Робомобили доставят нас в транспортную утопию – если верить их сторонникам. В концептуальных рисунках с изображением этих футуристических средств передвижения можно видеть пассажиров, сидящих лицом друг к другу, читающих, работающих или наслаждающихся другими действиями, пока их автомобиль самостоятельно везёт их. Я бы сказал, что одним из главных плюсов робомобиля можно считать возможность делать что-то другое, пока вы безопасно и комфортабельно перемещаетесь к своей цели.
Но из моей докторской диссертации следует, что мы не сможем чувствовать себя так комфортабельно или работать так продуктивно, как изображено на этих рисунках, не найдя способа борьбы с укачиванием. Точно так же, как пассажиров в обычных автомобилях может укачивать, если они не выглядывают в окно, после передачи контроля над машиной робомобилю при попытке сконцентрироваться на чём-то другом пассажир, вероятно, будет испытывать тошноту.
В одном из недавних экспериментов мы с коллегами обнаружили, что у 100% пассажиров, сидящих задом наперёд в робомобиле, появляются симптомы укачивания во время обычной городской поездки. Это согласуется с результатами предыдущего исследования, согласно которому, отсутствие возможности смотреть по ходу движения автомобиля может привести к усилению симптомов укачивания.
В другом эксперименте, перекликающемся с нашим исследованием, мы обнаружили, что возможности человека читать уменьшались на 40% просто из-за перемещения по городу с нормальной скоростью. Однако мы обнаружили, что для борьбы с этой проблемой могут подойти технологические решения.
Укачивание происходит из-за конфликта между сигналами от разных органов чувств. Когда наши глаза обозревают окружающее, наши внутренние уши могут чувствовать движение. Когда эти два сигнала не совпадают, вероятность появления морской болезни повышается.
К примеру, когда вы читаете в машине книгу, ваши глаза видят нечто неподвижное, а уши сообщают мозгу, что вы движетесь. Обратный эффект наступает в виртуальной реальности, когда ваши глаза получают множество разнообразной информации, сообщающей вам о движении, а внутренние уши не движения распознают, что ведёт к появлению сходных симптомов укачивания.
Укачиванию подвержены все люди кроме совершенно глухих или людей с очень плохо работающим вестибулярным аппаратом. Степень симптомов может зависеть от возраста, этнической группы, пола и прошлого опыта. К примеру, китайцы обычно более чувствительны к укачиванию, чем белые европейцы, женщины чувствительнее мужчин, а наибольшей чувствительностью обладают 11-летние дети.
Водители не страдают от морской болезни, поскольку им известно вероятное движение автомобиля в ближайшем будущем, как и рулевым на лодках. В результате они совершают такие действия, как наклон головы в противовес повороту автомобиля, что препятствует силам движения (пассажиры, наоборот, склоняют голову в сторону поворота).
Основной метод решения проблемы с укачиванием – смотреть не неподвижный объект в направлении передвижения, чтобы ваши глаза отправляли те же сигналы в мозг по поводу вашего движения, что и внутренние уши. Поэтому в робомобили будет довольно сложно встроить сиденья, повёрнутые назад, из которых невозможно увидеть направление движения.
Для минимизации укачивания может помочь и другая информация, сообщающая о передвижении робомобиля. Это могут быть голосовые подсказки спутниковой навигационной системы, подсветка, подсказывающая направление поворота, виртуальные горизонты, демонстрирующие местонахождение реального горизонта.
Противодействие укачиванию
Возможно, мы сможем разработать робомобили так, чтобы изначально уменьшить шансы на возникновение укачивания. Мы с коллегами продемонстрировали технологию, способную надёжно предсказать появление симптомов укачивания у пассажира на основании его показателей жизнедеятельности, позы и данных о прошлом и предполагаемым будущим движением робомобиля. На основе этих данных мы можем создать персонализированную программу восстановления, зависящую от человека и его конкретных действий. После этого мы можем адаптировать настройки управления машиной так, чтобы минимизировать нежелательное движение и максимизировать комфорт пассажира.
Мы также проводили исследования на тему того, как небольшое вибрирующее устройство, располагающееся за ухом, способно продлить период времени до тех пор, пока даже наиболее чувствительные люди начнут ощущать симптомы морской болезни в робомобиле. Такое устройство, по крайней мере, в небольших поездках, могло бы помочь вам избежать симптомов укачивания без необходимости выглядывать в окно и без побочных эффектов от лекарств.
Будущие исследования сконцентрируются на том, как можно тренировать людей постепенно привыкать к поездкам и заниматься разными вещами в автомобиле, в меньшей степени страдая от морской болезни. Мы также хотим собирать биометрические данные пассажиров удалённо и неявно, а также использовать ИИ для оценки этой информации, чтобы понимать, насколько хорошо они справляются с тренировками, и соответствующим образом их подстраивать. Надеемся, что научив пассажиров заниматься своими делами во время движения, мы избавимся от неприятных ощущений наличия препятствий на пути к революции робомобилей.
Комментарии (68)
Anton23
28.11.2018 15:24Ну, в VR это решается наушниками.
SandroSmith
28.11.2018 17:39Наушники никак не помогут внутреннему уху чувствовать движение.
Anton23
29.11.2018 07:27Эм, а почему нельзя двигаться когда используешь VR?
SandroSmith
29.11.2018 08:43Не, двигаться то можно. И в таком случае всё ОК. Проблемы начинаются когда в игре реализовано перемещение по WASD/джойстику. Глаза видят перемещение, а вестибулярный аппарат — нет. И это вызывает у некоторых людей довольно неприятные ощущения.
Neusser
28.11.2018 15:44Непонятно, чем поездка на робомобиле, сидя лицом назад (где укачивает 100% пассажиров, британским ученым), отличается от поездки на обычном автобусе, сидя лицом назад (где мало кого укачивает).
Oz_Alex
29.11.2018 02:59+1Меня укачивает и я не сажусь спиной по направлению движения. Если есть только такие места — я предпочитаю стоять.
agat000
29.11.2018 08:59Именно укачивает, или просто психологический дискомфорт? Знаю людей, что не ездят так, все говорили просто "не люблю задом наперед", про укачивание никто не признался.
MedicusAmicus
28.11.2018 15:51"Равномерное прямолинейное движение неотличимо от неподвижности"
И как мы в электричках-автобусах ездим и боком, и спиной вперед, да еще и ночью/в тумане бывает, когда за окном ничего не видно?
Заменить стеклянные окна экранами, транслировать нейтральную картинку.
А мобилю — режим езды с минимальными ускорениями (линейными и угловыми).
Плюс активную систему компенсации ускорений на пассажирские сиденья.kinall
28.11.2018 17:51+2Как человек, всю жизнь страдающий от укачивания, скажу, что электричка/поезд и автобус/машина — это принципиальная разница. На железной дороге можно хоть читать, хоть спать, хоть что угодно; а в автотранспорте стоит даже просто глаза опустить на пару минут с дороги впереди на бардачок – всё, приехали, дышим глубже и вспоминаем, где пакетик.
Так что проблема есть, хотя именно с _робо_мобилями и не связана.MedicusAmicus
28.11.2018 20:21Причина — "бортовая качка".
Колебания и ускорения в плоскостях, перпендикулярных оси движения.
У ж/д транспорта наименее выражена, из испробованного.
Если (any)мобили научатся стабилизировать свою траекторию, укачивание останется в прошлом.
artskep
28.11.2018 21:30Вот тут, кстати, очень важный момент: да, чем больше транспортное средство, тем, как правило, меньше укачивает (ну, тупо меньше ускорения).
Но почему мы тогда сравниваем вождение автомобиля человеком и проецируем это на вождение роботом?
ЕМНИП, роботизированные автопилоты все прям-таки плавные, в отличие от мешков с мясом. Что, конечно, очевидно — смысла давать лишнего ускорения (если это не аварийная ситуация) никакого, а связываться с потенциально опасной ситуацией контора-производитель автопилота не захочет…betrachtung
29.11.2018 06:57да, чем больше транспортное средство, тем, как правило, меньше укачивает
Я тут недавно покатался на корабле человек на двести в лёгкую непогоду. Мне кажется, ни в каком автомобиле так укачать не может, блевало процентов девяносто пассажиров.Lazer1999
29.11.2018 09:39По меркам кораблей это ещё не большой. Плюс в море всегда волны, колебания, качка. Для стабилизации или надо корабль больше — попробовать на корабле север на тысячу+ или на катамаране — там из-за двух корпусов качка боковая существенно меньше.
Ну и опять же морскую болезнь недаром морской назвали.
Neusser
29.11.2018 12:49Это не из-за того, что корабль качался. Это из-за того, что качалась «дорога», по которой передвигался корабль. И у мозгу несоответствие видимого (ничего /почти/ не качается) с ощущаемым (качает туда-сюда), из-за этого возникает морская болезнь.
Hardcoin
29.11.2018 12:02Он плавный вперёд-назад. А вот покачивания вправо-влево зависят больше от конструкции автомобиля, чем от мастерства вождения.
Hardcoin
29.11.2018 12:00Они просто взяли людей, которых укачивает сильно, людей, которых не укачивает и получили в среднем, что укачивает всех. )
Но вообще электричка и автобус — это катастрофически разные вещи для тех, кого укачивает. В электричке без проблем можно читать (если место есть), а в автобусе — дожить бы до остановки (без крайней необходимости в автобусы не сажусь).
Кстати, очень сильно влияет питание и образ жизни, на определенных диетах могу читать даже в автобусе.
Yastreb1332
28.11.2018 16:19на КПДВ все такое электронное и внезапно бумажная книга. интересно где она ее взяла?
CorneliusAgrippa
28.11.2018 18:15Читает мануал к робомобилю.
Yastreb1332
28.11.2018 19:02мануалы никто не читает.
roscomtheend
29.11.2018 12:11Вы в курсе сколько людей ищут мануал по выходу из vim? Там есть лайфхак, который не сработает с робомобилем — ребут компа, так что придётся читать.
mindcaster
28.11.2018 17:28В одном из недавних экспериментов мы с коллегами обнаружили, что у 100% пассажиров, сидящих задом наперёд в робомобиле, появляются симптомы укачивания во время обычной городской поездки
Статистика такая статистика. Прокатили, скажем, трех человек, их укачало, и все, можно гордо говорить про 100%. А в общественном транспорте когда люди задом наперед сидят, как-то далеко не всех укачивает. Да, я знаю что некоторая часть пассажиров предпочитает сиденья, ориентированные более привычно, т.е. вперед. То есть тенденция, безусловно, имеется. Но вот прям сто процентов, серьезное заявление.Hardcoin
29.11.2018 12:08Это не проблемы статистики, это проблемы образования. Всех, кто проводит исследования, учат, как получать хоть сколько-то надёжные результаты на малой выборке (там есть несколько математических трюков).
А должны учить, на мой взгляд — никогда не проводи исследования на малой выборке. И в журналы не принимать было бы неплохо.
Sychuan
29.11.2018 17:15А должны учить, на мой взгляд — никогда не проводи исследования на малой выборке.
Ну иногда нельзя провести на большой. Главное, чтобы все понимали огрниченность методов и моделей.Hardcoin
29.11.2018 20:34Нельзя провести на большой — не проводи вообще. Опубликуй сырые данные, но не делай из этого далеко идущих выводов (могут быть исключения, конечно, но этот крайние случаи).
5oclock
28.11.2018 18:30У меня ребёнку скоро будет как-раз 11 и его не укачивает никогда и нигде (в морской круиз только не плавали).
В машине — сидит, уставившись планшет и если не отбирать, то может часами так смотреть мультфильмы, шариться где-то в инете.
Судя по статье, можно предположить, что у него вестибюлярный аппарат не работает, но тренеры по верховой езде наоборот отмечают, что он у него наоборот хорошо работает.
Остаётся только завидовать ему. Особенно жене.
Я-то чаще всего за рулём.Nedder
29.11.2018 10:43У меня другая выборка. Жену и сына иногда укачивает. А меня и двух дочек — не укачивает. Т.ч. в 100% укачивание всех и вся как-то не верится.
5oclock
29.11.2018 11:33Я про 100% укачивание всех и вся не говорю.
Я даже на выборку не претендую — какая же это выборка: 1 человек?
У меня это просто… заметка что-ли. Навеянная фактами из статьи (11 лет — «пик» укачиваемости, если совсем не укачивает — значит вестибюлярный аппарат не работает).
LAutour
29.11.2018 21:12и его не укачивает никогда и нигде
Повезло ему не застать городских (загородные спасал режим езды) икарусов. Там устойчивость к укачаванию заметно снижалась.5oclock
29.11.2018 22:44Ну да. У них пневмоподвеска мягкая была и дизель, который вонял в салон и специфически, часто с инфразвуком — шумел.
Но мне кажется просмотр планшета при езде по городу в легковой машине может считаться адекватной заменой :)
Хотя запаха того конечно нет.
motomac
29.11.2018 09:09когда вы читаете в машине книгу, ваши глаза видят нечто неподвижное, а уши сообщают мозгу, что вы движетесь. Обратный эффект наступает в виртуальной реальности
Использовать шлем VR в робомобилях?
agat000
29.11.2018 09:29Странная статья, странные выводы.
- Человек, это такая животина, что очень быстро ко всему адаптируется, особенно к хорошему, игнорируя мелкие неудобства.
- Морской болезнью, как правило, человек болеет 1-2 раза, потом адаптируется. Большинство людей, но не все.
- Вестибулярка современного человека очень хорошо тренирована с самого рождения всеми видами транспорта, телевидением (движущееся изображение без подтверждения) и прочими лифтами.
ИМХО — проблема надуманная для большинства, меньшинство и так страдает, без робомобилей, как то приспосабливается.
UA3MQJ
29.11.2018 12:26-1Все очень просто:
1) делаем хорошие гладкие дороги из развязок без светофоров, чтобы движения были без остановок
2) пассажир закидывается бухлишком и спит.
Машины нужны для того, чтобы человек больше отдыхал! А то вот еще придумали ерунду какую-то, чтобы еще и в дороге работать.
vortex7
29.11.2018 16:22Очки от Ситроен: youtu.be/CBqpTqc8Kpc
5oclock
29.11.2018 16:25Смешные.
Работают?
Интересно было бы посмотреть на реакцию гайца, остановившего машину и обнаружившего всех пассажиров в таких очках =D
TemichND
29.11.2018 18:30Вывод из статьи очевиден — британские ученные подтвердили, что в России идеальные дороги будущего. На этих дорогах у вас все органы чувств будут знать о том, что вы движетесь.
dimahomenko
29.11.2018 18:30100%? Читаю в транспорте всегда, когда сижу. Сажусь лицом против движения всегда, когда такая возможность есть. Не укачивает меня никогда, даже в газели.
megasuperlexa
29.11.2018 18:30прочитал «в робобомбиле». Наверное впечатлился новостями про беспилотные такси Яндекса…
Trediol
29.11.2018 18:30В одном из недавних экспериментов мы с коллегами обнаружили, что у 100% пассажиров, сидящих задом наперёд в робомобиле, появляются симптомы укачивания во время обычной городской поездки.
Не знаю что там за эксперимент, но по себе могу сказать, что я часто сажусь в автобус на сиденья спиной к ходу движения. И ни разу не укачивало. Жену, справедливости ради, действительно укачивает в таком положении, но меня нет, от слова совсем.
Zven
29.11.2018 18:30Подтверждаю. Дорога домой занимает пару часов. Раньше ездил на поезде, читал журналы, новости в интернете. Всё было Ок. Но вот пришла эра оптимизации, попрощались с пригородным сообщением, привет автобус. И случилось чудо — доселе никогда нигде не укачивало, а тут до дома не доехать, примерно через час езды жуткая тошнота… Долго думал в чём причина — и уже эксперементом выяснил, если сесть ближе к лобовому стеклу и смотреть вперёд, можно ехать бесконечно, эффекта никакого нет. Но если хотя бы пол часа покрутить новости на планшете, привет последствия. В общем — 2 часа бесполезного времени, мечтаю о возврате пригородного сообщения…
LAutour
29.11.2018 21:19Близкое расстояние и усиленная относительная тряска (голова и руки трясутся не синхронно) — текст перед глазами сильнее трясет.
teecat
30.11.2018 10:07Почему-то вспомнились кареты — там тоже сидели лицом друг к другу и не управляли транспортным средством. Интересно, их по тем дорогам и с той подвеской — укачивало или нет
artskep
Это все прекрасно, но причем тут робомобили?
Как сказано в первых же строчках — проблема применима к любым пассажирам в некоторой степени. Однако большинство людей нормально ездят в такси и общественном транспорте и занимаются своими делами (или вообще спят).
safari2012
как написано в статье, зависит от расположения сидения
у меня, например, жена нормально ездит на переднем пассажирском сидении и её сильно укачивает на заднем. За рулём, само собой, нет проблем вообще.
mikelavr
Разница в кинематике движения автомобиля и расположении сидений относительно колес. Передние сиденья расположены между осями колеса, и колебания кузова относительно колес приходят с рычагом и крутильными колебаниями от двух осей.
Задние сиденья расположены над задней осью, колебания кузова максимальные, и только по вертикали.
safari2012
И как это противоречит тому, что я написал?
hexploy
А вот к чему вообще упоминание большинства? Большинство людей зрячие и слышащие, имеют все конечности и так далее. Здоровое общество стремится к тому чтобы все граждане имели возможность жить комфортно (и требование к уровню комфорта возрастает с каждым годом), а не только большинство. Проблема есть и её нужно решать.
tersuren
Робомобили тут имхо при том, что если сейчас грубо 80% поездок в машине совершается в водительском кресле, то при робомобилях это будет ноль.
Однако робомобиль ведёт машину значительно плавнее человека, так что, скорее всего, особых проблем не будет.
artskep
А почему мы говорим только о поездках «в машине»? А автобусы/троллейбусы/метро?
Не, я понимаю почему это так важно для США — там действительно много машин и не очень общественного транспорта.
Но даже в урбанистических районах США типа Нью-Йорка соотношение водителей и пассажиров явно даже не близко к этому. А в густонаселенных (и развитых, как правило) регионах Европы и Азии вообще даже не близко на порядки.
tersuren
Ну мир то не кончается Манхеттеном :)
LAutour
Меня например в разной степени укачивает на простом автотранспорте, но никогда на рельсовом — там почти нет боковой тряски\качки и разгон\торможение не такие резкие.
taujavarob
LAutour
Точно!
artskep
А потому что, в метро НЕ укачивает.
А потому что, в большом автобусе НЕ укачивает.
А потому что, в поезде НЕ укачивает.
А укачивает в маршрутке, то есть в том виде транспорта где не только качает, но и где постоянные сильные частые ускорения и замедления.
P.S.
Где-то читал что для таких вот «укачантов» Тэсла выпустила (по просьбам водителей) специальную прошивку, чтобы не допускать резкого ускорения своих электрокаров то.