Помочь корпорации увеличить прибыль с помощью анализа данных, запустить новый сайт или приложение, которые понравятся пользователям; сделать классный продукт вместе с командой для внешних клиентов — эти и другие задачи выполняют проектные менеджеры. Перед стартом нового курса Project Management in IT в Binary District мы спросили выпускников предыдущего набора о том, чем их привлекла эта сфера. Бывший инженер, разработчик и пиарщик рассказали о том, как они стали управлять IT-проектами, почему решили учиться этому дополнительно и где планируют применять свои навыки.
Дмитрий Костюченко, бизнес-аналитик команды Data Value Creation «Леруа Мерлен»
По первому образованию я инженер, получил диплом в МГТУ им. Н. Э. Баумана, но по специальности не работал. После окончания университета дополнительно учился в магистратуре НИУ ВШЭ на стратегическом и корпоративном управлении. В сферу IT попал, устроившись бизнес-аналитиком в одну страховую компанию. Позже работал на той же должности в IT-компании Luxoft. Успел поработать и в небольшом стартапе и консалтинге. а последние десять месяцев — в «Леруа».
«Леруа» в последние годы активно развивается, есть атмосфера стартапа. Если в Luxoft у нас в команде был отдельный проджект, то сейчас вместе с бизнес-аналитикой я по факту одновременно выполняю функцию проектного менеджера и частично Product Owner'а. Наша команда занимается проектами в сфере Business Intelligence и других проектов с данными. Это работа по анализу и подготовке данных для разных департаментов компании. Такие проекты могут длиться от нескольких дней до нескольких месяцев.
У «Леруа Мерлен» десятки магазинов в каждом из которых десятки тысяч товаров, тысячи процессов, миллионы клиентов. Данных очень много.
На основании данных строятся математические модели, исходя из огромного числа факторов, проверяются гипотезы на выборочных магазинах, оценивается их эффективность, и в случае успеха модель применяется на всю сеть.
Проектов много и все они разные. Для некоторых требуется 2-3 человека, для других проектов может быть значительно больше + активная работа со смежными командами и подразделениями. Моя роль, помимо анализа, заключается в том, чтобы расставить задачи от внутреннего заказчика (бизнеса, например) по приоритетности, декомпозировать сложные, распределить их между членами команды и следить за сроками их выполнения. К проектам, помимо штатных сотрудников, могут привлекаться подрядные организации.
В роли проектного менеджера мне приходится отслеживать узкие места на проекте. Они могут быть связаны с работой с другими командами и подразделениями – у них своя приоритизация, свое видение. Когда я только начинал работать, на одном из проектов мы совершили ошибку: не зафиксировали письменно все договоренности и не согласовали план проекта. В итоге на проект ушло не пять месяцев, как планировалось, а в два раза больше. Сейчас мы таких срывов не допускаем. Если я вижу, что срок по каким-то причинам затягивается, я сообщаю об этом заказчику и мы вместе придумываем, как минимизировать риски, потери и прочие неудобства.
В будущем я вижу себя продактом, но пока я выполняю больше проектных задач, я решил, что для меня будет полезнее курс Project Management in IT. Мне хотелось понять, все ли я делаю правильно, посмотреть, какие методики и инструменты используют опытные менеджеры в других компаниях — лидерах рынка.
На курсе я увидел, что бОльшую часть своих задач я решаю так, как это делают коллеги-практики, которые изучали все это в процессе работы в своих компаниях, а не только по книгам. Но некоторые вещи, которые касались организации работы в команде, оказались для меня новыми: например, инструмент для ретроспективного анализа по методологии скрам team retro.
Переход от одного уровня к другому, как мне кажется, должен быть постепенным. Позже в этом году планирую пройти еще курс для продакт-менеджеров — вот там уже буду изучать, как решать продуктовые задачи.
Сергей Рычагов, руководитель отдела веб-разработки Coral Club International
Я окончил Рязанский государственный радиотехнический университет по специальности «Информационные системы и технологии», кафедра АСУ. Еще в школе занял второе место в городском конкурсе по разработке сайтов, с тех пор разработка стала моим хобби. В 2006 году во времена студенчества открыл ИП в Рязани, зарабатывал созданием сайтов. Через три года, когда получил диплом, переехал в Москву. Хотелось получить опыт работы в больших компаниях, научиться чему-то новому и развиваться в окружении специалистов.
В компании, куда я устроился после переезда, моя должность называлась «менеджер интернет-проектов», но одновременно я по-прежнему занимался разработкой. Затем стал тимлидом и все меньше уделял времени разработке. Успевать за новыми трендами в качестве разработчика я уже не мог, но у меня появились управленческие компетенции. В Coral Club я занимаю должность руководителя отдела, и отвечаю за веб и мобильные приложения.
Coral Club — это международная компания, в которой работают сотни людей. В моем отделе — 16 сотрудников. Изначально их было меньше: мы начинали с трех человек. Сейчас у нас три основные задачи: разработка нового сайта компании и ее нового интернет-магазина, а также мобильных приложений для Android и iOS.
На курс Project Management in IT я пошел, чтобы сравнить опыт Coral с опытом других крупных компаний.
В рамках курса у нас был отдельный блок лекций по дизайну продукта, который вел руководитель департамента UX и UI «Мегафона» Григорий Савенок. Благодаря его лекциям я начал смотреть на дизайн совершенно с другой стороны.
Мы начали анализировать поведение пользователей, выявили недоработки в UX и логике. Заново спроектировали пользовательские пути и только после этого приступили к разработке дизайна. С этим пониманием и новыми знаниями, которые я получил на курсах Binary District, мы начинаем разработку нового сайта в нашей компании.
Также мы сейчас начинаем внедрять Agile, меняем структуру и подход работы, объединяемся с другими подразделениями, создаем отдельное подразделение для E-commerce. Цель на ближайший год — увеличить показатели интернет-магазина, а также запустить наш новый сайт и мобильное приложение. В будущем хочу больше погрузиться в работу продакт-менеджеров. Думаю, создание e-commerce-команды мне в этом поможет: по крайней мере, я смогу увидеть работу Product Owner и владельца проекта поближе.
Андрей Еременко, Product/project manager Tinkoff.ru
Мой путь в проектный менеджмент весьма нестандартный. По образованию я пиарщик, а в Tinkoff пришел во время учебы на операционную работу, которая далека от IT. Через некоторое время я уже руководил отделом продаж, а затем перешел в департамент взыскания на ту же роль. Спустя 2 года заскучал и захотел новых вызовов. Перешел в департамент бизнес-технологий, через 3-4 месяца адаптировался к роли PM.
Сегодня в Tinkoff я руковожу тремя IT-проектами. Сервис для малого и среднего бизнеса «облачный колл-центр» — в их числе. Предприниматель приходит к нам со своей холодной базой (или без нее), загружает в личный кабинет и настраивает параметры обзвона. Затем удаленные операторы по всей России обзванивают загруженную базу и продают товары или услуги. Заказчик слушает звонки из личного кабинета и смотрит статистику состоявшихся продаж.
Облачный колл-центр — продукт собственной разработки. Это набор приложений, объединенных в единый клиентский сервис. У меня тут двойная роль: проектная и продуктовая. Как проектный менеджер, я отвечаю за производственный цикл программного обеспечения. Ищу и устраняю узкие места. Взаимодействие при этом редко выходит за пределы команды. Как продакт-менеджер — отвечаю за стратегию и экономику продукта. Мониторю рынок, общаюсь с пользователями. В этой роли общаюсь с партнерами, юристами, маркетологами и сэйлзами.
Лекции по выстраиванию командных процессов тоже «зашли». В моей проектной команде 16 человек: бизнес-аналитики, разработчики, QA и UX/UI-дизайнеры. Эффективно управлять такой командой, опираясь на одни договоренности, невозможно. Выбираешь фреймворк и стараешься сделать так, чтобы команда его придерживалась.
В ближайшие пару лет я вижу для себя два сценария: окончательно перейду из проектного менеджмента в продакты, либо займусь предпринимательской деятельностью. В любом случае, курс оказался для меня полезен.
Работа с заказчиком, управление качеством, продуктовая аналитика и кастдев — далеко не полный перечень знаний, которые необходимы хорошему проджект-менеджеру. Их можно получить на курсе Project Management in IT. Кейсами из своей практики на эту тему делятся менеджеры «Тинькофф Банка», ABBYY, Acronis, Skyeng, Dodo Pizza, «МегаФона» и МТС. Ближайший курс пройдет 18 марта — 13 апреля.
Дмитрий Костюченко, бизнес-аналитик команды Data Value Creation «Леруа Мерлен»
По первому образованию я инженер, получил диплом в МГТУ им. Н. Э. Баумана, но по специальности не работал. После окончания университета дополнительно учился в магистратуре НИУ ВШЭ на стратегическом и корпоративном управлении. В сферу IT попал, устроившись бизнес-аналитиком в одну страховую компанию. Позже работал на той же должности в IT-компании Luxoft. Успел поработать и в небольшом стартапе и консалтинге. а последние десять месяцев — в «Леруа».
«Леруа» в последние годы активно развивается, есть атмосфера стартапа. Если в Luxoft у нас в команде был отдельный проджект, то сейчас вместе с бизнес-аналитикой я по факту одновременно выполняю функцию проектного менеджера и частично Product Owner'а. Наша команда занимается проектами в сфере Business Intelligence и других проектов с данными. Это работа по анализу и подготовке данных для разных департаментов компании. Такие проекты могут длиться от нескольких дней до нескольких месяцев.
У «Леруа Мерлен» десятки магазинов в каждом из которых десятки тысяч товаров, тысячи процессов, миллионы клиентов. Данных очень много.
Простым и понятным примером проекта может быть разработка отчетности и витрин данных для одного из направлений. Допустим, магазину нужно определить, сколько товаров должно остаться на полках к концу месяца/недели, когда закупать следующую партию и каких объемов.
На основании данных строятся математические модели, исходя из огромного числа факторов, проверяются гипотезы на выборочных магазинах, оценивается их эффективность, и в случае успеха модель применяется на всю сеть.
Проектов много и все они разные. Для некоторых требуется 2-3 человека, для других проектов может быть значительно больше + активная работа со смежными командами и подразделениями. Моя роль, помимо анализа, заключается в том, чтобы расставить задачи от внутреннего заказчика (бизнеса, например) по приоритетности, декомпозировать сложные, распределить их между членами команды и следить за сроками их выполнения. К проектам, помимо штатных сотрудников, могут привлекаться подрядные организации.
В роли проектного менеджера мне приходится отслеживать узкие места на проекте. Они могут быть связаны с работой с другими командами и подразделениями – у них своя приоритизация, свое видение. Когда я только начинал работать, на одном из проектов мы совершили ошибку: не зафиксировали письменно все договоренности и не согласовали план проекта. В итоге на проект ушло не пять месяцев, как планировалось, а в два раза больше. Сейчас мы таких срывов не допускаем. Если я вижу, что срок по каким-то причинам затягивается, я сообщаю об этом заказчику и мы вместе придумываем, как минимизировать риски, потери и прочие неудобства.
Больше всего в нынешней работе мне нравится то, что я полностью перестал делать то, в чем не вижу смысла. Бывают компании, где ты просто выполняешь какую-то функцию, делаешь проект, а затем видишь, что он не нашел применения. Сейчас мне удается делать только то, в чем вижу value — вещи, от которых выхлоп для бизнеса будет максимальным. В этом для меня заключается драйв.
В будущем я вижу себя продактом, но пока я выполняю больше проектных задач, я решил, что для меня будет полезнее курс Project Management in IT. Мне хотелось понять, все ли я делаю правильно, посмотреть, какие методики и инструменты используют опытные менеджеры в других компаниях — лидерах рынка.
На курсе я увидел, что бОльшую часть своих задач я решаю так, как это делают коллеги-практики, которые изучали все это в процессе работы в своих компаниях, а не только по книгам. Но некоторые вещи, которые касались организации работы в команде, оказались для меня новыми: например, инструмент для ретроспективного анализа по методологии скрам team retro.
Переход от одного уровня к другому, как мне кажется, должен быть постепенным. Позже в этом году планирую пройти еще курс для продакт-менеджеров — вот там уже буду изучать, как решать продуктовые задачи.
Сергей Рычагов, руководитель отдела веб-разработки Coral Club International
Я окончил Рязанский государственный радиотехнический университет по специальности «Информационные системы и технологии», кафедра АСУ. Еще в школе занял второе место в городском конкурсе по разработке сайтов, с тех пор разработка стала моим хобби. В 2006 году во времена студенчества открыл ИП в Рязани, зарабатывал созданием сайтов. Через три года, когда получил диплом, переехал в Москву. Хотелось получить опыт работы в больших компаниях, научиться чему-то новому и развиваться в окружении специалистов.
В компании, куда я устроился после переезда, моя должность называлась «менеджер интернет-проектов», но одновременно я по-прежнему занимался разработкой. Затем стал тимлидом и все меньше уделял времени разработке. Успевать за новыми трендами в качестве разработчика я уже не мог, но у меня появились управленческие компетенции. В Coral Club я занимаю должность руководителя отдела, и отвечаю за веб и мобильные приложения.
Coral Club — это международная компания, в которой работают сотни людей. В моем отделе — 16 сотрудников. Изначально их было меньше: мы начинали с трех человек. Сейчас у нас три основные задачи: разработка нового сайта компании и ее нового интернет-магазина, а также мобильных приложений для Android и iOS.
На курс Project Management in IT я пошел, чтобы сравнить опыт Coral с опытом других крупных компаний.
В российских компаниях нередко менеджерами называют сотрудников, не имеющих в подчинении ни одного человека, так что метрики и показатели эффективности могут различаться.Кроме этого, курс пригодился мне для своего проекта, которым я занимаюсь в качестве хобби. Это онлайн-сервис Scrum Time для управления проектами по методологии Scrum, я запустил его несколько лет назад. Изначально я создавал его для того, чтобы проверять свои гипотезы в сфере маркетинга и разработки.
В рамках курса у нас был отдельный блок лекций по дизайну продукта, который вел руководитель департамента UX и UI «Мегафона» Григорий Савенок. Благодаря его лекциям я начал смотреть на дизайн совершенно с другой стороны.
Теперь для меня дизайн — это не просто красивая картинка; прежде всего это здравый смысл.
Мы начали анализировать поведение пользователей, выявили недоработки в UX и логике. Заново спроектировали пользовательские пути и только после этого приступили к разработке дизайна. С этим пониманием и новыми знаниями, которые я получил на курсах Binary District, мы начинаем разработку нового сайта в нашей компании.
Также мы сейчас начинаем внедрять Agile, меняем структуру и подход работы, объединяемся с другими подразделениями, создаем отдельное подразделение для E-commerce. Цель на ближайший год — увеличить показатели интернет-магазина, а также запустить наш новый сайт и мобильное приложение. В будущем хочу больше погрузиться в работу продакт-менеджеров. Думаю, создание e-commerce-команды мне в этом поможет: по крайней мере, я смогу увидеть работу Product Owner и владельца проекта поближе.
Андрей Еременко, Product/project manager Tinkoff.ru
Мой путь в проектный менеджмент весьма нестандартный. По образованию я пиарщик, а в Tinkoff пришел во время учебы на операционную работу, которая далека от IT. Через некоторое время я уже руководил отделом продаж, а затем перешел в департамент взыскания на ту же роль. Спустя 2 года заскучал и захотел новых вызовов. Перешел в департамент бизнес-технологий, через 3-4 месяца адаптировался к роли PM.
Мне сильно помог управленческий опыт, коммуникации и развитая эмпатия. «Софтовые» навыки руководителю проектов нужны не меньше «хардов» – об этом говорили спикеры Binary District, и я с ними согласен. Если умеешь писать запросы к базам данных, разбираешься в верхнеуровневой архитектуре и понимаешь, из чего состоит продуктовый цикл, то программа-минимум выполнена.
Сегодня в Tinkoff я руковожу тремя IT-проектами. Сервис для малого и среднего бизнеса «облачный колл-центр» — в их числе. Предприниматель приходит к нам со своей холодной базой (или без нее), загружает в личный кабинет и настраивает параметры обзвона. Затем удаленные операторы по всей России обзванивают загруженную базу и продают товары или услуги. Заказчик слушает звонки из личного кабинета и смотрит статистику состоявшихся продаж.
Облачный колл-центр — продукт собственной разработки. Это набор приложений, объединенных в единый клиентский сервис. У меня тут двойная роль: проектная и продуктовая. Как проектный менеджер, я отвечаю за производственный цикл программного обеспечения. Ищу и устраняю узкие места. Взаимодействие при этом редко выходит за пределы команды. Как продакт-менеджер — отвечаю за стратегию и экономику продукта. Мониторю рынок, общаюсь с пользователями. В этой роли общаюсь с партнерами, юристами, маркетологами и сэйлзами.
В Tinkoff работаю уже 9 лет, и мне было интересно «выйти из коробки», чтобы посмотреть, как все происходит у других. Какая терминология используется в других компаниях, какими инструментами они пользуются, что я делаю неправильно и почему. По ходу курса я понял, что в работе недостаточно внимания уделяю качественным исследованиям.
Лекции по выстраиванию командных процессов тоже «зашли». В моей проектной команде 16 человек: бизнес-аналитики, разработчики, QA и UX/UI-дизайнеры. Эффективно управлять такой командой, опираясь на одни договоренности, невозможно. Выбираешь фреймворк и стараешься сделать так, чтобы команда его придерживалась.
В ближайшие пару лет я вижу для себя два сценария: окончательно перейду из проектного менеджмента в продакты, либо займусь предпринимательской деятельностью. В любом случае, курс оказался для меня полезен.
Работа с заказчиком, управление качеством, продуктовая аналитика и кастдев — далеко не полный перечень знаний, которые необходимы хорошему проджект-менеджеру. Их можно получить на курсе Project Management in IT. Кейсами из своей практики на эту тему делятся менеджеры «Тинькофф Банка», ABBYY, Acronis, Skyeng, Dodo Pizza, «МегаФона» и МТС. Ближайший курс пройдет 18 марта — 13 апреля.
VMichael
Это серия ЖЗЛ на хабре?
Или о чем статья?
Griboks
Реклама курсов, конечно же.
p.s.
Раньше я думал, что только школьники занимаются тем, в чём не видят смысла.
DisM
просто реклама