Источник: AP

У властей Китая много инструментов по ведению наблюдения за гражданами страны. Системы распознавания лиц, множество камер на дорогах, авторизация в мессенджерах и веб-сервисах — все это позволяет чиновникам знать, что делает гражданин в конкретный момент времени.

Сейчас к числу этих инструментов добавились еще и электромобили. Оказывается, практически все производителе такого рода транспортных средств обязаны встраивать системы, которые каждые 30 секунд отправляют властям информацию о местонахождении машины, ее скорости и направления движения. Это новшество внедряется в полном соответствии с законами и стандартами, которые были приняты в Китае за последние несколько лет.

И речь идет не только о чисто китайских электромобилях — Tesla тоже подчиняется законодательству страны. Многие покупатели новых машин просто не знают о системе мониторинга, встраиваемой производителями. Так, например, Чжен Сюньхуа приобрел Tesla Model X ничего не зная о мониторинге электромобиля со стороны властей.

Китайскому законодательству подчиняются более чем 200 производителей транспортных средств, включая Tesla, Volkswagen, BMW, Daimler, Ford, General Motors, Nissan, Mitsubishi и многие другие компании. Клиентов, как правило, никто не информирует и они остаются в неведении относительно этого новшества.


Чиновники говорят, что они используют данные для того, чтобы усилить безопасность пешеходов и автомобилистов, оптимизировать промышленное производство и инфраструктурное планирование, избежать возможности обмана со стороны автопроизводителей, которые получают льготы со стороны государства.

Тем не менее, вся эта информация может с легкостью использоваться и для других целей — например, установления местонахождения конкретного человека. Вполне может быть, что электромобили следующего поколения будут отсылать властям и более персонализированные данные — например, что человек искал в навигационной системе, с кем он встречается, какие локации посещает.


Источник: AP

Центр, в который стекаются данные с электромобилей, расположен в неприметном здании. В офисе есть огромный экран, на котором отображается местоположение электромобилей — и картинка не статичная, все это постоянно изменяется, в соответствии с изменением местоположения машин. Если кликнуть на одну из точек-автомобилей, то можно получить все необходимые данные о транспортном средстве, включая модель, скорость, пробег и остаток заряда батареи.

В настоящее время центр ведет наблюдение за примерно 222 тысячами транспортных средств — и это лишь информация по Шанхаю. Заместитель руководителя центра говорит, что данные используются для улучшения планирования транспортных потоков и прочих целей, связанных с оптимизацией дорожного движения. Всего электромобиль передает около 61 данных разных типов. Согласно закону от 2016 года, электромобиль должен передавать данные производителю, а тот — государственным органам.


Источник: AP

Во всем Китае сейчас около 1,1 млн электромобилей (что очень немного по сравнению с общим числом транспортных средств). С течением времени электрокаров становится все больше, соответственно, чиновники получают возможность наблюдения за многими сотнями тысяч транспортных средств.

Кстати, данные о состоянии собственных систем, скорости и местонахождении передают не только электромобили, которые находятся в Китае. Информацию такого рода отправляют производителю практически все модели любых компаний. В большинстве стран полиция должна получить разрешение суда для того, чтобы просмотреть информацию такого рода. Сделать это не слишком сложно в большинстве случаев, но в Китае правоохранители имеют доступ к практически любым приватным данным, здесь запрос получать нет необходимости.

Что касается отношения производителей электромобилей к системам сбора информации, которые работают в Китае, то никаких проблем с этим нет. Китайский рынок поистине гигантский, так что вряд ли кто-то откажется от получения прибыли в угоду соображениям о праве человека на частную жизнь и защиту своих данных. Большинство руководителей компаний говорят, что они должны выполнять нормы китайского законодательства, и делают это.

Комментарии (66)


  1. proton17
    05.12.2018 15:39
    -2

    А почему только электромобили? Кстати что и кому передает ЭРА-ГЛОНАСС мы тоже не знаем)


    1. motpac
      05.12.2018 18:46
      +1

      Думается мне, что постоянная передача данных властям создала бы не хилый трафик у операторов связи, особенно в больших городах. Кто-то же должен за него платить. Да и с секретностью в нашей стране не так хорошо, как с коррупцией. Давно бы всплыла такая инфа если бы имела место.


      1. proton17
        05.12.2018 23:50
        +1

        Согласен, это скорее была шутка, пока… Сейчас очень мало установок, по сути это только новые авто, выпущенные и проданные в этом году. Но в перспективе кто знает. По сути это некий черный ящик с микрофон, gps и доступом ко всем сотовым сетям. Могут при желании через несколько лет подогнать под это законодательную базу.


      1. Q2W
        06.12.2018 00:20
        +1

        Координаты и ещё с десяток байт телеметрии раз в 30 секунд с миллиона машин на город миллионник? Это типа около единиц мегабит в секунду на весь город.
        Да фигня ваще. Никакие каналы не поморщатся, даже 3G наших сотовых монополистов.

        А уж если слать только координаты, да к тому же не каждые 30 секунд, а каждые 5 минут, так вообще.

        Но гораздо проще пасти gsm-модемы этих ЭРА-глонассов — пассивный сбор данных получается.


  1. mamont80
    05.12.2018 16:25

    Нравятся мне эти оправдания: «они используют данные для того, чтобы усилить безопасность пешеходов, оптимизировать промышленное производство...».
    Вот как инфа о том где я нахожусь усилит безопасность пешеходов или оптимизирует производство? Просто берешь любое утверждение и подставляешь в мотивировку.
    Я не знаю, что угодно придумать можно: «спасёт перелётных птиц», «очистит город от мусора», «оптимизирует бюджет», «вылечит хромого котёнка», любой бред вставляй и будет оправдание слежки.


    1. tvr
      05.12.2018 16:34

      Вот как инфа о том где я нахожусь усилит безопасность пешеходов?


      Элементарно. Информация о том, что в настоящий момент mamont находится на другом конце города, говорит о том, что пешеходы могут его не опасаться, а вот жителям того района где он сейчас, надо быть поосторожнее.


      1. Q2W
        05.12.2018 18:30

        Так как безопасность-то усилит?


        1. tvr
          05.12.2018 22:33

          Если вы знаете, где мамонт, то вы можете или избежать встречи с ним или собрать толпу единомышленников и получить кучу свежего мяса. В обоих случаях ваша безопасность становится сильно безопаснее.
          Шутка была не распознана, ну да и хрен с ним, не всем дано петросянить.


          1. Q2W
            06.12.2018 00:27
            +1

            Но никто этого не делает и не собирается. И все это понимают.
            Так что безопасность пешеходов останется на том же месте.


            1. tvr
              06.12.2018 11:23

              Безопасность пешехода — прежде всего дело рук, ног, глаз и ушей самого пешехода.
              В этом я с вами абсолютно согласен. Жаль только, что очень много пешеходов об этом и не догадываются.


              1. striver
                06.12.2018 11:58

                Очень много не знает, как правильно переходить дорогу по «зебре»… умиляют товарищи, которые смело переходят перед миксерами, еще и возмущаются, что не сильно их пропускают.


                1. Q2W
                  07.12.2018 00:17

                  А почему именно перед миксерами?
                  Если речь о весе, то тяжёлая машина тормозит точно так же, как и лёгкая.


                  1. striver
                    07.12.2018 10:59

                    Потому что есть инерция, и тяжелые автомобили тормозят не так, как легковые.


                    1. Q2W
                      07.12.2018 16:16

                      Инерция увеличивается от веса вместе с силой трения, так что она не играет роли.
                      Исправные тяжёлые автомобили с квалифицированными водителями тормозят так же как исправные лёгкие автомобили с опытными водителями.
                      Да, там тормоза по-другому устроены, и управлять ими сложнее. Но это всецело забота водителя.


                      1. striver
                        07.12.2018 16:22

                        Ага, это при идеальных условиях. Когда пешеход переходит дорогу по правилам, когда водитель хорошо видит пешехода, когда он квалифицирован и исправны тормоза, когда он не спешит. Когда тот же водитель в хорошем настроении и он очень любит динамический разгон и торможение.

                        Апдейт
                        Вспомнил это

                        видео


          1. roscomtheend
            06.12.2018 12:57

            Только пешеходы этого не знают и не узнают.

            LumberJack
            Для защиты детей же, не надо игнорировать классику.


    1. LumberJack
      05.12.2018 20:02

      Где находитесь конкретно Вы системе глубоко наплевать. У системы есть более другие инструменты. А вот информация о транспортных потоках может быть весьма полезна от подстройки работы фаз светофора до планирования реконструкции и развития транспортной системы в целом.


      1. Maximuzz
        06.12.2018 19:08

        кому нужны эти ваши фазы светофора, у нас в городе даже без этих всяких сборов бигдаты понятно, где надо подкрутить фазы светофоров и где сделать пешеходники, но воз и ныне там.


        1. LumberJack
          06.12.2018 19:13
          -1

          Ничего, что в стране немного больше одного города, в котором вы имеете честь обитать?


  1. striver
    05.12.2018 16:38

    Интересно, что начали с электромобилей. Ибо трекеры можно ставить на любое транспортное средство. Различия между Тесла Модел С и обычной ГАЗелью — нет, в плане передачи данных о местоположения, скорости… даже можно выдавать обороты двигателя и остатки топлива и это всё в реальном времени. Это не новость для логистических компаний, которые уже более 10 лет пользуются такими услугами.


    1. Q2W
      05.12.2018 18:31

      У Теслы с завода есть удалённое подключение, к которому есть неограниченный доступ у производителя.
      У ГАЗели с завода такого нет. По крайней мере не было до ЭРЫ-глонасса.


      1. ksenobayt
        05.12.2018 19:34

        Ну, ЭРА тоже можно отшить.
        Не знаю, насколько глубоко её внедряли на иномарках, но я у себя на отечественном автопроме удалил без серьёзных проблем и каких-либо последствий.


        1. LumberJack
          05.12.2018 20:13
          -1

          И лишили себя, возможно, единственного шанса на спасение.


          1. ksenobayt
            05.12.2018 20:37
            +1

            Всецело мое право.
            Если я отрублюсь, в нынешнем состоянии ЭРА никак не поможет — оператор не имеет координат перед глазами, как правило. Если я буду в сознании — у меня есть телефон.


            1. LumberJack
              05.12.2018 20:45
              -1

              До которого вы не сможете дотянуться, будучи зажатым в кубике совавтопрома. Или валяясь без сознания. Впрочем, действительно, ваше право.


              1. ksenobayt
                05.12.2018 20:50
                +1

                Мой кубик бьется лучше, чем современный Логан, так что за возможные последствия своего идиотизма я спокоен. От чужого меня анальный зонд Ростеха не убережет.


                1. Q2W
                  06.12.2018 00:23

                  А других людей вы никогда в своей машине не перевозите?

                  Я вот просто перевожу, обычно свою семью. Но и слежку я терпеть ненавижу.


                  1. ksenobayt
                    06.12.2018 06:08

                    На этой машине езжу исключительно я.


                    1. Q2W
                      07.12.2018 00:18

                      Хмм. Редкий кейс.


                      1. ksenobayt
                        07.12.2018 08:53

                        Просто я не люблю, когда в машине есть кто-то, кроме меня.


          1. roscomtheend
            06.12.2018 13:03

            На спасение от пришельцев, надеюсь? Потому как кроме хреново расположенной кнопки, которую можно случайно нажать, эта штука никакого профита не несёт. Кроме профита её продвигающим.

            > Или валяясь без сознания.

            Как уже было сказано — при валянии без сознания оно нефункционально, оператор спрашивает местоположение.


            1. LumberJack
              06.12.2018 13:11

              Потому как кроме хреново расположенной кнопки, которую можно случайно нажать

              Случайно откинуть крышку и случайно нажать. Бывает.
              image
              оператор спрашивает местоположение.

              А «глонасс» в названии ни на какие мысли не наталкивает? Оператор уточняет местоположение для отсева ложных вызовов. Место происшествия и количество сработавших датчиков передаётся автоматически.


              1. imanushin
                06.12.2018 20:15

                Оператор уточняет местоположение для отсева ложных вызовов.

                А пруфы есть?


                А «глонасс» в названии ни на какие мысли не наталкивает?

                Маркетинг? А слова "Visual Studio" в названии "Visual Studio Code" на что должны наталкивать?



              1. ksenobayt
                07.12.2018 08:52

                Персонально у меня оно выглядело вот так:image

                Тянешься включить свет, промахиваешься, вызываешь 112. Ага.


          1. Maximuzz
            06.12.2018 19:11

            На ютубе есть много видео как эта система РЕАЛЬНО работает, с ней и без нее шансов столько же.


            1. LumberJack
              06.12.2018 19:19

              Давайте реального пользователя спросим
              habr.com/post/406503
              callypso


      1. striver
        05.12.2018 19:35

        При желании, можно ставить хоть на велосипед. То, что сегодня не по умолчанию, завтра может стать стандартом.


    1. BalinTomsk
      05.12.2018 21:40
      +1

      Машины занедорого можно трекать по RFID меткам в шинах. Достаточно на перекрестках ставить считыватели и собирать с них информацию.

      Не забыть обязать продавцов делится кому и что продали.


      1. striver
        05.12.2018 22:03

        Всё же проще трекер на автомобиле.


      1. Fragster
        06.12.2018 13:54

        Камера + номер + опциональное распознавание модели/цвета.


  1. serafims
    05.12.2018 17:11
    +1

    Китай становится интересной площадкой для тестирования всех тех футуристичных технологий, о которых писали фантасты и утописты.


    1. NoRegrets
      05.12.2018 17:27
      +3

      скорее антиутописты


  1. servermen
    05.12.2018 18:25

    И как исправить эту проблему?
    Наверное условный дядюшка Ляо, в своём сарае, уже работает над этим делом, а ЭРА-ГЛОНАСС — мне видится, что надо просто первым делом сразу отсоединять после покупки авто и всё.


    1. Q2W
      05.12.2018 18:32

      Но ведь она приносит и пользу — автоматически вызывает МЧС при ДТП по текущим координатам.
      Это ведь на самом деле может пригодиться, тьфу-тьфу-тьфу.


      1. Rohan66
        06.12.2018 09:28
        +1

        Проверяли — не работает! Кто-то про это писал: Нажал кнопку, а в ответ — тишина…


        1. YMA
          06.12.2018 11:59

          Я случайно проверял (на новой машине ЭРА взглючила и самопроизвольно сделала вызов). Через секунд пять по громкой связи ответила вполне живая дама, спросила — что стряслось, я извинился за машину, дескать — всё ОК. На этом разговор закончили.


          1. Rohan66
            06.12.2018 13:29

            Вполне возможно. Но стабильности нет. А с учётом охвата ОПСОСами дорог получается забавно: в городе — и так вызовут, а в е… нях (северные регионы) — связи нет. )))


            1. LumberJack
              06.12.2018 18:31

              Там и дорог особо нет, а со связью нормально.


  1. servermen
    05.12.2018 20:29
    -3

    Но ведь она приносит и пользу — автоматически вызывает МЧС при ДТП по текущим координатам.

    А ещё можно будет при обгонах выписывать автоматом штрафы за превышение скорости. При этом списывать их будут так же автоматически сразу прямо с карточки, и если вы будете платить за мобильный банк, то может быть вам придёт смс-ка о списании средств!


    1. LumberJack
      05.12.2018 20:54

      т.е вариант «не нарушать» в принципе не рассматривается?


      1. tvr
        05.12.2018 21:16

        т.е вариант «не нарушать» в принципе не рассматривается?


        Имхо, здесь рассматриваются казусы с беспилотной маршруткой и нексией, летящих по городу со скоростью 200-250 км/ч по городу с точки зрения камер.


        1. servermen
          05.12.2018 21:25

          Именно это я и имею в виду


          1. LumberJack
            05.12.2018 21:27

            И часто это случается? Ну вот казусы такие?


            1. servermen
              05.12.2018 21:48

              Да вот, например, было недавно такое: Сюжет Вести-Москва и ещё про это же.


              1. LumberJack
                05.12.2018 21:55

                При общем трафике в миллионы авто такие случаи в пределах статпогрешности.


                1. tvr
                  05.12.2018 22:23

                  Быть статпогрешностью в реалиях нашего правоприменения — сомнительное удовольствие.


                  1. kAIST
                    06.12.2018 11:01

                    Да случаи, которые приводили выше, легко оспариваются даже без суда. В чем проблема "наших реалий"?


                    1. roscomtheend
                      06.12.2018 13:08

                      В том что оспариваются только в теории без проблем, если не показали в телевизоре.


                      1. LumberJack
                        06.12.2018 13:28

                        Сталкивались лично или так, «Сёма напел»?


      1. servermen
        05.12.2018 21:17

        Ну если вы сможете доказать, то нарушения не будет!


        1. tvr
          05.12.2018 21:32

          Ну если вы сможете доказать, то нарушения не будет!

          Чито, с какого перепуга я должен доказывать что нексия/маршрутка без водителя в принципе не в состоянии двигаться со скоростью 200+ км/ч по городу?


          1. LumberJack
            05.12.2018 21:42

            КоАП РФ, статья 1.5, примечание к пункту 3.


    1. befart
      06.12.2018 17:40

      Так это же и хорошо. Можно сэкономить даже на камерах. Стопроцентное наказание за правонарушения! Это же мечта) Все дебилы на дорогах исчезнут, вынужденны будут перестать нарушать.


  1. tvr
    05.12.2018 21:14

    Del/неуловимая кнопка ответить.


    1. LumberJack
      05.12.2018 21:17

      del