НАСА сообщило о поломке блока питания космического корабля «Орион». На устранение неисправности могут потребоваться месяцы работы. Из-за поломки график миссий программы «Артемида» может сдвинуться.
В начале ноября инженеры компании «Локхид Мартин», подрядчика, занятого строительством «Орион», заметили, что один из компонентов аппарата вышел из строя. Речь идет о резервном компоненте одного из восьми блоков питания (PDU) космического корабля, отвечающих за активацию ключевых систем, которые необходимы «Ориону» во время полета.
«Орион» — важная часть программы НАСА «Артемида», в рамках которой запланирован полет на Луну в 2024 году. Корабль будет запущен на ракете Space Launch System, или SLS, которую НАСА строило в течение последнего десятилетия. Тестовый полет для проверки обеих этих систем должен состояться в 2021 году в рамках миссии «Артемида-1». Капсула без экипажа проведет 25 дней на орбите Луны и вернется на Землю.
SLS еще предстоит пройти множество ключевых испытаний перед этим полетом, однако капсула «Орион», которую планируется запустить в рамках первой миссии практически собрана и находится в Операционно-контрольном центре НАСА в Космическом центре Кеннеди. НАСА планировало передать капсулу в отдел обработки полезных данных центра Кеннеди 7 декабря, однако этот шаг, возможно, придется отложить из-за обнаруженной проблемы.
«Несмотря на то, что PDU все еще полностью функционирует без резервного компонента, мы стараемся максимально оперативно устранить проблему, а также ведем другие работы на "Орионе", — пояснил представитель «Локхид Мартин» в комментарии для The Verge. — Мы рассчитываем на то, что в следующем году "Орион" войдет в состав исторической миссии "Артемида I" на Луну».
Заменить PDU непросто. Компонент труднодоступен: он расположен внутри адаптера, который соединяет «Орион» со служебным модулем, обеспечивающим поддержку, движение и питание капсулы во время полета в космосе. Чтобы добраться до PDU, «Локхид Мартин» пришлось бы удалить капсулу экипажа из служебного модуля, но это длительный процесс, который может занять около года. Согласно информации «Локхид Мартин», потребуется до девяти месяцев на разборку капсулы и повторную сборку в дополнение к трем месяцам последующих испытаний.
У инженеров «Локхид Мартин» есть другой вариант, но он никогда раньше не использовался и может быть сопряжен с дополнительными рисками, признают в компании. Инженеры могут проложить туннель через внешнюю часть адаптера, сняв несколько внешних панелей, чтобы добраться до PDU, хотя панели не предназначены для снятия таким образом. Этот сценарий может занять до четырех месяцев, если инженеры найдут способ его осуществить.
Третий вариант заключается в том, что «Локхид Мартин» и НАСА могли бы управлять «Орионом» как есть. PDU вышел из строя не полностью, только его резервная часть, поэтому он все еще может функционировать. Но для НАСА управление транспортным средством без запасного плана — непривлекательный вариант. По словам источников внутри агентства, до сих пор не ясно, что пошло не так внутри устройства, которое было протестировано перед установкой на космический корабль.
Если инженеры решат удалить капсулу экипажа «Орион», первый полет на SLS могут отложить до ноября 2021 года. У ракеты SLS есть и свои проблемы: она должна была впервые полететь в космос в 2017 г., но полет не состоялся. Неясно, совершит ли SLS полет в ноябре 2021 года; ключевое испытание ракеты, запланированное на конец года, было отложено без установления новой даты.
Речь идет, в первую очередь, об огневом испытании ракетного двигателя. Одной из причин очередного сдвига сроков стал ураган Зета, который прошел в конце октября недалеко от космического центра в Миссисипи, где должны были состояться испытания ракеты. Вторая причина задержки — технические неполадки. НАСА заявило, что один из восьми клапанов, которые подают жидкий водород к двигателям, показал «нестабильную работу». Инженеры заменят клапан перед тем, как приступить к заключительным тестам. Вполне возможно, что «Локхид Мартин» и НАСА смогут починить «Орион» до того, как SLS будет готова к полету.
kryvichh
Главное, разбирая и собирая агрегат, не поломать ещё что-то по дороге. А то потом снова разбирать, и ещё + год. Да и кто даст гарантию, что за год перевозок и лежания на складе какие-то узлы сами собой не выйдут из строя? Не говоря о моральном устаревании.
Пока эти ребята доведут до ума один экземпляр «Ориона», SpaceX построит и сломает на испытаниях штук 10 Starship.
Mike_soft
На моральное устаревание — плевать с высокой колокольни. МКС управляет вычислитель на основе 386 (емнип, даже sx), который устарел задолго до начала проектирования МКС.
— а после все равно придется сертифицировать Старшип в НАСА. Ну и — если в Локхидах/Боингах/Госагентсвах работа «размеренная», то — совсем недавно статья была — программисты спейсов работают впятидесятером вместо нескольких сотен, но и работают по 12 часов плюс переработки, со всеми выгораниями и прочими эффектами. Так что накосячить они тоже смогут, хотя с темпами спейсов — они и косяки обнаружат и исправят гораздо быстрее.а «гарантия невыхода из строя» — процесс вероятностный.
kryvichh
Тут вырисовывается два подхода к разработке в космической области. Один, старый, нацеленный на соблюдение процесса, и новый, нацеленный на результат. Посмотрим, что в итоге победит.
Mike_soft
старый он ведь тоже «на результат», да и новый обязан соблюдать и проходить «процессы». Но в целом — не зря же про спейсов была статья с заголовком «новичок, разворошивший индустрию». Жару они дают, свои 100 полетов сделали быстрее, чем СССР. делают то, что «так не делают» — и обгоняют «старых и заслуженных».
Хотя смотря на видео из Бока-Чики, не отпускает впечатление «стройбата в Забайкалье, строящего аэродром Степь».
jedecuz
Нацеленный на процесс — это, на самом деле не старый, это как раз новый.
А у Маска — это старый процесс времен начала ракетной гонки, когда сделали, запустили, рвануло — запустили еще…
kryvichh
Может и так. Только раньше могли и десятки образцов сконструировать, прежде чем найти оптимальное решение. В любом случае, важен итоговый результат, измеряемый затраченным временем и деньгами.
micho1973
Вот интересно, те люди что разрабатывали ПО для Боинг 737 Макс, они на скорость работали или на соблюдение техпроцесса?
kryvichh
Насколько я понимаю, там была поставлена задача внедрить изменения в конструкцию и управление таким образом, чтобы не переписывать «Руководство пользователя», и избежать дорогостоящих и длительных процедур пересертификации.
Am0ralist
Задача была не платить неадекватные «штрафные» по договору в виде отступных одному из серьезных покупателей за переобучение пилотов.
Зато сэкономили!