Добрый день!
Мы позиционируем себя как платформонезависимая компания и наш фокус состоит не сколько во внедрении ИТ инструментария, сколько в привлечении пользователей к работе в новой среде, формировании новых навыков, в изменении привычек пользователей. Поэтому мы помогаем нашим клиентам выбирать наиболее подходящую для них платформу.
Как принято сравнивать классические ИТ системы? Берется большущий список функциональности и рисуется таблица. Если одна из сравниваемых систем эту функциональность реализует – ставим галочку или закрашенный кружочек, если реализует с оговорками – ставим наполовину закрашенный кружочек, если не реализует – ставим пропуск либо пустой кружочек. Но дело в том, что корпоративная социальная сеть – это не совсем обычная ИТ система, она сделана чтобы внедрять новые методы коллективной работы и в итоге решать бизнес задачи не только «сверху вниз» но и «снизу вверх». А это значит, что надо делать такой интерфейс, чтобы он нравился пользователям. В итоге надо 1) оценивать функциональность системы и 2) оценивать удобство конечных пользователей. Поговорим об этих составляющих поподробнее.
Когда заказчик интересуется внедрением корпоративных социальных систем и у него нет каких-то конкретных предпочтений того или иного продукта, важно первым делом понять бизнес-цель использования сети. Нужен ли заказчику объединенный портал с интегрированной социальной сетью, или портал уже существует и надо добавить к нему социальную компоненту, или требуется интеграция корпоративной социальной сети с системой документооборота или корпоративной телефонии. И так далее. Остановимся сначала на сравнении именно этого компонента.
Но вот что обнаружилось. Казалось бы, прежде чем изобретать велосипед, посмотрите в интернете, может его уже изобрели. Навскидку анализ платформ для социальных коммуникаций уже несколько лет проводят такие гранды как Gartner, Ovum или Forrester. Но локальный российский рынок для них оказывается слишком мал и локальные бренды в анализе не присутствуют. А они есть, и у них есть интересные наработки для российской корпоративной культуры.
Ну хорошо, сравнение платформ проводят не только Gartner или Forrester, есть и другие, не столь именитые консультанты. Однако те отчеты, которые мы находили, делились на две категории: в первой явно продвигается та или иная платформа (вот пример и пример), во второй мы нашли слишком большое количество неточностей, чтобы доверять этим результатам (вот пример и пример). Кроме этого, каждый отчет вводит свою систему координат и объединять сравнительные таблицы весьма проблематично.
В итоге мы пришли к тому, что сравнительный анализ надо проводить самостоятельно. Что же мы стали сравнивать? В этой статье мы описали как сравнивать функциональность корпоративных социальных сетей – это базовые функции, социальные процессы и социальный слой. Поскольку корпоративная социальная сеть сама является программной платформой – важными становятся вопросы управления и администрирования системы в рамках большой компании. Ну и никто не отменял общие вопросы из разряда «облако или коробка?» и «сколько стоит?». В итоге мы остановились на пяти группах показателей:
· Общие (способ доставки, цены, локализация)
· Базовая функциональность
· Социальные процессы
· Социальный слой и интеграция
· Управление и администрирование
Еще мы согласовали для себя, что общее количество параметров не должно быть слишком большим, чтобы не размылся фокус, но и не слишком малым, чтобы не потерять суть. В итоге мы сформировали около тридцати параметров.
Теперь о выборе платформ для сравнения. Мы выбрали пять платформ – это Jive, IBM Connections, Yammer, Bitrix24 и DaOffice. Почему именно они? Во-первых, по нашему субъективному мнению эта пятерка представляет пятерку лидеров продаж на российском рынке. Во-вторых, первые три входят в группу лидеров согласно оценкам консалтинговых агентств. В-третьих, добавлены сильные российские игроки – Bitrix24 и DaOffice. Я заранее прошу прощения у почитателей SAP Jam, Atlassian Confluence (мне кажется, они ближайшие кандидаты на включение в лист) и других производителей – буду рад, если вы поможете дополнить представленный ниже анализ данными по этим системам. Если же кто-либо из вас увидит в листе неточности – напишите нам.
Таблица сравнения корпоративных социальных сетей:
Вот пример использования таблицы. Крупный корпоративный заказчик уже имеет портал на SharePoint и рассматривает добавление к порталу социальной функции, то есть политически неправильно строить параллельный портал, нужно добавить «чистую» корпоративную социальную сеть. Но служба безопасности против облачной инсталляции. И переплачивать не хочется. По совокупности параметров видим, что в данной ситуации наиболее подходящее решение — это DaOffice. Номером два идет Yammer, если найдутся аргументы для службы безопасности.
Еще один пример. Компания представлена в Европе, России и странах постсоветского пространства, имеет большое количество партнеров и решает упорядочить коммуникации в партнерской сети. До сих пор с партнерами общались разрозненно, по электронной почте, телефону, ICQ и Skype. В компании имеется система телефонии Cisco. Наиболее логичное решение — построить единый портал для более широкого маркетингового проникновения и организовать обратную связь через корпоративную социальную сеть. Поскольку требуется социальный интранет, многоязычные интерфейсы и интеграция с Cisco, наиболее предпочтительной представляется платформа Jive. Номером два могут идти либо IBM Connections либо Yammer с будущим прицелом на связку с SharePoint.
Далее, в части 2 мы напишем о том, как правильно подойти к выбору платформы, а в части 3 напишем, как оценить удобство конечных пользователей и поделимся своими впечатлениями об удобствах и недостатках той или иной платформы. Продолжение следует…
Владимир Иваница
viva@supereon.ru
Мы позиционируем себя как платформонезависимая компания и наш фокус состоит не сколько во внедрении ИТ инструментария, сколько в привлечении пользователей к работе в новой среде, формировании новых навыков, в изменении привычек пользователей. Поэтому мы помогаем нашим клиентам выбирать наиболее подходящую для них платформу.
Как принято сравнивать классические ИТ системы? Берется большущий список функциональности и рисуется таблица. Если одна из сравниваемых систем эту функциональность реализует – ставим галочку или закрашенный кружочек, если реализует с оговорками – ставим наполовину закрашенный кружочек, если не реализует – ставим пропуск либо пустой кружочек. Но дело в том, что корпоративная социальная сеть – это не совсем обычная ИТ система, она сделана чтобы внедрять новые методы коллективной работы и в итоге решать бизнес задачи не только «сверху вниз» но и «снизу вверх». А это значит, что надо делать такой интерфейс, чтобы он нравился пользователям. В итоге надо 1) оценивать функциональность системы и 2) оценивать удобство конечных пользователей. Поговорим об этих составляющих поподробнее.
Сравнительный анализ функциональности платформ
Когда заказчик интересуется внедрением корпоративных социальных систем и у него нет каких-то конкретных предпочтений того или иного продукта, важно первым делом понять бизнес-цель использования сети. Нужен ли заказчику объединенный портал с интегрированной социальной сетью, или портал уже существует и надо добавить к нему социальную компоненту, или требуется интеграция корпоративной социальной сети с системой документооборота или корпоративной телефонии. И так далее. Остановимся сначала на сравнении именно этого компонента.
Но вот что обнаружилось. Казалось бы, прежде чем изобретать велосипед, посмотрите в интернете, может его уже изобрели. Навскидку анализ платформ для социальных коммуникаций уже несколько лет проводят такие гранды как Gartner, Ovum или Forrester. Но локальный российский рынок для них оказывается слишком мал и локальные бренды в анализе не присутствуют. А они есть, и у них есть интересные наработки для российской корпоративной культуры.
Ну хорошо, сравнение платформ проводят не только Gartner или Forrester, есть и другие, не столь именитые консультанты. Однако те отчеты, которые мы находили, делились на две категории: в первой явно продвигается та или иная платформа (вот пример и пример), во второй мы нашли слишком большое количество неточностей, чтобы доверять этим результатам (вот пример и пример). Кроме этого, каждый отчет вводит свою систему координат и объединять сравнительные таблицы весьма проблематично.
В итоге мы пришли к тому, что сравнительный анализ надо проводить самостоятельно. Что же мы стали сравнивать? В этой статье мы описали как сравнивать функциональность корпоративных социальных сетей – это базовые функции, социальные процессы и социальный слой. Поскольку корпоративная социальная сеть сама является программной платформой – важными становятся вопросы управления и администрирования системы в рамках большой компании. Ну и никто не отменял общие вопросы из разряда «облако или коробка?» и «сколько стоит?». В итоге мы остановились на пяти группах показателей:
· Общие (способ доставки, цены, локализация)
· Базовая функциональность
· Социальные процессы
· Социальный слой и интеграция
· Управление и администрирование
Еще мы согласовали для себя, что общее количество параметров не должно быть слишком большим, чтобы не размылся фокус, но и не слишком малым, чтобы не потерять суть. В итоге мы сформировали около тридцати параметров.
Теперь о выборе платформ для сравнения. Мы выбрали пять платформ – это Jive, IBM Connections, Yammer, Bitrix24 и DaOffice. Почему именно они? Во-первых, по нашему субъективному мнению эта пятерка представляет пятерку лидеров продаж на российском рынке. Во-вторых, первые три входят в группу лидеров согласно оценкам консалтинговых агентств. В-третьих, добавлены сильные российские игроки – Bitrix24 и DaOffice. Я заранее прошу прощения у почитателей SAP Jam, Atlassian Confluence (мне кажется, они ближайшие кандидаты на включение в лист) и других производителей – буду рад, если вы поможете дополнить представленный ниже анализ данными по этим системам. Если же кто-либо из вас увидит в листе неточности – напишите нам.
Таблица сравнения корпоративных социальных сетей:
Производитель |
Jive Software |
IBM Connections |
Yammer |
Bitrix24 |
DaOffice |
Платформа |
|||||
Описание |
Социальный интранет. Jive-n — внутренняя сеть, редакции Essentials, Essentials+, Enterprise. Jive-x — внешняя сеть, редакции Forums, Essentials, Essentials+ |
Социальный интранет |
Корпоративная социальная сеть (социальный интранет в рамках Office 365). Редакции Basic, Enterprise |
Социальный интранет. Редакции Проект, Команда, Компания, Корпоративный портал, Холдинг |
Корпоративная социальная сеть. Редакции Team, Business, Enterprise |
Метод доставки |
Коробочная и облачная версии. Функионал коробочной выше, чем облачной. Датацентры в США и Европе |
Коробочная и облачная версии. Отличие функций незначительное. Датацентры в США, Европе и Азии |
Только облачная версия, датацентр в Европе |
Коробочная и облачная версии. Датацентр в Европе, планируется перемещение в Россию |
Коробочная и облачная версии, датацентр в России |
Стоимость облачной версии (без учета специальных условий) |
От 144USD в год на пользователя, внешние пользователи без ограничения, тарифицируется количество обращений к сайту |
От 128USD в год за полный набор сервисов. Бесплатные гостевые учетные записи |
36USD в год на пользователя, внешние пользователи без ограничений |
120т руб в год без ограничения количества пользователей, внешние пользователи без ограничений |
1260 руб за пользователя в год + 354 руб за внешнего пользователя в год |
Стоимость коробочной версии (без учета специальных условий) |
Лицензирование по подписке. См стоимость облачной версии. |
Бессрочные лицензии по количеству внутренних пользователей, либо по серверным мощностям |
Нет |
199т руб + 1400 руб за пользователя, внешние пользователи неограниченно либо 499т руб неограниченное использование. |
Лицензируется по подписке. 1068 руб за пользователя в год + 270 руб за внешнего пользователя в год. Возможно приобретение бессрочной лицензии — стоимость равна двум годам подписки. |
Тестовая версия |
Пробная версия из облака на 30 дней |
Пробная версия из облака на 60 дней |
Бесплатная версия без ограничений по времени. Ограничены возможности кастомизации, модерирования, администрирования, интеграции. |
Бесплатная версия 30 дней из облака или из коробки. Минимальная облачная редакция до 12 пользователей – бесплатно. |
Бесплатная версия из облака без ограничений по времени. Ограничены возможности кастомизации, модерирования, администрирования, интеграции. |
Индивидуальный дизайн |
Да |
Да |
Да |
Да, в коробочной версии |
Да |
Локализация (русский язык) |
Да, установка языка производится пользователем. |
Да, установка языка производится автоматически с учетом настроек браузера |
Да, установка языка производится пользователем. |
Да |
Да |
Мультиязычность |
Многоязычный интерфейс. Проверка орфографии для ограниченного количества языков |
Многоязычный интерфейс |
Многоязычный интерфейс. Многоязычный онлайн транслятор сообщений. |
Интерфейс русский, английский, украинский, испанский, немецкий |
Только русский интерфейс |
Оcновной функционал |
|||||
Базовые функции (лента новостей, текстовые сообщения, картинки, видео, обсуждения, подписки, объявления, уведомления, тэги) |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
Группы (открытые, закрытые, модерация) |
Да, плюс секретные и/или с добавлением внешних пользователей |
Да + возможность подключать внешних пользователей в группу |
Да |
Да |
Да |
Форумы |
Да |
Да |
Нет |
Нет |
Нет |
Блоги, Вики, совместное редактирование, официальные версии |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
Работа с файлами (центральный репозиторий, отправка и хранение файлов, версионность) |
Да |
Да |
Да, 5Гб на человека |
Да, неограниченное хранилище |
Да, неограниченное хранилище |
Приватная переписка |
Да, но как правило для личной переписки надо добавить собеседника в свою сеть и получить подтверждение – настаивается модератором |
Да, через IBM Sametime. Но для личной переписки надо добавить собеседника в свою сеть и получить подтверждение |
Да |
Да |
Да |
Папка Входящие (прочтенные/ непрочтенные /отправка/ ответы) |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
Статус присутствия/ Чат/ Групповой чат |
Да |
Да, через IBM Sametime |
Да |
Да |
Да, статус присутствия через виджет «сейчас в сети» |
Профили пользователей |
Да |
Да |
Да, один профиль для всех сетей |
Да, для внешней сети профиль имеет минимум полей |
Да, разные профили для разных сетей |
Унифицированный поиск (файлы, люди, профили, контент, почтовый ящик) |
Да |
Да |
Да |
Да, учет морфологии русского языка |
Да, учет морфологии русского языка |
Внешние пользователи |
Можно создавать закрытые или секретные группы и включать в них внешних пользователей |
Да, возможно включение неограниченного количества внешних пользователей |
Путем создания отдельной сети для внутренних и внешних пользователей. Пользователь может переключаться между сетями |
Да, минимальная функциональность внешней сети — персональные чаты, групповые чаты, приватные сообщения, уведомления. |
Путем создания отдельной сети для внутренних и внешних пользователей. Пользователь может переключаться между сетями |
Социальные процессы |
|||||
Календари |
Да |
Да |
В рамках Office 365 |
Да |
Создание мероприятий и интеграция их с почтовым клиентом. |
Управление проектами и задачами |
Да, плюс управление задачами через Producteev |
Через модуль Activities, входящий в комплект поставки |
В рамках Office 365 |
Да, график отсутствий, учет времени, делегирование |
Управление мероприятиями |
Организационная диаграмма |
Да |
Цепочки подчинения |
Да |
Да |
Да |
Опросы и голосования |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
Управление идеями |
Создание и обработка идеи, голосования, репутация (в редакции Essentials+) |
Создание и обработка идей, голосования |
Опросы и голосования, управление идеями через приложение Ideascale |
Да |
Создание и обработки идеи, голосование, репутация идеи |
Мотивация |
Геймификация, миссии, бэйджи. Баллы за активное использование системы. |
Нет |
Благодарности |
Да |
Репутация, бэйджи, экспертные статусы по темам, благодарности |
Вовлечение новых пользователей |
При регистрации подписывается политика использования. Шаблоны писем по вовлечению. Баллы за активность. Задачи-игры по изучению функциональности. |
При регистрации подписывается политика использования. Задачи-игры по изучению функциональности. |
При регистрации подписывается политика использования. |
Шаблоны писем по вовлечению. Ссылки на обучающие материалы. |
При регистрации подписывается политика использования. По умолчанию пользователя можно сразу подписать на определенные группы и определить другие правила. |
Социальный слой и интеграция |
|||||
Синхронизация с Active Directory |
Да, несколько доменов |
Да, несколько доменов |
Да, несколько доменов |
Да, несколько доменов в версии Холдинг |
Да, несколько доменов |
Интеграция |
SharePoint (редакция Enterprise), MS Office (редакция Essentials+), Outlook (редакция Essentials+), GoogleDrive, Google Docs (редакция Jive-x Essentials+) |
Lotus Notes, Sametime, Exchange, SocialMail, MS Office, MS Outlook, SharePoint |
SharePoint, Office 365, Saleforce, Dynamic CRM, Eхchange (вдорожнойкарте) |
Office 365, Google Docs, SharePoint |
SharePoint и другие порталы |
Интеграция со сторонними приложениями |
OpenSocial |
REST API, OpenSocial |
OpenGraph, REST API, Yammer embed |
Открытый API |
SocialGraph |
Мобильные платформы |
iOS, Android, Blackberry, iPads, Winphone |
iOS, Android, Blackberry, iPads, Winphone |
iOS, Android, Winphone |
iOS, Android |
iOS, Android |
Дополнительные приложения |
Магазин приложений |
Партнерская экосистема, приложения интегрируются через API и виджеты |
Магазин приложений |
CRM, конструктор процессов, магазин приложений |
Создаются через скрипт |
Голосовая и видео- связь |
Интеграция с Cisco Webex или Lync доступна как приложение |
через IBM Sametime |
интеграция с Lync в рамках Office 365 |
Да, плюс телефония |
Нет |
Управление |
|||||
Политики использования |
Политика использования, управление потоками коммуникаций |
через синхронизацию с LDAP |
Да |
Правила доступа |
Политика использования, управление потоками коммуникаций |
Мониторинг ключевых слов |
Да |
Да |
Да |
Нет |
Да |
Управление пользователями |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
Политика паролей |
Да |
Да |
Да |
Нет |
Да |
Средства аналитики |
Панель статистики + экспорт данных |
Через Cognos отчеты для IBM Connections (включены в состав коробочной версии) |
Панель статистики + экспорт данных |
Панель статистики |
Панель статистики + экспорт данных |
Безопасность |
eDiscovery |
eDiscovery через ПО третьих фирм |
eDiscovery, двухфакторная авторизация |
Двухфакторная авторизация |
Двухфакторная авторизация. Датацентр на территории РФ, сертификаты и лицензии на обработку ПД и защиту информации. |
Вот пример использования таблицы. Крупный корпоративный заказчик уже имеет портал на SharePoint и рассматривает добавление к порталу социальной функции, то есть политически неправильно строить параллельный портал, нужно добавить «чистую» корпоративную социальную сеть. Но служба безопасности против облачной инсталляции. И переплачивать не хочется. По совокупности параметров видим, что в данной ситуации наиболее подходящее решение — это DaOffice. Номером два идет Yammer, если найдутся аргументы для службы безопасности.
Еще один пример. Компания представлена в Европе, России и странах постсоветского пространства, имеет большое количество партнеров и решает упорядочить коммуникации в партнерской сети. До сих пор с партнерами общались разрозненно, по электронной почте, телефону, ICQ и Skype. В компании имеется система телефонии Cisco. Наиболее логичное решение — построить единый портал для более широкого маркетингового проникновения и организовать обратную связь через корпоративную социальную сеть. Поскольку требуется социальный интранет, многоязычные интерфейсы и интеграция с Cisco, наиболее предпочтительной представляется платформа Jive. Номером два могут идти либо IBM Connections либо Yammer с будущим прицелом на связку с SharePoint.
Далее, в части 2 мы напишем о том, как правильно подойти к выбору платформы, а в части 3 напишем, как оценить удобство конечных пользователей и поделимся своими впечатлениями об удобствах и недостатках той или иной платформы. Продолжение следует…
Владимир Иваница
viva@supereon.ru