каким должно быть название, содержание и другие элементы онлайн-курса, чтобы он стал популярным. «Универсариум» делится секретами создания обучающего видео.
1. Отразите в названии курса результат
Заголовки типа “5 правил успешной рекламы” больше подходят для статей, нежели для обучающих видеоматериалов. Пользователь готов потратить на просмотр одной лекции в среднем 7–10 минут, а на прочтение статьи – 1–2 минуты. Поэтому тему для курса нужно выбирать более емкую. Хорошо, если в теме будет отражен процесс и/или результат обучения, например: “От авиамодели к самолету”, “Туфелька для золушки: дизайн полезных вещей”. В идеале заголовок должен быть не длиннее 50 знаков.
2. Длительность одной лекции – 7–10 минут
Если ваш видеокурс состоит из нескольких видеофрагментов, разбейте их на смысловые подтемы. При этом длительность одной законченной по смыслу лекции не должна превышать 15 минут. В идеале она должна составлять 7–10 минут, включая небольшую заставку на 5–10 секунд. Каждая подтема должна быть самостоятельной по содержанию, это удобно еще и потому, что в рамках промо вашего курса вы сможете выкладывать в открытый доступ отдельные лекции.
3. Представьте, что вы снимаете видеоклип
Нет, я, конечно, не призываю взять микрофон в руки и поставить двух бэк-вокалисток (хотя уверен, что такой курс не останется незамеченным), просто в век нарастающей информации мозг вынужден возводить барьеры, что и привело к появлению “клипового восприятия” как основной формы потребления информации. Современному потребителю e-learning проще воспринять нарезку из отдельных ярких образов, нежели фундаментальные рассуждения. Конечно, в такой подаче информации есть свои минусы: снижается концентрация и способность к анализу. В то же время из плюсов стоит отметить развитие многозадачности (просмотр лекции, общение в чате, выполнение тестов), что необходимо учитывать и использовать.
4. Новички выбирают курсы “для продвинутых”
В описании курса должна содержаться следующая информация: название, дата запуска (если старт курса привязан к определенной дате), длительность и/или ежедневная нагрузка, информация об авторе курса, краткое содержание (желательно описание каждой конкретной лекции/модуля), целевая аудитория курса, минимальные требования к слушателям (не бойтесь их устанавливать, так как многие пользователи отдают предпочтения курсам “для продвинутых”, даже если их уровень знаний по данной теме минимальный), результат обучения на курсе, отзывы пользователей, если курс повторный, рецензии (при возможности).
5. Картинка не менее важна, чем содержание
Даже если ваш курс – это “говорящая голова” на фоне бледной стены, никто не мешает вам залить его в красивый шаблон, сделать заставку в начале и конце каждой лекции и наложить фоновую музыку. Сейчас есть масса инструментов, с которыми легко справится даже далекий от видеопродакшена пользователь. Разбавить видеоряд можно слайдами из презентации или несложной инфографикой. Аудио-визуальное восприятие способствует выделению слушателем в медиатексте смысловых, образных взаимосвязей между единицами аудиовизуального повествования. При этом стоит помнить, что кто-то будет использовать ваш материал в качестве подкаста, поэтому основная смысловая часть должна быть озвучена автором.
6. Используйте элементы геймификации
Простейший вариант геймификации – это включение в видеокурс тестов. Они могут быть в том числе в формате флеш-игр. Кроме этого, всевозможные рейтинги и баллы, присуждаемые слушателям в процессе прохождения курсов, также способствуют более мотивированному обучению.
7. Побуждайте пользователей к общению
Практика показывает, что чем крепче связи между пользователями, тем больше слушателей дойдут до конца курса. Задача автора – поощрять взаимодействие пользователей в онлайне. Один из базовых способов – прикрутить к видеокурсу чат, где слушатели смогут обмениваться опытом и помогать друг другу. Лектор также может вступать в коммуникацию со своей виртуальной группой. В формате МООС также используется метод проверки пользователями домашних заданий других пользователей, когда каждый слушатель должен проверить и оценить домашнюю работу трех/пяти других слушателей. Еще один плюс такой коллективной работы – лучшее запоминание информации.
8. Поощряйте своих студентов
Как ни парадоксально, но только около 40 % слушателей проходят курс с целью получения новых знаний. Остальные делятся на тех, кто проходит курс “за компанию” или для получения диплома. Пусть даже после окончания курса вы отправите на емэйлы пользователей электронный сертификат имени самого себя – это уже дополнительный плюс для выбора именно вашего курса. Кстати, данный сертификат может носить вполне ощутимую ценность, предоставляя, к примеру, скидку/бонус на следующий инфопродукт у вас или на партнерских ресурсах.
1. Отразите в названии курса результат
Заголовки типа “5 правил успешной рекламы” больше подходят для статей, нежели для обучающих видеоматериалов. Пользователь готов потратить на просмотр одной лекции в среднем 7–10 минут, а на прочтение статьи – 1–2 минуты. Поэтому тему для курса нужно выбирать более емкую. Хорошо, если в теме будет отражен процесс и/или результат обучения, например: “От авиамодели к самолету”, “Туфелька для золушки: дизайн полезных вещей”. В идеале заголовок должен быть не длиннее 50 знаков.
2. Длительность одной лекции – 7–10 минут
Если ваш видеокурс состоит из нескольких видеофрагментов, разбейте их на смысловые подтемы. При этом длительность одной законченной по смыслу лекции не должна превышать 15 минут. В идеале она должна составлять 7–10 минут, включая небольшую заставку на 5–10 секунд. Каждая подтема должна быть самостоятельной по содержанию, это удобно еще и потому, что в рамках промо вашего курса вы сможете выкладывать в открытый доступ отдельные лекции.
3. Представьте, что вы снимаете видеоклип
Нет, я, конечно, не призываю взять микрофон в руки и поставить двух бэк-вокалисток (хотя уверен, что такой курс не останется незамеченным), просто в век нарастающей информации мозг вынужден возводить барьеры, что и привело к появлению “клипового восприятия” как основной формы потребления информации. Современному потребителю e-learning проще воспринять нарезку из отдельных ярких образов, нежели фундаментальные рассуждения. Конечно, в такой подаче информации есть свои минусы: снижается концентрация и способность к анализу. В то же время из плюсов стоит отметить развитие многозадачности (просмотр лекции, общение в чате, выполнение тестов), что необходимо учитывать и использовать.
4. Новички выбирают курсы “для продвинутых”
В описании курса должна содержаться следующая информация: название, дата запуска (если старт курса привязан к определенной дате), длительность и/или ежедневная нагрузка, информация об авторе курса, краткое содержание (желательно описание каждой конкретной лекции/модуля), целевая аудитория курса, минимальные требования к слушателям (не бойтесь их устанавливать, так как многие пользователи отдают предпочтения курсам “для продвинутых”, даже если их уровень знаний по данной теме минимальный), результат обучения на курсе, отзывы пользователей, если курс повторный, рецензии (при возможности).
5. Картинка не менее важна, чем содержание
Даже если ваш курс – это “говорящая голова” на фоне бледной стены, никто не мешает вам залить его в красивый шаблон, сделать заставку в начале и конце каждой лекции и наложить фоновую музыку. Сейчас есть масса инструментов, с которыми легко справится даже далекий от видеопродакшена пользователь. Разбавить видеоряд можно слайдами из презентации или несложной инфографикой. Аудио-визуальное восприятие способствует выделению слушателем в медиатексте смысловых, образных взаимосвязей между единицами аудиовизуального повествования. При этом стоит помнить, что кто-то будет использовать ваш материал в качестве подкаста, поэтому основная смысловая часть должна быть озвучена автором.
6. Используйте элементы геймификации
Простейший вариант геймификации – это включение в видеокурс тестов. Они могут быть в том числе в формате флеш-игр. Кроме этого, всевозможные рейтинги и баллы, присуждаемые слушателям в процессе прохождения курсов, также способствуют более мотивированному обучению.
7. Побуждайте пользователей к общению
Практика показывает, что чем крепче связи между пользователями, тем больше слушателей дойдут до конца курса. Задача автора – поощрять взаимодействие пользователей в онлайне. Один из базовых способов – прикрутить к видеокурсу чат, где слушатели смогут обмениваться опытом и помогать друг другу. Лектор также может вступать в коммуникацию со своей виртуальной группой. В формате МООС также используется метод проверки пользователями домашних заданий других пользователей, когда каждый слушатель должен проверить и оценить домашнюю работу трех/пяти других слушателей. Еще один плюс такой коллективной работы – лучшее запоминание информации.
8. Поощряйте своих студентов
Как ни парадоксально, но только около 40 % слушателей проходят курс с целью получения новых знаний. Остальные делятся на тех, кто проходит курс “за компанию” или для получения диплома. Пусть даже после окончания курса вы отправите на емэйлы пользователей электронный сертификат имени самого себя – это уже дополнительный плюс для выбора именно вашего курса. Кстати, данный сертификат может носить вполне ощутимую ценность, предоставляя, к примеру, скидку/бонус на следующий инфопродукт у вас или на партнерских ресурсах.