Кто ты username? Или немного статистики о российских айтишниках с РИТ++
Существует несколько распространенных стереотипов про IT-сферу. Например, что это отрасль молодых и рисковых (стартапы и вот это все), что каждый второй программист — фрилансер, на конференции ходят лишь те, кому нечем заняться, что адекватные люди на PHP не пишут, а джавистов можно считать отдельной сектой. Чтобы разобраться, так ли это на самом деле, взглянем на статистику одной из крупнейших IT-конференций — РИТ++.
Пол и возраст
Сфера IT долгое время считалась мужской отраслью, женщин в ней явное меньшинство. РИТ++ в тренде: среди участников опроса только 13 % женщин. Однако в кулуарных разговорах айтишники часто говорят о том, что девушек в IT становится все больше, причем именно в разработке, а не только на административных должностях. И это хорошо: как минимум команды получают более широкий спектр подходов и мнений, что может быть полезно при решении задач.
Интереснее вопрос с возрастом. IT до сих пор считается молодой отраслью, но на самом деле средний возраст в ней подбирается к 30–35 годам, а практически каждый из собеседников вспоминал, что знает специалистов и 40, и 50 лет. Впрочем, что отрасль стареет, тоже не скажешь: в IT постоянно приходит много молодежи, которая разбавляет стареющее «первое поколение».
А не фрилансер ли ты, друг?
Бытует мнение, что на конференции в основном ходят штатные сотрудники компаний, причем чаще довольно крупных, имеющих большие IT-команды. Мнение отчасти верное, ведь фрилансеров на таких мероприятиях, как мы видим по статистике, и правда меньшинство.
Почему же так мало фрилансеров? Если исключить предположение, что у фрилансера учет в рублях (и нет времени таскаться по конференциям), а у наемника — в сутках, и поискать другие причины, то получается вот что.
Перед фрилансерами и участниками IT-команд стоят разные задачи. Фрилансер — чаще узкий специалист, который хорошо разбирается в своем направлении и работает по нему. Его привлекают для решения конкретной задачи или проблемы, но участия в стратегическом планировании он не принимает и не является частью команды. Поэтому конференции, где обсуждается общая проблематика отрасли, ему вроде как ни к чему.
Квалификации
Тот случай, когда «в реальности все не так, как на самом деле». Из личных разговоров складывается впечатление, что РНР — это самое фуууу, а джависты — узкий круг маньяков, замкнутых в себе. Однако если взглянуть на статистику...
Массовый опрос расставляет все по местам. Почти половина разработчиков работают с РНР. Дальше с заметным отрывом идут Java, Python и JS.
Вообще тема «На чем писать?» то и дело проскальзывает в разговорах с разработчиками, причем итог дискуссии зачастую разный. Например, «разработчики по найму» не имеют выбора и должны ориентироваться на основной проект, подхватывая решения и технологии оттуда. Соответственно, им нужно поддерживать широкий спектр компетенций и постоянно изучать новые направления, потому что с ними легко столкнуться по работе.
У разработчиков, которые делают собственный проект, есть выбор, но и ответственность выше, чтобы на конечном этапе не выяснилось, что выбранная технология «не тянет» (например, по скорости работы). Соответственно, часто они стараются придерживаться «консервативного» подхода (особенно если речь идет о проектах, где цена ошибки высока), выбирая лишь проверенные временем решения. Но двигаться вперед все равно приходится, потому что новые решения зачастую существенно выигрывают в эффективности либо в соотношении затрат к результатам. Основная сложность в том, чтобы правильно оценить экономические аспекты и будущее конкретных технологий.
Немного о должностях
В разговорах на конференции вопрос о должностях участников поднимался неоднократно и с разными собеседниками. Очевидно, что большинство будет из разработчиков и тимлидов, но на самом деле разработчики и тимлиды вместе составляют меньше половины участников.
Командиры и рядовые
Руководителей и рядовых сотрудников на конференции было примерно поровну. Вокруг говорят, что в IТ растет количество горизонтальных связей, но круг задач и ответственности и начальника, и рядового сотрудника все равно отличаются очень сильно.
Руководителю надо ходить на конференции в том числе потому, что участие в обсуждениях и рассказы о чужих кейсах позволяют взглянуть на свою проблему под другим углом, узнать о нестандартных решениях текущих проблем или новых технологиях, позволяющих иначе взглянуть на проблемы и более эффективно их решить.
Обычные разработчики, как правило, ходят, чтобы «подтянуть кругозор»: либо узнать что-то новое о своем направлении работы, либо посмотреть, что творится в смежных. Иногда — чтобы узнать, что нового на рынке, что стоит подучить или посмотреть. Впрочем, о целях мы поговорим ниже.
“
Конференции высокого уровня, такие как РИТ++, решают две основные задачи. Во-первых, они организуют обмен идеями и опытом между теми, кто придумывает, развивает и обкатывает новые технологии и решения. А во-вторых — это распространение знаний, чтобы о новых интересных возможностях или конкретных работающих решениях узнавали и те, кто не участвует непосредственно в их создании, но кому с ними работать.
Есть и третье достоинство, которое не формализовано, но на хорошей конференции всегда присутствует — конференция дает возможность живого общения. Она сводит вместе людей, позволяет обсудить сложные вопросы, концепции и варианты дальнейшего развития тех или иных направлений, причем сделать это в том числе и в неформальной обстановке. Все это вместе и мотивирует участвовать в конференциях.
Есть и третье достоинство, которое не формализовано, но на хорошей конференции всегда присутствует — конференция дает возможность живого общения. Она сводит вместе людей, позволяет обсудить сложные вопросы, концепции и варианты дальнейшего развития тех или иных направлений, причем сделать это в том числе и в неформальной обстановке. Все это вместе и мотивирует участвовать в конференциях.
Регионы и центр
Московские конференции традиционно имеют более высокий уровень, чем региональные, это отмечали многие из участников. Поэтому на них приезжают участники и из регионов.
Статистика показывает, что две трети участников — из двух столиц, Москвы и Санкт-Петербурга. Из других городов бросается в глаза довольно серьезное представительство Новосибирска.
Ситуация в разных регионах разная, где-то сообщество посильнее и возможностей для работы больше, где-то меньше. От этого зависит, насколько комфортно айтишники чувствуют себя на местном рынке и насколько хотят уехать сразу, как получат хоть какое-нибудь предложение. Но в целом зарплата в любом регионе будет сильно ниже, чем в столицах, и подходит скорее для начинающего специалиста, поэтому работу там рассматривают как ступеньку в карьере и возможность приобрести нужный опыт.
Зарплаты различаются в зависимости от региона, потому что IТ — все же достаточно интернациональная отрасль, которая не так привязана к физическому месту, как большинство других сфер. Это хорошо показывает пример украинских и белорусских IТ-кластеров, которые работают напрямую на ведущие мировые рынки и почти не зависят от местной конъюнктуры. Ну, в плане доходов. С зарплатами все не так однозначно.
Есть и в российских регионах компании, замкнутые на западные рынки и работающие исключительно с западными клиентами и по западным проектам, но предпочитающие сотрудникам платить на уровне местного рынка. В результате они получают большую текучку кадров — тот, кто хоть чему-то научился, сразу пытается перейти работать в другое место, а лучше переехать в другой город. Ему на смену приходит молодежь, которая несколько лет работает на низких позициях, набираясь опыта, и... следующий цикл.
Раз речь зашла о зарплате, давайте посмотрим на нее в абсолютных цифрах.
Сколько получают российские разработчики
График, на который работающие в любой другой отрасли будут смотреть с завистью.
30 % посетителей конференции имеют зарплату до 100 тысяч рублей, еще 45 % — в диапазоне 100–200 тысяч, и 25 % — свыше 200 тысяч рублей в месяц.
Существенную роль в высоких зарплатах в IТ играет легкость, с которой работник может начать работу на западных заказчиков. Нужны квалификации, опыт, кругозор и знания, но чрезвычайно легко в том плане, что зачастую даже не нужно переезжать, достаточно удаленной работы. Поэтому компании, которые хотят сохранять квалифицированных сотрудников, вынуждены повышать зарплаты.
С другой стороны, слухи о высоких уровнях заработка имеют и негативные стороны. Абсолютно все тимлиды вынуждены участвовать в подборе персонала, и все отмечают космические аппетиты молодежи, которая при отсутствии системных знаний, навыков и опыта претендует на слишком высокие зарплаты да еще и пытается ставить условия и выбирать, что ей интересно делать, а что нет.
Немного о работе
Хотя в опроснике участника конференции присутствовали вопросы о конкретных аспектах проектов, в материале мы эти темы затрагивать не будем. Поэтому графики мы приводим просто для ознакомления, а поговорим немного о других вещах.
Фронтенд или бэкенд?
Одна из основных тем, которая постоянно поднималась в разговорах, — это фронтенд против бэкенда. Спор о том, что важнее, сродни спору о том, что было раньше — курица или яйцо. Однако фронтенду сегодня уделяется куда большее значение. Одна из главных причин — с ним взаимодействуют клиенты и партнеры, исходя из его параметров они составляют впечатление о компании и решают, продолжить работу с ней или нет. В современном мире, где выбор большой, а времени вечно не хватает, от первого впечатления зависит все.
Может сложиться впечатление, что даже темперамент играет роль при выборе: фронтенд — для молодых и динамичных, его больше любят экстраверты, а бэкенд — для вдумчивых интровертов, для тех, кто любит копать глубоко, работать системно и в стабильном темпе. Это даже по разговору было видно: фронтендщики обычно гораздо общительнее тех, кто связан с бэкендом.
Зачем вы приехали на РИТ++ или смотрели онлайн?
Субъективные мнения участников не сильно расходились со статистикой. При этом интересы зависят от должности и круга решаемых задач самого участника. Руководители хотят познакомиться с новыми трендами, обсудить новые технологии, поговорить с лидерами рынка, в том числе в неформальной обстановке. Обычные работники приходят либо послушать про свое направление и обсудить конкретные проблемы и кейсы, либо узнать, что нового происходит в смежных направлениях, чтобы лучше взаимодействовать с коллегами по проекту.
Отсюда, кстати, забавное противоречие: тем, кто пришел послушать про свое направление, важна глубина и детализация, а тем, кто пришел за общими знаниями в других направлениях, — охват и системность. Поэтому одно и то же выступление одним кажется слишком поверхностным, а другим — слишком глубоким.
Подводя итог этого среза по IT-специалистам, можно сказать, что люди в отрасли очень разные и составить какой-то единый портрет «типичного айтишника» попросту невозможно. Да и нужно ли это делать? Однако можно выделить тенденции, которые усиливаются из года в год. Растет женское присутствие в IT, дамы уже не ограничиваются «околоайтишными» ролями. Отрасль больше не удел молодых и горячих, вовлечение в IT идет уже практически со школьной скамьи. Ширится и географическое присутствие — костяк отрасли все еще сосредоточен в двух столицах, но растет количество IT-спецов и в регионах.
Что будет дальше? Узнаем уже на РИТ++ 2019...