И снова здравствуйте, друзья!
В статье «Время литий-ионных ИБП: пожароопасность или безопасный шаг в будущее?»мы касались вопроса о прогнозируемой стоимости Li-Ion решений (накопителей, аккумуляторов) в удельном выражении — $/кВт*ч. Тогда на 2020 год был прогноз в 200 $/кВт*ч. Сейчас, как видно из КДПВ стоимость лития ушла ниже 150$ и прогнозируется стремительное падение ниже 100$/кВтч (по версии Forbes). Что это меняет, спросите вы? В первую очередь снижается разрыв между стоимостью классических батарей и перспективных технологий, а также решений на их базе. Давайте попробуем посчитать на базе кейса той самой японской субмарины на Li-Ion батареях.
Исходные данные
В качестве исходных данных примем:
- прогноз стоимости 200 $/кВт*ч из нашей статьи про пожаробезопасность лития
- прогноз стоимости 300 $/кВт*ч из нашей статьи 2018 года «ИБП и батарейный массив.....»
- оценочная разница стоимости VRLA и Li-Ion решений в 1,5-2 раза, взятая из нашей статьи от 2018 года по пожароопасности лития.
Теперь посчитаем
- Прогнозируемое снижение стоимости накопителей было слишком осторожным, реальное падение проходит гораздо стремительнее
- Локомотивом падения стоимости промышленных решений на литий-ионных батареях выступают электромобили: увеличивается плотность энергии в батарее, изменяются компоновки, стремительно растет производство. Подробнее можно почитать в «Авторевю тут»
- Оценочная мощность батарей японской субмарины была 17МВт*ч, берем удельную стоимость лития на 2017 год в размере 300$/кВт*ч. Получаем 5,1 млн. долларов.
- Если отталкиваться от реальной стоимости из КДПВ, то падение составило за 2 года примерно 30% По ценам 2019 года получаем экономию порядка 1,5 млн.долларов. Неплохо да? Думаю при постройке подобных лодок загружаеть ее Li-Ion аккумуляторами надо в последний момент, прямо перед выходом на ходовые испытания
- Можно предположить, что и для промышленных решений на литиевых аккумуляторах падение стоимости, читай уравнивание цен со свинцово-кислотными батарейными массивами происходит быстрее, чем предполагалось. В статье 2018 года оценочная разница ИБП на литиевых батареях была дороже классического ИБП в 1,5-2 раза. В настоящее время этот разрыв объективно должен быть меньше…
… продолжение следует…
aydahar
Интересно, но мало. Хотелось бы узнать, какие типы батарей (по используемой химии) падали в цене больше/меньше?
Мне вот титанат и железо-фосфат даже более интересны чем «автомобильный» литий.
DIIV
Чем же вам титанатные нравятся? На мой взгляд плотность кВт/кг убивает все их основные преимущества перед литием. И это не оглядываясь на их стоимость.
aydahar
У них прекрасная токоотдача (10-20С спокойно), возможность работать при -30С и офигенная живучесть (20 000 циклов до потери 20% ёмкости).
Gromazeka13 Автор
во первых литий-титанатные- это тот же «литий», но другой химический состав… и в Москве этот вид аккумуляторов окружает нас достаточно часто (подробности в другой статье), во-вторых aydahar на счет 20 тысяч циклов — вопрос неоднозначный, и спорный- если учесть, что для LiFe4Po (или LFP) в исполнении «Лиотех» утверждается запас лишь 2000 часов, то для титаната слишком самоуверенно… Соображений много, обсуждать тоже много можно и нужно, итоги своей аналитики по данному вопросы я изложу в следующей статье…
DIIV
Давайте. Буду ждать. Себестоимость из приведенного вами графика очень порадовала.
to aydahar, да да да, но гравиметрические показатели вообще не радуют и настолько, что восторг от остальных преимуществ пропадает.
aydahar
Думаю, всё зависит от ниши использования. Для титаната можно найти много интересных применений, где вес и размер не так критичны
aydahar
Про разную химию я в курсе, поэтому и написал — любопытно было бы узнать снижение стоимости разных типов литиевых батарей.
На счёт циклов — у титаната это вроде как давно подтверждённый параметр, не вижу причин для сомнения.