Зачем она нам понадобилась?
Во-первых, тема мотивации сама по себе достаточно сложная и есть много моделей, ее описывающих. В основном они созданы для западной культуры, иногда друг другу противоречат, иногда остаются на теоретическом уровне. Но, например, как вам поможет пирамида ценностей г-на Маслоу при работе с российскими клиентами? Нужно что-то более практическое.
Во-вторых, мотивация – это наиболее частый вопрос, которым люди интересуются, когда узнают, что мы внедряем корпоративные порталы или корпоративные социальные сети. Причем «внедрением» мы называем не столько кнопочки, сколько вовлечение пользователей в работу с порталом. И на этот вопрос надо быстро и понятно отвечать.
Модель базируется на двух постулатах:
- «Три эмоции управляют практически любым человеком: первая – страх, вторая – жадность, третья – тщеславие» (первоисточник);
- «Добрым словом и револьвером вы добьетесь большего, чем одним добрым словом» (первоисточник).
Мне самому не очень нравятся приведенные негативные определения, поэтому я заменил их на противоположные. Вместо страха получились комфорт и интерес, вместо тщеславия – престиж и признание, вместо жадности – выгода и польза. Желающие могут заменить доброе слово и револьвер кнутом и пряником. В итоге получилась вот такая матрица.
Снизу по оси ординат должны находиться материальные способы мотивации. Посередине — внешние способы, направленные на нематериальную мотивацию. В верхней части — способы, направленные на внутреннюю мотивацию. Как несложно догадаться, слева расположены способы добровольные, справа – обязательные.
Известные нам способы мотивации мы наложили на эту карту. И вот что у нас получилось.
Вот расшифровка:
- Болталка – пользователи могут использовать портал вместо «курилки»;
- Игры, квесты – методы геймификации рутинных задач;
- Дублирование новостного канала – если у вас была корпоративная газета, журнал, или емейл рассылка, то они остаются, и к ним добавляется еще один;
- Мероприятия в сети – подготовка и онлайн продолжение офлайн мероприятий происходит в корпоративной социальной сети;
- Замена новостного канала – то же что и дублирование, но только теперь старые способы доставки новостей упраздняются;
- Отключение FB и VK – если у вас молодой коллектив, то отключение соцсетей может заставить людей идти общаться на портал, кроме этого, такой способ общения намного безопаснее.
- Бейджи и рейтинги – такие классные значки и полоски, которые демонстрируют вашу крутость (я вот недавно получил сертификаты Jive Internal Community Manager и Jive External Community Manager и жду не дождусь, когда же за это мне дадут бейджики);
- Грамоты, благодарности, доска почета – способы вас прилюдно подбодрить;
- Истории успеха – рассказы о том, какие молодцы те, кто стал с пользой работать на портале;
- Наказание сопротивляющихся – неприятная, но иногда необходимая мера;
- Личный пример руководителя – на самом деле, один из самых мощных способов мотивации;
- Обязательный процесс – это когда какой-либо необходимый бизнес-процесс доступен только через портал;
- Привязка премии или бонуса – доплата пионерам-первопроходцам, использующим портал;
- Демонстрация полезности – объяснение личной выгоды для пользователя;
- Виртуальная валюта – пряники, кролики, репы или еще что-нибудь, на нее можно купить в корпоративном магазине какие-нибудь полезности;
- Цветовое выделение ничего не значит и сделано для красоты.
Как можно применять карту мотивации?
- Покажите карту директору по персоналу и поинтересуйтесь, какие из этих методов работают лучше. Получите первое приближение и можете пробовать.
- Когда вы начнете подыскивать методы мотивации для вашей задачи, то все одновременно способы использовать не надо. У каждой целевой аудитории доминируют свои факторы мотивации, и у каждой организации есть своя проверенная на опыте доминанта способов мотивации, которую надо выявить. Например, был у нас опыт работы с компанией, которая использует элемент сверху таблицы и снизу, а элементы посередине – нет.
- Многие вещи из левой части таблицы входят в функциональность корпоративных социальных сетей. Используйте их.
- Есть очень-очень мало примеров, когда внедрение происходило исключительно добровольными способами. Как правило, всегда используются обязательные элементы. Вопрос в том, насколько красив фантик, в который вы их обернете.
- Внутренние мотиваторы сконструировать невозможно, они просто есть. Внешние можно создать искусственно.
- Всегда используйте личный пример руководителя.
Полагаем, что при незначительной модификации модель можно использовать при внедрении различных систем массового использования, не обязательно только порталов.
*****
Наша модель находится в стадии доработки. Поэтому будем Вам рады за обратную связь.
Владимир Иваница Facebook | LinkedIn
основатель компании Супереон
Комментарии (4)
Maishi
23.04.2016 13:54Одна, половина предложений, видимо, вышла из каменного века. Другая — не жизнеспособна, в принципе.
Вы сами пробовали это внедрять? Причем не просто внедрить, а наблюдать за тем, как это работает, хотя бы в течение пары лет? Есть какая-то статистика повышения уровня мотивации персонала после внедрения?
1. Люди ходят в «курилку» изначально чтобы покурить (физиологическая потребность), а не переговорить (несмотря на то, что «все важные вопросы решаются во время перекура»). Разговаривать они и на рабочем месте (в холле или еще где) умеют.
2. Никто не будет использовать «корпоративный портал» для нормальных разговоров — не дай боже написать лишнего — потом предъявить могут.
3. Блокировка соц. сетей ничего не дает. Свой личный гаджет со своим же мобильным интернетом никто не отменял.
4. Из текста статьи не понятно, каким образом наличие портала вообще влияет на мотивацию. Вариант создайте что-то, привяжите все к этому и оно будет мотивировать — не очень убедителен.
5. Привязка бизнес-процессов к лишнему элементу — тоже весьма спорный момент. Бизнес-процессы должны быть четкими, логичными и быстро отрабатываться — от этот зависит прибыль предприятия. Лишние элементы там ни к чему.
aquamakc
23.04.2016 13:54Болталка – пользователи могут использовать портал вместо «курилки»
людям всё-равно нужно живое общение с «невербальными» функциями. А при необходимости обмена текстовой информацией прекрасно применяется электронная почта, Skype и прочие стандартные инструменты;
Мероприятия в сети – подготовка и онлайн продолжение офлайн мероприятий происходит в корпоративной социальной сети
вместо работы, общения или самообучения (в рабочее время) сотрудники должны участвовать в корпоративных флешмобах? когда-же отомрут эти западные тимбилдинговые идеи с национальным колоритом?
Отключение FB и VK – если у вас молодой коллектив, то отключение соцсетей может заставить людей идти общаться на портал, кроме этого, такой способ общения намного безопаснее
Опять общение. Приходить на работу для трёпа в чатике? Сдаётся мне что-то вы делаете не так.
Бейджи и рейтинги – такие классные значки и полоски, которые демонстрируют вашу крутость (я вот недавно получил сертификаты Jive Internal Community Manager и Jive External Community Manager и жду не дождусь, когда же за это мне дадут бейджики)
Даже комментировать не хочется. Вспоминается «баян» с формой утверждения поощрения работника с вариантом «В качестве поощрения — похлопать по плечу». Покажите мне адекватного человека, который будет гордиться бумажным значком? Лично я это воспринял бы, как оскорбление.
Виртуальная валюта – пряники, кролики, репы или еще что-нибудь, на нее можно купить в корпоративном магазине какие-нибудь полезности
За гранью добра и зла. Имеет смысл, если, например, можно брать нужные в быту товары (например, бытовую электронику), а не сникерсы, которые можно купить в соседнем магазине при этом чуть-чуть проветрившись за пределами офиса.
В общем и целом — имитация бурной деятельности HR, вызывающая у людей, которые ходят на работу работать, а не протирать штаны только раздражение.
gena_glot
23.04.2016 13:55Три эмоции управляют практически любым человеком: первая – страх, вторая – жадность, третья – тщеславие»
А еще удовольствие — секс там, конфеток пожрать, и так далее.
impetus