Один из ключевых сценариев работы в CRM это общение с клиентом в удобном для него канале. По почте, по телефону, по SMS или в мессенджере. Особенно выделяется WhatsApp — интеграцию с ним хотят все.

Мы исследовали все популярные методы и делимся с сообществом.



Интеграция WhatsApp с CRM (например Битрикс24) напрямую возможна через WhatsApp Business API, но доступ к нему ограничен. Для получения доступа требуется отправить данные компании на рассмотрение. Это долгий процесс, нередко в доступе отказывают. Поэтому, приходится прибегать к интеграции через внешние коннекторы.

В статье мой коллега Максим Воробьев дал обзор всех решений этого вопроса по состоянию на август 2020 года.

Цель публикации – дать решение частой и непростой задачи при внедрении CRM.

Мы не аффилированы ни с кем из героев обзора.

Текст подробный и честный.


Внешние коннекторы


Список наиболее популярных сервисов для интеграции с WhatsApp:


У каждого из этих сервисов одинаковый принцип интеграции WhatsApp с CRM, а именно:

  1. Установка приложения из маркетплейса.
  2. Создание исходящих и входящих каналов в самом сервисе (исходящий канал — портал Битрикс24 установленным приложением сервиса, входящий — приложение WhatsApp Web на стороне сервиса).

Авторизация в WhatsApp происходит путем сканирования телефоном QR-кода, что влечет за собой множество неудобств при работе с интеграцией.

Сводная таблица возможностей сервисов интеграции
Wazzup i2crm Chat2Desk Pact.im OLChat
Переписка в чате Битрикс24 + + + + +
Цитирование и статусы сообщений + - - - -
Поддержка всех типов медиафайлов + + + + +
Автоматическое создание лида/контакта/сделки в crm при обращении через WhatsApp + + + + +
История переписки в карточках CRM + + + + +
Возможность написать клиенту первым + + + + +
Голосовые сообщения - - - - +
Работа с бизнес-процессами и роботами + + + - +
API + - + + -
Работа с группами WhatsApp - - + - +

Далее разберем сервисы интеграции подробно.

Настройка интеграции с Wazzup


1. Регистрация на сайте сервиса

Переходим на сайт https://wazzup24.com/, проходим регистрацию. После регистрации будет доступен тестовый период в 3 дня для бесплатного ознакомления с работой сервиса
2. Добавление входящего канала
После авторизации пользователь попадает в личный кабинет.
Выбираем в левом меню “Каналы”, нажимаем на кнопку “Добавить канал” > “WhatsApp” 

image10.png

Откроется форма с QR-кодом для авторизации.

Для продолжения требуется открыть приложение WhatsApp на смартфоне, зайти в Настройки, WhatsApp Web, где будет предложено отсканировать QR-код.

После сканирования QR-кода в личном кабинете появится новый активный канал с нашим номером.

image20.png

3. Установка приложения Wazzup из маркетплейс Битрикс24 и настройка интеграции (исходящего канала).
Находим приложение, устанавливаем.

image21.png

Теперь требуется настроить интеграцию в личном кабинете сервиса.

Выбираем в левом меню пункт “Интеграции”, нажимаем на кнопку “Добавить интеграцию” > “Bitrix24”.

image59.png

В форме требуется ввести URL-адрес портала

image26.png

При нажатии на кнопку “Подключить” появится ссылка для авторизации по протоколу OAuth. На портале появится чат-бот Wazzup

image44.png

Функции Wazzup


Напишем сообщение от клиента:

image29.png

В открытых линиях Битрикс24 видим сообщение клиента:

image23.png

Ответим на сообщение из чата Битрикс24:

image25.png

Сообщение дошло до клиента:

image54.png

Для данной интеграции открытая линия была настроена таким образом, чтобы данные о клиенте автоматически не сохранялись в CRM. Добавим данные о клиенте в CRM вручную. Для этого нужно открыть меню действия > “Сохранить в CRM”.

image53.png

В чате появится уведомление, что был создан новый лид.

Перейдём в карточку лида. В ней есть возможность увидеть историю переписки и перейти в чат.

image40.png

Настройка интеграции Битрикс24 и i2crm


Проведём пошаговую настройку интеграции Битрикс24 с сервисом i2crm.

1. Проходим регистрацию на сайте https://i2crm.ru/.

После завершения регистрации пользователям дается пробный период в 7 дней для ознакомления с работой сервиса.
2. Настройка входящего канала

После авторизации на сайте нужно настроить входящий канал. Для этого выбираем в шапке “Настройки” > “Входящие каналы”

image5.png

На открывшейся странице нажимаем на кнопку “Создать канал” > “WhatsApp”

При создании канала можно имеется небольшой список с расширенными настройками.

Нажимаем кнопку подключить WhatsApp, сканируем QR-код со смартфона

image46.png

После сканирования QR-кода видим сообщение об успешном подключении. Нажимаем кнопку “Создать канал”

image27.png

3. Установка приложения i2crm из маркетплейс Битрикс24 и настройка интеграции (исходящего канала)
Находим в маркетплейс Битрикс24 приложение i2crm, устанавливаем.

Возвращаемся на сайт сервиса i2crm, выбираем в шапке “Настройки” > “Исходящие каналы”.

image41.png

Нажимаем на кнопку “Создать канал” > “Bitrix24”

Выбираем необходимые настройки для интеграции, нажимаем “Подключить Битрикс24”

image27.png

После успешной авторизации по протоколу OAuth выводится сообщение о успешном получении доступа к порталу. Нажимаем “Создать канал”. Интеграция настроена.

Функционал i2crm


Напишем тестовое сообщение на номер, для которого мы настраивали входящий канал:

image50.png

Мы можем открыть чат в портале, зайти во вкладку с открытыми линиями и увидеть переписку

image15.png

В настройках при интеграции мы указали режим работы “открытые линии”. По логике “открытых линий”, сообщение от нового контакта автоматически создаст лид в CRM:

image32.png

Ответим на сообщение из чата Битрикс24:

image57.png

Проверим со смартфона, пришло ли сообщение:

image56.png

Настройка интеграции с OLChat


Процесс интеграции с OLChat несколько отличается от интеграции с остальными сервисами. При настройке данной интеграции не придётся регистрироваться на сайте коннектора. Все настройки будем делать в приложении Битрикс24.

Для начала нужно установить приложение из маркетплейса Битрикс24.

После установки увидим уведомления о том, что OLChat успешно подключен.

Далее, требуется подключить коннектор к открытой линии. Для этого, в портале Битрикс24 следует перейти в “Контакт-центр”> ”[OLChat] WhatsApp”. Нажимаем “Подключить”

image14.png

После подключения, в чате с уведомлениями увидим следующее:

image49.png

Следующее, что следует сделать — подключить WhatsApp. Переходим во вкладку “OLChat” в портале Битрикс24, наводим мышью на ссылку “QR-код”. Во всплывающем окне появится QR-код, который нужно отсканировать с помощью приложения WhatsApp на смартфоне.

image12.png

После сканирования QR-кода должен измениться статус соединения на “Подключено”

image16.png

После выполнения этих действий интеграция настроена и готова к работе. Остается только настроить открытую линию Битрикс24 для распределения входящих сообщений между менеджерами, настройки рабочего времени, логику работы с CRM и.т.д.

Функционал OLChat


Создадим новый контакт и напишем клиенту первыми через функционал SMS. Переходим в карточку контакта > “SMS”, выбираем сервис [OLChat] <Название коннектора>, пишем текст письма и отправляем

image6.png

Проверяем в телефоне, письмо пришло:

image17.png

Ответим на сообщение в данном чате и увидим в ответ автоматическое сообщение из настроек открытых линий Битрикс24:

image51.png

Можем открыть переписку с клиентом в чатах Битрикс24 в разделе открытых линий или напрямую через карточку CRM:

image47.png

Тем временем на портале пришло уведомление об ответе клиента и обновилась карточка контакта: 

image13.png

Удалим контакт и диалог в WhatsApp. Протестируем ситуацию, когда клиент написал первым. Напишем сообщение от клиента и ответим на него из чата Битрикс24:

image43.png

Здесь, со стороны клиента, можно заметить интересную деталь — к сообщению, отправленному из чата Битрикс24 добавляется имя пользователя, который в данный момент ведёт переписку:

image55.png

При данной интеграции открытая линия настроена так, что данные не сохраняются в CRM автоматически. Добавим новый лид из чата в Битрикс24: в меню действий выбираем “Сохранить в CRM”. Далее, можно прямо из чата перейти в карточку созданного лида.

image9.png

Карточка лида:

image52.png

Возможности настроек приложения OLChat


В главном меню приложения имеется toolbar, в котором располагаются настройки приложения и групп WhatsApp.

Кнопка “Добавить WhatsApp” переадресовывает пользователя в “Контакт центр” портала, где предоставляется возможность добавить в приложение новые открытые линии.

Кнопка “Настройки” открывает окно настроек, где предлагается включить/выключить доступные функции активити и роботов приложения, а также добавить свою иконку для коннектора.

Кнопка “WA группы” позволяет добавить и настроить групповой чат WhatsApp в портале. 

image39.png

Подключим группу WhatsApp. Для этого нужно нажать кнопку “Подключить группу”. 

В новом окне выбираем коннектор:

image36.png

После выбора коннектора выбираем доступную группу:

image24.png

Нажимаем на кнопку “Создать групповой чат”. В настройках группы можно добавить сотрудников к чату, а также управлять режимом “инкогнито”, скрывая или показывая имена сотрудников в чате группы WhatsApp.

image42.png

Сам чат группы располагается в чатах Битрикс24 (не в чатах открытых линий). Все сообщения, отправленные сотрудниками в этом чате, будут отправлены в группу WhatsApp.

На данный момент, у OLChat нет возможности работать с групповыми чатами в CRM.

Группы WhatsApp и голосовые сообщения в OLChat


Подключим существующую группу WhatsApp. Выбираем коннектор и группу, которую хотим подключить, нажимаем “Создать групповой чат”

image8.png

В Битрикс24 создался чат, предназначенный для общения в данной группе WhatsApp:

image34.png

Напишем сообщение в группу со смартфона клиента:

image18.png

Вернёмся в чат группы в Битрикс24. Сообщение пришло:
image45.png

Теперь, ответим на сообщение из чата Битрикс24. 
Напишем 2 сообщения. Одно будет с включенным режимом “Инкогнито”, а другое — с выключенным. Так мы проверим, действительно ли OLChat умеет показывать/скрывать имена сотрудников.

image7.png

Сообщение “Вы не знаете, кто вам ответил.” было написано с включенной опцией “Скрывать имена сотрудников”, а сообщение “А теперь знаете!” — с выключенной.
Проверим на смартфоне клиента:

image28.png

Как можно заметить, когда выключена опция “Скрывать имена сотрудников”, к сообщению, отправленному из чата Битрикс24, добавляется имя сотрудника, отправившего сообщение.

Вернёмся в чат Битрикс24 и нажмём на иконку с молнией, которая расположена напротив сообщения клиента. Приложение OLChat расширяет функционал стандартных действий над сообщением в Битрикс24, предлагая сохранить в CRM участников группы в WhatsApp.

image31.png

Из всех представленных коннекторов, только OLChat имеет поддержку голосовых сообщений. 

Отправим голосовое сообщение со смартфона клиента в группу:

image3.png

Как можно заметить, голосовое сообщение пришло. Его можно прослушать в Битрикс24:

image30.png

Настройка интеграции с Pact.im


Для начала, нужно зарегистрироваться на официальном сайте коннектора и перейти в личный кабинет. Далее, нужно установить приложение сервиса Pact.im в Битрикс24. После установки откроется окно, где будет указан код для настройки интеграции.

Далее, переходим в личный кабинет на сайте Pact.im. Выбираем вкладку “Интеграция с CRM” и напротив поля “Bitrix24” вставляем ключ, указанный после установки приложения на портале.

image11.png

Возвращаемся на наш портал, выбираем в левом меню приложение “Pact”, видим сообщение об успешной настройке интеграции.

Далее, нужно подключить канал с WhatsApp. Переходим в личный кабинет на сайте Pact.im, заходим во вкладку “Каналы”.

image22.png

На этапе настройки нас интересуют только шаг 3 и шаг 5.
На шаге 3 нам предлагается выбрать настройки для синхронизации сообщений.
На шаге 5 нужно отсканировать QR-код с телефона для авторизации через WhatsApp Web.
После того, как QR-код был отсканирован, остается только дождаться настройки со стороны сервиса.

Последний этап интеграции — настройка открытых линий на портале. Переходим на наш портал в “Контакт-центр” > “WhatsApp (via Pact.im)”

image4.png

Далее, нужно выбрать открытую линию и нажать “Подключить”.

image1.png

На этом шаге интеграция завершена.

Функционал Pact.im


Напишем сообщение на подключенный номер WhatsApp:

image19.png

В открытую линию пришло сообщение:
image2.png

Ответим на сообщение из чата открытых линий и проверим, пришло ли сообщение в WhatsApp.

image33.png

Клиент получил наш ответ:

image48.png

Можно заметить, что в приложении Pact.im реализован функционал, похожий на OLChat, а именно — можно увидеть имя сотрудника, который в данный момент отвечает на сообщения из портала. 

Сохраним переписку в CRM. Согласно настройкам выбранной открытой линии, в CRM должен создаться новый лид.

image38.png

Лид создался, это можно увидеть в CRM.

image37.png

Перейдём в карточку лида. Из карточки можно перейти сразу в чат, просмотреть историю переписки.

image35.png
Каждая из представленных интеграций работает с открытыми линиями Битрикс24.

В шапке чата открытых линий Битрикс24 есть небольшой toolbar.

image58.png

 Он позволяет:

  • пригласить в чат пользователей из Битрикс24;
  • переадресовать чат на сотрудника из Битрикс24;
  • завершить диалог.
  • открыть меню дополнительных действий, которые позволяют закрепить/открепить диалог за текущим оператором, сохранить в CRM/перейти в карточку CRM, просмотреть историю сообщений и пометить чат как спам, принудительно завершив его.

Данный функционал открытых линий Битрикс24 полноценно работает для всех представленных интеграций.

Выводы


На текущий момент, если требуется работать с WhatsApp только из Битрикс24, то наиболее удобным в использовании является сервис OLChat. Он не требует регистрации на сайте сервиса, процесс настройки интеграции интуитивно понятный, выполняется из установленного приложения в Битрикс24. Ещё, у сервиса есть два важных плюса, выделяющие его на фоне остальных: работа с группами WhatsApp и поддержка голосовых сообщений.

Если не брать эти факторы в расчет, то функционал всех сервисов приблизительно одинаковый. OLChat выделяется тем, что у сервиса нет мессенджера в личном кабинете на сайте сервиса, а у остальных сервисов основной функционал представлен именно в мессенджере на сайте.

Выбирать один из них стоит исходя из личных предпочтений и стоимости тарифов.