На Хабре уже рассказывалось об аварии машины с автономным управлением Uber, в ходе которой погиб человек. Участников аварии было два, точнее — три: робомобиль, его оператор, которая в тот момент смотрела шоу «Голос» и жертва, велосипедистка в темной одежде, переходящая дорогу в неположенном месте. Софт машины препятствие определил, но останавливаться не стал, поскольку природу самого объекта, находящегося впереди по курсу, компьютер не установил. Ну а «оператор безопасности», смотрящая шоу на экране смартфона, помочь и вовсе ничем не могла по вполне понятным причинам.
После инцидента особенности работы робомобилей стали изучать не только инженеры Uber, но и правоохранители, которым необходимо было установить виновного. Расследование еще ведется и финального заключения пока нет. Тем не менее, машины с компьютерным управлением вновь вышли на дороги Питтсбурга для того, чтобы тестировать собственные возможности. Правда, теперь они находятся полностью под управлением человека.
Компания Uber сама решила использовать такой способ возвращения — ее никто не принуждал. По крайней мере, представители Uber об этом говорят именно так. От робомобилей решили не отказываться — ведь все же это действительно весьма многообещающая технология (да и на сам проект ушли миллиарды долларов США). Но пока все не устоится, а безопасность компьютерной системы не будет доказана, управлять роботакси Uber будут люди.
Новые специалисты уже никакие шоу смотреть не будут — во-первых, они просто не смогут это сделать во время вождения, а во-вторых, им строго-настрого запретили отвлекаться. Операторам безопасности прошли через многонедельное интенсивное обучение, в результате чего они стали профи в сфере безопасности движения на дорогах, причем в применении к робомобилям.
Более того, в машине теперь не один человек, а сразу два — второй будет заниматься фиксированием различных происшествий на дороге для того, чтобы в дальнейшем проблему можно было бы исправить.
Вести наблюдение теперь будут не только за дорогой, но и за самими операторами — для того, чтобы все стороны проекта, включая регуляторов, могли быть уверенными в том, что операторы занимаются выполнением своих прямых обязанностей, а не сторонними вещами. При необходимости они могут связаться с центром помощи — это уже в том случае, если ситуация совсем сложная.
Еще одно усовершенствование коснулось системы избегания препятствий. Она работает как в автоматическом режиме, так и в то время, когда машину ведет человек. Система «дает по тормозам» в ряде ситуаций, включая изменение характеристик трафика на дороге. Если снова на дороге будет гулять велосипедистка в темной одежде и в темное время суток, автомобиль уже сможет среагировать. Как оказалось, в некоторых робомобилях системы иногда просто отключали, надеясь на то, что человек в салоне сможет вовремя среагировать на проблему и остановить машину до аварии.
В Uber модифицировали интерфейс навигации по маршруту, который демонстрируется на встроенной системе управления. Модификации были внесены уже после аварии, с учетом всех проблем и недочетов.
В следующие несколько месяцев машинам компании снова разрешат действовать в полностью автоматическом режиме — но только после того, как Uber и регуляторы смогут убедиться в безопасности передвижения автомобилей такого типа по дороге. Сейчас же специалисты тестируют различные модели сложных ситуаций на дорогах общего пользования, с тем, чтобы найти решение проблемы.
Еще один нюанс — то, что компания разработала карты высокого качества для своих робомобилей. Благодаря этим картам машины смогут передвигаться по дорогам без проблем — во всяком случае, в этом уверены их разработчики.
Как бы там ни было, не только представители Uber уверены в том, что за автоматизацией будущее. Тот же Илон Маск считает, что робомобили помогают кардинально снизить уровень аварий — на 50% и выше. Так что работы по развитию этой сферы будут продолжены. Но повторный выход робомобилей Uber с том виде, в каком это было ранее, случится, надо полагать, не слишком скоро.
Комментарии (19)
Hardcoin
26.07.2018 17:55+1робомобили помогают кардинально снизить уровень аварий — на 50% и выше
Судя по этой ситуации, не будет такого. Либо количество аварий снизится в сто раз, либо ни на сколько — потому что будут постоянно приостанавливать их эксплуатацию.
BlackMokona
26.07.2018 19:01Эксплуатацию автопилотов Теслы не останавливают же
Hardcoin
26.07.2018 19:04А там водитель за рулём, а не просто "оператор". В данном случае вот тоже, робомобили ездить будут, но с водителями. Переложить ответственность на машину пока не готовы. Посмотрим, что нам следующий год принесет.
JobberNet
27.07.2018 05:24компания разработала карты высокого качества для своих робомобилей. Благодаря этим картам машины смогут передвигаться по дорогам без проблем
А как быть там, где нет подробной карты?striver
27.07.2018 08:58А это недостатки этого автопилота. Ибо он работает там, где уже люди покатались и, грубо говоря, «показали» автопилоту как нужно делать.
swelf
Об этом давно говорят, но этот момент мне не понятен. «Кажется бетонная плита, но я не уверен, потому не тормозим» (с) Робот убера. Может все роботы так делают, и автопилот теслы, сомневаясь, бетонный отбойник или железный, решил взять его на таран и проверить.
Tenebrius
Вероятно, там оценка необходимости остановки при появлении нераспознаного объекта исчисляется процентами. Т.е. в случае чего-то «неопасного» необходимость остановки 3%, в случае опасного 98%. Чтобы автомобиль не тормозил каждый метра из-за конфетных фантиков и старой разметки.
Вот при оценке и поучилось значение ниже порогового.
qw1
В смысле, при «необходимости остановки в 3%», он подбрасывает виртуальный 100-гранный кубик и, если выпало от 1 до 3, останавливается?
fireSparrow
А если выпадает крит — даёт задний ход.
Tenebrius
Честно говоря, не знаю, как оно устроено. Может кубики, может муравьи)
Но полагаю, что на вход подается набор параметров, а на выход необходимость остановки.
striver
Сомневаюсь, что товарищ знает алгоритм работы автопилота от Убера.
vics001
— Не все препятствия фатальны, по веткам можно и проехать, птица может и отлететь. Не знаю объекта и его природу, невозможно принять решение.
— У автопилота Теслы тоже большие трудности с распознаванием статических объектов.
— Определение объема (а не рисунка на дороге), сложная задача только при помощи камер, а лидар в прошлой аварии был отключен
swelf
А по-моему возможно — не «идти вперед», тут все зависит от того, что значит «не смог определить природу объекта», ведь ты как человеческое существо, не будешь есть что-то, не имея ни малейшего представления что это, не будешь идти в полную темноту, не имея представления что в ней.
Смысл всех этих радаров, ни в кого/ни во что не въехать, и очень странно, когда робот понимает, что что-то есть впереди, но так как не знает что именно, едет дальше.
Hardcoin
Вот часто встречаю такую позицию. А если справа нераспознанный столб — тоже не идти вперёд? Останавливаться?
Конечно потом, когда объект пересёк линию движения, можно и ударить по тормозам. Но в начале, когда препятствие стояло сбоку — правда ли стоит каждый раз тормозить?
swelf
Справа столб и на пути столб это ж разные вещи
робот проигнорировал объект по курсу, в моем понимании это называется проигнорировал помеху, столб впереди я не проигнорирую, я обойду.
JobberNet
Если это какие-будь кусты из которых может выйти на дорогу лось, то лучше снизить скорость, чтобы в случае надобности успеть затормозить.
Cast_iron
И часто Вы «лезете в воду, не зная броду»?
Лучше отслеживать текущие события и действовать на опережение, т.е. в данной ситуации при достаточной возможности пересечения траекторий объектов изменить свою скорость и/или курс.
tvr
Вы переоцениваете человеков. Ну или недооцениваете всю глубину тупости отдельных индивудуумов. Об этом постоянно снимается всякий трэш типа низкосортных ужастиков с сюжетами типа:
"-Во, какая-то пещера! Айда посмотрим, что там, да как
-Чувак, да у нас же ни снаряги, ни еды, ни даже фонарика задрипанного нету…
-Да не ссы, чо там такого может быть.
-Ну давай хоть предупредим кого-нибудь куда мы лезем?
-Да мы быстро, туда и обратно.
-Ну ладно, полезли..."
Ну и вариации на тему.
А берутся такие сюжеты из жизни — недавняя таиландская эпопея не даст соврать.
tutam
Угу. Особенно если вспомнить что ими довольно часто набивают открытые люки