Теперь службы такси, в том числе агрегаторы вроде «Яндекс.Такси» обязаны передавать следующие данные:
- Фамилия, имя, отчество водителя.
- Стаж вождения.
- Серия, номер, срок действия водительского удостоверения.
- О местоположении каждой машины с указанием статуса:
- свободен, принимает заказы;
- свободен, не принимает заказы;
- занят без пассажира;
- занят с пассажиром.
- свободен, принимает заказы;
- О номерах разрешений на осуществление деятельности такси в городе Москва.
- О номерах государственных регистрационных знаков.
- О сериях и номерах страховых полисов ОСАГО, а также о датах начала и окончания срока страхования.
Нюанс в том, что для передачи таких требований в ГИС ЕРНИС службы такси и агрегаторы обязаны взять с водителей согласие на обработку и передачу их персональных данных в ГИС ЕРНИС.
«Яндекс.Такси» и Uber лидируют на московском рынке агрегаторов с долей 68,1%, так что их информация интересует московскую мэрию в первую очередь.
С 2017 года они уже передают в ГИС ЕРНИС информацию о местоположении такси и номера разрешений на перевозки. Сейчас список значительно расширен. В него добавили, в том числе, персональные данные о водителях, включая ФИО и стаж вождения.
Новое постановление принято без обсуждения с отраслью, его исполнение потребует от агрегаторов внесения существенных изменений в программное обеспечение и финансовых затрат, которые «в конечном итоге будут возложены на потребителей», пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на собеседника в одной из компаний. Он упоминает проблемы, с которыми теперь столкнутся агрегаторы: непонятно, что делать, если водитель откажется подписывать согласие на обработку и передачу персональных данных. Вероятно, в таком случае следует исключить его автомобиль из базы, то есть фактически «уволить». Вероятно, агрегаторам придётся проверять самостоятельно достоверность информации о полисах ОСАГО, поскольку единого реестра не существует.
Крупные онлайн-сервисы давно сотрудничают с правительством Москвы по обмену данными о работе такси. Пока неясно, как будет реализован механизм обмена при расширении условий», — заявили в пресс-службе «Яндекс.Такси».
Руководитель центра компетенций Международного евразийского форума такси Станислав Швагерус пояснил, что раньше обмен информацией с ЦОДД (Центра организации дорожного движения) носил добровольный характер, а «теперь подошло время сделать это обязательным». Цель нововведений формально состоит в том, чтобы бороться с нелегальными перевозками. Например, теперь водитель-нелегал никак не сможет работать через агрегатор вроде «Яндекс.Такси». Эксперт полагает, что введение новых правил не должно привести к росту цен, потому что расходы компаний возрастут незначительно. Единственное, что может уменьшиться количество доступных машин на линии.
Не все специалисты согласны с городскими властями: «Агрегаторы уже собирают много информации, но контролировать полноту или точность данных, которые заполняют не они, как минимум странно. Более того, это никак не влияет на безопасность», — считает куратор рабочей группы «Связь и ИТ» экспертного совета при правительстве Ирина Левова. По её мнению, данным постановлением власти фактически перекладывает на агрегаторов обязанности государства по проверке документов.
Агрегаторы такси давно вызывают раздражение и у традиционных таксопарков, и у властей. Представители таксопарков обвиняют их в недобросовестной конкуренции и демпинге. Дело в том, что агрегаторы считают себя IT-компаниями, которые просто устанавливают связь между водителями и пассажирами. Поэтому формально они не подпадают под действие закона «О такси». Соответственно, агрегаторы не несут ответственности за ДТП, безопасность пассажиров, техническую исправность автомобилей и так далее. В отсутствие таких расходов они могут устанавливать цены ниже, чем у традиционных таксопарков.
В свою очередь, сами водители-частники, попав в базу информационного сервиса, теоретически могут закрыть ИП и не платить налоги: «Приложения создают условия для незаконной деятельности, привлекая нелегальных перевозчиков. Это одна из главных составляющих их успеха, — говорит Ярослав Щербинин, председатель межрегионального профсоюза «Таксист». — Нет учёта и отчисления налогов за работающих водителей, нет требований по обеспечению безопасности, ответственности перед пассажиром в случае ЧП. Потребителей привлекают ценой на уровне себестоимости поездки. Большинство водителей не понимает убыточности такого вида деятельности и втягивается в эту пирамиду. Традиционным игрокам сложно конкурировать в таких условиях».
Судя по всему, власти признают наличие проблем и собираются более жёстко регулировать рынок агрегаторов. Как сообщалось в сентябре, над регулированием рынка такси работают несколько экспертных групп. Один из законопроектов уже прошёл первое чтение в Госдуме, но получил критическую оценку администрации президента. Другой законопроект может быть представлен в Госдуму осенью. Вдобавок, правительство получило соответствующим ведомствам сформировать до 30 ноября 2019 года рабочую группу для совершенствования нормативных актов в сфере такси.
«Яндекс.Такси» тем временем демонстрирует рекордные показатели выручки и чистой прибыли — и готовится к IPO. Для оценки масштабов этого бизнеса достаточно сказать, что крупные инвестиционные банки оценивают «Яндекс.Такси» от $7,3 до $8,5 млрд, в то время как весь «Яндекс» стоит $12,4 млрд. Ещё два года назад «Яндекс.Такси» оценивался вдвое дешевле, то есть темпы роста очень высокие.
В таких условиях принятие закона, которое ущемляет бизнес, может очень дорого стоить инвесторам «Яндекс.Такси».
С другой стороны, после IPO информированные источники, которым знаком текст законопроектов и даты их рассмотрения, могут сыграть на скачках курса акций, как это уже случалось раньше.
В июле 2019 года депутат Горелкин без согласования с коллегами внёс законопроект об ограничении в России доли иностранного участия в значимых IT-ресурсах до 20%. Когда стало известно о возможной национализации компании, курс акций «Яндекса» за несколько часов упал с $42,37 до $36,13, то есть примерно на 14,8%. На следующий торговый день состоялась коррекция вверх.
Депутат Вячеслав Лысаков, соавтор одного из законопроектов о регулировании рынка агрегаторов, видит в действиях правительства Москвы финансовый интерес. По его мнению, чиновники получают возможность манипулировать рынком в интересах какой-либо стороны, что открывает возможность для коррупции: «Чиновники будут усложнять работу бизнеса под предлогом борьбы за безопасность», — считает он.
Комментарии (22)
kisaa
23.09.2019 09:58+3Эксперт полагает, что введение новых правил не должно привести к росту цен, потому что расходы компаний возрастут незначительно. Единственное, что может уменьшиться количество доступных машин на линии.
Таких «экспертов»… в музей сдавать надо. Про кривую спроса-предложения они не слышали, и что случается с ценой равновесия при сокращении предложения, они тоже понятия не имеют?
oktonion
23.09.2019 10:23На понятно как тот же Яндекс сейчас выдает всю информацию о водителе просто в приложении при заказе такси любому заказавшему пассажиру. Без разрешения на обработку персональных данных?
fouriki
23.09.2019 11:04На обработку ПД Яндексом согласие есть. Теперь должно быть согласие на обработку ДИТом Москвы, по всей видимости
TheGodfather
23.09.2019 10:31Я, конечно, не москвич и не водитель такси, но в целом все предложение звучит как настолько очевидное и само собой разумеющееся, что даже непонятно, что обсуждать то? Естественно, агрегатор должен знать данные водителя, с кем работает. И, насколько я помню, водители заключают договор в той или иной форме, поэтому все эти данные и так уже есть. Если кто-то сажает левого таджика в авто от своего имени — выдавайте штраф и бан, если вскроется, очевидно же.
Ну а что агрегатора обязали эти данные еще и товарищу майору передавать — ну как бы ничего не меняет же, тем более раз механизм передачи уже есть и налажен. Ну добавят к договору с водителем еще соглашение об обработке ПД (которое и так наверняка уже есть, к слову). Вообще ничего не меняется же.
Так откуда весь сыр-бор???Vsevo10d
23.09.2019 10:55Оттуда же, что и реклама по телеку из 90-х: «пора выйти из тени, время платить налоги». Как всегда, развели дикий рынок, а теперь пытаются его регулировать. Думаете, откуда все эти двойные росты капитализации за год? Потому что компания реально оказывает только IT-услуги (ну еще оклейку желтой пленкой), притом облегчив «вход в тему» до безобразия. В результате имеем картину — среднее между аутсорсом и майнингом: любой дурак с нужным железом может присоединиться, при этом он заработает копейки, но ощущает это как «заработок ни хрена не делая». А реальные выгодоприобретатели зарабатывают на том, что им к рукам прилипает комиссия от миллиона таких ловцов удачи за хвост. Вспомните облачный майнинг, когда компания и майнерам обещает доход, и рядовым гражданам предлагает у них помайнить арендой времени майнеров — тут такой же доход с обоих концов, позволяющий безбожно демпинговать и снимать проценты со всех.
А теперь имеем: бедный таджик, чтобы заработать на еду семье с поездками по 199 рублей, сидит по 20 часов за рулем, сначала на Яндексе, потом на Убере. Компании абсолютно насрать на эти 199 рублей, потому она с радостью вернет их паксу при любой неурядице, если он например сдохнет с заснувшим за рулем таксистом. Таксиста она потом тоже прогонит, желающих еще очень много. Чувствуете градус прав и обязанностей сторон?
Ах да, новый закон, конечно, ничего не даст, потому что поддельными осагами и правами никто не занимается — все выдают их в официальных учреждениях, просто за денежку. Большую, но не неподъемную. И это не нищий таджик их себе будет делать, а его бугор, который сделает их сразу десятку земляков, как и до этого патенты им на работу.
Тьфу.Skycaptain
23.09.2019 14:18Вы забыли упомянуть, что водители не являются сотрудниками, соответственно, yandex и иже с ними, не несут налоговую и соц нагрузку.
Vsevo10d
23.09.2019 15:50А вот это, кстати, результат того, что навык, подтвержденный специальным правом, является одновременно и профессией. Вот я например не могу быть научным сотрудником в вакууме — только в организации со штатным расписанием. Без него я максимум статейки на Хабре могу писать научно-популярные.
А вот «водитель» — это человек с правами, и все. Поэтому я считаю правильной недавно промелькнувшую инициативу ввести понятие водителя-профессионала.
Просто с такими вещами не нужно скатываться в современную зарегулированность дронов и водного транспорта. Что для квадрокоптера надо разрешение на воздушное пространство, а на дюралевую моторку — капитана маломерного судна и внутреннюю навигацию. И это, и правовой вакуум — крайности.Skycaptain
23.09.2019 15:53я имел ввиду не водителей в принципе, а водителей yndex/ uber
Vsevo10d
23.09.2019 16:31И я о том же. Соцнагрузка и налогообложение есть у вакансий профильных учреждений, а не подключившихся фрилансеров. Пока люди согласны батрачить без соцстраховки и прибавки к пенсии — компании будут «агрегаторами», а не полноценными транспортными компаниями.
EvilBeaver
23.09.2019 16:53Люди согласны батрачить, а виноват Яндекс? А может он просто пользуется наличием безработицы и даёт возможность работы? Безработицу в exUSSR же не Яндекс создал, верно?
Skycaptain
23.09.2019 19:00создал не yandex, но система, частью которой он является. благодаря безработице он расходы минимизирует, а доходы максимизирует. в общем-то порочна сама система, но и yandex несет ответственность.
Skycaptain
23.09.2019 16:55через это они имеют конкурентное преимущество, о котором я и написал. те же французы, например, сове право быть сотрудниками отстояли забастовкой.
Mogwaika
23.09.2019 11:41Мэрия Москвы хочет знать обо всех таксистах России или как они их различать будут, кто хоть раз внутрь МКАДа заедет?
Не должно ли это на федеральном уровне регулироваться?skrimafonolog
23.09.2019 15:14Мэрия Москвы хочет знать обо всех таксистах России или как они их различать будут, кто хоть раз внутрь МКАДа заедет?
Технически несложно отфильтровать тех, кто в Мск географически в данный момент (или взял заказ в/из Мск из-за/за её пределы).Mogwaika
23.09.2019 15:33Т.е. мэрия какой-нибудь Балашихи тоже может такое постановление выпустить, технически тоже несложно будет…
skrimafonolog
23.09.2019 15:35Т.е. мэрия какой-нибудь Балашихи тоже может такое постановление выпустить, технически тоже несложно будет…
Конечно, мэрия Балашихи тоже может.
lotse8
24.09.2019 10:59Вопрос, зачем это властям Москвы нужно. Вероятнее всего, чтобы какой-нибудь данью обложить, типа регистрации или еще что. Безопасность движения и пассажиров они никак сбором этих данных не улучшат.
Ездил я по Москве на этих такси. В большинстве случаев водители приезжие и для половины из них русский язык не родной, потому что говорят с акцентом. Понятно, что приехали денег заработать. Также понятно, что при таких тарифах квартиру в Москве им не снять, поэтому живут где придется и часто спят в тех же машинах, особенно летом.
Никто этих водителей не контролирует, сколько часов он спал и спал ли вообще, здоров он или болен. Техническое состояние этих нещадно эксплуатируемых автомобилей тоже никто не проверяет, только техосмотр в автоинспекции раз в два года или раз в год. Летом у многих сиденья грязные, т.к. ездят без кондиционера с открытыми окнами. И не все ездят на своих авто, потому что несколько раз сами водители мне говорили в поездке, что арендуют автомобили.
С точки зрения безопасности пассажиров — бардак полный и никто ответственности не несет. В лучшем случае вернут деньги за поездку. Единственный плюс — дешево. Лично я лучше бы платил вдвое дороже, но ездил бы с отдохнувшим здоровым водителем и на исправном и чистом автомобиле.Mogwaika
24.09.2019 12:02Там вроде есть комфорт/бизнес/премиум версии, обычно чуть подороже, хоть на мерседесе за вами приедут, водитель блондин с голубыми глазами.
lotse8
25.09.2019 23:22У кого есть деньги на покупку личного мерседеса, тот таксистом не работает. С очень большой вероятностью водитель будет на арендованном мерседесе. И если авто будет получше, то водитель из той же категории и без контроля его физического состояния. Безопасность пассажира — это в основном квалификация и реакция водителя.
Mogwaika
26.09.2019 10:33А пилоты самолётов не владеют боингами…
Вы попробуйте, потом скажете. Имхо ваше:Лично я лучше бы платил вдвое дороже, но ездил бы с отдохнувшим здоровым водителем и на исправном и чистом автомобиле.
давно реализовано и люди пользуются.
Gorthauer87
И какой в этом толк большой, если все равно видел, как народ регает машину на кого то левого, а потом по этой регистрации спокойно катают.