![](http://habrastorage.org/files/c11/e3a/4a3/c11e3a4a395a4876911d76b9d547dda8.jpg)
Недавно мы проводили техномарафон по сборке 3д-принтеров (в Екатеринбурге). В проведении марафона в качестве волонтера участвовал учитель информатики Павел Томшин.
В школе Павла (лицей №109) уже есть 3д принтер, а так как тема применения технологии 3д печати в образовательных процессах, в школах меня давно интересовала (на мой взгляд достаточно интересная и перспективная), я попросил его рассказал про опыт использования 3д принтера в его школе (лицее). Вот про это и будет статья.
Техномарафон
![](http://habrastorage.org/files/a50/f08/35f/a50f0835f3ea4ef5a29b08496a3a54c1.jpg)
А вот фото с техномарафона — Павел очень сильно нам помог на мероприятии, т.к. уже имел опыт работы с этой моделью принтера, помогает установить модуль управления.
Начало
![](http://habrastorage.org/files/1d7/395/b30/1d7395b30f0f404c8c68ed41e8c25dac.jpg)
Павел:
Назревавшая некоторое время потребность в 3D печати в Лицее №109, материализовалась в виде bq PRUSA i3, полученного за победу на робототехнических соревнованиях «Гонки роботов», проведенных Уральским Федеральным Университетом в начале 2015 г. Так как при печати PLA-пластиком не выделяется вредных испарений, принтер обрел свое место на столе учителя. Теперь к вещам, на которые может вечно смотреть человек, добавилась четвертая: процесс печати 3D принтера.
Модели
Конечно, первым делом печатаются модельки из интернета, вот такие интересные модельки были напечатаны
![](http://habrastorage.org/files/63e/bc8/f93/63ebc8f938474f75bb67378060d258e5.jpg)
![](http://habrastorage.org/files/8b3/b4a/3f1/8b3b4a3f1d4f4459b3fca4a63d023784.jpg)
![](http://habrastorage.org/files/56c/69a/7c2/56c69a7c273b413f9f2b9e3e8850472f.jpg)
3D-MAX моделирование
![](http://habrastorage.org/files/c39/465/da4/c39465da43a84305937d7de971d50e62.jpg)
У Павла в кабинете информатики на компьютерах установлены учебные версии 3D-MAX и ребята самостоятельно создают модели в этой программе.
Вот что сам Павел говорит:
По мере того как я разбирался в технологии 3D печати, приходило понимание, чем и как заниматься с учащимися для популяризации 3D технологий в лицее. Разработан и реализуется с пятиклассниками пробный курс 3D моделирования с последующей печатью результатов занятий. Моделируем в 3DMax (у Лицея имеется лицензия на 14 мест Autocad, 3DMax, тем более, эти продукты пару лет как бесплатны для образовательных учреждений). Первое же занятие предполагает создание эффектной модели – «шар в кубе»
![](http://habrastorage.org/files/7da/a33/448/7daa334488fc45499b841711ccb74f1f.jpg)
На следующем занятии ребята создавали «медальку с текстом». Работу со сплайном Text и с модификатором Extrude ребята нагуглили самостоятельно
![](http://habrastorage.org/files/068/153/c58/068153c58cda47aead45dfadb6eea797.jpg)
Подкинул задачу и директор: создать наградную продукцию для проходящего в нашем Лицее мероприятия «МДО Созвездие». Родилась конструкция
![](http://habrastorage.org/files/46a/a12/c69/46aa12c6979443c2bafbf1a998baf37b.jpg)
Для уроков
Конечно, 3д моделирование может быть полезно и в школьных предметах.
От учителя математики Юсуповой Татьяны Викторовны нашему 3D-кружку поступил заказ на изготовление объемных фигур — наглядных пособий для уроков геометрии в старших классах. Для пятиклашек выполнить это задание не составило труда.
![](http://habrastorage.org/files/849/d45/07b/849d4507baf840d49813399d6619f493.jpg)
Пирамида в копилку математикам:
![](http://habrastorage.org/files/38e/c46/040/38ec4604040e418fa181674586398b06.jpg)
Тела вращения (зреет урок по математике в комп. классе — «Тела вращения», с дальнейшей печатью:
![](http://habrastorage.org/files/e08/113/f3b/e08113f3ba3b4325bc088cec525487e0.jpg)
Конструирование
Конечно отдельная тема в 3д моделировании — это конструирование.
Ребята сделали светильник. Спроектировали, распечатали, допиливали напильником, чтобы всунуть 2 аккумулятора и светодиод на скотче:
![](http://habrastorage.org/files/406/690/e41/406690e41f954341aa15a1f041e85750.jpg)
![](http://habrastorage.org/files/245/a30/90e/245a3090e74f4c5dba854a97086c665f.jpg)
3д печать для Лего
![](http://habrastorage.org/files/d51/c73/544/d51c73544be143ce847f94aa9a7dec4e.jpg)
Павел ведёт в школе кружок по Lego-робототехнике, и одной из проблемой является организация хранения деталей.
И для этого он сделал — Лего-модули для занятий. Где крепления сделаны с помощью 3д печати, именно для определенных деталей из Lego набора. В начале занятия видно, что откуда брать, в конце — все ли на месте.
В развитие темы: мобильный бокс для выездных занятий.
![](http://habrastorage.org/files/beb/edb/d8d/bebedbd8d81e420099b13969a22043ac.jpg)
3д печать в робототехнике
Пример расширения функционала LEGO за счет 3D-печати — был сделан держатель для маркера, чтобы можно было управлять рисованием: опустить/поднять маркер. Для урока информатики «Кодирование графической информации».
![](http://habrastorage.org/files/0fe/c19/201/0fec192019b5414ca22e1dd23b6d0b82.jpg)
Презентации
Экскурсия, в рамках «МДО Созвездие»:
![](http://habrastorage.org/files/94b/5f3/8c6/94b5f38c605d43e295f8f57f7b5b92f6.jpg)
Сразу находится применение для 3д печати :)
![](http://habrastorage.org/files/b38/28b/50d/b3828b50d240454eafd8339629253b86.jpg)
По робототехнике
Я задал Павлу вопрос по перспективам применения робототехники в учебных процессах, его мысли по этому поводу:
Существует проблема межпредметных связей при решении задач обучающимися. Пример: на математике, ученик чётко знает, что такое C=2Pi*R, на информатике формулу длины окружности он не знает. Робототехника апеллирует к межпредметным связям, показывая где и как на практике можно применить то, что изучали на уроках физики, математики, геометрии, информатики. Тренд «Инженерные кадры России», очевидно, требует внедрения инженерных предметов в школе. Нужен общедоступный ресурс по наработкам в этой области. Ассоциация. Городам/областям — поддержка соревнований, гранты командам победителям местных этапов на поездку на мероприятия следующих уровней.
Комментарии (3)
Yogami
10.04.2015 14:22+4Можете попробовать распечатать Гёмбёц? Точную форму авторы не публикуют, есть несколько попыток воспроизвести на www.yeggi.com/q/gomboc/?s=tt
neskey
Спасибо Вам! Хотел уточнить по поводу PRUSA i3, то что мы видим на фото — это максимальное разрешение? То есть если нужное большее разрешение — брать DLP принтер?
eXod
Нет, есть еще Ultimaker с заявленной толщиной слоя до 20 микрон, но сопло-то всё-равно меньше 0.2 мм практически не бывает, так что по детализации DLP далеко впереди. И скорость печати FDM весьма маленькая. У меня такой же принтер, как и в статье, очень редко печатаю высотой слоя, меньшей, чем 0.25 мм иначе для крупных деталей время вообще становиться астрономическим (несколько суток непрерывной печати). А вот с DLP, насколько я понимаю, другая проблема — прочность получаемых деталей.