Источник: Engadget

На днях представители Waymo заявили о запуске коммерческого сервиса роботизированных такси, которые способны доставить пассажира из точки «А» в точку «Б» с минимальными временными потерями. Причем ранее сообщалось, что сервис будет полностью автономным. По факту оказалось, что роботакси автономны не полностью — на водительском месте находится оператор (как его называют в компании), способный брать управление на себя в случае непредвиденной ситуации.

Кроме того, несмотря на то, что Waymo анонсировала коммерческий, а не тестовый запуск сервиса такси, воспользоваться его услугами может лишь ограниченное число пассажиров. Речь идет о тех людях, кто принимал участие в тестах робомобилей Waymo — а их не так и много, всего лишь несколько сотен человек.

При этом «испытатели» рассказывают, что у робомобилей есть проблемы, их немало — особенно это поворот налево, вливание в полосу движения на трассе и некоторые другие ситуации

И это отзывы о системах, созданных лидером индустрии робокаров. Waymo сейчас находится впереди планеты всей как по времени разработки своих систем (все началось лет 10 назад), так и по количеству накатанных робомобилями километров. Ни одна другая компания не может похвастаться таким обширным опытом, какой есть у Waymo.

К слову, интенсивные испытания проводились полтора года, разработчики надеялись, что смогут решить все проблемы и ликвидировать узкие места своей технологии. Но похоже на то, что получилось выполнить не все пункты плана.

Самая большая проблема — то, что клиентами сервиса могут быть далеко не все, о чем уже говорилось выше. Это, скорее, расширенный бета-тест, чем коммерческая эксплуатация робомобилей. Вряд ли пара сотен клиентов может представлять интерес для Waymo, инвестировавшей в свои разработки многие миллионы долларов США.

В беседе с журналистами пресс-секретарь компании отказался назвать количество тех, кто получил доступ к «открытому коммерческому сервису». В том случае, если бы клиентов было много, то в сети были бы уже фотографии и интервью, но пока их нт или почти нет. Журналисты пока не в состоянии найти тех, кто уже воспользовался сервисом роботакси.

В социальных сетях нет довольных клиентов, число подписчиков компании в Instagram — всего около 2,5 тысяч, не больше. Конечно, подписчики — не показатель, но обычно с первого же дня у масштабных сервисов, имеющих свои аккаунты в социальных сетях, наблюдается прирост подписчиков, исчисляемый в десятки и сотни тысяч человек. Пользователи Reddit заметили и другие странности.

Разместить на месте водителя «оператора безопасности» было решено лишь непосредственно перед запуском самого сервиса. Ранее во многих СМИ появилась информация о том, что сервис будет полностью автономным. Затем людей было все же решено оставить в качестве «контрольного элемента». Сделано это во имя «общественной безопасности».

Возможно, потому, что в полностью автономном режиме машины Waymo катались лишь в относительно ограниченной локации, в Чандлере, Аризона, где трафик не слишком большой. И сейчас все еще неизвестно, какой процент робомобилей не имел «операторов безопасности» в салоне. Компания отказывается раскрывать цифры и предоставлять данные об испытаниях помимо тех, что уходят регуляторам.

Один из журналистов пишет о Waymo уже несколько месяцев. С октября по ноябрь этого года он отслеживает робокары компании в действии. По его мнению, о полной роботизации речь пока не идет. Проблем довольно много, многие из них достаточно серьезные. Так, например, на то, чтобы сменить полосу, у робомобиля уходит полторы минуты, не меньше.

Один из робомобилей упорно стоял в полосе, где не было движения из-за аварии, случившейся впереди. Водители-люди сразу понимали проблему и уходили на другую полосу. Машина упорно придерживалась своей полосы. В конце-концов он сменил планы и ушел-таки на левую полосу, но журналист считает, что это сделал «оператор безопасности» (доказательств этому нет).

Есть даже видео с записью схожего инцидента — Waymo никак не мог влиться в движение на трассе. В конечном итоге робомобиль так никуда и не ушел со своего пути, а просто остановился.


В целом, если проблем действительно много, то нет ничего удивительного в том, что компания решила оставить идею о полной автономности и подключила к делу водителей-людей. Waymo нельзя обвинять в том, что делает компания — само собой, безопасность превыше всего. Возможно, в компании хотят перестраховаться, чтобы не было таких проблем, как у Uber.

Остается лишь ждать отзывов о работе роботакси и надеяться на то, что все сложится хорошо.

Комментарии (49)


  1. olegshutov
    10.12.2018 06:27

    Интересно, что именно поворот налево и встраивание в поток больше всего парализует американцев. Они не заезжают в разгонную полосу, стоят ждут, пока все проедут. И не знают, как делать поворот налево без секции — могут несколько светофоров простоять за стоп-линией. Так что тут это самое веймо демонстирует уже более разумное поведение


    1. cyberly
      10.12.2018 22:53

      Ну, может, у них просто светофоров с дополнительной секцией много. В России таких светофоров тоже становится все больше (по крайней мере, в моем городе). Меня например, немного озадачивают оживленные нерегулируемые перекрестки, потому что там, где я езжу, они крайне редки. Судя по тому, что начинается при неисправности какого-нибудь светофора — озадачивают не только меня одного.


    1. mbait
      12.12.2018 04:32

      Во втором случае это обыкновенное желание ездить по правилам, потому что блокировать перекрёсток запрещено. И единственный вариант повернуть налево без дополнительной секции светофора — дождаться у края перекрёстка безопасного промежутка во встречном потоке для совершения манёвра. Или вы не об этом?


      1. olegshutov
        12.12.2018 05:31

        Не думаю, что дело в блокировании. Встать на пешеходном переходе — долг огромной доли американцев.
        Жизнь становится гораздо проще и ярче с осознанием того факта, что водителю разрешено завершить маневр и на красный сигнал светофора, если он уже начал маневр на зеленый


        1. mbait
          12.12.2018 08:38

          Жизнь становится гораздо проще и ярче с осознанием того факта, что водителю разрешено завершить маневр и на красный сигнал светофора, если он уже начал маневр на зеленый

          Я и не говорил, что это не разрешено. Но в России, в моём городе поворот налево выполняется именно так — машина выезжает на перекрёсток, блокируя его, и когда появляется момент или когда у встречного направления загорается красный, делает поворот. И в США, и в России это запрещено.


          1. olegshutov
            12.12.2018 08:58

            Я уже много раз видел панику в глазах людей, заблокировавших перекресток и не знающих, что делать при виде красного света. Как я уже говорил, разгадка достаточно проста

            Вообще, существует три типа людей, пытающихся сделать поворот налево со светофором без секции
            первый выкатывается за стоп линию на пешеходном переходе и там и стоит, пока его обходят пешеходы, высказывая пропаганду и разжигание
            второй тип стоит перед стоп линией и ждет пока вообще никаких машин нигде не будет
            третий выезжает на зеленый за стоп-линию и завершает поворот на красный при плотном движении

            фактически, что-то первый только совсем немного нарушает, но сам факт паралича мозга при проезде нерегулируемых поворотов налево это отдельный разговор


            1. MoscowBrownBear
              12.12.2018 10:00

              второй тип стоит перед стоп линией и ждет пока вообще никаких машин нигде не будет

              В России так можно стоять вечно, я серьезно, потому что есть ещё четвертый тип:
              4) из второго ряда на зеленый проезжает в центр перекрестка и превращается в тип 3


            1. cyberly
              12.12.2018 11:05

              По-моему, второй — самый вредный. С какой стати он стоит за стоп-линией при горящем разрешающем сигнале и снижает пропускную способность своей полосы (налево за одну фазу светофора успеют проехать только те, кто успеет оказаться за стоп-линией за время горения разрешающего сигнала, а он делает их количество минимально возможным, вплоть до нуля)?

              С первым непонятно — что делают пешеходы на переходе в момент, когда в поперечном для них направлении горит зеленый, а им, соответственно, должен гореть красный? Бывают два варианта: выехал на мигающий и передумал проезжать перекресток, потому что поперечные уже поехали или выехал за стоп-линию на зеленый третьим-четвертым и передумал завершать маневр опять же, из-за поперечных. Но, как правило, можно подвинуться вперед-назад, чтобы никому не мешать. И тут часто дело не в «параличе мозга», а в том, что часто постоять за переходом получается безопаснее, если едущие в поперечном направлении не стали тебя пропускать (хотя должны), особенно если на перекрестке 4 полосы, а тебе после поворота желательно попасть в крайнюю правую.

              Ну и еще, есть «платный» (1000 руб.) вариант поворота налево: из правого ряда на зеленый повернуть направо, проехать через переход и, не доезжая стоп-линии, развернуться и встать между ней и переходом, чтобы потом первым проехать на загоревшийся зеленый. Вот так примерно:
              image


              1. olegshutov
                12.12.2018 11:27

                Да нет, реально много людей здесь едут по принципу «ну-ка-нука, подкачусь поближе. опа, красный, все, стоим, ждем»


                1. cyberly
                  12.12.2018 11:32

                  Может, смотря какой город… Я иногда вижу персонажей, которые, похоже, думают, что проезд на красный с достаточно малой скоростью — не считается за нарушение. Реально прокрадываются со скоростью километра 3 в час, когда видят, что проезд свободен. В основном, вперед/направо.


                  1. old_gamer
                    12.12.2018 15:08

                    Направо вроде можно на красный?


                    1. cyberly
                      12.12.2018 20:06

                      Насколько я знаю — нет, хотя это поправка уже лет 5 обсуждается.


                  1. olegshutov
                    12.12.2018 16:22

                    У нас направо можно и на красный. Другое дело, что перед этим нужно полностью остановиться и включить поворотник, а это уже половина народу не делает. И да, есть еще интересный народ, никогда такого в России не видел, который дерганно, сантиметров по 30, подкатывается-подкатывается на красный вперед и на зщеленый стартует уже выехав на корпус-два


          1. striver
            12.12.2018 09:38

            И в США, и в России это запрещено
            Если выехал на зеленый, то тебе необходимо завершить маневр, к тому же, тебя еще должны пропустить. Это не о США.


    1. Jeyko
      12.12.2018 04:52

      Ну, за всех американцев я бы не сказал: ) Большинство очень осторожны, линии почти не меняют и плетутся со своими одномышленниками в длиннющей очереди. А про разгонную полосу не понял. Как ждут? За это может даже штраф прилететь, за блокирование движения. Исколесил я почти всю страну и не видел что нет поворота налево такого чтобы стоять и тупить. Без кармана — пожалуйста, соблюдай сигналы светофора, разметку и знаки, и поворачивай на здоровье, с карманом-секцией, еще проще! Вейма ездит как глубокий пенсионер или стажер или как осторожная барышня. Аккуратно и предсказуемо. Пропускает, что приятно: )


      1. olegshutov
        12.12.2018 06:50

        Вот перекресток двух очень оживленных дорог, через который я раньше постоянно ездил.
        www.google.com/maps/search/rockville+pike/@39.0497526,-77.114785,175m/data=!3m1!1e3!4m8!2m7!3m6!1srockville+pike!2sOld+Georgetown+Rd,+Rockville,+MD!3s0x89b7cc077e98f579:0xa2891563d0d059d!4m2!1d-77.1182153!2d39.0144384
        Представьте, что вы едете с правой стороны по old georgetown и вам нужно влиться в rockville pike, сделав правый поворот.
        Так вот. Большинство американцев стоит парализованно на этом сьезде (обычно прям на зебре), ждет когда поток rockville pike остановится и только после этого делает этот поворот. Аналогично при повороте «сверху».
        Это можно назвать суперосторожностью, мол, кто-то может перемахнув через бордюр, оказаться не в той полосе, и, действительно, американцы водят очень спокойно и орут и сигналят очень редко, в основном, только когда едут уставшие с работы. Но да, меня сам факт удивляет, что при среднем опыте так в миллион километров такие элементарные вещи вызывают у них такие огромные затруднения и я очень рад, что это самое веймо уже даже в плане интеллекта превосходит многих водителей — на тех видео, что я видел, машина действительно повернула и просто очень осторожно ждала окна, чтобы перестроиться.
        Глубокие пенсионеры как правило вообще не пользуются поворотниками и это плохой пример. Они еще с тех времен, когда это было опцией. Осторожные барышни все как один одной рукой и одним глазом в фейсбуке, тоже не очень пример.


        1. Jeyko
          12.12.2018 07:54

          Да, согласен, тупят. Будь я ментом, квакнул бы, мол, двигайтесь. Судя по стершейся краске, они сразу рвут налево, вместо того чтобы продвинуться и потом влиться в поток. Там недалеко только поворот направо вот и ждут тупо, боясь не успеть перестроиться, а на тех кто сзади им плевать.
          Барышни с расходящимся косоглазием телефон-дорога это не осторожные, а типа уверенные в себе. Осторожные сидят вцепившись в руль. Предсказуемо то, что от авто с таким стилем передвижения можно ожидать чего угодно и надо от него держаться подальше. Ну если не пример, так не пример…


  1. anonymous
    10.12.2018 09:47

    Тут техническим прогрессом и не пахнет, щас много кто пытается юзать эту хайповую тему, задача тут привлечь инвесторов и как бы все.
    Нет сейчас технологий, позволяющих сделать 100% робомобиль ибо есть миллион проблем, которые нужно решить, а без решения этих проблем никто не пустит эти машины на дороги. Я думаю, что такие машины появятся не раньше 2040года


    1. m1n7
      10.12.2018 10:17

      Простите, а можно ознакомиться со списком ваших научных публикаций? Просто чтобы понимать, что вы достаточно компетентны и авторитетны в этом вопросе.


      1. zirix
        10.12.2018 11:08
        -1

        Аргумент типа «Сперва добейся»?

        С автопилотами сейчас действительно все плохо.
        Все текущие автопилоты — это продвинутые системы удержания полосы способные использовать GPS+карту для следования по маршруту. Этого явно недостаточно для 100% автономности.


        1. striver
          10.12.2018 13:54

          Все текущие автопилоты — это продвинутые системы удержания полосы способные использовать GPS+карту для следования по маршруту.
          Когда последний раз сравнивали фактический маршрут автомобиля и его трек на карте?


          1. zirix
            10.12.2018 15:18

            Не очень понял вопрос.

            Для ориентации, следования по маршруту и удержания полосы используются камеры, лидары и т.п. (у каждой компании свой набор). Данные от GPS тоже активно использутся. Карта нужня для прокладывания маршрута из точки X в Y.


            1. striver
              10.12.2018 19:55

              Для ориентации, следования по маршруту
              Вы по другому описывали использование спутниковой системы навигации.


              1. zirix
                10.12.2018 21:26

                «способные использовать GPS+карту» это не описание использования.
                Я наверное неудачно построил фразу.


        1. sevikl
          10.12.2018 15:14

          GPS+карту для следования по маршруту. Этого явно недостаточно для 100% автономности.

          ясно-понятно. видимо, по-вашей логике в тоннелях робомобили стоят и плачут, а лидары разрабатывают и покупают полные идиоты.

          почему-то все считают, что автопилот — это гибрид шумахера, водителя лондонского кэба и Хокинга.
          да у нас на дорогах столько некомпетентных водителей с допуском к средству повышенной опасности, что если будет предложено запретить людям водить и разрешить только автопилоты — я первый буду голосовать за, несмотря на свою любовь к вождению.


          1. zirix
            10.12.2018 15:24

            Вы меня неправильно поняли. Я выше ответил про лидар.


      1. anonymous
        10.12.2018 12:03

        Критерий готовности, очень простой… пускают власти такие машины массово на дороги общего пользования или нет. Массовости нет, есть единичные разрешения от местных властей и то что бы потеснить. Зачем придумывать того чего нет? Я не говорю что тема стоит на месте, но понадобится еще много времени, что бы это взлетело.
        Рынок стартапов очень просто устроен, найти инвестора и крутиться на его бабло. 85% стартапов закрываются в течении 3х лет. Поэтому хайпа щас много, а выхлопа мало.


        1. striver
          10.12.2018 13:57

          Веймо по вашему стартап? К тому же недооцениваете текущее состояние технологий.


          1. anonymous
            10.12.2018 16:24

            Москва-Питер зимой в метель, эти технологии смогут преодолеть?


            1. striver
              10.12.2018 16:39

              Не каждый водитель в состоянии. То есть, по вашему, когда компьютеры были с размером с этаж, то нужно было остановится и сказать, что кто-то в столбик умножает быстрее, чем компьютер считает 2+2…


              1. anonymous
                10.12.2018 18:04

                Зачем передергивать?
                Я лишь говорю о том что шумихи намного больше, чем реального прогресса.


                1. striver
                  10.12.2018 19:56

                  Да, действительно, ничего нового. Куда больше шумихи нужно подымать, когда кто-то с кем-то позажимался или нажрался в хламину.


    1. old_gamer
      10.12.2018 11:52

      Вы действительно считаете, что Гуглу надо привлекать инвесторов? У них более 100 млрд долл. просто кэшем лежит на счетах.


      1. anonymous
        10.12.2018 15:08
        -1

        Они как бы акционерное общество, акции торгуются на биржах.
        У гугла большой процент проектов, не взлетел. Почему вы уверены, что этот взлетит?
        C гугл глас все тоже носились и где они теперь?
        Гугл — это компания которая круто продает рекламу, в этом им нет равных, в задачи компании больше ничего не входит. Нет ну конечно покупают фирмочки, что бы поиграться в чего-нибудь. У компании на текущий момент ровно 0 успешных проектов связанных не с софтом. Проблема в том, что у руля там сейчас стоят менеджеры, а не инженеры


        1. old_gamer
          10.12.2018 15:13

          И что, любой компании, которая торгуется на бирже, надо привлекать инвестиции?
          Ну и все остальное, перечисленное вами, какое отношение имеет к вашему же утверждению, что смысл вэймо — привлечь инвесторов?
          Гугл сам по себе — один из самых больших инвесторов в хай-тек мире, ему не нужно никого привлекать. У них задача ровно обратная, в кого бы проинвестировать.


  1. dom3d
    10.12.2018 11:46

    Автор пишет, — Waymo сейчас находится впереди планеты всей…
    Нокиа тоже когда то была впереди планеты всей, а потом вышел iPhone.


  1. BlackMokona
    10.12.2018 12:35

    "так и по количеству накатанных робомобилями километров. "
    У Теслы куда больше накатанных километров


    1. vics001
      11.12.2018 03:21

      Для справки у Теслы суммарно 15 млрд км и из них 10% на автопилоте, но Тесла не публикует как часто прерывается автопилот и приходится брать контроль и т.п.


      1. striver
        11.12.2018 10:26

        но Тесла не публикует как часто прерывается автопилот и приходится брать контроль и т.п.

        А Веймо написали?
        Левый поворот делает водитель. Для примера.


    1. old_gamer
      12.12.2018 09:38

      У Теслы в принципе нет автопилота уровня Веймо. Их автопилот — это просто круиз-контроль с удержанием полосы. Недавно выкатили навигацию по карте, но и она только на хайвеях, и тоже требует участия человека. Это совершенно разного уровня автономность.


      1. striver
        12.12.2018 09:52

        Ну, а Веймо не может ездить нигде, кроме некоторых населенных пунктов пригорода Финикса. Грубо говоря, я бы это назвал скрипт на скрипте. Еще Веймо хуже вливается в поток и левый поворот делает водитель… Но в целом, выглядит круто.


        1. old_gamer
          12.12.2018 15:07

          Тесла вообще не умеет делать ни левого поворота, ни правого… Вливаться в поток может только по команде водителя. В целом, просто разные уровни автономности. Без водителя Тесла никуда не уедет, как ни ухищряйся. А Веймо может, пусть и в ограниченной местности, зато самостоятельно.


          1. striver
            12.12.2018 15:27

            Вливаться в поток может только по команде водителя.
            При езде по навигации, то может. В бете вер. 9.0. сама перестраивалась, но не пустили в релиз.
            А Веймо может, пусть и в ограниченной местности, зато самостоятельно.
            Ну вот не вижу я огромного преимущества. Тесла показала в 16-м году тестовый проезд по маршруту со светофорами и парковкой без водителя в свободном слоте. При этом Гугл пилит уже лет 10.


            1. old_gamer
              12.12.2018 15:35

              Показать тестовый проезд и накатать миллионы километров — огромная разница. Мы же говорим про то, что реально работает, а не про одноразовый показ. Реально у Теслы работает круиз с удержанием в полосе. Может перестраиваться по команде. При езде по навигации может съехать с трассы/заехать на трассу, но только по подтверждению водителя. Видел пару роликов, где 9я прошивка стояла на красный, но у нас 9я недоступна, подтвердить/опровергнуть не могу. Да и когда будет доступна, ещё неизвестно, заработает ли эта фича без fully autonomous driving capability, которая была доступна долек не во всех странах (у нас недоступна и, по последним новостям, её убрали в США). Ну и никаких поворотов на перекрёстках, само собой.


              1. striver
                12.12.2018 15:38

                Я не знаю, что будет проще, Тесле добавить вождение с учетом знаков и светофоров или же Веймо добавить тысячи городов.


                1. old_gamer
                  12.12.2018 15:49

                  Думаю, территориальные ограничения Веймо носят юридический характер, а не технологический, так что особых проблем быть не должно. Как дела у Теслы с технологической частью, остается только догадываться.
                  Но в рамках ответа на корневой коментарий: при действительно автономном вождении у Веймо пробеги на несколько порядков больше, чем у Теслы, так что они — лидер тут.


  1. vics001
    11.12.2018 03:22

    Другая новость: сегодня, еще Илон Маск написал, что они тестируют распознавание светофоров, круговое движение и съезды.


    1. striver
      11.12.2018 10:27

      сегодня, еще Илон Маск написал

      Не совсем сегодня, а скорее на днях


  1. striver
    11.12.2018 10:21

    .