Фото: Правда.Ру

На сервис Booking.com, который обеспечивает около половины объема бронирований отелей в России, подана жалоба в ФАС. Автор жалобы — турагентство «Онлайнтур», которое обвиняет Booking.com в недобросовестной конкуренции, пишет «Коммерсант». По мнению турагентства, требования сервиса Booking.com приводят к завышению стоимости размещения на всем отечественном рынке отельных услуг.

На Booking.com была подана не одна жалоба, а сразу две. В них указывается, что деятельность сервиса бронирования нарушает сразу два закона РФ — «О защите конкуренции» и «О рекламе».

Компания «Онлайнтур» считает, что Booking.com прописывает в тексте договора с отельерами-контрагентами пункт о том, что стоимость средства размещения в системе бронирования должна быть самой низкой. Это делается якобы для того, чтобы у клиента не было возможности забронировать номер на сайте самого отеля дешевле, чем на Booking.com. А это, в долгосрочной перспективе, ведет к монополизации сервисом рынка бронирования.

Во второй жалобе «Онлайнтур» выражает сомнение в том, что сообщение с декларацией «лучшией цены» и «бронирования без комиссии» на сайте Booking.com отражает реальное положение вещей.

Руководство агентства уверено, что стоимость гостиниц у туроператоров зачастую ниже цены системы бронирования. Например, бронирование номера в Belconti Resort Hotel в определенный период составляет $1453, а на сайте туроператора «Интурист», за аналогичный период времени — всего $1385.

По словам руководителя «Онлайнтура» Игоря Блинова, сейчас российские турагентства недовольны тем, что Booking.com получает 18-25% агентской комиссии. И это происходит на фоне роста 50% рынка внутреннего туризма. Из-за того, что в договоре между отельерами и системами бронирования есть пункт о «лучшей цене», автоматически повышается средняя стоимость размещения. В эту стоимость входит комиссия для Booking.com. Если же цены станут ниже, то объем рынка вырастет, и агенты также станут получать больше.

В декабре 2014 года Booking.com согласился убрать из контрактов с гостиницами пункт «о лучшей цене» в некоторых странах Европы. Поводом стали длительные антимонопольные разбирательства в Италии, Швеции и Франции.

Комментарии (15)


  1. arozhankov
    31.08.2015 12:40
    +7

    Почему-то от таких новостей хочется желать компаниям «Онлайнтур» и подобным только скорейшего разорения и ухода из бизнеса.
    Ибо нужно не плакаться, а работать. А коли работать не получается — то винить нужно себя, а не злобных конкурентов.


    1. daspisch
      31.08.2015 12:50
      +3

      Всё закономерно — таксисты против Убера, «турагенства» против Букинкома. Зачем улучшать свой сервис и снижать цену если можно писать кляузы и давать на лапу нужным людям чтобы дело продвигалось в нужном им направлении.


      1. inkvizitor68sl
        31.08.2015 14:42
        +3

        А Опсосы против Скайпа (кстати, я помню, как лет 5-7 назад трафик до асечки получался дороже, чем обычный).


      1. kibitzer
        31.08.2015 16:39
        +7

        Они на самом деле и пишут, что хотят снизить цену, а из-за букинга отель им продать дешевле не может, так как в договоре есть пункт, что на букинге самая низкая цена. Туроператоры часто покупают заранее и оптом номера, поэтому для них продают с очень большой скидкой.

        Так что они не против букинга, а хотят лишь убрать пункт в договоре, чтобы гостиницы, если пожелают, могли бы третьей стороне продавать номера дешевле, чем в договоре с букингом.


    1. bpeme4ko
      31.08.2015 13:00
      +13

      Жалобы на Booking.com в целом выглядят глупо, да. Но «лучшая цена» — это действительно свинство. Во многих отелях без проблем можно получить скидку в 20-25%, если первую ночь забронировать через Booking.com, а остальные напрямую. Здесь скорее Booking.com нужно работать над тем, чтобы пользователю было насколько удобно, чтобы он не хотел смотреть цены еще где-то.


      1. umniks
        31.08.2015 16:37

        А зачастую бывает, что на букинге цена намного ниже, чем напрямую у отеля. И даже скидки это не компенсируют.
        Пару раз пробовал спросить скидку, один раз сказали, типа ну и бронируй онлайн, раз там дешевле, а другой раз предложили какую-то смешную скидку (которая не дотягивала до онлайновых цен). Наверное просто человеку на ресепшене было лень заморачиваться и спрашивать о скидке у менеджера/владельца.


        1. bpeme4ko
          31.08.2015 16:42
          +1

          Да, такое тоже было. Нашел кафе с Wi-Fi и забронировал там, вернулся в отель довольный :) Но по-моему это раньше как-то актуальнее было, а сейчас Booking.com вырос и теперь он уже диктует отелям свои правила. В общем-то, интерес антимонопольных служб понятен. Главное чтоб не рубили с плеча.


      1. kibitzer
        31.08.2015 16:41
        +3

        Для этого букинг и вводит данный пункт, что если написано «лучшая цена», то отель уже не сможет никому дешевле продать (даже через свою сеть скидок). С одной стороны клиенту удобно — он уверен, что она лучшая, с другой, это очень жесткая привязка отеля к букингу.


        1. darkfrei
          01.09.2015 12:54

          «Лучшая цена» не опускается к клиенту, а поднимается до цены со встроенной комиссией на букингкоме.
          Без пункта лучшей цены можно снимать отели дешевле.


      1. Bluewolf
        31.08.2015 17:25
        +2

        Вот только по факту в гостинице еще редко бывает хотя-бы такая же цена, как на букинге. Чаще она выше (жил в десятках разных гостиниц за последние пару лет), иногда значительно выше. И в результате, я бы и рад продлить номер напрямую в гостинице, но переплачивать 20-50% как-то не хочется.

        А потом они жалуются, что нехороший Букинг.ком забирает у них процент с дохода. А в мелких гостиницах так могут еще и поворчать, что же вы через букинг-то продлили.


  1. Polco
    31.08.2015 19:09

    Сколько раз не сравнивал (путешествую очень много), почти всегда на agoda лучше цены.


    1. maserg
      02.09.2015 01:08

      ну, что букинг, что агода, всё это дети www.pricelinegroup.com :)


  1. igor_suhorukov
    31.08.2015 23:36
    -1

    Этим летом столкнулся с другой неприятной особеностью. Забронировав отель на букинге для мамы и подав ее документы на визу, хозяева апартаментов потребовали внести предоплату. Но данные карты, которую ввел при бронировании, они не стали использовать, а требовали оплатить через банк, иначе отменят бронь. В итоге после неудачных попыток оплаты через сервис click альфа банка(так и не смог дозвониться в их службу поддержки) были на волосок от отмены брони в момент звонка из посольства. Сервисная служба букинга тоже не пошла навстречу и сказала, раз не нравится — отменяйте бронь. Сервис, такой сервис. В итоге все по счастливой случайности закончилось успешно, визу выдали.
    Те аппартаменты сразу же были посланы подальше и забронировал жилье почти на 30% дешевле через airbnb с оплатой по карте

    Так вот никто убытки бы не стал возмещать, связанные с невыдачей визы. И все из-за того что не принимают оплату по карте…


    1. rusec
      01.09.2015 04:22
      +1

      Букинг не процессит оплату. Платишь напрямую отелю, потом отель отстёгивает букингу.
      Аирбнб процессит сам, потом переводит отелю его долю.
      Поэтому если отель не умеет процессить карты, то через букинг оплатить не получится, а через аирбнб — пожалуйста.
      А без предоплаты держать бронь мелкому отелю не выгодно, неизвестно же, приедешь ты или нет.


  1. awaik
    03.09.2015 15:36

    (помогал маленькому отелю с IT одно время и сам работал с этими сервисами)
    Полностью согласен с тем, что политика сервисов вроде booking.com уже привела к повышению цен на отели при попытке оплаты на месте.
    Суть в том, что эти сервисы насильно продвигают систему больших скидок. В результате идет планомерное повышение цен, так как отели работают «на скидках». То есть когда вы в самом отеле видите высокую цену, то это результат того, что они были вынуждены ее поднять, чтобы на букингах давать большие скидки, иначе у них не будет потока клиентов. А работать по другому не получится, так как там на цены жесткие ограничения и именно цены мониторят.
    Может быть мне кажется, но массовые сервисы вроде букинга и каяка вначале удобны и позволяют удешевить процесс, но на бОльшей перспективе, при популяризации приводят к росту цен. Это скорее всего естественный процесс в случае когда система жестко нацелена на зарабатывание.
    Интересно, есть ли шанс построения подобных систем но с другой концепцией и за счет этого постепенно выдавливания старых с рынка?