3D-печать относится к быстро развивающейся технологии – неизменно растет. Она уже зарекомендовала себя как эффективный метод создания передовых продуктов и будет играть все большую роль в производстве с развитием цифровизации и переходом к модели Индустрии 4.0. Отвечаем на самые популярные вопросы о 3D-печати, которые задают наши клиенты и читатели – технические специалисты, ищущие новые пути оптимизации производства и внедрения инноваций.

В каких отраслях рекомендуется применение 3D-принтеров? 

Самые перспективные отрасли для внедрения аддитивных технологий, в том числе 3D-печати металлом, – высокотехнологичные, наукоемкие производства, где в приоритете оптимизация или создание сложных инновационных продуктов: авиакосмическая индустрия, оборонная промышленность, машиностроение, автомобилестроение, энергетика, судостроение, нефтегазовый сектор. Нельзя не упомянуть медицину и ювелирное дело, потому что 3D-печать не имеет себе равных в создании индивидуализированных изделий.

Какие задачи выполняются с помощью этой технологии? 

Печать металлами в основном решает задачи опытного и мелкосерийного производства, прототипирования, НИОКР. Поэтому сегодня основными пользователями 3D-оборудования становятся крупные исследовательские центры, а также учебные заведения, готовые инвестировать в проекты внедрения новой технологии.

Изготовление конечных серийных изделий из металлов уже активно применяется такими крупными компаниями, как General Electric, Airbus, Boeing, BMW, Michelin, а с появлением супермощных машин типа SLM NXG XII 600 массовое аддитивное производство становится реалией не столь отдаленного будущего.

В чем разница между различными процессами 3D-печати металлом? 

Принцип работы подавляющего большинства современных 3D-принтеров по металлуоснован на расплавлении порошков в заранее сформированном слое (Powder Bed Fusion), обычно с помощью мощного лазера.

Вы можете часто встретить такие торговые наименования, как SLM (Selective Laser Melting), DMLS (Direct Metal Laser Sintering), DMLM (Direct Metal Laser Melting) и Laser Cusing. На самом деле в современных системах всем этим названиям соответствует один и тот же процесс. Серьезные различия заключаются в том, как спроектированы и работают те или иные принтеры. Чаще всего используется термин «селективное лазерное плавление» (или SLM-технология).

Зачем моему предприятию 3D-принтер? Разве отливать не проще и дешевле? 

Ошибочно думать, что 3D-печать призвана заменить литье или иные классические процессы. Она помогает решить специфические задачи, которые невыполнимы либо слишком трудоемки при использовании традиционных технологий, например: 

  • изготовление уникальных деталей сложной геометрии, в том числе мельчайших деталей, изделий с внутренними полостями и каналами, тонкими стенками и т.п.;

  • снижение веса изделий; 

  • сокращение числа единиц в сборке; 

  • создание ячеистых структур. 

Такие возможности обеспечивает топологическая оптимизация: проектировщики могут создавать практически любую геометрию.

S-образный кронштейн – элемент исполнительного механизма системы увеличения подъемной силы самолета, напечатанный на установке SLM 280 © ASCO Industries

Результаты применения селективного лазерного плавления: 
• cнижение массы на 31% и сокращение общего времени сборки;
• объединение трех деталей в одну;
• уменьшение коэффициента использования материала с 17 до 1,5;
• значительное сокращение времени механической обработки.
S-образный кронштейн – элемент исполнительного механизма системы увеличения подъемной силы самолета, напечатанный на установке SLM 280 © ASCO Industries Результаты применения селективного лазерного плавления: • cнижение массы на 31% и сокращение общего времени сборки; • объединение трех деталей в одну; • уменьшение коэффициента использования материала с 17 до 1,5; • значительное сокращение времени механической обработки.

Субтрактивные методы будут и дальше применяться в тех случаях, когда это эффективно с точки зрения стоимости, типа изделий и других требований. Вопрос не в выборе между двумя технологиями, а в том, когда лучше применить аддитивную, а когда субтрактивную. Иногда при производстве одной детали уместно задействовать оба метода. К примеру, если вы понимаете, что для пресс-формы стоит изготовить вставку с конформным охлаждением, потому что это сократит цикл литья и улучшит качество изделия, используйте 3D-принтер. При этом другие компоненты вы будете производить по классической технологии.

3D-печать следует воспринимать как еще один вариант технологии получения изделий наряду с механической и пластической обработкой, литьем и др. При выборе вариантов производственного процесса взвешивайте тщательно все «за» и «против».

Как компания Materialise оптимизировала конструкцию металлического вакуумного захвата с целью снизить стоимость производства серии © Materialise
Как компания Materialise оптимизировала конструкцию металлического вакуумного захвата с целью снизить стоимость производства серии © Materialise

Какова экономическая эффективность аддитивного производства? 

Технология SLM позволяет значительно сократить цикл производства изделия. С одной стороны, когда мы считаем стоимость материалов, аддитивное производство выходит дороже. Но если учитывать все экономические факторы, начиная с сокращения потребления электроэнергии и кончая уменьшением налоговой нагрузки, 3D-печать помогает сэкономить достаточно серьезные средства.

Кроме того, технология дает возможность резко снизить коэффициент Buy-to-Fly, то есть соотношение между количеством закупленного материала и количеством материала в готовой детали.

Приведите пример топологической оптимизации, показывающий выгоду SLM-технологии. 

Возьмем две детали (см. рисунок ниже), выполняющие одну и ту же функцию с определенными нагрузками и имеющие определенный ресурс. По сути, это одна и та же деталь, но с разной геометрией. Геометрия первой детали оптимизирована для изготовления стандартными методами производства: на фрезерном, токарном станке и средствами других технологий металлообработки. Это простая и плоская геометрия, ее легко добиться при обработке на станке.

У второй детали геометрия более сложная, и сделать ее на станке представляет серьезные трудности. Согласно данным, у второй детали меньше напряжение, меньше перемещение под нагрузкой и, самое главное, вес уменьшился на 1 кг. Для одного изделия это немного, но если их выпускают сто тысяч в год, то суммарно можно сэкономить сто тонн металла только на одной детали.

Какие есть ограничения? 

У предприятий, решивших внедрить аддитивную технологию печати металлом в свой производственный цикл, могут возникнуть следующие трудности:

  • необходимость в последовательных научных исследованиях (в том числе для изучения свойств металлов);

  • ограничения в размерах объектов;

  • большие первоначальные вложения из-за высокой стоимости оборудования и расходных материалов;

  • особые требования к помещению и условиям эксплуатации;

  • аттестация оборудования и сертификация изделий;

  • сложность в адаптации 3D-решений к существующим технологическим циклам на производстве.

Каковы максимальные габариты напечатанного изделия? 

Исторически сложившимся отраслевым стандартом оборудования на базе селективного лазерного плавления является платформа размером 250 x 250 мм с высотой построения 250-300 мм.

На сегодня самые большие камеры построения у аддитивных установок SLM Solutions. У системы SLM 800 камера 500 х 280 х 850 мм, у новейшей машины SLM NXG XII 600 – 600 х 600 х 600 мм.

Одно из первых изделий, созданных с помощью 3D-принтера по металлу SLM NXG XII 600: корпус силового агрегата E-Drive для спорткара Porsche © SLM Solutions

Размер: 590 х 560 x 367 мм
Вес: 15,5 кг
Материал: AlSi10Mg
Время изготовления: 21 час
Одно из первых изделий, созданных с помощью 3D-принтера по металлу SLM NXG XII 600: корпус силового агрегата E-Drive для спорткара Porsche © SLM Solutions Размер: 590 х 560 x 367 мм Вес: 15,5 кг Материал: AlSi10Mg Время изготовления: 21 час

А минимальная толщина стенки? 

Диаметр пучка лазера в аддитивной установке печати металлами – 70-80 микрон. Можно напечатать стенку детали толщиной в два прохода лазера, т.е. минимальная толщина будет всего лишь 140-150 микрон.

Сколько по времени выращивается модель? От чего зависит скорость печати?  

Металлический предмет производит принтер по металлу от нескольких часов до нескольких суток. К примеру, модель высотой 3-4 см будет печататься от 2 до 8 часов, в зависимости от ее площади и высоты. Тестовая печать на промышленном 3D-принтере с камерой построения 280 х 280 х 360 мм занимает около суток.

Производительность аддитивных установок зависит от разных факторов:

  1. Чем больше лазеров, тем выше скорость и больше количество производимых деталей (мощность лазера – 400, 700 или 1000 Вт).

  2. В зависимости от конструкции системы порошок может распределяться в двух или только в одном направлении. Подача порошка в двух направлениях обеспечит значительную экономию времени производства.

  3. Непрерывная или периодическая подача порошка. Системы с периодической подачей могут требовать остановку оборудования для дозаправки во время выполнения построения, что замедляет процесс.

  4. Возможность настроить рабочие параметры системы для увеличения скорости.

Sharebot MetalONE – компактный DMLS-принтер нового поколения для НИОКР, образования, а также малого и среднего бизнеса. Идеально подходит для изучения новых материалов, а благодаря небольшой камере построения (65 x 65 x 100 мм) вы сможете создавать объекты из малого количества металлического порошка – всего 800 г.

Какие виды металлов применяются в аддитивном производстве?

Металлические порошки представляют собой мелкодисперсные сферические гранулы. Свойства получаемой продукции в значительной степени зависят от свойств используемого в принтерах порошка – степени чистоты, текучести и объемной плотности.

Современные аддитивные технологии предполагают использование около двадцати протестированных и готовых к эксплуатации материалов, в их числе – инструментальные, нержавеющие, жаропрочные сплавы, алюминиевые и титановые сплавы, медицинские кобальт-хром и титан.

Поскольку металлов очень много, и каждый из них обладает определенными свойствами, один металл можно заменить другим исходя из технологических задач. К примеру, если в технологической цепочке необходимо задействовать титановый сплав, то технолог сможет выбрать один из множества титановых сплавов с теми свойствами, которые нужны для производства конкретного изделия.

Благодаря индивидуальному протезу тазобедренного сустава, созданного с помощью 3D-печати титаном, пациент смог вернуться к нормальной жизни © Materialise
Благодаря индивидуальному протезу тазобедренного сустава, созданного с помощью 3D-печати титаном, пациент смог вернуться к нормальной жизни © Materialise

Интересуют способы производства металлических порошков. 

Есть несколько технологий изготовления сферического порошка. Основным способом является атомизация, а именно: ультразвуковой ударнокинетический метод макрокапельной атомизации и микрокапельной диспергации металлов и ультразвуковой капельноволновой метод ультразвуковой атомизации металлов. Процесс происходит в атомайзере, где металл распыляется в специальной камере.

Какая дисперсность у металлов для 3D-печати? 

У каждого металла своя дисперсность. При 3D-печати используются порошки дисперсностью от 4 до 80 микрон. Например, в Европе порошки меньше 8 микрон запрещены, так как они слишком взрывоопасные.

Хотелось бы сравнить прочность изделий при использовании SLM и классических технологий. 

Прочностные характеристики изделий зависят от самих изделий, точнее от их геометрии, от поставленных задач, нагрузки, условий применения (морская среда, космос и т.д.).

SLM-печать дает возможность добиться прочностных показателей, сопоставимых с традиционными технологиями. Но примерно в 50% случаев отлитое или отфрезерованное изделие из идеального блока материала прочнее в сравнении с результатом 3D-печати. Причина – в пористости, которая получается по аддитивной технологии. Но при этом напечатанные объекты становятся более упругими и выдерживают более высокие нагрузки, особенно если мы говорим о таких материалах, как титан, сталь и даже различные сплавы алюминия. Алюминий – достаточно мягкий материал, пористость добавляет ему упругости.

Необходимо сделать 3D-модель, прочитать все синтетически, провести анализ и получить предварительные данные по изделию, а затем задуматься о возможности его изготовления и тестирования в лаборатории. Такой подход поможет оптимизировать производство и не будет слишком затратным.

Проект Самарского университета: сопловый аппарат 2 ступени газотурбинного двигателя © iQB Technologies
Проект Самарского университета: сопловый аппарат 2 ступени газотурбинного двигателя © iQB Technologies

Изготовление соплового аппарата 1 и 2 ступеней ГТД из порошка сплава Inconel 738

Образец

Предел прочности, МПа

Предел текучести, МПа

Отн. удлинение, %

Исходный

1030

600

3,7

После термообработки

1430

820

8,5

Но есть такие технологии, как горячее изостатическое прессование (ГИП), которые позволяют вывести эти изделия на тот же уровень механических свойств. На титановых сплавах фактически можно получить 80-90% от прочности даже не литых, а кованых изделий. За счет ГИП удается устранить внутренние дефекты, возникающие из-за неоднородности гранулометрического состава порошка, и достичь практически стопроцентной плотности.

Часто задают вопрос, может ли 3D-печать обеспечить более высокую прочность по сравнению с классическими способами. Скажем, за счет поверхностного легирования порошков можно получить структуры, действительно обладающие повышенными механическими свойствами. Это могут быть суперинварные сплавы, например, – то есть те технологии, которые могут обеспечить уникальные свойства, в том числе механические и теплофизические.

Можно ли предсказать механические свойства получаемых материалов – предел текучести, размер зерна, пористость? 

Печать металлами обеспечивает очень высокую повторяемость. «Опыт работы показывает, что преемственность механических свойств есть, – рассказывает Антон Агаповичев, старший преподаватель кафедры технологий производства двигателей Самарского университета. – Определив оптимальный режим, мы печатаем стандартные цилиндрические образцы для подтверждения этих свойств. В дальнейшем, когда начинаем изготавливать детали, вместе с одной из деталей мы специально изготавливаем образцы-свидетели, на которых эти механические свойства постоянно подтверждаем. Сейчас ведутся научные работы по предсказанию механических свойств, но они касаются больше проектирования самих металлов». 

Но в программном обеспечении пока что невозможно предсказать предел текучести, пористость и другие механические характеристики. Наоборот, заранее устанавливаются определенные свойства для каждого материала, которые используются в дальнейшем для моделирования процесса. Это обратный процесс, нам необходимо знать свойства материалов для того, чтобы спрогнозировать различные дефекты.

Комментарии (38)


  1. REPISOT
    17.11.2021 06:07
    +1

    Габариты изделия не обязательно ограничены камерой 3D-принтера.

    Relativity Space


    1. iQBTechnologies Автор
      17.11.2021 10:31

      В статье рассматривается преимущественно селективное лазерное плавление (SLM). В SLM-принтерах деталь выращивается в закрытой камере, соответственно, размеры детали ограничены размерами камеры.


  1. ValeriyEE
    17.11.2021 10:01
    +2

    Хорошая статья. Такая технология будет весьма востребована для производства сложной гидравлической и пневматической аппаратуры, где множество изогнутых каналов в одном корпусе.


    1. iQBTechnologies Автор
      17.11.2021 10:21
      +1

      Вы правы, в этом плане возможности очень широкие. Например, можно создавать каналы конформного охлаждения, позволяющие сократить время охлаждения формованной детали или обеспечить очень высокую теплоотдачу в теплообменниках. 

      https://youtu.be/71cMtF0NuwA


  1. SergeKh
    17.11.2021 10:14

    А что по уровню потребления энергии на килограмм изделия в сравнении с традиционными методами? КПД лазеров как-то сильно смущает.


    1. iQBTechnologies Автор
      18.11.2021 10:09

      Сама технология не предназначена для массового производства (по крайней мере, пока). Основная цель - эксперименты и НИОКР. Такой информацией компании, как правило, не делятся.


      1. SergeKh
        18.11.2021 10:19
        +1

        Понятно. Про "экономию материалов" рассказывают очень охотно и со всеми цифрами. А если цифры про энергию замалчивают - значит там все очень не хорошо.


        1. iQBTechnologies Автор
          18.11.2021 10:45

          Некоторые производители выпускают напечатанные серийные детали, стало быть, рентабельность есть. Можно предположить, что энергозатраты компенсируются экономией времени и материалов. И потом, SLM-технология - не альтернатива традиционному производству. Она будет выгодна только тогда, когда стоит задача создать сложную, уникальную инновационную деталь, которую невозможно или очень трудоемко сделать по классическим технологиям.


        1. Am0ralist
          19.11.2021 10:13

          А какие энергозатраты будут у метода «взять болванку и 75% материала в стружку отправить» на самом современном ЧПУ?
          Видимо потому, что сложно сравнивать затраты энергии и с чем именно сравнивать надо.


        1. groomi
          22.11.2021 16:14
          +1

          Лазер экономичнее. Мощность однолазерных систем 600-1000 Вт, мощность шпинделя фрезерного станка - от 9 до 100 кВт


  1. drWhy
    17.11.2021 10:25
    +2

    Ещё с помощью 3D-печати металлом изготавливают велосипеды. Детали соединяют на клею.

    Титановая конструкция для велосипеда, напечатанная на 3D-принтере
    Велосипед титан печать 3D

    Студенческая работа из нержавеющей стали:

    Велосипед нержавеющая сталь


    1. ASDF59
      17.11.2021 14:47
      +1

      Не рискнул бы ездить на склеенном велосипеде. Хотя бы заштифтовать соединения между элементами, чтоб не распались под переменными нагрузками внезапно.


      1. drWhy
        17.11.2021 17:59

        Можно конечно и сварку трением или лазером после сборки использовать. Хотя есть масса деревянных велосипедов, в том числе клееных. А африканцы на обычных дорожных велосипедах производства середины прошлого века возят по паре центнеров бананов по горным дорогам.


    1. Tarakanator
      17.11.2021 16:39

      Получается легче карбоновых труб? Или только ради дизайна?
      Насколько я знаю стальные рамы сейчас делают только для туристов, для ремонтопригодности в любой деревне. А такая конструкция ремонтопригодной не выглядит.


      1. PTM
        17.11.2021 17:30
        +1

        так называемые хромолевые рамы тоже стальные) понятие стальная рама оч разнообразно.
        качественная сталь может быть легче и прочнее алюминия, если правильно подобрать параметры и спроектировать силовые узлы


        1. drWhy
          17.11.2021 18:06

          Кроме того ЕМНИП при сборке стальных рам использовалась пайка твёрдыми припоями вместо сварки, не подходящей для тонкостенных труб.


          1. Zoraccer
            17.11.2021 18:35

            И варят, и паяют, в зависимости от конструкции сочленений и нагрузок на них. Очень удачный вариант "пайка сваркой" - пайка кремнистой бронзой (CuSi3(Mn1)) при помощи TIG-сварочного аппарата. Конечно, кремнистая бронза сильно недотягивает до прочностных параметров современных сталей, но при пайке не нарушает их термообработку\фазовый состав\размер зерна, и не вносит напряжения в околошовную зону, что благоприятно сказывается на усталостной прочности.


        1. Tarakanator
          18.11.2021 09:32

          Так хромоль я так понимаю СЕЙЧАС актуален как раз из-за ремонтопригодности. Если выкинуть ремонтопригодность, то карбон лучше т.к. легче.


          1. PTM
            19.11.2021 12:17

            Это как тёплое и мягкое. Он тоже не сильно ремонтопригоден в полевых условиях, но легче чем алю но тяжелее, чем карбон.


            1. Tarakanator
              19.11.2021 12:30

              Если вопрос ремонтопригодности не стоит, то почему бы не взять карбон? китайцы делают уже за недорого.


    1. PTM
      17.11.2021 17:17

      модельки есть?


      1. drWhy
        19.11.2021 11:00

        Это титановая версия алюминиевого велосипеда MX-6, производимого Empire Cycles серийно, управляющий директор компании Крис Уильямс обратился к производителю оборудования для 3D печати Renishaw, вначале для производства подседельного узла, затем удалось переработать всю раму под размер камеры установки Renishaw AM250 — 30 см.
        Клей для рамы предоставила компания Mouldlife.
        В итоге рама стала весить 1400 г при весе алюминиевой в 2100 г. Полагаю, при производстве цельной рамы на установке с большим размером камеры вес можно будет ещё уменьшить за счёт стыков.
        К тому же планировалось перейти на спекание алюминия — он легче титана, но понадобится более мощный лазер.

        Стоимость велосипеда попадалась 6к евро.

        Полый подседельный узел, оптимизированный с 360 до 200 г.


    1. Am0ralist
      19.11.2021 10:14
      +1

      второй — прикольный


      1. drWhy
        19.11.2021 11:04

        Боюсь, тяжеловат. Но красивое, да.


        1. Am0ralist
          19.11.2021 12:52

          Если просчитать нагрузки и арочность использовать по полной, думаю, процентов на 50 можно было бы выкинуть лишнего)
          По примеру вилки lefty той же


          1. drWhy
            19.11.2021 13:07

            Было бы желание.
            ЕМНИП рекордный велосипед весит 2700 г, но на нём по нашим дорогам не поедешь, да и вес подходящей резины обесценивает минимизацию веса рамы.
            Левши, кстати, стали довольно распространены, к примеру в прокатных велосипедах. Но они кажется не слишком лёгкие, а необычный дизайн скорее для минимизации краж комплектующих ввиду несовместимости.

            Mobike


  1. Zoraccer
    17.11.2021 18:32

    Очень любопытно, как обстоят дела с внутренними напряжениями в печатных деталях. Я понимаю, что камеры как правило подогреваемые и термостабилизированные, но dT огромна и усадочные напряжения неизбежны, притом очень разные по XY и Z. И логичное продолжение вопроса, связанное со скоростью охлаждения : какой получается фазовый состав\микроструктура, проводится ли локальная ТО тем же лазером, идут ли потом детали на отпуск\отжиг\доспекание, или так, что вышло, то и вышло?

    Не пора ли переходить на электронно-лучевое спекание и магнитооптику? Понятно, что будет тормозное излучение, но с ним можно достаточно успешно бороться.


    1. iQBTechnologies Автор
      18.11.2021 14:32

      Конечно, после печати в материале накапливаются внутренние напряжения,  которые снимаются термообработкой. Полученные заготовки можно подвергать термообработке как для снятия остаточных напряжений (в зависимости от материала, это среднетемпературный отпуск или нормализация), так и для изменения структуры материала, повышения механических свойств – прочности, твердости, пластичности.

      Что касается структуры получаемого сплава, как заявляют специализированные зарубежные лаборатории, она очень близка к литью.


  1. Diordna
    18.11.2021 04:49

    Недавно дорабатывали на токарном станке деталь распечатанную из нержавейки, ребята, там шероховатость поверхности распечатки была видна невооружённым глазом.


    1. iQBTechnologies Автор
      18.11.2021 10:15

      Постобработку никто не отменял. Если у вас высокие требования к шероховатости и плоскостности поверхности, проводится мехобработка.


  1. AlexArt84
    18.11.2021 10:57
    +1

    Давайте не будем принижать Паскаля! Пишите единицы измерения правильно: МПа. ????


    1. iQBTechnologies Автор
      18.11.2021 11:01

      Спасибо за замечание! Надеемся, Паскаль не обидится)


  1. ATGE
    19.11.2021 10:11
    +1

    Касаемо материалов, а что насчет печати твердыми сплавами (например, ВК8)?


    1. iQBTechnologies Автор
      19.11.2021 10:35
      +1

      Группа твердых сплавов ВК8 (вольфрамокобальтовая) состоит из зерен карбида вольфрама и кобальта. Вольфрам является один из самых тугоплавких металлов - температура его плавления лежит в диапазоне 3600-3700°С. Такую температуру пока что невозможно реализовать на лазере.


      1. drWhy
        19.11.2021 11:18

        ЕМНИП с помощью гелиостатов можно получить температуру порядка 4000 градусов.


  1. eugeneb0
    20.11.2021 03:09

    Спасибо, интересно!

    Насколько я понимаю, в прошедшем десятилетии наблюдалась тенденция к сильному и неуклонному снижению стоимости 3D-печати. На этом фоне у меня возникает интересный вопрос по экстраполяции этой тенденции в будущее. Как Вы считаете, сможет ли когда-нибудь 3D-печать вытеснить традиционный способ производства шурупов по дереву? Самых простых и обыкновенных, скажем, стальных 4 на 40 мм?

    И если да, то о каком временнОм горизонте может идти речь?


    1. iQBTechnologies Автор
      22.11.2021 10:12
      +1

      Пока что делать такие предположения невозможно. Стоимость оборудования и материалов, конечно, имеет тенденцию к снижению, но 3D-печать металлом на сегодня остается самой дорогостоящей аддитивной технологией. Печатать "самые простые и обыкновенные детали" сегодня и в обозримом будущем будет нерентабельно (если речь идет о существующих 3D-технологиях). В относительно близкой перспективе можно говорить о массовом серийном аддитивном производстве сложных изделий, которые неэффективно или невозможно изготавливать традиционными способами.


      1. eugeneb0
        26.11.2021 10:26

        Понятно. Спасибо!