Итак, вы молодец и не поехали жарить шашлыки на Черноморское побережье вместе с толпой других странных личностей. «Выходные» были восприняты правильно, запас еды для себя, детей и котика есть. Работать теперь по возможности придётся из дома.

Детям тоже непросто. Как минимум до 12 апреля им придётся сидеть на каникулах или обучаться дистанционно, в зависимости от того, как организовала рабочий процесс школа. Рекомендации от Минпросвещения безусловно пригодятся учителям, но они не рассказывают, как правильно организовать рабочее место дома, чтобы вынужденное «заточение» не повлияло на здоровье. Поэтому мы решили подготовить гайд по основным моментам, про которые часто забывают:

  • Школа — это не дом. Как максимально учесть все нормативы по свету, площади форточек и всему остальному.
  • Как организовать рабочее место, чтобы потом не пришлось идти за новыми глазами.
  • Аллергии, пылевые клещи и прочие проблемы. Как правильно убирать.

На Хабре всегда был высокий процент людей, которые работают на удалёнке, но и им это может быть полезно.

Взрослые и дети


Сразу хочу обозначить важную проблему. Вы можете быть сколь угодно привычны к образу жизни ненормальной совы и питанию пиццей, но с детьми так не получится. Их растущий организм требует более ответственного отношения, и обычный режим разработчика-удалёнщика может быть для них неподходящим. Поэтому я предлагаю пройтись по СанПиНам, которые регламентируют кучу параметров, включая всякие отношения площади форточки к площади пола, и стараются описать оптимальную среду для обучения детей. Взрослым эти стандарты тоже отлично заходят.

Требования к количеству писсуаров и питьевых фонтанчиков мы опустим и сфокусируемся на ключевых.

Регулируем свет


Свет — очень критичен. Если вы или ребёнок работаете днём, — постарайтесь убедиться, что ничто не заслоняет солнечный свет. В современных требованиях к школе даже растения запрещают на окно ставить, чтобы в глубине класса всем хватало освещения.

Ключевые требования для дневного освещения


Направление окон по сторонам света вы поменять не сможете, но, если у вас окна выходят на юг, убедитесь, что прямой солнечный свет не падает на рабочее место. Свет должен быть ярким, рассеянным, но неслепящим. Для восточных и западных окон рекомендация будет актуальна утром и вечером, соответственно. Монитор лучше ориентировать перпендикулярно окну. Так окно не будет бликовать на экране, если оно за спиной. Аналогично вы избежите чрезмерного контраста из-за яркого фона за монитором, если вы сидите лицом к окну.

Учитывайте ведущую руку ребёнка и ориентацию рабочего стола. Для левшей свет должен падать справа. Одна из немногих вещей, которую легче обеспечить дома. В школе им приходится страдать от тени пишущей руки.

Требования к искусственному освещению


Если за окном сумерки или полностью темно, то приходится использовать дополнительное освещение.

Выбирайте лампы с минимальным коэффициентом пульсаций. Если на коробке не указано, — воспользуйтесь ресурсом Lamptest. AlexeyNadezhin хочется сказать отдельное спасибо за его работу. Мерцающие лампы приводят к переутомлению аккомодационного механизма и в долгосрочном периоде приводят к астенопии. Симптомы будут как при близорукости, но связаны с нарушением работы цилиарной мышцы.

Избегайте чрезмерного контраста. Крайне плохой идеей будет работать за монитором в тёмной комнате без общего освещения. В поле зрения не должно быть значительных перепадов яркости — это также приводит к переутомлению. Поэтому снижайте яркость монитора, включайте общее освещение и/или дополнительно освещайте стену позади монитора. Это облегчит работу встроенного автофокуса и снизит утомление. Учтите, что ребёнок, который в тёмной комнате пишет что-то в тетради под яркой настольной лампой, также страдает.

Регулярно делайте перерывы. Лучше всего по 15–20 минут каждый час. Идеально, если вы при этом нальёте себе чашку вкусного кофе и посмотрите с балкона вдаль на опустевшие улицы мегаполиса. Это также немного разгрузит ваш зрительный аппарат. Основная проблема с сосредоточенной работой за компьютером, книгой или тетрадью в том, что мы чрезмерно фокусируемся на объекте и «забываем» моргать. В среднем, вместо 12–15 раз в минуту, мы начинаем моргать всего четыре-пять раз. Есть теории, что это связано с древними охотничьими инстинктами. Когда ты выслеживаешь добычу, очень важно её не упустить. Поэтому в состоянии максимальной концентрации мы замираем и подавляем моргательный рефлекс.

Воздух


Ключевая проблема нашего типичного жилья — воздухообмен и объём воздуха в помещении. Концентрация углекислого газа в помещении с закрытыми окнами нарастает очень быстро. Мозг под нагрузкой вырабатывает энергию с мощностью в районе 25 Вт [Principles of Neural Science, by Eric R. Kandel and James H. Schwartz, 2nd edition, Elsevier, 1985]. То есть, даже если мы сидим неподвижно, но интенсивно работаем над какой-то проблемой, то мозг перемалывает глюкозу в АТФ практически в режиме реального времени. В среднем, за сутки ему нужно в районе 120 грамм этого углевода. Результатом аэробного окисления одной молекулы глюкозы являются 36 молекул АТФ, как топливо для клеток, шесть молекул воды и шесть молекул углекислого газа. Поэтому в процессе работы или учёбы в условно герметичной комнате мы быстро превысим критические концентрации углекислого газа. Взрослый человек генерирует его с интенсивностью 22–36 литров в час.

Нормальная концентрация углекислого газа на улице, если условный мусоросжигательный завод не находится у вас под окнами, — 400 ppm. В помещении большинство людей будут относительно неплохо чувствовать себя до 800 ppm. При 1000 ppm начинаются проблемы с концентрацией внимания, и мы начинаем откровенно «тупить». 1400 ppm уже считаются недопустимыми согласно санитарным нормам. Интересно, что в СССР долгое время вообще не придавали значения углекислому газу. Так, статья 1964 года О. В. Елисеевой «К обоснованию ПДК двуокиси углерода в воздухе», опубликованная в журнале «Гигиена и санитария», вообще утверждала, что проблемы начинаются только при концентрациях свыше 5000 ppm. Множество текущих исследований показывают, что при высоких концентрациях углекислого газа очень сложно сосредоточиться на умственной работе, особенно детям.

Можете для контроля купить готовые настольные мониторы углекислого газа. Есть очень симпатичные. Ну или можно в традиции Хабра собрать самостоятельно. По опыту — это крайне полезная штука при организации рабочего места.

Что вообще нужно с этим делать? Очевидно, что проветривать. Сейчас весна и во многих регионах за окном довольно комфортная температура. Поэтому проветривание должно быть непрерывным. Однократные «продувания» комнаты раз в несколько часов не сильно помогут. Концентрация углекислого газа в комнатах с нашими невысокими потолками в квартире очень быстро возвращается к критическим отметкам. Для полноценного проветривания нужно заменять 30 кубометров воздуха в час на одного человека.

Очень частой ошибкой является использование для этого сплит-систем. Не знаю почему люди так делают, но много раз видела детей с уже остекленевшим взглядом в комнате с очень комфортным на первый взгляд и прохладным воздухом. Типовые системы бытового кондиционирования работают в режиме рециркуляции, и углекислый газ никуда не исчезает.

При организации правильного проветривания придётся балансировать между несколькими взаимно-противоречивыми параметрами — температурой, скоростью движения воздуха, кратностью воздухообмена и влажностью.

Согласно СанПиН 2.4.2.2821-10, температура в учебном помещении должны быть в диапазоне 18–24 °C. В принципе, это не проблема. Тем не менее, если у вас всё еще холодно, то придётся дополнительно подогревать воздух после улицы. В переходный сезон, если батареи выключены, максимально эффективно это делать с помощью тепловых насосов — тех же кондиционеров. Поэтому сочетаем открытую фрамугу и включённый сплит, чтобы довести температуру до комфортной. Только убедитесь, что вы или ваш ребёнок не работаете на сквозняке. Регламент подразумевает скорость движения воздуха не более 0,1 м/с. Также при большой разнице температуры снаружи и внутри помещения будет сложно попасть в рекомендуемый диапазон 40–60 %. При нагреве воздух увеличивает свою способность к удержанию влаги, что приводит к падению относительной влажности.

Синдром сухого глаза


Редкое моргание из-за долгой работы за монитором или пересушенный подогретый воздух могут провоцировать синдром сухого глаза. По сути, речь идёт о нарушении продукции слёзной плёнки из-за внешних факторов. Мы раньше писали о его диагностике.

Мы довольно долго занимались этой проблемой ещё в конце 90-х, когда мы работали над биополимерами в институтской лаборатории. Врачи-разработчики сформулировали, как оно должно работать с точки зрения организма, а химики-полимерщики синтезировали нужный состав. В результате у нас получилась довольно эффективная линейка средств, в числе которых есть сегодняшний Блефарогель 1, который за счёт высокомолекулярной гиалуроновый кислоты и растительных экстрактов нормализует деятельность мейбомиевых желёз.



Они совсем мелкие и их выводные протоки расположены в области линии роста ресниц. Мы не используем их для того, чтобы плакать. Для этого у нас есть крупные слёзные железы, которые могут «нарыдать» большой объём секрета за короткое время. Их задача в экстренном смывании посторонних частиц, попавших в глаз. У мейбомиевых желёз секрет скорее гидрофобный и состоит из жировых компонентов, так как они являются видоизмёнными сальными железами. Но именно они формируют защитную плёнку, которая не позволяет глазу пересыхать и выравнивает микроскопические неровности роговицы. Именно их восковидный секрет вы часто можете обнаруживать рано утром во внутренних уголках глаз. Более подробно о слёзной плёнке можно почитать тут.

Когда будете применять гель, не забудьте, что его не нужно заливать в глаза! Он предназначен именно для нанесения на веки и основной эффект заключается именно в нормализации работы желёз и их секреции. Бонусом к мягкому очищению протоков желёз и нормализации их работы будет ещё улучшение упругости кожи век и снятие отёка.

Если работа совсем достала — тушите чаты, включайте тихую музыку и делайте компресс с Блефаролосьоном минут на 15. Он тоже отлично снимает отёки и ощущения «тяжести» век.

Что еще нужно учесть



Валерий Щеколдин, производственная гимнастика в СССР

Не забудьте, что основная проблема сидения взаперти — гиподинамия. Мы и так обвешиваемся трекерами, чтобы хоть как-то проконтролировать свою активность с сидячей работой. В случае вынужденной удалёнки это будет проявляться особенно остро. Поэтому обязательно выделите себе в расписании время для спортивных перерывов. Лучше всего, если это будет аэробная нагрузка. Ищете на YouTube видео с реггетоном или чем-то, что вам нравится, делаете серьёзное лицо и минимум полчаса активно танцуете.

Если вы сидите дома с детьми, — обязательно проследите, чтобы они не лежали целыми днями на диване с телефоном. Двигаться жизненно необходимо.

Уделите внимание уборке. Не в плане раскладывания разбросанных носков по полочкам, а обычной уборке от пыли. Если у вас нет робота-пылесоса с функцией мытья полов, то влажная уборка помещений хотя бы раз в сутки просто необходима.

Во-первых, это повысит влажность в помещении до комфортного уровня.

Во-вторых, вы снизите риски аллергии на чешуйки пылевого клеща. Плодиться он начнёт активнее, чем раньше, из-за того, что вы сидите дома. Дело в том, что основной компонент бытовой пыли — частички эпидермиса вашей кожи. Именно ей он питается и будет рад расширению кормовой базы.

Если хотите дополнительной антибактериальной обработки, то просто купите обычный гипохлорит натрия, который продаётся как «Белизна», и разведите его в количестве 50–100 мл на литр воды. Этого будет более, чем достаточно. Только не забывайте использовать перчатки и тщательно проветривать помещение после уборки.

Ну и в целом не печальтесь. Обстановка вокруг немного пугает, но всё будет хорошо. Удачных «каникул». Свободного времени предвидится весьма много. Есть смысл потратить его на Coursera и самообучение. А ещё могу пригласить к нам в telegram-канал (@geltek_cosmetics). Мы рассказываем интересные штуки про хроники нашей уютной лаборатории.