Продолжая исследование темы C#, мы перевели для вас следующую небольшую статью, касающуюся оригинального использования extension methods. Рекомендуем обратить особое внимание на последний раздел, касающийся интерфейсов, а также на профиль автора.
Уверен, что любой, хотя бы немного имевший дело с C#, знает о существовании методов расширений (extension methods). Это приятная фича, позволяющая разработчикам расширять имеющиеся типы новыми методами.
Это исключительно удобно в случаях, когда вы хотите добавить функционал к таким типам, которых не контролируете. Фактически, любому рано или поздно приходилось писать расширение для BCL, просто чтобы сделать некоторые вещи более доступными.
Но, наряду со сравнительно очевидными случаями использования, есть и очень интересные паттерны, завязанные непосредственно на использовании методов расширений и демонстрирующие, как их можно задействовать не самым традиционным образом.
Добавление методов к перечислениям
Перечисление – это просто набор константных числовых значений, каждому из которых присвоено уникальное имя. Хотя, перечисления в C# и наследуют от абстрактного класса Enum, они не трактуются как настоящие классы. В частности, это ограничение не позволяет им иметь методы.
В некоторых случаях может быть полезно запрограммировать логику в перечисление. Например, если значение перечисления может существовать в нескольких разных представлениях, и вы хотели бы легко преобразовывать одно в другое.
Например, представьте себе следующий тип в обычном приложении, позволяющем сохранять файлы в различных форматах:
public enum FileFormat
{
PlainText,
OfficeWord,
Markdown
}
Данное перечисление определяет список форматов, поддерживаемых в приложении, и может использоваться в разных частях приложения для инициирования логики ветвления в зависимости от конкретного значения.
Поскольку каждый формат файла может быть представлен в виде файлового расширения, было бы хорошо, если бы в каждом
FileFormat
содержался метод для получения этой информации. Как раз при помощи метода расширения это и можно сделать, примерно так:public static class FileFormatExtensions
{
public static string GetFileExtension(this FileFormat self)
{
if (self == FileFormat.PlainText)
return "txt";
if (self == FileFormat.OfficeWord)
return "docx";
if (self == FileFormat.Markdown)
return "md";
// Будет выброшено, если мы забудем новый формат файла,
// но забудем добавить соответствующее расширение файла
throw new ArgumentOutOfRangeException(nameof(self));
}
}
Что, в свою очередь, позволяет нам поступить так:
var format = FileFormat.Markdown;
var fileExt = format.GetFileExtension(); // "md"
var fileName = $"output.{fileExt}"; // "output.md"
Рефакторинг классов моделей
Бывает, что вы не хотите добавлять метод непосредственно к классу, например, если работаете с анемичной моделью.
Анемичные модели обычно представлены набором публичных неизменяемых свойств, только для получения. Поэтому при добавлении методов к классу модели может создаться впечатление, что нарушается чистота кода, либо можно заподозрить, что методы обращаются к какому-либо приватному состоянию. Методы расширения такой проблемы не вызывают, поскольку не имеют доступа к приватным членам модели и по природе своей не являются частью модели.
Итак, рассмотрим следующий пример с двумя моделями: одна представляет закрытый список титров, а другая – отдельную строку титров:
public class ClosedCaption
{
// Отображаемый текст
public string Text { get; }
// Когда он отображается относительно начала трека
public TimeSpan Offset { get; }
// Как долго текст остается на экране
public TimeSpan Duration { get; }
public ClosedCaption(string text, TimeSpan offset, TimeSpan duration)
{
Text = text;
Offset = offset;
Duration = duration;
}
}
public class ClosedCaptionTrack
{
// Язык, на котором написаны субтитры
public string Language { get; }
// Коллекция закрытых надписей
public IReadOnlyList<ClosedCaption> Captions { get; }
public ClosedCaptionTrack(string language, IReadOnlyList<ClosedCaption> captions)
{
Language = language;
Captions = captions;
}
}
В текущем состоянии, если потребуется получить строку субтитров, отображенную в конкретный момент времени, мы запустим LINQ такого рода:
var time = TimeSpan.FromSeconds(67); // 1:07
var caption = track.Captions
.FirstOrDefault(cc => cc.Offset <= time && cc.Offset + cc.Duration >= time);
Здесь в самом деле напрашивается какой-либо вспомогательный метод, который можно было бы реализовать либо как метод члена, либо как метод расширения. Я предпочитаю второй вариант.
public static class ClosedCaptionTrackExtensions
{
public static ClosedCaption GetByTime(this ClosedCaptionTrack self, TimeSpan time) =>
self.Captions.FirstOrDefault(cc => cc.Offset <= time && cc.Offset + cc.Duration >= time);
}
В данном случае метод расширения позволяет добиться того же, что и обычный, но дает ряд неочевидных бонусов:
- Понятно, что этот метод работает только с публичными членами класса и не изменяет его приватного состояния каким-нибудь таинственным образом.
- Очевидно, что этот метод просто позволяет срезать угол и предусмотрен здесь только для удобства.
- Этот метод относится к совершенно отдельному классу (или даже сборке), назначение которых – отделять данные от логики.
В целом, при использовании подхода с методами расширений удобно проводить линию между необходимым и полезным.
Как сделать интерфейсы разностороннее
При проектировании интерфейса всегда хочется, чтобы контракт оставался минимальным, поскольку так его будет легче реализовать. Это очень помогает, когда интерфейс предоставляет функционал в самом обобщенном виде, так что ваши коллеги (или вы сами) можете надстраивать над ним обработку более специфичных случаев.
Если вам это кажется нонсенсом, рассмотрим типичный интерфейс, сохраняющий модель в файл:
public interface IExportService
{
FileInfo SaveToFile(Model model, string filePath);
}
Все работает нормально, но через пару недель может подоспеть новое требование: классы, реализующие
IExportService
, должны не только экспортировать в файл, но и уметь писать в файл.Таким образом, чтобы выполнить это требование, мы добавляем к контракту новый метод:
public interface IExportService
{
FileInfo SaveToFile(Model model, string filePath);
byte[] SaveToMemory(Model model);
}
Это изменение только что сломало все имеющиеся реализации
IExportService
, поскольку теперь все их нужно обновить, чтобы они поддерживали и запись в память. Но, чтобы не делать всего этого, мы могли с самого начала спроектировать интерфейс немного иначе:
public interface IExportService
{
void Save(Model model, Stream output);
}
В таком виде интерфейс вынуждает прописывать место назначения в максимально обобщенном виде, то есть, это
Stream
. Теперь при работе мы более не ограничены файлами и можем также нацеливаться на различные другие варианты вывода.Единственный недостаток такого подхода заключается в том, что самые базовые операции становятся не столь простыми, как мы привыкли: теперь приходится задавать конкретный экземпляр
Stream
, обертывать его в инструкцию using и передавать как параметр.К счастью, этот недостаток полностью обнуляется при использовании методов расширений:
public static class ExportServiceExtensions
{
public static FileInfo SaveToFile(this IExportService self, Model model, string filePath)
{
using (var output = File.Create(filePath))
{
self.Save(model, output);
return new FileInfo(filePath);
}
}
public static byte[] SaveToMemory(this IExportService self, Model model)
{
using (var output = new MemoryStream())
{
self.Save(model, output);
return output.ToArray();
}
}
}
Выполнив рефакторинг исходного интерфейса, мы сделали его гораздо более разносторонним и, благодаря использованию методов расширения, ничуть не пожертвовали удобством использования.
Таким образом, я считаю методы расширения бесценным инструментом, который позволяет сохранить простое простым, а сложное превратить в возможное.
anonymous
Спасибо. В закладки!
vvadzim
Хм. То есть в С# в последнем примере нельзя просто вернуть stream из функции?
пс Я джаваскриптер и немного с++
lair
А какой смысл возвращать поток, если вы в него пишете что-то?
vvadzim
Тот же смысл что и возвращать строку, а не принимать буфер для записи строки.
pankraty
С потоком все немного иначе — он Disposable, и по-хорошему закрывать его должен тот, кто создал. Если закрыть поток прямо в нашем методе и потом вернуть его — получится ерунда, потому что никто не сможет его прочитать. Если получить его на входе и его же и вернуть — получается избыточность, и вызывающей стороне будет неочевидно, какой поток использовать — исходный или тот, что пришел из метода (хотя это один и тот же поток). Если открывать файловый поток в методе и возвращать его не закрывая, то по сути теряются все преимущества использования абстракции потока — наш код внезапно наделяет ответственностью принимать решение, что делать, если файл существует, теряется возможность дописать в существующий файл(ну или наоборот, переписывания существующего) без доп. ухищрений в виде перегрузок методов или доп. аргументов.
lair
Понимаете, строка — это что-то, что вы уже аллоцировали. Буфер — это то, что аллоцировал вызывающий, а вы туда записали (предпочтительно, без своей аллокации).
Аналогично и в случае с потоком: если вы его возвращаете с содержимым, значит, вы выделили на это содержимое память (за исключением того сложного случая, когда вы создаете специальный поток, который умеет читать из вашего объекта), а потом ваш потребитель создает новый поток, куда он будет писать (например, в файл). Зачем тогда вы выделяли память на своей стороне, если вы могли просто принять поток, куда писать?
vvadzim
На С++ я могу написать поток, который не аллоцирует никакой памяти, а отдаёт данные в методе чтения, можно перегрузить присваивание и т.д., т.е. семантика значения. С последними нововведениями это проще, но и раньше было возможно.
Т.е. интерфейс вроде такого
С моей точки зрения то же и со строкой — сейчас принято аллоцировать строку и возвращать её, а не писать в принимаемый буфер, хотя под капотом строка сложная.
lair
На C# это тоже можно сделать, но зачем? Это совершенно избыточная сложность. Передать поток намного проще, и это будет идиоматичный код.
А это, кстати, не обязательно так. Есть много интерфейсов (например, JSON-сериализация), которые пишут строку в TextWriter, а не возвращают ее. Ну и да, есть хелперный метод, который создает TextWriter, отдает в сериализатор, потом забирает из него строку.
mayorovp
Проблема в том, что при таком подходе формировать результат придётся асинхронно, даже если сам результат нужен синхронный. То есть понадобится использовать либо конечные автоматы, либо сопрограмму. В обоих случаях возрастает сложность почти на пустом месте. И к тому же резко ограничиваются доступные библиотеки.
Впрочем, если асинхронность действительно нужна — решение и на C# есть, надо лишь использовать не потоки, а пайплайны. Возвращаем PipeReader, себе оставляем PipeWriter и в него пишем.