Всем привет. Я работаю в московском офисе Технологического Центра Дойче Банка. Для тех, кто не знает, — мы занимаемся разработкой приложений для CIB (Corporate and Investment Banking) бизнеса в Нью-Йорке, Лондоне, Франкфурте, Токио, Сингапуре, Чикаго, Сиднее. В России в Техцентре работают более 1000 человек — это примерно 130 команд. Всего в мире таких центров у Дойче Банка четыре: в России (Москва и Санкт-Петербург), США, Румынии и Индии.



Примерно полтора года назад стало понятно, что мы перестали помещаться в наш офис и нам надо искать себе новый дом.

Предыдущие шесть лет мы провели в небоскребе Нордстар на Беговой. Это был период активной Agile-трансформации. Но не насаждение практик, а естественное развитие, когда изменение рождалось самими сотрудниками. Команды сами принимали решение, что им необходим Agile, делились опытом и выбирали, что им ближе — SCRUM или Kanban. Сейчас в компании примерно 70% команд применяет Agile-подход к разработке.

Старый офис проектировался без понимания нужд Agile-команд — в масштабе 800 сотрудников реализовать даже базовые практики (стендапов и Agile-досок) было довольно сложно. Нам просто не хватало места. А Agile для распределенных команд был особой магией. Поэтому когда возник разговор о переезде, мы восприняли это как отличный шанс переосмыслить накопленный опыт и воплотить его в новом формате.
 

Куда мы переехали


Бизнес-центр «Аквамарин» считается одним из лучших мест для селфи. Мы занимаем пять этажей в одном из зданий, расположенных на Озерковской набережной, в десяти минутах хотьбы от Новокузнецкой. Замоскворечье — очень приятный район, и работать здесь так же классно, как и отдыхать.



Как мы готовились к переезду


В рамках подготовки к переезду была создана рабочая группа из сотрудников разного уровня: от программистов до директоров. Я был одним из членов команды. Мы решали, что хотим сохранить, а что — изменить, участвовали в создании плана нового офисного пространства, дизайна и оформления. Постараюсь рассказать об основных идеях, рожденных в группе.
 


Stand-up зоны


Главная задача нового офиса — помогать поддерживать Agile. Из прошлого офиса мы взяли кубрики по шесть человек – это, по нашему опыту, оптимальный размер для Agile-команды. Теперь в каждом кубрике есть еще по два подъемных стола, которые позволяют при желании работать стоя.


Переехали с нами и тумбочки с мягким верхом. Коллега всегда может подсесть к твоему столу, чтобы вместе посмотреть код
 
У рабочей группы была возможность повлиять на планировку этажей. Мы попросили архитекторов выделить зоны для стендапов так, чтобы они не мешали и были расположены недалеко от команд. Еще одним требованием была возможность проведения нескольких стендапов одновременно. В результате на каждом этаже есть по 12 стендап-зон. Это по одной на две-три команды.

Мы не хотели диктовать командам, какой должна быть их Agile-доска. Одним ближе офлайн-подход со стикерами, и им важно, чтобы их whiteboard всегда был на виду. Другие предпочитают вести свою доску в джире. Поэтому они проводят стендап перед 80-дюймовыми интерактивными экранами («очень большими айпадами»), которые позволяют эффективно работать с электронной Agile-доской. В старом офисе таких «айпадов» было мало, и к ним все время были очереди. Новые стендап-зоны совмещают в себе оба подхода и позволяют вести сразу две офлайн-доски.


Хитрая конструкция, придуманная вместе с архитекторами и совмещающая офлайн и онлайн-подходы — тройная доска: две классические доски, на которых можно писать или клеить стикеры, а под одной из них скрывается интерактивная

Как глобальная организация, мы следуем современному тренду на flexible working. У сотрудников есть возможность какие-то дни работать вне офиса.

Интересной задачей для группы было придумать, как поддержать интеграцию людей, работающих из дома и других городов. Мы оборудовали стендап-зоны двумя камерами: одна смотрит на команду, другая — на доску. Так создается эффект присутствия во время митинга. Команда видит удаленного сотрудника, а он — Agile-доску и команду.


 

Переговорки


Выбрать оптимальное количество переговорок, определить их размер, исходя из сценариев использования, стало отдельной задачей. Получилось несколько функционально отличающихся комнат: с видео-оборудованием и экранами — для больших встреч, футуристичные мобильные — для коротких обсуждений и телефонные будки — для личных звонков. Бонус: в каждой переговорке есть терминал, с которого любой сотрудник может подключиться к своему компьютеру в сети компании.




Мы отказались от использования традиционных передвижных досок в переговорных в пользу writable walls. Это оказалось очень удобно и позволяет эффективнее использовать пространство.


Для митапов, конференций и обучения на седьмом этаже архитекторы создали трансформируемое пространство, способное вместить до 300 человек. В обычной «мирной»  жизни это множество небольших, хорошо оборудованных помещений для лекций или тренингов.

А еще у нас в новом офисе нет кабинетов, руководители департаментов сидят вместе со всеми. Можно было бы сказать, что это достижение рабочей группы, но на самом деле это было их собственное решение. Рабочая группа просто эффективно использовала освободившееся пространство.

Не только работа


Не менее детально мы продумали и нерабочие зоны. Помимо спортзала и игровой с настольным теннисом, в новом офисе появились зал для йоги, комната для кормящих мам и даже комната для тех, кому надо посидеть в тишине и помедитировать. У здания большая велопарковка, а наличие душа мотивирует лишний раз сесть на велосипед и не бояться чувствовать себя некомфортно после физической нагрузки.


 

В лаунж-зонах мы поставили большие экраны. Они очень пригодились во время чемпионата по футболу.



На каждом этаже есть touch-down зона — это кофе-пойнт, большой стол для неформальных встреч и зеленые стены из живых растений — там можно провести расслабленную ретроспективу или поработать отдельно от всех. Кстати, стало намного тише, потому что теперь кофе-поинты расположены в центре каждого этажа и отделены от основного рабочего пространства. Поэтому можно спокойно болтать с коллегами за кофе и не отвлекать других от работы.


 
Всем хотелось, чтобы дизайн офиса подчеркивал нашу специфику — работу IT в инвестиционном банкинге. Поэтому стены офиса и переговорные украшают фотографии крупнейших бирж мира, принты старинных акций и облигаций.
 


Офисная навигация соответствует географии присутствия Дойче Банк в мире: третий этаж посвящен региону APAC, четвертый этаж – Americas, пятый этаж – EMEA, шестой этаж – UK, седьмой этаж — Germany. А переговорные комнаты названы по городам каждого региона. Если встреча в Лос-Анджелесе — значит, на четвертый этаж. В Берлине – на седьмой.


 
P.S. Забыл рассказать еще про эти футуристические турникеты. Мелочь, а прикольно:

Комментарии (58)


  1. peresada
    13.07.2018 13:14
    +1

    Поднимите мне слюни


  1. wheredevel
    13.07.2018 13:27
    +4

    Отрекламировал Фатерлянд по самое не могу. Аджайл для 1000 работников. Здрасьте — приехали! Благо Аджайл — он мягкий и теплый. Что угодно слепить можно. Только вот запах как был, так и…


  1. Scratch
    13.07.2018 13:30
    +5

    А вот альтернативное мнение насчет открытых офисов.


    1. werklop
      13.07.2018 13:38
      +1

      +100500


    1. vKreker
      13.07.2018 13:55
      +4

      Я на личной шкуре почувствовал падение производительности раза в два, когда начал работать в отрытом офисе на 50+ человек.


      1. salex772
        16.07.2018 11:06

        Это только первые месяцы, потом свыкаешься и даже нравится


        1. Neikist
          16.07.2018 11:27

          Я уже 4 года свыкнуться не могу с постоянным шумом, гамом, ржачем, шутками за 300, звонками, совещаниями и подобном. И это нас чуть больше 20.


    1. peresada
      13.07.2018 14:11

      Все познается в сравнениях. Я ушел из одного открытого офиса на 30+ человек, в котором сидят только люди одной сферы, где все уважают чужое «чувство баланса» и лишний раз стесняются даже чихнуть, а буквально 2 недели назад перешел в другой, где есть множество открытых офисов на 15-20 человек, так вот тут началось — гудящая кофе-машина, постоянные и долгие разговоры ни о чем, никто не стесняется говорить громко. Не сказал бы, что это меня отвлекает, но с точки зрения первого офиса — это конечно кошмар. В любом случае, все зависит от конкретных людей и от того, как ты сам воспринимаешь свое окружение.


      1. pesh1983
        14.07.2018 14:57

        Вы правы, многое решает коллектив и люди вокруг. Если на ваше замечание о шуме и предложение переместится в переговорку не реагируют должным образом, кажется, что в данном случае не хватает взаимного уважения в коллективе


    1. acmnu
      13.07.2018 14:55

      Плюс-минус это решается как раз зонами отдыха. Хотя, конечно, кабинет на два-три человека или даже кубикл гораздо лучше.


    1. Avvero
      14.07.2018 09:32

      Мне нравится работать в открытом офисе, но простуда там распространяется быстро и появляется часто


  1. yurec_bond
    13.07.2018 13:38
    +12

    Люди до сих пор не поняли что open space — это самый ужасный тип офиса.


    1. EvilArcher
      13.07.2018 14:21
      +5

      Иногда мне кажется, что это такая месть работодателей. Программист отличается от многих других работников тем, что он получает хорошие деньги и при этом еще и любит свое дело. Не порядок, надо обязательно опустить его с неба на землю.


    1. Lattyf
      14.07.2018 04:42
      +1

      Это же сплошная социализация, сокращение квадратных метров на одного разработчика, да еще много чего. Ну и хабр читать стыдно, а то зайдешь в кабинетекл, а там 6 человек и у всех мониторы к стенам повернуты. Кодить наверное так удобнее.


    1. JediPhilosopher
      14.07.2018 11:05

      А понимание тут, думаю, ни при чем. Просто опенспейс намного проще и дешевле сделать, чем кучу отдельных клетушек-кабинетиков.


  1. rezdm
    13.07.2018 13:49

    Там кто-то ещё остался из тех, кто на Цветном Бульваре работал?


    1. vladimir_dolzhenko
      13.07.2018 14:02

      как минимум знаю двоих)


    1. a-l-e-x
      13.07.2018 15:54

      так это… лет 15 прошло уже, наверное.


      1. vladimir_dolzhenko
        13.07.2018 17:03

        кажется с цветного переехали в 2010 или даже 2011


        1. YCB Автор
          13.07.2018 17:44

          В 2011


    1. Metrix
      16.07.2018 11:06

      Осталось, и много :)


      1. rezdm
        16.07.2018 11:12

        Ok. Ну, передавайте привет :)


  1. nikvel
    13.07.2018 14:14
    +1

    Не прорекламируете: какая модель подъемного стола?


    1. YCB Автор
      13.07.2018 15:46

      Haworth


  1. inkvizitor68sl
    13.07.2018 15:19
    +3

    Опенспейсы.
    Да когда ж вы подохнете, менеджеры эффективные.


  1. dernasherbrezon
    13.07.2018 15:28

    Надо будет сходить заценить!


  1. Stas911
    13.07.2018 16:15

    Офис на Беговой был лучший из всех, где мне когда-либо приходилось работать. Новый, видимо, стал еще лучше.


  1. zQQrra
    13.07.2018 17:04

    P.S. Забыл рассказать еще про эти футуристические турникеты. Мелочь, а прикольно:

    Прикладывать пропуск к турникету в 2018…


    1. tvr
      13.07.2018 17:46

      А что, надо наоборот?


    1. YCB Автор
      13.07.2018 17:48

      Пропуск у нас глобальный — работает в любом офисе DB. Так что отказаться от него мы не могли.


      1. tvr
        13.07.2018 17:57

        Во, я примерно так и подумал — здоровый банковский консерватизм ))


        1. YCB Автор
          13.07.2018 18:00

          Тут скорей удобство. Приезжаешь ты в Милан, Нью Йорк, Лондон или Гонконг, а твой пропуск работает. Конечно, есть целая система контроля доступа, но если тебе можно, то ты проходишь в нужное здание и на нужный этаж.


  1. ev_i
    13.07.2018 19:02

    Я готов немножечко пострадать в таком офисе, особенно в сравнении с текущим местом работы в одном околокосмическом НИИ с дырявый линолеумом, древними кабинетами, тараканами, чайником вместо кофемашины и отсутствием в здании комнаты приёма пищи (про спорт, отдых и отсутствие душа просто промолчу).
    Ругают опенофисы/опенспейсы за их открытость, но они выглядят гуманный чем моё текущее место работы.


    1. Simplevolk
      13.07.2018 19:15
      +1

      Зато у вас 1-й отдел и защита Родины :)


    1. asmolenskiy
      13.07.2018 19:31

      Зато у Вас еще и бухашки из настоящей вотки и колбасы почти по всем праздникам в календаре наверное веселыми застольями из тех кому за 50 и до 25.
      Хорошая альтернатива пицце и непонятным веществам из кейтеринга ))).


    1. BalinTomsk
      13.07.2018 20:56
      +1

      — в одном околокосмическом НИИ с дырявый линолеумом

      это вы на моем японском месте офис спэйс не видели.
      Площадка шириной 1,5 метра на 10 метровом столе. Ваш НИИ раем покажется.
      В офисе +30 — экономят на электричестве.


    1. x67
      13.07.2018 22:00

      Справедливости ради, в некоторых нии комфортные офисы по 20-25 квадратов на троих. Да, вокруг старье, но тут уж работники сами выбирают, им новый офис здесь и сейчас или зп, отличная от оклада. Я не вижу ничего плохого в разваливающихся остовах советского союза в пром.зонах. в офисах, где проводится 80-95% времени, все может быть достаточно современно и гораздо комфортнее, чем в опен спейсах


  1. Pusk1
    13.07.2018 19:29

    Немного поворчу.
    Не хватает какого-то почерка архитектора и единства стиля.
    При работе стоя иногда хочется к чему-то прислониться.
    Расположение офиса неоднозначное. Работал несколько лет на Озерковке в ОМК. С парковкой никак, до метро надо немного прогуляться, вокруг каменные джунгли. Теперь никакого метро и отличный парк с белочками и спортивными площадками рядом.
    Модные телефонные будки есть и у нас, но стоят пустые.
    Стационарные компьютеры по секьюрным соображениям? Сам за таким третий год маюсь.
    Понравились тумбы с мягким верхом и мониторы.


    1. Stas911
      14.07.2018 00:02
      +1

      Думаю, по соображениям производительности скорее — там серьезные рабочие станции.


    1. DASM
      15.07.2018 13:46

      Присоединять два монитора, клаву и мышь для нормальной работы к ноутбуку — это лучшее решение?


      1. peresada
        16.07.2018 07:17

        А почему нет, если ноутбук позволяет это сделать? Зато надоело тебе за столом работать, взял ноут и пошел в пуфике работать, или чтобы презентовать — не обязательно же стационарник тоскать. Кроме того, в статье говорится о «У сотрудников есть возможность какие-то дни работать вне офиса.» — что тоже удобнее при наличии именно рабочего ноутбука.


  1. kolemik
    13.07.2018 19:29
    +2

    красиво, бохато, на Цветном было скромнее. поработать что-ли у вас ещё раз…


  1. robux
    13.07.2018 20:07

    — Упс, а тут разве стекло было?..
    И что нам теперь делать с этими мелкими-мелкими осколками?
    (это я про турникет)


    1. Garbus
      13.07.2018 21:09

      Думаю тут неплохо помогла бы подсветка стекла с узором «изнутри». Даже странным показалось, сбоку иллюминации вставили, а в саму створку сэкономили.


  1. FrozenWalrus
    13.07.2018 21:59

    Неожиданно увидеть Василия на третьей фото, хоть и знаю, что он в Дойче Банке работает. Большой привет ему!


    1. YCB Автор
      16.07.2018 11:08

      Илья, привет!


  1. osigida
    13.07.2018 22:28

    Сейчас в компании примерно 70% команд применяет Agile-подход к разработке

    Скажите пожалуйста, а остальные 30%, что применяют?


    1. YCB Автор
      16.07.2018 11:11

      Точной разбивки нет. Тут и вотерфол и «полный кастом».


  1. webkumo
    14.07.2018 02:55

    У здания большая велопарковка

    Да будь она хоть огромная! Вы на форму посмотрите… Вот как цеплять велосипед? За колесо? А сам вел пусть прут? Или "верёвочкой" цепляться? Так их сломать нефиг делать...


    В общем до сих пор видел только одну отличную велопарковку — https://yandex.ru/maps/2/saint-petersburg/?ll=30.403155%2C59.962112&z=19&l=stv%2Csta&panorama%5Bpoint%5D=30.403154%2C59.962082&panorama%5Bdirection%5D=88.537904%2C-2.115339&panorama%5Bspan%5D=78.514591%2C30.306644


    1. lam0x86
      14.07.2018 03:01

      Могу сказать, что район там тихий и охраняемый, поэтому велосипед можно хоть на верёвочку привязывать, для символизма — всё-равно никто не позарится.


      1. webkumo
        16.07.2018 10:17

        Да какой бы ни был охраняемый! Минимум — U-образный замок (их дольше всего ломать — или болгарка нужна или навыки взлома замков… в общем 5-10 минут шумной работы обеспечены так и так… в отличие от нескольких секунды на "верёвочку" и нескольких секунд и серьёзный инструмент для цепей). А в менее безопасных местах — я и второй замок навешаю, чтобы колесо переднее не спёрли!
        И да, если не обратили внимание сами — там крыша над велопарковкой — большую часть дождя закроет… что тоже ценно — есть шанс, что седло останется сухим + меньше проблем со смазкой открытых частей.


    1. JediPhilosopher
      14.07.2018 11:11

      Это общая беда. Велопарковки делают те, кто велосипедом никогда не пользовался. Везде в городе вижу такое убожество, где велосипед прицепить можно только за колесо. Его пихают во все проекты благоустроства и новых зданий, подозреваю потому что просто дешевле.

      При этом (для тех кто не понимает что тут такого):

      1. У многих велосипедов переднее колесо быстросъемное, даже гаечный ключ не нужен чтобы его отсоединить и унести весь остальной велосипед
      2. На подножку велосипед не поставить, в итоге он по сути опирается спицами переднего колеса на конструкцию парковки, что для спиц тоже не полезно
      3. Невозможно нормально использовать U-локи


      А про тихий район — воруют как раз чаще всего именно из тихих районов и укромных мест. Где нет прохожих и можно не спеша разобраться с тросом/замком.


    1. YCB Автор
      16.07.2018 11:13

      Велопарковка находится под постоянным наблюдением охраны. Хотя, даже это не может быть 100% гарантией.


  1. panicjan
    16.07.2018 11:11

    Просто мечта!


  1. id_ox
    16.07.2018 11:13

    Работаю в

    Организации
    это государственная машина


  1. Safort
    16.07.2018 11:14

    Первое фото офис СберТеха на Кутузовском проспекте напомнило. Годно)


  1. nhleb
    16.07.2018 11:14

    Какой процент сотрудников техцентра составляют девушки?

    image


  1. didyc
    16.07.2018 11:14

    Гидропон понравился.