Пытаемся разобраться в конфликте между управлением по целям и управлением по ценностям.

image

Эпиграф: «В теории нет разницы между теорией и практикой. На практике она есть»

Для пчеловода вопрос противостояния пчел и меда не стоит, это две части единого целого. В теории цели и ценности являются двумя частями единого гармоничного подхода к развитию. Достижение цели должно отвечать на вопрос «что делать?», а соблюдение ценностей на вопрос «как делать?».

В реальности же я наблюдаю, что разные люди, компании, народы, государства используют разные подходы. Если приоритет отдается ценностям – хромают цели, если приоритет отдается целям – в угоду целям могут меняться или даже теряться ценности.

Что такое ценность? Если приводить физическую аналогию – то это потенциал поля. Это понимание того, где я нахожусь и каким я должен быть, потому что ценности – это то, что я должен соблюдать, где я уже должен был оказаться.

Что же такое цель? Это вектор из текущего положения, это некая точка, где меня еще нет. Чтобы достичь этой точки, надо приложить действие, до нее надо добраться.

Соблюдение ценности – это фокус внутрь себя. Если вы находитесь в поле своих ценностей – вам не надо специальных проактивных действий. Поэтому управление по ценностям –ситуационное, в чем-то даже пассивное, оно становится необходимым, если внешние новые обстоятельства начинают колебать ваши ценностные устои. Цель же по природе своей всегда проявление неудовлетворенности текущим положением дел. Наоборот, достижение цели требует проактивного подхода и планирования, и предмет приложения усилий направлен на внешнюю среду.

В состоянии высокой неопределенности управление по ценностям более жизнестойко, чем управление по целям. Например, в кризисные периоды контур планирования сокращается. В некоторых случаях компании переходят на режим реагирования, когда решение по каждому вопросу делается по факту появления вопроса. У вас может быть не прописана цель, но ценность, как внутреннее состояние, всегда живет. Воплощением ценности в компании является корпоративная культура.

Недавно на просторах интернета обнаружил интересный тезис: «Если люди не объединяются вокруг идеи, они объединяются вокруг зарплаты». Плохо, когда ценностью является богатство. Когда деньги являются целью – это тоже плохо.

Так вот кажется мне, что наша культура более ориентирована на управление по ценностям, а западная – по целям.

Пример. Религия – институт, который формирует самосознание народа. В православных учебных заведениях изучают предмет «История православия», в основе своей состоящий из рассказов о том, как церковь реагировала на внешние воздействия и отстраняла от себя то, что называла ересями. То есть в основном ведется работа по сохранению ценностей. Если посмотреть на западный опыт, то историческими достижениями западных церквей являются крестовые походы и прозелитизм двадцатого века, например, нашествие различных протестантских церквей в Москву в начале 90-x. То есть в основном ведется работа по внешнему распространению религии. То есть первые управляются по ценностям, вторые по целям.

Еще пример. Каждый год Microsoft разрабатывал новую стратегию развития на ближайший финансовый год. Например, с точки зрения социальных коммуникаций в конце нулевых годов было принято делать социализацию на SharePoint. В 2012 года был куплен Yammer, развитие социальных инструментов SharePoint остановилось. Затем возобладала концепция объединенных групп (unified groups) в Office 365 и Yammer отодвинули в сторону. Теперь двигается тема облачных сервисов от партнеров. Так вот даже если новая цель менялась к предыдущей на 180%, наши европейские коллеги приезжали в начале нового года и рассказывали о том, как Microsoft стал правильно идти и как теперь все будут трепетать. Чем приводили в ступор российских коллег. Ведь если цель поменяли на обратную, а завтра опять ее поменяют на обратную, то зачем бежать в ненужном направлении? Скажу так — тем, кто не рефлексировал на эту тему и просто принимал новые цели, было проще.

Еще пример. В августе 98-го года на зарплату я купил сумку еды и ботинки, и больше в нашей семье денег не осталось. Было только непонятное будущее впереди. А через некоторое время я проходил интервью в западную компанию, на котором меня спросили о моих планах на будущее. На что я ответил, что больше двух лет боюсь пока планировать. Рекрутер на меня тихонечко посмотрела, и по ее взгляду я сразу все понял про мое будущее в этой компании. Если хотите устроиться в западную компанию, подготовьте рассказ о ваших целях на 5, 10 и 25 лет. Это обязательная часть программы.


Выводы.

Мы такие какие мы есть и с нашими западными коллегами мыслим немного разными категориями. Это сидит очень глубоко и за пять минут себя не изменишь. И нужно ли?
А вообще здорово, когда цели и ценности гармонируют друг с другом.

Владимир Иваница Facebook | LinkedIn
основатель компании Супереон

Комментарии (11)


  1. CrazyViper
    04.05.2016 09:23

    Спасибо за отличную статью!

    Сам впервые серьезно задумался о ценностях и стал рефлексировать этот аспект у себя пару лет назад, когда на работе посоветовали прочитать Спиральную динамику. А совсем недавно на русском вышла книга Фредерика Лалу Открывая организации будущего, в которой автор вводит ценностную классификацию организаций и исследует существующие организации последнего, бирюзового, уровня развития.


    1. vivanitsa
      10.05.2016 11:48

      Спасибо за рекомендации!


  1. bizobj
    04.05.2016 10:02

    Статья интересная и полезная. Но мне кажется, что несколько некорректно противопоставлять цели и ценности. Это две части стратегии. А возникающее между ними противоречие говорит только о том, что или цели, или ценности были неадекватно «формализованы». Нет никаких объективных причин при постановке целей не соблюдать собственные или сформулированные корпоративные ценности.
    Ценности — это скорее постановка некоторой миссии. Но ведь именно из миссии и должны вытекать стратегические цели и реализующие их тактические задачи. Иначе, такая миссия является притворной.
    Действительная проблема в связи с рассматриваемой проблематикой — это манипулирование ценностями и целями. Когда озвучиваются благие «высшие» стремления, а по факту реализуемых целей видно, что это пустые декларации или банальный обман. Или наоборот: когда не удается получить некий запланированный результат по целям, ссылаются на некую особую ценность, не позволившую в «определенный» момент сделать «решительный, но принципиальный шаг».


    1. ob777
      05.05.2016 14:40

      Соглашусь с вами, что цели и ценности — понятия взаимосвязанные. Но достаточно часто промежуточные цели, которые ставятся для достижения глобальных целей уводят очень далеко от того, что изначально декларировалось как миссия.


      1. bizobj
        05.05.2016 15:07

        Ну это проблема несколько другого плана, которая может говорить о некорректно поставленных целях / сформулированных ценностях, либо о некотором «личном интересе». Декларируемые ценности и цели принимаются и исполняются конкретными персонами, а как они принимаются и как исполняются это уже надо разбираться отдельно.


    1. vivanitsa
      10.05.2016 16:20

      Не то чтобы я противопоставил цели и ценности, я просто зафиксировал то, что в реальной жизни иногда бывает либо одно либо другое.

      И я бы сказал что миссия компании, это ее ценность для общества.


      1. bizobj
        10.05.2016 16:35

        Согласен. В реальной жизни чего только не бывает.


  1. DmitryBigbrain
    04.05.2016 11:13

    Ценности бывают разные. Есть ценности социальные и настоящие. Социальные ценности это, например, образование в престижном институте. Мы здесь говорим не о качестве образования, а о бренде. Если говорить более предметно, то пример еще одной социальной ценности — это айфон. Как только общество посчитает, что айфон это отстой, то он перестанет быть ценностью. Тоже самое и с должностями в престижной компании, если эта компания себя дискредитирует на рынке, то ценность должности в этой компании будет стремиться к нулю.
    В отличии от социальных ценностей, настоящие ценности не меняются вместе с мнением общества. Если проводить аналогию с социальными ценностями, то это не должность в конкретной компании и не название ВУЗа, которые вы закончили, а это те навыки, которые вы получили в университете или работая в компании.
    Я бы даже так вопрос не ставил: цели против ценностей. У каждого человека есть свои ценности, для сохранения и укрепления этих ценностей мы ставим цели в жизни. И, наоборот, только те цели, которые соответствуют нашим настоящим (истинным) ценностям, мотивируют нас на выполнение этих целей. За это отвечает буква R (Relevant) в SMART цели. Я об этом подробно писал в статье «Почему мы не достигаем целей, которые ставим»


    1. bizobj
      04.05.2016 17:11

      Странное противопоставление «социальные» и «настоящие» ценности. Мне кажется, немного напутано с формулировкой. Любая ценность для человека, если он действительно в неё верит — настоящая. Она может отвечать ценностям общества, тогда она будет социальной или противоречить им. А вот ценность которую лицо «якобы» принимает и публично озвучивает, но в реальности считает «пустышкой» — вот это не настоящая ценность.


      1. DmitryBigbrain
        04.05.2016 17:26

        «Настоящие ценности» можно также назвать «истинные ценности», т.е. те, которые не навязаны обществом. А по поводу того, отвечает она ценностям общества или нет, я привел пример — «выпускник престижного ВУЗа» (компетенции которого часто вызывают вопросы) и «человек обладающий необходимыми знаниями и навыками» (выпускник регионального, «не престижного» ВУЗа).
        Это как с техникой. Есть известные бренды и дорогие бренды, а есть китайские бренды, но которые делают хорошие устройства, не уступающие по функциональности топовым брендам. Когда речь заходит о функциональности и стоимости владения устройством, то выбирают второе. Здесь в качестве примера могу привести Samsung и Xiaomi или HTC и One plus.


        1. bizobj
          04.05.2016 18:15

          Мы же с Вами понимаем, что «истинность» в данном случае весьма субъективное понятие и должно восприниматься критически. Ничего страшного в том, что ценности навязываются обществом. Это даже весьма полезно, ведь человек — это социализированная индивидуальность. Давать же трактовку истинности или не истинности ценности — это локализованный во времени вопрос философии и морали.
          Не соглашусь, что «образование в престижном институте» — это социальная ценность. Это скорее стереотип, который складывается из среднестатистического опыта о качестве образования выпускников помноженный на рекламу. Для бизнеса опасней всего именно неправильные стереотипы. Ведь не будет же нормальный и адекватный руководитель брать в команду себе специалиста только потому, что тот где-то чего-то окончил сверх-престижное. Он оценит соискателя по интересным именно ему качествам.