В прошлом году Госдума рассмотрела и приняла достаточно много законопроектов, связанных с IT. Среди них закон о суверенном рунете, закон о предустановке российского ПО, который вступит в силу этим летом, и другие. На очереди новые законодательные инициативы. Среди них как новые, уже нашумевшие законопроекты, так и старые, уже подзабытые. В центре внимания законодателей — создание банков данных с информацией о россиянах, идентификация абонентов и новые основания для блокировок сайтов.

image

Банки данных россиян


Депутаты планируют рассмотреть в этом году сразу несколько законопроектов о банках данных с информацией о россиянах.

Здесь два законопроекта, регулирующие сбор биометрии финансовыми организациями (банками), план по сбору которой в прошлом году банки не выполнили. Первый законопроект вносит изменения в ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»и запрещает микрофинансовым организациям выдавать кредиты без идентификации клиентов с использованием единой системы идентификации и аутентификации и единой биометрической системы. Это делается в целях борьбы с использованием чужих персональных данных при получении микрокредитов.

Другой законопроект уже принят в первом чтении. Он вносит изменения в ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и совершенствует регулирование деятельности кредитных организаций по сбору биометрических персональных данных и проведению удаленной биометрической идентификации.

Плюс к этому в ближайшее время планируют рассмотреть во втором чтении один из самых громких законопроектов прошлого года — о едином реестре россиян. Инициатор этого законопроекта — правительство. Среди заявленных целей использования единого реестра данных россиян — оказание госуслуг, начисление налогов, защита конституционного строя, нравственности и обеспечение национальной безопасности РФ. Оператором этой информационной системы будет налоговая служба.

Здесь же законопроект о цифровом профиле россиян. Против законопроекта в текущем виде высказывались ФСБ и комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству, так как в нём не рассмотрен вопрос безопасности данных россиян. При этом осенью 2019 бывший премьер-министр Дмитрий Медведев поручил принять этот закон до 1 июля 2020. В примерной программе работы Госдумы его рассмотрение запланировано на май этого года, так что ждём внесения поправок и принятия законопроекта в ближайшее время.

Очевидно, в ближайшие годы вся доступная о россиянах информация будет собрана в разных банках данных для госструктур и для банков (биометрические данные). В 2018 году уже появилась единая электронная база ЗАГС, к тому же за цифровизацию всех данных ратует наш новый премьер-министр.

Идентификация абонентов


Ещё несколько законопроектов посвящено идентификации абонентов. В обоснованиях некоторых из них говорится, что это необходимо для борьбы с ложными сообщениями о минировании. После декабрьской волны телефонного терроризма повысилась вероятность того, что эти законопроекты примут.

Планируется рассмотреть законопроект об административной ответственности операторов за подмену номера абонента. Инициатор законопроекта — Людмила Бокова. Этот законопроект внесли в Госдуму ещё в 2017 году. В заключениях к нему высказано много замечаний, впрочем, не меняющих сути законопроекта, так что у него есть шансы быть принятым, особенно после того, как Бокова стала замминистра в Минкомсвязи. Там как раз сегодня предложили внедрить «цифровую подпись» для верификации звонящих абонентов.

Другой законопроект Боковой — об административной ответственности за продажу SIM-карт без заключения абонентских договоров. За продажу SIM с рук “лицом, не имеющим полномочий от оператора связи” предлагается штрафовать на сумму от 2 до 200 тысяч рублей. Инициаторы законопроекта предложили выдворять из РФ иностранных граждан за такие правонарушения, но правительство в своём заключении посчитало это излишним, поддержав при этом законопроект. Также правительство указало, что полиции не нужна лишняя нагрузка, и правоохранители будут составлять протоколы о незаконной продаже SIM только в общественных местах.

Ещё один законопроект, связанный с SIM (да, в его авторах тоже Бокова) — это законопроект о возможности идентифицировать местонахождение абонента без судебного решения на это. Инициаторы законопроекта подчёркивают, что это необходимо исключительно для поиска пропавших людей. Бонусом к идее об идентификации абонента без решения суда идёт предложение обязать операторов связи хранить всю информацию о пользователях их услугами в течение 3-х лет, чтобы проще было проводить оперативно-розыскные работы.

Блокировки


Каждый год в России появляются новые основания для блокировок сайтов. Уже сейчас на очереди несколько законопроектов.

Законодатели предлагают блокировать сайты с мошенничеством на финансовом рынке по требованию Центробанка. ЦБ сможет инициировать внесудебную блокировку после внесения сайта в специальный реестр. Блокировать планируется сайты нелегальных кредиторов, финансовых пирамид и фишинговые сайты. Если Центробанк обнаружит сайты, на которых содержится информация о способах взлома банковских систем, то, согласно законопроекту, для блокировки сайта должен будет обратиться в суд.

Также предлагают блокировать сайты с материалами о жестоком обращении с животными. Законопроект предусматривает досудебную блокировку. По мнению инициаторов, это необходимо, чтобы не допустить нанесение вреда психическому здоровью неограниченного круга лиц. Дополнительные финансовые затраты на этот законопроект — 9 млн рублей.

Ещё одна инициатива — законопроект о блокировке информации в соцсетях по заявлениям пользователей (что, собственно, соцсети делают и самостоятельно). Здесь хотят обязать операторов социальных сетей, в которых более 100 тыс. российских пользователе в сутки, блокировать по заявлениям пользователей информацию, разжигающую ненависть и т. д. Идентифицировать пользователей предлагается по номеру телефона. В первоначальном варианте законопроекта говорилось о 2 млн российских пользователей, необходимых для того, чтобы этот закон влиял на работу соцсети, но для наших законодателей важен каждый российский пользователь, поэтому число сократили.

Также в этом году должны рассмотреть законопроект Клишаса о блокировке пользователей электронной почты и мессенджеров, но комитет Госдумы по госстроительству и законодательству уже неодобрительно высказался об этой идее. Можно надеяться, что этот законопроект не будет принят.

Цифровые финансовые активы


В весенней сессии, скорее всего, примут законопроект “О цифровых финансовых активах”. Об этом недавно заявил председатель комитета Госдумы по финансовому рынку. До этого рассмотрение законопроекта откладывалось несколько раз. В тексте законопроекта понятие “криптовалюта” отсутствует, и его текущая версия запрещает выпускать токены, которыми можно будет расплачиваться.

Премьер-министр Михаил Мишустин до назначения на этот пост заявлял, что операции с криптовалютой должны облагаться налогом. Возможно, в будущем нас ждёт законопроект о налогообложении сделок с цифровыми активами.

Авторские права


Предлагается законопроект о защите авторских и смежных прав на объекты, распространяемые в “программных приложениях”. Владелец авторских прав сможет направлять уведомления о нарушении своих прав провайдеру хостинга или владельцу программы для ЭВМ. Если провайдер проигнорирует требование, оно будет направлено оператору связи.

Этот законопроект должен быть рассмотрен в марте. Правительство в своём отзыве потребовало его доработать, так как нужны критерии для выявления владельца программы и финансово-экономическое обоснование.

Электронная подпись


Также во втором чтении депутаты планируют рассмотреть законопроект “Об электронной подписи” в части уточнения оснований прекращения действия квалифицированного сертификата. Сейчас сертификат подписи прекращает действовать, если заканчивается аккредитация центра, выдавшего её. Законопроект должен решить эту проблему.