«Dragon-2», на ракете-носителе «Falcon-9», взлетающий с исторического стартового комплекса 39А космического центра Кеннеди во Флориде.
Источник NASA и SpaceX.
НАСА и SpaceX запланировали на 2:49 EST (10:49 по Московскому времени) в субботу, 2 марта, беспилотный запуск нового Дракона в испытательный полёт Demo-1 на Международную космическую станцию. Это будет первый полёт, в котором коммерческая и эксплуатируемая американская ракета и американский космический корабль, предназначенный для пилотируемого полёта, будут запущены на орбиту и на МКС.
Ракета Falcon 9 с космическим кораблем Crew Dragon во время доставки на стартовую площадку в Launch Complex 39A, для подготовки к миссии Demo-1, 28 февраля 2019 года.
Фото: НАСА / Джоэл Коуски (Joel Kowsky)
В день запуска SpaceX будет управлять запуском Crew Dragon и Falcon 9 из исторической Launch Control Center Firing Room 4 Центра управления космическим центром Кеннеди, откуда следили за обратным отсчетом и стартом последних 15 миссий космического челнока. Стартовая площадка 39А использовалась для запуска 11 миссий «Аполлон-Сатурн-V», включая «Аполлон-11», первую посадку на Луну, и 82 миссии космического челнока, включая STS-1, первый запуск шаттла и STS-135, заключительную миссию шаттла.
Ракета SpaceX Falcon 9 и космический корабль Crew Dragon поднятые в стартовое положение для подготовки к испытательному полёту Demo-1.
Фото: SpaceX
Госкорпорация «Роскосмос» и NASA достигли консенсуса по обеспечению безопасности экипажа и самой Международной космической станции (МКС) во время проведения автоматической стыковки космического корабля Dragon 2 к американскому сегменту станции. Специалисты Центра управления полетами и оперативной группы управления российским сегментом МКС также будут контролировать процесс стыковки согласно протоколу, в котором установлено, что в случае отклонения режима сближения от штатного, попытка стыковки будет прекращена.
SpaceX’s Crew Dragon at Launch Complex 39A
«Demo-1 — это испытание ракеты Falcon 9 с космическим кораблём Crew Dragon, наземных систем и операций, всего, что нужно для того, что надо проверить, прежде чем мы хотим посадить наших астронавтов на борт», — сказал Майк Ли (Mike Lee), Менеджер НАСА по миссии Demo-1. «Наши главные цели — проверить как можно больше аспектов работы систем космического корабля, пока без экипажа на борту, контролировать его сближение и стыковку с космической станцией, а затем отследить расстыковку, удаление, вход в атмосферу и посадку».
Знакомьтесь, это Рипли.
У новой подруги Стармена задача сложнее, она напичкана датчиками, которые должны нам рассказать, как будет чувствовать себя человек на её месте, и у нас, возможно, будет шанс увидеть ключевые этапы полёта её глазами, прямо из кабины экипажа. Кэти Людерс, менеджер коммерческой пилотируемой программы НАСА, на пресс-конференции отметила, что «Крайне важно, чтобы Рипли вернулась на землю в том же самом положении в кресле».
Прямая трансляция начнется на телевидении НАСА и на сайте агентства и на сайте SpaceX в субботу, 2 марта, с трансляции предстартовых мероприятий.
UPD1 (будут ещё)
Видео изнутри пилотируемого Дракона.
UPD2
Ещё одно видео о Драконе и Старлайнере, хорошо показана работа астронавтов в корабле и разница в моделях полётных скафандров.
UPD3
Опубликован пресскит, посвящённый испытаниям пилотируемого корабля.
В частности там официально опубликован таймлайн подготовки к запуску. Конец спорам — САС взводится перед началом заправки ракеты
Mission Timeline (all times approximate)
COUNTDOWN
Min/Sec—Events
-45:00—SpaceX Launch Director verifies “go” for propellant load
-37:00—Dragon launch escape system is armed
-35:00—RP-1 (rocket grade kerosene) loading begins
-35:00—First stage LOX (liquid oxygen) loading begins
-16:00—Second stage LOX loading begins
-07:00—Falcon 9 begins engine chill prior to launch
-05:00—Dragon transitions to internal power
-01:00—Command flight computer to begin final prelaunch checks
-01:00—Propellant tank pressurization to flight pressure begins
-00:45—SpaceX Launch Director verifies go for launch
-00:03—Engine controller commands engine ignition sequence to start
-00:00—Liftoff of the SpaceX Falcon 9 rocket and Crew Dragon spacecraft
LAUNCH, LANDING AND DRAGON DEPLOYMENT
Min/Sec—Events
00:58—Max Q (moment of peak mechanical stress on the rocket)
02:35—First stage main engine cutoff (MECO)
02:38—First and second stages separate
02:42—Second stage engine starts
07:48—First stage entry burn
08:59—Second stage engine cutoff (SECO-1)
09:24—First stage landing burn
09:52—First stage landing
11:00—Dragon separates from second stage
UPD4
Ещё одно видео из капсулы пилотируемого Драона. Это тренировка астронавтов Douglas G. Hurley and Robert L. Behnken, которые полетят на нём в миссии «Demo-2», которая сейчас намечена на июнь текущего года.
UPD5
WATCH LIVE: CREW DEMO-1 MISSION
SpaceX is targeting Saturday, March 2 for launch of Crew Dragon’s first demonstration mission from Launch Complex 39A (LC-39A) at NASA’s Kennedy Space Center in Florida. This test flight without crew on board the spacecraft is intended to demonstrate SpaceX’s capabilities to safely and reliably fly astronauts to and from the International Space Station as part of NASA’s Commercial Crew Program.
The instantaneous launch window opens at 2:49 a.m. EST, or 7:49 UTC, and a backup instantaneous launch opportunity is available on Tuesday, March 5 at 1:38 a.m. EST, or 6:38 UTC. Following stage separation, SpaceX will attempt to land Falcon 9’s first stage on the “Of Course I Still Love You” droneship, which will be stationed in the Atlantic Ocean.
On this first test flight, Crew Dragon will transport roughly 400 pounds of crew supplies and equipment to the International Space Station. In addition, the spacecraft will be carrying mass simulators and an anthropomorphic test device, Ripley, that is fitted with sensors around the head, neck, and spine. Ripley's sensors will gather data ahead of SpaceX’s second demonstration mission with NASA astronauts on board the spacecraft.
To watch the launch live, starting about 50 minutes before liftoff, and to learn more about the mission, visit spacex.com/webcast.
https://www.spacex.com/webcast
Я благодарю KonkovVladimir, который разместил это сообщение как комментарий в предыдущей теме.
UPD6
Началась трансляция на сайте SpaceX.
Идёт подготовка к запуску.
Вот здесь на русском языке https://www.youtube.com/watch?v=1-A8zQvGT_w
UPD7
Дракон запущен в запланированное время.
Есть посадка первой ступени, есть отсечка двигателя второй ступени, есть отделение Дракона от второй ступени!
С успешным запуском, SpaceX!
UPD8
Пресс конференция после запуска.
Jeka178RUS
Надо было манекен назвать Джеб
shedir
Нет, это плохая идея
vasimv
Настоящему Джебу корабль вообще не нужен www.youtube.com/watch?v=cWyVPVooBmI&t=432s
pnetmon
По видео 4 места, или можно куда-то еще стульчик поставить?
Valerij56 Автор
Это верхний ряд. По требованиям НАСА Дракон должен иметь возможность доставить на МКС четырёх человек и 00 кг груза, но при этом, в случае необходимости, вернуть семерых. Я не могу сказать есть л Вообще и Дракон, и Старлайнер рассчитаны на семь человек и 100 кг груза.
pnetmon
Вопрос был не про ряд (а что под креслами на видео не показали) и на что рассчитаны на бумаге в давние времена, а про то что показали на текущее время именно с этой капсулой.
Вот представление 2015 года https://youtu.be/xjSb_b4TtxI там внизу только один "стульчик", и два поддона.
Про дополнительный стульчик к 4 местам обе компании упоминали, хотелось его просто увидеть в интерьерах этих тестовых запусков, т.к. испытывать одно, а запускать другое, конечно можно, но зачем...
superstarstas306
Ждем экспертных комментариев Рогозина, что не взлетит
Mykola_Von_Raybokobylko
Ну это вы так зря), уже 6 спутников ванвеба отправили.
Говорить могут что угодно и когда угодно когда это не мешает капать денюжкам за миллионные контракты.
Alexeyslav
Назад она вернётся с Чужим…
clawham
Блин ну как бы оно ни было а выглядит просто космос! Дизайн, много места, технологичные распорки(которые видимо демонтируются вместе со стульчиками для удобного доступа к нижнему ряду укладки груза, минимализм и светлость интерьера.
arielf
Поїхали!
Arxitektor
На видео очень красивый корабль.
Интересно чья эта была идея сделать такой интерьер как в фантастических фильмах?
И какой он будет а реальности? просто не вериться что можно сделать такой корабль. На нем просто хочется летать ). Да и внешне он тоже выглядит супер.
Очень жаль что не получилось с реактивной посадкой на сушу. А по старинке в воду и на парашютах. Просто садись он на сушу на ракетных двигателях было бы слишком круто и футуристично ). Слишком много инноваций за раз НАСА просто не выдержала. Но на Марс
такая капсула будет процентов на 90 садиться на ракетной тяге. Парашуты там не очень работают для большой массы.
Valerij56 Автор
Эта капсула не будет садиться на Марс, и очень вряд ли она будет садиться на сушу. Но, в принципе, SpaceX может позже заявить её в качестве капсулы/взлётной кабины Лунного пилотируемого лендера, тогда, при необходимости срочного возврата. она может лететь не на лунный Gateway, а непосредственно на Землю.
solariserj
> чья была идея сделать такой интерьер как в фантастических фильмах
Как кого.? Их главного пиарщика.
Кто бы мог подумать что можно сделать. Не только функционально и красиво. Вот этому можно бы и поучится. Ведь сейчас есть много инструментов которые облегчают разработку, и не нужно делать столько натурных тестов, как раньше.
omikron24
По сравнению с союзом этот корабль выглядит таким пустым и просторным, видеть это довольно непривычно. Как будто из жигулей в ауди в первый раз сесть.
lingvo
А где джойстики для ручного управления и стыковки? И получается, что из капсулы нельзя выйти в открытый космос?
Valerij56 Автор
Джойстики, как я понимаю,
встроены в «подлокотники» двух центральных кресел, и в неактивном состоянии в них спрятаныспрятаны за защитными дверками рядом с экранами, на втором видео примерно на четырнадцати секундах видно, как их «достают» и с ними работают, кроме того, есть сенсорные экраны и элементы управления рядом с ними. Подождём более детальной презентации, я добавлю ссылку на неё.В принципе — да, из этой капсулы можно выйти в открытый космос только выпустив воздух, и она должна продолжать нормально работать в этом случае, а астронавты в полётных скафандрах при этом выживут. Но вообще концепция «такси до станции» предполагает, что выход в открытый космос производится из отдельного шлюзового модуля, а астронавты при этом одевают скафандр для ВКД (внекорабельной деятельности).
Так же, в принципе, капсула может использоваться в различных пилотируемых и посещаемых комплексах, в роли «командного мостика» и «спускаемого аппарата». Я уже писал, что, в принципе, SpaceX о своём участии в объявленном НАСА конкурсе на разработку пилотируемого лунного лендера, используя эту капсулу в качестве взлётной ступени с возможностью её прямого перелёта на Землю. Начать можно было бы с использованием Фалькона Хэви, а после сертификации пересадить лендер и доставку топлива на Starship.
striver
А на подобных КА можно выходит в открытый космос?
Valerij56 Автор
Капсула должна сохранять работоспособность в случае разгерметизации, на борту должен быть запас воздуха для восстановления атмосферы и т.д, но это не штатный ее режим. Если очень надо — то можно, но подвижность в полётных скафандрах может быть ограничена, он должен спасать, а не обеспечить ВКД.
striver
Это касается только Дракона, или же всех остальных. Ибо вопрос был претензионный. Типа, другие капсулы позволяют, а эта — нет.
Valerij56 Автор
Нет, это общие требования по обеспечению безопасности участников полёта — корабль должен сохранить работоспособность, а экипаж выжить в полётных скафандрах.
Ни один из капсульных однообъёмных кораблей штатно не предназначен для выхода в открытый космос. Единственное исключение — Орион в отменённой миссии полёта к «перенаправленому астероиду» — там одно время предлагалось отправить два состыкованных Ориона, один из которых при выходе в открытый космос астронавтов планировалось разгерметизировать, но и это получался двухобъёмный комплекс.
AlexanderG
В Джемини и Апполоне так выходили на ВКД.
Valerij56 Автор
Да, но мы говорим о современных кораблях концепции «такси до станции». На Союзе месяцами летали в автономном полёте.
shedir
Самый продолжительный автономный (без стыковки со станцией) полет был у Союза-9 — 17 суток 16 ч. 58 мин. 55 сек.
Это я не ради нагнетания, а для справки
Valerij56 Автор
Спасибо.
lingvo
В «Гравитации» Сандра Буллок выходила в открытый космос из «Союза». Я так понимаю, что это основано на реальных возможностях этого корабля. И я так понимаю, что бытовой отсек «Союза» может использоваться в качестве шлюза. Просто интересно, почему Отказались от такой компоновки.
Valerij56 Автор
Да, бытовой (орбитальный) отсек Союза может использоваться в качестве шлюза, но Союз — это унифицированное семейство кораблей, существовала даже лунная версия Союза без бытового отсека, так что не всё так просто. Когда создавался Союз долговременных орбитальных станций ещё не существовало, поэтому Союз создавался в соответствии с концепцией универсального корабля, как, например, и Джемини. В соответствии с этой концепцией позже были созданы Шаттл и Буран.
Но сейчас выяснены все плюсы использования долговременных орбитальных станций, поэтому востребовано «такси до орбиты». У Союза с этим не очень — для его управления нужно двое, значит «пассажиром» может быть только один. Но и для «пассажира» на Союзе нужна длительная подготовка, что не исключает травм даже при штатной посадке — от выбитых зубов до сломанных ребер.
solariserj
Если честно то могли бы сделать тюбитейку на стыковочный узел. Такая раскрывающаяся шлюзовая камера, как у Востока, при необходимости ВКД, к примеру ремонт Хабла и тд
Valerij56 Автор
Просто оно не нужно для «такси на орбиту», а для другой, специализированной, миссии — почему нет?
striver
minusnaminus
Концептуально аппарат больше похож на лифт, чем на автомобиль. Несколько кнопок: «вверх», «вниз», «стоп» — дают управление вдоль одного маршрута. В космос выходить нельзя, но это и не предполагалось
Valerij56 Автор
Там есть всё необходимое управление, и выходить тоже, в принципе, можно, сбросив давление и разгерметизировав капсулу, при этом всё будет работать, кроме СЖО, которая «возмёт паузу», и после герметизации восполнит атмосферу. Джойстик в центре панели управления, его хорошо видно на видео. Но, при необходимости он отлкючается, чтобы случайно задев не включить случайно двигатель.
minusnaminus
Управление есть, но для такого аппарата, оно нужно на случай ЧС. И конечно же для того, чтобы выполнить тот же сценарий, что должна была выполнить автоматика.
Ну а для выхода в в космос его нужно серьезно модифицировать. Либо оснастить системой подачи дыхательной смеси через шланг, как на «Восходе» и «Джемени», или же, сделать капсулу ещё и барокамерой, для подготовки выхода в космос в жестком скафандре, таком как «Орлан» или «EMU». Текущий аппарат спейсов не имеет ни первого, ни второго. Теоретически, можно его дооснастить, но сложно представить, зачем это может понадобится. Интересно будет посмотреть, что случится с ЖК-дисплеями при полной разгерметизации
culegayot
Наконец то теперь НАСА может конкурировать с разработками СССР 60х.
Valerij56 Автор
Вы смешной человек. Это корабли уже принципиально нового уровня, «такси на орбиту», для полёта «пассажиром» на которых не требуется ни богатырского здоровья, ни длительной подготовки. Зато они позволяют лететь в космос профессионалам в своих областях, например, химикам и фармацевтам высокого уровня, подготовка которых может быть более длительной и дорогостоящей, чем подготовка космонавта. Теперь важен не сам по себе полёт на орбиту, а выполнение конкретной работы.
culegayot
принципиально нового уровня
Это большая питарда придуманная 2000 лет назад. Никакого технологического прогресса нет и единственное что они могут — потужно попукивая, сжигая тонны мазута, выводить ведра с транзисторами
на околоземную орбитув атмосферу.Valerij56 Автор
Научитесь, пожалуйста, грамотно писать. Коверкающих слова на Хабре не любят.
А о «питарде» расскажите Рогозину.
culegayot
Искаверканное слово покажете?
culegayot
расскажите Рогозину.
Как это изменит, то, что за 50+ лет не придумано альтернативных двигателей и источников энергии?
Valerij56 Автор
А вам химических ЖРД не хватило? Маску, например, хватило, чтобы планировать колонизацию Марса.
Впрочем, и в НАСА, и у нас, в Новосибирске работают над термоядерными ракетными двигателями. Одна проблема — оба варианта предназначены для работы в вакууме, то есть на орбиту, по прежнему, летим на химии.
culegayot
Маску, например, хватило, чтобы планировать колонизацию Марса.
Так он кукла пилящая бюджет, может планировать что угодно.
то есть на орбиту, по прежнему, летим на химии.
то есть никакого настоящего космоса не видать.
MyshinyjKorol
Вы из палеокантакчиков/альтернативщиков? А то 2000 лет многоступенчатым ракетам — это мощно.
culegayot
Реактивному движению, но там порох, даже какого то китайца пытались запустить на стуле.
MyshinyjKorol
А, ясно-понятно, вам нужно изобретение движения силой мысли, все остальное слишком старо и не прогрессивно…
culegayot
Ну так осваивайте космос на гептиле, кто ж вам не дает то. За 50 лет не смогли, сейчас как раз.
Dr_Faksov
Тут недавно на Хабре цикл статей был -«Цивилизация пружин». Там прекрасно расписано, в третьей статье вроде, почему мы летаем в космос, так как летаем. И почему прогресса пока не видать. Основная проблема в топливе. Если в двух словах – устройство нашей Вселенной, через устройство внешней электронной оболочки атома не позволяет легко получать топливо с большим соотношением масса\энергия.
Valerij56 Автор
Можно согласиться, что основная проблема в топливе, но можно и поспорить, потому, что, как оказалось, топливом, полностью или частично, можно запастись в пути и/или в пункте назначения. На Марсе можно получить топливную пару, на Луне можно разжиться кислородом, «небесные шахтёры» могут снабжать топливом или рабочим телом заправки на близкой к лунной орбите или в Главном Поясе.
Более важная причина состоит в том, что традиционно освоение космоса велось государствами, с использованием мобилизационных методов. А государство, как известно, очень неэффективный экономический агент, а мобилизационные методы, позволяя добиться впечатляющих успехов, не позволяют насладиться их плодами.
Первое время с этим приходилось мириться, мобилизационные методы позволили Королёву и фон Брауну создать инфраструктуру космической промышленности, причём фон Брауну этим пришлось заниматься дважды. Но время шло, и общий технологический уровень современных западных стран, не без приключений, но позволил Элону Маску создать свои двигатель, ракету, а позже и космический корабль уже чисто рыночными методами, и, естественно, это получилось примерно на порядок дешевле, чем обычно.
В принципе, с этого момента и начинает развиваться то, что лет через десять-пятнадцать уже явно станет индустрией освоения Солнечной Системы. Всё развивается по очень знакомым схемам, так создавалась индустрия интернета, компьютерной техники и мобильная революция.
MyshinyjKorol
А кто на гептиле летает? Только протон, да китайцы.
Valerij56 Автор
Жидкостная САС Дракона и Старлайнера, ЖРД на спутниках и МКС, система ориентации и основной тормозной двигатель Союза, разгонный блок Фрегат от Лавочкина — на гептиле. Это топливо очень удобно, так как легко хранится и самовоспламеняется, при смешивании двух компонентов.
tegArt
Круто-круто-круто. А когда планируется стыковка с МКС?
Valerij56 Автор
Через 27 часов после запуска. Но каждый из этих 27 часов заполнен испытаниями.
striver
KonkovVladimir
Чьи услуги будет покупать НАСА после 2020г вопрос более чем риторический.
striver
Ну, в рамках сотрудничества должен быть обмен между организациями.
hippohood
Я практически уверен что НАСА будет резервировать один-два корабля в год-два от Роскосмоса, чтобы избежать монополии и давить на цены. Просто Роскосмосу придется дальше снижать ценник
svitoglad
Не будут. К тому времени еще Боинг будет.
pnetmon
Непонятно откуда это взято. И какие 4 в год. Уже давно все оговоренов контракте. НАСА заключило контракт на столько запусков, столько мест должно быть предоставлено, контракт стоит такую сумму. И там нету 4 в год и 7 мест для НАСА в запуске.
Valerij56 Автор
Это правда, сейчас после 2020 года на МКС планируется всего 4 пуска в год, из них дважды запуски Союзов, и по одному запуску от SpaceX и Боинга. Оба новых корабля, в принципе, семиместные, но НАСА сейчас планирует только четырёх членов экипажа МКС.
Но, в принципе, это может измениться, могут добавиться по три члена кратковременной экспедиции посещения или коммерческих пассажира (туриста), к МКС может быть пристыкован коммерческий модуль…
В общем — есть варианты, которые сейчас рассматриваются.
svitoglad
Вот когда колонизируют LV-426, тогда поговорим
striver
Если в очень скором времени не найдут способы как загружать мозги на флэшку или на крайняк не придумают бессмертие по цене двушки за МКАДом, то… не поговорим.
lingvo
Так как корабль частный и Маск в принципе с ним может делать что угодно, я бы на его месте уже начал бы продавать билетики в космическую кругосветку на 3-5 дней на Crew Dragon. Тогда запусков будет гораздо больше, чем 4 в год. NASA опять же будет выгодней.
striver
Корабли то может и не НАСА, а вот МКС — это не проходной двор.
Valerij56 Автор
Один из вариантов расширения коммерческого использования МКС — добавить к ней «надувной» модуль космического отеля от Бигелоу, хотя пока с этим не определились.
striver
Ну, это да, но в любом случае, даже если кто-то захочет там побывать, то без согласования с администрацией МКС — не получиться посетить надувные модули. На сколько я понимаю, они будут дополнять, и не могут быть автономными.
lingvo
Но если сделают автономными, то может получиться интересно — всякие космические отели и т.д.
Valerij56 Автор
Как я понимаю, «туристы» смогут посещать МКС с проводником, типа совершать экскурсии. Но клиенты «бизнес-центра» должны иметь доступ к своей аппаратуре даже в исследовательских модулях МКС. Я думаю, что на самом деле это во многом надуманная проблема.
Одна из причин, которую назвали НАСА потенциальные разработчики научной аппаратуры для МКС — они хотят иметь гарантированный доступ к своей аппаратуре. То есть пока экипаж американского сегмента из трёх человек им такого гарантированного доступа предоставить не может — не хватает рабочего времени астронавтов. Появление коммерческого такси до орбиты резко снижает требования к подготовке и здоровью участников космического полёта. А значит, кроме прочего, решает эту проблему.
shedir
У Crew Dragon предполагается неделя автономного полета. Если так, то можно и без посещения МКС туристов катать.
striver
Не уверен, на сколько возможно запустить на орбиту, покрутится там недельку и вернутся назад.
SVlad
А в чём может быть проблема? Неделя в банке — это не очень комфортно, конечно.
Valerij56 Автор
Я думаю, что проблемы не будет — просто будет коммерческая станция, одна из функций которой — отель.
windrider
Crew Dragon успешно пристыковался к модулю Harmony МКС в 10:51 UTC.
Также во время сближения была отработана процедура отхода капсулы:
Источник: nasaspaceflight.com
striver
И не просто пристыковался, но и уже вскрывают… "… Михалыч, тащи ключ на 24!" — и это в прямом эфире. Открытие 12:50 UTC.
Valerij56 Автор
Спасибо! Меня в это время дома не было, вы сделали мою работу.