Сегодня мы расскажем о том, как работают онлайн продажи в авиакомпании S7 Airlines, которая первой в России запустила покупку билетов через интернет. В нашей статье мы подробно остановимся на том, как работает наш сайт и сопутствующие информационные системы, а также поделимся опытом всех этапов, которые мы прошли, чтобы сделать user journey комфортным и вариативным.



Сейчас пассажиры все делают через интернет: с помощью сайта или приложения они находят билеты, сравнивают варианты и цены, бронируют перелеты за деньги или мили, а также докупают дополнительные опции, например, улучшенные места, машину на прокат или отель. Примерно за 30 часов до вылета они уже могут зарегистрироваться на рейс, выбрать место, получить посадочный талон, — и все это онлайн. Сайт или приложение становятся отправной точкой для пользователя. И хотя снаружи все выглядит просто, внутри система состоит из множества связанных между собой компонентов.

Все данные о пассажирах (или PNR, Passenger Name Record) хранятся и обрабатываются в PSS (Passenger Service System). Без нее не может существовать ни одна авиакомпания, так как эта комплексная информационная система из множества модулей служит пользователю на самых разных этапах его пути. Пожалуй, самой важной частью PSS является компьютерная система бронирования (CRS, Computer Reservation System). В этой системе осуществляется поиск доступных рейсов по заданным фильтрам и создаются сами бронирования (то есть записи о данных пассажиров и их перелетов). Такие CRS системы и создали текущую версию PSS, состоящую из множества подсистем, например, из инвенторной (Inventory Management System), в которой содержится информация о количестве мест, или системы управления вылетами (DCS, Departure Control System), отвечающей за регистрацию на рейсы, выдачу посадочных талонов, приём багажа и посадку на борт.

В 1946 American Airlines создала первую автоматизированную систему бронирования, аналоги которой развивали другие авиакомпании в последующие десятилетия. Конечно, в самом начале каждая компания старалась придумать свое решение и выстроить собственную инфраструктуру. Но все они состояли из двух основных систем: главного компьютера, хранящего все данные, и точек входа (терминалов), через которые сотрудники авиакомпании, а позже и независимые агенты запрашивали информацию. В последствии сами авиаперевозчики создавали компании, специализирующиеся на предоставлении IT решений именно для своих коллег. Сегодня же в качестве PSS зачастую используются удаленные решения и сервера для хранения PNR и других данных.

В 1972 в СССР для бронирования авиабилетов запустили систему «Сирена» (СИстема РЕзервирования На Авиалиниях). Первая версия проработала 10 лет, до появления в 1982 году улучшенной версии «Сирена-2». Именно эта версия использовалась в авиакомпании «Сибирь», возникшей в 1992 году на базе Толмачевского объединенного авиаотряда. Из-за распада СССР, проект по созданию обновленной «Сирены-3», запущенный в производство в конце 1980-х, так никогда и не увидел свет. Модернизацией «Сирены-2» стали заниматься сразу несколько команд разработчиков, и у неё появилось несколько «форков». Одним из них стала Сирена-2.3, разработкой которой занималось ЗАО «ТАИС». Именно она стала первой PSS «Сибири», работавшей на наших собственных серверах.


К сожалению, «Сирена-2.3» довольно скоро перестала отвечать нашим растущим ожиданиям. Поэтому в начале нулевых мы заключили договор с международной компанией SITA об использовании её PSS «Gabriel». SITA была основана несколькими европейскими авиакомпаниями в 1949 году для объединения усилий по созданию телекоммуникационных сетей для гражданской авиации, а позже расширилась в другие области технологического обеспечения, включая создание IT-решений. Наш постепенный переход с Сирены-2.3 на SITA «Gabriel» продолжался в течение всей первой половины нулевых.

Новая улучшенная система впервые позволила нам задуматься о продаже билетов онлайн, так как «Сирена-2.3» не могла этого сделать. Наш сайт s7.ru появился еще в 1998 году, но был полностью информационным. На нем можно было узнать расписание, номера колл-центра по вопросам бронирований. Но купить билет можно было только через представительство компании или с комиссией у независимых агентов, имевших доступ в нашу CRS. Именно благодаря переходу на SITA «Gabriel» стала, наконец, возможна продажа авиабилетов через интернет, и в 2004 году мы первыми открыли продажи онлайн среди всех российских авиакомпаний.

На сайте покупатель взаимодействует с нашими инфосистемами через движок интернет-букинга (IBE, Internet Booking Engine). Он похож на движок интернет-магазинов, но заточен под нужды авиакомпаний. С помощью простого и понятного интерфейса IBE преобразует запросы пользователей в данные для CRS и других систем. Он также интегрирован с многими сервисами, такими как процессинг кредитных карт или GDS (о глобальных дистрибьюторских системах мы расскажем далее).
Нажимая кнопку «купить билет», пользователь переходит с информационной части сайта на интерфейс движка. Как и у обычных интернет магазинов, IBE может работать как на веб-серверах компании, так и на сервере PSS-провайдера, будучи частью пакета PSS, что сейчас гораздо популярнее. Свои IBE авиакомпании обычно создают с нуля, или чаще используют уже готовые IT-платформы. Как можно догадаться, функционал, удобство и настраиваемость различных движков могут сильно отличаться.

Нашим первым IBE стал iTravelDirect всё от той же SITA. Изначально движок был очень простым и умел самостоятельно оформлять только простые бронирования на внутренние рейсы по коротким маршрутам и самым простым тарифам. IBE связывался с CRS, рассчитывал окончательную стоимость, создавал бронирование и выставлял пассажиру счёт на оплату, который тот мог оплатить картой здесь же на сайте. Если же введённый запрос пользователя был слишком сложными, то автоматически формировалась заявка на оператора. Сотрудник открывал заказ, самостоятельно вводил данные в систему бронирования, делал все необходимые операции, рассчитывал стоимость, создавал бронирование, и вносил в онлайн-заказ нужные данные. Пассажиру отправлялось уведомление о готовности заказа, после чего он проверял его на сайте и, если все устраивало, то оплачивал. Если что-то надо было поменять, он звонил оператору и через него вносились дополнительные изменения. Движок постоянно дорабатывался и со временем научился делать более сложные расчёты и брони.


Проведённый в 2006 году анализ подтвердил, что мы правильно выбрали электронную коммерцию, как основной вектор развития. Продажи через сайт оказались гораздо выгоднее продаж через операторов и независимых агентов. Но, к сожалению, они пока не пользовались популярностью и составляли лишь 5% процентов от всего объема продаж. Поэтому коммерческое руководство ввело специальные веб-тарифы, которые, как следует из названия, нельзя было оформить ни через колл-центр, ни через агентов. Цены у этих тарифов начинались от 300 рублей. Спрос был настолько сумасшедшим, что уже на второй неделе пришлось поднять минимальную цену до 900 рублей. Благодаря таким тарифам онлайн-продажи увеличились с 5% до 20%.


Веб-тарифы сохранялись еще до 2012 года. У них были определённые ограничения, например, по направлениям или по времени вылета, и настраивались в зависимости от нашей необходимости. Например, мы их часто использовали для «дозагрузки» плохо продающихся рейсов.

Конечно, стоит упомянуть об еще одном важном ограничении. Для перелета все еще законодательно требовалось предъявить бумажный билет, который нужно было как-то передать пассажиру. Для этого использовалась схема PTA (Prepaid Ticket Advance), когда заранее оплаченный билет можно было выдать позже и не по месту приобретения. Билет можно было получить у представителя компании прямо перед вылетом, но и это не во всех аэропортах, или заехать в наш офис в своем городе. В противном случае пассажир просто не мог получить билет на руки. Все эти неудобства, мягко скажем, сильно мешали росту популярности онлайн-бронирования.

Решающим моментом стало пролоббированное авиакомпаниями внесение Минтрансом в законодательство определения электронного билета, что произошло в 2007 году. Теперь пассажир мог получить на руки готовый, полностью оплаченный и оформленный билет онлайн. Тогда удалось отойти от всех схем с PTA, и развитие электронной коммерции теперь уже невозможно было остановить.

В 2008 году у нас впервые появился веб-чекин (WCI, web check-in), самостоятельная регистрация на рейс. Сначала пассажиры в основном пользовались ей в специальных киосках в аэропорту (так называемых CUSS, common-use self-service). На них использовалось приложение французской фирмы IER, являвшееся эмулятором терминала для подключения к интерфейсу PSS Gabriel. Тогда же мы попытались сделать онлайн-регистрацию на сайте, но по некоторым причинам она работала плохо, и пассажиры ей редко пользовались. И следует отметить, что аэропорты поначалу тоже относились к самостоятельной регистрации с подозрением.

В том же 2008 году у нас появился свой отдел электронной коммерции, и мы начали поиск нового решения для нашего IBE. Платформа iTravelDirect от SITA перестала нас устраивать из-за множества ограничений и неспособности развиваться в нашем темпе. Просмотрев множество вариантов, мы заключили договор с фирмой
EB2 International Ltd, которая разрабатывала новое решение для авиакомпаний QuickTRIP.

EB2 была молодой и быстро развивающейся компанией, при этом уже с неплохой репутацией (они работали с Brussels Airlines или Air Malta). Сам офис находился в Лондоне, а разработчики сидели на Филиппинах, поэтому цены были очень выгодные, но при этом реагировали они на любые замечания и требования моментально. Их система была очень мощным решением, можно сказать, одним из лучших, с огромными возможностями для кастомизации. На основе QuickTRIP мы начали свой путь проб и ошибок, то есть строить собственный движок. Вскоре и другие российские авиакомпании, такие как Трансаэро, заметили EB2 и тоже перешли на их движок.

Увы, EB2 постигла участь многих молодых и прогрессивных компаний: их купила крупная американская корпорация Sabre. В декабре 2008 года Sabre поглотила EB2, после чего работать на этом движке стало сложнее. Мы больше не могли общаться с разработчиками напрямую, а только через головной офис. Скорость разработки упала, обновления стали выходить реже, а ждать каких-то исправлений и новых функций стало слишком долго.

Но несмотря на все сложности, мы неутомимо совершенствовали сайт. При этом заметив рост популярности смартфонов, мы в 2009 году запустили мобильную версию сайта, а в 2010 первое приложение для iPhone (при этом мобильные приложения работали на том же интернет-движке через API).

В 2010 году мы вывели колл-центр под управление отдела электронной коммерции. И благодаря этому IBE на основе системы EB2 QuickTRIP удалось адаптировать под высокий сезон. Работа в системе бронирования требует от людей особых навыков. В ранних CRS в командную строку вводились запросы и команды, следующие некому синтаксису. Позднее появились графические интерфейсы, но и они требовали предварительного обучения. Часто мы брали на высокий сезон студентов на подработку, но обучить их всем нюансам за короткий период было почти невозможно. Поэтому мы доработали движок, научив его определять, сотрудников колл-центра, и после этого давать им дополнительный функционал. В остальном же интерфейс был таким же, и студенты могли выполнять большинство запросов звонивших покупателей, даже не имея всех навыков работы с системой.

Тогда же в 2010 году к интерфейсу сайта мы добавили ещё несколько важных функций. Первой стала возможность управлять бронированием из личного кабинета. Теперь пассажиры, заходя на сайт, сразу видели список и статус всех своих будущих перелётов. Этот MYB (Manage your booking) функционал спас нас от огромного количества звонков. Поначалу функциональность была довольно простой, вроде возможности скачать маршрутную квитанцию, но потом появлялись и более сложные задачи, например, внесение изменений в само бронирование (при условии, что тариф это разрешает).

В 2011 году мы сделали первый полномасштабный редизайн сайта и презентовали новые опции, одна из них продажа на сайте дополнительного багажа (раньше его нужно было оформлять в аэропорту). Для наших сотрудников мы добавили функционал staff-ticketing, автоматизация продаж авиабилетов летающим по личным целям (для этого у нас есть специальные standby-тарифы, когда за небольшую доплату можно воспользоваться любым нашим рейсом, если еще остались свободные места). В сентябре 2011 года вышла наша собственная система веб-чекина, которая стала гораздо удобнее и функциональнее.

Несмотря на множество достижений, мы приняли решение начать сотрудничество с новым ирландским разработчиком в области авиационных IT-решений OpenJaw Technologies. И мы постепенно начали переход на платформу t-Retail. Первым шагом стала интеграция t-Retail с текущим движком на основе EB2 с целью продажи допов («допы», англ. ancillaries) — это дополнительные услуги, которые предлагаются пассажиру на сайте одновременно с покупкой билетов, и являются еще одним источником дохода. Это могут быть и услуги других компаний, с которых берётся комиссия (аренда машин, отели, билеты на электричку или различные страховки) и наши собственные услуги за отдельную плату (повышение класса, кресла с увеличенным местом для ног, спецпитание, дополнительный багаж или выбор места). На финальном этапе бронирования движок EB2 динамически подставлял на страницу сгенерированные t-Retail предложения с допами, пассажир по диплинку переходил на OpenJaw и что-то там покупал. После этого продажи допов действительно хорошо выросли.

Мы сделали и апдейт для приложения на IPhone и добавили интеграцию с Apple Wallet. Весь 2013 год шла работа над IBE 2.0, абсолютно новым движком, основанным на OpenJaw. И переход на Google ITA в качестве поставщика поисковых решений стало здесь для нас одним из ключевых решений. Google ITA — это очень сильное решение по покупке авиабилетов и допов. Оно позволило избежать множество прошлых проблем, например, кеширования доступности кодов бронирования по той или иной стоимости. То есть случалось, что цена тарифа была ниже из-за определенного тарифа, а на конечном этапе пользователь видел более высокую цену и начинал думать, что мы его обманываем. Кроме того, ITA была хорошо интегрирована с партнёрами по альянсу OneWorld и с другими авиакомпаниями, с которыми у нас были SPA-соглашения (Special Prorate Agreement). Это специальное соглашение между компаниями, дающее пассажиру возможность на одном бланке оформить перелёт несколькими авиакомпаниями по специальному оговорённому ими тарифу. Благодаря этому мы стали продавать сегменты других перевозчиков, а пассажиры смогли бронировать через нас действительно сложные маршруты, что дало нам хороший рост продаж.

Движок IBE 2.0 запустился в 2014 году, открыв на сайте новый функционал. У нас на тот момент уже была программа лояльности «S7 Priority», а новый движок имел свой RBE (Redemption Booking Engine), позволяющий продавать премиальные билеты. На самом же деле это специальные тарифы, валютой которых являются не рубли, а накопленные мили. Программа лояльности для часто летающего пассажира (FFP, Frequent flyer passenger) работает просто — сделал покупку или слетал, получил мили.

С нашей стороны для корректной работы нужно интегрировать несколько систем, и чтобы в каждой была актуальная информация — личный кабинет на сайте, саму LMS (Loyalty management system, где хранятся данные о счёте и статусе FFP), PSS, где приобретается билет, DCS, подтверждающая, что пассажир действительно совершил полёт, LMS компаний партнёров (если пассажир летал ими). При оформлении билета IBE тоже должен знать статус пассажира в LMS, поскольку «элитные» статусы дают различные привилегии уже на этапе бронирования.

Нам удалось существенно расширить спектр допуслуг, запустить продажу мест и багажа на всех платформах (мобильных приложениях, сервисах управления бронированием и веб-чекине). В том же 2014 году было запущено приложение на Android. Доля онлайн продаж, которая после отмены веб-тарифов упала до 19%, теперь выросла до 32%. В декабре 2015 года мы ввели систему так называемых брендированных тарифов (branded fares). Брендами называются варианты перелёта в одном классе, предоставляемые по разной стоимости и с разным набором включённых в цену услуг (у нас это тарифы Базовый/Basic и Гибкий/Flex).

В 2016 году RBE сделал для нас очередной прорыв, научившись продавать премиальные билеты не только на рейсы S7, но и на рейсы партнёров по OneWorld. Постепенно все дополнения были переведены в новую платформу, запустился второй масштабный редизайн сайта с адаптивным дизайном.

Но потом повторилась ситуация 8-летней давности, как и в случае с EB2 и Sabre, в 2016 году OpenJaw была приобретена компанией TravelSky, китайским госмонополистом по IT-услугам и решениям для тревел-индустрии. После этого поглощения OpenJaw начала все силы вкладывать в китайские проекты, и на нас у них почти не осталось времени. Поддержка нашего IBE начала страдать, и в конце концов мы приняли непростое решение разработать свой собственный интернет-движок, заточенный под наши нужды и не нуждающийся в сторонней поддержке.

Кастомное решение, получившее название IBE 3.0, наши разработчики писали с нуля весь 2016 год, а сложный и поэтапный процесс запуска начался в апреле 2017 года. Сначала был запущен новый движок бронирования, потом система управления бронированиями (MYB 3.0), далее платформа для операторов колл-центра CCM 3.0 (Call-center manager), позволяющая им не только продавать, возвращать и менять билеты, но и обрабатывать различные сложные ситуации.

В ноябре 2018 года случилось ещё одно важное для нас событие — мы сменили PSS. SITA «Gabriel» перестала устраивать нас по множеству причин, но последней каплей стал случившийся в июне 2018 года глобальный сбой, из-за которого наши пассажиры часами не могли зарегистрироваться на рейсы. Уже в июле мы подписали соглашение об использовании PSS Altea европейской Amadeus IT Group.

Amadeus была основана в 1987 году при участии нескольких европейских авиакомпаний как нейтральный GDS-провайдер и альтернатива американской Sabre. GDS (глобальные дистрибьюторские системы) когда-то появились как агрегаторы для отдельных систем бронирования (как авиакомпаний, так и отелей, автопрокатчиков и других поставщиков услуг), чтобы позволить агентам и партнёрам их продавать. Это было удобно, так как ни один агент не мог заключить контракт со всеми поставщиками, и ни один поставщик не мог повсеместно развернуть собственную сеть дистрибуции вроде авиакасс. GDS также позволяют авиакомпании продвигать услуги на других рынках, где у неё нет представительств, или на закрытых рынках вроде китайского, который доступен только через GDS TravelSky. Бронирования, созданные GDS, затем автоматически копируются в PSS авиакомпаний. Помимо GDS, Amadeus представляет для авиакомпаний различные IT-решения, считающиеся одними из лучших.

Правда, для наших разработчиков это было довольно болезненным решением, потому пришлось переделывать всё, что было сделано за предыдущие 2 года. Нужно было делать интеграцию интернет движка с Amadeus, и логические правила и бизнес-процессы менялись. Сначала пришлось переделывать систему бронирования, потом DCS (соответственно, с нуля переписывать веб-чекин). В следующем году нас ожидает переезд на CLS (customer loyalty management).

Сейчас мы активно работаем над улучшением персонализации для пассажиров (возможность делать им индивидуальные предложения, основываясь на их истории перелётов с нами), развитие digital-каналов (чат, чат-боты, продажи билетов через FB) и другие улучшения текущего функционала и возможностей. Весной 2020 года по плану запустить ожидаемую всеми частичную оплату милями / деньгами билетов, что будет дополнительным вызовом для IBE в части интеграции с системой бронирования PSS и системой лояльности LMS.

Комментарии (59)


  1. AlexanderS
    23.09.2019 12:57
    +2

    Сейчас мы активно работаем над улучшением персонализации для пассажиров

    А можно сделать так, чтобы если человек отписывался от рассылки s7, то он реально бы отписывался? Потому что об осеннем снижении цен я уже отписался три раза! Зачем спамить человека, если в ближайший год он не собирается никуда лететь)


    1. nik57 Автор
      24.09.2019 19:14

      Это очень странно. Попробуйте написать в чатик в приложении, ну или пришлите email в личку, я передам коллегам.


      1. AlexanderS
        24.09.2019 21:06
        +2

        Ок. Если будет ещё раз так и поступлю)

        На самом деле ничего странного в этом нет. С некоторых пор стало хорошим тоном формы отписки делать. Это правильно и их все стали делать. Но сайты постоянно перепиливают, что-то где-то ломается и функционал перестаёт работать, т.к. про проверку работоспособности функций, а порой и самих ссылок, просто забывают. Это получается даже без злого умысла (типа пиар-отдел намеренно игнорит отписку, дабы увеличить конверсию рассылки). Лет пять-семь назад я с этим очень часто сталкивался.


  1. Javian
    23.09.2019 13:01
    +1

    Красиво звучит, но нет:

    Авиакомпания S7 вновь попалась на овербукинге. Факт продажи большего (по сравнению с количеством имеющихся в самолете посадочных мест) количества билетов подтвердили транспортные прокуроры Западной Сибири.

    Инцидент произошел на оборотном рейсе между Пермью и Москвой, выполнявшемся 28 и 29 марта. Пострадавшему пассажиру отказали в допуске на борт под предлогом якобы сломавшегося кресла. В реальности же перевозчик продал 8 не обеспеченных посадочными местами билетов.

    На Aviaforum.ru отдельная тема о С7.


    1. SandroSmith
      24.09.2019 09:42

      попалась на овербукинге

      Это, как бы, стандартная практика всех авиакомпаний.
      отказали в допуске на борт под предлогом якобы сломавшегося кресла

      А вот это хреново. Обычно говорят «Извините, мы налажали. Вот вам $500 компенсации и билет на соседний рейс»


      1. adictive_max
        24.09.2019 10:08
        +1

        Это, как бы, стандартная практика всех авиакомпаний.
        То, что она стандартная, не делает её приемлемой. Потому что
        «Извините, мы налажали. Вот вам $500 компенсации и билет на соседний рейс»
        может оказаться недостаточно. Например, сорвался рейс -> сорвалась пересадка -> сорвалась «культурная программа», иди потом своим ходом догоняй группу или туси сам с собой, хотя всё оплачено. Или ещё веселее — сорвать важную деловую встречу, с убытками на пару миллионов…


        1. old_gamer
          24.09.2019 11:28

          То, что она стандартная, не делает её приемлемой. Потому что

          Тут проблема цены. Если вы хотите дешевые билеты, без овербукинга их вам никто не обеспечит. Если хотите гарантированое кресло, покупайте дорогой тариф. Я не про бизнес, заметте, есть эконом флекс, который вам обеспечит гарантированое место (вы его сможете выбрать при покупке).
          Сразу и дешево и надежно тоже можно: покупаете самый дешевый тариф и регистрируетесь онлайн как только откроется регистрация. Если вы зарегистрированы, место у вас точно есть.
          А вот и дешево, и надежно, и чтобы совсем без ограничений, это увы.


          1. adictive_max
            24.09.2019 11:55
            +1

            Если вы хотите дешевые билеты, без овербукинга их вам никто не обеспечит.
            ИМХО, подобная позиция это что-то сродни «если вы хотите доступные продукты, без нарушений санитарных норм их вам никто не обеспечит, или покупайте подороже или рискуйте». Такого выбора в принципе существовать не должно, иначе кто-то гарантированно будет им злоупотреблять.
            Должно быть всё предельно просто, продал место, которого нет — или везёшь на чём угодно с тем же временем прибытия, хоть на бизнес-джете, или уголовное дело за мошенничество.


            1. old_gamer
              24.09.2019 13:25

              Да, вы абсолютно правы!
              Но все еще проще, чем вы думаете. Такая схема существует потому, что она выгодна всем. Она выгодна пассажирам, которые могут купить билеты дешевле, чем могли бы без нее, и она выгодна авиакомпаниям, так как позволяет полнее загрузить самолет. Эта система придумана не для того, чтобы вы не получили место в салоне, она для того, чтобы ваш билет стоил делешвле.
              И, опять же, все это описано в правилах перевозки, и у вас есть выбор. Вы можете купить гарантированое место. И, конечно, в случае, если вы не попадаете на свой рейс, никто не снимает с перевозчика ответственности. Он несет большие расходы, если вы не улетите по сравнению с тем случаем, если вы улетите.


        1. DS28
          25.09.2019 04:10

          Например, сорвался рейс
          Рейс может сорваться и по другим причинам. Нужно планировать пересадку с запасом или покупать оба сегмента в одном билете.

          Мне кажется можно было бы сделать более приемлемые условия, если общаться с пассажирами — наверняка, есть такие, которым задержка не проблема…


  1. vasyan
    23.09.2019 13:23
    +1

    GDS — это унылейшие штуки. Все эти Amadeusы и Travelportы.
    Рарабатывались под offlinе агентства и совершенно не тянут нагрузку, которую создают online-агентства и аггрегаторы. В итоге GDS кешируют кэши в итоге выдают кучу устаревших вариантов. Потом пользователи при попытки бронирования получают ошибку, что вариант перелёта недоступен или доступен по другой цене.
    Кстати, некоторые авиакомпании вроде AirAsia и прочие лоукостеры отказываются от GDS и пилят свои API. И правильно делают в 2019 году технологии уже позволяют сделать системы которые позволяют искать много и быстро.


    1. nimiz
      25.09.2019 11:30

      У меня даже на Airbnb похожее было — когда кто-то выкупил апарты первей меня, пока я отвлекся на 10 минут. Это не проблема сервиса.
      И, насколько я знаю, API есть у всех авиакомпаний. Лоукостеры, экономя на всём, стараются продавать напрямую (через API или на своем сайте), чтобы не платить за GDS.


  1. arozhankov
    23.09.2019 13:33
    +1

    Если вы такие крутые, то почему до сих пор есть проблемы с браузером Safari (под mac), которых нет в Сhrome (под mac)? На этапе выбора рейса происходит зависание страницы с бесконечным ожиданием.

    Если вы такие крутые, то почему позволяете себе «детские» игры с бронирование мест на рейс, толкая пассажиров на покупку раннего бронирования за деньги?
    Столкнулся с тем, что сразу после открытия регистрации (за 30 часов) на выбор было всего 5-7 неудобных мест, а все остальные были якобы заняты? Понятно же, что это вранье.


    1. Vladimir_Feschenko
      23.09.2019 14:47

      Летал 10-го сентября из Иркутска в Москву и 13-го из Москвы в Иркутск (рейсы 777 и 778 соответственно), никаких проблем с бронированием не заметил, хотя с регистрацией особо и не торопился, часов за 10 до вылета 80-85% мест свободны.


      1. arozhankov
        23.09.2019 14:48

        В этом то и дело. Они явно экспериментируют/тестируют.


        1. Vladimir_Feschenko
          23.09.2019 14:53

          Возможно, я редко летаю, это первый раз за три года.


      1. soymiguel
        23.09.2019 22:13

        А вот подтвержу предыдущего оратора как раз на примере 777/778, этим летом в самом начале регистрации оба раза была именно такая ситуация — 7-8 рандомных мест и все.


    1. Spunreal
      24.09.2019 08:23

      del


      1. arozhankov
        24.09.2019 08:27

        Таких, как вы, за деньги бронирующих места заранее, мало. Ну не может накопиться на рейс, бронирующих за деньги, в таком кол-ве.

        См. еще один комментарий, столкнувшийся с тем же.


        1. Spunreal
          24.09.2019 08:31

          Я не бронировал за деньги, я просто взял эконом гибкий (чуть дороже выходил), т.к. мне надо место багажное. Там как раз есть бесплатное бронирование.


          1. arozhankov
            24.09.2019 08:34

            Чудеса какие то.
            Вот (ссылка) с сайта S7 — четко написано, что бесплатно при регистрации (за 30 часов до вылета). Для самого дешевого тарифа — платно в любом случае.


            1. Spunreal
              24.09.2019 17:36

              Цитата из их фака:


              У вас уже есть билет? Тогда зайдите в «Мои бронирования» или выберите место во время онлайн-регистрации. А если билета еще нет, то выбрать место сможете, когда будете покупать авиабилет. Правда, это касается только рейсов S7 Airlines, при перелете другой авиакомпанией уточняйте условия на ее официальном сайте.

              Забронировал в момент покупки билета. До вылета 2 недели.


            1. Spunreal
              24.09.2019 19:26

              Все, разобрался. С ребенком можно заранее выбрать по правилам авиакомпании. У меня ребенок до 2 лет летит.


              1. arozhankov
                24.09.2019 19:48

                Огромное спасибо за ответ и потраченное время на выяснения. А то осадочек уже образовался к s7 за 400 рублей за бронь на том же тарифе, что и у вас :))


    1. Javian
      24.09.2019 09:22

      Этим же развлекается железная дорога. Сначала продают верхние полки и «возле туалета».


    1. eisaev
      24.09.2019 11:15
      +2

      Столкнулись с той же ситуацией этим летом. Было бы не так больно от этих экспериментов, если бы перелёт был например на одного-двух человек, а не на шестерых, трое из которых дети.

      Сначала выбор места при онлайн регистрации был вообще недоступен. Оператор поддержки на голубом глазу заявил нам, что в отсутствии возможности выбора места виноват аэропорт назначения (Ларнака) и его не смутило, что места мы выбирали на промежуточный рейс до Москвы. А через полчаса, которые мы воевали с приложением, случилось необъяснимое — выбор мест стал ВНЕЗАПНО доступным… причём даже на стыковочный рейс, до начала регистрации которого оставалось ещё пара часов.

      Регистрация на обратный перелёт началась с шапито с несколькими рандомными свободными местами и детьми рассаженными отдельно в рядах, где посадка детей вообще невозможна по правилам. При этом данные о местах в приложении и в личном кабинете на сайте стабильно отличались (КАК?! там что две разные базы что ли?).

      Но опыт с глючным приложением нас научил, что при должной настойчивости оно таки сглючит и отдастся. Так и получилось: через некоторое время насилия над приложением оно дало и выбрать нужные места, и зарегистрироваться на рейс с ещё не открытой регистрацией.

      В общем я в растерянности, что это было: продуманный эксперимент, мимикрирующий под глючное ПО, или это действительно ПО из желудей и спичек, а злого умысла здесь нет.


    1. teecat
      26.09.2019 11:19

      До недавнего времени было так. Видимо хотели заставлять брать места за доплату. Но последний раз места выбрал свободно.


  1. McKinseyBA
    23.09.2019 14:07

    А расскажите, пожалуйста, в следующей статье о своей BI-инфраструктуре. Знаю, что вы, как 1 из вариантов развития КХД, рассматривали Vertica. Чем дело закончилось?


    1. nik57 Автор
      24.09.2019 19:12

      Продолжаем рассматривать Vertica как основное хранилище. Пока тестируем.


  1. pyrk2142
    23.09.2019 17:17

    О, после прочтения этой статьи обнаружил, что почти наступил юбилей: почти год назад (28 сентября 2018 года) я писал в S7 о том, что в одном из сервисов есть уязвимость, позволяющая получить доступ к персональным данным значимого числа пользователей и не только. Мне ответили, обещали вознаграждение, а потом много раз угощали завтраками, говоря, что выплатить вознаграждение сложно. Уже почти прошёл год, если честно, я уже не жду от S7 ничего, но скажите честно, что мне ничего не дадут и давать не собирались, чтобы я со спокойной душой мог публиковать информацию.


    1. SandroSmith
      24.09.2019 09:45

      А дырку то хоть прикрыли?


      1. pyrk2142
        24.09.2019 15:49

        Прикрыли, это и радует, и разочаровывает. Но я решил отложить ещё ряд уязвимостей до того момента, пока мне что-то не выплатят, либо не откажут. Как же правильно я сделал :)

        И да, S7 ничего не написали ни здесь, ни на почту. Статью выпустили, премию маркетологи получили, лоха проигнорировали, все по плану.


  1. soymiguel
    23.09.2019 22:08
    +3

    Оу, а расскажите лучше что-нибудь посовременнее, из 2019 года.

    Например, под какими веществами вы писали эту вашу систему бронирования, которая в июле 2019 года при онлайн-регистрации рассаживала мать в 7 ряд, а двух 3-5 летних детей в 20-й, при том, что билеты с местами были куплены в марте — а после этого при обращении в поддержку «ой, мы ничего не можем сделать». И это в лучшем случае, потому что было и «А вы сами виноваты».

    Про то, что фича «ни одна ско один отзывчивый сотрудник авиакомпании даже извиниться не подумала» системы бронирования S7 дефолтная можете, так и быть, не рассказывать — это очевидный факт.

    И да, про «случайный сбой» тоже не надо, лично наблюдал массовые проявления на двух рейсах, в том числе, международном, с разницей в 12 дней.


    1. pyrk2142
      24.09.2019 02:47

      Имхо, проблемы с рассадкой семей возникают по двум причинам:
      1) Скотское желание некоторых авиакомпаний заработать на рассадке любой ценой, мало кто из родителей готов отдать ребёнка непонятно куда, угрожая лишь нормативными актами о том, что в этом случае ответственность несёт бортпроводник.
      2) Даже если конкретная авиакомпания готова сажать детей вместе с родителями бесплатно, попытки заработать на рассадке приводят к фрагментации мест (часто сначала забивают центральные места теми, кто не хочет платить, потом остальных пихают куда смогут), когда после рассадки части пассажиров не получится посадить семью так, чтобы хотя бы двое сидели рядом. Кто-то пытается решать эту проблему, кто-то говорит, что это проблемы тех, кто не заплатил пораньше.


      1. soymiguel
        24.09.2019 03:41

        Дело в том, что

        1) подобная рассадка не допускается ст. 104 Федеральных авиационных правил (ФАП-82), согласно которой пассажиры в возрасте от 2 до 12 лет перевозятся в сопровождении совершеннолетнего/дееспособного пассажира, либо под наблюдением перевозчика, если такая перевозка предусмотрена правилами, и тут мы плавно переходим к тому, что
        2) услугу сопровождения несовершеннолетних пассажиров S7 прекратила предоставлять в 2018 году, и никакой ответственности в этом контексте бортпроводник не несет и брать на себя не будет.

        И, повторюсь, как минимум в одном случае были заранее (за 4 месяца) полностью оплачены в рамках тарифа указанные в билетах конкретные места, с которых пассажиры были выпнуты на разные ряды при онлайн-регистрации на рейс.


        1. arozhankov
          24.09.2019 08:38

          Иск уже составили? Нарушение же зафиксировано.


          1. soymiguel
            26.09.2019 03:23

            Какой иск? Никто не подавился, не захлебнулся, руки-ноги на месте. Возмещение морального вреда? В сложившейся многолетней практике самого гуманного суда в мире это, в идеале, аж тысяч на 10 рублей потянет.


        1. nimiz
          26.09.2019 11:12

          По-моему вы ошибаетесь. Я как-то попал в такую же ситуацию с S7 и изучал вопрос.
          Буквально, в ФАП-82:
          «Перевозчик принимает все возможные меры по совместному размещению на борту воздушного судна совершеннолетнего пассажира или пассажира, который в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации приобрел дееспособность в полном объеме до достижения им восемнадцатилетнего возраста и следующего(их) вместе с ним ребенка (детей) в возрасте до 12 лет.»

          Для меня и моего 6-ти летнего сына это был довольно забавный опыт. Наверное, все дети по-разному реагируют на неожиданно свалившуюся на них самостоятельность. Но в нашем случае бортпроводники всячески помогали, что несколько смягчило первоначальное раздражение этими обстоятельствами.


          1. soymiguel
            26.09.2019 12:02

            В чем именно я ошибаюсь? Вы считаете возможным обеспечить адекватное сопровождение 2х-летнему ребенку на взлете/посадке/в турбулентности/при жесткой посадке/пожаре, находясь в другом конце самолета?

            Что касается буквального, то массовое невыполнение совместного размещения на 3 из 4 рейсах в разных направлениях в течение 5 недель как бы неиллюзорно намекает на то, что меры, если они и принимались, были недостаточными и определенно не исчерпывающими, что говорит о том, что возможности принятия мер к выполнению ФАП перевозчиком несоразмерно ограничены, причиной чему является либо недееспособность исполнителей, в первую очередь, технических, либо, в дополнение к первому, нежелание перевозчика решать эту проблему — но недееспособность первична. В таких условиях дуться от гордости за свои бесчисленные IBE и хвастаться, как они с их помощью зарабатывают на «допах», это просто трясти красной тряпкой перед клиентами. Что, собственно, и произошло.

            Для шестилетнего, может быть, это и забавный опыт, для пары трех-четырехлеток не все так однозначно. Для их соседей на борту и подавно. Берем любой курортный борт, хоть какую-нибудь Барселону, хоть вышеуказанную другим автором Ларнаку, разбрасываем детей (а это не меньше трети от общего количества пассажиров) по салону в хаотичном порядке и меряем средний градус настроения по больнице. Я видел мужика, который отказался пересесть в третий (!) раз, потому что начал он ряда с 8го, оказался на 15, а ему предлагали поменяться куда-то далеко в хвост. Он летел вообще один, лет ему было примерно раз в 6-7 больше, чем вашему сыну, но, судя по его лицу, этот опыт ему забавным не казался, а выбирал он аж между двумя забавами: отправиться дальше в хвост или всю дорогу сидеть с чужими беспризорными детьми, которые даже говорить еще толком не научились.


            1. nimiz
              26.09.2019 12:15

              Коллега, давайте всё же не будем превращать Хабр в службу клиентской поддержки S7.
              Я бы с удовольствием почитал и пообщался на какие-то более интересные темы, а не про всякие нормативно-правовые акты и кому как не повезло.
              Это не юридический форум и не первый канал.


  1. funca
    23.09.2019 22:45

    Больше трёх лет выбирал с7 за приятный сервис по вменяемым ценам. Но этим летом что-то сломалось. Когда цена на билет за пару дней до вылета возрастает в два с лишним раза, при этом у конкурентов на ваши самолёты можно купить по нормальной цене, это какая-то неправильная персонализация.


    1. EgorZanuda
      24.09.2019 04:12

      У них вообще с ценой нечего не понятно. В течение 10 минут подбора, цена поднимается на тот же рейс и дату. На составной маршрут ценник вырастает в 2 раза, причем это намного больше чем в одну сторону.


      1. enrichment
        24.09.2019 08:30

        Встречал похожее у «Урала», когда покупал билеты в Симферополь, не в 2 раза конечно, но все же.
        Сначала цена была 10к (туда-обратно), сходил покурить — стала 11к, в итоге через 4 часа купил за 9к.
        При этом оба рейса одни и те же.
        Как работает ценообразование…


      1. arozhankov
        24.09.2019 08:39

        Это «нормально» для многих авиакомпаний.
        Если остается мало мест, то цена билета растет моментально.

        Вы можете проверить это, открывая покупку билета на нужный рейс сразу с нескольких браузеров или в режиме «инкогнито».

        Барыги же.


        1. Vladimir_Feschenko
          24.09.2019 14:53

          А кто не «барыги»? Возникает дефицит — повышается цена — уменьшается дефицит, всё логично.


          1. arozhankov
            24.09.2019 14:55

            Я и не утверждал, что кто-то не барыга. Всё и все — в пределах капитализма.


  1. DS28
    24.09.2019 05:32

    Вот бы сделали поиск рейсов с 2+ пересадками, да с учётом кодшеров.

    Например, OVB — SYD и KJA — SYD находит, но если Сидней заменить на Брисбен, тогда Новосиб ещё работает, а KJA — BNE уже «Что-то пошло не так».


  1. arozhankov
    24.09.2019 11:40

    Как интересно. Автор статьи не прокомментировал ни один комментарий.
    Либо опубликовано по принципу — разнарядку дали, я сделал, дальше поф.
    Либо просто стыдно, т.к. в комментариях атмосфера явно негативная. В таком случае молчание лишь усугубляет.


    1. Vladimir_Feschenko
      24.09.2019 15:05
      +1

      Автор статьи — технический специалист, а весь негатив — к менеджменту компании. Технари сделали своё дело и сделали неплохо, о чём и рассказали. В том же MySQL можно держать список пожертвований детским домам или расстрельные списки несогласных с режимом, делает ли это разрабов MySQL плохими или хорошими?


      1. arozhankov
        24.09.2019 15:10
        +1

        И? Технический специалист не ответил ни на один технический вопрос, которые тоже были. К чему это прикрытие?


        1. Vladimir_Feschenko
          24.09.2019 15:35
          -1

          А ни одного технического вопроса и не было, все «технические» вопросы сводятся к «почему вы в 2019-ом году используете %productname% — это же несовременно, не молодёжно и ваще — отстой»


          1. nik57 Автор
            24.09.2019 19:15
            -2

            Всё так.


            1. pyrk2142
              24.09.2019 21:48

              Ну, я могу, конечно, задавать вопросы о том, как и почему утекали данные (и утекают) из-за разных уязвимостей, но я думаю, что вы будете не очень рады их видеть здесь.


              1. nik57 Автор
                24.09.2019 22:20

                Напишите пожалуйста в личку контакты, обсудим.


            1. soymiguel
              26.09.2019 02:58

              Окей. Технический вопрос: как можно настолько накосячить в системе бронирования и регистрации всей из себя технологически крутейшей в Галактике и ее окрестностях авиакомпании, что она в течение недель рассаживает пассажиров в нарушение не просто каких-то там слюняво-сопливых этических норм и не только декларируемых самой же компанией правил перевозки, но непосредственно основного нормативного документа — ФАП, и при этом еще демонстративно не признавать проблему?

              Насколько вы компетентны, как технические специалисты, что не можете ни заметить проблему, пока вас носом по ней не навозят, как первоклашек, ни оперативно пофиксить ее, ни взять на себя ответственность за ее существование?


  1. dkhv
    25.09.2019 15:05

    Кстати, да приятный сервис и адекватные цены это плюс. Странное ценообразование. По распродаже брал билеты Хабаровск-Токио весной за 3 месяца. А перед вылетом за неделю-две цена оказалась дешевле, Причем без всяких распродаж. И где тут раннее бронирование?!!!
    Неприятно :(


    1. not_a_troll
      25.09.2019 15:12

      Не раз натыкался на анализ цен, в зависимости от времени до вылета. Например, Skyscanner сделал такую штуку www.skyscanner.ru/news/kogda-aviabilety-stoyat-deshevle-i-kogda-vygodnee-letat
      Похоже это делают все.


  1. harry2019
    25.09.2019 15:07

    Именно благодаря переходу на SITA «Gabriel» стала, наконец, возможна продажа авиабилетов через интернет, и в 2004 году мы первыми открыли продажи онлайн среди всех российских авиакомпаний.

    В 2004? Или в 2005?
    Здесь 2005


    1. nik57 Автор
      25.09.2019 15:08

      По нашим данным все-таки 2004.
      Спасибо за внимательность :)