Канадская компания Creaform – один из производителей, которые создают будущее на наших глазах. Портативные метрологические 3D-решения Creaform уже меняют правила игры на производстве, повышая эффективность контроля качества и оптимизируя технологический процесс. iQB Technologies является эксклюзивным дистрибьютором в России таких инновационных продуктов компании, как 3D-сканеры HandySCAN 3D и Go!SCAN 3D, а также фотограмметрии MaxSHOT 3D.
В эксклюзивном интервью с представителями Creafrom – региональным менеджером Дамьеном Плугастелем и менеджером канала продаж Марком-Антуаном Шнейдером – мы обсудили, почему современному предприятию необходимо 3D-сканирование, какие тенденции будут преобладать в ближайшие годы на рынке 3D и как изменится роль человека в бизнес-модели Индустрии 4.0.
Creaform в гостях у iQB Technologies
– Какой концепт Creaform вы бы назвали самым удачным и почему?
Марк-Антуан Шнейдер: Без сомнения, это HandySCAN – наиболее успешный продукт Creafrom на сегодня. Это первый 3D-сканер, разработанный нашей компанией в 2005-м году и ставший настоящим прорывом в сфере метрологии. Он обусловил успех компании в целом и сегодня остается самым инновационным сканером на рынке.
Дамьен Плугастель: Кроме того, HandySCAN – самая продаваемая наша система.
– Есть ли в ваших планах какой-то новый «прорывной» продукт, наподобие 3D-сканера HandySCAN?
П.: На данный момент нет. Разумеется, мы разрабатываем новые устройства, но HandySCAN в нынешнем виде – продукт исключительно конкурентоспособный, и заменять его нет необходимости.
Ш.: Надо отметить, что каждый год Creafrom вкладывает от 7 до 10 млн долларов в НИОКР, в своей отрасли мы самая инновационная компания. Мы выпускаем новый продукт в среднем каждые два года. В 2017-м это был MaxSHOT, который, как и HandySCAN, в России дистрибутируется компанией iQB Technologies. В этом году мы планируем обновить программное обеспечение. И есть одна интересная новинка, о которой вы узнаете в самое ближайшее время.
– Вы привели цифры по инвестициям Creafrom в производство. А можете поделится статистикой по продажам?
Ш.: По нашим оценкам, оборот Creafrom составит в 2018 примерно 150 млн евро, а годовой рост компании – в среднем 20% в год за последние пять лет.
П.: Цель – к 2020 году довести оборот до 200 млн, то есть развиваемся мы весьма активно.
– А как вы оцениваете развитие мирового рынка 3D-сканеров?
Ш.: Как таковой публикуемой статистики у нас нет, поскольку этот рынок не изучается детально, это достаточно сложная задача. Мы обращаемся к сторонним службам, которые проводят оценку рынка.
П.: Но однозначно можно сказать, что рынок метрологии растет: возможности измерений расширяются, требования и стандарты качества становятся более строгими. И кроме того, в метрологии все большую роль играют оптические устройства (а именно на них специализируется Creaform), бесконтактный метод вытесняет физические измерения. Для нас это хороший тренд.
Ш.: Добавлю, что сейчас все больше говорят об Индустрии 4.0, и Creaform вносит свой вклад в ее приближение благодаря своим автоматизированным и роботизированным решениям – например, 3D-сканированию с помощью роботов-манипуляторов. Такие решения отвечают ожиданиям производителей. Creaform планирует занять долю этого нового рынка Индустрии 4.0, который имеет огромный потенциал: его оборот к 2020 году оценивается в 3 млрд евро.
– Какие еще тенденции, по вашему мнению, будут развиваться в ближайшие годы в мире 3D?
П.: Будет происходить дальнейшая роботизация промышленности, в том числе в области контроля качества, и у Creaform есть для этого очень конкурентоспособные решения. Любые наши 3D-сканеры могут быть установлены на роботов для выполнения автоматизированного контроля. Как мы знаем, такая система была представлена на стенде iQB Technologies на выставке «Металлообработка-2018».
Ш.: Я думаю, что все экономические державы заинтересованы в том, чтобы производить товары лучшего качества, – это глобальная потребность. И сегодня каждый производитель может выделиться за счет как качества своей продукции, так и соотношения цены и качества. По этой причине отрасли должны уделять гораздо больше внимания вопросам контроля, и Creaform предлагает решения, которые являются важным звеном в цепочке проверки качества на производстве. В общем, можно констатировать, что у любой отрасли есть заинтересованность во внедрении 3D-технологий для улучшения контроля качества своей продукции.
Автоматизированная система контроля качества на выставке «Металлообработка»: ручной 3D-сканер HandySCAN 700 и робот-рука Fanuc LR Mate 200iD
Хочу сказать еще одну вещь. 3D-печать – индустрия, которая сейчас на подъеме и будет эволюционировать, – открыла невероятные перспективы. Creaform – один из крупнейших игроков индустрии 3D, и хотя мы не производим принтеры, трехмерные модели на основе сканов можно напечатать на 3D-принтере. Настоящая же революция произойдет, когда 3D-принтеры будут использоваться в качестве полноценных производственных инструментов и качество напечатанных изделий необходимо будет проверять. Индустрии потребуются решения, которые предлагает Creaform, чтобы выполнять контроль деталей, напечатанных на 3D-принтерах.
– В каких отраслях 3D-сканеры Creaform используются больше всего?
П.: Во-первых, в автомобилестроении. Эта отрасль, которая по уровню технологий зачастую опережает многие другие, активно использует инновации – в том числе предлагаемые нашей компанией. Крупнейшие мировые производители сегодня являются клиентами Creaform. Во-вторых, это авиакосмическая промышленность. По сути, продукты Creaform незаменимы во всех отраслях, связанных с производством транспортного оборудования, потому что для него необходим особо строгий контроль качества деталей.
– Расскажите, пожалуйста, о каком-нибудь интересном проекте с использованием 3D-сканеров Creaform.
П.: К нам обратилась швейцарская фирма Jet Aviations, которая покупает старые самолеты и производит их полное повторное моделирование, например, для создания частных реактивных самолетов. Наша компания выполнила полную оцифровку огромного Boeing 185, чтобы затем полностью воссоздать интерьер. Команда работала на месте, производила сканирование и измерения. Это была колоссальная работа, длившаяся несколько месяцев.
Ш.: Оцифровка заняла две недели и еще, кажется, две недели ушло на реконструкцию CAD-файла.
– Давайте поговорим о России. В чем, по-вашему, специфика российского рынка?
Ш.: Россия – страна с растущей экономикой. Когда мы разрабатывали план развития до 2020 года, мы проанализировали рынки для инвестиций. И Россия, как одна из двадцати крупнейших мировых экономических держав, входит в этот список. Мы видим в России такой же промышленный потенциал, как во Франции, а Франция – это второй рынок, на который Creaform вышла после Канады, он нам хорошо знаком. Во Франции мы с 2003 года и сейчас продаем туда оборудование на несколько миллионов евро.
– Но ведь на рынке России есть и трудности. Проблема сертификации, к примеру.
П.: Это так, но в этом году мы сертифицируем все оборудование для российского рынка.
Ш.: Половина ассортимента уже сертифицирована, остается несколько недавно выпущенных продуктов (модельный ряд HandySCAN 3D внесен в государственный реестр средств измерений РФ метрологического класса – ред.). Действительно, это препятствие для зарубежных производителей. С логистикой в России дела обстоят сложнее, чем в других странах. Чтобы экспортировать товар в Россию, нужно учитывать множество формальностей. Не будем забывать и об ограничениях, вызванных международными санкциями в отношении России, которые также создают для нас определенные трудности. Но несмотря на это, мы будем продолжать сотрудничество с вашей страной. За последний год мы увеличили наши продажи в России в четыре раза, а наш российский партнер iQB Technologies планирует удвоить продажи Creaform в этом году.
Типичная сфера применения ручного 3D-сканера HandySCAN 3D – автомобильная промышленность
Добавлю, что в России работают многие зарубежные компании – такие, как Renault и Mercedes, которые являются очень важными клиентами Creaform в мировом масштабе. В России перед нами открываются громадные возможности привлечь этих клиентов, поскольку у нас уже есть опыт успешного сотрудничества с ними в других странах. Мы видим здесь большой потенциал.
– В России существует определенный скептицизм среди инженеров, технических специалистов, которые говорят, что 3D-сканеры – это очень дорогие и неэффективные игрушки. Как бы вы могли их разубедить?
П.: Цифры говорят сами за себя: Creaform на сегодня продала около десяти тысяч 3D-сканеров во всем мире, и ежегодный ритм продаж сохраняется на уровне 2-3 тысяч. Есть реальный спрос, и в качестве примеров можно привести крупнейшие предприятия – BMW, Mercedes, Airbus, Boeing, которые доверяют Creaform, каждый год приобретают новые системы и внедряют их на производстве. Вот доказательство того, что это оборудование востребовано.
Ш.: Я бы ответил этим людям, что любая инвестиция требует оценки ее окупаемости. Сегодня на рынке доступны 3D-сканеры по ценам в диапазоне от 25 тысяч до 150 тысяч евро. При разработке и изготовлении продукта необходимо учесть не только стоимость производства, но и стоимость производственной ошибки. Допустим, производитель изготовил литейную форму для создания пластиковых деталей. Если форма окажется бракованной, она в результате обойдется в десять раз дороже, чем 3D-сканер. Потому что сканер позволит проверить форму и избежать брака до запуска детали в производство.
Таким образом, выгоднее вложить деньги в 3D-сканер, который гарантирует качество, и исключить затраты на выбраковку большого количества деталей. И я также думаю, что с точки зрения устойчивого развития, о котором сейчас говорят все больше, предприятиям выгоднее улучшать качество производства, заботиться об экологии и лучше контролировать производственный процесс. Быстро производить качественный продукт выгоднее для всех – не только для собственного бизнеса.
– Конечно, многих отпугивают крупные инвестиции. Но также, возможно, играет роль и консервативный взгляд на вещи, отсюда и скептицизм.
Ш.: Люди вообще в массе своей консервативны. Когда ты привык к определенному методу работы, то с трудом готов переключиться на что-то новое. Это заложено в человеческой природе – желание сохранить то, что кажется хорошим и привычным. За последние пятьдесят лет стало очевидно, что технологические инновации – и индустрия 3D в том числе – значительно улучшили, жизнь людей, сделали ее более удобной. 3D-технологии помогают лечить больных благодаря созданию протезов и новых приспособлений, повышают безопасность самолетов и автомобилей – в общем, их влияние сказывается на каждом из нас.
П.: Убедить скептиков в преимуществах 3D-сканирования помогают и презентации, которые проводит Creaform. Мы демонстрируем технологию на конкретных примерах, убеждаем людей в том, что это оборудование может принести реальную выгоду, и таким образом нам удалось продать уже десять тысяч 3D-сканеров.
– Как, по-вашему, поменяются бизнес-модели предприятий, применяющих 3D-технологии?
Ш.: Что касается Индустрии 4.0, она поменяет саму модель функционирования завода и роль человека на производстве: выполнение особо сложных, опасных или рутинных задач будет возложено на специализированных роботов.
Таким образом, в индустрии будущего человек будет играть более продвинутую роль, занимаясь управлением, установкой и обслуживанием этих роботов. Это будет способствовать росту профессионального уровня и самореализации заводских специалистов. И очевидно, что индустрия 3D, как одна из движущих сил Индустрии 4.0, внесет свой весомый вклад в радикальное изменение модели производства – в том числе за счет развития процессов автоматизации и контроля качества.
В эксклюзивном интервью с представителями Creafrom – региональным менеджером Дамьеном Плугастелем и менеджером канала продаж Марком-Антуаном Шнейдером – мы обсудили, почему современному предприятию необходимо 3D-сканирование, какие тенденции будут преобладать в ближайшие годы на рынке 3D и как изменится роль человека в бизнес-модели Индустрии 4.0.
Creaform в гостях у iQB Technologies
– Какой концепт Creaform вы бы назвали самым удачным и почему?
Марк-Антуан Шнейдер: Без сомнения, это HandySCAN – наиболее успешный продукт Creafrom на сегодня. Это первый 3D-сканер, разработанный нашей компанией в 2005-м году и ставший настоящим прорывом в сфере метрологии. Он обусловил успех компании в целом и сегодня остается самым инновационным сканером на рынке.
Дамьен Плугастель: Кроме того, HandySCAN – самая продаваемая наша система.
– Есть ли в ваших планах какой-то новый «прорывной» продукт, наподобие 3D-сканера HandySCAN?
П.: На данный момент нет. Разумеется, мы разрабатываем новые устройства, но HandySCAN в нынешнем виде – продукт исключительно конкурентоспособный, и заменять его нет необходимости.
Ш.: Надо отметить, что каждый год Creafrom вкладывает от 7 до 10 млн долларов в НИОКР, в своей отрасли мы самая инновационная компания. Мы выпускаем новый продукт в среднем каждые два года. В 2017-м это был MaxSHOT, который, как и HandySCAN, в России дистрибутируется компанией iQB Technologies. В этом году мы планируем обновить программное обеспечение. И есть одна интересная новинка, о которой вы узнаете в самое ближайшее время.
– Вы привели цифры по инвестициям Creafrom в производство. А можете поделится статистикой по продажам?
Ш.: По нашим оценкам, оборот Creafrom составит в 2018 примерно 150 млн евро, а годовой рост компании – в среднем 20% в год за последние пять лет.
П.: Цель – к 2020 году довести оборот до 200 млн, то есть развиваемся мы весьма активно.
– А как вы оцениваете развитие мирового рынка 3D-сканеров?
Ш.: Как таковой публикуемой статистики у нас нет, поскольку этот рынок не изучается детально, это достаточно сложная задача. Мы обращаемся к сторонним службам, которые проводят оценку рынка.
П.: Но однозначно можно сказать, что рынок метрологии растет: возможности измерений расширяются, требования и стандарты качества становятся более строгими. И кроме того, в метрологии все большую роль играют оптические устройства (а именно на них специализируется Creaform), бесконтактный метод вытесняет физические измерения. Для нас это хороший тренд.
Ш.: Добавлю, что сейчас все больше говорят об Индустрии 4.0, и Creaform вносит свой вклад в ее приближение благодаря своим автоматизированным и роботизированным решениям – например, 3D-сканированию с помощью роботов-манипуляторов. Такие решения отвечают ожиданиям производителей. Creaform планирует занять долю этого нового рынка Индустрии 4.0, который имеет огромный потенциал: его оборот к 2020 году оценивается в 3 млрд евро.
– Какие еще тенденции, по вашему мнению, будут развиваться в ближайшие годы в мире 3D?
П.: Будет происходить дальнейшая роботизация промышленности, в том числе в области контроля качества, и у Creaform есть для этого очень конкурентоспособные решения. Любые наши 3D-сканеры могут быть установлены на роботов для выполнения автоматизированного контроля. Как мы знаем, такая система была представлена на стенде iQB Technologies на выставке «Металлообработка-2018».
Ш.: Я думаю, что все экономические державы заинтересованы в том, чтобы производить товары лучшего качества, – это глобальная потребность. И сегодня каждый производитель может выделиться за счет как качества своей продукции, так и соотношения цены и качества. По этой причине отрасли должны уделять гораздо больше внимания вопросам контроля, и Creaform предлагает решения, которые являются важным звеном в цепочке проверки качества на производстве. В общем, можно констатировать, что у любой отрасли есть заинтересованность во внедрении 3D-технологий для улучшения контроля качества своей продукции.
Автоматизированная система контроля качества на выставке «Металлообработка»: ручной 3D-сканер HandySCAN 700 и робот-рука Fanuc LR Mate 200iD
Хочу сказать еще одну вещь. 3D-печать – индустрия, которая сейчас на подъеме и будет эволюционировать, – открыла невероятные перспективы. Creaform – один из крупнейших игроков индустрии 3D, и хотя мы не производим принтеры, трехмерные модели на основе сканов можно напечатать на 3D-принтере. Настоящая же революция произойдет, когда 3D-принтеры будут использоваться в качестве полноценных производственных инструментов и качество напечатанных изделий необходимо будет проверять. Индустрии потребуются решения, которые предлагает Creaform, чтобы выполнять контроль деталей, напечатанных на 3D-принтерах.
– В каких отраслях 3D-сканеры Creaform используются больше всего?
П.: Во-первых, в автомобилестроении. Эта отрасль, которая по уровню технологий зачастую опережает многие другие, активно использует инновации – в том числе предлагаемые нашей компанией. Крупнейшие мировые производители сегодня являются клиентами Creaform. Во-вторых, это авиакосмическая промышленность. По сути, продукты Creaform незаменимы во всех отраслях, связанных с производством транспортного оборудования, потому что для него необходим особо строгий контроль качества деталей.
– Расскажите, пожалуйста, о каком-нибудь интересном проекте с использованием 3D-сканеров Creaform.
П.: К нам обратилась швейцарская фирма Jet Aviations, которая покупает старые самолеты и производит их полное повторное моделирование, например, для создания частных реактивных самолетов. Наша компания выполнила полную оцифровку огромного Boeing 185, чтобы затем полностью воссоздать интерьер. Команда работала на месте, производила сканирование и измерения. Это была колоссальная работа, длившаяся несколько месяцев.
Ш.: Оцифровка заняла две недели и еще, кажется, две недели ушло на реконструкцию CAD-файла.
– Давайте поговорим о России. В чем, по-вашему, специфика российского рынка?
Ш.: Россия – страна с растущей экономикой. Когда мы разрабатывали план развития до 2020 года, мы проанализировали рынки для инвестиций. И Россия, как одна из двадцати крупнейших мировых экономических держав, входит в этот список. Мы видим в России такой же промышленный потенциал, как во Франции, а Франция – это второй рынок, на который Creaform вышла после Канады, он нам хорошо знаком. Во Франции мы с 2003 года и сейчас продаем туда оборудование на несколько миллионов евро.
– Но ведь на рынке России есть и трудности. Проблема сертификации, к примеру.
П.: Это так, но в этом году мы сертифицируем все оборудование для российского рынка.
Ш.: Половина ассортимента уже сертифицирована, остается несколько недавно выпущенных продуктов (модельный ряд HandySCAN 3D внесен в государственный реестр средств измерений РФ метрологического класса – ред.). Действительно, это препятствие для зарубежных производителей. С логистикой в России дела обстоят сложнее, чем в других странах. Чтобы экспортировать товар в Россию, нужно учитывать множество формальностей. Не будем забывать и об ограничениях, вызванных международными санкциями в отношении России, которые также создают для нас определенные трудности. Но несмотря на это, мы будем продолжать сотрудничество с вашей страной. За последний год мы увеличили наши продажи в России в четыре раза, а наш российский партнер iQB Technologies планирует удвоить продажи Creaform в этом году.
Типичная сфера применения ручного 3D-сканера HandySCAN 3D – автомобильная промышленность
Добавлю, что в России работают многие зарубежные компании – такие, как Renault и Mercedes, которые являются очень важными клиентами Creaform в мировом масштабе. В России перед нами открываются громадные возможности привлечь этих клиентов, поскольку у нас уже есть опыт успешного сотрудничества с ними в других странах. Мы видим здесь большой потенциал.
– В России существует определенный скептицизм среди инженеров, технических специалистов, которые говорят, что 3D-сканеры – это очень дорогие и неэффективные игрушки. Как бы вы могли их разубедить?
П.: Цифры говорят сами за себя: Creaform на сегодня продала около десяти тысяч 3D-сканеров во всем мире, и ежегодный ритм продаж сохраняется на уровне 2-3 тысяч. Есть реальный спрос, и в качестве примеров можно привести крупнейшие предприятия – BMW, Mercedes, Airbus, Boeing, которые доверяют Creaform, каждый год приобретают новые системы и внедряют их на производстве. Вот доказательство того, что это оборудование востребовано.
Ш.: Я бы ответил этим людям, что любая инвестиция требует оценки ее окупаемости. Сегодня на рынке доступны 3D-сканеры по ценам в диапазоне от 25 тысяч до 150 тысяч евро. При разработке и изготовлении продукта необходимо учесть не только стоимость производства, но и стоимость производственной ошибки. Допустим, производитель изготовил литейную форму для создания пластиковых деталей. Если форма окажется бракованной, она в результате обойдется в десять раз дороже, чем 3D-сканер. Потому что сканер позволит проверить форму и избежать брака до запуска детали в производство.
Таким образом, выгоднее вложить деньги в 3D-сканер, который гарантирует качество, и исключить затраты на выбраковку большого количества деталей. И я также думаю, что с точки зрения устойчивого развития, о котором сейчас говорят все больше, предприятиям выгоднее улучшать качество производства, заботиться об экологии и лучше контролировать производственный процесс. Быстро производить качественный продукт выгоднее для всех – не только для собственного бизнеса.
– Конечно, многих отпугивают крупные инвестиции. Но также, возможно, играет роль и консервативный взгляд на вещи, отсюда и скептицизм.
Ш.: Люди вообще в массе своей консервативны. Когда ты привык к определенному методу работы, то с трудом готов переключиться на что-то новое. Это заложено в человеческой природе – желание сохранить то, что кажется хорошим и привычным. За последние пятьдесят лет стало очевидно, что технологические инновации – и индустрия 3D в том числе – значительно улучшили, жизнь людей, сделали ее более удобной. 3D-технологии помогают лечить больных благодаря созданию протезов и новых приспособлений, повышают безопасность самолетов и автомобилей – в общем, их влияние сказывается на каждом из нас.
П.: Убедить скептиков в преимуществах 3D-сканирования помогают и презентации, которые проводит Creaform. Мы демонстрируем технологию на конкретных примерах, убеждаем людей в том, что это оборудование может принести реальную выгоду, и таким образом нам удалось продать уже десять тысяч 3D-сканеров.
– Как, по-вашему, поменяются бизнес-модели предприятий, применяющих 3D-технологии?
Ш.: Что касается Индустрии 4.0, она поменяет саму модель функционирования завода и роль человека на производстве: выполнение особо сложных, опасных или рутинных задач будет возложено на специализированных роботов.
Таким образом, в индустрии будущего человек будет играть более продвинутую роль, занимаясь управлением, установкой и обслуживанием этих роботов. Это будет способствовать росту профессионального уровня и самореализации заводских специалистов. И очевидно, что индустрия 3D, как одна из движущих сил Индустрии 4.0, внесет свой весомый вклад в радикальное изменение модели производства – в том числе за счет развития процессов автоматизации и контроля качества.
Комментарии (6)
webviktor
14.03.2019 19:36Надеялся увидеть недорогие сканеры для мелкого-среднего производителя.
Dr_Faksov
14.03.2019 22:42Не надейтесь. Вам же ясно сказали — это для бизнесов где цена ошибки превышает стоимость сканера в 10 и более раз. Именно так надо понимать «3D-сканер обойдется в 10 раз дешевле, чем ошибка при традиционном контроле качества»
Dr_Faksov
14.03.2019 22:39-1Посыл «все экономические державы заинтересованы в том, чтобы производить товары лучшего качества» неверен в корне. Заинтересованы производить НАИДЕШЕВЕЙШИЙ товар НАИМЕНЕЕ ВОЗМОЖНОГО качества, за который клиент еще согласен платить хоть что-то. И который ОБЯЗАН сломатся по истечении гарантии
rPman
Лазерные сканеры это конечно хорошо, 30-40 микрон точность, можно даже в пределах каких то допусков находить брак… но цена на такой такая высокая (сотня тысяч баксов плюс минус), что дешевле получится другим способом отбраковку делать, вплоть до отправлять клиентам брак а потом через саппорт отправлять им новое.
Когда наконец производители освоят новые технологии, например с невероятно низкой себестоимостью (обычная камера плюс поляризационный фильтр и либо сервомотор для его поворота либо несколько камер с разным углом фильтра).
habr.com/ru/company/ua-hosting/blog/388299
web.media.mit.edu/~achoo/polar3D
iQBTechnologies Автор
Следует учесть высокую скорость 3D-сканирования, за счет которой можно сильно увеличить производительность. Ну, и главный посыл статьи: стоимость производственной ошибки при традиционных измерениях может быть огромной.
0serg
Себестоимость там сегодня в основном из R&D затрат складывается, так что новые технологии, на самом деле как бы не удорожают продукт :). Тут скорее вопрос в массовости. Чем массовее будет технология — тем дешевле.