В общем-то, очевидно, что разным людям нравится разное, и на игры это тоже распространяется. Одна и та же игра у некоторых детей (и взрослых) заходит, у других — нет. По крайней мере отчасти предпочтения в играх определяются темпераментом.

1. Про темперамент


Когда мы говорим о том, что человек тугодум и с трудом переключается от одной задачи к другой, или о том, что человек схватывает на лету (но зато так же быстро забывает), то мы говорим о темпераменте: в частности, о векторе «быстрый-медленный». Когда мы говорим о том, что одни люди стремятся к новым впечатлениям, а другие предпочитают привычное (и стараются дозировать общение с другими людьми), то это тоже о темпераменте — о векторе «интроверсия-экстраверсия». Одни люди все принимают близко к сердцу, другие не заморачиваются. Одни люди очень работоспособны и могут часами заниматься решением какой-то задачи, другие быстро истощаются, и им нужно на что-то переключиться. Это все о темпераменте.

В структуре психики темперамент находится на очень низком, базовом уровне. Он зависит от психофизиологических особенностей, которые, в свою очередь, определяются генетически. Это значит, что в области темперамента человек крайне непластичен. Некоторые особенности темперамента более социально одобряемы, чем другие, поэтому довольно часто, например, к детскому психологу родители приходят с запросами вида:

— У него всего один друг! Как бы сделать так, чтобы друзей было много?
— Он так долго думает и так медленно говорит, а нельзя ли как-то ускорить?
— А почему она все время беспокоится? Как сделать так, чтобы не беспокоилась?

Мальчик, у которого один друг, поддерживает со своим другом очень близкие и душевные отношения, и он не смог бы поддерживать ту же степень близости с пятнадцатью друзьями. Он выбрал себе того, кто с ним резонирует, и эта дружба дает ему не меньше поддержки, чем пятнадцать поверхностных отношений приятельства, которые образовал его более экстравертированный сверстник.

Мальчик, который очень долго думает, думает глубоко, основательно, учитывая многие детали, и он крепко запоминает то, что обдумал. Он дольше делает домашние задания, зато ему не придется судорожно что-то повторять к контрольной, потому что он и так помнит все, что учил.

Девочка, которая обо всем беспокоится, обладает высокой социальной мотивацией (ей важно мнение других людей), она превосходно просчитывает последствия (именно поэтому она может легко представить себе двадцать вариантов неблагоприятного развития событий), и поэтому она очень надежный человек.

И так далее. Аналогичным образом любая конструкция темперамента имеет свои сильные стороны и свои ресурсы. Бороться с темпераментом достаточно бессмысленно (как с мельницами воевать), но можно его учитывать. Некоторые особенности темперамента, например, дают преимущество в играх с определенными механиками.

2. Быстрые и медленные


Тип людей, которым свойственно думать медленно и качественно, как правило, терпеть не может игры с лимитом времени. Любая игра, у которой в списке компонентов есть песочные часы, практически гарантированно будет такого человека страшно раздражать. Сильная сторона такого человека — это возможность просчитать нюансы. При наличии высокого интеллекта и склонности к логическому мышлению медленные люди с большим удовольствием играют в игры, где надо просчитывать стратегию.

Быстрые люди обрабатывают поступающую информацию по другому алгоритму. Если медленные люди планомерно осмысляют всю информацию, которая поступила (что, естественно,
занимает много времени), то быстрые люди окидывают поступающую информацию поверхностным взглядом, выдергивают оттуда релевантное, а остальное отфильтровывают. Это, например, дает им преимущество в играх на внимание, где нужно быстро найти в поле фигурку нужной формы. Они успешны там, где важно оперативно принять решение и где нужна приблизительная оценка, а не глубокий подробный анализ. Поэтому им больше нравятся динамичные игры, где ход — это, скажем, всего несколько секунд.

Если в одну компанейскую игру играет несколько быстрых людей и один медленный, то медленный на своем ходу каждый раз глубоко задумывается, а быстрые в это время дружно раздражаются, что игра тормозит.

В ролевых системах медленным людям больше подходят магические классы, потому что там можно оперировать большими массивами информации и придумывать высокоэффективные способы использования магических эффектов. Быстрые люди могут оперативно принять решение в неожиданно изменившейся ситуации, но это решение не всегда хорошо просчитано. Им подходят воинские классы: во-первых, размахивание мечом более динамично и не требует глубокого анализа, а во-вторых, если что-то пошло не так, то воин более живуч. Это, естественно, очень грубая модель.

3. Интроверты и экстраверты


Если говорить совсем примитивно, то интроверты от экстравертов отличаются впечатлительностью. Это связано с возбудимостью коры головного мозга. Интроверты возбудимее. Поэтому интроверт от одного похода в незнакомый магазин может получить больше впечатлений, чем экстраверт — от поездки за границу. Поскольку экстравертам нужно больше разных объектов, чтобы получить то же количество стимуляции, то они склонны активно искать новых впечатлений. Интроверты, наоборот, склонны активно ограничивать контакт с избыточными стимулами, чтобы не перегрузиться впечатлениями.

Если говорить о количестве игроков, то интровертам, закономерно, комфортнее дуэльные игры или головоломки, для которых партнер не нужен. Дуэльная игра для интроверта может быть очень глубоким процессом общения (как парный танец, например), и он не смог бы поддерживать ту же глубину контакта одновременно еще с тремя людьми. Экстраверты, с другой стороны, получают искреннее удовольствие от большой компании, шума и общего веселья. Их это приятно тонизирует. Интроверт, поиграв в большой компании, может перегрузиться впечатлениями так, что потом спать не будет и на весь следующий день уйдет в себя.

Интровертам нравятся игры с небольшим количеством компонентов, потому что во внешне простом они видят много скрытых возможностей. Совсем глубоким интровертам приятно, когда компоненты практически монохромны (их может перегружать пестрота). А радость экстраверта — это, например, когда пять видов карточек, шесть видов фишек, и все такое разноцветное-разноцветное (если это экстраверт-аналитик, которому интересно будет просчитывать эффекты всех компонентов). Альтернативно, экстравертам могут нравиться игры, где компоненты достаточно просты, зато очень много социального взаимодействиям с большим количеством людей (это какая-нибудь Мафия, например).

Параметр реиграбельности важнее для интровертов, потому что они более склонны много раз играть в одни и те же понравившиеся игры. Экстравертам игры надоедают быстрее, им интереснее получить какой-то совсем новый опыт с совсем новой игрой, чем искать новые возможности в уже знакомой. В ролевых системах интровертов привлекает формат открытого мира, и они могут очень долго и с большим удовольствием исследовать вселенную, а экстравертам ближе формат конкретного квеста, когда понятно, куда идти и что сделать, чтобы что-нибудь произошло.

4. Выносливые и истощаемые


Некоторые люди способны часами непрерывно над чем-то работать, и им это в удовольствие. Другие люди быстро устают, и им нужен перерыв. Они иногда даже кино смотрят с перерывами, потому что им напряжно два часа подряд воспринимать происходящее на экране. Это параметр истощаемости. От него зависит, в частности, то, какая продолжительность партии человеку подходит. Игры с ожидаемой продолжительностью партии от сорока минут и до нескольких часов нравятся выносливым людям, которые могут в течение этого времени удерживать внимание на одной и той же деятельности. Истощаемые люди радуются, например, первые минут двадцать, потом им становится скучновато, а потом хочется выйти из игры и пойти попить чаю. Для них комфортнее, когда партия короткая.

Выносливым людям нравится, чтобы игра заставляла их напрягаться: выполнять сложный анализ, решать сложные головоломки. У них бывает ощущение, что в жизни они как-то недостаточно напрягаются, и надо бы, чтобы игра их еще догрузила. У истощаемых ситуация другая: они играют для того, чтобы отдохнуть. Поэтому им нравятся красивые медитативные игры с простыми правилами, где кайф не в том, чтобы решить сложную задачу, а в том, чтобы рассматривать и трогать компоненты. Они более склонны играть не на победу, а на удовольствие от процесса.

Истощаемые люди, как правило, постоянно не в тонусе, поэтому для них очень важна сенсорная подпитка. Если у игры яркие компоненты сочных цветов, то истощаемых людей она будет бодрить, и они себя будут лучше чувствовать, во что-нибудь такое поиграв. Еще лучше, если в компонентах есть какие-то тактильные элементы. Формат свободной манипуляции с симпатичными штуками для таких людей зачастую более привлекателен, чем формализованная игра с четко заданными правилами.

5. А если наоборот?


По умолчанию человек склонен выбирать для себя те игры, где он может быть сильным. То есть медленный и рассудительный человек вряд ли будет активно искать себе динамичные игры с лимитом времени. По соображениям педагогического характера иногда можно делать наоборот и предлагать, например, ребенку те игры, которые требуют слабовыраженных у него качеств. То есть, в частности, те самые игры с лимитом времени — задумчивым и неторопливым детям. Здесь есть нюансы. Во-первых, этим лучше заниматься педагогам и психологам на занятии, когда можно ребенку объяснить, что вот это такое задание — поиграть сейчас в такую игру. В домашних условиях ребенок может просто отказаться понимать, зачем ему играть в то, что его напрягает. Во-вторых, имеет смысл понизить уровень сложности относительно того, который в игре присутствует по умолчанию. В примере с медленным ребенком — сразу заменить песочные часы на другие, с большей длительностью. Смысл здесь будет не в том, чтобы сделать из медленного ребенка быстрого (это технически невозможно), а скорее в том, чтобы аккуратно дать ему привыкнуть к заведомо стрессовой ситуации лимита времени, с которой в жизни все равно придется неоднократно сталкиваться. Игры на скорость он не полюбит все равно, но будет немного лучше справляться с ситуациями, требующими от него оперативности.

Комментарии (18)


  1. Meklon
    01.10.2019 11:36

    В некоторых играх есть ощущение, что ты медленный и крайне неэффективный) Возможно с непривычки. Я просто к тому, что «медленный» не всегда эквивалентен суперэффективности в долгом периоде. Иногда люди просто неторопливо думают.


    1. ElizavetaKluchikova Автор
      01.10.2019 11:46

      согласна. но тут еще другие параметры будут включаться: количество интеллекта, тип мышления (левополушарный, правополушарный), истощаемость.

      например, ребенок может быть медленный по темпераменту, а еще у него есть проблемы с анализом информации, потому что не сформирована функция анализа, или потому что он художественная личность и хочет не анализировать, а заниматься живописью.


      1. kababok
        01.10.2019 11:58

        Елизавета, пардон, что влезаю с комментариями — но Meklon врач по образованию, с ним можно и посложнее! :)))


        Ну, а я просто читаю — спасибо огромное за статью!


    1. kababok
      01.10.2019 11:57

      Сегодня прочитал, что человек, спавший в течение 10 суток не более 6 часов каждую ночь, по многим параметрам напоминает учёным гражданина с примерно 1 промилле алкоголя в крови…


      [вздыхает, смотря на свой режим]


      Возможно, иногда ещё и в этом причина? :)))


      1. ElizavetaKluchikova Автор
        01.10.2019 12:02

        да, некоторые эффекты от функциональных состояний похожи на эффекты от темперамента!
        истощенный человек играет так же, как истощаемый: вяло, лениво и во что-нибудь настолько глупое, чтобы это не истощало его еще больше


      1. Meklon
        01.10.2019 12:30

        Давай не будем о больном) Главное, не допускать падения уровня кофеина ниже критического.


        1. kababok
          01.10.2019 12:34

          Знаешь, а я лет 8 назад таки получил отравление кофеином...


          И мой умудрённый опытом домашний врач немного усмехнулся и сказал, что это происходит гораздо-гораздо чаще, чем полагает общественное мнение. :)


          1. nanshakov
            01.10.2019 13:01

            Домашний врач? Где вы живёте ?


            1. kababok
              01.10.2019 13:59

              В Германии, на юге.


          1. ardraeiss
            01.10.2019 13:11

            Что оно из себя представляло? По ощущениям/проявлениям.


            1. Meklon
              01.10.2019 13:13

              Ажитация, гул в голове, тахикардия. Я такое огреб однажды от дозы в 250 мг кофеина. Мерзко.


              1. ardraeiss
                01.10.2019 13:17

                Ага, значит я тоже что-то близкое ловил. За отравление не принял, на кофе косо посмотрел как на дворецкого в детективе.


              1. kababok
                01.10.2019 20:57

                Вот, да, всё именно оно — плюс эпизодические головокружения и всякое по мелочи. :)


              1. Sonatix
                02.10.2019 12:19

                Тахикардии не было, но при передозировке кофеином (по крайней мере я никак это больше не смог объяснить) — появилась какая то отстраненность от всего мира. Какой то дикий релакс, легкий приятный шум в голове, и впечатление что тебя ничего не касается, люди обращаются к тебе, ты это понимаешь, но эмоционально ты не понимаешь что от тебя ждут (да и в принципе пофиг) и ты сидишь как идиот всем улыбаешься. Что то подобное было после двух таблеток теофидрина в детстве когда я пытался снять приступ астмы, но там я еще ловил себя на мысли что забываю дышать.


  1. Refridgerator
    01.10.2019 12:51

    Я на совсем понял, речь об различиях в темпераменте в зависимости от предпочтениях в играх или наоборот? И о каком возрасте идёт речь?

    Я, например, настолки не любил никогда никогда. Но мы играли в то, что было, вне зависимости от темперамента отдельно взятого. А когда шли на улицу, то выбор — играть в футбол или в теннис — обуславливался не темпераментом, а наличием мяча, ракеток и хорошего настроения у их обладателей. А когда не с кем было играть, каждый играл сам с собой — и это тоже не был вопрос личного выбора. Детей вообще редко спрашивают, как и с кем они хотят играть.


    1. ElizavetaKluchikova Автор
      01.10.2019 13:03

      возраст интереса к настолкам (если они есть в окружающей среде) — это от пяти. дальше по вкусу. некоторые всю жизнь потом в них играют, некоторые почти сразу перестают, но предпочтения там бывают довольно устойчивые.
      дома при наличии большого количества игрушек (в саду по большому счету тоже) выбор работает просто. если ребенка что-то вставляет, он это выбирает и просит с ним в это поиграть. если нет, то упирается, даже если уговаривать.
      социальная ситуация «вышел гулять во двор», которая двигала развитие игры двадцать-тридцать лет назад, к сожалению, утратила актуальность, потому что детей боятся отпускать в свободный полет. раньше дети учили играть друг друга, сейчас в основном взрослые учат играть детей, если находят на это время.


  1. username_138
    02.10.2019 19:37

    Достаточно много я играл в настольные игры. И с интровертами, и с экстравертами. И с тем кто был увлечён, и с теми кто не очень. Но главный фактор комфорта за столом всегда был один — люди играют не на победу, а на фан. Когда случалось именно так — не было ни даунтайма, ни затупов.


    1. ElizavetaKluchikova Автор
      02.10.2019 19:37

      Это важная тема, да, про эмоциональный климат. До нее еще доберемся!