Учебное заведение, в котором я проучилась два года
Привет, Хабр. Это вторая статья «испанского цикла». В первой части автор рассказывала о переезде в Испанию. Тема второй части — обучение и получение профессионального образования в этой стране.
Учиться мне нравилось всегда. Когда мы решили переехать в Испанию, меня заинтересовала возможность уехать по учебной визе. Под катом — история о том, как я училась на маркетолога в Испании (digital marketing) и что мне запомнилось больше всего.
Почему маркетинг?
В родной стране я получила высшее экономическое образование, за плечами был большой опыт в копирайтинге и немного в SMM. Поэтому обучение на digital-маркетолога показалась мне логичным шагом. Кроме того, хотелось полностью погрузиться в испаноязычную среду, не на бытовом, а профессиональном уровне. Это уже не курсы изучения испанского и не разговоры о погоде и природе. Все сложнее и интереснее.
Учебное заведение
Сначала я планировала поступать в магистратуру крупного университета, подала документы и даже поступила. Но обстоятельства изменились, и я поняла, что не смогу тратить все время на учебу. В магистратуре пришлось бы сутками сидеть за книгами и тетрадями. Этого я позволить себе не могла из-за двух детей. Так что решила упростить задачу и отправилась в Centro de Formacion Profesional.
Centro de Formacion Profesional (CFP) — учреждение для получения среднего и высшего профессионального образования в Испании. Не думаю, что ошибусь, если сравню его с нашими техникумами или с колледжами в Америке. Но если наши училища считаются не самыми престижными местами для продолжения учебы, то в Испании это совершенно нормальная история. Большинство испанцев сознательно не поступают в университеты, а идут в CFP, потому что:
- это дешевле;
- учиться нужно всего 2 года;
- не страшно, если окажется, что выбранная профессия не нравится;
- к 20 годам уже есть специальность, по которой можно идти работать;
- после CFP можно поступать в университет без экзаменов, только по проходному баллу;
- меньше ответственности в целом, что очень близко испанцам.
Учились мы по вечернему графику с 15:00 до 21:00, причем об этом режиме нам сообщили за день до занятий. Я как мама двух маленьких на тот момент детей впала в ступор, поскольку рассчитывала на обычный режим обучения с 9:00 до 15:00. Пришлось перекраивать личный график в кратчайшие сроки. В течение последующих двух лет я видела свою семью в основном по выходным.
Холл CFP, подготовленный к Хэллоуину
Стоимость обучения
CFE Reina Isabel — частное заведение, поэтому за курс платят все студенты, стипендий или бесплатного обучения в первый год нет. За два года я потратила на учебу около 5 тысяч евро. Удобно, что оплачивать можно ежемесячно, деньги автоматически списываются с банковского счета. Было психологически легче платить 200-250 евро в месяц, чем 2500 евро за раз.
Ко второму году обучения все мои одногруппники резко активизировались в учебе. Все дело в том, что при хороших оценках можно было податься на «beca» — частичную или полную компенсацию стоимости обучения. Так как я была иностранным студентом, мне не полагалось никакой финансовой помощи или стипендии, поэтому подробностями я особо не интересовалась. Знаю только, что beca бывает разной и на ее получение влияет много факторов, например, финансовое положение семьи, наличие братьев/сестер, детей и так далее.
Программа и образовательный процесс
В первый и второй годы обучения предметы были разными, в том числе по продолжительности. Например, английский мы учили все два года, а нейромаркетинг — всего два триместра. Главные предметы:
- управление экономическими и финансовыми ресурсами компании;
- стратегии маркетинга;
- коммерческие исследования;
- профориентация и обучение;
- обслуживание клиентов, потребителей и пользователей;
- английский язык;
- дизайн и разработка материалов коммуникаций;
- запуск продуктов и услуг;
- digital-маркетинг;
- средства и носители массовой информации;
- PR и организация маркетинговых мероприятий;
- оперативные работы коммерческих исследований.
Также мы проходили курс Adobe Photoshop и Adobe Illustrator, очень много внимания уделялось развитию фантазии и креативности, исследованиям рынка и компаний, в частности. Мы играли в игры вроде «крокодил», соревновались в создании самого креативного дизайна стола и вообще жили в духе соперничества, в хорошем смысле.
По всем предметам была теория и практика. Теории уделялось около трети курса. С запоминанием материала у меня проблем никогда не возникало. Сложновато было из-за испанского языка, но я справилась. Также я заметила некоторую неравномерность в учебной нагрузке. Например, по экономике нам давали совсем элементарные темы. Например, одну формулу могли изучать три месяца. Но зато потом за две недели на нас обрушивали информационную лавину.
Все преподаватели были не теоретиками, а действующими специалистами в частных компаниях: маркетологами, бухгалтерами, финансистами, дизайнерами и т.д. Поэтому практика у нас была на высоком уровне, а недостатка в свежих кейсах не было. Например, к нам приходил владелец винодельни и рассказывал о том, как они строят свою работу и чем живут. А мы должны были создать для него новый работающий бизнес-план, выявить основные ошибки, проработать digital-направление развития компании и даже создать макет привлекательного сайта в Photoshop.
Скриншот из моей презентации по проекту «Bodega» с созданным в Photoshop макетом
Домашних заданий было много: зубрежка, задачи, анализ, творческие проекты и др. Чаще всего работали в группах 4-7 человек. Мне, привыкшей к индивидуальному выполнению всех заданий в институте, это было в новинку. Потом это стало очень раздражать: нередко были ситуации, когда подводит один человек, а оценку снижают всей группе. Добавьте к этому безумие в чатах по тому или иному проекту, неумение договариваться, нежелание работать качественно и отсутствие «коллег» в ночное время в онлайне (единственное время, когда я могла делать домашние задания). С другой стороны, групповая работа — это хороший способ научиться вливаться в коллектив, находить общий язык с каждым из компаньонов, ну и чувство гордости за хорошо проделанную работу всегда ощущается сильнее именно в команде.
Почти каждая коллективная работа завершалась презентацией, выступлением перед группой. Для меня публичные выступления — просто пытка, хотя в итоге я адаптировалась.Обычно каждый из команды берет на себя какую-то часть проекта и рассказывает именно о нем.
Кстати, презентации испанцы делают всегда и везде — от младшей школы до университетов. Например, начиная с первого класса школы моя дочь выполняла задания в команде, после чего группы перемешивались и работали в новом составе
Презентация в разгаре
Мои преподаватели проверяли знания разными способами: от тестов до письменных экзаменов. Устно сдавались только проекты в виде уже упомянутых презентаций. С тестами проблем практически нет, достаточно раз прочитать книгу, чтобы запомнить нюансы. По бухгалтерскому учету и экономическому анализу было сложнее — задачи, балансы и формулы давались нелегко почти всем. Преподаватель по исследованиям рынка обожал задавать изучение объемной книги за два дня до экзамена, чтобы потом провести мощный срез знаний в письменном формате.
Система оценки знаний и пересдачи
В Испании используют 10-балльную систему начисления оценок. Если мне не изменяет память, для того, чтобы сдать предмет, нужно получить не менее 4 баллов. Все отстающие идут на пересдачу. Большинство преподавателей округляли балл, но некоторые предпочитали ставить дробные оценки, например, 7.6.
Не знаю, как обстоят дела в университетах, но в моем учебном заведении никого не отчисляли. Если студент не смог два-три раза сдать экзамен, он получал возможность сдать все в следующем триместре или даже в следующем году. В итоге на выпуске присутствовали все, даже те, кто за два года не выучил определение слова «маркетинг». Скорее всего, в университете с этим все намного строже.
Практика и дипломная работа
Последний триместр второго года обучения отводился на прохождение практики и написание финальной работы. Практика проходила в фирмах, с которыми заключил договор учебный центр. Подобный формат сотрудничества выгоден для всех. Так, компании получают налоговые льготы, принимая студентов, а студенты — практический опыт.
Студенты общаются с преподавателями на равных
На практику мы должны были ходить 20 часов в неделю или каждый день по полдня, отмечаясь в специальном дневнике. Можно было договариваться с руководством и ходить, например, 2,5 полных дня, но это в неофициальном формате. Параллельно мы писали дипломную работу. Нужно было разработать проекта, стартап или предприятие с нуля — от названия до расчета финансового баланса. Два-три раза ко мне на практику неожиданно приходил куратор, чтобы проверить мое присутствие в офисе, а также посмотреть, какие задачи мне дают и как продвигается написание диплома.
Задание по дипломной работе было объемным, нам выдали список ключевых моментов (несколько десятков), по которым нужно было писать проект. Я расписала примерно 90% всего, что было указано в задании, то есть учла практически все пункты. В качестве темы выбрала создание кафе-библиотеки в Гранаде и рассчитала почти все мелочи — от стоимости стульев в залах до годового отчета о финансовых результатах деятельности. Позже оказалось, что из 30 пунктов задания можно было выбрать штук семь, что и сделали мои одногрупники. Работы коллег занимали от 15 до 40 страниц, а мой диплом на 120 страниц любопытно смотрелся на фоне других проектов.
О преподавателях и однокурсниках
Некоторые преподаватели были моими ровесниками или немного младше меня (на момент учебы мне было 31-32 года), еще нескольким учителям было за 50 лет. Проблем с преподавателями не возникало, работать было сложно только с одним. Ему было 60 лет, и чувство юмора у него было странным. Он постоянно обращался ко мне как к единственной иностранке в группе. Но ничего хорошего в этом не было. К примеру, он мог при всех спросить: «А как в Украине выбирают гель для душа?». Однажды он заявил: «Ты выглядишь опрятно, хоть и украинка». Я старалась пропускать его фразы мимо ушей, но порой было неприятно.
Еще один преподаватель — импозантный мужчина около 50 лет, одевался как модель с обложки глянцевого журнала. Но запомнился он мне больше не этим, а негативным отношением к «эстранхерос», иностранцам. Ко мне относился вежливо и старался не замечать, но дважды не смог скрыть своего удивления. Первый раз, когда я быстро в уме сложила трехзначные числа у доски (его удивление понятно, далеко не все студенты-испанцы знали, что такое простой процент, не говоря уже о том, чтобы посчитать его в уме), второй — когда я неплохо подготовила доклад и успешно с ним выступила, несмотря на несовершенное владение испанским языком. Надеюсь, я смогла изменить его отношение к другим нациям.
В основном студенты работают на своих ноутбуках, но есть и классы, оборудованные техникой для тех, у кого нет собственного лэптопа
С сокурсниками у меня не сложилось каких-то сильно дружеских отношений по нескольким причинам. Я была белой вороной из-за акцента, возраста и двоих детей. Кроме учебы, никаких общих интересов с ними не было, хотя общались мы по-приятельски. В целом, атмосфера была доброжелательной.
Что касается состава группы, то здесь все, как и у нас. Есть «ботаники», есть «хулиганы». Всегда были пара-тройка двоечников и заядлых прогульщиков, плюс пара отличников. Основная масса студентов — середнячки с оценками от 5 до 7 баллов. Несмотря на жизнерадостность и беззаботность большей части испанцев, они переживали из-за оценок и учебы. Многие нервничают перед презентациями, были и слезы — например, девушки расстраивались до слез из-за троек. Перед экзаменами все обязательно готовились упорно хотя бы одну ночь, даже если до этого момента уделяли учебе минимум времени.
Итог
Моя учеба в Испании — незабываемый, интересный и местами сложный опыт. Я продолжаю работать удаленно, используя полученные знания и опыт. Пару раз ходила на собеседования, больше ради интереса, чем желания трудоустроиться в офис. Проблема здесь (живу я в Гранаде) в том, что в этом регионе очень большой уровень безработицы и не очень много компаний, руководители которых используют современные методы развития. У многих предпринимателей до сих пор раздача листовок — высший уровень промоушена, на который они способны. Сейчас планирую переехать в Валенсию или Мадрид, где шанс получить работу в офисе гораздо выше. Правда, не уверена, что после удаленки мне понравится «стационарная» работа.
MisterN
Здание учебного заведения выглядит афигеть как супрематично. Интересно, оно такое под любым ракурсом, или под обывательским взглядом кажется более обыденным?