Помню разговор со своим старым приятелем Павлом Эйгесом, когда он был директором российского представительства McAfee. Я делился с Павлом идеями создания нашей компании, что мы будет заниматься социализацией бизнеса, продвигать корпоративные социальные сети, а Павел пытался понять, что же подвигнет людей вот так взять и поменять свои привычки со старых методов работы на новые. И как всегда разговор двух мужчин опять зашел об iPhone. Дело в том, что, когда они в 2007 году появились на свет, было не так уж и много фанатов продукции Apple. Но их предложение было настолько проще, удобнее и понятнее, что люди практически безболезненно перешли на них. Говоря научным языком, iPhone создал область пониженных трансакционных издержек.
Давайте поподробнее рассмотрим теорию трансакционных издержек и какое это имеет отношение к корпоративным социальным сетям.
Согласно институциональной экономике трансакционные издержки трактуются как «издержки сбора и обработки информации, издержки проведения переговоров и принятия решения, издержки контроля и юридической защиты выполнения контракта». Например, решение вопроса срыва поставок, замена некачественного сырья, поиск нового партнера, переговоры о стоимости и заключение контракта, защита прав собственности. Это и есть трансакционные издержки (*).
В экономике теорема о трансакционных издержках звучит так: «Если права собственности четко специфицированы и трансакционные издержки равны нулю, то структура производства будет оставаться неизменной независимо от изменений в распределении прав собственности, если отвлечься от эффекта дохода». На обыденном человеческом языке теорему можно сформулировать так: «Если нам ничего не стоит между собой договориться, то не важно, где чье».
Интересное начинается тогда, когда трансакционные издержки не равны нулю и их величина и структура начинают влиять на перераспределение прав. Применяя физическую аналогию с трением, можно сказать, что потоки ресурсов (активов) текут туда, где меньше вязкость (внутреннее трение). В переводе на язык предпринимателя получим следующее утверждение: «Если со мной проще договариваться, то договариваться будут со мной». Если я по отношению к другим умею снижать свои трансакционные издержки, то я получаю преимущества, приводящие к естественному перераспределению прав в мою пользу. Я не отнимаю права у других — они их сами отдают, потому что это выгодно. То есть, если внутри организации создать среду с пониженными трансакционными издержками – естественным образом туда будут стекаться ресурсы, активы и люди.
Приведем пример. Чтобы активнее развивался отечественный бизнес, наше государство может:
- сформировать область низких трансакционных издержек для российских производителей внутри себя (упростить процедуры и нормативы, обезопасить бизнес);
- снизить трансакционные издержки перехода на новую модель бизнеса (убедить российских бизнесменов, что новые правила не будут постоянно меняться, снизить затраты при получении целевых кредитов);
- повысить уровень внешних трансакционных издержек (запретить ввоз импортных продуктов, увеличить препятствия (например, СЭС) на ввоз импортных продуктов).
О том, что наше государство делает или не делает, предлагаю оставить за рамками данной статьи и не комментировать. Для этого есть другие форумы и блоги. А мы рассмотрим, как это преломляется в части нашей излюбленной темы – социализации бизнеса.
Наблюдение №1. Корпоративная социальная сеть сама по себе является системой, которая создает область с пониженными трансакционными издержками. Действительно, возможность получить и предоставить обратную связь без иерархических преград, удобный поиск по всей организации, возможность задать вопрос сообществу, даже еще не зная кто ответит – это мероприятия, которые делают организацию более прозрачной, а значит, снимают внутреннюю неопределенность.
Согласно теории, в зону низких трансакционных издержек стекаются активы, в том числе новые идеи. Отчасти именно поэтому корпоративная социальная сеть – удобная площадка внутри организации для экспериментирования, инноваций, генерации идей.
Наблюдение №2. Производители корпоративных социальных сетей хорошо понимают, что насильно заставить людей работать в корпоративной социальной сети невозможно, поскольку нужно внутренне личное согласие пользователя. Чтобы люди начали использовать корпоративную социальную сеть, надо, чтобы они увидели, что ту же самую работу в новой системе им делать проще. Поэтому производители корпоративных социальных сетей делают так, чтобы непосредственные пользователи и целые организации получили минимум трансакционных издержек, связанных с переходом со старой системы на новую. Например:
- практически ничего не требуется, чтобы развернуть систему для организации;
- предлагается длительное бесплатное использование;
- интерфейс сделан максимально простым, удобным и привычным, так чтобы требовалось минимум обучения;
- есть простой поиск по всей организации, чего нет ни у одной другой современной ИТ системы;
- есть интеграция с корпоративной системой авторизации пользователей, так чтобы даже лишний логин/пароль не стал препятствием для новых пользователей.
У одних это получается лучше, у других хуже, но тенденция видна налицо.
Наблюдение №3. Резкое повышение трансакционных издержек старой системы может дать дополнительный толчок к переходу на новую. Например, когда система электронной почты заглючила, сломался локальный компьютер, на котором были все ваши труды, переполнен ящик электронной почты с пометкой «на всех», понадобились идеи для импортзамещения. В общем, можно использовать подходящий момент.
Владимир Иваница Facebook | LinkedIn
(*) В статье использованы материалы из цикла «В поисках эффективности ИТ» Владимир Ананьина.
PS. Если говорить о коммуникациях, то коммуникационная трансакция должна быть связана с достижением ясности смысла, когда обе стороны коммуникации посчитали, что поняли друг друга. Таким образом общие затраты на коммуникационную трансакцию будут составлять затраты на создание самого информационного блока, который вы хотите отправить, плюс затраты на проведение коммуникационной трансакции, то есть ТИКи.
k1b0rg
"… убедить российских бизнесменов, что новые правила не будут постоянно меняться..." — хахахахаха!
vivanitsa
Ну я же просил _это_ не комментировать…