Привет, Хабр!
В настоящее время мы все живём в мире потребления, когда производитель чего бы то ни было старается убедить клиента купить именно его продукцию или воспользоваться именно его услугами, а собственно потребитель старательно выбирает из предложенных ему вариантов наиболее подходящий. В ход идут всевозможные маркетинговые уловки и рекламный креатив, но с каждым годом работать в такой парадигме всё тяжелее: бюджеты на рекламу не резиновые, а потребители становятся всё более капризны в своих предпочтениях и требованиях к производителю. Можно ли решить эту проблему? Вполне. Более того, для небольших компаний именно альтернативный подход в работе с потребителем оказывается наиболее эффективным. Об этом чуть подробнее мы и расскажем в данной статье на примере создания веб-браузера Vivaldi.
Количество, переходящее в качество
Итак, начать нужно с базового понимания того, чем мы планируем заниматься. Веб-браузер — это приложение, в котором пользователь будет проводить ежедневно по несколько часов, выполняя различные задачи как рабочего, так и персонального характера. Это значит, что браузер должен быть мощным и функциональным, при этом одновременно удобным и комфортным в работе, а также должен обладать хорошей персонализацией и настраиваемостью под предпочтения пользователей.
И вот здесь мы сталкиваемся с первой проблемой: все люди индивидуальны и их предпочтения могут быть довольно далёкими от того, что представляет себе разработчик. И даже если собственно программисты компании имеют определённый список функций для последующей реализации в продукте — как им понять, какие функции более востребованы, а какие могут немного подождать? Ведь очевидно, что сделать всё и сразу нет никакой возможности. Впрочем, решение этой проблемы лежит на поверхности — нужно построить работу компании так, чтобы сами пользователи помогали разработчикам в расстановке приоритетов по реализации тех или иных функций.
В нашем случае мы организовали процесс разработки таким образом, чтобы обратная связь от сообщества была наиболее эффективной. Прежде всего, мы создали из числа наиболее активных и технически подкованных пользователей браузера группу волонтёров Sopranos, имеющих доступ в закрытую систему отслеживания ошибок и находящихся в прямом контакте с разработчиками браузера. Это несколько десятков человек со всего мира, которые в свободное время помогают нам тестировать новые функции и исправлять недочёты ещё на стадии внутреннего тестирования продукта. Так, например, за август наши Sopranos обработали более тысячи сообщений об ошибках, а также сами выявили около ста недочётов в процессе тестирования браузера. Таким образом, в публичную сборку идёт уже более качественная версия, и к её тестированию приступает уже наиболее активная часть пользователей Vivaldi.
Публичными у нас являются две ветки — тестовая и стабильная. Определённая часть пользователей, стремящихся первыми опробовать в работе все новинки, является основным «отделом тестирования» уже в полевых условиях — именно они устанавливают тестовые сборки и гоняют их в рабочем режиме, помогая нам находить и ликвидировать весьма сложные в обнаружении недочёты. И уже затем, после многонедельного тестирования и отладки, мы выпускаем новую стабильную версию, которую устанавливают себе уже все пользователи браузера.
Идеи со всего мира
Таким образом сообщество пользователей помогает нам выпускать более качественный продукт, в котором сами же пользователи потом и работают. Но это только часть процесса — не менее важным является для нас и помощь сообщества в развитии собственно браузера: именно по запросам и предложениям пользователей Vivaldi мы добавляем в браузер львиную долю всех функций и улучшений. Кому, как не пользователям лучше знать, чего им не хватает в повседневной работе? Поэтому логично спросить их самих, что они хотят в первую очередь.
Мы собираем запросы пользователей разными способами — это может быть и обычный запрос через форму отправки сообщений об ошибках, это может быть опрос на многочисленных форумах или в соцсетях, и, конечно, на официальном форуме Vivaldi существует целый раздел, посвящённый сбору пожеланий новых функций для настольной и мобильной версий браузера, где каждый пользователь может оставить свой запрос или проголосовать за уже существующий. По количеству голосов мы видим, насколько популярен запрос, и соответствующим образом расставляем приоритеты в своей работе при реализации этих новых функций.
Локализация своими руками
Ещё один важный элемент развития браузера, предназначенного для глобального рынка — локализация продукта. Теоретически можно отдать эту работу в специализированные бюро переводов, но, по нашему опыту, такой шаг является наименее эффективным. Мы пошли другим путём — предложили делать перевод браузера на другие языки самим пользователям. Любой желающий может зарегистрироваться в качестве переводчика Vivaldi и после небольшой проверки получает возможность вносить посильный вклад в локализацию браузера.
На данный момент нам помогают переводить браузер и все сервисы компании более 200 человек из почти 50 стран мира, в браузере доступно более 40 языков и ещё более 20 языков находятся в процессе перевода. И такая локализация является гораздо более качественной, чем из специализированных бюро переводов — пользователи сами выбирают, как им лучше и интуитивно понятнее перевести названия функций, упрощая процесс освоения работы в браузере для всех остальных пользователей.
Коллективная эффективность
На сегодняшний день команда разработчиков браузера Vivaldi составляет чуть больше 50 сотрудников, а активная часть сообщества пользователей, помогающих нам развивать и улучшать браузер, насчитывает несколько тысяч человек по всему миру. Они оказывают нам неоценимую помощь в разработке браузера, без которой мы вряд ли смогли в такой короткий срок создать действительно мощный и уникальный по функционалу браузер, каким является Vivaldi сегодня. При этом нельзя не отметить ещё один очень важный для проекта «побочный эффект» от подобного вовлечения сообщества в процесс разработки продукта.
Дело в том, что даже внеся небольшой вклад в разработку браузера, человек начинает чувствовать свою сопричастность к общему делу: это не просто один из многих браузеров — это браузер, в создании которого пользователь принимает непосредственное участие. Как водится, все мы любим рассказывать окружающим о своих достижениях, и пользователи Vivaldi не являются исключением — они становятся наиболее активными распространителями браузера, рекомендуя его своим друзьям и знакомым. Ведь это и их браузер тоже!
И даже если человек не принимал участие в переводе или тестировании браузера, он может стать частью команды Ambassadors — волонтёров, помогающих нам рассказывать окружающим о браузере и его преимуществах по сравнению с другими аналогичными продуктами. Это тоже вклад пользователя в создание браузера — только уже в области маркетинга. Таким образом, мы стараемся давать сообществу пользователей возможность принимать посильное участие практически во всех направлениях работы компании, от планирования дальнейшего развития до продвижения на рынке браузеров.
Опыт, проверенный временем
Подобный способ работы с сообществом пользователей не является чем-то новым — на самом деле до Vivaldi многие из наших разработчиков работали над развитием некогда очень популярного браузера Opera, и именно благодаря тесному сотрудничеству с пользователями мы смогли сделать его популярным во всём мире. Сегодня мы просто повторяем этот успешный путь, продолжая его совершенствовать и налаживая всё более тесное сотрудничество с сообществом пользователей.
В ближайшее время мы планируем запустить ещё несколько проектов, которые помогут всем желающим принять посильное участие в создании функционального и удобного браузера Vivaldi — браузера, который создаётся совместно разработчиками и пользователями, всеми для всех.
Фото от Vlad Hilitanu
rinace
Квантор всеобщности, очень строгий квантор. И поэтому данное высказывание ложно.
Я и очень многие люди живут в мире производства и непрерывного улучшения окружающего мира.
Человек в первую очередь это созидатель, а не потребитель.
Shpankov Автор
Сразу после этих слов я дал пояснение, что имеется в виду.