Композиты, необходимые и в космосе, и в беспилотниках, особенности их производства и зависимость от зарубежных поставщиков — об этом информационной службе Хабра на проектно-образовательном интенсиве «Архипелаг 2022» рассказал Вадим Микрин @purecarbon, заместитель генерального директора компании ИТЕКМА.
Для начала расскажите, пожалуйста, чем вы занимаетесь.
Производством композитов высокотехнологичного сегмента, углепластиков от армирующих наполнителей (углеродных тканей и лент, в том числе для автоматизированной выкладки) до связующих (эпоксидные, бисмалеимидные и высокотемпературные фталонитрильные связующие). Большая часть наших проектов реализуется в сферах авиации и космоса. Это, например, импортозамещение материалов в крыле и хвостовой части самолёта МС-21 — той части, что сделана из углеродных композитов. Вторые по значимости проекты приходятся на сотрудничество с компаниями-производителями беспилотников. Мы также часто выступаем инициаторами инфраструктурных проектов в области материалов, в том числе при существенной поддержке Национальной технологической инициативы.
Углепластик активно используется в строительстве беспилотников?
Самые большие потребители композитов в этой сфере — это беспилотные летательные аппараты, или БПЛА, самолётного типа, в них композиты особенно хорошо проявляют свои качества. Например, чем длиннее конструкция крыла в беспилотниках самолётного типа, тем выше преимущество использования композитов. У БПЛА вертолётного типа ситуация иная. Использование углеродных композитов в БВС вертолётного типа не все производители признают целесообразным, так как им может быть необходимо не только максимально снизить массу, но и получить устойчивую к ударам и деформациям конструкцию при оптимальной цене. И здесь углепластик может проиграть, например, стеклопластику.
А что касается мультикоптеров?
Конструкция таких летательных аппаратов (для малых беспилотников), как правило, имеет вид штанг с двигателями-пропеллерами. Компании-производители коптеров для изготовления штанг зачастую пользуются готовыми изделиями — трубами. Производители этих труб, в свою очередь, закупают связующие у нас. Если говорить о крупных беспилотниках-мультикоптерах, которые используются, например, в проектах типа «аэротакси», то там использование углеродных композитов, как правило, полностью оправдано.
Расскажите, пожалуйста, о ваших главных партнёрах в космической сфере.
Например, российская ракетно-космическая корпорация «Энергия» в настоящее время занимается созданием нового космического корабля многоразового использования «Орёл». И для его высокотемпературного лобового теплозащитного экрана мы фактически специально разработали линейку композиционных материалов.
О каком диапазоне температур идёт речь?
Композиты по возможной температуре применения делятся на разные категории в зависимости от их химического состава. Первая категория, куда входят эпоксидные связующие, ограничивается максимальной температурой 80 °С, это самая базовая категория. Вторая — примерно до 180 °С. Есть эпоксидные связующие, работающие при температуре до 200-210 °С, но это уже экзотика. Следующая группа — бисмалеимидные связующие (выдерживающие температуру до 250 °С), а за ними следует область высокотемпературных связующих, у нас такие связующие основаны на фталонитрилах.
Их особенность заключается в неклассическом поведении при приближении к температуре стеклования. Когда композит достигает температуры стеклования связующего, его механические характеристики резко падают, деталь теряет механические свойства. Фталонитрилы при достижении критической температуры не расстекловываются резко, а «выгорают» с образованием высокого коксового остатка. В результате деталь может какое-то время нести нагрузку. Например, в бескислородной среде эти материалы могут выдерживать температуру до 430-450 °С довольно длительное время.
Есть и композиты, способные выдерживать экстремально высокие температуры, выше 1000 °С. Это углерод-углеродные композиты, где и матрица, и армирующий наполнитель — это углерод. Такой композит получают методом карбонизации: нагревают полимер и выжигают из него все составляющие, кроме углерода. Такие композиты используются для изготовления тормозных дисков в самолётах и автомобилях. А для полимерных связующих 400-450 °С — критичный уровень.
При этом мы, например, сделали образец тормозного диска для велосипеда, нагрели его кратковременно до 450 °С, и он не рассыпался. Но это деталь, которая не будет подвергаться температуре 450 °С на постоянной основе. Постоянная температура, которую может выдержать композит с фталонитрильным связующим в кислородной среде, существенно ниже, около 330 °С.
Строительство корабля «Орёл» уже несколько раз переносилось. В июле Дмитрий Рогозин и РКК «Энергия» заявили, что корабль будет готов к испытаниям в 2024 году. Как вы считаете, это реальные цифры и сроки, если судить по заявкам и услугам, которые вы выполняете?
Могу сказать о том, что происходит с композитами. Длительные процессы, которые были в этой части, связаны с необходимостью технологического перевооружения предприятий. Это непростой процесс, он подразумевает закупку и освоение нового оборудования. Сейчас по части композитов всё идёт по графику.
Какие ещё продукты, которые производит ваша компания, входят в линейку поставок для «Роскосмоса»?
Наш базовый продукт — композиционные материалы и сопутствующие материалы, например клей. Кроме того, мы оказываем услуги, связанные с внедрением композитов на производство, куда входят проектирование, расчёт, прототипирование деталей. Ещё один сложный сегмент — изготовление технологической оснастки для производства деталей из композитов. Технологическая оснастка — это форма, в которой выкладывается и отверждается деталь.
В чём здесь заключается сложность: если отверждение композитов происходит при 180 °С, то требуется оснастка, которая способна выдержать эту температуру и в идеале иметь такой же коэффициент линейного температурного расширения. Если оснастку выполнить из алюминия, он при нагревании будет расширяться с одной скоростью, а деталь из композита — с другой. Есть ещё один подходящий материал для оснастки — инвар. Однако это довольно дорогой и тяжёлый сплав. Поэтому современный способ — это оснастка из композита.
Затронем тему импортозамещения. Насколько изменился запрос от рынка на отечественные материалы после введения санкций?
Сфера материалов и композитов характеризуется некоторой консервативностью. Не бывает так, чтобы сегодня ввели санкции, а завтра на предприятиях всё поменялось. Работа по импортозамещению в сфере отечественных материалов особенно активно начала вестись ещё с 2014 года: были определённые заказчики, которым важно, чтобы материалы были российскими. Как правило, это государственные заказы.
Когда были наложены санкции на «Аэрокомпозит-Ульяновск», предприятие-изготовитель крыльев для МС-21, был шок. Сертификация материала для пассажирских воздушных судов — очень дорогостоящий и длительный процесс, он начинается с испытаний пластин. Затем испытываются конструктивно подобные образцы, потом непосредственно само изделие. Всё это может занять несколько лет и будет стоить сотни миллионов рублей. Если предприятие выбрало какой-то материал, оно должно быть уверено в том, что оно этот материал будет покупать ближайшие 20-30 лет.
Решение предприятий авиационной промышленности использовать американские композиты было несколько лет назад принято по понятной причине: хотели использовать современную технологию автоматической выкладки, которой на тот момент в России не было. Кроме того, роботизированное производство обеспечивает постоянный уровень качества. Коммерчески доступного материала для автоматизированной выкладки тогда в России тоже не было. И когда стало понятно, что американское производство больше не будет доступно, у всех случился поворот в мышлении: предприятия поняли, что нужно как можно активнее локализовать производство.
То есть даже если сейчас США снимут часть наложенных ограничений, партнёры, с которыми вы работаете, всё равно будут стараться активнее привлекать местные производства и ресурсы? Опыт научил?
Разумеется. И этот процесс происходит везде, в том числе и в экономике. Мы видим, что валюта другой страны — это потенциальное экономическое оружие. Другие страны могут использовать любые свои технологии, включая финансовые, как инструмент давления, нерыночной конкуренции. Если вам один раз показали, что рубильник могут выключить, вы будете держать это в голове при принятии решений.
А что касается безопасности — насколько ваше предприятие было системно зависимо от зарубежных программных решений, например, облачных? И как уход зарубежных компаний с российского рынка повлиял на работу вашей?
Использование ключевых облачных решений у нас полностью не отменилось. Да, наложены санкции на ПО для конструкторов, для расчёта, но приобретённые программы у нас остались. Их нельзя обновить, но это пока не критично. Что касается систем ERP, систем управления предприятием, то мы используем 1С, поэтому нас ограничения в этой сфере не особенно задели.
Каковы перспективы по возможности полного перехода на отечественное ПО?
В России есть решения, которые заменяют или пытаются заменить зарубежных производителей и разработчиков не только в такой области, как офисное ПО, но и в более специализированных. Например, над этим работает компания «Фидесис», которая создаёт продукты для прочностных и смежных с ними расчётов. Стоит отметить, что они разрабатывают ПО в сфере, где отраслевые стандарты и требования потребителя существуют уже много лет.
И тем не менее, пока отечественное ПО не соответствует вашим требованиям?
Мы коммерческая организация. Для того, чтобы предприятиям были доступны эксперименты с ПО, нужно «выращивать» компании на таком уровне, чтоб они могли позволить себе эти эксперименты. Например, выручка нашего европейского конкурента Solvay достигает порядка 10 млрд евро в год, и он может позволить себе 5% от выручки потратить на НИОКР и эксперименты, а это 500 млн евро. Мы, даже когда будет запущен в серийное производство самолёт МС-21, не сможем вложить такие суммы в абсолютном выражении. Необходимо развивать наши технологические компании, чтобы они могли инвестировать по-настоящему значительные суммы в разработки, в эксперименты, в том числе и с ПО. Тогда по цепочке производители отечественного ПО будут зарабатывать больше и, соответственно, иметь возможность быстро развивать свои продукты.
Повлияли ли санкции на несистемные продукты: оборудование, компоненты для производства, комплектующие для ремонта?
В производстве мы стараемся использовать российских поставщиков или материалы, которые доступны на широком рынке. Есть классы отвердителей, которые не производятся в России, но, если их можно купить, например, в Китае и Индии, то это уже диверсификация. Что касается оборудования, то, например, оборудование для производства углеродной ленты для МС-21 было спроектировано с нуля и собрано из комплектующих. У нас есть планы по дальнейшему расширению производства, но и в этом случае мы так же хотим сделать оборудование самостоятельно, а не покупать готовое.
Был ли зарубежный поставщик, с которым прекращение сотрудничества далось особенно тяжело?
Пока процесс, к счастью, идёт хорошо. Мы, конечно, работали с зарубежными поставщиками, и нам пришлось переориентироваться. Никто нас не предупреждал, что это придётся делать так быстро, но пока удаётся найти заменители в Китае.
От Китая в отрасли многое зависит?
Обстановка в химической отрасли непростая. Даже СССР не производил всё у себя, и Россия тоже не производит. Тем не менее, хорошо, что не складывается ситуации, когда, например, в отрасли был единственный поставщик из Европы, он попрощался с нами, и мы встали. Такого нет.
Комментарии (27)
agray
24.10.2022 17:03+27Нужен поворот в мышлении, нужно отказаться от старых практик, подумать о будущем отрасли и предприятии
@
Будем закупать в Китае!zlat_zlat
24.10.2022 18:23+11Это же удобно. Потом надо только поругаться с Китаем - и вот он, готовый новый виновник всех бед в стране. Новое импортозамещение, новые олимпиарды денег.
104u
24.10.2022 18:17+5На последние вопросы ответы ни о чём, съехали с темы, начиная с вопроса о перспективности отечественного по
Gryphon88
25.10.2022 12:07+4Извините, а вот серьезно — каких ответов вы ждете? Сколько и какую часть внутренней кухни (которая может быть под коммерческой тайной, кстати) нужно раскрыть, чтобы люди, не связанные с отраслью сказали «я услышал достаточно и все понял». Возьмем к примеру компанию, которая работает не на оборонку, не шибко хайтек — литье пластика. Возили присадку из Европы, теперь возят из Китая, но характеристики плавают, разговаривают с производителем, ищут альтернативы. Технологи медитируют, продажники бегают, часть позиций временно закрылась, по части позиций задержки, планируют превозмочь в течение полугода. Шибко помогло понять проблемы отрасли? Вот ребята из «Гельтек» рассказали очень много, но как их фактически на ровном месте в комментах погрызли…
104u
26.10.2022 17:28Если честно, по мне так вопрос не в этом. Поясню: задан конкретный вопрос о перспективе перехода на отечественное ПО. Ответ начинают с офисных программ и заканчивают компанией "Фидесис". По-моему, ответ должен выглядеть примерно так: "сейчас мы не можем заменить иностранное ПО, помимо офисного, аналоги которого есть", либо же "замена идёт полным ходом, уже разработали (либо используем отечественное) такое-то и такое-то ПО"
Или, допустим, о важном поставщике. Ответ предполагается был/не был, что следует из постановки вопроса. Я не прошу предоставлять коммерческую тайну, но в чём вообще смысл таких Q&A, если вместо ответов льют воду?
MikkiKre
25.10.2022 05:32+18Да подождите с ракетами, сделайте автомобиль и комбайн хотя бы, есть ведь людям скоро нечего будет. Что же за проблема в России с имперским мышлением. Китайцы из углепластика удочки и велосипеды делают, но нет, мы будем ждать когда оживёт мёртвый MC-21. А если не оживёт? В плуг впрягать академиков и пахать?
ru1z
25.10.2022 09:56+3Я не думаю, что это вопрос к ним. Если вы спросите о чем-то производителя композитов, он ответит вам, как это связано с композитами и точка. Вряд-ли у авто и комбайнов сейчас основные сложности именно с дорогими углепластиками.
MUTbKA98
25.10.2022 11:49+2Они там ссылались на тормозные диски для великов. Я на 100% уверен, что велики прекрасно могут гонять и на стальных дисках (а на шоссе - и вовсе без них) на любом уровне, включая и ЧМ и ОИ (куда все равно дорога закрыта). Для великов начали б делать рули, подседелы, седла, обода, рамы - куда эффективнее было бы. Да хотя б флягодержатели. Но их что-то не видно.
Я думаю, если им не влом тратить силы на такой ультранишевый даже на мировом рынке продукт, как карбоновые тормозные диски для велосипедов, то уж куски корпуса для всего чего потребуется уж точно надо ваять. Если цель - ваять.
Gryphon88
25.10.2022 14:24+2Вы рыночник или государственник? Фирме платят за МС-21 — они делают композиты для МС-21. Будут платить за велики и удочки — будут делать велики и удочки. Вот ниже жаловались, что вместо чего-то полезного сделали предмет премиального потребления — тормоз для велосипеда. Так это же идеальный мелкосерийный товар, круче платино-иридиевого чапельника! Есть велосипедисты как аудиофилы, только велосипедисты, им вообще что угодно можно продать и за любую цену, если маркетинг хорош и разваливается не сразу.
purecarbon
26.10.2022 11:26+2Позвольте комментарий. Когда Вы говорите "китайцы делают удочки и велосипеды", надо уточнять, что это вполне конкретные и разные коммерческие компании-производители изделий. Они делают то, что могут сделать и продать в определенных условиях. Продать - это важно, это рынок, который доступен лично им не кому-то гипотетически. Эти компании покупают материал на открытом рынке. В композитах это разный материал от разных производителей из разных стран. Например, для элемента удочки, который производится намоткой, это волокно и связующее. К самолетам и государству производители удочек, как правило, не имеют никакого отношения.
Если конкретно кто-то видит для себя коммерческие перспективы делать удочки - он это идет и делает. Также и в России есть частные и абсолютно коммерческие производители изделий из композитов, они делают то, на что есть доступный им рынок. Удочки не производятся по причине небоходимости для положительной рентабельности продавать в больших объемах, такого рынка удочек в России нет, а на мировом рынке их достаточно.
Для того, чтобы возникла экономика и рынок, нужен спрос или недостаток предложения с определенным качеством. Сейчас есть санкции и проблемы с логистикой - возникают локальные прозводства на фоне недостатка предложения.
Авиастроение - стратегическая отрасль. Это означает, что в случае прекращения поставок, страна лишается чего-то стратегически (критически) важного для жизни. Для таких отраслей рынок во всем мире формирует в том числе государственная политика и государство же оплачивает функционирование этой отрасли. Да, это может быть "нерыночный" механизм, однако, если этого не делать, то будет потеряно время и технологии. Самолет за год не сделать. Можно сделать за 20 лет, если у вас есть специалисты и доступны материалы и комплектующие. МС-21 - абсолютно живой и не старый технически самолет. Кто думает, что западная техника идеальна - почитайте о множестве проблем с ней.
Еще раз хочу подчеркнуть - если вы заметили, что есть ниша для продукта - вас постигла большая удача. Вкладывайте туда собственные ресуры, открывайте производство - сделаете полезное дело, заработаете денег и славу. Или поймете, почему что-то не происходит :)
justPersonage
26.10.2022 11:43+1сделайте автомобиль и комбайн хотя бы, есть ведь людям скоро нечего будет.
А разве есть проблемы с комбайнами? Их что теперь не делают?
Mike-M
25.10.2022 13:34+1Даже СССР не производил всё у себя, и Россия тоже не производит.
Даже не знаю, что лучше.
С одной стороны, полная независимость одной страны от других стран — это хорошо.
С другой стороны, зачем изобретать велосипед, если его можно купить…Goupil
25.10.2022 14:16+1Перефразируя одного лысого деятеля "Жить на планете и быть независимым от соседей по ней невозможно."
justPersonage
26.10.2022 11:46С одной стороны, полная независимость одной страны от других стран — это хорошо.
С другой стороны, зачем изобретать велосипед, если его можно купить…
Велосипед не является стратегическим. В отличии от авиации. Так что да, велик можно купить.
purecarbon
26.10.2022 12:07+2Ответ на ваш вопрос, что лучше: глобальная экономика скорее улучшает качество жизни, но есть нюансы. Иногда купить сложно, иногда слишком дорого. А иногда монопольное или около монопольное положение мирового производителя в сочетании с политикой той страны, где он находится, создает условия для злоупотреблений доминирующим положением. Даже если не брать текущую ситуацию, достаточно посмотреть на ситуацию с производством винограда и вина в ЕС, где лоббируются интересы национальных производителей Франции и Италии достаточно жесткими методами в ущерб другим членам ЕС. Или ситуацию на химическом рынке, когда крупный производитель, разработавший новый продукт, начинает PR кампанию по дискредитации старого продукта конкурента по "экологическим мотивам", а уж если его представители сидят в ассоциациях или администрации...то старый продукт просто запрещают. Пример - текущая ситуация на рынке лыжных смазок, когда один очень известный производитель сильно отстал в технологиях фторполимерных смазок и провел решение их запретить. Таких примеров множество и ответ здесь классический - ключ в балансе интересов и диверсификации.
Если брать крупнотоннажную химическую промышленность, то это часто очень крупные инвестиции (которые нужно откуда-то взять) и низкая маржинальность с длительными сроками окупаемости. В технологическом плане нужно обладать технологиями для производства с низкими издержками. В плане спроса - на весь объем производства нужен спрос, а такого спроса может не быть не только в рамках страны, но и на глобальном рынке. Вот вам и ответ, почему какие-то вещества не производятся в каждой стране.
Bronx
27.10.2022 00:28+3Другие страны могут использовать любые свои технологии, включая финансовые, как инструмент давления, нерыночной конкуренции.
Рынок там, где соблюдается законность. Вышел из правового поля, откровенно положив на международные законы — прощай.
Gryphon88
27.10.2022 12:18Вы наверняка слышали типовые возражения. Просто некоторым странам можно говорить про угрозу национальной безопасностью и накладывать вирусные санкции, при этом формально не нарушая законов, а когда так делают другие — это торговая война, вмешательство в свободный рынок и, опа, угроза национальной безопасности.
Jetmanman
27.10.2022 11:12Роскосмос труп как на уровне целей, так и на уровне возможностей. Возить туалетную бумагу на МКС и содержать ее ради самообслуживания это неадекватная цель для целой отрасли.
uzverkms
Опять не в том мышлении происходит поворот.
nanmen
Социалистическая революция, не?