Понятие «чёрный пиар» появилось в России, причём относительно недавно. Явление за достаточно непродолжительный срок успело прочно занять свою нишу и начать наводить ужас на политиков, блогеров, предпринимателей и все остальных конкурентоспособных людей, производящих собственный продукт.

На сегодняшний день чёрный пиар, организованный конкурентами или просто неприятелями, при помощи интернета за считанные дни (а в некоторых случаях и вовсе часы) находит свою целевую аудиторию, формируя общественное мнение о человеке или бренде.


Задачи чёрного пиара


Любой организатор информационной атаки преследует главную цель — уничтожить репутацию соперника. Мотивом в таком случае могут стать неприязненные отношения, стремление занять чужое место, желание вытеснить конкурента с рынка и так далее.

Основным оружием black PR-атаки является информация. Фактическая, гипертрофированная или же и вовсе выдуманная, она распространяется злоумышленниками по всему интернету, выкладывается там, где собирается ваша целевая аудитория, планомерно разрушает ваш имидж. Удар по реноме может идти с любой стороны — организаторами кампании чёрного пиара могут стать конкуренты, коллеги, клиенты, знакомые и, что нередко случается, близкие вам люди.

Чёрный пиар — это, как некоторым может показаться, аморальный способ решения личных задач. Однако к такому методу сегодня обращаются все: от частных предпринимателей до людей первой величины, от мелких предприятий до крупнейших холдингов с мировым именем. Причиной такой популяризации послужил тот факт, что подавляющее большинство пользователей интернета охотно воспринимает транслируемую в сети информацию. Всего одной статьёй, опубликованной на правильном ресурсе, и парой десятков комментариев, оставленных в определённых соцсетях, можно уничтожить репутацию человека — это отлично понимают те, кто занимается чёрным пиаром на профессиональном уровне. Некоторые пиарщики тонко уловили интерес аудитории к информационным атакам как к альтернативному и действенному методу оперативного решения проблем. Так, сегодня на рынке услуг представлены различные пиар-компании, занимающиеся в том числе и организацией информационных атак, а также целые агентства управления репутацией (serm-агентства), которые берутся не только за дискредитацию, но и за противодействие злоумышленникам, восстановление репутации после войны.

Признаки черной пиар-кампании, или как понять, что на меня напали


Если атаку на вас начали дилетанты, не имеющие должных ресурсов и компетенции, то распознать дискредитацию крайне просто:

  1. В сети начало появляться неестественное количество откровенно лживых статей и отзывов о вас, вашем бренде.
  2. Данные распространяются исключительно по бесплатным каналам (соцсети, третьесортные информационные порталы, блоги и форумы).
  3. Статьи и отзывы крайне низкого качества, содержат ошибки, не дружат с форматированием.
  4. Материалы размещаются с 1-2 «мёртвых» аккаунтов — профилей без информации о человеке, фотографии, записей на стене или постов в других темах и так далее.

Что делать, если на меня началась пиар-атака?


В первую очередь, необходимо сохранить холодный рассудок и чётко спланировать свои дальнейшие действия. Важно определить источник атаки — так вы сможете оценить соперника, понять его мотивы и цели, провести более эффективную кампанию по противодействию злоумышленникам. Вероятно, вам придётся сыграть на опережение и заведомо оповестить своих клиентов и партнёров о том, что против вас организована информационная атака. Далее важно определить собственные цели: хотите ли вы просто остановить дискредитацию или планируете мстить — от этого зависит как комплекс дальнейших действий, так и количество необходимых для противостояния ресурсов.

Теперь пора действовать. Защита репутации и нейтрализация информационной атаки требуют комплексного подхода: невозможно восстановить реноме, просто остановив чёрный пиар — важно провести работу над моделированием общественного мнения.

Учесть все детали у новичка не получится. Самым верным решением для экономии времени, денег, нервов в такой ситуации является обращение в специализированное агентство управления репутацией за помощью.

Можно ли справиться с черной пиар-кампанией без привлечения профессионалов?


Можно. Если вы уверены, что способны отразить информационную атаку и восстановить подорванную репутацию самостоятельно, то действуйте без привлечения экспертов со стороны. Какой бы вариант вы ни выбрали — бороться со злоумышленниками своими силами или обращаться к специалистам по чёрному пиару — везде найдёте свои плюсы и минусы.

Вариант 1. Самостоятельное решение конфликта

Плюсы:

  • Вы стопроцентно контролируете процесс.
  • Никому не нужно рассказывать всю подноготную взаимоотношений с организаторами атаки.

Минусы:

  • Отсутствие компетенции в вопросах ведения информационных войн: последствия одной ошибки могут быть фатальными.
  • Высок риск усугубления конфликта.
  • Отсутствие времени заниматься своими прямыми делами и обязанностями.
  • Велика вероятность лишних затрат («я думал, что это мне поможет, но оно не работает...»)

Вариант 2. Помощь профессионалов по управлению репутацией

Минусы:

  • Незнание важных критериев выбора специалистов может привести вас к дилетантам.
  • Крайне скромное количество агентств управления репутацией на рынке.

Плюсы:

  • Специалисты разработают действенную стратегию персонально для вас.
  • Профессионалы уже не раз сталкивались с информационными атаками — они знают, как выжать максимум эффекта при минимальных затратах и в короткие сроки.
  • Serm-агентство имеет в своём арсенале все необходимые для ведения войны ресурсы (команда, ПО, опыт, связи и так далее).
  • Профи не только отразят атаку, но и восстановят испорченную репутацию.
  • Агентство управления репутацией может провести диагностику, а также дать рекомендации по предотвращению подобных ситуаций в будущем.

Чёрный пиар — это не приговор. При рациональном подходе и достойном стратегическом планировании информационная атака может даже сыграть вам на руку, повысив рейтинги.

Основное правило здесь — реагировать на волнения среди целевой аудитории своевременно и не дожидаться коллапса. И если вы сомневаетесь в собственных силах, не занимайтесь самолечением — доверьте свою репутацию тем, кто точно знает, что с ней делать в экстренной ситуации.

Комментарии (25)


  1. lain8dono
    21.04.2019 18:49
    +1

    А что посоветуете почитать для желающих попробовать себя в чёрном пиаре?



    1. pr24 Автор
      22.04.2019 10:50

      Советую книгу Антона Вуймы, в ней найдете много советов как для новичков, так и для профессионалов
      www.litmir.me/br/?b=54587&p=1


    1. half-life
      24.04.2019 01:42

      1. submagic
        24.04.2019 09:27

        Да, довольно здравая статья. Хотя стиль изложения и трэшевый.


  1. IgorRJ
    21.04.2019 19:03
    +1

    «также целые агентства управления репутацией (serm-агентства), которые берутся не только за дискредитацию, но и за противодействие злоумышленникам, восстановление репутации после войны.»
    Замечательно. Организуем чью-нибудь дискредитацию, а потом предлагаем ее восстановить.


    1. submagic
      21.04.2019 20:28

      А что, кто-то ещё не в курсе, как студенты зарабатывают на отзывах в картах Яндекса и Гугла, а также на «Отзовике» и т.п. ресурсах? Раскидал сотню вполне себе вежливых комментариев о PR-чувствительных бизнесах в стиле «Не рекомендую. Сейчас расскажу, почему...» — и ждёт сообщений от пиарщиков компаний, у которых начало подгорать. Дальше, думаю, всем понятно.


      1. IgorRJ
        21.04.2019 20:49

        Я не в курсе. Когда я был студентом (в 77 году) — Гугла не было :)
        И когда дети учились — его еще почти не было.


        1. submagic
          21.04.2019 20:55

          Ну так Вы же сами описали технологию комментом выше. Дело же не в Гугле, это здесь лишь инструмент. Тем более, Вы должны были наблюдать 90-ые уже вполне взрослым человеком, т.е., понимаете смысл предложения типа «а давайте мы будем охранять Ваш бизнес от ужасных опасностей, что ему грозят».


          1. IgorRJ
            21.04.2019 21:57

            Ну да. Технологии немножко разные, а суть — одна.
            А «не в курсе» — это конкретно про нынешних студиозусов :)
            Я все еще под «полубаном» — могу вякать не чаще, чем раз в час. :(


  1. GeMir
    21.04.2019 19:31

    В тему:

    Лебедев


    1. submagic
      21.04.2019 20:30

      Отзывы о компании, которая за деньги пишет любые отзывы?


  1. pyrk2142
    21.04.2019 20:00
    +6

    Тем довольно интересная, но сама статья крайне шаблонная, извините :(

    «Что такое Х и как с этим жить?

    Вы столкнулись с Х. Х мешает жить, с этим надо бороться. Это можно сделать самостоятельно, либо обратиться в компанию.

    Самостоятельное решение:
    [Несколько сомнительных плюсов без упоминания нескольких важных]
    [Куча минусов во всем]

    Обращение в компанию:
    [Куча плюсов]
    [Пара незначительных минусов без упоминания важных]

    Резюме — борьба с Х важна, лучше обратиться в компанию профессионалов по борьбе с Х.

    Искренне ваша,
    Компания профессионалов по борьбе с Х»


  1. googlodrocher
    21.04.2019 20:41

    Надо сказать заветные слова «муть, чушь и компот».


  1. Ilha
    21.04.2019 22:07
    -1

    Знаете, что я вам всем скажу. Статья базовая, слабенькая, но эту тему давно нужно поднять. Потому что можно ржать и вспоминать школьников — ровно до того момента, когда это с вами случится. И в условиях интернета мир вам с овчинку покажется — и вы будете готовы башлять мальчикам с отзывами, девочкам и кому угодно, лишь бы отмыться от ползущей заразы. В первый момент трудно прийти в себя, собраться, ответить, ты парализован. И вот такая простенькая шпаргалка может освежить. И да, в ИТ — сплошь и рядом, да обнесёт вас чаша сия…


    1. pr24 Автор
      22.04.2019 11:08

      Понимаю хабровчан, не всем интересны основы, для кого-то они выглядят совершенно скучными. Но, как вы и сказали, люди начинают интересоваться подобными вещами, только когда дело коснется их самих, хотя подсознательно всегда переживают на тему того, что о них подумают другие. Кучи фейковых страниц в том же Вк — прямое тому подтверждение. Если люди боятся показать свои настоящие страницы в обсуждениях постов, не хотят вмешательства в свою жизнь, значит они все таки заботятся о безопасности личной информации, и правильно делают.


      1. ProstoUser
        22.04.2019 13:01
        +1

        Понимаю хабровчан, не всем интересны основы, для кого-то они выглядят совершенно скучными


        Дело не в том, что «не всем интересны основы». И не в скуке дело. От статьи с подобным названием на Хабре ожидается описание вариантов атак и вариантов методов отражения атак. Какие-то примеры подобных атак. Определение «заказчика» и цели. Какие-то советы, что надо делать, что не надо, поскольку бесполезно и делает еще хуже, что дорого, что дешево, что в каких случаев эффективно, что не эффективно. Как работает и какими средствами располагает «внешняя» компания по управлению репутацией.
        Даже критерии выбора специалистов по управлению репутаций никак не упомянуты, написано только, что незнание этих критериев «приводит к дилетантам».

        То есть статья выглядит как текст от копирайтера-дилетанта на каком-то «тематическом» сайте, написанный исключительно для «придания объема» — очевидные фразы с нулевым полезным эффектом. Реакция сообщества в виде голосования за статью и карму автора наглядное этому подтверждение.

        А теперь, внимание, вопрос! Как вы оцените профессионализм борца за репутацию, который размещает на неком ресурсе статью с неявной рекламой своих услуг (а как еще можно эту статью расценивать?), которая предсказуемо и однозначно вызовет резко отрицательную реакцию сообщества?


        1. submagic
          22.04.2019 13:29

          От статьи с подобным названием на Хабре ожидается описание вариантов атак и вариантов методов отражения атак. Какие-то примеры подобных атак. Определение «заказчика» и цели. Какие-то советы, что надо делать, что не надо, поскольку бесполезно и делает еще хуже, что дорого, что дешево, что в каких случаев эффективно, что не эффективно. Как работает и какими средствами располагает «внешняя» компания по управлению репутацией.
          Да. Хотя бы чего-то немного выше уровня очевидных банальностей.

          Но для того, чтобы «смело раскрыть работающие ноу-хау» (тем самым во многом их обесценив, если не сразу, то в близкой перспективе) нужно иметь в запасе на порядок больше существенно более крутых методов. Что имеет место быть далеко не у всех.


        1. pr24 Автор
          22.04.2019 14:28

          Как вы могли заметить, это моя первая статья здесь. Я хочу понять, интересны ли эти темы пользователям, стоит ли развивать их, раскрывать подробности; критика приветствуется.
          А теперь внимание ответ: если бы я хотел что-то прорекламить, я бы это делал иначе.


          1. ProstoUser
            22.04.2019 14:32
            +1

            Тема, безусловно, интересная. Об этом, как ни странно, говорят минусы.

            Это обманутые ожидания. :-)


  1. texder
    21.04.2019 22:08
    +2

    Занимательно. Этой статьей вы уронили себе репутацию на Хабре. Черный пиар в действии


    1. pr24 Автор
      22.04.2019 11:55

      Черный пиар тоже пиар ;)


      1. vism
        22.04.2019 12:16

        любители стрелять себе в ногу?)


  1. Mimizavr
    22.04.2019 11:12
    +1

    У Марка Твена это описано гораздо интереснее
    Как меня выбирали в губернаторы


  1. vism
    22.04.2019 12:15

    Я думал это доклад студента первого курса, а потом смотрю — статья!