Добрый день!

Мы позиционируем себя как платформонезависимая компания и наш фокус состоит не сколько во внедрении ИТ инструментария, сколько в привлечении пользователей к работе в новой среде, формировании новых навыков, в изменении привычек пользователей. Поэтому мы помогаем нашим клиентам выбирать наиболее подходящую для них платформу.

Как принято сравнивать классические ИТ системы? Берется большущий список функциональности и рисуется таблица. Если одна из сравниваемых систем эту функциональность реализует – ставим галочку или закрашенный кружочек, если реализует с оговорками – ставим наполовину закрашенный кружочек, если не реализует – ставим пропуск либо пустой кружочек. Но дело в том, что корпоративная социальная сеть – это не совсем обычная ИТ система, она сделана чтобы внедрять новые методы коллективной работы и в итоге решать бизнес задачи не только «сверху вниз» но и «снизу вверх». А это значит, что надо делать такой интерфейс, чтобы он нравился пользователям. В итоге надо 1) оценивать функциональность системы и 2) оценивать удобство конечных пользователей. Поговорим об этих составляющих поподробнее.

Сравнительный анализ функциональности платформ


Когда заказчик интересуется внедрением корпоративных социальных систем и у него нет каких-то конкретных предпочтений того или иного продукта, важно первым делом понять бизнес-цель использования сети. Нужен ли заказчику объединенный портал с интегрированной социальной сетью, или портал уже существует и надо добавить к нему социальную компоненту, или требуется интеграция корпоративной социальной сети с системой документооборота или корпоративной телефонии. И так далее.  Остановимся сначала на сравнении именно этого компонента.

Но вот что обнаружилось. Казалось бы, прежде чем изобретать велосипед, посмотрите в интернете, может его уже изобрели. Навскидку анализ платформ для социальных коммуникаций уже несколько лет проводят такие гранды как Gartner, Ovum или Forrester. Но локальный российский рынок для них оказывается слишком мал и локальные бренды в анализе не присутствуют. А они есть, и у них есть интересные наработки для российской корпоративной культуры.

Ну хорошо, сравнение платформ проводят не только Gartner или Forrester, есть и другие, не столь именитые консультанты. Однако те отчеты, которые мы находили, делились на две категории: в первой явно продвигается та или иная платформа (вот пример и пример), во второй мы нашли слишком большое количество неточностей, чтобы доверять этим результатам (вот пример и пример). Кроме этого, каждый отчет вводит свою систему координат и объединять сравнительные таблицы весьма проблематично.

В итоге мы пришли к тому, что сравнительный анализ надо проводить самостоятельно. Что же мы стали сравнивать? В этой статье мы описали как сравнивать функциональность корпоративных социальных сетей – это базовые функции, социальные процессы и социальный слой. Поскольку корпоративная социальная сеть сама является программной платформой – важными становятся вопросы управления и администрирования системы в рамках большой компании. Ну и никто не отменял общие вопросы из разряда «облако или коробка?» и «сколько стоит?». В итоге мы остановились на пяти группах показателей:

·         Общие (способ доставки, цены, локализация)

·         Базовая функциональность

·         Социальные процессы

·         Социальный слой и интеграция

·         Управление и администрирование

Еще мы согласовали для себя, что общее количество параметров не должно быть слишком большим, чтобы не размылся фокус, но и не слишком малым, чтобы не потерять суть. В итоге мы сформировали около тридцати параметров.

Теперь о выборе платформ для сравнения. Мы выбрали пять платформ – это Jive, IBM Connections, Yammer, Bitrix24 и DaOffice. Почему именно они? Во-первых, по нашему субъективному мнению эта пятерка представляет пятерку лидеров продаж на российском рынке. Во-вторых, первые три входят в группу лидеров согласно оценкам консалтинговых агентств. В-третьих, добавлены сильные российские игроки – Bitrix24 и DaOffice. Я заранее прошу прощения у почитателей SAP Jam, Atlassian Confluence (мне кажется, они ближайшие кандидаты на включение в лист) и других производителей – буду рад, если вы поможете дополнить представленный ниже анализ данными по этим системам. Если же кто-либо из вас увидит в листе неточности – напишите нам.

Таблица сравнения корпоративных социальных сетей:

Производитель
Jive Software
IBM Connections
Yammer
Bitrix24
DaOffice
Платформа
Описание
Социальный интранет. Jive-n — внутренняя сеть, редакции Essentials, Essentials+, Enterprise. Jive-x — внешняя сеть, редакции Forums, Essentials, Essentials+
Социальный интранет
Корпоративная социальная сеть (социальный интранет в рамках Office 365). Редакции Basic, Enterprise
Социальный интранет. Редакции Проект, Команда, Компания, Корпоративный портал, Холдинг
Корпоративная социальная сеть. Редакции Team, Business, Enterprise
Метод доставки
Коробочная и облачная версии. Функионал коробочной выше, чем облачной. Датацентры в США и Европе
Коробочная и облачная версии. Отличие функций незначительное. Датацентры в США, Европе и Азии
Только облачная версия, датацентр в Европе
Коробочная и облачная версии. Датацентр в Европе, планируется перемещение в Россию
Коробочная и облачная версии, датацентр в России
Стоимость облачной версии (без учета специальных условий)
От 144USD в год на пользователя, внешние пользователи без ограничения, тарифицируется количество обращений к сайту
От 128USD в год за полный набор сервисов. Бесплатные гостевые учетные записи
36USD в год на пользователя, внешние пользователи без ограничений
120т руб в год без ограничения количества пользователей, внешние пользователи без ограничений
1260 руб за пользователя в год + 354 руб за внешнего пользователя в год
Стоимость коробочной версии (без учета специальных условий)
Лицензирование по подписке. См стоимость облачной версии.
Бессрочные лицензии по количеству внутренних пользователей, либо по серверным мощностям
Нет
199т руб + 1400 руб за пользователя, внешние пользователи неограниченно либо 499т руб неограниченное использование.
Лицензируется по подписке. 1068 руб за пользователя в год + 270 руб за внешнего пользователя в год. Возможно приобретение бессрочной лицензии — стоимость равна двум годам подписки.
Тестовая версия
Пробная версия из облака на 30 дней
Пробная версия из облака на 60 дней
Бесплатная версия без ограничений по времени. Ограничены возможности кастомизации, модерирования, администрирования, интеграции.
Бесплатная версия 30 дней из облака или из коробки. Минимальная облачная редакция до 12 пользователей – бесплатно.
Бесплатная версия из облака без ограничений по времени. Ограничены возможности кастомизации, модерирования, администрирования, интеграции.
Индивидуальный дизайн
Да
Да
Да
Да, в коробочной версии
Да
Локализация (русский язык)
Да, установка языка производится пользователем.
Да, установка языка производится автоматически с учетом настроек браузера
Да, установка языка производится пользователем.
Да
Да
Мультиязычность
Многоязычный интерфейс. Проверка орфографии для ограниченного количества языков
Многоязычный интерфейс
Многоязычный интерфейс.  Многоязычный онлайн транслятор сообщений.
Интерфейс русский, английский, украинский, испанский, немецкий
Только русский интерфейс
Оcновной функционал
Базовые функции (лента новостей, текстовые сообщения, картинки, видео,  обсуждения, подписки, объявления, уведомления, тэги)
Да
Да
Да
Да
Да
Группы (открытые, закрытые, модерация)
Да, плюс секретные и/или  с добавлением внешних пользователей
Да + возможность подключать внешних пользователей в группу
Да
Да
Да
Форумы
Да
Да
Нет
Нет
Нет
Блоги, Вики, совместное редактирование, официальные версии
Да
Да
Да
Да
Да
Работа с файлами (центральный репозиторий,  отправка и хранение файлов, версионность)
Да
Да
Да, 5Гб на человека
Да, неограниченное хранилище
Да, неограниченное хранилище
Приватная переписка
Да, но как правило для личной переписки надо добавить собеседника в свою сеть и получить подтверждение – настаивается модератором
Да, через IBM Sametime. Но для личной переписки надо добавить собеседника в свою сеть и получить подтверждение
Да
Да
Да
Папка Входящие (прочтенные/ непрочтенные /отправка/ ответы)
Да
Да
Да
Да
Да
Статус присутствия/ Чат/ Групповой чат
Да
Да, через IBM Sametime
Да
Да
Да, статус присутствия через виджет «сейчас в сети»
Профили пользователей
Да
Да
Да, один профиль для всех сетей
Да, для внешней сети профиль имеет минимум полей
Да, разные профили для разных сетей
Унифицированный поиск (файлы, люди, профили, контент, почтовый ящик)
Да
Да
Да
Да, учет морфологии русского языка
Да, учет морфологии русского языка
Внешние пользователи
Можно создавать закрытые или секретные группы и включать в них внешних пользователей
Да, возможно включение неограниченного количества внешних пользователей
Путем создания отдельной сети для внутренних и внешних пользователей. Пользователь
может переключаться между сетями
Да, минимальная функциональность внешней сети — персональные чаты, групповые чаты, приватные сообщения, уведомления.
Путем создания отдельной сети для внутренних и внешних пользователей. Пользователь
может переключаться между сетями
Социальные
процессы

Календари
Да
Да
В рамках Office 365
Да
Создание мероприятий и интеграция их с почтовым клиентом.
Управление проектами и задачами
Да, плюс управление задачами через Producteev
Через модуль Activities, входящий в комплект поставки
В рамках Office 365
Да, график отсутствий, учет времени, делегирование
Управление мероприятиями
Организационная диаграмма
Да
Цепочки подчинения
Да
Да
Да
Опросы и голосования
Да
Да
Да
Да
Да
Управление идеями
Создание и обработка идеи, голосования, репутация (в редакции Essentials+)
Создание и обработка идей, голосования
Опросы и голосования, управление идеями через приложение Ideascale
Да
Создание и обработки идеи, голосование, репутация идеи
Мотивация
Геймификация, миссии, бэйджи. Баллы за активное использование системы.
Нет
Благодарности
Да
Репутация, бэйджи, экспертные статусы по темам, благодарности
Вовлечение новых пользователей
При регистрации подписывается политика использования. Шаблоны писем по вовлечению. Баллы за активность. Задачи-игры по изучению функциональности.
При регистрации подписывается политика использования. Задачи-игры по изучению функциональности.
При регистрации подписывается политика использования.
Шаблоны писем по вовлечению. Ссылки на обучающие материалы.
При регистрации подписывается политика использования. По умолчанию пользователя можно сразу подписать на определенные группы и определить другие правила.
Социальный слой и интеграция
Синхронизация с Active Directory
Да, несколько доменов
Да, несколько доменов
Да, несколько доменов
Да, несколько доменов в версии Холдинг
Да, несколько доменов
Интеграция

SharePoint (редакция Enterprise), MS Office (редакция Essentials+), Outlook (редакция Essentials+), GoogleDrive, Google Docs (редакция Jive-x Essentials+)
Lotus Notes, Sametime, Exchange, SocialMail, MS Office, MS Outlook, SharePoint
SharePoint, Office 365, Saleforce, Dynamic CRM, Eхchange (вдорожнойкарте)
Office 365, Google Docs, SharePoint
SharePoint и другие порталы
Интеграция со сторонними приложениями
OpenSocial
REST API, OpenSocial
OpenGraph, REST API, Yammer embed
Открытый API
SocialGraph
Мобильные платформы
iOS, Android, Blackberry, iPads, Winphone
iOS, Android, Blackberry, iPads, Winphone
iOS, Android, Winphone
iOS, Android
iOS, Android
Дополнительные приложения
Магазин приложений
   Партнерская экосистема, приложения интегрируются через API и виджеты

Магазин приложений
CRM, конструктор процессов, магазин приложений
Создаются через скрипт
Голосовая и видео- связь
Интеграция с Cisco Webex или Lync доступна как приложение
через IBM Sametime
интеграция с Lync в рамках Office 365
Да, плюс телефония
Нет
Управление
Политики использования
Политика использования, управление потоками коммуникаций
через синхронизацию с LDAP
Да
Правила доступа
Политика использования, управление потоками коммуникаций
Мониторинг ключевых слов
Да
Да
Да
Нет
Да
Управление пользователями
Да
Да
Да
Да
Да
Политика паролей
Да
Да
Да
Нет
Да
Средства аналитики
Панель статистики + экспорт данных
Через Cognos отчеты для IBM Connections (включены в состав коробочной версии)
Панель статистики + экспорт данных
Панель статистики
Панель статистики + экспорт данных
Безопасность
eDiscovery
eDiscovery через ПО третьих фирм
eDiscovery, двухфакторная авторизация
Двухфакторная авторизация
Двухфакторная авторизация. Датацентр на территории РФ, сертификаты и лицензии на обработку ПД и защиту информации.

Вот пример использования таблицы. Крупный корпоративный заказчик уже имеет портал на SharePoint и рассматривает добавление к порталу социальной функции, то есть политически неправильно строить параллельный портал, нужно добавить «чистую» корпоративную социальную сеть. Но служба безопасности против облачной инсталляции. И переплачивать не хочется. По совокупности параметров видим, что в данной ситуации наиболее подходящее решение — это DaOffice. Номером два идет Yammer, если найдутся аргументы для службы безопасности.

Еще один пример. Компания представлена в Европе, России и странах постсоветского пространства, имеет большое количество партнеров и решает упорядочить коммуникации в партнерской сети. До сих пор с партнерами общались разрозненно, по электронной почте, телефону, ICQ и Skype. В компании имеется система телефонии Cisco. Наиболее логичное решение — построить единый портал для более широкого маркетингового проникновения и организовать обратную связь через корпоративную социальную сеть. Поскольку требуется социальный интранет, многоязычные интерфейсы и интеграция с Cisco, наиболее предпочтительной представляется платформа Jive. Номером два могут идти либо IBM Connections либо Yammer с будущим прицелом на связку с SharePoint.

Далее, в части 2 мы напишем о том, как правильно подойти к выбору платформы, а в части 3 напишем, как оценить удобство конечных пользователей и поделимся своими впечатлениями об удобствах и недостатках той или иной платформы. Продолжение следует…

Владимир Иваница

viva@supereon.ru

Комментарии (0)