В прошлом году Госдума рассмотрела и приняла достаточно много законопроектов, связанных с IT. Среди них закон о суверенном рунете, закон о предустановке российского ПО, который вступит в силу этим летом, и другие. На очереди новые законодательные инициативы. Среди них как новые, уже нашумевшие законопроекты, так и старые, уже подзабытые. В центре внимания законодателей — создание банков данных с информацией о россиянах, идентификация абонентов и новые основания для блокировок сайтов.
Депутаты планируют рассмотреть в этом году сразу несколько законопроектов о банках данных с информацией о россиянах.
Здесь два законопроекта, регулирующие сбор биометрии финансовыми организациями (банками), план по сбору которой в прошлом году банки не выполнили. Первый законопроект вносит изменения в ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»и запрещает микрофинансовым организациям выдавать кредиты без идентификации клиентов с использованием единой системы идентификации и аутентификации и единой биометрической системы. Это делается в целях борьбы с использованием чужих персональных данных при получении микрокредитов.
Другой законопроект уже принят в первом чтении. Он вносит изменения в ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и совершенствует регулирование деятельности кредитных организаций по сбору биометрических персональных данных и проведению удаленной биометрической идентификации.
Плюс к этому в ближайшее время планируют рассмотреть во втором чтении один из самых громких законопроектов прошлого года — о едином реестре россиян. Инициатор этого законопроекта — правительство. Среди заявленных целей использования единого реестра данных россиян — оказание госуслуг, начисление налогов, защита конституционного строя, нравственности и обеспечение национальной безопасности РФ. Оператором этой информационной системы будет налоговая служба.
Здесь же законопроект о цифровом профиле россиян. Против законопроекта в текущем виде высказывались ФСБ и комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству, так как в нём не рассмотрен вопрос безопасности данных россиян. При этом осенью 2019 бывший премьер-министр Дмитрий Медведев поручил принять этот закон до 1 июля 2020. В примерной программе работы Госдумы его рассмотрение запланировано на май этого года, так что ждём внесения поправок и принятия законопроекта в ближайшее время.
Очевидно, в ближайшие годы вся доступная о россиянах информация будет собрана в разных банках данных для госструктур и для банков (биометрические данные). В 2018 году уже появилась единая электронная база ЗАГС, к тому же за цифровизацию всех данных ратует наш новый премьер-министр.
Ещё несколько законопроектов посвящено идентификации абонентов. В обоснованиях некоторых из них говорится, что это необходимо для борьбы с ложными сообщениями о минировании. После декабрьской волны телефонного терроризма повысилась вероятность того, что эти законопроекты примут.
Планируется рассмотреть законопроект об административной ответственности операторов за подмену номера абонента. Инициатор законопроекта — Людмила Бокова. Этот законопроект внесли в Госдуму ещё в 2017 году. В заключениях к нему высказано много замечаний, впрочем, не меняющих сути законопроекта, так что у него есть шансы быть принятым, особенно после того, как Бокова стала замминистра в Минкомсвязи. Там как раз сегодня предложили внедрить «цифровую подпись» для верификации звонящих абонентов.
Другой законопроект Боковой — об административной ответственности за продажу SIM-карт без заключения абонентских договоров. За продажу SIM с рук “лицом, не имеющим полномочий от оператора связи” предлагается штрафовать на сумму от 2 до 200 тысяч рублей. Инициаторы законопроекта предложили выдворять из РФ иностранных граждан за такие правонарушения, но правительство в своём заключении посчитало это излишним, поддержав при этом законопроект. Также правительство указало, что полиции не нужна лишняя нагрузка, и правоохранители будут составлять протоколы о незаконной продаже SIM только в общественных местах.
Ещё один законопроект, связанный с SIM (да, в его авторах тоже Бокова) — это законопроект о возможности идентифицировать местонахождение абонента без судебного решения на это. Инициаторы законопроекта подчёркивают, что это необходимо исключительно для поиска пропавших людей. Бонусом к идее об идентификации абонента без решения суда идёт предложение обязать операторов связи хранить всю информацию о пользователях их услугами в течение 3-х лет, чтобы проще было проводить оперативно-розыскные работы.
Каждый год в России появляются новые основания для блокировок сайтов. Уже сейчас на очереди несколько законопроектов.
Законодатели предлагают блокировать сайты с мошенничеством на финансовом рынке по требованию Центробанка. ЦБ сможет инициировать внесудебную блокировку после внесения сайта в специальный реестр. Блокировать планируется сайты нелегальных кредиторов, финансовых пирамид и фишинговые сайты. Если Центробанк обнаружит сайты, на которых содержится информация о способах взлома банковских систем, то, согласно законопроекту, для блокировки сайта должен будет обратиться в суд.
Также предлагают блокировать сайты с материалами о жестоком обращении с животными. Законопроект предусматривает досудебную блокировку. По мнению инициаторов, это необходимо, чтобы не допустить нанесение вреда психическому здоровью неограниченного круга лиц. Дополнительные финансовые затраты на этот законопроект — 9 млн рублей.
Ещё одна инициатива — законопроект о блокировке информации в соцсетях по заявлениям пользователей (что, собственно, соцсети делают и самостоятельно). Здесь хотят обязать операторов социальных сетей, в которых более 100 тыс. российских пользователе в сутки, блокировать по заявлениям пользователей информацию, разжигающую ненависть и т. д. Идентифицировать пользователей предлагается по номеру телефона. В первоначальном варианте законопроекта говорилось о 2 млн российских пользователей, необходимых для того, чтобы этот закон влиял на работу соцсети, но для наших законодателей важен каждый российский пользователь, поэтому число сократили.
Также в этом году должны рассмотреть законопроект Клишаса о блокировке пользователей электронной почты и мессенджеров, но комитет Госдумы по госстроительству и законодательству уже неодобрительно высказался об этой идее. Можно надеяться, что этот законопроект не будет принят.
В весенней сессии, скорее всего, примут законопроект “О цифровых финансовых активах”. Об этом недавно заявил председатель комитета Госдумы по финансовому рынку. До этого рассмотрение законопроекта откладывалось несколько раз. В тексте законопроекта понятие “криптовалюта” отсутствует, и его текущая версия запрещает выпускать токены, которыми можно будет расплачиваться.
Премьер-министр Михаил Мишустин до назначения на этот пост заявлял, что операции с криптовалютой должны облагаться налогом. Возможно, в будущем нас ждёт законопроект о налогообложении сделок с цифровыми активами.
Предлагается законопроект о защите авторских и смежных прав на объекты, распространяемые в “программных приложениях”. Владелец авторских прав сможет направлять уведомления о нарушении своих прав провайдеру хостинга или владельцу программы для ЭВМ. Если провайдер проигнорирует требование, оно будет направлено оператору связи.
Этот законопроект должен быть рассмотрен в марте. Правительство в своём отзыве потребовало его доработать, так как нужны критерии для выявления владельца программы и финансово-экономическое обоснование.
Также во втором чтении депутаты планируют рассмотреть законопроект “Об электронной подписи” в части уточнения оснований прекращения действия квалифицированного сертификата. Сейчас сертификат подписи прекращает действовать, если заканчивается аккредитация центра, выдавшего её. Законопроект должен решить эту проблему.
Банки данных россиян
Депутаты планируют рассмотреть в этом году сразу несколько законопроектов о банках данных с информацией о россиянах.
Здесь два законопроекта, регулирующие сбор биометрии финансовыми организациями (банками), план по сбору которой в прошлом году банки не выполнили. Первый законопроект вносит изменения в ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»и запрещает микрофинансовым организациям выдавать кредиты без идентификации клиентов с использованием единой системы идентификации и аутентификации и единой биометрической системы. Это делается в целях борьбы с использованием чужих персональных данных при получении микрокредитов.
Другой законопроект уже принят в первом чтении. Он вносит изменения в ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и совершенствует регулирование деятельности кредитных организаций по сбору биометрических персональных данных и проведению удаленной биометрической идентификации.
Плюс к этому в ближайшее время планируют рассмотреть во втором чтении один из самых громких законопроектов прошлого года — о едином реестре россиян. Инициатор этого законопроекта — правительство. Среди заявленных целей использования единого реестра данных россиян — оказание госуслуг, начисление налогов, защита конституционного строя, нравственности и обеспечение национальной безопасности РФ. Оператором этой информационной системы будет налоговая служба.
Здесь же законопроект о цифровом профиле россиян. Против законопроекта в текущем виде высказывались ФСБ и комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству, так как в нём не рассмотрен вопрос безопасности данных россиян. При этом осенью 2019 бывший премьер-министр Дмитрий Медведев поручил принять этот закон до 1 июля 2020. В примерной программе работы Госдумы его рассмотрение запланировано на май этого года, так что ждём внесения поправок и принятия законопроекта в ближайшее время.
Очевидно, в ближайшие годы вся доступная о россиянах информация будет собрана в разных банках данных для госструктур и для банков (биометрические данные). В 2018 году уже появилась единая электронная база ЗАГС, к тому же за цифровизацию всех данных ратует наш новый премьер-министр.
Идентификация абонентов
Ещё несколько законопроектов посвящено идентификации абонентов. В обоснованиях некоторых из них говорится, что это необходимо для борьбы с ложными сообщениями о минировании. После декабрьской волны телефонного терроризма повысилась вероятность того, что эти законопроекты примут.
Планируется рассмотреть законопроект об административной ответственности операторов за подмену номера абонента. Инициатор законопроекта — Людмила Бокова. Этот законопроект внесли в Госдуму ещё в 2017 году. В заключениях к нему высказано много замечаний, впрочем, не меняющих сути законопроекта, так что у него есть шансы быть принятым, особенно после того, как Бокова стала замминистра в Минкомсвязи. Там как раз сегодня предложили внедрить «цифровую подпись» для верификации звонящих абонентов.
Другой законопроект Боковой — об административной ответственности за продажу SIM-карт без заключения абонентских договоров. За продажу SIM с рук “лицом, не имеющим полномочий от оператора связи” предлагается штрафовать на сумму от 2 до 200 тысяч рублей. Инициаторы законопроекта предложили выдворять из РФ иностранных граждан за такие правонарушения, но правительство в своём заключении посчитало это излишним, поддержав при этом законопроект. Также правительство указало, что полиции не нужна лишняя нагрузка, и правоохранители будут составлять протоколы о незаконной продаже SIM только в общественных местах.
Ещё один законопроект, связанный с SIM (да, в его авторах тоже Бокова) — это законопроект о возможности идентифицировать местонахождение абонента без судебного решения на это. Инициаторы законопроекта подчёркивают, что это необходимо исключительно для поиска пропавших людей. Бонусом к идее об идентификации абонента без решения суда идёт предложение обязать операторов связи хранить всю информацию о пользователях их услугами в течение 3-х лет, чтобы проще было проводить оперативно-розыскные работы.
Блокировки
Каждый год в России появляются новые основания для блокировок сайтов. Уже сейчас на очереди несколько законопроектов.
Законодатели предлагают блокировать сайты с мошенничеством на финансовом рынке по требованию Центробанка. ЦБ сможет инициировать внесудебную блокировку после внесения сайта в специальный реестр. Блокировать планируется сайты нелегальных кредиторов, финансовых пирамид и фишинговые сайты. Если Центробанк обнаружит сайты, на которых содержится информация о способах взлома банковских систем, то, согласно законопроекту, для блокировки сайта должен будет обратиться в суд.
Также предлагают блокировать сайты с материалами о жестоком обращении с животными. Законопроект предусматривает досудебную блокировку. По мнению инициаторов, это необходимо, чтобы не допустить нанесение вреда психическому здоровью неограниченного круга лиц. Дополнительные финансовые затраты на этот законопроект — 9 млн рублей.
Ещё одна инициатива — законопроект о блокировке информации в соцсетях по заявлениям пользователей (что, собственно, соцсети делают и самостоятельно). Здесь хотят обязать операторов социальных сетей, в которых более 100 тыс. российских пользователе в сутки, блокировать по заявлениям пользователей информацию, разжигающую ненависть и т. д. Идентифицировать пользователей предлагается по номеру телефона. В первоначальном варианте законопроекта говорилось о 2 млн российских пользователей, необходимых для того, чтобы этот закон влиял на работу соцсети, но для наших законодателей важен каждый российский пользователь, поэтому число сократили.
Также в этом году должны рассмотреть законопроект Клишаса о блокировке пользователей электронной почты и мессенджеров, но комитет Госдумы по госстроительству и законодательству уже неодобрительно высказался об этой идее. Можно надеяться, что этот законопроект не будет принят.
Цифровые финансовые активы
В весенней сессии, скорее всего, примут законопроект “О цифровых финансовых активах”. Об этом недавно заявил председатель комитета Госдумы по финансовому рынку. До этого рассмотрение законопроекта откладывалось несколько раз. В тексте законопроекта понятие “криптовалюта” отсутствует, и его текущая версия запрещает выпускать токены, которыми можно будет расплачиваться.
Премьер-министр Михаил Мишустин до назначения на этот пост заявлял, что операции с криптовалютой должны облагаться налогом. Возможно, в будущем нас ждёт законопроект о налогообложении сделок с цифровыми активами.
Авторские права
Предлагается законопроект о защите авторских и смежных прав на объекты, распространяемые в “программных приложениях”. Владелец авторских прав сможет направлять уведомления о нарушении своих прав провайдеру хостинга или владельцу программы для ЭВМ. Если провайдер проигнорирует требование, оно будет направлено оператору связи.
Этот законопроект должен быть рассмотрен в марте. Правительство в своём отзыве потребовало его доработать, так как нужны критерии для выявления владельца программы и финансово-экономическое обоснование.
Электронная подпись
Также во втором чтении депутаты планируют рассмотреть законопроект “Об электронной подписи” в части уточнения оснований прекращения действия квалифицированного сертификата. Сейчас сертификат подписи прекращает действовать, если заканчивается аккредитация центра, выдавшего её. Законопроект должен решить эту проблему.
Koval90sky
насколько эти законы будут полезны, вот это уже интересно
mariya8 Автор
насколько эти законы будут работать, это ещё интереснее)
tvr
Насколько избирательно эти законы будут применяться, я бы так перефразировал.