На протяжении уже долгой практики, удалось поработать практически со всем спектром программного обеспечения, что присутствует сегодня на рынке для инженерных задач. Как от различных гигантов приближающихся к монополизму типа Autodesk, но зачастую не с самыми удачными решениями, так и малоизвестными, основанные на свободном распространении типа open source, но с очень интересными по своей концепции подходами.
На профессиональных форумах десятилетиями не утихают страсти о том, какой софт лучше, даже без оглядки на то, в чем состоит задача перед группой проектировщиков. Серьезно рассматривать эти холивары не имеет смысла, к жизни они не имеют никакого отношения, оставаясь лишь дискуссией или даже забавным мемом. Но вот студентов и еще только начинающих свой путь специалистов, это может сильно сбивать с выбираемого курса, в сторону просто пропиаренных продуктов. Весь софт в своих категориях, плюс минус, позволяет решать профессиональные задачи, с небольшими специфическими нюансами: где-то реализовать проще одно, а где-то совершенно другое. В практике придется выйти за стереотипные рамки и найти наиболее удобные методы, именно для себя. Все это лишь маленькая часть начинаемого однажды творчества.
Наиболее интересный вопрос стоит в области соприкосновения производственных сфер, таковы сегодня не просто веяния в развитии индустрий, а уже необходимость. Когда одна профессиональная сфера сильно пересекается с какой-то другой, совершенно казалось бы не близкой ей, но это реальность сегодняшнего дня. И это очень вдохновляет на дальнейшее развитие.
Когда-то очень давно инженерия разделилась на разные сферы, например как: строительство, машиностроение и другие; но сегодня можно наблюдать и обратный процесс, когда могут стираться грани между профессиями и применение софта здесь очень показательно.
Так получилось, что на какое-то время пришлось поменять сферу из различной деятельности в архитектурно-строительной области, перейдя в машиностроение, а потом обратно, и это позволило взглянуть на проектирование совершенно по новому. Софт который применяется в машиностроении, с отрывом ушел вперед от более консервативного строительного проектирования, даже не смотря на множество новинок, такие как переход к BIM технологиям. В машиностроении аналогичные этому методы используют наверное уже с 90-х годов XX века, в своих MCAD системах. В то время, как строители долгие годы занимались имитацией кульманов у монитора, делая чертежи в различных "рисовалках" в ручном режиме, или с попытками кустарного программирования для автоматизации рутинных процессов, а вот машиностроители уже в те времена получали чертежи автоматически, из работы над 3D моделями. Да, сегодня это уже пришло и в строительство и всем хорошо знакомо, но развитие софта на примере Revita или специализированных комплексов для металлоконструкций типа Tecla и Advance Steel, они пошли каким-то своим путем, развиваясь во многих моментах не самым удачным способом. А вот там, где происходит заимствование из MCAD систем- реализация получается более удачна и жизнеспособна для повседневной практики.
Интересно то, что BIM хоть и представляется какой-то прорывной новинкой, активно пропагандируясь на рынке программных комплексов, но так и не оформился до конца в какой-то конкретный метод, а до сих пор представляет из себя нечто абстрактное. Это сильно уступает MCAD системам включающим в себя, и расчетные функции, и одновременную подготовку заданий для изготовления конструкций на ЧПУ и роботах, что существенно сокращает производственную цепочку специалистов от проекта до стройплощадки. Не говоря уже о том, когда применяются еще и системы управления над всем проектом, хотя последние имеют свои проблемы и деревянные костыли по удобству применения. В этой области еще только назревают изменения и настоящие информационные революции, где кстати у BIM есть возможность привнести что-то действительно новое в своем дальнейшем развитии, так как еще находится в поисках и своем становлении. Но к сожалению в коммерческих реалиях рынка и монополизации, смелые идеи теряются и производители зачастую не решаются рисковать прибылью, продолжая год от года проталкивать лишь устоявшиеся технические решения, тем самым продолжая топтание на месте. А у энтузиастов на Open source не хватает сил для реализации своих идей.
Если проанализировать опыт некоторых сложнейших проектов в мировой архитектуре, то подобных примеров немало, когда с самого начала, еще на ранних стадиях проекта уже отдают предпочтения в сторону MCAD систем. В большей степени- это конечно сооружения из металлоконструкций. А ведь в современном строительстве металл явно преобладает над всеми остальными архитектурными решениями. Сегодня на рынок выходят еще и современные композитные материалы, способные заменять металл, бетон и другие материалы. Такие тенденции будут только развиваться. А потому смешение принципов и методов будет протекать еще быстрее чем сегодня.
Можно сказать одно, что BIM технология- это лишь первый маркер и всего лишь попытка. Тут еще будет огромное количество изменений с постепенной наработкой опыта в дальнейшем. Неподвижная архитектурная "артиллерия" еще только пристреливается- либо попадая в цель, либо сильно промахивается. Но приятно осознавать, что мы становимся свидетелями развития уже сегодня. Конечно не все проектировщики участвуют в переосмыслении устоявшихся традиций, становясь новаторами, двигая вперед развитие инженерной мысли, а лишь малая часть из них. И совсем единицы подключаются к разработке самого софта, для вновь появляющихся задач, соприкасаясь еще и с миром It.
Так что же круче: Autocad, Компас, Revit, может SolidWorks? Lira, Robot может Ansys? 3D max или blender? И множество других сравнений легендарных героев входящих в CAx вселенную. Ответ очевиден, не то и не то, а пока еще только все вместе, в комплексе работы. Большие надежды на развитие например в виртуальной или дополненной реальности, возможно искусственного интеллекта. Вхождение этих направлений в инструменты проектирования, просто перечеркнут все давние, примитивные споры и представления, а возможно вообще отправят старые добрые чертежи в прошлое. И чем больше происходит креативных вариаций в использовании различных подходов, даже над тривиальными задачами, тем больше появляется неожиданных решений, которые иногда становятся не просто интересной находкой, а настоящим открытием.
Интересно, кто же окажется впереди, в этих экспериментах: строительный BIM или машиностроительные решения на базе MCAD? Или быть может разделяющие границы- наконец сольются во что-то общее, дополняя друг друга.
Комментарии (2)
fndrey357
12.11.2019 21:47Нет универсального инструмента на все случаи жизни. Иногда проще Архикад+автокад, иногда бим технология нужна.
Плюс вы в 3-Д должны отдавать исходные редактируемые чертежи. А так — в обычном случае — ПДФ нередактируемый.
LuchS-lynx
У нас есть красная линия — Инвестор->Проект->Строительство->Эксплуатация.
На сколько понимаю BIM технологии вертятся вокруг и около Проектной части, но при этом игнорят зачастую те же расчеты стоимости работ и затрат, проводки в бухгалтерском учете работ и затрат. Обычно это выглядит так: Проектировщик чертежи на осмечивание отдает сметчику в бумаге, сметчик отдает ПСД в бумаге для формирования предложения на тендер. Затем с победителем заключают контракт и ему отдают ПД в бумаге, график производства работ проектный и фактический вообще никогда не бьются, закупочные цены не бьются со сметными как в плюс, так и в минус. На объектах зачастую анализ изменений в проекте делается из рук вон плохо, работы и исполнительная документация так же не всегда соотносятся друг с другом как в целом, так и в нюансах… И когда бухгалтерия занимается проводками и оплатой то это лишь отдаленно напоминает проект и сметные расчеты. И ни один BIM не ставит себе целью как-то это стандартизировать. Более того у бизнеса нет запроса на это, потому что это не выгодно на всех этапах реализации проекта участникам.
Оно, конечно, красиво, но пока что узкоспециализированно и не служит для того что-бы наводить порядок в отрасли.