За прошедшие несколько лет Индия показала себя сильным игроком в космической отрасли — она смогла с нуля разработать и отправить на орбиту Марса космический аппарат. Плюс разработала и отправила на Луну посадочный зонд с луноходом. И оба проекта, весьма сложных, реализованы на все 100%.

Теперь Индия планирует реализовать новые проекты, ещё более амбициозные. Подробности — под катом.

Что уже сделано?

Главные космические проекты Индии — Chandrayaan-3, Mars Orbiter Mission и Aditya L1.

Chandrayaan-3 — первая индийская миссия, достигшая поверхности Луны. Это третья (после «Чандраян-2» и «Чандраян-1») автоматическая межпланетная станция (АМС) Индийской организации космических исследований для исследования Луны. Миссия включала посадочный модуль и луноход. «Доставщик», т. е. перелётный модуль, смог успешно выйти на орбиту вокруг Луны, после чего он отделил посадочный модуль с луноходом.

Посадочный модуль успешно прилунился и выпустил шестиколёсный луноход, который проехал чуть больше сотни метров по поверхности естественного спутника Земли. С посадочным модулем индийские астрономы провели дополнительный эксперимент, выполнив операцию «Прыжок». В ходе неё модуль включил двигатели и смог подняться на 40 см в высоту, после чего опустился на новом месте в 40 см от прежней локации. Таким образом индийцы протестировали технологию возвращения на Землю будущих аппаратов. Конечно, это лишь предварительный тест, но всё прошло гладко.

К слову, бюджет этой миссии составил всего $75 млн.

Mars Orbiter Mission — индийская автоматическая межпланетная станция, исследовавшая Марс с орбиты искусственного спутника с 2014 по 2022 г. Для Индии это был первый запуск космического аппарата к другой планете. В апреле 2022 года связь с «Мангальяном» пропала, и после безуспешных попыток её восстановления в октябре 2022 года Индийская организация космических исследований объявила о завершении миссии. Аппарат проработал на 7 лет дольше запланированного — изначально проект предусматривал работу системы до марта 2015 года.

Адитья-L1 — коронографический космический аппарат для изучения солнечной атмосферы, спроектированный и разработанный Индийской организацией космических исследований (ISRO) и различными другими индийскими исследовательскими институтами. Планируется, что он будет вращаться вокруг Солнца синхронно с Землёй, находясь на гало-орбите возле первой точки Лагранжа L1, приблизительно на прямой линии, соединяющей Землю и Солнце, на расстоянии около 1,5 млн км (приблизительно 0,01 а.е.) от Земли и, соответственно, 0,99 а.е. от Солнца. Эта точка весьма удобна для изучения атмосферы Солнца (которое никогда не перекрывается Землёй или Луной), солнечных магнитных бурь и их влияния на нашу планету.

Сейчас аппарат находится на пути к конечной точке путешествия, куда он прибудет примерно через 3 месяца.

Что планируется реализовать в будущем?

По словам представителей ISRO, опыт и технологии, наработанные в ходе реализации прошлых проектов, позволяют запланировать новые цели. В частности, это «Станция Бхаратия Антарикша» (Индийская космическая станция), её эксплуатацию планируется начать в 2035 году, а также осуществить отправку первого индийца на Луну к 2040 году.

Кроме того, индийские учёные планируют начать работу над проектом орбитального венерианского аппарата и спускаемого аппарата для изучения Марса. Почти все эти проекты уже реализовал Китай, за исключением высадки людей на Луну и разработки венерианского аппарата.

Видимо, Индия планирует использовать опыт КНР в подготовке этих миссий для работы над собственными проектами. А возможно, просто цели обеих стран совпадают. Что касается Китая, то страна впервые продемонстрировала полёт человека в космос в 2003 году, начала строительство своей космической станции «Тяньгун» в 2021 году, а также в том же году посадила на Марс свой космический корабль «Тяньвэнь-1». Сейчас Китай работает над пилотируемой лунной программой с задачей доставить своих астронавтов на Луну примерно в 2030 году.

Насколько реален полёт к Луне со стороны Индии

Сейчас сложно сказать, поскольку планы, озвученные премьер-министром страны, достаточно общие. Но есть и несколько странные моменты. Так, чиновник заявил, что ISRO планирует разработать и построить собственную ракету-носитель, которая будет называться Next Generation Launch Vehicle. Также в рамках этого проекта понадобится построить новую стартовую площадку.

Насчёт ракеты-носителя сообщается, что её грузоподъёмность будет примерно равна грузоподъёмности Falcon 9, т. е. на низкую орбиту ракета сможет вывести около 20 тонн полезного груза. Но насколько можно судить, для полёта на Луну с экипажем этого не хватит.

Кроме того, ракета всё ещё находится на ранней стадии проектирования — настолько ранней, что неизвестно, будет ли двигательная установка использовать в качестве топлива керосин или метан. Индийские учёные всё ещё обсуждают этот вопрос. Ну и если для работ по доставке модулей индийской станции на орбиту эта ракета пригодна, то для реализации лунных миссий — вряд ли.

Вероятно, индийцы планируют либо построить сверхтяжёлую ракету-носитель, либо использовать услуги SpaceX в будущем.

Есть и ещё одна возможность — сотрудничество с NASA в рамках своих проектов, по крайней мере, высадки индийцев на Луну. Агентство подписало соглашения с партнёрами из других стран. Например, канадский астронавт Джереми Хансен полетит на борту миссии «Артемида II» в 2025 году, а один или несколько европейских астронавтов, вероятно, примут участие в миссии по высадке на Луну позднее в этом десятилетии.

Если индийцы присоединятся к этому соглашению, то планы по высадке на Луну индийского космонавта становятся гораздо более реальными.

Что касается других проектов, включая собственную орбитальную станцию и отправку аппарата к Венере, здесь проблем нет, индийцы уже доказали свою способность ставить сложные цели и достигать их, причём с использованием минимального объёма ресурсов.

Комментарии (1)


  1. Sun-ami
    24.10.2023 17:47
    +3

    В статье не упомянут самый важный момент - новая индийская ракета Next Generation Launch Vehicle изначально разрабатывается как частично-многоразовая. Это даёт возможность, не смотря на скромную грузоподъёмность, используя дозаправку верхней ступени на низкой околоземной орбите, отправить к Луне корабль достаточной массы, чтобы он был способен сесть на Луну и вернуть человека на Землю. Вероятно сама индийская лунная программа является лишь способом отработки технологий для вывода крупных кораблей на высокие околоземные орбиты и гелиоцентрические орбиты. Всё это скорее всего обусловлено стремлением не отставать от Китая в таких технологиях, которые в будущем могут дать большие возможности в военном плане.