Мэрия Москвы опубликовала постановление от 10 сентября 2019 года № 1174-ПП, которое расширяет перечень данных для передачи службами такси в Единую региональную навигационно-информационную систему города Москвы (ГИС ЕРНИС).

Теперь службы такси, в том числе агрегаторы вроде «Яндекс.Такси» обязаны передавать следующие данные:

  • Фамилия, имя, отчество водителя.
  • Стаж вождения.
  • Серия, номер, срок действия водительского удостоверения.

  • О местоположении каждой машины с указанием статуса:
    1. свободен, принимает заказы;
    2. свободен, не принимает заказы;
    3. занят без пассажира;
    4. занят с пассажиром.
  • О номерах разрешений на осуществление деятельности такси в городе Москва.
  • О номерах государственных регистрационных знаков.
  • О сериях и номерах страховых полисов ОСАГО, а также о датах начала и окончания срока страхования.

Нюанс в том, что для передачи таких требований в ГИС ЕРНИС службы такси и агрегаторы обязаны взять с водителей согласие на обработку и передачу их персональных данных в ГИС ЕРНИС.

«Яндекс.Такси» и Uber лидируют на московском рынке агрегаторов с долей 68,1%, так что их информация интересует московскую мэрию в первую очередь.

С 2017 года они уже передают в ГИС ЕРНИС информацию о местоположении такси и номера разрешений на перевозки. Сейчас список значительно расширен. В него добавили, в том числе, персональные данные о водителях, включая ФИО и стаж вождения.

Новое постановление принято без обсуждения с отраслью, его исполнение потребует от агрегаторов внесения существенных изменений в программное обеспечение и финансовых затрат, которые «в конечном итоге будут возложены на потребителей», пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на собеседника в одной из компаний. Он упоминает проблемы, с которыми теперь столкнутся агрегаторы: непонятно, что делать, если водитель откажется подписывать согласие на обработку и передачу персональных данных. Вероятно, в таком случае следует исключить его автомобиль из базы, то есть фактически «уволить». Вероятно, агрегаторам придётся проверять самостоятельно достоверность информации о полисах ОСАГО, поскольку единого реестра не существует.

Крупные онлайн-сервисы давно сотрудничают с правительством Москвы по обмену данными о работе такси. Пока неясно, как будет реализован механизм обмена при расширении условий», — заявили в пресс-службе «Яндекс.Такси».

Руководитель центра компетенций Международного евразийского форума такси Станислав Швагерус пояснил, что раньше обмен информацией с ЦОДД (Центра организации дорожного движения) носил добровольный характер, а «теперь подошло время сделать это обязательным». Цель нововведений формально состоит в том, чтобы бороться с нелегальными перевозками. Например, теперь водитель-нелегал никак не сможет работать через агрегатор вроде «Яндекс.Такси». Эксперт полагает, что введение новых правил не должно привести к росту цен, потому что расходы компаний возрастут незначительно. Единственное, что может уменьшиться количество доступных машин на линии.

Не все специалисты согласны с городскими властями: «Агрегаторы уже собирают много информации, но контролировать полноту или точность данных, которые заполняют не они, как минимум странно. Более того, это никак не влияет на безопасность», — считает куратор рабочей группы «Связь и ИТ» экспертного совета при правительстве Ирина Левова. По её мнению, данным постановлением власти фактически перекладывает на агрегаторов обязанности государства по проверке документов.

Агрегаторы такси давно вызывают раздражение и у традиционных таксопарков, и у властей. Представители таксопарков обвиняют их в недобросовестной конкуренции и демпинге. Дело в том, что агрегаторы считают себя IT-компаниями, которые просто устанавливают связь между водителями и пассажирами. Поэтому формально они не подпадают под действие закона «О такси». Соответственно, агрегаторы не несут ответственности за ДТП, безопасность пассажиров, техническую исправность автомобилей и так далее. В отсутствие таких расходов они могут устанавливать цены ниже, чем у традиционных таксопарков.

В свою очередь, сами водители-частники, попав в базу информационного сервиса, теоретически могут закрыть ИП и не платить налоги: «Приложения создают условия для незаконной деятельности, привлекая нелегальных перевозчиков. Это одна из главных составляющих их успеха, — говорит Ярослав Щербинин, председатель межрегионального профсоюза «Таксист». — Нет учёта и отчисления налогов за работающих водителей, нет требований по обеспечению безопасности, ответственности перед пассажиром в случае ЧП. Потребителей привлекают ценой на уровне себестоимости поездки. Большинство водителей не понимает убыточности такого вида деятельности и втягивается в эту пирамиду. Традиционным игрокам сложно конкурировать в таких условиях».

Судя по всему, власти признают наличие проблем и собираются более жёстко регулировать рынок агрегаторов. Как сообщалось в сентябре, над регулированием рынка такси работают несколько экспертных групп. Один из законопроектов уже прошёл первое чтение в Госдуме, но получил критическую оценку администрации президента. Другой законопроект может быть представлен в Госдуму осенью. Вдобавок, правительство получило соответствующим ведомствам сформировать до 30 ноября 2019 года рабочую группу для совершенствования нормативных актов в сфере такси.

«Яндекс.Такси» тем временем демонстрирует рекордные показатели выручки и чистой прибыли — и готовится к IPO. Для оценки масштабов этого бизнеса достаточно сказать, что крупные инвестиционные банки оценивают «Яндекс.Такси» от $7,3 до $8,5 млрд, в то время как весь «Яндекс» стоит $12,4 млрд. Ещё два года назад «Яндекс.Такси» оценивался вдвое дешевле, то есть темпы роста очень высокие.

В таких условиях принятие закона, которое ущемляет бизнес, может очень дорого стоить инвесторам «Яндекс.Такси».

С другой стороны, после IPO информированные источники, которым знаком текст законопроектов и даты их рассмотрения, могут сыграть на скачках курса акций, как это уже случалось раньше.

В июле 2019 года депутат Горелкин без согласования с коллегами внёс законопроект об ограничении в России доли иностранного участия в значимых IT-ресурсах до 20%. Когда стало известно о возможной национализации компании, курс акций «Яндекса» за несколько часов упал с $42,37 до $36,13, то есть примерно на 14,8%. На следующий торговый день состоялась коррекция вверх.

Депутат Вячеслав Лысаков, соавтор одного из законопроектов о регулировании рынка агрегаторов, видит в действиях правительства Москвы финансовый интерес. По его мнению, чиновники получают возможность манипулировать рынком в интересах какой-либо стороны, что открывает возможность для коррупции: «Чиновники будут усложнять работу бизнеса под предлогом борьбы за безопасность», — считает он.

Комментарии (22)


  1. Gorthauer87
    23.09.2019 09:39
    +2

    И какой в этом толк большой, если все равно видел, как народ регает машину на кого то левого, а потом по этой регистрации спокойно катают.


  1. kisaa
    23.09.2019 09:58
    +3

    Эксперт полагает, что введение новых правил не должно привести к росту цен, потому что расходы компаний возрастут незначительно. Единственное, что может уменьшиться количество доступных машин на линии.

    Таких «экспертов»… в музей сдавать надо. Про кривую спроса-предложения они не слышали, и что случается с ценой равновесия при сокращении предложения, они тоже понятия не имеют?


  1. oktonion
    23.09.2019 10:23

    На понятно как тот же Яндекс сейчас выдает всю информацию о водителе просто в приложении при заказе такси любому заказавшему пассажиру. Без разрешения на обработку персональных данных?


    1. fouriki
      23.09.2019 11:04

      На обработку ПД Яндексом согласие есть. Теперь должно быть согласие на обработку ДИТом Москвы, по всей видимости


  1. TheGodfather
    23.09.2019 10:31

    Я, конечно, не москвич и не водитель такси, но в целом все предложение звучит как настолько очевидное и само собой разумеющееся, что даже непонятно, что обсуждать то? Естественно, агрегатор должен знать данные водителя, с кем работает. И, насколько я помню, водители заключают договор в той или иной форме, поэтому все эти данные и так уже есть. Если кто-то сажает левого таджика в авто от своего имени — выдавайте штраф и бан, если вскроется, очевидно же.
    Ну а что агрегатора обязали эти данные еще и товарищу майору передавать — ну как бы ничего не меняет же, тем более раз механизм передачи уже есть и налажен. Ну добавят к договору с водителем еще соглашение об обработке ПД (которое и так наверняка уже есть, к слову). Вообще ничего не меняется же.

    Так откуда весь сыр-бор???


    1. Vsevo10d
      23.09.2019 10:55

      Оттуда же, что и реклама по телеку из 90-х: «пора выйти из тени, время платить налоги». Как всегда, развели дикий рынок, а теперь пытаются его регулировать. Думаете, откуда все эти двойные росты капитализации за год? Потому что компания реально оказывает только IT-услуги (ну еще оклейку желтой пленкой), притом облегчив «вход в тему» до безобразия. В результате имеем картину — среднее между аутсорсом и майнингом: любой дурак с нужным железом может присоединиться, при этом он заработает копейки, но ощущает это как «заработок ни хрена не делая». А реальные выгодоприобретатели зарабатывают на том, что им к рукам прилипает комиссия от миллиона таких ловцов удачи за хвост. Вспомните облачный майнинг, когда компания и майнерам обещает доход, и рядовым гражданам предлагает у них помайнить арендой времени майнеров — тут такой же доход с обоих концов, позволяющий безбожно демпинговать и снимать проценты со всех.

      А теперь имеем: бедный таджик, чтобы заработать на еду семье с поездками по 199 рублей, сидит по 20 часов за рулем, сначала на Яндексе, потом на Убере. Компании абсолютно насрать на эти 199 рублей, потому она с радостью вернет их паксу при любой неурядице, если он например сдохнет с заснувшим за рулем таксистом. Таксиста она потом тоже прогонит, желающих еще очень много. Чувствуете градус прав и обязанностей сторон?

      Ах да, новый закон, конечно, ничего не даст, потому что поддельными осагами и правами никто не занимается — все выдают их в официальных учреждениях, просто за денежку. Большую, но не неподъемную. И это не нищий таджик их себе будет делать, а его бугор, который сделает их сразу десятку земляков, как и до этого патенты им на работу.

      Тьфу.


      1. Skycaptain
        23.09.2019 14:18

        Вы забыли упомянуть, что водители не являются сотрудниками, соответственно, yandex и иже с ними, не несут налоговую и соц нагрузку.


        1. Vsevo10d
          23.09.2019 15:50

          А вот это, кстати, результат того, что навык, подтвержденный специальным правом, является одновременно и профессией. Вот я например не могу быть научным сотрудником в вакууме — только в организации со штатным расписанием. Без него я максимум статейки на Хабре могу писать научно-популярные.
          А вот «водитель» — это человек с правами, и все. Поэтому я считаю правильной недавно промелькнувшую инициативу ввести понятие водителя-профессионала.
          Просто с такими вещами не нужно скатываться в современную зарегулированность дронов и водного транспорта. Что для квадрокоптера надо разрешение на воздушное пространство, а на дюралевую моторку — капитана маломерного судна и внутреннюю навигацию. И это, и правовой вакуум — крайности.


          1. Skycaptain
            23.09.2019 15:53

            я имел ввиду не водителей в принципе, а водителей yndex/ uber


            1. Vsevo10d
              23.09.2019 16:31

              И я о том же. Соцнагрузка и налогообложение есть у вакансий профильных учреждений, а не подключившихся фрилансеров. Пока люди согласны батрачить без соцстраховки и прибавки к пенсии — компании будут «агрегаторами», а не полноценными транспортными компаниями.


              1. EvilBeaver
                23.09.2019 16:53

                Люди согласны батрачить, а виноват Яндекс? А может он просто пользуется наличием безработицы и даёт возможность работы? Безработицу в exUSSR же не Яндекс создал, верно?


                1. Skycaptain
                  23.09.2019 19:00

                  создал не yandex, но система, частью которой он является. благодаря безработице он расходы минимизирует, а доходы максимизирует. в общем-то порочна сама система, но и yandex несет ответственность.


              1. Skycaptain
                23.09.2019 16:55

                через это они имеют конкурентное преимущество, о котором я и написал. те же французы, например, сове право быть сотрудниками отстояли забастовкой.


  1. saag
    23.09.2019 10:54

    Так откуда весь сыр-бор???

    Zorg сказал...:-)


  1. Mogwaika
    23.09.2019 11:41

    Мэрия Москвы хочет знать обо всех таксистах России или как они их различать будут, кто хоть раз внутрь МКАДа заедет?
    Не должно ли это на федеральном уровне регулироваться?


    1. skrimafonolog
      23.09.2019 15:14

      Мэрия Москвы хочет знать обо всех таксистах России или как они их различать будут, кто хоть раз внутрь МКАДа заедет?


      Технически несложно отфильтровать тех, кто в Мск географически в данный момент (или взял заказ в/из Мск из-за/за её пределы).


      1. Mogwaika
        23.09.2019 15:33

        Т.е. мэрия какой-нибудь Балашихи тоже может такое постановление выпустить, технически тоже несложно будет…


        1. skrimafonolog
          23.09.2019 15:35

          Т.е. мэрия какой-нибудь Балашихи тоже может такое постановление выпустить, технически тоже несложно будет…

          Конечно, мэрия Балашихи тоже может.


  1. lotse8
    24.09.2019 10:59

    Вопрос, зачем это властям Москвы нужно. Вероятнее всего, чтобы какой-нибудь данью обложить, типа регистрации или еще что. Безопасность движения и пассажиров они никак сбором этих данных не улучшат.

    Ездил я по Москве на этих такси. В большинстве случаев водители приезжие и для половины из них русский язык не родной, потому что говорят с акцентом. Понятно, что приехали денег заработать. Также понятно, что при таких тарифах квартиру в Москве им не снять, поэтому живут где придется и часто спят в тех же машинах, особенно летом.

    Никто этих водителей не контролирует, сколько часов он спал и спал ли вообще, здоров он или болен. Техническое состояние этих нещадно эксплуатируемых автомобилей тоже никто не проверяет, только техосмотр в автоинспекции раз в два года или раз в год. Летом у многих сиденья грязные, т.к. ездят без кондиционера с открытыми окнами. И не все ездят на своих авто, потому что несколько раз сами водители мне говорили в поездке, что арендуют автомобили.

    С точки зрения безопасности пассажиров — бардак полный и никто ответственности не несет. В лучшем случае вернут деньги за поездку. Единственный плюс — дешево. Лично я лучше бы платил вдвое дороже, но ездил бы с отдохнувшим здоровым водителем и на исправном и чистом автомобиле.


    1. Mogwaika
      24.09.2019 12:02

      Там вроде есть комфорт/бизнес/премиум версии, обычно чуть подороже, хоть на мерседесе за вами приедут, водитель блондин с голубыми глазами.


      1. lotse8
        25.09.2019 23:22

        У кого есть деньги на покупку личного мерседеса, тот таксистом не работает. С очень большой вероятностью водитель будет на арендованном мерседесе. И если авто будет получше, то водитель из той же категории и без контроля его физического состояния. Безопасность пассажира — это в основном квалификация и реакция водителя.


        1. Mogwaika
          26.09.2019 10:33

          А пилоты самолётов не владеют боингами…
          Вы попробуйте, потом скажете. Имхо ваше:

          Лично я лучше бы платил вдвое дороже, но ездил бы с отдохнувшим здоровым водителем и на исправном и чистом автомобиле.
          давно реализовано и люди пользуются.