Источник: AP
У властей Китая много инструментов по ведению наблюдения за гражданами страны. Системы распознавания лиц, множество камер на дорогах, авторизация в мессенджерах и веб-сервисах — все это позволяет чиновникам знать, что делает гражданин в конкретный момент времени.
Сейчас к числу этих инструментов добавились еще и электромобили. Оказывается, практически все производителе такого рода транспортных средств обязаны встраивать системы, которые каждые 30 секунд отправляют властям информацию о местонахождении машины, ее скорости и направления движения. Это новшество внедряется в полном соответствии с законами и стандартами, которые были приняты в Китае за последние несколько лет.
И речь идет не только о чисто китайских электромобилях — Tesla тоже подчиняется законодательству страны. Многие покупатели новых машин просто не знают о системе мониторинга, встраиваемой производителями. Так, например, Чжен Сюньхуа приобрел Tesla Model X ничего не зная о мониторинге электромобиля со стороны властей.
Китайскому законодательству подчиняются более чем 200 производителей транспортных средств, включая Tesla, Volkswagen, BMW, Daimler, Ford, General Motors, Nissan, Mitsubishi и многие другие компании. Клиентов, как правило, никто не информирует и они остаются в неведении относительно этого новшества.
Чиновники говорят, что они используют данные для того, чтобы усилить безопасность пешеходов и автомобилистов, оптимизировать промышленное производство и инфраструктурное планирование, избежать возможности обмана со стороны автопроизводителей, которые получают льготы со стороны государства.
Тем не менее, вся эта информация может с легкостью использоваться и для других целей — например, установления местонахождения конкретного человека. Вполне может быть, что электромобили следующего поколения будут отсылать властям и более персонализированные данные — например, что человек искал в навигационной системе, с кем он встречается, какие локации посещает.
Источник: AP
Центр, в который стекаются данные с электромобилей, расположен в неприметном здании. В офисе есть огромный экран, на котором отображается местоположение электромобилей — и картинка не статичная, все это постоянно изменяется, в соответствии с изменением местоположения машин. Если кликнуть на одну из точек-автомобилей, то можно получить все необходимые данные о транспортном средстве, включая модель, скорость, пробег и остаток заряда батареи.
В настоящее время центр ведет наблюдение за примерно 222 тысячами транспортных средств — и это лишь информация по Шанхаю. Заместитель руководителя центра говорит, что данные используются для улучшения планирования транспортных потоков и прочих целей, связанных с оптимизацией дорожного движения. Всего электромобиль передает около 61 данных разных типов. Согласно закону от 2016 года, электромобиль должен передавать данные производителю, а тот — государственным органам.
Источник: AP
Во всем Китае сейчас около 1,1 млн электромобилей (что очень немного по сравнению с общим числом транспортных средств). С течением времени электрокаров становится все больше, соответственно, чиновники получают возможность наблюдения за многими сотнями тысяч транспортных средств.
Кстати, данные о состоянии собственных систем, скорости и местонахождении передают не только электромобили, которые находятся в Китае. Информацию такого рода отправляют производителю практически все модели любых компаний. В большинстве стран полиция должна получить разрешение суда для того, чтобы просмотреть информацию такого рода. Сделать это не слишком сложно в большинстве случаев, но в Китае правоохранители имеют доступ к практически любым приватным данным, здесь запрос получать нет необходимости.
Что касается отношения производителей электромобилей к системам сбора информации, которые работают в Китае, то никаких проблем с этим нет. Китайский рынок поистине гигантский, так что вряд ли кто-то откажется от получения прибыли в угоду соображениям о праве человека на частную жизнь и защиту своих данных. Большинство руководителей компаний говорят, что они должны выполнять нормы китайского законодательства, и делают это.
Комментарии (66)
mamont80
05.12.2018 16:25Нравятся мне эти оправдания: «они используют данные для того, чтобы усилить безопасность пешеходов, оптимизировать промышленное производство...».
Вот как инфа о том где я нахожусь усилит безопасность пешеходов или оптимизирует производство? Просто берешь любое утверждение и подставляешь в мотивировку.
Я не знаю, что угодно придумать можно: «спасёт перелётных птиц», «очистит город от мусора», «оптимизирует бюджет», «вылечит хромого котёнка», любой бред вставляй и будет оправдание слежки.tvr
05.12.2018 16:34Вот как инфа о том где я нахожусь усилит безопасность пешеходов?
Элементарно. Информация о том, что в настоящий момент mamont находится на другом конце города, говорит о том, что пешеходы могут его не опасаться, а вот жителям того района где он сейчас, надо быть поосторожнее.Q2W
05.12.2018 18:30Так как безопасность-то усилит?
tvr
05.12.2018 22:33Если вы знаете, где мамонт, то вы можете или избежать встречи с ним или собрать толпу единомышленников и получить кучу свежего мяса. В обоих случаях ваша безопасность становится сильно безопаснее.
Шутка была не распознана, ну да и хрен с ним, не всем дано петросянить.Q2W
06.12.2018 00:27+1Но никто этого не делает и не собирается. И все это понимают.
Так что безопасность пешеходов останется на том же месте.tvr
06.12.2018 11:23Безопасность пешехода — прежде всего дело рук, ног, глаз и ушей самого пешехода.
В этом я с вами абсолютно согласен. Жаль только, что очень много пешеходов об этом и не догадываются.striver
06.12.2018 11:58Очень много не знает, как правильно переходить дорогу по «зебре»… умиляют товарищи, которые смело переходят перед миксерами, еще и возмущаются, что не сильно их пропускают.
Q2W
07.12.2018 00:17А почему именно перед миксерами?
Если речь о весе, то тяжёлая машина тормозит точно так же, как и лёгкая.striver
07.12.2018 10:59Потому что есть инерция, и тяжелые автомобили тормозят не так, как легковые.
Q2W
07.12.2018 16:16Инерция увеличивается от веса вместе с силой трения, так что она не играет роли.
Исправные тяжёлые автомобили с квалифицированными водителями тормозят так же как исправные лёгкие автомобили с опытными водителями.
Да, там тормоза по-другому устроены, и управлять ими сложнее. Но это всецело забота водителя.striver
07.12.2018 16:22Ага, это при идеальных условиях. Когда пешеход переходит дорогу по правилам, когда водитель хорошо видит пешехода, когда он квалифицирован и исправны тормоза, когда он не спешит. Когда тот же водитель в хорошем настроении и он очень любит динамический разгон и торможение.
Апдейт
Вспомнил это
видео
roscomtheend
06.12.2018 12:57Только пешеходы этого не знают и не узнают.
LumberJack
Для защиты детей же, не надо игнорировать классику.
LumberJack
05.12.2018 20:02Где находитесь конкретно Вы системе глубоко наплевать. У системы есть более другие инструменты. А вот информация о транспортных потоках может быть весьма полезна от подстройки работы фаз светофора до планирования реконструкции и развития транспортной системы в целом.
Maximuzz
06.12.2018 19:08кому нужны эти ваши фазы светофора, у нас в городе даже без этих всяких сборов бигдаты понятно, где надо подкрутить фазы светофоров и где сделать пешеходники, но воз и ныне там.
LumberJack
06.12.2018 19:13-1Ничего, что в стране немного больше одного города, в котором вы имеете честь обитать?
striver
05.12.2018 16:38Интересно, что начали с электромобилей. Ибо трекеры можно ставить на любое транспортное средство. Различия между Тесла Модел С и обычной ГАЗелью — нет, в плане передачи данных о местоположения, скорости… даже можно выдавать обороты двигателя и остатки топлива и это всё в реальном времени. Это не новость для логистических компаний, которые уже более 10 лет пользуются такими услугами.
Q2W
05.12.2018 18:31У Теслы с завода есть удалённое подключение, к которому есть неограниченный доступ у производителя.
У ГАЗели с завода такого нет. По крайней мере не было до ЭРЫ-глонасса.ksenobayt
05.12.2018 19:34Ну, ЭРА тоже можно отшить.
Не знаю, насколько глубоко её внедряли на иномарках, но я у себя на отечественном автопроме удалил без серьёзных проблем и каких-либо последствий.LumberJack
05.12.2018 20:13-1И лишили себя, возможно, единственного шанса на спасение.
ksenobayt
05.12.2018 20:37+1Всецело мое право.
Если я отрублюсь, в нынешнем состоянии ЭРА никак не поможет — оператор не имеет координат перед глазами, как правило. Если я буду в сознании — у меня есть телефон.LumberJack
05.12.2018 20:45-1До которого вы не сможете дотянуться, будучи зажатым в кубике совавтопрома. Или валяясь без сознания. Впрочем, действительно, ваше право.
ksenobayt
05.12.2018 20:50+1Мой кубик бьется лучше, чем современный Логан, так что за возможные последствия своего идиотизма я спокоен. От чужого меня анальный зонд Ростеха не убережет.
Q2W
06.12.2018 00:23А других людей вы никогда в своей машине не перевозите?
Я вот просто перевожу, обычно свою семью. Но и слежку я терпеть ненавижу.
roscomtheend
06.12.2018 13:03На спасение от пришельцев, надеюсь? Потому как кроме хреново расположенной кнопки, которую можно случайно нажать, эта штука никакого профита не несёт. Кроме профита её продвигающим.
> Или валяясь без сознания.
Как уже было сказано — при валянии без сознания оно нефункционально, оператор спрашивает местоположение.LumberJack
06.12.2018 13:11Потому как кроме хреново расположенной кнопки, которую можно случайно нажать
Случайно откинуть крышку и случайно нажать. Бывает.
оператор спрашивает местоположение.
А «глонасс» в названии ни на какие мысли не наталкивает? Оператор уточняет местоположение для отсева ложных вызовов. Место происшествия и количество сработавших датчиков передаётся автоматически.imanushin
06.12.2018 20:15Оператор уточняет местоположение для отсева ложных вызовов.
А пруфы есть?
А «глонасс» в названии ни на какие мысли не наталкивает?
Маркетинг? А слова "Visual Studio" в названии "Visual Studio Code" на что должны наталкивать?
ksenobayt
07.12.2018 08:52Персонально у меня оно выглядело вот так:
Тянешься включить свет, промахиваешься, вызываешь 112. Ага.
Maximuzz
06.12.2018 19:11На ютубе есть много видео как эта система РЕАЛЬНО работает, с ней и без нее шансов столько же.
striver
05.12.2018 19:35При желании, можно ставить хоть на велосипед. То, что сегодня не по умолчанию, завтра может стать стандартом.
BalinTomsk
05.12.2018 21:40+1Машины занедорого можно трекать по RFID меткам в шинах. Достаточно на перекрестках ставить считыватели и собирать с них информацию.
Не забыть обязать продавцов делится кому и что продали.
servermen
05.12.2018 18:25И как исправить эту проблему?
Наверное условный дядюшка Ляо, в своём сарае, уже работает над этим делом, а ЭРА-ГЛОНАСС — мне видится, что надо просто первым делом сразу отсоединять после покупки авто и всё.Q2W
05.12.2018 18:32Но ведь она приносит и пользу — автоматически вызывает МЧС при ДТП по текущим координатам.
Это ведь на самом деле может пригодиться, тьфу-тьфу-тьфу.Rohan66
06.12.2018 09:28+1Проверяли — не работает! Кто-то про это писал: Нажал кнопку, а в ответ — тишина…
YMA
06.12.2018 11:59Я случайно проверял (на новой машине ЭРА взглючила и самопроизвольно сделала вызов). Через секунд пять по громкой связи ответила вполне живая дама, спросила — что стряслось, я извинился за машину, дескать — всё ОК. На этом разговор закончили.
Rohan66
06.12.2018 13:29Вполне возможно. Но стабильности нет. А с учётом охвата ОПСОСами дорог получается забавно: в городе — и так вызовут, а в е… нях (северные регионы) — связи нет. )))
servermen
05.12.2018 20:29-3Но ведь она приносит и пользу — автоматически вызывает МЧС при ДТП по текущим координатам.
А ещё можно будет при обгонах выписывать автоматом штрафы за превышение скорости. При этом списывать их будут так же автоматически сразу прямо с карточки, и если вы будете платить за мобильный банк, то может быть вам придёт смс-ка о списании средств!LumberJack
05.12.2018 20:54т.е вариант «не нарушать» в принципе не рассматривается?
tvr
05.12.2018 21:16т.е вариант «не нарушать» в принципе не рассматривается?
Имхо, здесь рассматриваются казусы с беспилотной маршруткой и нексией, летящих по городу со скоростью 200-250 км/ч по городу с точки зрения камер.servermen
05.12.2018 21:25Именно это я и имею в виду
LumberJack
05.12.2018 21:27И часто это случается? Ну вот казусы такие?
servermen
05.12.2018 21:48Да вот, например, было недавно такое: Сюжет Вести-Москва и ещё про это же.
LumberJack
05.12.2018 21:55При общем трафике в миллионы авто такие случаи в пределах статпогрешности.
tvr
05.12.2018 22:23Быть статпогрешностью в реалиях нашего правоприменения — сомнительное удовольствие.
kAIST
06.12.2018 11:01Да случаи, которые приводили выше, легко оспариваются даже без суда. В чем проблема "наших реалий"?
roscomtheend
06.12.2018 13:08В том что оспариваются только в теории без проблем, если не показали в телевизоре.
befart
06.12.2018 17:40Так это же и хорошо. Можно сэкономить даже на камерах. Стопроцентное наказание за правонарушения! Это же мечта) Все дебилы на дорогах исчезнут, вынужденны будут перестать нарушать.
proton17
А почему только электромобили? Кстати что и кому передает ЭРА-ГЛОНАСС мы тоже не знаем)
motpac
Думается мне, что постоянная передача данных властям создала бы не хилый трафик у операторов связи, особенно в больших городах. Кто-то же должен за него платить. Да и с секретностью в нашей стране не так хорошо, как с коррупцией. Давно бы всплыла такая инфа если бы имела место.
proton17
Согласен, это скорее была шутка, пока… Сейчас очень мало установок, по сути это только новые авто, выпущенные и проданные в этом году. Но в перспективе кто знает. По сути это некий черный ящик с микрофон, gps и доступом ко всем сотовым сетям. Могут при желании через несколько лет подогнать под это законодательную базу.
Q2W
Координаты и ещё с десяток байт телеметрии раз в 30 секунд с миллиона машин на город миллионник? Это типа около единиц мегабит в секунду на весь город.
Да фигня ваще. Никакие каналы не поморщатся, даже 3G наших сотовых монополистов.
А уж если слать только координаты, да к тому же не каждые 30 секунд, а каждые 5 минут, так вообще.
Но гораздо проще пасти gsm-модемы этих ЭРА-глонассов — пассивный сбор данных получается.