На Хабре уже рассказывалось об аварии машины с автономным управлением Uber, в ходе которой погиб человек. Участников аварии было два, точнее — три: робомобиль, его оператор, которая в тот момент смотрела шоу «Голос» и жертва, велосипедистка в темной одежде, переходящая дорогу в неположенном месте. Софт машины препятствие определил, но останавливаться не стал, поскольку природу самого объекта, находящегося впереди по курсу, компьютер не установил. Ну а «оператор безопасности», смотрящая шоу на экране смартфона, помочь и вовсе ничем не могла по вполне понятным причинам.

После инцидента особенности работы робомобилей стали изучать не только инженеры Uber, но и правоохранители, которым необходимо было установить виновного. Расследование еще ведется и финального заключения пока нет. Тем не менее, машины с компьютерным управлением вновь вышли на дороги Питтсбурга для того, чтобы тестировать собственные возможности. Правда, теперь они находятся полностью под управлением человека.

Компания Uber сама решила использовать такой способ возвращения — ее никто не принуждал. По крайней мере, представители Uber об этом говорят именно так. От робомобилей решили не отказываться — ведь все же это действительно весьма многообещающая технология (да и на сам проект ушли миллиарды долларов США). Но пока все не устоится, а безопасность компьютерной системы не будет доказана, управлять роботакси Uber будут люди.

Новые специалисты уже никакие шоу смотреть не будут — во-первых, они просто не смогут это сделать во время вождения, а во-вторых, им строго-настрого запретили отвлекаться. Операторам безопасности прошли через многонедельное интенсивное обучение, в результате чего они стали профи в сфере безопасности движения на дорогах, причем в применении к робомобилям.

Более того, в машине теперь не один человек, а сразу два — второй будет заниматься фиксированием различных происшествий на дороге для того, чтобы в дальнейшем проблему можно было бы исправить.

Вести наблюдение теперь будут не только за дорогой, но и за самими операторами — для того, чтобы все стороны проекта, включая регуляторов, могли быть уверенными в том, что операторы занимаются выполнением своих прямых обязанностей, а не сторонними вещами. При необходимости они могут связаться с центром помощи — это уже в том случае, если ситуация совсем сложная.

Еще одно усовершенствование коснулось системы избегания препятствий. Она работает как в автоматическом режиме, так и в то время, когда машину ведет человек. Система «дает по тормозам» в ряде ситуаций, включая изменение характеристик трафика на дороге. Если снова на дороге будет гулять велосипедистка в темной одежде и в темное время суток, автомобиль уже сможет среагировать. Как оказалось, в некоторых робомобилях системы иногда просто отключали, надеясь на то, что человек в салоне сможет вовремя среагировать на проблему и остановить машину до аварии.

В Uber модифицировали интерфейс навигации по маршруту, который демонстрируется на встроенной системе управления. Модификации были внесены уже после аварии, с учетом всех проблем и недочетов.

В следующие несколько месяцев машинам компании снова разрешат действовать в полностью автоматическом режиме — но только после того, как Uber и регуляторы смогут убедиться в безопасности передвижения автомобилей такого типа по дороге. Сейчас же специалисты тестируют различные модели сложных ситуаций на дорогах общего пользования, с тем, чтобы найти решение проблемы.

Еще один нюанс — то, что компания разработала карты высокого качества для своих робомобилей. Благодаря этим картам машины смогут передвигаться по дорогам без проблем — во всяком случае, в этом уверены их разработчики.

Как бы там ни было, не только представители Uber уверены в том, что за автоматизацией будущее. Тот же Илон Маск считает, что робомобили помогают кардинально снизить уровень аварий — на 50% и выше. Так что работы по развитию этой сферы будут продолжены. Но повторный выход робомобилей Uber с том виде, в каком это было ранее, случится, надо полагать, не слишком скоро.

Комментарии (19)


  1. swelf
    26.07.2018 16:35
    +2

    но останавливаться не стал, поскольку природу самого объекта, находящегося впереди по курсу, компьютер не установил.

    Об этом давно говорят, но этот момент мне не понятен. «Кажется бетонная плита, но я не уверен, потому не тормозим» (с) Робот убера. Может все роботы так делают, и автопилот теслы, сомневаясь, бетонный отбойник или железный, решил взять его на таран и проверить.


    1. Tenebrius
      26.07.2018 16:41

      Вероятно, там оценка необходимости остановки при появлении нераспознаного объекта исчисляется процентами. Т.е. в случае чего-то «неопасного» необходимость остановки 3%, в случае опасного 98%. Чтобы автомобиль не тормозил каждый метра из-за конфетных фантиков и старой разметки.

      Вот при оценке и поучилось значение ниже порогового.


      1. qw1
        26.07.2018 22:45

        В смысле, при «необходимости остановки в 3%», он подбрасывает виртуальный 100-гранный кубик и, если выпало от 1 до 3, останавливается?


        1. fireSparrow
          27.07.2018 11:21

          А если выпадает крит — даёт задний ход.


        1. Tenebrius
          27.07.2018 14:45

          Честно говоря, не знаю, как оно устроено. Может кубики, может муравьи)
          Но полагаю, что на вход подается набор параметров, а на выход необходимость остановки.


          1. striver
            27.07.2018 15:20

            Сомневаюсь, что товарищ знает алгоритм работы автопилота от Убера.


    1. vics001
      26.07.2018 16:56

      — Не все препятствия фатальны, по веткам можно и проехать, птица может и отлететь. Не знаю объекта и его природу, невозможно принять решение.
      — У автопилота Теслы тоже большие трудности с распознаванием статических объектов.
      — Определение объема (а не рисунка на дороге), сложная задача только при помощи камер, а лидар в прошлой аварии был отключен


      1. swelf
        26.07.2018 17:29
        +1

        Не знаю объекта и его природу, невозможно принять решение.

        А по-моему возможно — не «идти вперед», тут все зависит от того, что значит «не смог определить природу объекта», ведь ты как человеческое существо, не будешь есть что-то, не имея ни малейшего представления что это, не будешь идти в полную темноту, не имея представления что в ней.

        Смысл всех этих радаров, ни в кого/ни во что не въехать, и очень странно, когда робот понимает, что что-то есть впереди, но так как не знает что именно, едет дальше.


        1. Hardcoin
          26.07.2018 17:52

          Вот часто встречаю такую позицию. А если справа нераспознанный столб — тоже не идти вперёд? Останавливаться?


          Конечно потом, когда объект пересёк линию движения, можно и ударить по тормозам. Но в начале, когда препятствие стояло сбоку — правда ли стоит каждый раз тормозить?


          1. swelf
            26.07.2018 18:35

            Справа столб и на пути столб это ж разные вещи

            поскольку природу самого объекта, находящегося впереди по курсу, компьютер не установил.

            робот проигнорировал объект по курсу, в моем понимании это называется проигнорировал помеху, столб впереди я не проигнорирую, я обойду.


          1. JobberNet
            27.07.2018 06:59

            А если справа нераспознанный столб — тоже не идти вперёд? Останавливаться?

            Если это какие-будь кусты из которых может выйти на дорогу лось, то лучше снизить скорость, чтобы в случае надобности успеть затормозить.


          1. Cast_iron
            28.07.2018 09:52

            И часто Вы «лезете в воду, не зная броду»?

            Конечно потом, когда объект пересёк линию движения, можно и ударить по тормозам.

            Лучше отслеживать текущие события и действовать на опережение, т.е. в данной ситуации при достаточной возможности пересечения траекторий объектов изменить свою скорость и/или курс.


        1. tvr
          26.07.2018 18:18

          ведь ты как человеческое существо, не будешь есть что-то, не имея ни малейшего представления что это, не будешь идти в полную темноту, не имея представления что в ней.


          Вы переоцениваете человеков. Ну или недооцениваете всю глубину тупости отдельных индивудуумов. Об этом постоянно снимается всякий трэш типа низкосортных ужастиков с сюжетами типа:
          "-Во, какая-то пещера! Айда посмотрим, что там, да как
          -Чувак, да у нас же ни снаряги, ни еды, ни даже фонарика задрипанного нету…
          -Да не ссы, чо там такого может быть.
          -Ну давай хоть предупредим кого-нибудь куда мы лезем?
          -Да мы быстро, туда и обратно.
          -Ну ладно, полезли..."
          Ну и вариации на тему.
          А берутся такие сюжеты из жизни — недавняя таиландская эпопея не даст соврать.


      1. tutam
        26.07.2018 17:54

        Не все препятствия фатальны, по веткам можно и проехать

        Угу. Особенно если вспомнить что ими довольно часто набивают открытые люки


  1. Hardcoin
    26.07.2018 17:55
    +1

    робомобили помогают кардинально снизить уровень аварий — на 50% и выше

    Судя по этой ситуации, не будет такого. Либо количество аварий снизится в сто раз, либо ни на сколько — потому что будут постоянно приостанавливать их эксплуатацию.


    1. BlackMokona
      26.07.2018 19:01

      Эксплуатацию автопилотов Теслы не останавливают же


      1. Hardcoin
        26.07.2018 19:04

        А там водитель за рулём, а не просто "оператор". В данном случае вот тоже, робомобили ездить будут, но с водителями. Переложить ответственность на машину пока не готовы. Посмотрим, что нам следующий год принесет.


  1. JobberNet
    27.07.2018 05:24

    компания разработала карты высокого качества для своих робомобилей. Благодаря этим картам машины смогут передвигаться по дорогам без проблем

    А как быть там, где нет подробной карты?


    1. striver
      27.07.2018 08:58

      А это недостатки этого автопилота. Ибо он работает там, где уже люди покатались и, грубо говоря, «показали» автопилоту как нужно делать.