Одна из трёх компаний, получивших в конце мая контракты в программе Commercial Lunar Payload Services (CLPS) на доставку ПН на Луну, была вынуждена отказаться от этого контракта по причине «внутренних проблем».



Речь идёт о компании OrbitBeyond, выигравшей первый контракт по программе, с запуском своего лендера на Фальконе-9 в сентябре будущего, 2020 года. OrbitBeyond. имеющая головной офис в Эдисоне, шт. New Jersey, планировало построить лендер на своей производственной базе во Флориде. Компания привлекла к себе внимание, поскольку собиралась использовать технологию, разработанную индийской компанией TeamIndus, бывшим конкурентом Google Lunar X Prize.

По информации инсайдера компания TeamIndus не предоставила OrbitBeyond лицензии на свою технологию, а по условиям программы CLPS лендеры, используемые для доставки ПН на Луну, должны быть построены на территории Соединённых Штатов.

Комментарии (11)


  1. striver
    30.07.2019 19:11
    +1

    Хм, печально. Они будут искать замену или же оставят и так, а другим участникам добавят бабла?


  1. Valerij56 Автор
    30.07.2019 19:44
    +1

    Проблема будет решаться немного не так. Я думал написать об этом, как о второй новости по программе CLPS, но при изучении вопроса быстро выяснилось, что это отнюдь не единственная подобная программа. В конце мая выпущен предварительный запрос по другой программе, и там фигурируют более крупные лендеры, с ПН массой от 350 до 1000+ килограмм. Подведение итогов по этой программе ожидается в конце года, так что и у Blue Moon от Blue Origin, и у гипотетического лендера от SpaceX есть второй шанс.

    Напомню, что после того, как НАСА объявило о отобранных участниках для программы Артемида, Маск признавал, что заявка от SpaceX была подготовлена неправильно. По слухам SpaceX предложил систему на базе Starship, которая пока не выглядит, как имеющая шансы войти в эксплуатацию до 2025 года. В общем, если Маск сделает шаг назад и предложит, например, систему на базе Фалькона-9 и лендера с использованием модифицированного Супер Драко…


    1. striver
      30.07.2019 19:51

      По слухам SpaceX предложил систему на базе Starship, которая пока не выглядит, как имеющая шансы войти в эксплуатацию до 2025 года.
      На 20 метров был отрыв, в течении нескольких недель 200 м. Через 2-3 месяца суборбита или что-то типа того, а к концу года орбита. Темпы, как бы очень высокие. Но, да, НАСА на такое не подпишется.


      1. Valerij56 Автор
        30.07.2019 19:57

        Для полностью многоразовой системы Starship самое сложное не взлёт, а посадка, начиная со входа в атмосферу на второй космической скорости.


        1. striver
          30.07.2019 19:58

          Вот на счет посадки не было и слова. Да, нужно хотя бы запустить.


          1. Valerij56 Автор
            30.07.2019 20:08

            А ещё, для полёта на Луну, Starhip нужно заправить на эллиптической орбите, где задержки недопустимы.


            1. striver
              30.07.2019 20:21

              Если с бустрером, то заправки не нужны.


              1. Valerij56 Автор
                30.07.2019 20:28

                Для посадки на Луну и последующего взлёта — необходимы.


                1. striver
                  31.07.2019 08:15

                  NASA Announces US Industry Partnerships to Advance Moon, Mars Technology

                  SpaceX of Hawthorne, California, will work with NASA’s Kennedy Space Center in Florida to advance their technology to vertically land large rockets on the Moon. This includes advancing models to assess engine plume interaction with lunar regolith.

                  SpaceX will work with Glenn and Marshall to advance technology needed to transfer propellant in orbit, an important step in the development of the company’s Starship space vehicle.

                  Как бы, посадка больших ракет на Луну + вывод топлива на орбиту с развитием Старшипа… НАСА уже сейчас вписывает Старшип.


                  1. Valerij56 Автор
                    31.07.2019 10:26

                    Ну, во первых, когда я разместил эту новость, НАСА ещё не успело объявить о новом направлении сотрудничества с SpaceX. Кроме того, это сотрудничество не в рамках CLPS, а другой программы — Артемида. И, наконец, это не использование Starship в рамках (во всяком случае первого этапа) программы Артемида, а наоборот, разработка в рамках этой программы технологии заправки в космосе, которая позже может использоваться и для Starship. Я вообще был очень удивлён, почему при первом отборе SpaceX не был выбран в качестве одного из разработчиков этой технологии.

                    Точно так же изучение возможности посадки больших ракет на неподготовленную поверхность, в частности, Луны или Марса, позже найдёт своё применение при полётах Starship.

                    Это не первое упоминание Starship в планах НАСА, но всё эти планы касаются второй половины 202* годов. Сейчас же перед НАСА стоит задача вернуть американских астронавтов на Луну до 2025 года, и Starship не успеет принять участие в её решении. Это намного сложнее облёта Луны, для которого, кстати, надо ещё отработать технологию возвращения со второй космической скоростью.

                    Как бы, посадка больших ракет на Луну
                    Давайте не путать посадку больших ракет на Луну с посадкой больших полностью многоразовых ракет, предназначенных для последующего перелёта и посадки на Землю. Это две большие разницы.


                    1. striver
                      31.07.2019 10:50

                      Ну, во первых, когда я разместил эту новость, НАСА ещё не успело объявить о новом направлении сотрудничества с SpaceX.
                      Я это написал с упреком? Это понятно, что новость появилась ночью, как раз в тему обсуждения.
                      Кроме того, это сотрудничество не в рамках CLPS, а другой программы — Артемида.
                      Ну, как бы да, но оно всё рядом ради полетов на Луну/Марс, не удивлюсь, если кто-то еще выйдет и что-то не сделают и объединят эти программы.