На самом деле, с рейтингами пассажиров такси в принципе что-то не так. В общем, Яндекс, ты ввязался в психологию — вылезай обратно, там чёрная дыра.
Геймификация — от мимими к монстру
Согласно теории управления геймификация — это всегда зашибись: сотрудники компании или клиенты могут в игровой форме дарить значки, ставить баллы, отправлять спасибо, смайлики, «витаминки», «коинки» и т.д., тем самым оценивая коллег/менеджеров. При этом весь мир сияет и излучает позитив.
Гладко было на бумаге да забыли про овраги. Вот во что превращается система геймификации со временем.
- Инструмент мести и разборок: нужно наказать коллегу за проступок, отомстить за удачное выступление на собрании, сделать плохо отделу — значки тут как тут.
- Менеджеры высшего звена взращивают карго-культ по отношению к системе и сотрудники начинают работать не за труд и за совесть, а за то, что даст больше виртуальных лычек, чтобы боссы заметили. Таким образом, появляется дисбаланс в выполнении нормальных рабочих задач.
- Сотрудники начинают бояться друг друга и клиентов, осторожничают, поэтому пропадают дискуссии, защита интересов (компании в том числе), споры. Остаётся сахарный сиропчик, в который все влипли.
- Появляются «супер группы» — те, кто может сообща обрушить или поднять чей-то статус. Это несколько человек, которые действуют в едином ключе ради своих лоббистских интересов.
- А если за бонусы полагаются и материальные блага, то вся работа превращается в подобие школьной ярмарки, где дети обменивают тортики и печеньки на домашний лимонад и заколки.
В общем, геймификация быстро становится весьма опасной игрой.
Теперь о Яндексе
Система оценок пассажиров существовала и ранее, только о ней никто из пассажиров не знал. Пока мы ставили свои «пастав пяторку, пжаласта», нас разделывали под орех :-) А мы и не знали, что нужно быть хорошей девочкой или мальчиком, иначе потом это всё аукнется. Вот что примерно было.
Говорят, всего около 40 критериев.
Когда мы ставим водителю оценку ниже 5, у него падает тариф обслуживания и он меньше зарабатывает. Согласитесь, это справедливо.
Например, меня в одном из городов вёз таксист, который перед вокзалом при съезде с моста махнул на красный и поток машин чудом успел притормозить. Было очень страшно и очевидно, что водителю плевать на ПДД. Конечно, это была 1 звезда и запрет его присылать мне когда-либо. Разве он может претендовать на Премиум? К слову, рейтинг таксистов нам, пассажирам, не виден, и мы никогда не знаем, какой лотерейный билетик выпадет.
Итак, что было до 1 марта?
- Пассажир ставил объективную оценку и Яндекс.Такси мог получать довольно правдивую информацию, если что-то пошло не так.
- Пассажиры немного жалели водителей и прощали им мелочи типа ужасной музыки, грязи, запаха, разговора по телефону за рулём и т.д.
- Водители могли исправляться под воздействием хороших оценок и стремиться к рейтингу выше.
И самое главное — пассажир получал услугу за свои деньги и оценивал её, оценивал свою удовлетворённость.
Что будет сейчас?
- Все увидели, что пятёрки им ставят не все водители — а раз так, зачем хвалить и платить чаевые, раз тебя «отблагодарят».
- Будет море субъективщины и лжи: водителю не понравится некрасивая девушка, он напишет, что конфликтный пассажир (как доказать обратное?), человек не поздоровается после операции на зубах, а ему снимут пару звёздочек и т.д. Будет много немотивированно заниженных оценок с обеих сторон.
- Если на одном аккаунте ездят 2-3 человека (не оформленные как семья), непонятно вообще, кто будет оценён: взрослый пьяный брат из клуба или сестра из института с подружкой?
- Будет месть: пассажира водителю и водителя пассажиру.
- Будут придирки со стороны пассажиров: раз нас оценивают по куче критериев, почему мы не можем придраться к пятнышку от колы на сиденье?
- Пассажир и водитель будут опасаться разобраться в проблемной ситуации и будут стучать друг на друга — вырастет нагрузка на службу поддержки.
В общем итоге компания Яндекс.Такси получит не совсем релевантные данные. Малые ошибки данных повлекут за собой снежный ком неверных выводов и решений. И потом эти рейтинги станут основанием для того, чтобы машина пришла позже, а человек опоздал на анализ или в аэропорт? Это, видимо вместо того, чтобы обучать водителей агрегатора и улучшать качество услуг. На фоне растущей монополии Яндекс.Такси — так вообще ситуация, достойная антиутопии.
А вообще у меня вопрос к Яндексу: почему меня за мои же деньги будут ещё и оценивать? Это по какому учебнику о лояльности? Я согласен платить тройную сумму в час пик, а меня оценят, потому что я спросил, какого фига он попёрся в пробку, когда вон, есть прекрасный объезд? Уважаемая ИТ-компания (а заодно и другие службы такси с рейтингами), вы оказываете услугу за деньги и оцениваться должен не цвет кошелька, а источник этой услуги — водитель и его автомобиль. С которыми у всех служб такси, к слову, большие проблемы.
И принимать какие-то решения на основании таких рейтингов сильно преждевременно. Впрочем, так же как и сомнительно — само их существование.
UPD: Отличный анализ оценок в сервисах от botyaslonim Спасибо, круто и интересно!
Sly_tom_cat
Всем кто голосует за «отличную идею» срочно смотреть/пересматривать «Чёрное зеркало»: сезон 3, эпизод 1
Andrey_Rogovsky
Я его смотрел и именно по этому голосую за отличную идею
Система рейтинга совершенно не идеальна, но лучшего ничего пока не придумали
Ra-Jah
Да ничего подобного, системы рейтингов умерли еще на форумах в 90х. Они не отображают ровным счетом ничего, кроме средней температуры по палате. Посмотрите как прекрасно живут анондоски без регистрации и рейтингов. Посмотрите как утопают в дерьме и неадекватности все паблики с рейтингами. Все эти «плюсики» живут только благодаря устаревшей идеологии, которая вшита в движки массовых форумов кулинарных рецептов и советов по ремонту сатехники. Яндексу лень что-то придумывать, вбросили идею и ручки потирают.
Что взамен? Да банально развернутый лог оценок со спиком тех же 40 критериев — кто когда, сколько и за что ставил баллов. Да, отдельное окно и логику рисовать придется, а вы как хотели?
Кривизна кармы заключается в сокрытии мотивов и усреднения информации до одной цифры, 2020 год, может не надо эти костыли тащить уже?
TheGodfather
Как умерли? Они просто преобразились в лайки, репосты, которые вы можете видеть в куче соцсетей. Просто «негативный» рейтинг ушел больше в кнопку «пожаловаться», вот и все.
stalkers
Скажу больше — форумы это и есть истинно социальное. Потому что, по большому счёту, анонимизированы (никто обычно не заставляет светить реальную личность). Какой-либо авторитет (не обязательно рейтинг) создаётся и используется только здесь, его невозможно ни принести снаружи, ни вынести куда-либо. В отличие от социалочек, где практически всегда можно посмотреть на профиль человека и сложить своё о нём мнение, а потом предвзято относиться к его словам, не обращая внимания на собственно смысл этих слов.
Узкоспециализированный созданный с нуля социум всегда будет адекватнее чего-то вторичного, каковым и являются паблики/группы в соцсетях.
vlad_egrv
ммм, Хабр
sav6622
Да-да… куча школяров заминусует любого, кто посмел возразить.
DracoL1ch
откуда у кучи школяров карма для голосования в карму? а голоса комментариев не влияют на содержательность беседы
NINeOneone
Справдливости ради — ридонли и за комменты не может
sav6622
не знаю откуда, но регулярно в нее сразу срут, без аргументации причем… может недавние школяры с комплексами перфекционизма и нетерпения иного мнения.
Vladpe
Ну самое простое как огрести в карму минусов — это высказаться на политическую тему, причем в разрез мнению основных «хабражителей» например сказать что навальный — хло, а медуза — зашкварное СМИ. Тут же огребаешь :) причем я это говорил в куда менее грубой манере.
Nalivai
Вот так просто, с ничего, привет, меня зовут Влад, и я не люблю Навального?
Ну да, заминусуют, еще бы.
sav6622
да, даже без политики, вон прямо сейчас срут в карму и всё тут… =)) и откуда в нашем обществе будет оппозиция ?!? если все тупа друг друга ненавидят и по-тихому подсирают — было бы сталинское время — дак стучали бы по-тихому чтобы кого-нибудь расстреляли…
ЗЫ Господа минусующие Вам легче стало? самооценку себе подняли?
Vladpe
это я утрировал.
реально минусы накидывают за любые околополитические (даже совсем чуть чуть) высказывания
например высказаться что власть в России не такая уж плохая, и в США намного хуже. Или просто под каким-нибудь постом о том что у нас тут новый СОРМ вводят, пояснить что на «западе» уже давным давно все это практикуется. Тут же словишь пачку минусов :) уверяю.
Это религия у некоторых такая, веруют они и все, что на западе власть святая а в России упыри. Тем, кто против их веры — автоматически объявляют «джихад».
Chamie
Может, потому что это не «пояснить», а «высказать бездоказательное оценочное суждение под видом фактов»? Например, когда «на западе давным давно всё это практикуется» по факту оказывается не «всё это» (открытое законодательное принуждение всех компаний к предоставлению полного круглосуточного неконтролируемого доступа), а всего лишь, скажем, тайное прослушивание или разовые обращения с судебным ордером.
vlad_egrv
так говорите, как будто это что то значит
SantaCluster
это значит, что "высокодуховные" люди с кармой решили кому-то поднасрать ;)
botyaslonim
На Хабре я всё чаще воздерживаюсь от высказывания своего мнения, потому что надоело тупое минусование. Система Улыбаемся и машем
Eagle_NN
Как раз отличный пример неправильного использования рейтингов.
Вроде все хорошо, но если посмотреть в глубину система на подобии «улыбаемся и машем».
KorDen32
Если это будет развернутый лог, возникнет проблема "да как ты посмел мне поставить двойку, да я тебя...", что тоже можно наблюдать в Черном зеркале.
Ra-Jah
Как раз в Чёрном зеркале обезличенный рейтинг провоцировал менять точку зрения о человеке. Брат с низким рейтингом объясняет куда ее приведет эта ситуация, дальнобой мадам, которая спасает положение вопреки оценке, по велению своей души. Мир несколько сложнее, чем просто оценка по пятибальной системе, я даже вино не могут оценить так, всегда пишу развернутый комментарий, что говорить про таксиста. Особенно важен сценарный твист в Черном зеркале, где ГГ предложили поднять рейтинг двумя методами, ставить всем высокую оценку вне зависимости от истинного положения дел и тусоваться с пятизвездочными. Ничего не напоминает?
Как-то гуляя по Европе искал бар и среди комментариев «отлично нажрался» и «дерьмовый бар, не рекомендую» нашел отзыв типа «Есть проблемы с вентиляцией в левом углу, туалет стоит убирать чаще». Ниже была реакция владельца «Спасибо, приятно видеть, что хоть кто-то еще понимает, для чего нужны отзывы». Без комментариев.
Я согласен, лучше пассажир с оценкой, чем пассажир без оценки, но, мне кажется, это очень примитивно в наше время для крупнейшей IT компании страны, которая все время заикается про IPO. Там, где возможны манипуляции, они обязательно случатся, это такой инструмент администрации, которым можно ублажить, а можно и уничтожить. Умышленно это делается или нет, делайте вывод сами, я уже сделал.
KorDen32
Но там так же есть и лог, и была ситуация с тем же братом "раз ты поставила мне 1, то и я тебе поставлю 1".
Система сложнее, да, но развернутый лог можно так же использовать как и во благо (отзывы), так и во вред.
В вашем примере с баром — владелец может как отреагировать благодарностью, так и втихомолку проворчать в стиле "нет там проблем, позажрались совсем".
Forthright
sumanai
Так веселее же.
haldagan
Не в первый раз встречаю это слово. Вы, как человек, использующий его, можете просветить меня насчет его точного определения? Из контекста употребления интуитивно понятно, что это новый способ обозначить человека, «отравляющего» вам жизнь, однако нюансы от меня ускользают. Для одного токсичность — это когда «он обозвал меня дураком», а для другого «он посмотрел на меня
как на гнадменно» — уже повод объявить оппонента токсичным.И вот тут не понятно — если сообщество варится само в себе и участников устраивает уровень общения, то корректно ли его называть токсичным?
Или вот — корректно ли называть БДСМ-сообщество сборищем изуверов и насильников, если все участники (насколько я понимаю), занимаются членовредительством только по обоюдному согласию? Синяки в отличие от токсичности вполне материальны и измеримы.
Markscheider
Для начала — вот ссылка на Оксфордский словарь, который, кстати, выбрал «токсичный» словом года (2018).
Определение оттуда (п. 3)
Каждый может перевести самостоятельно, но лично я понимаю это слово в этом значении как «отравляющий отношения». Любые: рабочие, личные. Сюда входят и прямые наезды вместо конструктивного разговора (это будет «токсичный разговор»), и закулисные интриги/сплетни (это будет «токсичная атмосфера в коллективе») и постоянные скандалы между партнерами на ровном месте (это — «токсичные отношения»).
На истину в последней инстанции не претендую. Если искать наиболее близкий русскоязычный оборот, то, по моему мнению «токсичный человек» == «человек, который ведет себя, как кусок говна».
haldagan
Ну то есть никакой конкретики, просто очередной ярлык и каждый понимает как хочет.
ЕМНИП раньше по отношению к отношениям/атмосфере в коллективе использовали термин «unhealthy», но его я воспринимал как прямое указание на то, что присутствует абуз или психологическое давление.
stas2s
Встречал таких людей на работе. Напоминают школьных задир, пытающихся поднять свое чсв унижая и оскорбляя других. Матом или просто оскорбляя работу других людей. При этом часто необоснованно или скрывая оскорблением чужой работы свои косяки. При этом морду не набьешь такому человеку. А начальство не урезонивает, так как критично важен для проекта человек. Пришлось просто сменить работу.
Forthright
Ну значение токсичности вам объяснили снизу. В целом примерно так я этот термин и понимаю. Токсичной будет среда, некомфортная для здоровой коммуникации и нахождения в ней. Однако, лично для меня, оба ваши примера не являются токсичностью как таковые. Применять этот термин к единичным случаям, ИМХО, перебор. Да и есть более подходящие слова для этого — грубость, надменность, провокационность и всё в таком духе. Токсичность же скорее применима в лонг-ране касательно группы людей или конкретной личности, когда видны определённые тендценции социальных взаимодействий.
А вот с токсичностью сообщества относительного самого себя, кстати, интересно. Хотя тут скорее не про изуверов и насильников, а про садистов и мазохистов говорить нужно. Таковыми люди из БДСМ-сообщества быть не перестают даже при наличии обоюдного согласия. Так же и с токсичнотью. Если это устраивает всех участников, то наверно всё ок. Правда с другой стороны, не думаю, что это здоровый и полезный метод социализации. Ведь в среду скорее всего со временем прибывают в том числе и новые люди без сформировавшихся социальных навыков. И подобные сообщества могут дать нездоровое видение мира и человеческих отношений в целом. По своему опыту из подросткового периода помню, насколько сильно окружение, и интернет-сообщества в том числе, определяют твою личность.
Druu
А оно нездоровое, потому что вы так решили?
Forthright
Вам нужно доказывать, почему взаимопонимание в человеческих отношениях, уважительное отношение к чужим чувствам и мироощущениям, стремление вести цивильную дискуссию, лучше травли, презрения и агрессии?
Druu
А откуда вы взяли травлю, презрение и агрессию? Вроде, речь шла про анонимные имиджборды, там этого ничего как раз нет. В этом весь смысл анонимных имиджборд, собственно, и состоит. Все, что вы перечислили, применимо только к конкретной личности. Не к анонимусу.
Вот тут, на хабре, с другой стороны — этого всего валом. В постах никто не матерится и гомониграми треды не вайпает, да. Зато по токсичности с хабром никакой /b/ двача (да и вообще ни один ресурс рунета) не сравнится никогда.
Forthright
Ну да, как там когда-то давно говорили, "… Самоубийства, убийства, геноцид, а мы смеёмся..."? Я понимаю, что Хабр местами токсичен, как и Пикабу, как и ВК, как и любое сообщество, в котором больше нескольких десятков-сотен людей. Но вы с этим сравнением серьёзно? Хабр доксичнее /b/ и любого места рунета? У вас какие-то странные образы, что /b/ Двача, что Хабра.
Я буду честен, забредаю на имиджборды редко и случайно, но каждый раз впечатления об их аудиториях не самые приятные. Цинизм, взгляд на окружающих как на быдло, рейды, деаноны, грубость. Ну уж нет, как бы оно ни было, но Хабр тут даже близко не стоит.
Druu
А чего бывало писали на заборе...
Ну, я не знаю более токсичного места в рунете, чем хабр. Но в теории, они могут быть, конечно. И, да, я был завсегдатаем /c/ нульча и уверенно могу сказать — атмосфера там была намного, НАМНОГО здоровее, чем на хабре. Может это, конечно, объясняется тем, что сообщество там было, скажем так, существенно более образованное, чем тут. Но, в сущности и /b/ мало чем отличался кроме вайпов.
Ну, одно дело забредать, а другое понимать как все работает.
haldagan
Вот это как раз и смущает. Если человек употребляет фразы вроде «зазвездившаяся команда», «все вокруг дураки, один я умный» или «начальник — нарциссичный самодур» — то можно сделать какие-никакие выводы и о проблеме и об отношении человека к ней и о самом человеке. А так получается токсичный коллектив = «мне не понравилось»/«я не влился». Но с претензией на объективность, поскольку используется специальный термин.
Я к тому, что «мне нагрубили» не значит «все в коллективе — грубияны». По моему мнению существуют вполне оправданные причины назвать человека редиской. Например если человек, который работает не первый год, ломает прод в пятницу с мыслью «а че на тестовый заливать — там всего одну переменную в конфиге поменять надо».
Нет, я немного про другое: они наносят друг дружке побои, что является противозаконным и вообще вроде как осуждается общественностью. Надо ли их штрафовать/сажать/порицать за это несмотря на то, что делают это по обоюдному согласию?
Так тут всплывает принципиальная проблема конформности любого давно сформировавшегося сообщества. Другими словами принципы «тебя сюда не звали», «тут так принято» и «не нравится — уходи».
Я поддерживаю идею, что рабочий коллектив — это не кружок по интересам и общение должно быть вежливое, а обстановка спокойная, но, как показывает практика, любое скопление разумных людей, вынужденных уживаться вместе, рано или поздно обрастает традициями и неписанными правилами и от новичка ожидается следование им.
В общем любой коллектив будет стремиться отторгать чужеродный элемент, т.е. для не-такого-как-все коллектив будет токсичным даже не смотря на то, что люди изнутри его таковым могут и не считать.
dididididi
токсичный — это антоним «Улыбаемся и машем»))
SergioPredatore
Никогда не задумывался над токсичностью сообществ в таком ключе. Разница пожалуй именно в обоюдном согласии. Одно дело когда ты получаешь именно то что хочешь, совсем другое, когда ты пришёл за классическим совокуплением, а тебе стеком по гениталиям вместо прелюдии.
Проблема в том, что токсики не будут тебя спрашивать, не желаешь ли ты с ними поупражняться в острословии и никто перед началом беседы не скажет: «Я токсичный и если мне что-то не понравится я буду всех оскорблять, а может и в морду дам».
andrey_novikov
Возможно она хороша, когда ты хотя бы можешь понять, за что тебе снизили оценку. А так абстрактные 4.8 о чём говорят?
pavelkolodin
О том, что лучше взять тебя с 4.8, чем вон того чела с 4.7
Ra-Jah
Любой примитивный рейтинг можно подделать, эти цифры не объективны, так что не лучше. И как показывает практика, люди из разряда #везименямразь умеют манипулировать мнением и вести себя как надо в нужный момент.
altai2013
Так ведь рейтинг именно эту цель и преследует — чтобы люди из разряда #везименямразь вели себя как надо в нужный момент.
solariserj
Подразумевается так чтоб они всегда вели хорошо и исправлялись к лучшему, а самые промаханные делают это только на камеру. Но тут баг в том что 20 раз можно проехать молча и один раз #везименямразь, то рейтинг будет всего лишь 4,8. Тут все строится на доверии друг к другу, но легко может перевестись в элемент шантажа, повышенного чсв и тд притом с обеих сторон.
zagayevskiy
Так, а что плохого в рейтинге 4.8 в таком случае? Вроде выяснили, что девушка не просто так начала орать, там реально была истерика. И водитель там был не ангел с белыми крылышками.
pavelkolodin
Тогда в чём проблема — подделай себе до 5.0 и живи спокойно.
Ra-Jah
У меня итак 5,0. Подделывать ничего не собираюсь.
dolbnya
Мир из серии Черного зеркала не совсем имеет отношение к описанному в статье.
Самое главное: в Такси оценивают ваш профессионализм как водителя, и ваше поведение как пассажира в отдельно взятой ситуации — поездке в такси.
В сериале оценки из одной зоны жизнедеятельности влияли на другую. Здесь такого не происходит. Никто вам не откажется хлебушек продавать, потому что вы таксисту на чай не дали.
Caracat
Вы ошибаетесь. Человек из-за неподачи такси (что он и не предполагал даже) по сомнительным/косвенным/надуманным третьей стороной причинам может опоздать на работу/в аэропорт/прием к врачу… А вот догадайтесь, какой рейтинг будет у пассажира-инвалида?
fougasse
И какой же будет? Я не вижу причин ему отличаться от «нормального» пассажира.
Markscheider
YemSalat
Не говоря уже про «звездные замашки» клиентов. Слава богу хоть добавили оплату за ожидание, а то раньше — такси уже подъехало, «ой, а мне еще в магазин надо зайти..»
Короче главный урок из всего этого — «уважайте друг друга». За 200руб тебе никто особо ничего не должен, кроме как довезти из пункта А в пункт Б (разумеется по ПДД, в чистом авто и т.п.)
Хотите «хотелки» — заказывайте комфорт и пишите отзывы на каждый лишний чих.
ПС таксистом ни разу не работал, просто часто имел дело с коллегами пассажирами.
Temych
В моем случае наоборот было не раз — машина ещё едет за километр, а водила уже жмет «машина на месте, время бесплатного ожидания — 5 мин».
WTF
Kusamurusa
У нас в городе была ситуация, когда мать вызвала такси, а у неё ребёнок-инвалид. Таксист приехал и говорит: «А чего вы не указали, что с вами ребёнок? Я вас не повезу» Мать: «Так ребёнку 10 лет». Таксист: «Ну вот пусть он мне об этом и скажет». Мать: «Дык, он инвалид, не разговаривает». Таксист: «Ну, тогда досвиданья». Так эта тетя потом писала в Яндекс.Такси, с вопросом почему так, на что Яндекс.Такси выдало ей каких-то бонусов на проезд и заблокировало аккаунт. Вот и весь социальный рейтинг.
puyol_dev2
Это российский бизнес. И в лице водителя такси и в лице Яндекса
DracoL1ch
А пруфы будут? Люблю однобокие истории, где четко рисуют белое и черное, не допуская никаких лишних мыслей.
Kusamurusa
На форуме сибмама, по-моему, как-то это освещалось. В целом, я даже водителя могу понять, которому какие-то дети испачкали сиденья и он теперь детей не хочет возить. Мне тут позиция Яндекса непонятна.
DracoL1ch
Простой сотрудник техпода заблокировать аккаунт вряд ли способен. Возможно, яндекс глянул записи с камер такси и вынес решение не работать с этим клиентом. Выложить эти записи не позволяет какой-нибудь закон о персональных данных. Всё. Автор был-а в неадеквате и получила заслуженное наказание.
Вот я описал вариант ситуации вкратце. Без толкового освещения это всё пшик. А уж какие-то форумы ОБС — это вообще трясина.
Kusamurusa
Я мамские форумы не защищаю, там часто такое случается. Непонятно, чего такого надо сделать, если таксист уехал и даже какие-то бонусы начислены, а аккаунт закрыли? Вряд ли, если бы были записи камер о неадекватности, тете бонусы-то начисляли.
puyol_dev2
Что за камеры такси?
dernuss
? habr.com/ru/company/yandex/blog/461137
sirocco
Любите? Тогда ещё одна. Отправляют в командировку в краснодар. Прилетел, вызываю такси, в каждом заказе пишу "обязательно нужна квитанция с печатью, не ксерокопия". Ну такие заморочки, тогда бухгалтерия брала только эти квитанции. Шесть такси приезжало, все без квитанции. Ну а нафига требования читать, главноее быстрее заказ хапнуть. В итоге все отменены, в причине отмены указано, что нет квитанции несмотря на то, что при заказе требовал. Уехал с барыгой, у них квитанции всегда есть, но цена в три раза выше. Яндекс через час прислал sms, типа извиняемся, что вам не удалось уехать, мы отправим водителей за квитанциями.
Следующим утром лезу вызывать такси, узнаю что акк заблокирован. Спасибо… Поставил убер, нормально добрался до аэропорта. Написал яндексу. Сказали, что разблокируют, но больше не смейте отменять заказы… По факту не разблокировали.
В итоге отказался от всех сервисов и приложений яндекса, дискомфорта не испытываю.
legolegs
Плохо не то, что с вами такое произошло (или вы это придумали чтобы набрать плюсов), а то, что у нас с вами и яндекса нет механизма проверить и исправить процесс, приводящий к такому.
Если условные Волож или bobuk не подорвутся и не начнут копать кейс, поднимать логи с вашими заявками (а примечания логируются? А отображаются для водил? А слово "обязательно" подсвечивается и бибикает?), отменами (логируется ли причина отмены?) и сопоставлять с жалобами водил на вас и с решением саппорта/сб/нейросети/кто там отвечает за блокировки (они видят эти логи?) — то ничего никогда не изменится. И если, например, примечания к заказам хронически уходят в /dev/null — то они могут годами уходить и пассажиры будут отменять заказы "низачто", а водилы жаловаться.
xBrowser
Согласен, с сервисов Яндекса необходимо мигрировать.
Если взять Я.Такси, то у меня была ситуация, когда три такси подряд встали в километре от меня и ждали непонятно чего. Так и не уехал в итоге.
Меня больше беспокоят другие сервисы. Например Яндекс.Карты в фоне постоянно запрашивает месторасположение даже если приложением совсем не пользоваться и высылает телеметрию. Функции как от этого отказаться нет. В техподдержке на просьбу сделать галку «согласен делиться телеметрией» ответили стандартной отпиской.
Считаю это нарушением приватности, но не могу найти нормальное приложение на которое можно мигрировать. Не подскажите?
dernuss
гугл карты, maps.me, дубльгис?
sumanai
А ещё Я.транспорт убрали в пользу карт. Всё для вашего удобства ((
zirix
f-droid.org/en/packages/net.typeblog.shelter
Позволяет изолировать подобные приложения в отдельный профиль и полностью выключать, когда они не нужны (рут не нужен)
adson
Не подскажете аналогичное приложение под 6-й Андроид?
altai2013
Яндекс не только собирает телеметрию, но и делится ею с силовиками, чтобы товарищу майору было проще найти вас на съёмной квартире.
DracoL1ch
Специфичный кейс против широкого бизнеса, не показательно. Пользуюсь сервисами яндекс в челябинске уже 3 года, нареканий не было. Про столичные нравы наслышан, здесь же как-то спокойнее с такими моментами.
YemSalat
Штраф за провоз ребенка без специального сидения тоже заботливая мама потом оплачивать будет?
zirix
В РФ с 7 лет сидения и другие удерж. устройства не обязательно.
Более того, удерживающие устройства обычно расчитаны на максимальный вес в 36кг. В 10 лет весят обычно больше.
У меня тоже была ситуация в Москве, когда водитель отказался 10 летнего везти на обычном тарифе. Яндекс прислал скидку и извинился.
dididididi
Я шесть раз правила перечитывал, так и не понял как возить сына 11 лет.
Имеет ли право частная компания, ужесточить правила по перевозке детей в целях заботы о пассажирах?
ТО что вам дали бонусы — ничего не значит. Моя жена, называет это «легче дать, чем объяснить, почему нет»))) Стандартная политика больших компаний для сутяг и скандалистов. Еще пару раз дадут, потом забанят.
Markscheider
Разбираемся вместе. П. 22.9. ПДД/. Излагаю своими словам:
Ну и пара слов про травматизм в машине. Почему детей нельзя пристегивать ремнем? Потому что точка касания ремня к телу находится ниже точки его (ремня) крепления к корпусу машины. Проще говоря, у ребенка плечо находится ниже, чем у сидящего на этом же месте взрослого. От этого физика срабатывания ремня меняется и с большой вероятностью ломается ключица. Кроме того, у детей эта кость в целом довольно хрупкая, а мышечного корсета нет (если ваш ребенок, конечно, не ходит в качалку :)).
Суть проблемы в том, что ребенку не хватает роста, чтобы ремень работал, как положено. Отсюда правило: даже если ваш ребенок широкожоп (не влезает в детское кресло), но при этом невысокий — не искушайте судьбу. Сажайте его на бустер (кресло-подушка). Оно скомпенсирует ту самую нехватку расстояния по высоте. Кстати, если вы сами водите машину и ваш (водительский) ремень регулируется по высоте — установите его на уровне плеча, так будет лучше.
И последнее. Специальные адаптеры на ремень — зло. Мало того, что они вне закона (штраф обеспечен), да еще и ребенок убьется.
И совсем последнее. Если ваша бабушка не пристегивается в машине, мотивируя это тем, что она старая ей все равно, покажите ей любое видео с краш-тестом. Суть в том, что один непристегнутый в салоне в случае более-менее серьезного столкновения может убить остальных (пристегнутых), поскольку в момент удара тушка начинает весело летать по машине, нанося всем прочим тяжелые травмы.
Будьте здоровы, берегите себя.
ЗЫ Извините за многабукф, но в ветке про такси, думаю, эта инфа не будет лишней.
dididididi
ПДД прямо запрещено сажать человека старше 11 лет в кресло? Или как -то защищать дополнительно? Не знаю там подушками обкладывать, например, надевать шлем, панцирь и несгораемую одежду для гонщиков?
В общем, можно без кресла сзади ездить)) Спасибо за инфу.
Markscheider
Ссылку на главу ПДД я привел, там четко написано, как надо перевозить детей. Есть формулировка: «с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка». Все что сверх этого — ваша личная инициатива. Хотите — монтажной пеной салон залейте :). Но внутри пены ребенок должен сидеть в кресле, ибо ПДД.
dididididi
«КМК, нет, поскольку такое решение будет идти вразрез с ПДД.» — Вы пишите, что яндекс не имеет права требовать дополнительных мер безопасности, потому что это идет вразрез с ПДД.
Поэтому я спрашиваю, запрещено ли ПДД к примеру использовать шлем, или сажать ребенка старше 12 лет в кресло. Это не запрещено ПДД, и Яндекс имеет право это требовать следовательно.
Markscheider
ХЗ как быть, если внутренние правила компании более строгие, но не нарушают и не противоречат ПДД? Тут, по-хорошему, надо юристов спросить, но на мой непрофессиональный взгляд частная компания может любые правила обслуживания устанавливать. И если я галочку «согласен с условиями предоставления сервиса» поставил — значит, надо соблюдать…
dididididi
Просто им без детского кресла возить детей запрещено.
dimark
Всем, кто думает, что оценка пассажира ни на что не влияет расскажу свою реальную историю.
Я узнал о существовании рейтинга в яндекс.такси от самого водителя два года назад после того как в течение 40 минут (это точно, т.к я потом специально проверил свой выход из офиса по времени турникета) в рабочий день в 10:00 ко мне не приехала ни одна Я.Такси, вызванная мной к офису где я работаю в центре города погожим летним днем. Назначалась машина, которая через 10-20 минут сбрасывалась и назначалась другая. Из-за этого я уже опаздывал в другой офис нашей организации, также находящийся в центре города рядом со станцией метро. Я начал ловить машину на остановке, и как ни странно остановилась Я.Такси раскрашенная в рекламу Яндекса, новая Hyndai Sonata в новом кузове. Когда я поделился с водителем своими удивлениями, что уже 3 машины были назначены и не приехали, он мне подтвердил наличие рейтинга пассажира.
За 2 месяца до этого случая у меня была моя поездка на Я.такси: приехала ушатанная нексия, с грязным засаленным салоном, дело было в выходной (т.е. без пробок) так водитель повез в объезд вместо прямого пути, прямой путь кстати прокладывает яндекс навигатор, т.к. сидя в такси и видя что машина отклонилась я подумал, что авария или что-то подобное и запустил Я.навигатор по привычке, поскольку. он довольно оперативно отображает аварии/перекрытия улиц. Будучи в машине, списал это на незнание водителем города и аккуратно подсказал ему как вернуться на свой маршрут, и каково же было мое удивление, когда стоимость поездки выросла на 25% от ранее показанной в приложении. Я оплатил и по этому поводу (превышения стоимости) написал в приложении жалобу, в том числе про грязный салон. Причем сначала мое обращение вернулось как не подтвержденное про грязный салон и с объяснением, что увеличение стоимости вызвано увеличившимся расстоянием, я им напомнил про оферту и про то что, не заставлял водителя менять маршрут. После второго рассмотрения они дали мне 100 баллов. В тот день в наш другой офис я в итоге опоздал на 5 минут, незначительно, но неприятно, т.к. опоздал к назначенному совещанию.
SobakaRU
Маловероятно что описанные вами истории связаны.
По новогодней статистике самого яндекса за прошлый год я пользовался ЯТ 63 раза, проехав около 650 км. 55 раз поставил пятерку.
Водитель почти всегда получал пятерку, несмотря на какие-то мелкие проблемы. Примерно в 50% случаев — получал чаевые. Все поездки по безналу.
Если я не ставил пятерку — значит случилось что-то очень плохое: езда на красный, откровенное хамство, предложения все отменить и ехать за нал или еще какой-то подобный ад. Во всех этих случаях я ставил единицу, писал жалобы и получал бонусы.
Еще пару-тройку раз поездки срывались по-плохому не начавшись: попытка подмены машины после заказа, отказы ехать из аэропорта «всего 12 км». Во всех этих случаях я тоже писал жалобы и получал бонусы.
Так вот никогда после срачей и получения бонусов я не сталкивался ни с каким паранормальным ожиданием при заказе следующей поездки. И за прошлые годы я тоже такого не замечал.
И на бонусные поездки или Яндекс.Плюс, кстати, водители тоже никогда не жаловались (в комментариях описывают, что жалобы бывают). Рейтинг сейчас — 4.82.
xBrowser
Вы сомневаетесь, что поддержка, пережившая общение с принципиальным пассажиром, ткнувшим носом в законы, может влиять на рейтинг сильнее водителя?
matrixs
Я не понимаю тогда, что же я натворил на 4.78
devlev
Кажется где то уже читал что яндекс строит рейтинг пользователя на основе последних 40 оценок. Если учитывать только последние 40 оценок и ваш средний рейтинг 4.78 то воспользовавшись комбинаторным перебором мне удалось определить что в вашем рейтинге учитывается 32 последние поездки, а возможные ваши оценки:
1 2 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5
или
4 4 4 4 4 4 4 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5
среднее значение = 4,78125 при округлении 4,78
Но возможно вы получили все 40 оценок:
1 1 4 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5
или
4 4 4 4 4 4 4 4 4 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5
среднее значение = 4,775 при округлении 4,78
Все зависит от округления
sirocco
А я только прочитав ваше сообщение понял, почему у меня тоже самое было. Но уже параллельно, я отказался от этой зажравшейся оборзевшей конторы. А так, конечно, ситуация интересная. Водилы берут заказы, требования в комментах игнорят, мимо проезжают и не возвращаются.., а виноват клиент.
webhamster
> Никто вам не откажется хлебушек продавать, потому что вы таксисту на чай не дали.
Зато таксисты откажутся такси подавать.
Здесь мы видим появление классической инверсии взаимоотношений при монополизации рынка. В простонародье это называется «хвост виляет собакой». То есть, не заказчик оценивает услугу, а тот, кто оказывает услугу, оценивает заказчика, и может услугу не оказать.
Это все равно что вы придете в магазин, а вам скажут, что хлебушек вам продавать не будут, потому что вы рожей не вышли. Такое поведение привело бы к разорению отдельного булочника, но в случае большой и практически единственной сети булочных, сеть может себе позволить не обслуживать клиентов у которых рожа не та. И владельцы сети могут даже выдвигать лозунг «у нас обслуживаются самые красивые люди!».
Именно это мы и наблюдаем.
Mogwaika
Или например не пускать на проезд лиц в пачкающей одежде/отказавшихся пройти досмотр, как метро предупреждает, хотя работает плохо и бомжей полно спит в вагонах.
Arlekcangp
Но тут несколько иное — человек сейчас в грязной одежде и нарушает установленные правила. Яндекс же, получается, пытается «карать» за прошлые грехи через рэйтинг. Даже с учетом если эти грехи были, он таким образом нарушает закон — отказывая в услуге, нарушает публичную оферту. А учитывая своё фактическое монопольное положение, то наверное нарушает и антимонопольные законы. Ну само собой в «лучших традициях» нашего правосудия это окажется либо недоказуемым (скажут, что просто в тот момент машин не было), либо наказанием будет штраф в рубль, который разумеется не покроет стоимости потраченного на разбирательства времени.
Mogwaika
Ок, неудачный пример, пусть будет список неблагонадёжных пассажиров в самолётах или казино.
А во-вторых яндекс ничего никому пока не запрещает.
Ечли он будет давать скидку для пассажиров с большим рейтингом относительно общих слегка завышенных цен это норм будет?
p.s. А с отказом сервиса, сейчас многие конторы пишут "цена по запросу" и если они не хотят работать с мелким заказчиком, просто скажут нет на складе или выставят большую цену, это тоже нарушает какие-то законы? С этим можно как-то бороться?
Ra-Jah
Скорее всего, исходя из трактовки законов в лоб, если есть предложение услуги или товара, должен быть ценник. На нем должна быть как минимум цифра. С отсутствием на складе та же история, товар предложен к продаже, что там на складе творится у продавца, покупателя не интересует. Либо убирайте блюдо из меню, либо его готовьте.
Бороться, это уже совсем другая история.
Mogwaika
Я если честно не читал, какую услугу предоставляет яндекс. Может там типа тендера, показ вашего рекламного объявления в потребности услуги перевозки и финансовая услуга помощи в оплате откликнувшемуся таксисту.
JC_IIB
Вы никогда не сталкивались с ситуацией, когда приходишь в бар, выбираешь по меню пиво, а вам говорят, потупив глазки в пол — "Ой, вы знаете, именно сейчас именно этого пива у нас нет в наличии..."?
Это один из моих личных маркеров, что в это заведение не стоит больше ходить никогда.
Arlekcangp
«список неблагонадёжных пассажиров» — это такое же нарушение. На каком основании отказывать человеку в услуге, если сейчас в данный конкретный момент он не нарушает правил, установленных публичной офертой? Я конечно не юрист, но думаю что те кто сильно хочет, могут и поднагнуть такую компанию на штраф и компенсацию.
Скидку Яндекс безусловно могут давать, но им для этого придется об этом публично заявить. И заявить, что скидка даётся определенной категории клиентов — тех у кого рейтинг не ниже N.
«цена по запросу» — насколько мне известно, с недавних пор такая надпись на сайте ничего не нарушает (в отличие от флайн торговли, где не только цена должна быть указана, но и ценик должен содержать определенную информацию и даже есть требования к его форматированию). Но так было не всегда. Просто с некоторого момента приписку «все цены только в целях информации и не являются окончательными» сделали законной, к сожалению для потребителей. Однако если впоследствии вам удастся доказать, что магазин выставил лично вам такую цену, исходя из каких то своих внутренних предпочтений, которые до вас донести не потрудились, то это также может служить основанием как минимум передумать и вернуть свои кровные обратно вместе с товаром.
esp8266
Ээээм, на основании Федерального Закона № 376?
0xd34df00d
А ЯТ разве монополист? Я в российских городах давно не был, увы, но у отца, судя по рассказам, нет никаких проблем с мелкими таксопарками.
tundrawolf_kiba
Смотря как считать, если в целом по стране — то около четверти рынка, но если в отдельных городах смотреть — то иногда может за 50 процентов переваливать.
braineater
Это же не глобальный рейтинг, а в рамках одного сервиса. Разные вещи.
UPD: Пожалуй разверну свою мысль. Я не за и не против, мне глубоко безразлично. Даже если предположить что этот рейтинг мне сольют, что случится? У меня повысится тариф персонально? Я уйду в другое такси. Вовсе заблокируют? Уйду в другое такси. При больших неудобствах буду стараться использовать альтернативные варианты. Есть еще каршеринг, для которого придется отказаться от пятничной баночки пива после работы. То есть еще и в здоровье выиграю. Получается что за плохой рейтинг пассажира они все равно могут наказать только сами себя. Назло бабушке отморожу уши, корпоративное издание.