Как и обещал в предыдущей статье, продолжаю свои изыскания. Для тех, кто не читал мою первую статью про российские бесплатные образовательные платформы, сообщаю, что я пришел к следующему выводу: с учебой там все довольно печально – много никчемных материалов, пустых обещаний, неудобств и откровенной халтуры.

Поскольку сейчас карантина нет, то свободного времени на изыскания не так уж и много, поэтому буду публиковать обзор англоязычных платформ по частям. Сейчас речь пойдет о Hyperskill.org (далее HS) aka Академия JetBrains (далее JB). Предлагаю заинтересовавшимся читателям обсудить статью и свой опыт онлайн обучения в комментариях. Также будут полезны предложения о выборе интересных англоязычных образовательных платформ. 

Дисклеймер. Ни с одной из образовательных платформ я не связан и не был связан никакими отношениями, кроме бесплатного обучения. Статья не несет в себе цель оскорбить кого-либо, нанести финансовый урон, осудить чей-то выбор, призывать к выбору чего-либо, а также раздуть холивар. Если же кто-то решит, что это очередная «жалобная» статья, то предлагаю обратить внимание на первое слово заголовка.

Hyperskill.org




Платформа HS предназначена для предоставления платных образовательных услуг. По адресу https://www.jetbrains.com/academy/ на английском языке предлагается пройти обучение по 4 направлениям, из них 2 еще не полностью готовы (помечены как beta) – см. далее. Русского языка нет и, похоже, не планируется.



Для давно зарегистрированных пользователей, обучение по 1 января 2021 года бесплатное. Я зарегистрировался давно…

Приятно то, что тут нет лжи о каких-либо гарантиях трудоустройства: «We believe that learning at JetBrains Academy will definitely help you become more prepared for your first job interview. The more complex projects are inspired by test assignments for junior developer positions. We do not have any special agreements with IT companies and therefore can’t give any guarantees».

Очень хотелось бы узнать, на чем базируется эта вера. Обычно подобная уверенность основана на впечатляющих регалиях автора/авторов контента. На HS ничего подобного я не увидел… Подробнее про авторов HS я напишу чуть ниже в этой статье.

На главной странице HS где-то внизу упомянуто, что для прохождения курса потребуется установить соответствующий продукт JB. Полагаю, что мало кто это прочитает – я, вот, не прочел… Далее в курсе (например, в теме про IntelliJ IDEA) расскажут о крутости продуктов JB. Но вам не скажут, что делать, если уже установлена другая IDE. Продукт JB ставить обязательно для продолжения курса? Позднее выясняется, что да: без установки продолжить обучение не получится.

Продолжу обзор.



На первом шаге HS предлагает выбрать направление обучения: Java, Python, Kotlin и, судя по скриншоту выше, JavaScript. Время обучения такое:

  • The full Java track takes 144 hours to complete on average.
  • The full Python track takes 93 hours to complete on average.
  • The full Kotlin ? track takes 47 hours to complete on average.



С JavaScript ситуация на HS непонятная – после нажатия кнопки «Choose your track», этот пункт отсутствует. Но вот по этому адресу один проект на JavaScript все же есть.

Я решил изучать Java: трек Java Developer, 29 projects, 144 hours, 371 topics. Далее все выводы о HS делаются по опыту изучения Java.

Сразу возник вопрос о реальности оценки времени на обучение: как тут, например, сочетаются уровень сложности и среднее время решения? Ну это только HS может ответить…



После выбора трека HS предлагает выбрать проект для обучения одного из четырех уровней сложности: от Easy до Challenging. Я легких путей не искал. Для каждого проекта можно узнать его среднюю оценку учащимися, среднюю продолжительность, количество изучаемых в проекте тем. Выдача сертификата не предусмотрена.



Если промотать список полностью, то видно, что даже самый сложный проект затрагивает меньше 1/3 всех доступных тем: 110 из 371. Поэтому, после завершения первого проекта, можно взяться за следующий или посмотреть т.н. Knowledge map и изучать оставшиеся интересующие темы прямо оттуда.



Каждая тема состоит из теории и нескольких вопросов и/или упражнений. Теория дается в виде текста – видео нет. Для меня это плюс. И под теорией, и под вопросами можно подискутировать с другими учащимися. Иногда там появляются и посты членов команды HS: в основном про исправление ошибок в теме fixed

И вопросам, и теории можно поставить оценку и дать пояснение. Уже отметил, что явные ошибки в контенте HS старался исправить. Но не все…

Изучение карты знаний позволяет (highly likely) предположить, что проект задает последовательность изучения тем, а сам материал темы под проект не адаптируется. Заметно, что темы создаются разными людьми – наблюдается различие стилей. Попадаются забавные образцы. Например, в теме про IDE можно увидеть следующий оборот: «If you're thinking «wait, it sounds too good, what's the catch?» you are right…». Эта тема общая для всех языков в HS: Java, Kotlin, Python.

Принцип создания контента HS затрудняет усвоение материала, т.к. авторы контента не полностью учитывают, что уже было изучено конкретным учащимся, а что нет. Это несколько странно, т.к. зависимости тем на Карте знаний есть, и в большом количестве. Скорее всего, традиционно, «что-то пошло не так» и какие-то зависимости потерялись. Например, «Theory: Standard output» дается уже после задач на вывод. Или, другой пример из самого начала курса.


Поработай JVM.

В переписке с HS удалось выяснить, что контент создается по следующей модели: желающий (скорее всего учащийся) пишет тему и несколько примеров к ней. За это он получает 2000…3000 руб. Я попытался убедить представителя HS, что такая модель, очевидно, ведет к невысокому уровню курса и наличию ошибок. Успеха я не достиг. Однако, как часто бывает, Хабр помог: я наткнулся на статью об онлайн-школах. Там я нашел возможное объяснение такой позиции HS: «третья ошибка – высокая себестоимость продукта – авторы хотят, чтобы курс был максимально качественным». HS, похоже, эту ошибку не хочет совершать: при их подходе стоимость контента будет близка к минимальной, а «пипл хавает» и так. Хотя и не всегда – достаточно часто в обсуждении советуют почитать тему на, например, http://tutorials.jenkov.com/ – на HS информации для решения задачи зачастую не хватает.

Со своей стороны могу также порекомендовать известный JavaRush. Читал их статьи – мне понравилось…

Если кто-то хочет поработать в HS за указанный выше прайс (а может и больший – как договоритесь), то обращайтесь по адресу https://vk.com/wall-118500697_392.

Интересной особенностью HS является попытка определения уровня учащегося перед началом прохождения курса – ему задаются несколько вопросов. Потом, по итогам входного тестирования, некоторые темы в треке предлагается пропустить. Это называется персональный учебный план. Но даже после успешного прохождения теста, при обучении попадаются странные задачи вида: вставьте в это поле код выше. Пример на скриншоте. Это считается средним уровнем сложности! А в тесте были вопросы, например, про наследование…

Чтобы было понятно: я на все вопросы теста о наследовании ответил. И на другие тоже…



При прохождении персонального плана встречаются и другие странности – могут предложить уже решенную при тестировании задачу.

Большим недостатком платформы HS является тестирующая система – проверки заданий идут очень медленно: эта задача, например, проверяется порядка 5 секунд.



А вот эта – больше 30 сек.



Похоже, что проблемы HS одинаковые с рассмотренным в предыдущем моем обзоре Stepik.org. С учетом общего «родителя», можно предположить, что задачи проверяются на общих мощностях. Поскольку дедлайнов нет, то курс, при желании, вы пройдете даже при такой медлительной проверке, но, возможно, придется оплатить лишний месяц…

Еще одним предполагаемым средством затягивания учебного процесса является т.н. Code quality – не ясно на что он влияет; я лично такого влияния вообще не заметил. Но предупреждениями утомляет (а отключить их нельзя) и побуждает больше времени провести над задачей. А $$$ идут… Похоже, что это заговор, да…

На скриншоте пример «грубой» с точки зрения HS стилистической ошибки – отняли одну «ракету».



Другой пример «грубой» стилистической ошибки: «int x2 = 0, x3 = 0, x4 = 0, x5 = 0;». Считается, что так писать нельзя. И пропуск пробела – это тоже «грубая» ошибка.

Или еще пример проверки стиля: correct, but can be improved.



При этом сам HS такие конструкции часто использует в теории, например, тут.



И в рекомендованных решениях тоже:


Editor’s choice!

Кстати, после этого я прошел еще с десяток тем, но про ошибку «The user-supplied array is stored directly» мне еще ничего не рассказали. Ну, мы то знаем… А вот тот, кто не знает, при таком «лоскутном» обучении может и зависнуть над этой ошибкой.

Полагаю, над контентом работают в основном студенты за малый прайс. Их труды, похоже, проверяются аналогичным способом; если вообще проверяются – писал выше про посты членов команды HS. Их основное содержание: исправлено, исправлено… Поэтому попадаются глупые ошибки, на которые учащиеся не указали. Например, в уже упомянутом тесте на знание Java в одном из вопросов попались два одинаковых ответа. Или задачи в тесте формально разные, но по факту для их решения надо помнить ключевые слова при объявлении метода main

Аналогично и при решении задач по определенной теме уже в треке: зачастую задачи отличаются лишь именем переменной и её типом. 

Задачи HS также могут отличаться искусственной громоздкостью, например, напишите несколько наследников базового класса. Для понимания сути достаточно было бы одного наследника, тем более что наследники практически идентичны.



Огромным недостатком HS является затрудненность свободного перемещения в треке по темам и по задачам в теме. Это уже недостаток не контента, а самой платформы.



Предположим, застрял я на какой-то задаче в треке. В других системах я могу продолжить изучать курс дальше: наберусь ума – вернусь к этой задаче. Или не вернусь… А тут – непонятно, как это сделать. Это опять, на мой взгляд, к вопросу о $$$.

Имеются и другие ошибки в самом интерфейсе платформы HS: сколько-сколько мне секций осталось до конца темы?!


 
Думаю, что про Hyperskill написал достаточно. Перехожу к выводам.

  1. Платформа HS первая из рассмотренных мной англоязычных образовательных платформ.
  2. Старожилы продолжают до конца года учиться бесплатно, а новичкам придется заплатить по 25$ в месяц после 67 дней халявы.
  3. Несмотря на платность платформы, её проблемы схожи с бесплатными «родственниками»: ошибки, как в контенте, так и на самой платформе, а также отсутствие желания у платформы эти ошибки полностью исправлять. Похоже, что на тестировании сэкономили. 
  4. Имеются и специфические для HS проблемы, связанные со способом формирования контента множеством отдельных безымянных авторов по темам – а именно: видимая «лоскутность» как по стилю, так и по последовательности предлагаемых для изучения тем. Естественно, что на обучении все это сказывается негативно. Информации систематически не хватает.
  5. Достоинством такого «лоскутного» подхода является возможность предложить учащимся множество проектов без особых денежных затрат HS.
  6. Периодически возникает ощущение, что скорость прохождения трека HS искусственно замедляет. Полагаю, что это связано с повременной оплатой обучения. Доказать это, естественно, я не могу. Возможно, что просто бюджет на доводку платформы закончился. Об этом может свидетельствовать и предлагаемый HS трек по JavaScript, которого, на самом деле, практически нет. 
  7. Бюджета, похоже, не хватило и на тестирующую систему – работает крайне медленно. Об этом свидетельствует и принудительный перевод тестирования предлагаемых задач на собственный компьютер учащегося начиная с определенного этапа обучения.
  8. Можно приветствовать входное тестирование уровня знаний ученика для составления персонального плана обучения. Вот если бы этот план был доведен до ума и при обучении не предлагались тупые задачи при правильных ответах в тесте на относительно сложные вопросы!
  9. Ну и самое главное: рекомендую ли я учиться на HS? За 25$ в месяц я бы не стал, тем более – за 50$ в месяц. Бесплатно поучиться можно, но помните про п.2 выше.