Токсичный паритет


image

Спасибо автору за статью! Вспомнил подобную историю, только с точностью наоборот.
Это немного другой крик души, т.к некоторые дизайнеры тоже люди и «художника обидеть может каждый». В такой среде, иногда, всё напоминает матч в Dotа 2. Все вспоминают чужих мам и меряются премиями Дарвина.

Здесь нет конкретной студии или имён, здесь есть только собирательные образы из рассказанной мне истории несколько лет назад. Вся история пишется мной с его разрешения и корректировки контекста. Всё далее будет написано от первого лица, чтобы избежать лишней путаницы.

Отсутствие правил


Довелось мне поработать в дизайн студии, которая занимается брендингом созданием фирменного стиля. Штат состоял из дизайнеров, арт-директора и пары менеджеров, не считая собственника компании.

Сам собственник не вникал в процесс, да и в дизайне не разбирался, он обычный руководитель, который нанял менеджеров и они в свою очередь хорошо справляются со своей работой.

Дизайнеры жили своей жизнью и работали за своими ноутбуками на Win7, пили кофе и кушали офисные печеньки, слушали Арт-директора и потакали ему во всём. Этакая стая!

Арт-директор в студии был царём зверей, имел право включать музыку на весь офис, благословлять и направлять своих друзей по студии. У него была, что называется — Власть.
Да, пусть и мнимая, но в той или иной степени власть.

image

И он ей пользовался на полную катушку:

  • Сроки горят? Значит остаёшься в студии на ночь, заодно завтра на рабочем месте будешь вовремя.
  • Новый год, с 31 декабря по 1 января мы всей студией, без обсуждений, празднуем вместе! Снимем квартиру и возьмём немного пива. Не хочешь — заставим. Не пришёл — «ты чо как этот?».
  • К нам пришёл новичок, ребята, мы все ему рады! А если он нам не подходит, то будем шикать на него, Я так сказал!.
  • О, смотрите концерт Username! Все идём туда после работы, без обсуждений! С каждого по 1000р за вход.

Любил наш лидер себя, а главное нас. И начальству конечно нравился, всем нравился. Золото, а не человек!

Комфортная рабочая среда


Можно прийти утром в офис и услышать порцию заготовленных и субъективных шуток. Узнать о себе много нового за прошедшие сутки. Если особо хочется, то можно померяться навыками в юморе, покорчить из себя Альфа-комика.

Арт-директор обладал God mode и любая шутка в его сторону могла понести последствия. Дизайнеры же любили чужие и свои работы, но абсолютно не воспринимали критику этих же работ.

Каждый вечер мы собираемся на линч, обсуждаем всякое, в обязанности входят доносы касающихся личной жизни за пределами офиса. Через полгода подобного спринта от личной жизни остаются хлебные крошки, так как приоритет — работа!

«Я классный, у меня крутые работы, я машина!» — думал каждый.

Костяк команды сформирован на ура, почти получили первую ленточку на Behance! Двигаем бизнес, помогаем людям! Успешный успех, что называется, в деле.

"- Мы тут как мушкетеры, а начальство обещает в Москву всей студией переехать!"
Ей богу, мечта дурака.

image

Стабильность


Каждый хотел стабильности и корпоративного духа. Каждый лелеял своё эго благодаря нынешней команде и никто не обновлял резюме, да и по собеседованиям не ходил, ведь узнают и будут издеваться. Так уже было с прошлым дизайнером, «интересно, как он после увольнения, где он? Напишу ему когда-нибудь.»

В один внезапный миг, спустя пару месяцев, возникла идея поменять отношение коллег к друг другу. Пятничный линч самое подобающее место, подумал я и обосрался ошибся.

В пятницу ничего не предвещало беды. Вечер проходил как всегда: заказали пиццу и уставились в PS4, гуляли разные темы и тут речь зашла об отношениях с заказчиками. Вот оно, пора!

Как только я попытался втянуть в тему пару человек, а они начали слушать и переходить в новый лагерь, ведь оказывается можно жить мирно и никто тебе плохого слова не скажет! Но, как гром среди пустого поля возник Он, наш Лев, который начал перебивать и намекать, что я устал и мне пора домой.

Ночь спустя я пришёл на работу и думал об обновлении резюме.

Меня встретили как обычно, с шутками и прибаутками. Даже дружественно подшутили положив кнопки под ткань сиденья стула, этакие друзья! А после меня вызвали на ковёр, Арт-директор и собственник компании. Они прозрачно намекнули, где моё место в этой иерархии вертикальной власти. Арт-директор сказал мне, что портфолио у меня слабое и к одиночному плаванию я не готов, а с командой и тем более работать не умею, так что не стоит рыпаться, фраер, подожми хвостик и будь мушкетёром.

image

Бегите, бегите..


Итого у нас: Дизайнеры, которые в штыки воспринимают любую критику к своим работам, к тому же любящими работы своих коллег. Харизматичный лидер, человек года, но можно просто — Арт-директор. Собственник компании, который интересуется только собой и делает вид, что ему важны его сотрудники. И, менеджеры. И еще, для дизайнеров была сдельная зарплата, которая могла и не дотягивать до 30 000р, ведь с заказчиком ты общаешься сам.

Один кормит обещаниями и платит сдельно, да так, что половина дизайнеров подрабатывает на фрилансе большую часть свободного времени, ведь нужно платить за квартиру и собаке корм купить. А собственник? Ну что, собственник, он летает на острова, ему не до нас. Он, как говорится, рабочие вопросики обкашливает.

А пока он их обкашливает, мы тут дружно работаем, да и уходить не хочется. Ведь мы мушкетёры, которым попросту сложно попробовать устроиться на другую работу в другом городе самим.

Арт-директор сказал мне, что я ещё не готов к одиночной Одиссее, уровень моих работ слабый и менеджер из меня не очень.

Это было последнее, что я слышал от него.

Спустя месяц я летел на керосиновой гондоле самолёте туда, где меня встретила нормальная команда и адекватный Тех.дир. Всё последующее время я буду всячески отнекиваться и отрицать свою причастность к той студии и к тем людям.

Мне не нравится команда, которая считает оскорбления, манипуляции и психологическое давление нормой в работе. К объективной критике относящейся напрямую к моей работе я готов, но не к переходу на личности.

И всё бы ничего, читая эту байку третий раз, думаю, что это выдумка. Если бы подобное не практиковали и другие маленькие студии в маленьких городах, где обычные работники пытающиеся войти в IT не хотят или не знают/верят в то, что можно устроиться в другое место в другом городе. Потерять в зарплате на первое время, освоиться в новом месте без знакомых. Если вы узнали себя, то до вас это пробовал не один человек и не у одного человека получилось получить оффер, подтянуть скиллы и пройти все круги HR-ов.

Мир дизайнеров, не важно дизайнера интерфейса или графического дизайнера, иногда то ещё местечко, которому позавидует любой разработчик.

Хочется отдельно подметить отношение дизайнеров по отношению критики их работ, но, думаю, это тема отдельного поста…

Хороших ребят всегда ждут на том берегу.

Комментарии (13)


  1. symbix
    05.12.2019 16:13

    Я еще много-много лет назад четко определился, что жизнь у меня одна, и ее точно не стоит тратить на работу с неприятными мне людьми.


    Это не значит, что есть какие-то там "плохие" или "хорошие" в абсолютном понимании, и надо искать "хороших". У каждого свои критерии. Люди вообще разные. Но я всегда могу выбрать для себя такой круг общения, в котором мне будет комфортно.


  1. apapacy
    05.12.2019 18:20

    На эту гнусную атмосферу влияли два такие фактора:
    1) Отсутствие на верхнем уровне (выше арт-директора) человека которому было выгодно иметь нормальные рабочие взаимоотношения в коллективе.
    2) Сдельная оплата. Когда собственно сотрудники — это конкуренты за более жирный заказ, на котором можно просто работать не думая что это таск на 30 минут и дальше заняться нечем.


    Конечно чисто вероятностно арт-директор мог оказаться д'Артаньяном в хорошем смысле этого слова. Но как правило, обстановка вседозволенности действует развращающе.


    Кстати про музыку на всю катушку очень напомнило обстановку в одной из фирм где я работал. Небольшая разница была в том что это было "реально" на всю катушку (так что стекла дрожжали) т.к. тимлид имел обыкновение включать ее когда выходил из комнаты и шел в уборную (у илиты свои причуды).


    Кстати статья скорее для ресурса Прекрасное.ИТ, чем для Хабра.


    1. quazoops Автор
      05.12.2019 18:33

      Аудитория Habra и сам Habr сугубо мне нравятся больше.)


  1. wasner
    05.12.2019 18:28

    Бу-га-га.
    Подумал бы что это сказки, если сам не прошел огонь, воду и медное очело подобного арт. дира, вылезая из которого, я отправился на урановые рудники, по его мнению.
    Статейка годная, обплювал желчью монитор, вспоминая свою молодость.
    Спасибо.


  1. tvr
    05.12.2019 18:29

    «Смешались в кучу лицемеры, правдорубы.
    Трещали клавы и сочилась желчь.
    И залпы подгоревших *оп
    Слились в пермАнентный баттхёрт!»
    Неделя под знаком токсичности на Хабре продолжается.


    1. quazoops Автор
      05.12.2019 18:34

      Да! Хоть холивар то ещё занятие, но без подобных статей я бы не узнал многого о собеседованиях и как проходить мимо различные конторы


  1. Bobovor
    06.12.2019 07:59

    Как вы умудрились в 21 веке крепостным стать?


    1. quazoops Автор
      06.12.2019 08:00

      Честное слово, я там не работал и написал исходя из чужих слов.
      Отвечая на ваш вопрос: Крепостным удалось стать из-за собственных ошибок и неудач, может и отсутствия внятных амбиций


      1. Bobovor
        06.12.2019 08:07
        +1

        Вот тут и начинается самое интересное. Это сразу стоит отмечать, т.к. отношение к тексту и произошедшему будет другое. Вот сейчас у меня с «WTF, как такое вообще возможно?!», поменялось на «Очередное кулстори из сломанного телефона».

        Все таки подобное не стоит третьему лицу описывать, иначе, чем констатацией фактов.


  1. distrik
    06.12.2019 10:10

    На моей первой работе, в аналогичной ситуации, критическая масса коллег была адекватная и не играла в эти игры. Дышать было легче.


  1. Error1024
    06.12.2019 13:54
    +1

    Имхо данная статья не о токсичности, а о невменяемом руководстве.


  1. Umpiro
    06.12.2019 14:20

    матч в Dote 2.
    В Dote? Это такой дезайнерский анекdote?)


    1. quazoops Автор
      06.12.2019 16:48

      Спасибо, исправил!