С сегодняшнего дня россияне больше не могут анонимно вносить наличные на электронные кошельки. Пользователей «Яндекс.Денег», «QIWI-Кошелька» WebMoney, PayPal, VK Pay и других систем лишили возможности проводить платежи через терминалы и офисы операторов сотовой связи. Теперь для внесения наличных нужно идентифицироваться и привязать к кошельку банковский счет.
Нововведение предусмотрено поправками в закон «О национальной платежной системе» (161-ФЗ). Сторонником контроля за оборотом электронных денег выступил Росфинмониторинг. Там мотивировали предложение тем, что анонимные кошельки могут использоваться для финансирования терроризма и распространения наркотиков.
Соответствующие поправки приняли еще летом 2019 года, но рынку дали год на адаптацию всех процессов. Участники просили отсрочку из-за пандемии, но Центробанк отказал им в этом. Там отметили, что «изменения внесены в целях минимизации рисков операций с анонимными картами и электронными кошельками».
В настоящее время, согласно данным Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов, анонимными электронными кошельками пользуются около 10 млн человек, а ежегодно через них совершается более 2 млрд операций на сумму более 1,7 трлн руб.
Однако проблема в том, что некоторые электронные кошельки используются не самостоятельно, а как встроенная функция для небанковских карт. Таким образом, действие поправок затрагивает транспортные карты, карты школьников, карты для корпоративных столовых, различные карты парков развлечений и другие.
Например, всего в стране выпускается более 60 млн транспортных карт, и половина из них работает по модели электронного кошелька. В июне ЦБ и Росфинмониторинг согласились вывести такие кошельки из-под действия закона. Однако Госдума не успела принять поправки.
В нижней палате отметили, что ЦБ все же считает эти новые поправки нецелесообразными.
Но, если на московскую «Тройку» и петербургский «Подорожник» данный запрет не повлияет, так как платеж поступает транспортной организации, то подмосковную «Стрелку» он затронет. Оператор карты уже уведомил клиентов на сайте о невозможности пополнять баланс наличными после 3 августа. При этом около 10% держателей «Стрелок» пополняют их именно так.
В «Яндекс.Деньгах» заявили, что доля анонимных пользователей сервиса, пополняющих кошельки наличными, не превышает 5%. В WebMoney ввели для клиентов новые способы идентификации. Но там видят проблему в том, что существенная доля владельцев неидентифицированных электронных кошельков приходится на подростков и граждан, не имеющих паспорта или банковского счета. В целом же, такое ограничение может негативно отразиться на сегменте безналичных платежей и на ряде региональных проектов, полагают эксперты отрасли.
См. также:
pewpew
Пополнил безликую карту «стрелка» и оп, она уже не безликая, тебя посчитали, когда и в каком месте прошёл через турникет. Все под колпаком. Цифровая тюрьма всё ближе.
tvr
Осталось ещё под предлогом оптимизации и изучения пассажиропотока (для нашего же блага!) добавить выход через турникеты.
pewpew
В странах Европы местами это как раз так и работает. Например, в Париже (аэропорт Шарль-де-Голль) для того, чтобы прокатиться на местном «аэроэкспрессе» надо пройти два турникета, считывающих билет. Иначе не выйти. В метро так же. Хотя билеты продаются и за наличку.
Но лучше всего с этим в Китае. Чтобы войти в Пекинское метро надо пройти досмотр. Впрочем, досмотр там проходят в любых местах, хоть сколько-нибудь значимых. При входе в храмы, на площади, музеи, парки. А своих граждан дополнительно обязывают показывать ID-карту (цифровой паспорт). Но при этом за наличные можно купить всё, что продают. Без ограничений.
staticmain
Это для туристов так. Местные используют для выхода не билет, который сжирает автомат, а одно из электронных удостоверений ( не помню, какое, по моему пенсионное)
Mikihiso
Ну справедливости ради, стоит отметить, что пополняемый проездной который не сжирается автоматом в Париже таки и турист может купить. Все что нужно это оплатить его и притащить свою фотку (благо фотки нужного формата делают фото автоматы, которые есть дохрена где).
P.S. Точное соотношение уже не помню, но помню что выходило на дохрена дешевле, особенно если ездить в пригород (тот же Дисней например).
NeuroHunter
В Нидерландах такая же система, по крайней мере в поездах и метро — в автобусах, троллейбусах и трамваях одноразовые билеты фактически не регистрируются. Но купить их можно только по карточке
talbot
Купить можно и за наличку в терминале, и в том числе у водителя или продавца в трамвае (в Амстердаме есть длинные трамваи с продавцом за стойкой посередине). Хотя не знаю как сейчас с Ковидом, жена говорит, что доступа к водителб больше нет, проход перегорожен лентой.
А так «под предлогом» того, что стоимость проезда рассчитывается на основании количества станций/остановок, то карточку надо прикладывать на входе и на выходе.
NeuroHunter
Не "под предлогом", а это правда так.
Когда у меня еще не было транспортной карты, я покупал билеты на конечной остановке в киоске (потому что жил неподалеку). И там единственный тип продаваемого билета — это билет на весь маршрут (несколько евро). И водитель тоже продает только билеты на весь маршрут.
А если оплачивать транспортной картой, то с нее спишется только оплата за тот участок, который ты проехал.
Единственный плюс от покупки одноразовых билетов — это то, что они иногда ограничены по времени, так что по одному билету можно доехать до остановки пересадки и пересесть на другой автобус/трамвай/троллейбус — когда приезжают знакомые, не имеющие транспортных карт, они этим регулярно пользуются.
talbot
Ну «под предлогом» же в кавычках. А так действительно есть «туристические» билеты на час и на сутки. Их не обязательно прикладывать на выходе, и купить можно за наличку. Но все местные пользуются транспортной картой, которую можно как автоматически пополнять с привязанного банковского счёта, так и наличкой.
CrashLogger
Никогда меня не досматривали в храмах и парках. Обычно там даже рамок металлодетектора нет. В метро надо пропускать сумку через рентген. В общественном транспорте никакого ID показывать не надо — покупаешь проездной, кладешь на него деньги и ездишь. Правда в Пекине я не был, но был в Шанхае, Сучжоу, Ченду, Санья.
tvr
Эт я в курсе, имел в виду, что нам есть ещё что перенять и довести до полного идиотизма, в виде полного запрета оплаты проезда/покупки билетов наличными.
NeuroHunter
С другой стороны, оплата картой (банковской или транспортной)
pewpew
Автомат, пополняющий транспортную карту наличкой также не требует вмешательства человека.
NeuroHunter
Но согласитесь, что этого вмешательства меньше — раз в день (а скорее — раз в неделю) опустошить кассету и иногда, при жалобах, проверить, работает ли.
pewpew
Вы серьёзно считаете, что ради этой небольшой оптимизации требуется принимать поправки в Федеральный закон? И как это поможет отлавливать террористов и регулировать теневую продажу наркотиков?
nlykl
Дык в Москве уже камеры в лицо на турникетах на входе и на выходе.