С чего бы начать? Шел 2014 год, мы были студентами 2го курса (ПНИПУ и ИТМО), учились на около прогерских специальностях. В прошлом — просто одноклассники, в целом — хорошие друзья. Наверное, каждый испытывал чувство, когда ты только-только познал азы программирования, а уже мечтал и строил планы о том, как напишешь программу и заработаешь миллионы. Мы не стали исключением.
Недолго думая, мы решили, что будем делать Android приложение, поскольку у обоих были какие-никакие познания в Java, да и сама концепция «выложи и укажи цену» очень грела наши карманы. Думаю, все уже прекрасно поняли/посмеялись над нашей наивностью, но тогда мы этого не осознавали.
Первое, с чем мы столкнулись, это конечно же идея. Чтобы такое придумать, чтобы это было относительно просто в реализации, посильное нам и интересное не только нам? Мы оба являлись фанатами Ferrari, не долго думая, мы решили, что мы такие не одни. Но желательно бы не придумывать свой NFS или Asphalt. Остановились на идее logo quiz’а, но очень тематическом, а именно: отгадывание/угадывание моделей авто легендарной марки по фото (интересно, что на тот момент в Google Play не было ничего подобного ни по одной марке автомобилей и в будущем, можно было бы развить идею).
Ну все, дело осталось за малым и мы погрузились в работу с головой. Без каких либо знаний в управлении/ведении/разработке проектов, но с диким желанием, пламенем в глазах и верой в горы денег.
Для понимания того, насколько все было плохо:
- использование Eclipse IDE (только под самый конец мы переехали на Android Studio);
- отсутствие какого либо ТЗ или даже User Story;
- речи же об использовании каких либо систем контроля версий естественно не было (только обмен файликами в ВК и почтой — только хардкор);
- и уж тем более мы не использовали никакого soft’а для управления проектами (а об agile к тому времени и вовсе не слышали).
Сказать, что работа кипела — ничего не сказать. Мы уделяли проекту все наше свободное время: до пар, после пар, иногда даже вместо пар. Результат не заставил себя долго ждать и спустя очень короткое время, появился какой-никакой рабочий прототип.
После того, как каркас был сделан, необходимо было добавить хоть какой-нибудь интересности:
- появилось вразумительное меню;
- разбили всю игровую логику на уровни;
- добавили подсказки 2х типов;
- добавили систему набора очков, которые можно было растрачивать на подсказки;
- шаринг достижений в самые популярные соц. сети;
- и
многоене многое другое.
Также, нужно было подтянуть и визуальную составляющую нашего приложения (подгон под все основные разрешения экранов никогда не забыть).
Проблем по ходу работы было много, но мы общими усилиями справлялись со всеми трудностями. Спустя месяца 4 приложение было готово.
И вот настал день истины, когда можно было наконец-то купить заветную лицензию разработчика и опубликовать приложение. Все шло спокойно и не предвещало беды: приложение залито в store и даже прошло модерацию.
Я никогда не забуду то чувство, которое испытал впервые — неимоверная радость, от полноценного/законченного продукта, который ты так долго (относительно всяких лабораторных) делаешь и что этим можно поделиться со всем миром.
Радость длилась недолго — ровно полдня, именно до тех пор, пока нам не пришел бан, в котором сухо говорилось о том, что мы нарушили какие-то авторские права. И вот тут-то мы начали понемногу просыпаться от всех грез, которые навыдумывали себе во время разработки.
На все наши вопросы типа: «Что конкретно мы нарушили?» мы так и не получили внятного ответа от поддержки Google (с чем думаю сталкивались многие из вас), вдобавок ко всему у нас забрали лицензию разработчиков, спустя несколько попыток исправить приложение и перевыложить его.
Только потом нам стало понятно, что причин для нашего бана было выше крыши:
- использование чужих фото/аудио материалов;
- использование запатентованного товарного знака, который нам и вовсе не принадлежит.
Думаю, если покопаться, можно еще к куче чего-либо прикопаться.
В срочном порядке мы стали решать возникшую проблему:
- изменили название приложения;
- выпилили по возможности имя знаменитой марки ;
- заменили картинки, так чтобы на них минимально виднелся или вообще не виднелся всеми узнаваемый логотип;
- указали, что все используемые нами фото в приложении были взяты из открытых источников;
- и т.д.
Но ничего, ничего из этого не помогло нам попасть в store. Совсем отчаявшись, мы консультировались со знакомыми юристами и даже писали в компанию Ferrari (Fiat group), подробно рассказывая о том, как сильно мы любим их марку и может они нам смогут чем-то помочь. Но нам даже не ответили. Какими же наивными мы были, сейчас я вспоминаю об этом с улыбкой, тогда же мы находились на грани депрессии.
Чем все закончилось?
К сожалению, в Google Play мы так и не попали. К нашей, очень маленькой, радости Яндекс.Store (или как он там правильно называется), оказался менее привередлив и мы спокойно выложили наше приложение туда, благополучно забыв о нем практически навсегда (если кому-то будет интересно, мы постараемся восстановить доступ к Яндекс.Store и сделать приложение бесплатным или выложить проект на GitHub).
Я не могу сказать, что все это было впустую. Было набито много шишек и сделано много полезных выводов. Из небольших плюшек: каждый из нас получил не один автомат/зачет, отразив в отчетах технологии, которые были использованы при создании приложения + мы даже поучаствовали в каком-то конкурсе с этим приложением (Android Challenge вроде бы так он назывался).
Зачем я все это пишу? Просто захотелось высказаться. Наверное, из-за того, что мне немного грустно, что мир так и не увидел то, чем мы хотели поделиться с ним. Да и это своего рода предостережение, с чем может столкнуться каждый начинающий разработчик, чтобы вы не совершали ошибок, которые совершили мы в свое время.
Я ни в коем случае не призываю вас отказаться от всех ваших безумных идей, наоборот — творите, пробуйте, получайте опыт, но все-таки не забывайте о холодном инженерном расчете и не опускайте руки раньше времени.
Теперь, первое, с чего мы начинаем — это «А можно ли нам это сделать с юридической точки зрения?»
Что же до нас? У нас все не так уж и плохо. Сейчас мы оба в Питере. Каждый, занят разработкой уникальных продуктов в своем роде, хоть и в абсолютно несвязных сферах — пытаемся по-своему сделать мир чуточку лучше. Каждому хватает на хлеб с маслом и даже чуть больше. Наша дружба стала только крепче. Мы вместе фрилансим, участвуем в различных хакатонах, посещаем meetup’ы, ведем pet-проекты да и просто проводим хорошо время вместе.
Комментарии (22)
ninJo
19.03.2019 14:20Недавно убрали мое приложение из стора, потому что в знаке зодиака льва модератор разглядел фаллический символ (но это не точно, я просто не знаю не к чему там придраться можно было еще). Я долго не мог понять в чем дело, приходило просто сообщение что мое приложение не соотвествует возрастному рейтингу… Вконце просто поменял рейтинг на 12+. Но слава богу никто не забанил и приложение вернули довольно быстро. У меня еще и прайваси полиси не было.
Killer
19.03.2019 14:50+1У нас было все хуже. Разработка приложения, выход в сторы, маркетинг. Проходит год! и прилетает бан. У приложения более 300к инсталов, куча отзывов и рейтинг выше 4.5 звезд. Ни каких объяснений и ни каких ответов от саппорта. Вот где горе было. Спасло только то, что были личные знакомства в гугле, через которые получилось достучаться и нам не объясняя из-за чего же был бан, восстановили приложение. За те пару недель мы попробовали выложить его в Яндекс, Амазон, Самсунг и прочие сторы и по прошествии пары лет я вам скажу, что они вообще не дают инсталов, просто мизер в сравнении с Гуглом.
APcode_ars Автор
19.03.2019 21:28Вы хотя бы смогли ощутить всю радость того, что были в сторе)
Мы же, даже этого не смогли)Killer
19.03.2019 22:25Поверьте, лучше сразу обломаться, чем вложить год-полтора в продукт, кучу денег в рекламу, и потом получить Превэд от монополии. Нам повезло выйти из этой ситуации чудом, в тот период я рыскал по инету похожие ситуации и оказалось, что их полно. Очень многим приходит бан, да еще и на все аккаунты. Страдали даже студии и все их клиенты, просто из-за того, что прилетал бан на аккаунт одного из клиентов, а поскольку приложения выкладывали часто сами разработчики, аккаунты считались связанными.
habrahabrovec
19.03.2019 16:29А мое приложение недавно забанили потому что я не указал Privacy Policy.
Issue: Violation of Usage of Android Advertising ID policy and section 4.8 of the Developer Distribution Agreement
If you decide to collect sensitive user information, be sure to abide by the above policies, and include a link to a valid privacy policy on your app's store listing page and within your app.
Но мое приложение не собирает данные и в нем нет рекламы :/ В приложении есть внутренниее покупки и firebase, может поэтому? :/ninJo
19.03.2019 16:33У меня тоже самое было, использовал только файрбейс аналитику. Добавил сгенерированное прайваси полиси и все вернули.
Vjaka
19.03.2019 21:01В моём случае бан начал и после появления privacy policy прилетать
Вылечилось тем, что отключил advertising id в статистике firebase в манифесте
<meta-data android:name="google_analytics_adid_collection_enabled" android:value="false" />
Rafael
19.03.2019 17:18В чём конкретно заключается несправедливость Google? В том, что им совсем неинтересно связываться с юридическим департаментом Fiat и объяснять им, почему это они распространяют коммерческое приложение, использующее их интеллектуальную собственность без официального разрешения?
При всём уважении к проделанному вами труду, ребята, это ваш просчёт. Несправедливости тут никакой нет. Сперва надо получить все разрешения на использование, а затем уже выпускать продукт на продажу.vdasus
20.03.2019 14:53+1Мне показалось, что статья немного не об этом. Она о том, что молодые, полные энтузиазма ребята сделали что-то полезное и не смогли этим полезным поделиться из-за около-юридических проблем. Сколько могло бы появиться разного полезного и хорошего если бы не, зачастую, идиотские ограничения. Причем часто ограничения расходятся со здравым смыслом. Я, например, про патенты аппле на телефон прямоугольной формы…
Скажем, идеалистическая грусть как могло бы быть если бы все были умными и добрыми, а не вот это вот всё. Несправедливость не гуглей (там все плохо с этим, да и не только у них), а как неправильно устроен мир.
Мне показалось так. Возможно я ошибаюсьAl_Azif
21.03.2019 09:33Я вам скажу так: в этом мире очень много молодых и энергичных ребят, которые берут торговую марку, которые бережно растили до них десятилетия, ну и начинают шлёпать.
Скажем куклы Бэтменов, ну или там Шрека. Вот Дримворксу радости-то )
«Взять чьё-то, доработать и впарить» — это по сути культурная и экономическая история человечества в одной фразе. Единственный вопрос заключается в том что «как много брать и насколько дорабатывать»?vdasus
21.03.2019 12:34Не все так просто если уж взяться философствовать. Потому что в масштабах человечества самое логичное и эффективное это как раз взять то что уже сделано и продолжить улучшать.
Если для того чтобы использовать фотографию лунной поверхности — мне, грубо, надо с нуля изобрести все что нужно для постройки ракеты и фотоаппарата, слетать, сфотографировать и только тогда использовать — у нас проблема…
Автор должен быть вознагражден — факт. Но если бы сменились механизмы распределения вознаграждения — возможен, мне кажется, сильный рывок вперед. Например если бы наступил коммунизм (каким он задумывался) — проблемы из поста вообще не могло бы возникнуть в принципе. И это точно не плохо.
Кстати, появление всяких спотифаев и нетфликсов значительно упрощает как раз вот это снятие некоторых ограничений на использование и все-таки передавать вознаграждение авторам. Жду стартап где за подписку Х в месяц можно использовать объекты под брендами. Платишь 10 евро в месяц и можешь использовать любую картинку диснея в своих играх.
Смена механизма — толчек вперед. Механизм старый — патентуем прямоугольные телефоны и вот это вот всё.
(Здесь не любят смайлики, поэтому, на всякий случай, отдельно отмечаю что все мной написанное — просто шутливые размышления)
PikselNsk
19.03.2019 18:25Довольно много подобных статей встречается в последнее время. На их фоне у меня начинает развиваться «банофобия». Банили моё приложение с 500к+ установок за внутреннюю рекламу не через средства google (в шторке была картинка со ссылкой на другие мои приложения). Не стал искать справедливости, перезалил без рекламы, разбанили.
zagayevskiy
20.03.2019 11:43Если вы про показ рекламы в нотификации — забанили абсолютно справедливо. Это вообще за гранью добра и зла.
PikselNsk
22.03.2019 11:49Нет. Я про боковую шторку. Предпочитаю пользователю намекать на другие свои приложения, нежели кричать о них.
ebragim
19.03.2019 20:42М… Объективно — вы серьёзно думали, что приложение с угадыванием точных редких моделей феррари — будет кому-то интересно?
APcode_ars Автор
19.03.2019 21:48Серьезно думали, что будет интересно:
в соц. сетях довольно много пабликов, посвященных Ferrari, которые насчитывают участников тысячами — кто-нибудь да и заинтересовался бы
BandGsharp0
20.03.2019 11:58Странно то, что Феррари не дали добоо на приложение. Бесплатная реклама, два разработчика, которые сделали все за них.
zagayevskiy
20.03.2019 12:46Ничего странного. Зачем Феррари ассоциации с какими-то рандомными студентами, которые сделали непонятно что? А реклама — это вообще смешно.
SoftArtDev
21.03.2019 10:30Сталкивался с подобным когда Google Play отклонил мое приложение из-за того что на скриншотах были обложки альбомов. Решил тем, что я в то время помимо прочего сочинял музыку в FL Studio, и в результате на обложка моей дебютной пластинки засветилась на скриншотах моего дебютного приложения.
Suvitruf
Конечно, у Google сапорт ужасен, да, они зачастую превентивно банят, а уже потом выясняют кто не прав. Но первопричина то проблемы в том, что вы нарушили чужие права.
APcode_ars Автор
Я с Вами полностью согласен, что мы сами виноваты
Используя слово «Несправедливость» я хотел показать, что бывают случаи, когда разработчики (особенно не опытные) ведут себя, как маленькие обиженные дети — а именно: «Все плохие, а я вот один хороший!»