image

Хочу поделиться опытом сборки и регулировки простых и доступных очков для просмотра 3D-контента.

Вначале изготовил FPV очки с линзой Френеля и 7” IPS матрицей.

Вот только треккер на основе инфракрасных светодиодов и web-камеры получился капризными. По крайней мере мне не удалось его толком отладить. Изображение вывел клоном основного монитора с видеокарты стационарного компьютера по шнуру HDMI.

image

К плюсам данной конструкции можно отнести:
  • довольно широкий угол зрения;
  • фокусировка в бесконечность не вызывала усталости глаз;
  • очень лёгкая оптика (буквально несколько грамм).

К минусам:
  • линза Френеля (фокусное расстояние — 200 мм) даёт изображение не очень хорошего качества, особенно по периферии экрана;
  • значительная хроматическая аберрация (цветной ореол вокруг объектов на экране);
  • очки получились довольно громоздкие по причине большого фокусного расстояния линзы;
  • в них нельзя добиться стереоэффекта, так как изображение для обоих глаз общее.

image

Решил двигаться дальше. Возникла мысль на базе этой же матрицы сделать более короткофокусную конструкцию с возможностью 3D–видения. И, если получится, подключить более совершенный треккер на твёрдотельных гироскопах.

От линз Френеля отказался, в качестве базы выбрал вот такие 3D очки.

Фокусное расстояние их оказалось примерно 80 мм. Линзы плоско – выпуклые, пластиковые. Есть даже регулировка межзрачкового расстояния.

Сборка и регулировка очков

Первым делом разобрал их и задул внутри и снаружи чёрной матовой краской, чтобы избежать излишних бликов. Что в общем то, делать не обязательно. Линзы и ремешки оставил как есть.

image

Сразу передо мной стал вопрос: на каком расстоянии от линз разместить экран? Определил фокусное расстояние «солнечным тестом». Направил линзы на бесконечно удалённый источник света — Солнце. Измерил, на каком расстоянии световой пучок собрался в минимальное по размерам пятнышко.

image

Метод не прецизионный, но достаточно точный. Позволяет найти фокусное расстояние линзы.

image

Если именно на таком расстоянии разместить экран, то расходящийся световой поток от каждого пиксела, пройдя через линзу, будет параллельным. Таким образом, изображение будет как бы в бесконечности, что необходимо для комфортного восприятия. Этот метод регулировки подходит для нормального зрения и с любого расстояния картинка на экране получается чёткая.

Исходная конструкция, не знаю почему, не соответствовала этому критерию. Очки прошлось переделать. Экран разместил чуть дальше – на расстоянии 83 мм.

image

Плата хорошо расположилась снаружи откидной створки очков.

image

Задрапировал края чёрным изопленом во избежание боковых засветок и попадания пыли.

image

Первые просмотры 3D картинок и роликов side by side из сети меня впечатлили. Удивительно, что такая простая, я бы даже сказал примитивная конструкция, может дать такой эффект!

Некоторые особо динамичные сцены способны буквально укатать! Вдоволь насмотревшись на 3D картинки, ролики и фильмы решил двигаться дальше.

Встал вопрос – а как обстоят дела с 3D эффектами в играх? В частности авто-, авиа- и прочих симуляторах. С помощью чего можно включить этот эффект в них? Решений много, используются всевозможные очки, специализированные мониторы…

Нашёл подходящий драйвер iZ3D. Он довольно старый, уже не поддерживается разработчиком, но со многими играми совместим! Имеет несколько режимов. Мне был необходим — side by side и без анаморфного сжатия. В файле config программы это режим – 2. Режим side by side триальный, на 30 дней.

Программа генерирует два изображения с параллаксом. В ней настраивается, причём прямо из игры, стереобаза и схождение. Есть три пресета, для каждой игры драйвер создаёт профиль. Есть некоторые глюки с тенями, облаками. Где нужно, приходиться их отключать.

Тестировал с играми LockOn 2 и Orbiter 2010. Это симуляторы, авиационный и космический. Пока без треккера.

image

image

Игры, я бы сказал, заиграли новыми красками и воспринимаются совсем по новому. Объекты стали выпуклыми, ощущается объём окружающего виртуального пространства. Поле зрения большое.

Моя видеокарта NVidia GTX 275 легко справляется с созданием стеропары. Плата по нынешним меркам не особенно мощная… Изображение основного монитора дублировал на свои очки, добавив яркости.

Что же получилось?

По прежнему можно отнести к плюсам:
  • широкое поле обзора;
  • фокусировка в бесконечность не вызывает усталости глаз;
  • малая, почти не заметная, хроматическая аберрация;
  • регулируется межзрачковое расстояние;
  • относительная компактность очков, обеспечивает комфорт просмотра 3D.

Обнаружились и недостатки которые, как известно — продолжение достоинств.

К ним отнесу:
  • видны сетка из пикселов и малейшие соринки на экране (фланелька в помощь );
  • разрешение делится поровну, так что каждому глазу достаётся половина горизонтального разрешения (2K матрицы 6” и выше могут изменить ситуацию к лучшему);
  • отсутствие внешних ориентиров в динамичных сценах может и вызывает, по крайней мере у меня, ощутимый вестибулярный дискомфорт;
  • для улучшения восприятия пришлось залепить изолентой края матрицы, т.к. она широка даже для моего межзрачкового расстояния (у меня – 70 мм);
  • зрительный анализатор человека улавливает параллакс, но необходимой аккомодации не требуется, фокусировка и так в бесконечность, поэтому к такому изображению нужно привыкать.


Матрица моей мечты

Матрицу для такой оптической системы хотелось бы:
  • больше разрешением (у меня 1280 Х 800 пикс);
  • меньшей диагонали (у меня 7”, 150 Х 94 мм).

image

Ширина должна быть равна удвоенному межзрачковому расстоянию (для меня 140 мм, высота равна межзрачковому – 70 мм). Разрешение экрана как минимум в два раза лучше. У меня 8 пикселов на мм, т.е. нужно 16 пикселов.

Таким образом матрица моей мечты должна иметь следующие характеристики: lиагональ 6 дюймов и разрешение 2240 Х 1120 пикселов (140 Х 16 (ширина) и 70 Х 16 (высота)). И конечно мощная видеокарта!

В итоге

Время, потраченное на изготовление и настройку стереоскопических очков (буквально пара дней) потрачено не зря. 3D эффект присутствует!

image

Очки не дорогие, позволяют по-новому взглянуть на старые и порядком приевшиеся игры. Осталось только подключить адекватный трекер и уже с ним погрузиться в виртуальную реальность уже на новом, не познанном пока уровне.

Трекер

Хочу собрать такой. И уже собрал бы, но почта скорректировала мои планы. Жду посылки из Китая с платами и датчиками для трекера.
Наконец собрал !

Комментарии (18)


  1. bzz11g
    11.08.2015 13:18

    Интересный опыт.
    не хватает информации о стоимости используемого экрана и управляющей платы для него.
    так же интересно где экран покупался и какого производителя выбрать.


    1. SergeNovo
      11.08.2015 17:14

      Экран с платой брал на АллиЭкспресс за 3800 р, тогда он был дороже. Вполне пристойная IPS матрица, разрешение хотелось конечно бы побольше…


      1. Xao
        12.08.2015 08:42

        Не смотрели наличие 6" экранов?


        1. SergeNovo
          12.08.2015 17:12

          Хочется кординально бОльшего разрешения…
          6" искал, либо пиксел велик, либо запредельно дорого...:(


  1. kharlashkin
    11.08.2015 14:47

    Так вот же за 299$ разрешением 1440p, а вот по 229$ — 1080р ;)
    И от этого же продавца очки.
    Если прикрутить ещё аккумулятор, беспроводной приемник и трекер — вообще красота ;)


    1. SergeNovo
      11.08.2015 17:17

      Точно! Однако цены… :(
      Пока придётся ограничиться моей матрицей… А трекер да — просто необходим !)


    1. SergeNovo
      11.08.2015 17:25

      Есть смартфон с таким разрешением за 5 с небольшим тысяч, вот только как на него вывести картинку…


      1. jonic
        11.08.2015 17:39

        я на самом деле думал об этом, и даже в сети есть драйвер «виртуального» монитора с исходниками. остается по идее протащить через WiFI видеопоток на телефон


        1. SergeNovo
          11.08.2015 19:30

          Наверно будет неслабая задержка…


          1. IRainman
            11.08.2015 20:58
            +1

            Будет и большая, а главное она будет постоянно меняющейся. Лучше кабелем делайте. Ради эксперимента просто ping по WI-FI запустите и всё поймёте.


            1. SergeNovo
              12.08.2015 17:06

              Конечно — только по кабелю!


  1. ant82
    11.08.2015 16:23
    +1

    На самом деле разрешение нужно еще выше, я пробовал аналогичные китайские очки вместе с LG G3 в качестве экрана (5.5 дюймов 2560x1440), сетка всё равно достаточно сильно бросается в глаза.


    1. SergeNovo
      11.08.2015 17:18

      Даже при таком разрешении? Это же в 4 раза больше точек, чем у меня!


      1. ant82
        12.08.2015 08:57
        +1

        Из-за того что изображение растянуто на всё поле зрения картинка выглядит далеко не как 1280х1440 на мониторе на каждый глаз. Собственно если в упор к монитору придвинутся так чтобы изображение заняло всё поле зрения также сетку видно.


  1. Rockerman
    11.08.2015 18:27

    Да, я тоже начинал с подобного.
    Скажу, что дело интересное, но довольно затратное…
    И в и тоге доросли до этого У нас собственная плата трекера с поддержкой DK1, FreeTrack, TrackIR, мыши… Если кому интересно, на сайте уже действует предзаказы. Плату трекера также планируем продавать отдельно.
    А вот немного видео:


    Автору респект и удачи!


    1. SergeNovo
      11.08.2015 19:19

      Ого! Молодцы!


  1. Equin0x
    12.08.2015 07:38

    Здорово, мечтаю попробовать стерео FPV с двумя камерами…


    1. SergeNovo
      12.08.2015 17:06

      И стереоскопическую базу побольше !)