Структура интернет магазина состоит из двух частей:

  • SEO структура: категории, товары, информационные страницы, производители, статьи;
  • Техническая (функциональная) структура сайта.

Меня зовут Александр Антипов и эта статья для тех, кто собирается создавать интернет магазин с нуля или переделывать свой текущий сайт. Мы подробно разберем эти 2 составляющие, как основу для созданию удобного, SEO friendly и продающего интернет магазина.

1. SEO структура сайта магазина. Схема категорий и товаров


Разработка любого IT проекта начинается с технического задания (ТЗ). Но в случае с интернет магазином, чтобы поставить правильную задачу разработчику, нужно знать какая будет структура SEO страниц интернет магазина, исходя из чего будет продумываться функционал сайта.

Обычно есть 5 основных типов СЕО страниц в магазине:

  1. Категории товаров
  2. Товары
  3. Информационные страницы
  4. Производители (бренды)
  5. Статьи

Почему в этом списке нет главной страницы магазина? Я напишу в отдельной статье.

1. Категории товаров


Это разделы сайта, по которым покупатель сможет быстро перейти к интересующему типу товаров.
Пример: Интернет магазин одежды

На сайте есть мужская, женская и детская одежда. Логично сделать 3 основные категории магазина: Для мужчин, Для женщин, Для детей. Таким образом покупатель определит к какому разделу он относится и быстро найдет нужный товар.
Схема категорий интернет магазина обычно выглядит так

image

В форме ЧПУ ссылок это будет так: vash-domen.ru/glavnaya-categotiya-1/podcategoriya-1

  • glavnaya-categotiya-1 — это ЧПУ главной категории
  • podcategoriya-1 — ЧПУ подкатегории

Как правильно создать структуру категорий и ЧПУ удобные для пользователя и для успешного SEO продвижения в Google, Yandex, мы разберем в следующей статье.

2. Товар


Страница с описанием товара или как еще говорят — карточка товара. СЕО структура страниц этого типа не требует предварительной проработки, как было с категориями выше, но важно указать в техническом задании, что не должно быть дублей ссылок в интернет магазине (обычно это касается только товаров).

Происходит это потому, что товар может быть одновременно относится к разным категориям, соответственно будет доступен по нескольким ссылкам.
Пример: Товар может относится к главной категории 1, главной категории 2, подкатегории 1 (главной категории 1) и к подкатегории 3 (главной категории 2) исходя из чего будет 4 ссылки на один и тот же товар:

vash-domen.ru/glavnaya-categotiya-1/tovar-1
vash-domen.ru/glavnaya-categotiya-2/tovar-1
vash-domen.ru/glavnaya-categotiya-1/podcategoriya-1/tovar-1
vash-domen.ru/glavnaya-categotiya-2/podcategoriya-3/tovar-1
Схематически это будет выглядеть так

image

Для того чтобы не было дублей ссылок, товару технически нужно присваивать одну главную категорию, а все остальные ссылки по которым можно зайти в товар — дополнительными. Таким образом все ссылки будут рабочими, но для поисковых систем будет выдаваться только одна основная ссылка в файле sitemap.xml.

3. Информационные страницы


Текстовые страницы сайта со статическим контентом называют информационными. Для интернет магазинов обычно это страницы: О магазине, Оплата, Доставка, Гарантия, Возврат, Политика конфиденциальности.

Ссылки таких страниц состоят с доменного имени и ссылки самой страницы.
Пример: vash-domen.ru/oplata

4. Производители (бренды)


Это страницы со списком и описанием производителей товаров. Используются если в магазине больше одного производителя.
Пример:
vash-domen.ru/manufacturer — страница со списком брендов (производителей)
vash-domen.ru/manufacturer/apple — страница с описанием конкретного бренда (производителя). В данном случае Apple

5. Статьи


Статьи — это страницы блога сайта (сейчас все чаще используются в интернет магазинах), где вы можете писать познавательные статьи о ваших товарах. Этот тип страниц позволяет получать больше трафика из поисковых систем в ваш магазин за счет SEO продвижения.
Дополнительно на этих страницах вы можете показывать покупателям сразу список товаров относящихся к тематике статьи — как результат, увеличите продажи.
Пример:
vash-domen.ru/blog — страница со списком статей
vash-domen.ru/blog/statia-1 — страница самой статьи
Исходя из этого, перед тем как писать разработчику “сделай мне хороший магазин”:
— нужно продумать какие типы SEO страниц вам нужны в интернет магазине;
— составить схему структуры этих страниц: категории, товары, производители, статьи, информационные страницы и т.д. (удобно и очень наглядно это делать в специальной программе, но можно и на листочке нарисовать, главное чтобы понятно)

Чем больше разнотипных страниц, тем выше стоимость магазина. Поэтому вы должны четко представлять, какие страницы должны у вас быть и сгрупировать их по типам в схему, чтобы поставить правильную задачу подрядчику.

2. Техническая структура сайта интернет магазина


Помимо тех 5 типов страниц, что я описал в первой части, есть еще дополнительные функциональные страницы интернет магазина- которые связаны с функционалом и будут дополнительными типами страниц.

Вот перечень функциональных страниц структуры интернет магазина:


Основные страницы (14):

  • Главная страница
  • Каталог товаров (категории товаров)
  • Карточка товара (страница товара)
  • Производители (список)
  • Страница производителя
  • Акции (список акционных товаров)
  • Поиск по сайту
  • Сравнение товаров
  • Корзина
  • Оформление заказа
  • Отзывы о магазине
  • Контакты
  • Блог (список статей)
  • Блог (отдельная статья)

Личный кабинет (8):

  • Вход
  • Регистрация
  • Учетные данные (Имя, Фамилия, Email, Телефон покупателя)
  • Адреса доставки
  • Списки желаний (закладки, избранное)
  • История заказов
  • Возврат товара

Текстовые страницы (1):

  • О нас
  • Доставка и оплата
  • Гарантия
  • Вопросы и ответы
  • Возврат товара
  • Политика конфиденциальности

У нас получилось 23 разнотипных страницы интернет магазина. У вас их может быть меньше или больше, но понимание структуры магазина и типа страниц которые вам необходимы, позволит вам сэкономить время и деньги при разработке интернет магазина.

Используя эту информацию можно переходить к составлению технического задания.
Это моя первая статья на Habr, буду благодарен за критику и обратную связь.
Создание интернет магазинов достаточно объемная тема и в одной статье всего не напишешь.

Поэтапно в серии статей мы будем подробно разбирать каждую страницу, каждую функцию интернет магазина, что и для чего нужно делать, а также всю сопутствующую информацию касательно сайтов этого типа.

Комментарии (5)


  1. vzhicharra
    16.09.2018 17:04

    Спасибо.
    Толково расписано.
    Мне, как начинающему — было интересно.


  1. maximw
    16.09.2018 18:11

    SEO driven development — это что-то новенькое. Не лучше ли делать в первую очередь для людей?


  1. DoctorMoriarty
    16.09.2018 20:31
    +1

    Невообразимо чудовищный транслит — vash-domen.ru/glavnaya-categotiya-1/podcategoriya-1… XXI век на дворе — либо уж тогда кириллические ЧПУ, либо нормальный english.


  1. demimurych
    16.09.2018 20:36
    +1

    Если Вы, SEO понимаете как формирования структуры проекта, которая бы максимально эффективно решала задачи по привлечению трафика из поисковых систем, то
    Вы допускаете ошибки характерные для любого программиста, который думает, что если он составит логичную для него иерархию каталога, то все проблемы с SEO решаются сами собой. Это заблуждение которое многим стоит потом времени/денег.

    описание ошибок
    На сайте есть мужская, женская и детская одежда. Логично сделать 3 основные категории магазина: Для мужчин, Для женщин, Для детей. Таким образом покупатель определит к какому разделу он относится и быстро найдет нужный товар.

    Если мы говорим о SEO то — нет не логично. Более того ошибочно. Правильно сначала провести исследование КАК люди ищут одежду. Вы будете удивлены когда окажется что люди предпочитают искать одежду совершенно иным образом. И Ваша иерархия, логичная до мозга костей программиста, окажется абсолютно бесполезной с точки зрения SEO.

    Страница с описанием товара или как еще говорят — карточка товара. СЕО структура страниц этого типа не требует предварительной проработки, как было с категориями выше, но важно указать в техническом задании, что не должно быть дублей ссылок в интернет магазине (обычно это касается только товаров).

    Еще одна грубейшая ошибка. Прежде чем заявлять подобное, любой специалист проанализирует, а какие именно страницы будут привлекать трафик. Это может быть как страница с списком товаров, так и страница конкретного товара. И в зависимости от этого, проработка страницы серьезно меняется.
    Например, очевидно что вбивая в поиск кроссовки Jordan Airs, я захочу попасть на страницу именно этой модели кроссовок, а не страницы где показывают наличие кроссовок вообще, или кроссовок определенного бренда. И наоборот, вбивая в поиск кроссовки для бега, хочу попасть на страницу таких кроссовок предназначенных для регулярного занятия бегом, а не на страницу кроссовок которые носят для привлечения внимания.

    Происходит это потому, что товар может быть одновременно относится к разным категориям, соответственно будет доступен по нескольким ссылкам.

    Тоже неверно. В зависимости от выбранной стратегии товар может иметь ссылку условно вида /product/krosovok_air_jordan/
    и при этом не иметь в своем пути всех категорий к которым он может относится. И тут, так-же в игру вступает анализ, какие факторы в раскрутке для нас будут важнее, получить дополнительные балы за маршрут к товару отвечающий запросу, или же минимизировать пенальти за дубли, пусть и описанные совершенно верным образом с каноникал и так далее.


  1. DoctorMoriarty
    16.09.2018 20:37

    Ну и отдельно стоит заметить ненавязчивую такую рекламу XMind'а. Впрочем, для автора-SEOшника ожидаемо — как же так, создать контент и не заработать?