сопротивлением в 20 Ом к усилителю с сопротивлением 300 Ом у нас уровень напряжение снизится на 24 дБ и полезный сигнал и фоновый шум. Т.е. на выходе будет полезное напряжение как 17 dBV — 24 дБ = — 7 dBV, а фоновый шум как -93 dBV — 24 дБ = -117 dBV.

          И в этом случае мы до ЦАП снижаем уровень не на 60 дБ для получения -43 dBV, а только на 36 дБ и получаем как — 7 dBV — 36 = -43 dBV при фоновом шуме в -117 dBV. И соотношение сигнал шум у нас уже будет не 50 дБ, а 74 дБ (-43 dBV — -117 dBV = 74 дБ).

          В тех случаях, когда используется аналоговый регулятор, расположенный между ЦАП и усилителем, там надо отдельно все просчитывать, добавляя для усилителя отдельно и его постоянный фоновый шум и относительное соотношение сигнал/шум при усилении сигнала. В таких усилителях может как помогать снижать шум на выходе, а может быть и избыточным.


        1. romanrex Автор
          25.04.2018 14:08

          По взаимосвязи взаимного проникновения каналов будет отдельный материал и отдельные калькуляторы и он-лайн тесты. Это очень большая тема, требующая добавления отдельных графиков в отчеты, калькуляторов и поясняющего материала.


  1. KbRadar
    25.04.2018 10:44

    Чем вызвана такая большая разница выходного сопротивления усилителя в балансном и небалансном режиме?


  1. romanrex Автор
    25.04.2018 11:06

    В случае с HiFiMan точный ответ может дать инженер, который проанализирует схему усилителя. В RAA тестируется все как "черные ящики". Из предположений, с учетом того, в небалансном режиме работает половина платы и там сопротивление нулевое (т.е. схема допускает стабильную работу), это высокое сопротивление скорее всего является "защитой от дурака". Если подключить обычные наушники и включить балансный режим, то "короткого замыкания/других не штатных проблем" не будет.


    В целом, часто сопротивление на выходе предусмотрено как защита от короткого замыкания.


    Чаще всего, сопротивление у балансных усилителей вдвое выше, чем у небалансных.


  1. TheSskain
    25.04.2018 12:46

    Балансные усилители?
    А может это просто мостовая схема выхлопа?


    1. romanrex Автор
      25.04.2018 13:05

      Может. Здесь в контексте это не принципиально, баланс или мост (тем более, при измерении устройств без вскрытия и подробной информации о начинке).


      1. TheSskain
        25.04.2018 14:14

        Это принципиально!
        Или считать, что вычитание и сложение — одно и то же?)))
        В терминах нельзя путаться!


        И что мешает вскрыть и пройтись по кишкам прибора, сверяясь с принципиальной/монтажной схемой?


        1. romanrex Автор
          25.04.2018 14:35

          Далеко не все возможно разобрать. Если усилитель от HiFiMan является отдельной платой и это возможно сделать, то залезть в потроха смартфонов и плееров нереальная задача. По крайней мере в рамках проекта RAA, где тесты проводятся относительно быстро и без потери гарантии перед производителем из-за вскрытия устройства. Некоторые устройства делаются вообще монолитно на клею…

          Поясните, в чем вы видите принципиальную разницу между мостом и балансом для выхода под наушники для конечного потребителя. В каких случаях эта разница будет важна с практической, а не теоретической стороны?


          1. TheSskain
            25.04.2018 14:52

            Мост — сложение каналов. Выхлоп на два рабочих пина.
            Баланс — сложение инвертированных каналов или вычитание. Три пина.
            Как и куда можно скормить драйверу/динамику балансный сигнал — не представляю… Это только упоротые маркетологи способны описать, в глянцевых лохотронских журналах..))


            1. romanrex Автор
              25.04.2018 15:18

              Третий пин нужен для передачи земли при межблочном соединении. При подключении же динамика к Hot и Cold получится тот же самый мост.

              Маркетологи и авторы в глянцевых журналах напирают на преимущества баланса именно в межблочном применении и получается полная ерунда.

              На самом деле мост и баланс очень близки и их разница порой зависит от контекста, в межблоке — баланс, в усилителе мост. Либо «настоящий баланс», когда на усилитель пришел балансный сигнал, и «не настоящий баланс», когда сигнал на усилитель пришел небалансный, а далее в усилителе производится инвертирование для мостового/балансного режима.

              Я ранее довольно жестко критиковал использование слова «балансный» для усилителей, но сейчас все больше устройств, в которых стараются сделать устройство от начала до конца «балансным», начиная от моно ЦАП-ов без промежуточных переводов сигнала из баланса в небаланс и снова в баланс.


              1. TheSskain
                25.04.2018 15:36

                Для межблока балансники нужны для отсеивания наводок и прочего сопутствующего мусора. Так для каких шнурков? Для десятков и сотен метров в условиях множественных источников помех, типа туровых или от студии до аппаратной. Для домашнего использования, за экраном прибора, на монтажных соединениях — абсолютно лишние, избыточны.


                Это маркетоидные бредни.
                Хотя выпускаются и бредовые приборы — с балансным входом фонокорректора, например.


                И зачем наушниковому усилителю мостовой выхлоп — до сих пор не могу нафантазировать.


                1. romanrex Автор
                  25.04.2018 17:18

                  Борьба с наводками здесь лишняя. Баланс/мост нужен для:
                  1. увеличить вдвое напряжение на выходе, когда схема не позволяет выдать сигнал выше без искажений. У большинства плееров и усилителей на балансном выходе уровень вдвое выше (если не учитывать выходные сопротивления и подключение потом низкоомной нагрузки)
                  2. Уменьшить искажения на выходе за счет предварительного снижения сигнала. Например, у FiiO X5-3 уровень сигнала с балансного и небалансного усилителя одинаковый, но на балансный усилитель поступает уменьшенный вдвое уровень сигнала с ЦАП и соответственно усилитель работает в условиях вдвое низкой громкости и дает боле чистый сигнал.
                  3. Если питание сделано паршиво, то с обычного выхода будем слышать фон, а с балансного усилителя фон удалится. Но это вариант халтурного компромисса.


                  1. TheSskain
                    25.04.2018 23:09

                    Мост — это решение для быстрого изменения конфига подключения, на одинаковом аппарате. Например, при переезде с одной концертной площадки на другую.
                    На стационаре или консюмерке — не имеет ни малейшего смысла.
                    Не прокачивает какие-то девайсы промышленного стандарта? Да просто выставляется более мощный усилитель.


                    3 — помехи по питанию балансник не может убрать. Они не отличимы от полезного сигнала.
                    Да и вообще любой девайс с фоном — просто неисправен или намеренно паршиво сконструирован. В помойку.


  1. Arson
    25.04.2018 12:54

    Только не сопротивление, а импеданс. И у усилителя нет громкости…


    1. romanrex Автор
      25.04.2018 13:21

      Да, но упрощение было сделано намеренно.

      Например, вместо «наушников» писать «головные стереотелефоны», но все же имеет смысл использовать или более современные слова, или более понятные в контексте. «Импеданс» безусловно более правильно и ближе к сути, но в характеристиках чаще используется слово «сопротивление». Импеданс наушников например не может равняться 16 Ом, т.к. 16 Ом описывает только часть характеристики в виде активного сопротивления без указания реактивного.

      Несколько лет назад со стороны одного достаточно строгого читателя утверждалось, что слово импеданс можно использовать только в контексте наушников и категорически нельзя в контексте усилителя — только как «полное выходное сопротивление». Возможно, если откатываться к временам, когда было распространено название «головные стереотелефоны», то и «импеданс» как таковой неверен — будет только «полное сопротивление», а не заимствованное иностранное слово.

      В контексте нового on-line сервиса задается только активное сопротивление для усилителя. Может быть потом дополнительный сервис (или расширен этот) для усилителей, у которых на выходе стоит конденсатор и тогда уже будет в чистом виде импеданс, заданный и активным сопротивлением и реактивным в виде емкости конденсатора.


      1. Arson
        25.04.2018 13:59

        я про вот это

        В общем случае, сопротивление усилителя можно рассматривать как дополнительное последовательное сопротивление на проводе у наушников. Т.е. можно взять усилитель с нулевым сопротивлением и тонкий провод с сопротивлением в 10 Ом, а можно подключить наушники толстым кабелем с нулевым сопротивлением, но к усилителю с сопротивлением в 10 Ом и результат будет одинаковым.


        результат не будет одинаковым, и будет сильно плавать по частотам, расчёт согласующего звена «несколько» более сложная задача.


        1. romanrex Автор
          25.04.2018 14:22

          В любом упрощении безусловно будут исключения из правил.

          При тестировании наушников и усилителей, их импедансы получаются как парные значения «амплитуда + частота» и расчеты с реальностью не расходились. По крайней мере на более чем 250 усилителей явных исключений не было. Может не попалось «особого» усилителя. А может «сильно» плавать параметр будет далеко за слышимой областью, где фазы усилителя и наушников разойдутся. И «сильно», это сколько будет в дБ, 1, 6, 12, 100 дБ? Было бы интересно посмотреть на расчет или определить конкретный усилитель и конкретные наушники и соответственно на практике посмотреть на возможное расхождение.


          1. Arson
            25.04.2018 14:41

            Грубо говоря если вы возьмёте разность двух ачх: усилитель и выходом 100 ом и усилитель с выходом 50 ом + резистор 50 ом, от у вас получится волнистая линия с увеличением амплитуды при увеличении частоты. Значения не скажу, считать надо.


            1. romanrex Автор
              25.04.2018 15:05

              Попробуйте посчитать.

              У многих усилителей зачастую на выходе просто впаивается резистор, и соответственно разделение 100 Ом на 50+50 Ом, это просто разделение одного резистора на два.


    1. romanrex Автор
      25.04.2018 13:26

      уровень напряжения (громкости)

      Специально взято в скобки для показа прямой связи напряжения и дальнейшего получения уровня звукового давления на выходе наушников (упрощенно громкости). Мы же здесь не рассматриваем сравнение двух разных типов сигналов и их субъективного восприятия.

      Если комментарий к другому месту в тексте, поясните. Может там упрощение было слишком сильным или не так ясно выражена фраза.


      1. Arson
        25.04.2018 14:01

        а здесь про вот это

        Это значит, что при подключении таких наушников усилитель будет работать тише на 24 дБ!


        тут даже сложно сформулировать насколько фраза неправильная…


        1. romanrex Автор
          25.04.2018 14:25

          Это значит, что при подключении наушников с таким сопротивление сигнал с усилителя станет тише на 24 дБ!

          Так фраза будет лучше?


          1. Arson
            25.04.2018 14:36

            Это значит, что при подключении наушников с таким сопротивлением сигнал на наушниках станет слабее на 24 dbV!

            Тогда уж так, обычно не принято писать dB без уточнения что вы измеряете.

            И ещё в тексте вы часто путаете громкость и spl. SPL измерить можно, громкость — величина субъективная.


            1. romanrex Автор
              25.04.2018 15:02

              Здесь в контексте «слабее», «тише» или «ниже» обладают одинаковым значением. Если «понизили» сигнал на выходе усилителя, то разве он не стал тише?

              Возможно, если мы говорим о сигнале с наушников, то более подходящее слово будет громче/тише, а сигнал с усилителя «выше/ниже». А вот слабее/сильнее скорее относится к контексту сигнал/шум, устойчивости приема/передачи и т.п.

              Сигнал выше/больше или ниже/меньше выражаться будет только в относительных дБ, т.к. dBV — абсолютные значения в дБ к 1 В.

              Т.е. в построении фразы «слабее на 24 dbV!» это звучит как слабее на 15.8 VRMS. А у нас график изначально строится к напряжению без нагрузки к 1 VRMS (0 dBV). А изменение у нас на 24 дБ, т.к. по графику получили значение -24 dBV (0.063 VRMS).

              Т.е. если график будет построен не от 0 dBV, а допустим от 16 dBV, то изменение у нас будет таким же на 24 дБ и напряжение под этой нагрузкой как 16 dBV -24 дБ = -8 dBV.

              Пример с графиком для 16 dBV.


  1. romanrex Автор
    25.04.2018 15:01

    .