Источник: ТАСС
Сегодня стало известно о старте совместного проекта «Яндекса» и «Сколково». Суть его в запуске беспилотного такси на территории инновационного центра. Соглашение уже подписано гендиректором «Яндекса» Еленой Буниной и председателем правления фонда Игорем Дроздовым, о чем сообщает ТАСС.
Проект состоит из нескольких этапов. На первом этапе беспилотное такси будет доступно лишь для резидентов инновационного центра, которые дадут свое согласие на участие в тестировании робомобиля. Заказать беспилотное транспортное средство можно будет через приложение «Яндекс.Такси». В пресс-службе транспортного подразделения «Яндекса» указали, что проезд в рамках пилотного проекта будет полностью бесплатным для пассажиров.
«Это первый шаг к тому, чтобы сделать беспилотные автомобили массовым городским транспортом, будничным явлением повседневной жизни», — заявили представители «Яндекса». В компании также заметили, что технологии без проблем позволяют роботакси соблюдать правила дорожного движения, кроме того, можно следить за обстановкой на дорогах.
Работа над технологией для беспилотного автомобиля ведется с 2016 года, в ней используются различные наработки «Яндекса» из таких сфер, как машинное обучение, компьютерное зрение и навигация. В июне 2017 года компания проводила закрытое испытание беспилотного автомобиля. Тогда в испытании приняли участие два прототипа, на каждом из которых были установлены датчики и специализированное ПО. Датчики собирают информацию о состоянии автомобиля и окружающей обстановке, а специализированное ПО определяет, как должна двигаться машина после анализа полученной от датчиков информации.
Программно-аппаратный комплекс позволяет самостоятельно ехать по заранее заданному маршруту, а в случае появления препятствий — огибать их. Роботакси в состоянии определять и объезжать, в том числе, другие машины и людей. Если же препятствие объехать нельзя, то роботакси останавливается.
В феврале 2018 года беспилотник от «Яндекса» проехал по улицам Москвы после снегопада, в июне робомобиль успешно преодолел расстояние в 789 км, проехав от Москвы до Казани.
mapatka
Вроде, в Иннополиси обещали запустить?
stanislavnikitin
В иннополисе уже пару месяцев как можно вызвать
tvr
И приедет?
stanislavnikitin
И даже отвезет)
tvr
Когда уже масштабировать начнут…
LumberJack
Как только дороги до уровня этих двух городов дотянут.
tvr
Жаль только — жить в эту пору прекрасную…
Am0ralist
Проехав:
— Так а где плохая дорога была?
— Да вот, мы только проехали
— Это у вас ПЛОХАЯ?
Mogwaika
А в каршеринговые машины они не хотят добавить похожих датчиков?
Так можно много инфы собрать или им достаточно инфы о превышениях скорости из приложения?
kibergus
Лидары — это очень дорогая штука.
SirJo
А почему за основу взяли тойоту? Как-то непатриотично.
tvr
Грузовое такси на базе КамАЗа с колёсной формулой 6*6 позже выпустят на ДОП, когда на тойотах потренируются.
Am0ralist
Пфф, это не достаточно патриотично. А вот делать на базе Т-90!
artskep
На базе T-90 не спортивно. Направление задал, и езжай. :-)
Am0ralist
Wicron
Дело в том, что Тойота имеет какой-то вменяемый код для использования функционала авто внешним способом. Стоит изучить это и будет достойно топовой публикации на хабре. Команда в Сколтехе тоже в свое время выбрала Тойоту для экспериментов с управлением.
killik
Фух, распарсил. У Тойоты есть вменяемый API. У остальных он если и есть, то невменяемый. Чтож, поговорки "Тойота — тачка для народа", "купил Ниссан — #бись с ним сам" и "нам не надо женской писи — мы купили Мицубиси" не зря практически являются культурным наследием Дальнего востока )
solariserj
Так вам шашечки или ехать?
Наверное выбрали по возможности, а то можно долго ждать развития автопрома
И вообще рад за Яндекс что разрабатывают новые технологии, независимо от выбранной базы
anonymous
Мне вот всегда было интересно. А кто возьмет ответственность в случае чего?
Пока на этот вопрос не будет ответа, ни о какой массовости речи быть не может.
Зачем связались со сколково? на данный момент у них ровно 0 коммерчески успешных проектов.
areht
> А кто возьмет ответственность в случае чего?
УкраинаА в случае чего? Вы вот когда мизинцем о шкаф цепляетесь — кто берёт?
sergeyns
В случае ДТП, непонятливый вы наш. Хотя по нашему законодательству можно будет в конце-концов взыскать ущерб с владельца пепелаца, но кого посадить в случае ущерба здоровью/смерти? Еще непонятно кто и как допустил на дороги общего пользования автомобиль с явными изменениями в системе управления)))…
green_worm
Действующее законодательство и без того не выдерживающее особо критики, робомобили точно в существующем виде не потянет. Но есть и плюсы — перелопачивание ГК РФ и ПДД в частности на это ж можно какое баблище выделить из бюджета.
Что же касается изменений конструкции — это как раз всё просто для крупной компании — под одну гребенку проект и просто отметка в ПТС+СТС.
SelectVim
Не разбирался специально в этом вопросе, но в части ГК (возмещение вреда) на первый взгляд подходит действующая статья 1079 «Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих». Возмещает вред именно владелец автомобиля.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
areht
Вы не ответили кого сажать за сломанный об шкаф мизинец планируете
killik
А какую ответственность? Как я вижу, жизнь пострадавшего повсеместно оценивается в 2 млн рублей, например в авиакатастрофах, ну или в случае ДТП с имущими. Хоть и кощунственно звучит, но НАСА например тоже планирует по одной гибели экипажа на 250 полетов. А в ДТП в России гибнет около 80 человек ежедневно. Надо же как-то финансовые риски оценивать, все там будем, в конце концов.
Wicron
Только на одной крыше авто стоит датчиков на сумму более 15 000 долларов.
Автономное яндекс-такси ждут в регионах, особенно популярно будет в ночное время.
artskep
Вот в регионах и ночью, как раз очень спорный вопрос. Не, не в том, что там нет спроса на ночные поездки, а вопрос в том сколько километров они проедут, прежде чем местные таксисты прикроют эту лавочку.
Zmiy666
Как минимум оно должно комплектоваться автоматической турелью с крупнокалиберным пулеметом, чтоб могло защитить себя. У нас в некоторых регионах увы очень низкая культура и нищета, а когда по дороге едет «бесхозная» куча денег — желающие обогатится сразу найдутся (((
Naves
Достаточно в машине поставить двухканальную сигнализацию с выводом на пульт местного ВОХР. Плюс лидары сбывать, наверное, будет немножко сложней, чем бу магнитолами торговать.
kibizoidus
Вот в чем в чем, а в прокладке новых путей сбыта у криминала точно можно поучиться)
Wicron
Во, во, точно. Я прежде чем сделать автономного робота — запатентовал автоматическую туррель для этих целей — как в воду глядел, и только потом подумал о дальномерах, СУ и пр.
littorio
Эта фраза подразумевает, что предосторожность себя оправдала и теперь работает. Поделитесь видео или хотя бы статьёй! Я такое раньше только в кино видел.
iamAnton
Да ладно, в любом крупном городе во дворах автомобили стоят стоимостью больше миллиона, и стоят, некоторые даже без сигнализации.
EvilBeaver
Страховка. А будут ли страховать лидары — пока непонятно. Штука новая,
khim
Ну пока из кража будет проходить по разделу R&D. А как статистика будет — уже обычные страховщики…
artskep
Когда они стоят это одно. Когда они создают конкуренцию это совсем другое, увы.
Попробуйте где-то в регионах (особенно не очень богатых на работу) придти на рынок (обычный такой) и подемпинговать. А таксование и торговля на рынке практически одного поля ягоды (доступный способ заработать без особых вложений и квалификации).
khim
И? Чего это меняет?
vmarunin
Ну так истории про приход каршеринга в аэропорты уже есть. Таксисты всячески борятся, от наездов на людей до вывоза машин перед рейсом.
И с ними тоже борятся и IMHO машину в аэропорту взять можно, то есть побеждают!
А во-вторых, IMHO роботы будут там, где будет Яндекс.Такси.
Очень трудно возбухать против хозяина, напал на робота и ты уже не работаешь на Яндекс.Такси, то есть упал до уровня бомбилы или вообще ушёл из такси.
khim
Многовековой опыт показывает: лет 10-20. До тех пор пока таксистов «прикроют», да.
Но какое-то время это будет тормозом, понятно.
killik
Неа. Таксисты как единая сила уже ВСЕ, агрегаторы хапнули их рынок. У меня в ДВ-мухосранске Яндекс появился последним, и теперь они тут втроём конкурируют. А старые добрые возидлы остались только у вокзалов в количестве трёх калек.
artskep
Не совсем.
Агрегаторы поменяли рынок, и от «официальной мафии» таксистов оно перешло к «народу». При этом количество водил и количество клиентов увеличилось, так что всем
хорошо. Ну, кроме старых водил, но большинство из них стали «новыми» все равно. Конечно, никто не делает тройное «Ку» перед шофером, но кушать все равно можно.
А самобеглое такси будет отнимать работу у водил. И у «старых» и у «новых». Из выгодоприобретателей только клиенты (но они ни за что бороться не будут, естественно).
khim
Цитирую, чтоб вам далеко не ходить: Уничтожение машин (индустриальный саботаж) было объявлено преступлением, наказуемым смертной казнью, и 17 человек были казнены в 1813 году. Множество людей было отправлено в Австралию. В какое-то время войска занимались подавлением луддитских восстаний сильнее, чем сопротивлением Наполеону на Пиренейском полуострове.
Если «водилы» (хоть «старые», хоть «новые», хоть серо-буро-малиновые) проэскалируют противостояние «до упора»… ну какое-то количество «хлебнёт свинца» и их отвезут в ящищке. Если у них ума будет больше, чем ткачей в XIX веке… всё обойдётся чуть меньшей кровью. Но конечный результат всё равно известен.
Ибо если клиенты будут предпочитать автоматы (а они таки будут это делать), то крупный бизнес и связанное с ним государтсов — найдут способ себя защитить. А если водилы начнут атаковать клиентов напрямую… то тут процесс попадания «в места не столь отдалённые» резко ускорится, вот и вся разница…
TRIMER
> Автономное яндекс-такси ждут в регионах, особенно популярно будет в ночное время.
А можете чуть подробнее? Просто я не совсем понял почему. В регионах и так такси не сильно дорогое. А вот для Москвы, скорее всего, наоборот это более актуально чем для регионов?
Fragster
ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%83%D0%B4%D0%B4%D0%B8%D1%82%D1%8B
khim
А вы статью-то читали? Да, будут истории. Да, будет охрана. Да, это удорожает внедрение. Но в конечном итоге результат предпопределён.
Fragster
>в конечном итоге результат предпопределён
А я и не спорю
Vera_Meff
Был случай, когда во всем городе не было такси ночью в рабочую пятидневку. Видимо, просто исторически сложилось, что таксисты в это время не работают. На выходных без проблем можно вызвать.
Hardcoin
Это, фактически, культурный выбор. Будут ломать — не будет там такого такси. Не смертельно. Будут постепенно привыкать в поездках в Москву, потом появится в миллиониках. Дальше загадывать нечего.
kokorins
Мужик на фото какой-то нервный. =)
killik
Первый раз на праворульке )
Shpiler
Без специально обученного человека внутри? Чувствую очень быстро появятся желающие что нибудь сломать, открутить, хакнуть или испытать GPS глушилку/спуфер. Даже в Сколково… Особенно в Сколково, там больше концентрация тех кто понимает что надо отламывать и как сделать спуфер
FDsagizi
Ну как бы, к этому надо быть готовым.
Пацаны на тесле по пробке когда едут на автопилоте — говорят одна проблема, всех пропускает в свой ряд :)
killik
Интересно, насколько выигрыш у нервных? Я как-то пробовал следить, так троллейбус примерно с той же скоростью подъезжал к остановкам, как и эти маневрирующие.
vmarunin
Каршеринг же есть, опыт уже накоплен. В том числе и фотографии разобранных машин есть, и дела уголовные есть. Разный опыт накоплен.
И что-то всё новые операторы появляются и старые парк увеличивают.
PS Я тут давеча во дворе видел Porche Cayenne во дворе у себя. В Южном, блин, Бутово стоит поршик который можно открыть и попробовать хакнуть! И стоит себе целый.
Naves
Может это специальная экспериментальная модель honeypot, которая после хакинга увозит водителя в неизвестном направлении.
sergeyns
Хм, а сертифицировать в НАМИ изменения в системе управления а/м не забыли? Интересно было бы узнать об этом поподробнее…
Про соблюдения ПДД — на роликах с зимних заедов Яндекса было пару моментов что пешеходов таки не пропускали…
fpir
Да блин, пешеходов не надо пропускать. Правило этого не требуют. Пешеходам надо уступать дорогу.
bjornd
В чем разница? Термин «пропустить» ПДД не определяют.
fpir
В том и разница, что термин «пропустить» пдд не определяет. Вы считаете, что пропустить-значит дать пешеходу перейти, инспектор считает, что не выезжать на зебру, пока на ней пешеход, а я, вообще, могу считать, что водители обязаны выйти и сделать тройное «ку». И все наши мнения равновесны, а вот термин «уступить дорогу» определён в законе и может трактоваться в довольно узких пределах. Хоть Вами, хоть мной, хоть инспектором.