Нет науки, изучающей деньги, но существуют эксперты разного профиля, специализирующиеся на деньгах: математики, психологи, криминалисты, финансисты и даже биологи. Последние выяснили, что на бумажных купюрах встречаются грамположительные бактерии, стафилококки, грибки, паразитические черви — представители сотен и даже нескольких тысяч родов.
Именно на купюрах находят фрагменты кокаина или героина. Но деньги — это не только среда для жизни и криминала, но и продукт высоких технологий. Для производства бумажных денег нужны специальные красители, химические соединения, сложное оборудование. Наличные должны быть прочными, чтобы циркулировать по всем слоям общества.
Исследовать деньги интересно, но сложно. Нельзя поставить микрокамеру на банкноту, как на редкое животное. К счастью, камеры помогают во всех остальных случаях. Крупнейший хаб в сложной системе циркуляции денег — банк. Банки научили нас, что камера — это не только безопасность во время инкассаций. Видеонаблюдение даёт аналитику по клиентам, канал для удалённого управления бизнесом и кое-что ещё… о чём и расскажем дальше.
Особые требования: безопасность, контроль, хранение
Прошло много лет с первых попыток объяснить предпринимателям, что камера на складе может заменить сторожевого пса (1968, город Олин штата Нью-Йорк). Организации перешли от локальных систем видеонаблюдения к облачным сервисам, предоставляющим свою инфраструктуру хранения и обработки видео.
Клиенту облачного видеонаблюдения достаточно просто подключить камеру к интернету и зарегистрировать аккаунт в облаке. Однако банк — это необычный клиент. Здесь повышенные требования к обеспечению безопасности. И даже сверхнадёжное, но «чужое» облако стало для многих препятствием на пути внедрения современных систем.
Все банки в России следуют стандарту PCI DSS (Payment Card Industry Data Security Standard), разработанном Советом по стандартам безопасности данных индустрии платежных карт PCI SSC (Payment Card Industry Security Standards Council). Совет своим стандартом определяет конкретный перечень требований к обеспечению безопасности данных платёжных карт, затрагивающих как организационную, так и техническую сторону.
В PCI DSS прописано 440 различных проверочных процедур. Облако по стандарту — это специальная услуга, обеспечивающая безопасную работу с платёжными картами для организаций, разместивших свою инфраструктуру на стороне сертифицированного облачного провайдера.
К видеонаблюдению в PCI DSS относятся четыре важных пункта:
9.1.1 Использовать либо камеры видеонаблюдения, либо механизмы контроля доступа (или оба варианта) для отслеживания каждого случая.
9.1.1.a Убедиться, что установлены либо камеры видеонаблюдения, либо механизмы контроля доступа (или оба варианта) для наблюдения за точками входа (выхода) в критичные помещения.
9.1.1.b Убедиться, что либо камеры видеонаблюдения, либо механизмы контроля доступа (или оба варианта) защищены от физического вмешательства или отключения.
9.1.1.c Убедиться, что данные, полученные с камер видеонаблюдения и (или) механизмов контроля доступа, проверяются, и эти данные хранятся не менее 3 месяцев.
Как построить видеонаблюдение для банка
Решением проблемы доступности облачного сервиса для банка стал закрытый и защищенный Private Cloud, который развёртывают в периметре организаций, предъявляющих повышенные требования к уровню безопасности и месторасположению серверов. Кроме того, у банка есть свои требования к железу, монтажу, расположению камер.
Ivideon Private Cloud — интегрированная платформа, которая разворачивается и работает исключительно в сети заказчика. Платформа объединяет:
- неограниченное количество географически распределённых камер и серверов видеонаблюдения – то есть не только центральный офис банка, но и все филиалы по одной стране или разным странам мира;
- модули интеллектуального анализа и видеоаналитики;
- получение и обработку данных от внешних устройств и внешних бизнес-приложений;
- бизнес-логику обработки, маршрутизации и отображения получаемых данных.
Частное облако размещается на оборудовании, которым располагает сам клиент. На базе такого решения можно построить систему для решения различных задач в банковской отрасли. Самое очевидное, что можно представить, это контроль кассовых операций с наличностью – то самое «исследование» денег.
Но кроме оборота денег в отделениях происходит много интересных событий. Это могут быть очереди, обслуживание VIP-клиентов, подсчёт посетителей и другие ситуации. Сейчас камера в нашем сервисе способна без проблем (и нагрузки на сервер) анализировать пол и возраст посетителей, оформлять полученные данные в отчеты.
С камерой и аналитикой процесс работы с банкоматом становится «умнее». Камера способна идентифицировать клиента до того, как он вставит карточку, отправит сигнал тревоги, если лицо клиента входит в список «их разыскивает полиция», соберёт данные телеметрии и отправит запись в облако или локальное хранилище банка.
Эволюция решений: трансляция, кэш, аналитика
Новые способы взаимодействия с банком повышают требования к безопасности. У «Тинькофф банка» нет отделений, но по закону представитель банка обязан провести личную встречу с клиентом, поэтому работники «Тинькофф» фотографируют его с помощью специального мобильного приложения, которое преобразует изображение в обезличенный код. Дальше система сравнивает код с базой данных. Это позволяет убедиться, что перед представителем именно тот человек, который подавал документы.
С 2017 года систему Ivideon для банков использует организация Олега Тинькова и не только. Сервис мы оптимизируем под задачи бизнеса и часто эти задачи уникальны. Некоторые банки с помощью нашей видеоаналитики решает проблему очередей, в то время как «Тинькофф Банк» модернизирует обычные банкоматы.
Банкомат Тинькофф выделяется даже по внешнему виду — он у?же и часто меньше сородичей. Кроме того, это устройство поддерживает NFC, QR-коды (бесконтактная оплата) и технологию cash-ресайклинг.
В обычных банкоматах деньги разделены на две независимых массы: в одну кассету заправлены купюры для выдачи, в другую кассету отправляются банкноты, внесённые клиентами. Внесённые деньги уходят с инкассацией в банк.
Банкоматы с cash-ресайклинг возвращают внесённые деньги другим клиентам, но при этом отбирают купюры по степени износа и отправляют в отдельный лоток непригодные к дальнейшей выдаче. Если среди внесённых средств попадаются подозрительные банкноты, они также выводятся банкоматом из дальнейшего обращения, а данные использованной карты записываются.
Интегрированное видеонаблюдение для банкоматов
Если вы подойдёте к банкомату «Тинькофф Банк», то увидите на нём значок «Видеонаблюдение». Что это и зачем?
В России объём наличной денежной массы в обращении составляет почти 6 миллиардов банкнот — в штуках. Почти все эти деньги постоянно циркулируют через банки и банкоматы. Парадоксально, но объём наличных денег не уменьшается, а только растёт. Поэтому банкоматы так востребованы.
Самое интересное, что банки не обязаны следить, кому банкомат выдаёт наличные. Однако многие предпочитают запись вести — если злоумышленник попытается применить скиммер или совершить другие мошеннические действия, его лицо будет записано.
Если вы воспользовались картой, но внезапно вспомнили про оголодавшего дома кота и убежали, не дождавшись денег, банк использует видео как доказательство, что это не ошибка системы.
Внутренний интерфейс системы управления банкоматом в решении Ivideon
К банкомату можно подключить различные датчики инцидентов: попытка вскрытия, удар, отрыв от пола и так далее. В случае, если с банкоматом начнет происходить что-то непонятное, камера пришлёт уведомление и сделает запись. Запись эта будет выглядеть и храниться точно также, как любой другой фрагмент видеоданных в сервисе Ivideon.
Обычная камера может передавать множество полезных данных с банкомата
Оставлять запись внутри банкомата ненадёжно, поэтому наше решение по шифрованному каналу все передаёт в выбранное хранилище. Видеоданные из банкомата в режиме реального времени поступают в отдел службы безопасности банка, а также записываются в архив, где их можно найти по специальным фильтрам. Камера сама пришлет уведомления по настроенным фильтрам.
Предварительные итоги
Никто в банковской сфере не сидит сложа руки. Банк «Открытие» уже запустил систему распознавания лиц с целью оптимизации обслуживания и времени ожидания клиентов. «Альфа-Банк», насколько мы знаем, в банкоматах пока обходится «без фич», но сама технология им знакома —на фестивале Alfa Future People посетители могли найти свои фотографии среди сотен других, отправив селфи чат-боту.
В будущем камера позволит пользоваться банковскими услугами без карточек, смартфонов и любых «посредников». Банкоматы смогут узнавать клиентов по лицам. В России проекты по внедрению биометрических идентификаторов в финансовом секторе исследуют почти все крупнейшие банки.
Требования по обеспечению безопасности в банках накладывают серьёзные ограничения на использование классических систем видеонаблюдения.
Все возможности облачных систем видеонаблюдения в финансовой сфере невозможно использовать на 100% без контроля над самим облаком.
Мы решаем эту проблему с помощью Ivideon Private Cloud — закрытой облачной платформы видеонаблюдения, видеоаналитики и IoT, которая внедряется в периметре заказчика.
Ivideon Private Cloud применяется в «Тинькофф Банк» для повышения качества обслуживания клиентов.
Очень скоро каждый банк в России будет использовать ту или иную систему с видеоаналитикой.
Традиционно, по всем вопросам подключения пишите нам.
Комментарии (7)
LAutour
14.12.2018 20:03В будущем камера позволит пользоваться банковскими услугами без карточек, смартфонов и любых «посредников». Банкоматы смогут узнавать клиентов по лицам.
А близнецы, двойники, грим?randall Автор
15.12.2018 16:29Сейчас готовлю пост про релиз face recognition, постараюсь там подробно ответить. Но вообще близнецы это проблема. А грим — нет
UncleBance
Что же тут парадоксального? Достаточно разок столкнуться с «банкомат временно не работает», когда срочно нужны наличные или, что еще хуже, когда блокируют карту под любым предлогом, чтобы держаться от «удобства» немного на расстоянии.
errmaker
Не понял. А зачем вы пользуетесь услугами сбера?
я 4 года вообще не имею в карманах кошелька, лишь в машине лежит аварийная скрутка нескольких купюр на случай апокалипсиса.
Наличкой не пользуюсь вообще, а в случае необходимости тиньков без комисии даст наличку в любом банкомате а не в том где очередь мазохистов. Я еще за это 4-5 тр в месяц получаю кешбеков и процентов. Что я делаю не так?
roscomtheend
> Что я делаю не так?
Живёте в другой стране, не пользуетесь услугами нотариусов, не бываете в мелких сельских магазинах-ларьках без терминала (их мало, но они ещё есть), не попадали на сбой процессинга. Так что несколько тысяч всё ещё необходимы в кошельке, а вот карта не всегда (телефон уже практически везде заменил, я карту достаю раз в месяц — оплатить пару комунальных платежей, которые не умеют через шаблоны банк-клиента, и то номер вбиваю по памяти).