Согласно анализу приведенных FCC цифр относительно времени жизни спутников SpaceX (система Starlink) на орбите Земли, вероятность поражения кого-то на Земле осколком спутника будет достигать 45% каждые шесть лет. Звучит немного сложно, буквально это означает, что осколки спутников будут падать на Землю каждый день, иногда достигать поверхности планеты, и порой убивать кого-то из людей.

Илон Маск планирует запустить на низкую орбиту около 12 000 спутников, которые в итоге будут пропускать через себя половину всего интернет-трафика. Для обеспечения быстрой связи и широкого канала спутники оснащаются лазерными установками и специфическими радиомодулями. Все это делается для того, чтобы обеспечить планету интернет-связью, включая самые удаленные и труднодоступные регионы.

Случится это еще нескоро, поскольку изначально SpaceX планирует запустить на орбиту 1584 спутника. Высота орбиты составит около 550 километров. Затем запустят еще 2825 спутников, уже на более высокие орбиты — 1100 и 1325 км. Наконец, последняя партия в 7518 спутников будет отправлена на наиболее низкую орбиту в 340 км. Если посчитать общую массу всех аппаратов от SpaceX, то она в 10 раз превысит массу МКС.

Каждый из 11927 спутников будет оснащен солнечными панелями, аккумуляторами, радио- и лазерными модулями, мощности которых будет вполне достаточно для обеспечения всех регионов Земли надежной связью. Время жизни одного спутника составляет 6 лет. По истечению этого срока заканчивается топливо и система падает на Землю. Большинство сгорит в атмосфере, поскольку они относительно невелики, но так случится не со всеми системами.

Эксперты считают, что сгорание не всегда будет полным, от некоторых спутников останутся обломки массой в несколько кг. Попадания такого обломка с лихвой хватит для того, чтобы убить человека. «Выживать», достигая Земли, будут металлические компоненты, маховики из нержавеющей стали, а также зеркала из карбида кремния.

Когда компания подключилась к системе НАСА по подсчету вероятности падения космического мусора на Землю, Debris Assessment Software, оказалось, что у каждого обломка из 17400 есть шанс убить человека. В принципе, шансы весьма невелики, цифра, указанная выше, значительно ниже порога безопасности, установленного НАСА (1:10000). Но FCC решила не останавливаться на этом и просчитать другие вероятности.

Так, через шесть лет после запуска, в среднем на Землю будут падать пять спутников в день. У многих — ненулевой шанс оставить по себе память в виде несгоревшего обломка, который достигнет поверхности планеты. Как уже говорилось выше, такие обломки могут и убивать, вероятность этого — 45% на каждые 6 лет.

Если учитывать, что на Земле 7,5 миллиардов человек, то вероятность попадания обломка спутника в человека очень низкая. В 2011 году НАСА просчитала вероятности и получила цифру в 1:3200 — это просто шанс того, что упавший обломок убьёт человека. Если же взять личный риск, то вероятность поражения спутником конкретно вас очень низкая — где-то 1 к 22 триллионам. Больше шансов выиграть в лотерею (гораздо больше).

SpaceX не согласна с мнением, что ее спутники представляют опасность для людей. Компания приводит статистику от НАСА. Дело в том, что Землю и так постоянно бомбардируют многие десятки или даже сотни метеоритов, часть которых успешно достигает поверхности Земли. Но при этом попадания в людей или здания случаются крайне редко. Таким образом, если к этому количество прибавится еще сколько-то обломков спутников, особых проблем возникнуть не должно.

В FCC с этой точкой зрения не согласны. Регулятор утверждает, что в течение шести лет на Землю должно упасть около полумиллиона объектов — речь идет о частях спутников, которые вышли из эксплуатации. В среднем получается 228 объектов в день — это больше, чем на Землю падает метеоритов.

Тем не менее, если учесть, что большинство людей на Земле постоянно находятся в каком-либо укрытии (дом, автомобиль, школа, парковка и т.п.), то риск поражения человека упавшим обломком спутника снижается во много раз — об этом говорят в SpaceX, причем эту же точку зрения поддерживает и компания Iridium NEXT, которая также занимается спутниковой связью.

Как бы там ни было, но FCC 19 ноября предложила проект нормативных документов по регулированию дел в космической сфере, связанных с космическим же мусором. Комментарии по проекту можно оставлять до начала 2019 года.

Пока что компания SpaceX запустила лишь два прототипа спутника сети Starlink, поэтому время для регулирования еще есть. Но его не так много, поскольку в 2019 году начнутся запуски. Все 11927 спутников сети Starlink должны быть отправлены на орбиту до ноября 2024 года.

Комментарии (115)


  1. Dreablin
    19.12.2018 01:14

    … если учесть, что большинство людей на Земле постоянно находятся в каком-либо укрытии (дом, автомобиль...

    … от некоторых спутников останутся обломки массой в несколько кг.

    От «нескольких кг» упавших с орбиты не только автомобиль, но и не каждый дом спасет. По крайней мере частный дом пробьет до подвала скорее всего…
    Кроме того не только попадание в человека страшно — есть еще куча инфраструктуры от простых дорог и зданий до нефте/газопроводов, химических заводов и т.д.
    В перспективе проблема может оказаться серьезнее, чем кажется на первый взгляд.
    Хотя если немного поднять орбиту, то и скорость вхождения больше получается, а значит и сгорит лучше… По крайней мере в KSP у меня так получается…
    Интересно, это «ученый изнасиловал журналиста» или они действительно считали остатки не догоревшей массы при заданных параметрах орбиты?


    1. Popadanec
      19.12.2018 01:40
      +1

      Орбиты круглые, значит спутник будет снижаться постепенно, теряя энергию и высоту и так до входа в плотные слои атмосферы где снижение будет уже быстрым. Но с учётом того что спутник это не монолитная болванка железа, его несколько не сгоревших килограммов будут опасны разве что для человека стоящего в открытом поле. Никаких расчётов не делал, но т.к. микро спутники постоянно падают(ввиду низких орбит) и не вызывают паники в прессе, можно предположить что будет то же самое, плюс минус. Точнее про последствия Zelenyikot или lozga могут к примеру рассказать.


      1. Wesha
        20.12.2018 00:00

        Орбиты круглые

        Эко Вы эллипс обозвали!


    1. LSDtrip
      19.12.2018 02:29
      +1

      Это будет то же самое, что и несколько кг, упавших с самолёта летящего на 10км, предельная скорость будет вряд ли больше 300км/ч. Весьма разрушительно для жестяной крыши авто, но деревянную крышу и бетон уже не пробьёт особо, а если и пробьёт, то скорость после этого уже будет небольшая.


      1. striver
        19.12.2018 11:00

        Был случай в Формуле-1, когда пружина вылетела с переднего болида и попала в гонщика, что ехал сзади. Скорость примерно 300 км/ч. Пружина попала в шлем, пилот потерял создание. Если бы не шлем — его бы убило.


        1. VT100
          19.12.2018 12:58

          Не «потерял сознание», а его увезли в госпиталь с ЧМТ и делали операцию. Без шлема — было-бы просто месиво.


          1. striver
            19.12.2018 13:07

            Не «потерял сознание», а его увезли в госпиталь
            Еще бы не потерял. От удара, потерял, ибо его болид ехал по прямой в заградительный барьер, никто не тормозил при этом.


          1. striver
            19.12.2018 23:23

            Вот сам эпизод из гонки


      1. Sun-ami
        19.12.2018 22:21

        Рассчёт по формуле Якоба де Марра даёт для двухкилограмового снаряда диаметром 5см, движущегося со скорость 300км/ч, бронепробиваемость 3,2мм броневой стали при угле встречи 90 градусов. Очевидно, такой обломок пробьёт не только крышу любого небронированного автомобиля, но также легко пробьёт металлочерепицу, профнастил и доски. При входе в атмосферу обломок может оплавиться, принять каплевидную форму, и застыть в более плотных слоях атмосферы, превратившись в снаряд довольно оптимальной с точки зрения пробивающего действия формы.


        1. Endeavour
          19.12.2018 22:38

          > двухкилограмового снаряда диаметром 5см

          У вашего снаряда плотность в 1.7 раза больше, чем у уранового.


          1. Sun-ami
            19.12.2018 22:47

            Это, наверное, в случае сферической формы? А я писал о вытянутой каплевидной форме.


  1. PsyDoc
    19.12.2018 01:26

    Спутники Маска весят около 400 кг вроде бы, я думаю, что можно подобрать взрывчатку удобную, которая будет выживать в космосе, а также энергонезависимую системку, которая будет «размельчать» спутник на некой высоте, где уже падение инвариантно, и импульс взрыва не изменит ничего принципиально, скажем, на высоте 110 км, выше линии Кармана, чтобы юридических претензий не было ) Думаю, что в 1% массы уложиться очень реально. А вот в «измельченном» варианте статистика должна уже в нормативы вписаться. Но это не точно )


    1. alexxprg
      19.12.2018 02:07

      Страшно представить, к чему приведёт одно-единственное ошибочное срабатывание такой системы подрыва на рабочей орбите.


      1. PsyDoc
        19.12.2018 02:23

        Ничего особенного. Взрывают спутники на орбите редко, но можно сказать, что регулярно. Пример: 2008 год, ракета SM-3 с крейсера Lake Erie и спутник USA-193/NROL-21 (масса около 2,3 тонн).


      1. LSDtrip
        19.12.2018 02:24
        +1

        Ни к чему? Сотней другой обломков больше к тем сотням тысяч, что там уже есть. Другое дело, что вряд ли взрывчатка что-то сделает монолитным маховикам и деталям из карбида кремния, бесполезная штука по сути.


        1. Garbus
          19.12.2018 05:20

          Ну маховик вполне себе крутится, и подняв обороты можно небольшой встроенной порцией взрывчатки разломать его. Да и зеркала думаю не отличаются тощиной, «шнурок» из взрывчатки наверняка расколет. Правда можем получить вместо монолитного куска порцию шрапнели, но тут уж только специалист скажет опаснее выйдет или затормозится эффективнее.


        1. Mishootk
          19.12.2018 10:21

          Возможно ли маховики делать не монолитными, а ячеистыми? Сотовая структура в виде рамки задает форму, а соты заполнены тяжелым, но легкоплавким металлом? Такая конструкция должна сохранить механические свойства необходимые маховику, но будет очень хорошо разрушаться при сгорании в атмосфере. Что делать с зеркалами еще не придумал.


        1. Nuwen
          19.12.2018 10:41

          Маховики обычно и так не монолитные, а сделаны из скрученной ленты.


          1. agat000
            19.12.2018 13:54

            Можно делать из легкоплавких металлов. Хотя их точными делать труднее.
            Или вообще полые с наполнением ртутью.


            1. polearnik
              19.12.2018 15:47

              распыленная ртуть над головой именно то что не хватает мне для ощущения безопасности


        1. striver
          19.12.2018 11:02

          Ни к чему? Сотней другой обломков больше к тем сотням тысяч, что там уже есть.
          На высоте 100-200 км — они будут жить очень недолго.


        1. site6893
          19.12.2018 13:52

          ну, ок, не взрывчатка, а заряд термита который разрежет детали на более мелкие уже в процессе падения.


        1. Gutt
          19.12.2018 16:02

          Маховик можно расплавить термитом и тут же на месте чем-нибудь окислить, но масса такой системы получается уже весьма существенной. Разумнее, действительно, делать их из материалов, которые легче разрушаются/сгорают при падении. Для того же маховика момент инерции пропорционален квадрату радиуса, так что его можно сделать большего диаметра с заполнением центра чем-то лёгким.


        1. PsyDoc
          20.12.2018 16:24

          Ну, по факту пробовали, не раз, и все живы. И куда выше было дело. И учитываем высоты, мы не распыляем мусор на высоких орбитах, а понижаем массу и увеличиваем площадь на тех высотках, где жить оно будет недолго, и вскоре сгорит. Ниже с термитом предложили, ну, пусть так. Смысл ± тот же. Я к тому, что какое-то инженерное решение тут явно есть. С одной стороны более деградируемые элементы делать, с другой подготовить к более полному сгоранию.


  1. Imbecile
    19.12.2018 02:21

    Даже если все 12000 спутников запустить на 550 км, в среднем получится 48000 кв. км. на один спутник.
    В связи с этим, очень интересно узнать колиственное выражение «высокой вероятности столкновения»?


  1. olegshutov
    19.12.2018 03:13

    Я не понимаю, почему современные казалось бы очень умные люди не любят страхование рисков.
    FCC — раз в два года будет убивать по человку
    SpaceX — нет, при худшем раскладе раз лет в 20
    FCC — хорошо, поверим вам. Но если вы не правы, то вы выплачиваете миллиард штрафа, 100 млн каждой семье пострадавших и прикрываете свою лавочку
    Если SpaceX и правда так уверена, то согласится.


    1. shalm
      19.12.2018 06:16

      При таких размерах выплат количество умерших вроде как от попадания обломков спутников может стать неприлично огромным, а разбираться придётся с каждым случаем в отдельности


      1. olegshutov
        19.12.2018 06:23

        Я бы тогда просто заключил этот договор без огласки.
        Вообще, как правило, если не находится страховой компании, готовой выдать SpaceX страховку на это дело, то и начинать не стоит


        1. shalm
          19.12.2018 06:47

          Мне кажется эта проблема и её последствия крайне надуманы и на реальную жизнь никак не повлияют, скорее наоборот благодаря этой системе спутников и появлению интернета труднодоступных местах будут спасено множество жизней


          1. olegshutov
            19.12.2018 07:28

            Ну это естественно. Я говорю про всю эту бюрократию и маразм. У них же есть вполне проверенные инструменты разруливания этого безо всяких длительных препирательств


    1. Nuwen
      19.12.2018 06:44

      А потом окажется что были правы спейсы, и в среднем спутники хоть и будут убивать раз в 20 лет, но первые три случая выпадут на один месяц, и SpaceX ничего не докажут.


  1. MikeVC
    19.12.2018 07:33

    Что мешает сделать маховики с пироболтами которые сами сработают при сгорании в верхних слоях атмосферы. Или какую нибудь композитную конструкцию (карбон + металл).
    Для зеркала тоже можно предусмотреть пиротехнический разламыватель.


  1. Novaplus
    19.12.2018 08:00
    -1

    А нельзя ли самые последние литры горючего использовать на то чтобы топить все спутники только в океане. И проблем бы не было. За 6 лет работы у спутника такая статистика будет огроменная, сколько раз он пролетал над океаном и возможность падения в океан будет почти 99.99% И проблему сняли бы вообще. Но капиталисты последний литр горючего будут окупать, а то что могут дети пострадать или чей то дом или к примеру пробъет АЭС об этом никто не подумал. И мне кажется земная инфраструктура намного надежнее будет чем спутниковая.


    1. vitvakatu
      19.12.2018 10:12
      +2

      На спутниках нет ни лишнего топлива, ни даже двигателя, чтобы это топливо использовать.


      а то что могут дети пострадать

      А о взрослых вы не заботитесь?


      пробъет АЭС

      Купол типичной АЭС выдержит падение Боинга, наполненного взрывчаткой. Максимум пара килограмм железа он даже не заметит.


      1. Slavik_Kenny
        19.12.2018 14:59

        На спутниках нет ни лишнего топлива, ни даже двигателя, чтобы это топливо использовать.

        Вы конечно извините, но в статье написано следущее —
        Время жизни одного спутника составляет 6 лет. По истечению этого срока заканчивается топливо и система падает на Землю.

        т.е. 6 лет он как-то умудряется удерживаться на нужной орбите, расскажите как он делает без двигателя и топлива?


    1. OlvinKSA
      19.12.2018 12:04

      А нельзя ли самые последние литры горючего использовать на то чтобы топить все спутники только в океане

      А не попадёт ли этот пепелац в какой-нибудь самолёт, пролетающий над океаном? Или в яхту, по океану плывущую?


      1. geher
        19.12.2018 12:25

        Управляемо топят обычно не в океане вообще, а в мало посещаемых его районах. Возможно, что еще и закрывают район для полетов и навигации (не кордонами, естественно, а соответствующими уведомлениями).


  1. MikeVC
    19.12.2018 08:03

    Фишка в том что надо безопасно топить в т.ч неисправные спутники.
    А чтобы целенаправленно утопить спутник в океане нужна рабочая система управления.
    Да и с ней это не так просто.


    1. Lexxnech
      19.12.2018 11:27

      Это может показаться несколько неожиданным, но если удается безопасно утопить 99% спутников, то риск убить человека падает в сто раз.


  1. razielvamp
    19.12.2018 08:10

    Не знаю насколько проблема надуманна, но звучит достаточно серьезно.

    Почему-то разговор идет только о жизнях, но это лишь одна из проблем. Предположим, что пробьет крышу дома или автомобиля. Типа это нормально? «Завтра новый в супермаркете куплю»?

    И если шансы лично моего автомобиля или дома конечно мизерные, то шансы попадания в любой дом/автомобиль гораздо выше. Поэтому отмашка SpaceX — «да и фиг с ним, не на человека же», выглядит не обнадеживающе.

    Что делать среднестатистическому африканцу, да или даже россиянину, в таких случаях? Международное судебное разбирательство будет очень муторным.


    1. Hardcoin
      19.12.2018 10:26
      +2

      Стандартная переоценка мизерных шансов. Шанс, что собьёт машина — намного выше (катастрофически выше), но данная ситуация всё равно вызывает беспокойство, потому что не ясно что делать. Хотя делать почти никому ничего не придется. Беспокоиться может тот один, с которым это произойдет. А т.к. это скорее всего будет китаец или индус, среднему россиянину нужно будет делать одно — обсудить действия китайского правительства по данному случаю в комментах.


    1. lexxcorp
      19.12.2018 22:14
      +1

      Если в мой дом попадут остатки спутника то я очень обрадуюсь и выставлю их на аукционе.


  1. Sabubu
    19.12.2018 09:46

    Если спутник повредит чье-то имущество — это не страшно, компанию можно заставить платить компенсацию. Если он кого-то убьет — ничем уже помочь будет нельзя.

    Потому надо при проектировании спутника предусматривать программу выведения. Смотреть, можно ли проектировать спутники с таким расчетом, чтобы они хорошо прогорали. Ну например, вместо монолитного маховика можно сделать маховик из тонкой оболочки, теплоизоляции, и набить его свинцовыми опилками. Такой маховик легко (и красиво) разрушится, а теплоизоляция не позволит опилкам отводить тепло от оболочки. Возможно, где-то надо ставить одноразовый двигатель уведения, который позволит повысить вероятность приводнения в океан (или увода на околосолнечную орбиту). Где-то, может быть имеет смысл закладывать взрывчатку, где-то оставлять в раме слабые места.

    Я тут проблем не вижу. Это обычная решаемая инженерная задача. Проверить разрушаемость не сложно — засунуть спутник в выхлоп ракетного двигателя на испытаниях (чтобы убить 2 зайцев одним камнем). Проблемы тут экономические — под проект уже собраны инвестиции, рассчитана окупаемость, а исправления удорожат спутник. Плюс Маск будет спрашивать, почему он должен делать безопасные спутники, а другие — нет.

    Мне кажется, пора принять какую-то международную конвенцию по этому поводу. Если некоторые страны будут упираться, из-за того, что у них мало денег — принять без них и, пока не присоединятся, ограничивать сотрудничество с ними. Лучше подстраховаться, чем ждать, пока кого-то убьет осколком. Зачем нужна такая космическая отрасль.


    1. Hardcoin
      19.12.2018 10:30

      Если он кого-то убьет — ничем уже помочь будет нельзя.

      Если машина кого-то убьет — тоже помочь ничем будет нельзя. А она точно кого-то убьет сегодня. И не один раз.


      Лучше подстраховаться, чем ждать, пока кого-то убьет осколком. Зачем нужна такая космическая отрасль.

      Вот именно. Зачем нужна такая автомобильная промышленность? Сначала нужно подстраховаться, а потом уже автомобили выпускать.


      У вас стандартная переоценка мизерных рисков. Вы хотите потратить сто миллиардов ради спасения одной жизни, хотя на эти деньги можно было бы спасти сто тысяч. Но одна кажется важнее, потому что исключительный случай. А смерти на дорогах — стандартное явление, оно не беспокоит.


      1. Belking
        19.12.2018 10:42
        +1

        >> А она точно кого-то убьет сегодня. И не один раз.

        Считая от среднего, в России сегодня в ДТП умрет около 100 человек из около 1 000 пострадавших. Но всем плевать, потому что «камеры ставят чтобы наполнять бюджет», а инициатива «убрать бесштрафные 20 км/ч» — это «чтобы еще сильнее наполнять бюджет». Зато если теоретически один человек погибнет от действий Space X за 10 лет — это конечно да, надо зарегулировать и провести миллиард проверок прежде чем что-либо разрешать.


      1. 4tlen
        19.12.2018 19:43

        Ну вы тоже передергиваете: Тойота, БМВ или АвтоВАЗ не в ответе за ДТП. А тут полная ответственность именно корпорации. Поэтому ни один человек в ней будет обвинен в причинении смерти. c2c vs b2c, так сказать.


        1. Hardcoin
          19.12.2018 19:53

          И тем не менее это не имеет значения для того, кто хочет уменьшить количество смертей. Даже если виновата корпорация, одна смерть с вероятностью в 45% за шесть лет — это всё ещё 0.45 смертей. Если кто-то считает, что трата миллиарда (например), для снижения этого риска до 0.1 — это оправданные затраты, он, если не сумасшедший, согласится, что трата миллиарда для спасения тысячи случайных людей — ещё более оправданы. И значит в первую очередь миллиард стоит потратить туда.


          1. 4tlen
            19.12.2018 20:15

            Я понял вашу мысль и согласен на все сто. Однако давайте уж честно: SpaseX не станет и не должна тратить лярд на безопасность на дорогах. А вот потратить его в своих интересах, вполне могла бы. И дело тут даже далеко не в «пресловутой» заботе об этом несчастном, а о минимизации своих рисков на рынке. Потому как случись подобная оказия, возможен запрет на полеты на неизвестный срок, иски со всеми вытекающими, а если и совсем печальная ситуация будет, вполне можно допустить что все спутники заставят притопить, под давлением каких-нибудь общественников. Но это я уже фантазирую оффтопом.


            1. Hardcoin
              19.12.2018 23:18

              А вот потратить его в своих интересах, вполне могла бы.

              Интересы спейсх — возращаемая вторая ступень. Честно говоря, с моими интересами совпадает. Надеюсь на это миллиард и потратят.


              1. striver
                19.12.2018 23:24

                Предположу, что БФР быстрее взлетит.


              1. 4tlen
                19.12.2018 23:35
                -1

                По мне так транспортер гавна с орбит во внешку более нужная штука.


      1. 9660
        20.12.2018 08:08
        +1

        Если машина кого-то убьет — тоже помочь ничем будет нельзя. А она точно кого-то убьет сегодня. И не один раз.

        Справедливости ради, машины не убивают. Убивают водители.


        1. geher
          20.12.2018 09:36

          А если машина беспилотная?


          1. 9660
            20.12.2018 09:38

            Без разницы. Отсутствует умысел.


            1. geher
              20.12.2018 10:29

              Если нет умысла, то убийство не преднамеренное, но все равно убийство.
              Да и у водителя обычно умысел тоже отсутствует.
              И молния, опять же, убивает, хотя у нее даже того псевдоИИ нет, который в наличии у беспилотного авто.


              1. 9660
                20.12.2018 10:52

                Я придерживаюсь точки зрения что человек погиб от удара молнии, а не молния его убила.
                Аналогично утонул а не вода его убила.


    1. geher
      19.12.2018 11:04

      Если спутник повредит чье-то имущество — это не страшно, компанию можно заставить платить компенсацию.

      Если спутник убьет единственную корову какого-нибудь бедного жителя Африки, то сильно сомневаюсь, что этот самый житель сможет выбить хоть какую-нибудь компенсацию с кого бы то ни было. А умереть от голода может целая семья. Так что вопрос повреждения имущества не так уж и прост, как кажется.
      Впрочем, если корову убьет обломком какого-нибудь другого спутника или даже самолета, для бедного африканца будет без разницы.
      Самолеты и спутники уже летают и падают (самолеты уже не раз при этом убивали людей, поичем сразу по много). Так что и сейчас будет всем по барабану, разве что стоимость страховки Маску поднимут чутка.


      1. 4tlen
        19.12.2018 20:02

        А может так случиться что последствия спуска неизвестны? Ну то есть накрыл какой-нибудь шалаш в пустыне вместе с местными и… никто ничего? Проверяет же какая-нибудь комиссия.


    1. Endeavour
      19.12.2018 13:48

      > Проверить разрушаемость не сложно — засунуть спутник в выхлоп ракетного двигателя на испытаниях

      Ни разу не одинаковые условия со сходом с орбиты, в котором нагрев происходит от повышения давления во фронте ударной волны. Давление в струе ракетного двигателя часто может быть ниже атмосферного.


  1. Zelenyikot
    19.12.2018 09:47
    +1

    Когда убьет, тогда и поговорим.

    Пока в качестве упавшего с первой космической скоростью космического мусора видел только титановые шаробаллоны. Перед тем как считать вероятность поражения, хотелось бы увидеть хоть один маховик или зеркало, вернувшееся из космоса.

    image


    1. KinsleR
      19.12.2018 09:57

      а дырки от них большие были?


    1. TorynVerd
      19.12.2018 10:43

      это от той потеряной «Венеры»?


    1. tvr
      19.12.2018 11:32

      Пока в качестве упавшего с первой космической скоростью космического мусора видел только титановые шаробаллоны.


      «Говорит президент. Кажется, на вашу ферму упала орбитальная станция» — «Ага, сейчас бычков посмотрю»
      Для затравки:
      «В 1973 году американцы вывели на орбиту огромную хреновину на 77 тонн. Называлась эта штука Skylab. У нас она особо известна тем, что есть как минимум полдюжины конспирологических теорий, зачем она действительно была нужна. Самая простая – что там был шлюз для корабля пришельцев.

      Но это не важно. Важно то, что в 1979 году её хотели затопить в океане, но вместо этого затопили на паре австралийских ферм. Местные в разных поселениях с большим удовольствием смаковали эту историю, и поэтому я не мог не раскопать детали. И, конечно же, там обнаружился целый цирк.»
      Рекомендую к прочтению всем, как всегда, отличная статья от Milfgard на тему подарков с орбиты.


    1. BoyanBr
      19.12.2018 13:13

      Цитата из ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%BE%D1%81-954 — «Американцы получили свидетельство того, что представляют собой остатки активной зоны ядерного реактора. Всего было найдено более 100 фрагментов в виде стержней, дисков, трубок и более мелких деталей, радиоактивность которых была от нескольких миллирентген/час до 200 рентген/час, общей массой 65 кг»
      Конечно, в той же статье говорится, что у реактора температура первого контура 700 градусов C, а сам реактор весил около 900 кг, так что ожидаемо обломков побольше, чем у коммуникационного спутника. Но это не означает, что никакие большие обломки от будущих спутников не могут упасть с орбиты.


  1. MikeVC
    19.12.2018 10:17

    Подозреваю, что от этих баллонов дырок вобще не было.
    Они легкие но при этом прочные и термо стойкие.
    Их оторвало во время сгорания остального и они просто тихо мирно упали.

    А реально опасные куски скорее всего зарываются под землю и их не так просто найти.


  1. KinsleR
    19.12.2018 10:25

    Тихо мирно с первой космической?


    1. vvadzim
      19.12.2018 11:01

      После прохождения атмосферы первая космическая?


  1. Konachan700
    19.12.2018 10:43

    В статье типичное нагнетание паники.
    Метеоритов ежедневно падает куда больше, чем будет падать спутников. Никого мелкими метеоритами еще не убивало вроде бы, и зарегистрировано пару-тройку пострадавших за всю историю.
    Я сам лично несколько лет назад видел упавший рядом с собой микрометеорит, метрах в 50. Жалко, сгорел весь, осколков я не нашел, но бахнуло и в кроне деревьев, и у земли неплохо так.


    1. Javian
      19.12.2018 12:16

      Мелкими ранило точно несколько раз. Даже палеонтологи нашли скелет динозавра с небольшим метеоритом — по их мнению убившим этого динозавра.


  1. BorlandDelphi
    19.12.2018 11:55

    Я правильно понимаю, что аккумуляторы на этих спутниках литиевые?
    Если так, то каждый году будут безвозвратно теряться тонны лития. :(


    1. site6893
      19.12.2018 14:01

      там солнечные батареи


      1. BorlandDelphi
        19.12.2018 14:24

        А когда спутник входит в тень Земли или Луны, разве ему не нужны аккумуляторы?


        1. balamutang
          19.12.2018 18:44

          Судя по камментам про маховики -там маховики вместо аккумуляторов


          1. solariserj
            19.12.2018 19:15

            Нет — маховики (геродины) для стабилизации орбиты,

            Хмм идея возникла: запихнуть аккумуляторы в геродины с индукционной зарядкой


    1. LSDtrip
      19.12.2018 14:48

      Как же это безвозвратно? Через 6 лет вернутся на поверхность с атмосферными осадками :)
      Вот в термоядерных бомбах и изотопных ядерных реакторах литий действительно теряется практически безвозвратно, превращаясь в гелий и тритий.


    1. Mad__Max
      20.12.2018 01:00

      В разных выбрасываемых на помойки (не в переработку) литиевых батарейках и аккумуляторов от мелких электронных гаджетов на порядок больше сейчас теряется. Они небольшие по размерам и массе, но зато десятками миллионов штук каждый год оказываются на свалках.

      Ну и потери это не такие уж безвозвратные — сгоревший при падении литий с дождиками вернется в океан. А в отдаленном будущем один фиг литий из морской воды добывать, когда наземные месторождения начнут заканчиваться.


  1. Ramzez
    19.12.2018 11:55
    +1

    если обломков будет больше, чем метеоритов, будет весьма романтичненько.
    особенно доставляет знание, что скорее всего это какой то очередной спутник сгорел…
    у меня такое чувство возникает, когда я вижу на закате быстро движущиеся точки, где то там.

    в ближайшем будущем наверняка их станет еще намного больше.
    быть может когда то люди вообще забудут, что раньше «падающая звезда» это был метеорит :)


  1. minusnaminus
    19.12.2018 12:00

    А ещё в той тысяче запусков, что потребуются для вывода всей группировки, может разок другой ракета упадет кому-то на голову. И что теперь, не запускать? В этих спутниках вряд ли будут элементы способные пережить вход в атмосферу на первой космической скорости.
    Впрочем, нужно дождаться инвесторов. Запуски обойдутся в десятки миллиардов.


    1. Popadanec
      19.12.2018 18:00

      Тысяча не понадобится. Их чуть ли не сотнями за раз будут выводить.


      1. minusnaminus
        19.12.2018 20:56

        Сотнями за раз можно высыпать кубсаты. Схожие по назначению Иридумы весят под 700 кг, и их в Фальконы помещается по 10 штук. Даже если Старлинки будут в два-три раза меньше и легче, сотни их под один обтекатель не влезут.


      1. striver
        19.12.2018 21:22

        По объему не поместятся. По примерным подсчетам будет 20-30 за 1 пуск.


  1. hdfan2
    19.12.2018 14:09
    -1

    image


  1. amarao
    19.12.2018 16:26

    А как они из вероятности долёта обломка рассчитывают вероятность убить человека? Где-то есть информация о том, какой процент планеты занимают тушки людей? У учётом многоэтажности и т.д.?


  1. cgnrat
    19.12.2018 19:05

    вероятность поражения кого-то на Земле осколком спутника будет достигать 45% каждые шесть лет


    Какая-то журналистская размазня опять.
    Что такое «кого-то»? Один человек с вероятностью 45% раз в шесть лет? Ну так это очень неплохой результат.


  1. dzsysop
    19.12.2018 21:02

    Я совсем не в теме. Но может кто-нибудь развернуто ответить тут, а может и отдельную статью накатать: почему спутники не могут крутиться на орбите не 6 лет а скажем 18-20-вечно? неужели нет способа их приподнимать на орбите со временем?


    1. vassabi
      19.12.2018 21:21

      а зачем вечно? На Земле провода и то меняют со временем (медь на оптику например), а тут — спутники (которые устаревают еще быстрее).


      1. dzsysop
        19.12.2018 22:17

        Зачем вечно — для меня вопрос риторический. Я люблю вещи сделанные на совесть. Вещь сделанная изначально на 5 лет — это для меня плохо. Вот возьмем старые телевизоры или холодильники. Гарантию 10 лет никто не давал но служили они намного дольше. Те же мобильные телефоны сегодня, да мы их меняем раз в 1-2-3 года, но на самом деле они продолжают работать и могут легко прослужить и 5 и 10 лет. Насколько я понимаю единственный «умирающий» в них элемент это батарея и возможно гнездо для зарядки. Автомобили тоже служат и по 15-20 и даже 50 лет при соответствующем уходе.

        Так что я с вами по этому вопросу видимо имею разные отправные точки зрения.
        Отсылки «медь на оптику» на мой взгляд тоже не совсем корректны. Когда телефонные компании опутывали медью регионы — они делали это «на века» и нет никакого плана по плановому обновлению магистральных телефонных линий каждые даже 20 лет (я не спец, могу ошибаться, но весь мой опыт и знания по этому вопросу говорят о том что там все надежно и на века). То же самое с самой оптикой — магистральная оптика тоже кладется по дну океанов с прицелом не на 2-3 года и не 5-10 лет, а (почему-то я уверен) с прицелом ну минимум на лет 50. Та же МКС кстати, хотя и имеет проектную продолжительность жизни, на самом деле может летать еще очень долго. Просто «хозяина» не может найти с деньгами и возможностями.

        А теперь возвращаясь к спутникам. На мой взгляд, цикл разработки этих спутников занимает пару лет минимум. То есть на момент проектирования в них закладываются максимальные возможности на той элементной и технологической базе которая доступна на момент проектирования. Если исходить из того что они морально устареют за 6 лет — думаю оно вообще почти бессмысленно. Почему-то мне кажется что проблема не в моральном устаревании спутников, а в каких-то вполне себе реальных физических проблемах и технологических ограничениях из-за которых планируемое время жизни настолько ограничено. Из того что я читаю, мне кажется проблемы связаны с удержанием высоты на низких околоземных орбитах.


        1. 4tlen
          19.12.2018 23:53

          Морально технологии устаревают сейчас за время от проектирования до релиза. То есть выпускается уже продукт по технологии хуже чем есть на текущий момент. Однако Вояджер апдейтится, Хабл шлет фоточки.


          1. Popadanec
            20.12.2018 00:10
            +1

            Плюс износ электроники, батарей, солн. панелей.
            Время, радиация, микрометеориты, температурные перепады. Все эти факторы заметно влияют на срок службы спутника в космосе.


    1. striver
      19.12.2018 21:23

      За 20 лет и так техника устаревает. А сейчас заправка будет стоять столько, что дешевле делать новый.


      1. dzsysop
        19.12.2018 22:19

        Заправка чего и чем?


        1. striver
          19.12.2018 23:01

          Спутников. Топливом.


          1. dzsysop
            19.12.2018 23:31

             Мне казалось что основной источник питания у этих спутников будут солнечные батареи. И вообще, насколько мне известно, на сегодня не практикуется никакая дозаправка спутников топливом. Все спутники и космические аппараты о которых я читал имеют одноразовую топливную систему. Перезаправлять разгонные ступени Маск предложил недавно. Но это не спутники. Опять же многоразовые шаттлы — они тоже не спутники. Поэтому не очень понимаю о чем вы.


            1. Greendq
              19.12.2018 23:51

              Любое тело, вращающееся ниже определённой орбиты, будет постепенно падать на Землю. Топливо используется чтобы корректировать эту орбиту и не дать упасть спутнику раньше времени. Солнечные батареи — дают электричество. EMDrive пока что никто в космосе не опробовал и не доказал его работоспособность. Хотя было бы прикольно…


            1. radonit
              19.12.2018 23:52

              Как вы поднимать спутник будете? Солнечные батареи для энергии бортовой аппаратуры, а двигатели то как?


              1. dzsysop
                20.12.2018 00:25

                Как я уже сказал я не спец. Но хочется верить в силу инженерной мысли.
                Например как-то так: www.iguides.ru/main/other/uchenye_nashli_sposob_uvelichit_vremya_prebyvaniya_sputnikov_na_orbite_do_beskonechnosti


                1. roscomtheend
                  20.12.2018 11:56

                  Пока этого нет, а солнечных панелей на сбор и разогрев скорее не хватит (бОльшие будут сильнее тормозить и быстрее ронять).


            1. MyshinyjKorol
              20.12.2018 00:06

              Солнечные батареи для питания начинки спутника, а топливо для коррекции орбиты. Его даже геостационарные спутники почему-то тратят.


              1. dzsysop
                20.12.2018 00:14

                Я не говорил что топливо не нужно. Я сказал что «дозаправка» или «перезаправка» — это что-то несуществующее и не практикующееся.

                Все спутники и космические аппараты о которых я читал имеют одноразовую топливную систему.


            1. striver
              20.12.2018 00:40

              Так правильно, для поддержания нужной орбиты нужно топливо. Когда оно заканчивается, то его нужно или заправить или отвести на орбиту захоронения, если о ГСО или же ждать пока сгорит в атмосфере при НОО или СОО, правда при последнем, можно ждать десятилетия.


  1. Astroscope
    19.12.2018 21:15

    SpaceX планирует запустить на орбиту 1584 спутника. Высота орбиты составит около 550 километров. Затем запустят еще 2825 спутников, уже на более высокие орбиты — 1100 и 1325 км. Наконец, последняя партия в 7518 спутников будет отправлена на наиболее низкую орбиту в 340 км

    Какое предполагаемое время жизни спутников на этих условно-начальных орбитах до постепенного схода с них и вхождения в атмосферу?


    1. striver
      19.12.2018 21:23

      Так сказано и не раз — лет 6.


      1. Astroscope
        19.12.2018 23:29

        Прошу прощения, невнятно сформулировал вопрос. Хотел спросить о сроке жизни после того, как израсходуется топливо на коррекцию орбиты.


        1. striver
          20.12.2018 00:37

          www.spaceacademy.net.au/watch/debris/orblife.htm
          300-400 км — примерно 1-12 месяцев.


        1. ToSHiC
          20.12.2018 00:50

          С 500 км скорее всего уже за год, если не быстрее, спустится до плотных слоёв атмосферы и сгорит.


        1. Mad__Max
          20.12.2018 00:56

          Где-то недавно прикидывали еще потом 10-15 лет до входа в плотные слои атмосферы.
          Но это для спутников на средней из запланированных орбит (~550 км).
          На низкой будут сходить практически сразу после окончание топлива (в течении того же года).
          А на высокой (> 1100 км) наоборот очень долго — сотни лет.


  1. carpaccio
    19.12.2018 22:48

    Проблему можно решить делая такие части из пирофорных материалов которые гарантировано сгорят. Поскольку спейсы любят делать своим компоненты сами, то это возможно.


    1. roscomtheend
      20.12.2018 12:02

      Только если оно не будет сильно хуже по остальным характеристикам (вес, размер, цена). Например, лёгкий маятник или тяжёлый корпус не нужны.


  1. Mishootk
    20.12.2018 15:13

    А не дешевле ли будет сделать разгонный спутник который курсирует между этими 12000 и корректирует их орбиты? Чисто как бредовая идея. Ведь можно решить задачу коммивояжера, чтобы от спутника к спутнику корректор двигался с минимальным расходом топлива (расстояния и разница скоростей минимальна). Причем эту задачу можно теоретически решить еще до запуска всей системы (ведь орбиты всех спутников известны заранее). Если задача технически решаема, а стоимость корректора меньше, чем стоимость перезапуска тех спутников, которые он успевает поправить, то это и экономия и хороший прорыв в технологии. Да и сами корректоры можно возвращаемыми ступенями запускать.


    1. striver
      20.12.2018 15:32

      корректирует их орбиты?
      У него на борту нано-ножка, которая дает целебный пендель для коррекции орбиты? А сам этот спутник имеет бак с размером МКС?


      1. Mishootk
        20.12.2018 16:32

        Ну вобщем принцип описан верно. Две задачи, на которые интересно узнать ответ. Можно ли технологично цеплять спутник на буксир (но это еще решаемо) и сколько вообще топлива надо (вот тут можем упереться в нерентабельность). Ведь разгоняются не только спутники, а сам корректор со всей этой массой топлива при движении от спутника к спутнику.


        1. striver
          20.12.2018 16:35

          Думаю, что будет дешевле колонизировать Титан, чем делать коррекции таким спутникам.


          1. dzsysop
            20.12.2018 18:14
            +1

            Я думаю вы все же недооцениваете стоимость колонизации Титана. На данный момент мы еще не научились колонизировать даже Луну. А вот на околоземных высотах уже много чего работает и думаю все же проще будет реализовать какой-то проект типа беспилотного шаттла который таки сможет работать тягачем и дозаправшиком для спутников. Просто пока задача не была поставлена четко, но с группировками «падающих» спутников в тысячи и десятки тысяч единиц это приобретает вполне коммерческий интерес, не удивлюсь если даже работы уже ведутся.


            1. striver
              20.12.2018 20:08

              Когда запустят БФР, и запуски будут стоять кратно дешевле, то возможен вариант, но не завтра. Даже не через 5 лет.


        1. Nashev
          20.12.2018 19:51

          Будет на орбите трудиться некий WALL·E, бродить от спутника к спутнику, подпинывать, протирать солнечные панели… Время от времени приходить подкрепиться топливом на МКС… Вполне жизненный сценарий, ИМХО.