Очень много вопросов в последнее время задают о дистанционном образовании в России. Как один из студентов данного вида образования, я решил поделиться с вами этой информацией. Скажу сразу, что я не буду открывать данные об университете, снимки личного кабинета и прочею информацию, но рассказать о них расскажу.
Преамбула
Я студент 4 курса одного из московских вузов, дистанционной (заочной) формы обучения. Живу в недалекой от Москвы провинции. Несколько лет назад мне пришлось забыть о престижных ВУЗах страны по семейным проблемам. Выбор оставался между дистанционным образованием и местным очным в радиусе 100 км. Мой выбор, как вы уже поняли, пал на первый вариант. Основным фактором сыграло то, что там и там я не получу достойное образование, поэтому нужно выбирать то, где будет больше свободного времени на посещение курсовой подготовки и на самообразование.
Дистанционное vs заочное образование
Дистанционное образование имеет почти полное сходство с заочным образованием, главное их различие в том, что экзамены и зачеты сдаются не в университете, а дома перед компьютером. В дополнение к этому, у вас есть быстрая связь с куратором, а также с преподавателями (или, как это сейчас говорят, тьютор). Если вам не нужны постоянно обновленные зачетка и студенческий билет, то вы можете приехать в университет, только один раз за все время — на диплом и гос. экзамен
Учебный год
Учебный год распределен точно, также как и на очном обучении — два семестра. Длина каждого семестра — четыре месяца. Зимой время на отдых дается один месяц, летом три. В начале каждого семестра в личный кабинет выкладывают учебный материал по каждой дисциплине.
Учебный материал
Учебный материал содержит в себе полное методическое пособие + основной материал + список дополнительной литературы для подробного изучения. Практически в каждой дисциплине есть задания для самопроверки, их никуда отсылать не нужно, сам решаешь, сам проверяешь. В некоторых попадаются мини-тесты с проверкой, но они никак не влияют на общий результат и нигде не фиксируются. К середине семестра начинают выкладывать экзаменационные задания.
Экзаменационные задания
На данный момент мне известный только два экзаменационных задания — это сам экзамен (в виде теста) и практические задания (они есть не у каждой дисциплины).
Тест состоит из 30 вопросов и отводиться на него 40 минут. Есть несколько типов вопросов в тесте: с одним вариантом ответа, с несколькими вариантами, без вариантов ответа (нужно ввести правильный ответ в строку), выставить варианты ответа по порядку и последний тип — нужно сопоставить несколько групп между собой. Максимальное кол-во баллов за весь тест, варьируется от того, есть ли еще по данной дисциплине практическое задание. Если его нет, то макс. 100 баллов, если есть, то 50 баллов. На тест дается 3 попытки, засчитывается наилучший вариант сдачи.
Практическое задание представляет из себя текстовый документ, в котором содержится список заданий, который нужно выполнить и прислать до deadline. За него дают максимально 50 баллов.
Оценки
Из выше написанного текста, вы уже поняли, что за задания выставляют баллы, которые переводятся в оценки:
от 90 до 100 баллов — оценка 5 (Отлично);
от 70 до 90 баллов — оценка 4 (Хорошо);
от 50 до 70 баллов — оценка 3 (Удовлетворительно);
до 50 баллов — оценка 2 (Пересдача).
Общение с куратором и преподавателями
Все общение происходит с помощью email. Отвечают практически сразу (среднее время ожидание 1 час), естественно, если напишешь ночью, то ждать придется до утра. За все время обучения к преподавателю у меня возник 1 вопрос, на который мне ответили практически сразу с мобильного телефона. С куратором приходилось общаться чаще, тут уже были организационные вопросы, нежели учебные.
Общение с одногруппниками
Места в личном кабинете для прямого общения среди студентов нет. Единственное возможность общаться это социальные сети. Кто был на первом курсе на сборах, те смогли перезнакомиться и продолжить общение дальше, также есть возможность посмотреть в список своей группы и найти людей (но захотят ли они этого?).
Плюсы и минусы
Я не буду ставить здесь ни плюсов ни минусов. Так как дистанционное образование в России только начинает образовываться, естественно, первый блин всегда будет комом. Для кого-то это возможность, для кого-то это единственный шанс. Лично я не жалею о своем выборе, т.к. не оно в России дает то, что нужно (не беру в расчет несколько ВУЗов нашей страны, т.к. их, в соотношении с другим, и очень мало).
Вопросы и ответы:
В статье я написал лишь о структуре обучения, всего не написать, поэтому я с радостью отвечу на ваши вопросы в комментариях.