Миссия:
Запуск навигационного спутника GPS Block III для американских военных. Третий спутник нового поколения. Запуск на Falcon 9 (многоразовый вариант) от SpaceX. Спутник успешно выведен на переходную орбиту. Первая ступень успешно возвратилась, створки обтекателя выловлены из воды.
Девиз:
«Всегда и везде»
Время и место старта:
30 июня 2020 года 20:10 UTC. Космический стартовый комплекс-40,
Космический центр им. Кеннеди, Флорида
Ракета-носитель:
Falcon 9 (Block 5). Серийный номер B1060.1. Первый полет. Частично многоразовая двухступенчатая ракета-носитель. Тяжелого (одноразовый вариант) или среднего (многоразовый вариант) класса. Вес полезной нагрузки до 15 600 кг на НОО (22 800 кг). Основная ракета-носитель SpaceX.
Полезная нагрузка:
Третье поколение навигационных спутников GPS (запуски с 2018 года). Производство компании Lockheed Martin. Каждый спутник рассчитан на 15 лет работы и обеспечивает трансляцию расширенного набора сигналов для разных целей и потребителей. Имеет больший вес, срок службы и возможности, чем предыдущие спутники.
Орбита:
Переходная орбита к МЕО: 356 x 20 172 км x 55°. Конечная орбита МЕО: синхронная 20 200 км x 55°.
24 штатных спутника (минимум) находятся на шести синхронных средневысотных земных орбитах разнесенных на 60 градусов. период оборота два раза в сутки. На текущий момент в группировке 32 спутника.
Интересное:
— 88-й полет Falcon 9. Два запуска аварийные.
— 29-й полет Falcon 9 Block 5.
— 55-я посадка первой ступени (включая 9 аварийных).
— 10-я миссия для SpaceX в 2020 году. Плюс один суборбитальный.
— 3-й запуск спутника нового поколения GPS Block III.
— Второй запуск Falcon 9 с «серой полосой» — модификацией баков второй ступени для специальных миссий.
— Стоимость запуска SV03 на Falcon 9 — $96.5 млн.
— Стоимость спутника SV03 — $529 млн.
— ВВС США заключили контракт на $7.2 млрд с Lockheed Martin на производство 22 КА серии GPS, что будет в среднем $327 млн за спутник.
Ссылка на изображение в высоком качестве
Статья с портала NSF
Статья от Everyday Astrounavt
Сайт GPS
Сайт SpaceX
Логотипы и патчи миссии
Легенда к «шапке»
Belking
Это, кстати, первый возврат первой ступени, отправленной по военному контракту. Цена пуска (— Стоимость запуска SV03 на Falcon 9 — $96.5 млн.), соответственно ниже, чем были предыдущие запуски для военных — вроде от 120 млн.$ до этого выставляли. Собственно это дает объяснение тому, почему раньше для военных цена была завышена — включали недополученную прибыль от будущих запусков не вернувшейся ступени. И даже при этом, выигрывали у внутренних конкурентов, которые прекрасно понимали, что проиграют и очень надеялись, что обеспеченная законом монополия сохранится. А некоторые истерили — «демпингуют за счет повышенных цен на военные/насовские контракты». А будут делать им ещё дешевле — военные задумались о проверенных полётом ступенях.
AirLibra Автор
Первый запуск GPS Block III был на Falcon 9 был по более низкой цене — 82,7 млн долларов. Причем в одноразовом варианте. Рост цены на 16%, причем для многоразового варианта. Это дешевле чем у конкурента ULA. Поэтому и выбран этот вариант.
Надо отметить, что за «многоразовость» заплачено тем, что орбита выведения весьма «слабая» — перигей меньше 400 км, т.е. самому спутнику придется тратить больше своего топлива.
Утверждение о том, что «многоразовый вариант стал дешевле» не подтвержден историей заказов. Цена только растет.
BlackMokona
Так Атласы на которых выводят GPS обычно слабее чем Фалькон-9 в многоразе, и стоят намного дороже.
Нужно помнить что сравнивать нужно с участниками тендера ценовое предложение.
AirLibra Автор
Не слабее. У Атласов верхняя ступень на водороде и обеспечивает лучшие параметры переходной орбиты.
BlackMokona
Это только на версиях обмазаных ТТУ
А вот на тех на которых они GPS пускают, их нету. И макс ГПО там 4 750 кг.
А у Фалькона-9 в многоразе 5500 кг.
AirLibra Автор
Согласен. Но в первом запуске GPS Falcon 9 выводил на орбиту с перигеем в 1200 км. Одноразовый вариант. И всегда ГПО для Falcon 9 это не ГПО-1500, что у Ариана 5 или Протона. Прямое сравнение возможно только при приведении к единому образцу.
BlackMokona
Ну так если военных устраивает более слабая ракета чем многоразовый Фалькон-9, то говорить о проблемах с орбитой тут нечего. А цена даже у этого не обмазаного ТТУ Атласа куда больше.
И заметим военные всё ещё отказываются от Б/У ракет у которых сейчас куча пусков и 100% надёжность. А это ещё одна немалая скидка.
Ну и по ГПО быстро для Атласа не нашёл там 1500 или 1800.
Но вот разница для Протона.
"• на ГПО-1500
6,35 т (с РБ «Бриз-М»)
• на ГПО-1800
7,10 т (с РБ «Бриз-М»)"
Взяв аналогию, получаем что всё равно многораз Фалькон-9 сильнее чем Атлас 401 при доставки на ГПО, даже если у Фалькона 1800, а у Атласа 1500 указано. Что совсем не факт
AirLibra Автор
Примерно так и есть. Falcon 9 дешевле и вполне устраивает заказчиков.
Belking
>> Рост цены на 16%, причем для многоразового варианта.
Действительно — не знаю, откуда взялась цифра в 120 млн.$, ближайшие по цене выигранные ими контракты — AFSPC-44, NROL-85, and NROL-87 примерно по 100 млн.$ каждый. Можно было бы поспорить о том, что с 82,7 они вышли с желанием демпинговать ULA, и что запуск — это запуск вне зависимости от нагрузки и сравнивать можно с этими, но не зачем — разница не столь существенна. Получается, если цена и при б/у ступенях не поменяется, то запуски милитари контрактов будут приносить существенно больше денег.
>> Утверждение о том, что «многоразовый вариант стал дешевле» не подтвержден историей заказов. Цена только растет.
Интересно посмотреть, какую цену дадут на использованные ступени, или даже воспользуются своим ценовым преимуществом и продолжат повышать к уровню ULA? Тогда им каждый запуск будет приносить условно два бесплатных запуска Starlink'а с учетом стоимости спутников. В любом случае — любимчиками для мин.обороны они останутся при любом раскладе, учитывая интерес военных к Starlink.
>> Надо отметить, что за «многоразовость» заплачено тем, что орбита выведения весьма «слабая» — перигей меньше 400 км, т.е. самому спутнику придется тратить больше своего топлива.
В спутник, вроде, заложено 15 лет работы — куда больше то? А главное — зачем?
AirLibra Автор
Тоже верно. Раньше практиковался прямой вывод на целевую орбиту. Это обеспечивает для военных быстрое развертывание. Falcon 9 это сделать не может.
BlackMokona
Зато это может сделать Фалькон-Хэви, который стоит дешевле чем вариант Атласа необходимый для прямой доставки на ГСО такой массы.
AirLibra Автор
Конечно может. Видимо даже вывести напрямую на ГСО. Пока не заказывают.
BlackMokona
Заказывают
https://spaceflightnow.com/2018/10/26/viasat-confirms-spacexs-falcon-heavy-will-launch-next-gen-broadband-satellite/
AirLibra Автор
Точно, забыл. Есть такие планы.
solariserj
Не может? А может не нужно?
Зачем нам мусор на рабочей орбите: как вариант.
AirLibra Автор
Есть орбиты захоронения вблизи ГСО. Если проводится управляемый сход с рабочих орбит, что в этом страшного? Пространство слишком большое.
striver
spaceflightnow.com/2020/06/30/spacex-launches-its-first-mission-for-u-s-space-force
К тому же тестили, как минимум, покрытие для следующего запуска для ВКС на ФХ.
striver
Выдумки.
spaceflightnow.com/2020/06/30/spacex-launches-its-first-mission-for-u-s-space-force
Пишите еще…
AirLibra Автор
В первом запуске GPS перигей был 1200 км. Сейчас меньше 400. Это вполне понятная «плата» за преждевременное отключение первой ступени (многоразовый вариант). В чем тут «выдумки». В одноразовом варианте получается орбита выше. В многоразовом орбита ниже.
striver
AirLibra Автор
Подьём орбиты с перигеем в 400 км потребует меньше топлива чем с 1200? Какая-то альтернативная физика.
striver
Ходили по ссылке? Нет. Ну тогда придумывайте свои истории.
AirLibra Автор
Я физике больше доверяю. По ссылке ходил.
Написано мутно. Уменьшение по сравнению с первыми двумя или с исходным многоразовым вариантом? Топлива может быть меньше только при условии замены двигателей на другие с большим удельным импульсом. Никак иначе покрыть необходимый дельта-V (который для третьего больше) для выхода на целевую орбиту нельзя.
striver
Да, всё мутно, ибо всё было сделано для того, чтобы спонсировать Маска давая ему возможность возвращать ступени даже и за счёт того, что спутники навигации будут служить меньше положенного срока. Да, США ложит болт на нац. безопасность ради Маска и его скидки в пару лямов. Всё логично. Вы раскрыли заговор.
AirLibra Автор
Хорошо, на этом и остановимся. Эта область уже не относится к физике и космическим полетам.
striver
Они еще скинули пару лямов, не дают точную цифру за то, что Спейсам дали добро на возврат.